Научная статья на тему 'Психологическая адаптация студентов вуза'

Психологическая адаптация студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3802
536
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ АДАПТИВНОСТИ / ADAPTATION / MALADJUSTMENT / INDICATORS OF ADAPTABILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Авдеенко А. С.

Данная статья посвящена проблеме адаптации и дезадаптации студентов в условиях обучения в вузе. Прослеживается динамика адаптации на разных этапах обучения. В статье рассматриваются процесс адаптации в целом, проведен анализ основных теоретических положений о проблеме адаптации. Приведены результаты исследования уровня адаптативности студентов вуза. Описаны показатели адаптации и дезадаптации студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS OF HIGH SCHOOL

This article deals with the problem of adaptation and maladjustment of students in university studies. Traced the dynamics of adaptation at different stages of training. The article deals with the adaptation process as a whole, an analysis of the major theoretical positions on the issue of adaptation. The results of the study of adaptive level university students. We describe the adaptation and performance of students maladjustment.

Текст научной работы на тему «Психологическая адаптация студентов вуза»

УДК 159.9.072 ББК 88

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

А.С. АВДЕЕНКО, ГБОУВПО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия

e-mail: [email protected]

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме адаптации и дезадаптации студентов в условиях обучения в вузе. Прослеживается динамика адаптации на разных этапах обучения. В статье рассматриваются процесс адаптации в целом, проведен анализ основных теоретических положений о проблеме адаптации. Приведены результаты исследования уровня адаптативности студентов вуза. Описаны показатели адаптации и дезадаптации студентов.

Ключевые слова: адаптация, дезадаптация, показатели адаптивности.

Актуальность. Обучение в высшем учебном заведении для современного молодого человека - один из важнейших периодов его жизнедеятельности, личностного роста и становления как специалиста с высшим образованием. Поиск путей успешной адаптации к изменившимся социальным условиям и новой деятельности является насущной проблемой для каждого, кто переступил порог вуза.

Способность адаптироваться, преодолевать трудности, найти свое место в жизненном пространстве является решающим фактором успешного развития молодого человека, а в будущем - специалиста с высшим образованием. В вузах, процесс обучения студентов налаживается непросто,

характеризуется большой динамичностью психических процессов и состояний, которые обусловлены изменением социальной среды.

Научная и практическая актуальность проблемы адаптации заключается в том, что современное образование заинтересовано сохранить и улучшить психическое здоровье человека. Поэтому изучение динамики адаптации человека в условиях обучения в вузе приобретает в настоящее время фундаментальное значение.

Процесс адаптации студентов вуза к учебной деятельности выступает как диалектическое единство противоположных сторон: приспособление индивида к среде и активного изменения данной среды. Причем обе стороны не существуют друг без друга и служат в совокупности выражением единого процесса освоения человеком окружающей его

адаптируемой среды. Следовательно, процесс адаптации происходит в деятельности индивида как специфическое социально-психологическое состояние личности.

Адаптация человека - это процесс активного взаимодействия человека с природой, способствующий не только оптимальной жизнедеятельности, но и дальнейшему нормальному биологическому и социальному развитию человечества. Психологическая адаптация - это процесс психологической включённости личности в системы социальных, социально-психологических и

профессионально-деятельностных связей и отношений, в исполнение соответствующих ролевых функций.

Источником адаптации (или дезадаптации) является сам человек, особенности его личности - ценностная ориентация, цели, возможности достижения их в социальной среде. Эффективность социально-

психологической адаптации в значительной степени зависит оттого, насколько адекватно человек воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации. Данная проблема является актуальной для детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения [1, 3].

Достижение определенного уровня адаптированности зависит от того, какие стратегии адаптивного поведения выбирает человек в ситуации взаимодействия с окружающей средой и как эти стратегии сочетаются между собой.

Существуют исследования, показывающие, что наибольший адаптивный эффект, отражающий высокий уровень

адаптированности, дает сочетание стратегий, направленных на активное и одновременное изменение себя и окружающей среды. К умеренному результату адаптации приводит внешнее приспособление субъекта обучения к образовательной среде, не вызывающее внутриличностных изменений, а также две альтернативные модели поведения: уход из среды или же выжидание внешних и внутриличностных изменений. Низкий уровень адаптированности, связанный с выраженным негативным эффектом в адаптации, проявляется в отказе субъекта от взаимодействия с внешним окружением и в погружение в свой внутренний мир.

