Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ CОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ'

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ CОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
64
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / АDAPTATION / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / PSYCHOLOGICAL DISADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ширшова О.В., Воронина Е.В.

В статье рассматриваются условия, способствующие успешной социально - психологической адаптации студентов первокурсников в среднем профессиональном учебном заведении. А также трудности, с которыми сталкиваются студенты во время обучения в учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ CОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ»

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ

УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

1 2 © Ширшова О.В. , Воронина Е.В.

1Магистрант, кафедра педагогики и психологии;

2кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии.

ФГАОУ ВО Тюменский государственный университет

Аннотация

В статье рассматриваются условия, способствующие успешной социально -психологической адаптации студентов первокурсников в среднем профессиональном учебном заведении. А также трудности, с которыми сталкиваются студенты во время обучения в учебном заведении.

Ключевые слова: адаптация, социально-психологическая адаптация, социальная адаптация, психологическая адаптация, психическая дезадаптация.

Keywords: аdaptation, socio-psychological adaptation, social adaptation, psychological adaptation, psychological disadaptation.

Одной из наиболее значимых трудностей обучения в современном колледже представлена адаптация студентов к учебным нагрузкам, а также к внезапной смене социальной и психологической среды.

Поступив в среднее профессиональное учреждение, студент-первокурсник встречается с абсолютно новыми для него способами организации образовательного процесса: с одной стороны, большая интенсивность исследования учебного материала, с другой стороны, недостаточные умения самостоятельной деятельности и привычка изучать учебные знания в готовом варианте. Так же студент начинает осваивать новые виды работы (овладение специальности, производственная практика), знакомится с новым коллективом академической группы.

Успех и позитивная динамика процесса адаптации зависят от системы объективных и субъективных условий, функционального состояния студента. Отсюда вытекает трактовка понятия «адаптация» как процесса приспособления студентов к новым условиям жизнедеятельности, новой социальной ситуации.

Необходимо определить особенности социально-психологической адаптации студентов первого курса к обучению в системе СПО, сформулировать соответствующие рекомендации, благоприятствующие качественной адаптации личности в студенческой среде [1, 108].

Рассмотрим непосредственно сам процесс социальной адаптации студентов в СПО, который напрямую связан с социальными преобразованиями в современном обществе разных аспектов жизнедеятельности, требующих установленных изменений. Основными компонентами адаптации считаются новая социальная среда, другой коллектив, система учебных отношений и новая социальная значимость, которые проявляют положительное или отрицательное воздействие на процесс приспособления студента. Социальный аспект адаптации сопряжен с проблемами принятия новых общественных норм, установления и поддержания установленного социального статуса в новом коллективе. Сам процесс адаптации подразумевает понимание социального статуса, ролевого действия в системе межличностных взаимоотношений.

© Ширшова О.В., Воронина Е.В., 2017 г.

Адаптационные процессы осуществляются регулярно, так как непрерывно возникают изменения и в социальных условиях нашей жизнедеятельности, и в нас самих. Ученые выделяют две разновидности адаптационных процессов:

Одним из видов социальной адаптации является адаптация к изменившимся макросоциальным условиям. Второй вид определяют процессы, обусловленные резкой сменой индивидом социальной среды. Интерес представляет второй вид адаптационных процессов, связанный с изменением сложившихся стереотипов вчерашних школьников при вхождении в незнакомую для них социальную среду с новым статусом - статусом студента [2, 31].

Социальная адаптация содержит две формы: активную, когда человек старается оказать воздействие на среду с тем, для того чтобы поменять её, и пассивную, когда он не стремится к такому влиянию и изменению. Характеристики эффективной социальной адаптации - высокий социальный статус индивида в предоставленной среде, а так же его психологическая удовлетворенность данной сферой в целом и её более значимыми для него элементами (сконцентрированная удовлетворенность трудом и её критериями, её содержанием, вознаграждением, организацией). Признаками низкой социальной адаптации представлены перемещение индивида в иную социальную среду. Успешность социальной адаптации зависит от характеристик среды и индивида [3, с.38].

Другой немало важный аспект, который надо рассмотреть - это психологическая адаптация студентов на начальных этапах обучения.