Оптимальной, наиболее благоприятной для развития личности является стратегия, условно называемая нормальной адаптацией. Смысл ее в том, что обучающийся решает проблемную социальную ситуацию, реагирует на новые отношения путем действия, поступка, отношения, не идущих вразрез с общепринятыми нормами и ценностями, а, наоборот, утверждающих их, т. е. имеющих созидательный общественный смысл.

Высоко адаптированные учащиеся, не обладающие таким потенциалом, устраняют рассогласование со средой иным путем, очень часто встречающимся в педагогической практике. Имеется в виду стратегия конформизма, т.е. слепого, некритического подчинения господствующим установкам, в том числе и асоциальным. Надо учесть и то, что к такой стратегии безвольного или некритичного учащегося буквально

подталкивает огромная сила конформного давления, характерная для групп подросткового возраста. Учащемуся гораздо легче встать в оппозицию к взрослому миру, нежели противопоставить себя группе.

Прогноз поведения и личностного развития учащегося с низким уровнем воспитанности и высоким уровнем адаптированности будет зависеть от нравственного знака средового окружения. В сплоченной группе с активными гуманистическими и трудовыми установками этот учащийся будет стараться идти в ногу со всеми, и прогноз его нравственного и профессионального поведения в училище в целом благоприятен.

В группе же с асоциальными установками такой учащийся легко принимает все отклоняющиеся формы ее бытия. Именно повышенная средовая зависимость на основе высокой адаптированности является причиной участия в общем неплохого подростка в групповых правонарушениях (актах

вандализма, хулиганства в общественных местах, насилия над личностью), а также отклоняющегося поведения (сквернословие, грубость, отказ от поручений, циничное шутовство). Опытные педагоги отлично знают этот эффект группового заражения. Как только подросток изолирован от группы, беседует наедине с педагогом или оказывается один в семье, толпе, незнакомом месте, так его как будто подменяют: никаких диких выходок, нормальный парень.

Кроме конформистской существует и другая достаточно эффективная адаптивная стратегия - защитная адаптация, имеющая пассивно-оборонительный смысл. Личность

приспосабливается к обстоятельствам, решает трудную житейскую ситуацию путем глухой и сильной психологической защиты от нее. Защитные механизмы включаются в том случае, если учащийся сам, своими силами, через созидательный поступок решить проблему приспособления не может.

В университете студенты сталкиваются с рядом проблем, разрешение которых без должной организации и управления со стороны педагогов может привести к стрессам, неуспеваемости и значительному ухудшению здоровья.

От того, как долго по времени происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов. Адаптация к вузовским условиям учебы, досуга связана с резким изменением социального положения личности. Происходит усложнение

деятельности, юноши и девушки вступают в новую для них систему отношений (традиции, стереотипы, ценности и т.д.), меняется и представление о содержании предстоящей деятельности, об особенностях новой социальной микросреды.

Адаптироваться нужно: во-первых, к учебному процессу, который во многом отличается от школьного. Между преподавателем и студентом возникает барьер из-за различия в методах обучения в общеобразовательной школе и вузе. Новая

обстановка во многом обесценивает приобретенные в школе способы усвоения материала. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой. Во-вторых, к новому коллективу. Определить «свое место под солнцем», завоевать авторитет и уважение однокурсников. Студент, поступивший в вуз, задает себе вопросы: что я могу, что не могу, как меня воспринимают однокурсники, лучше я или хуже других. В-третьих, на протяжении начальных курсов осознается призвание к избранной профессии, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности. В-четвертых, к новым условиям жизни: самостоятельной организации учебы, быта, свободного времени. В-пятых, к новым отношениям с родителями, т.к. подросток становится постепенно независимой личностью [2].

Исследования показывают, что

первокурсники не всегда успешно овладевают знаниями отнюдь не потому, что получили слабую подготовку в средней школе, а потому, что у них не сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки.