Идентификация личности с новым социальным статусом студента - первокурсника может спровоцировать ряд нарушений нервно-психического состояния: тревожность, нервно-психическое напряжение, снижение и колебание фона настроения, а также некоторые личностные изменения, например, неадекватную, неустойчивую самооценку. Все это связано с особенностями адаптационных процессов, испытываемых студентом на начальных этапах обучения.

В основе выявленных нарушений нервно - психического состояния студентов первого курса лежат три группы факторов психической дезадаптации: биологические (физиологические), социальные (средовые), психологические (личностные) [4, 87].

С целью сохранения и поддержания психического здоровья студентов следует формирование психологической службы. Главным направлением ее работы может стать психологическое сопровождение студентов- первокурсников. Предложенная форма подобного сопровождения содержит в себе психодиагностику (подготовительную и углубленную) разные виды психокоррекции, способы психопрофилактики, и консультации согласно вопросам изучения и общения.

При подготовке студентов важной задачей является выявление и развитие адаптивно важных качеств личности, способствующих достижению ими высоких результатов в различных видах деятельности, основными среди которых являются учебная и коммуникативная[6, 121].

Нами проведено исследование социально-психологической адаптации 20 студентов 16-17 лет на базе многопрофильного техникума, обучающихся на первом курсе по специальностям «Парикмахеры».

Опросник социально-психологической адаптации Р. Даймонда - К. Роджерса позволил выделить комплекс психологических проявлений, которые сопровождают процесс социально-психологической адаптации и ее совокупные показатели, такие как адаптация, интернальность, принятие других, самопринятие, эмоциональная комфортность и стремление к доминированию.

После проведения данного опросника нам также удалось выявить 3 уровня социально-психологической адаптации и 3 группы студентов:

- группа А - 30 % студентов - имеют стремление к лидерству, руководству в решении задач, зачастую личностно значимые задачи решаются за счет окружающих. Высокая

самооценка индивида, удовлетворённость личности своими характеристиками. Они активно адаптируются в новой среде

- группа Б - 30 % студентов - такая группа говорит о степени (уровне) потребности личности в общении, взаимодействии, совместной деятельности. Адекватная определённость в своём эмоциональном отношении к происходящей действительности, окружающим предметам и явлениям.

- группа B - 40% студентов - имеют незрелость личности, дисгармонию в сфере принятия решения, являющиеся результатом постоянных неуспешных попыток индивида реализовать цель или наличия двух и более равнозначных целей. Неудовлетворённость индивида своими личностными чертами.

Нами было определено, что адаптивным студентам присущи инициативность, гибкость и стеничность переживаний в поведении, обучении и в ходе коммуникации, внешняя направленность психической активности, высокий уровень самоконтроля и саморегуляции. В то время как менее адаптивные студенты различаются более частыми, чем у адаптивных, отсутствием стремления к проявлению активности и астеническими переживаниями в разных областях жизнедеятельности; ригидностью в действии и общении, а также более выраженными эмоциональной чувствительностью, замкнутостью в себе, своем внутреннем мире. Они как правило неразговорчивы, выбирают уединение и неторопливую спокойную работу; обладают довольно узким кругом друзей; типичные способы исполнения различных заданий; нередко ощущают тревогу, беспокойство и опасение перед выполнением разных видов деятельности, чувство вины, волнение от того, что они хуже других, ощущают себя несчастными без достаточных на то причин [5, 77].

Литература

1. Верозуб, А.С. - Адаптированность и темперамент студентов// Вестник РУДН. - Серия «Психология и педагогика». - 2012. - № 4. - С. 106-114.

2. Воронина Е.В. - Социальное проектирование как средство профессионального самоопределения / Е.В.Воронина, О.В. Музыченко // Молодой учёный .-2016.-№ 6. -С. 30.

3. Дмитриенко, С.А. - Формирование навыков адаптации к профессиональной деятельности /С.А.Дмитриенко // Среднее профессиональное.-2007. - № 2. -С. 38-41 .

4. Колобков В.Ф. Моделирование системы профессиональной адаптации студентов средних специальных учебных заведений/ В.Ф. Колобков //. М.: ИПР СПО - 2005. - С. 134 .

5. Профессиональная педагогика / под ред. С.Я. Батышева и А.М. Новикова. М.: Ассоц. «Проф. образование», 2010

6. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. М.: Прайм-Еврознак, 2006. - С.204.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.