Многие первокурсники на первых порах обучения испытывают большие трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы, они не умеют правильно конспектировать лекции,

самостоятельно работать с учебниками, находить и добывать дополнительные знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли.

Известно, что методы обучения в вузе резко отличаются от школьных, так как в средней школе учебный процесс построен так, что он все время побуждает ученика к занятиям, заставляет его работать регулярно, иначе очень быстро появится масса двоек. В иную обстановку попадает вчерашний школьник, переступив порог вуза. В результате нередко возникает мнение о кажущейся легкости

обучения в вузе в первом семестре, формируется уверенность возможности все наверстать и освоить перед сессией, возникает беспечное отношения к учебе. И тогда, не сдав все экзамены, не получив зачетов, студент, не обладающий высокой работоспособностью, самоорганизацией и высокой мотивацией просто теряет веру в себя и интерес к учебе [6].

Для определения проблем и условий процесса социальной адаптации студентов психологами была разработана анкета. Проведенное исследование показало, что выбору будущей профессии способствовали: желание получить высшее образование; интерес к профессии; престиж вуза.

К трудностям адаптации в вузе студенты 1-го курса относят: непроявление инициативы первыми и предпочтение, когда с ними знакомятся; ощущения стеснения и неуверенности в новом коллективе; утомление и нервное перенапряжение; большой объем и трудное усвоение учебно-методического материала; резкое увеличение нагрузки.

Студенты 3-го курса указали на следующие аспекты, которые помогли им в процессе адаптации: умение общаться; сложившиеся в группе отношения; умение вести себя в коллективе; участие в факультетских и университетских мероприятиях и

соревнованиях; занятия в спортивных секциях университета [5].

Наиболее предпочтительными жизненными ценностями из 11 предложенных для студентов являются: отношения с родителями; общение с друзьями; уважение окружающих, развлечения.

Свободное время студенты используют на: занятия спортом; походы, поездки с друзьями на природу; посещение дискотек и клубов; самообразование. Большинство студентов указали на то, что они охотно участвуют в общественных делах группы, курса, факультета.

Специалисты считают, что адаптационный период завершается к концу 3-го курса, когда влияние довузовских факторов становится менее значительным, большинство студентов адаптируется к новым условиям жизнедеятельности.

Анализ результатов исследования показал, что студенты 3-го курса имеют более высокий уровень показателей, характеризующих адаптивность, нежели студенты 1-го и 2-го курсов.

В данном исследовании принимали участие, в качестве испытуемых 37 студентов, учащиеся 1 и 4 курсов. Студенты 1 курса в количестве 17 человек и 4 курса в количестве 20 человек, из которых 34 девушки и 3 юноши.

При сравнении полученных результатов в нашем исследовании и статистических норм выявлены показатели, как превышающие норму (адаптивность - 137,7 и 119,0; принятие себя -47,3 и 37,0; внутренний контроль - 51,8 и 45,5), так и имеющие значения ниже нормы (дезадаптивность - 85,5 и 119,0; непринятие себя - 14,2 и 24,5; непринятие других - 16,4 и 24,5; эмоциональный дискомфорт - 17,2 и 24,5; внешний контроль - 20,8 и 36,0). При интерпретации полученных данных нужно учитывать и возраст респондентов. По сравнению с ребенком юноша уже способен более объективно оценивать свой опыт и рассматривать открывающиеся перед ним возможности. Он постепенно осознает точки зрения других людей и начинает более реалистично судить о мотивах их действий.

Интегральный показатель «Адаптация» имеет статистически значимую прямую зависимость с такими параметрами, как: «Принятие других», «Эмоциональный комфорт», «Интернальность»,

«Доминирование» и «Лживость». Т.е., с повышением адаптации респондента повышаются его показатели принятия себя, эмоционального комфорта, интернальности, способности к доминированию и лживости. И, наоборот, с понижением адаптации (т.е. повышением дезадаптации)

вышеперечисленные показатели снижаются.

Интегральный показатель «Лживость» связан статистически значимой прямой (положительной) корреляцией со следующими интегральными показателями: адаптация, интернальность и доминирование. Таким образом, при высокой лживости наблюдается высокие показатели адаптации, интернальности (или внутреннего контроля) и доминирования, и, наоборот, при низкой лживости вышеперечисленные показатели снижаются. Наблюдается интересная зависимость - более адаптивные, имеющие высокий внутренний контроль и способности к доминированию более склонны к неправдоподобным ответам.

Эскапизм - стремление человека уйти от действительности в мир иллюзий. Часто

возникает в кризисных ситуациях. Может проявляться в виде физического ухода от мира (в глухие деревни и т.п.), так и без этого - когда при отсутствии изоляции от общества, человек перестает проявлять интерес к принятым в обществе ценностям, предпочитая мир своих грез.

Исследования следующей методики показали высокие результаты, преобладающие по следующим интегральным показателям: адаптивность, способность к творчеству, исполнительность и коммуникабельность. Это говорит о том, что процесс адаптации как на 1 курсе, так и на 4 прошел успешно. Не смотря на то, что 4 курс адаптирован к процессу обучения, так как студенты обучаются не первый год, 1 курс за столь короткий срок адаптировался к учебе в вузе не хуже. Самые низкие результаты по двум интегральным показателям: исполнительность и

работоспособность. Данные показатели свидетельствуют о том, что у студентов отсутствует контроль, они не исполняют обязательства. Работоспособность зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических ресурсов индивида. Редко приводят в исполнение решения, постановления, практически не осуществляют управление чем-либо, не старательны, медленно выполняют какие-либо поручения, обязанности [4].

Адаптация студентов к учебно-профессиональной деятельности в условиях вуза зависит от организации процесса обучения, который необходимо проектировать таким образом, чтобы условия обучения студента требовали от него совокупности самостоятельных действий, в определенной мере моделирующих будущую

профессиональную деятельность. Это будет способствовать формированию

самостоятельности как черты личности студента и усвоению необходимого объема умений, знаний, навыков [6, 7].

Следует отметить, что, по мере ускорения общественного развития, ускоряется и интенсивность адаптационных процессов в обществе в целом. Готовность к переменам становится одним из главных условий жизненного успеха человека.

Список литературы

1. Андреева А.С. Роль семьи в формировании личности ребенка / А.С. Андреева // Сборник статей международной научно-практической конференции «Оздоровление общества на основе укрепления института семьи и семейных ценностей». - Челябинск. - 2015. - с. 6-11

2. Андреева А.С. Роль семьи в самоопределении и социальной адаптации студента высшего учебного заведения /А.С. Андреева, О.А. Качанова // Сборник статей международной научно-практической конференции «Оздоровление общества на основе укрепления института семьи и семейных ценностей». - Челябинск. - 2015. - с. 12-18

3. Андреева А. С. Эмпирическое исследование ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста, проживающих в сельской местности / А.С. Андреева // Материалы III всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Психолого-социальная и медико-реабилитационная поддержка незащищенных слоев населения». - Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2013. -№ 1 (3). - с. 12-15.

4. Соболева Е.В. Анализ личностного ресурса студентов-первокурсников психологических специальностей / Е.В. Соболева // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4 - [Электронный ресурс] - URL: http://www.science-education. ru/118-14405

5. Соболева Е.В. Феномен жизнестойкости в зарубежных и отечественных исследованиях / Е.В. Соболева, О.А. Шумакова // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - Т. 2. -№ 5 (37) - [Электронный ресурс] -URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34519

6. Соболева Е.В. Жизнестойкость как адаптационный ресурс иногородних студентов / Е.В. Соболева, О. А. Шумакова //Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. -2014. - № 2 (37). - с. 84-86.

7. Соболева Е.В. Субъективные факторы психической адаптации студентов в новой личностно значимой социальной ситуации / Е.В. Соболева //Психология обучения. - 2014. - № 06. - с. 74-80.

PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS OF HIGH SCHOOL

A.S. AVDEENKO, SUSMU, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]

Abstract

This article deals with the problem of adaptation and maladjustment of students in university studies . Traced the dynamics of adaptation at different stages of training. The article deals with the adaptation process as a whole, an analysis of the major theoretical positions on the issue of adaptation. The results of the study of adaptive level university students. We describe the adaptation and performance of students maladjustment.

Keywords: adaptation, maladjustment, indicators of adaptability.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.