Научная статья на тему 'Адаптационный тренинг как способ формирования профессиональной готовности студентов к психолого-педагогической деятельности'

Адаптационный тренинг как способ формирования профессиональной готовности студентов к психолого-педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / PROFESSIONAL READINESS / SOCIAL ADAPTATION / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / PROFESSIONAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гакаме Юлия Даудовна, Лакреева Анна Владимировна

В статье отмечена важность формирования профессиональной готовности студентов к психолого-педагогической деятельности в период адаптации к образовательной среде вуза, проанализированы основные понятия и категории в области данной проблематики. Также представлена модель адаптационного тренинга для первокурсников, её структура и этапы реализации. Дана содержательная характеристика каждого модуля тренинга с описанием включённых в него компонентов (целевой, содержательный, результативный). Предложена структура занятий с группой первокурсников в рамках данной формы работы с обозначением целевой направленности стадий. Обозначены количественные и качественные результаты апробации разработанной модели тренинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гакаме Юлия Даудовна, Лакреева Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation training as a way of shaping students' professional readiness for psychological and educational activities

The article noted the importance of the formation of students' professional readiness for psychological and educational activities during the period of adaptation to the educational environment of the university, the main concepts and categories in the field of this problem are analyzed. Also presented is a model of adaptation training for freshmen, its structure and stages of implementation. The informative characteristic of each module of training is given with the description of the components included in it (target, substantial, effective). The structure of employment with a group of first-year students in the framework of this form of work with the designation of the focus of the stages was proposed. The quantitative and qualitative results of testing the developed training model are indicated.

Текст научной работы на тему «Адаптационный тренинг как способ формирования профессиональной готовности студентов к психолого-педагогической деятельности»

□ Высокий уровень ИСредний уровень О Низкий уровень

.50

Рисунок 5 - Уровень развития англоязычной речи учащихся экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента

Из представленной диаграммы следует: высокий уровень развития англоязычной речи -у 14 человек (50%). Средний уровень - у 11 человек (39%), низкий уровень - у 3 человек (11 %). Каждый ученик прошел порог успешности в 20 баллов (половина теста). Больше половины школьников (18 человек) написали тест с результатом выше 30 баллов.

Таким образом, уровень развития речи учащихся экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента значительно выше, чем на констатирующем этапе. В контрольном классе динамика уровня развития речи учащихся по указанным параметрам существенно ниже.

На основе полученных данных, можно сделать вывод об эффективности разработанной технологии развития речи младших школьников на уроках английского языка в аспекте культурологического подхода по параметрам: 1) знание фонетики; 2) знание лексики; 3) знание грамматики; 4) перевод знаний из пассивного словарного запаса в активный; 5) умение перевода на английский язык. Обозначенная технология включает концептуальную основу, целевой, содержательный, процессуальный и результативный компоненты.

Литература:

1. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 2003. - 560 с.

2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогические технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

3. Гайсина Г.И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования. -М„ 2002.-214 с.

4. Данилов М. А. Дидактика. - М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1957.-517 с.

5. Джумбаева Н.Э. Педагогические термины и понятия. - Кариши, 2014. - 70 с.

6. Крылова Н.Б. Культурология в обучении. - М„ 2000.-272 с.

7. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс. - М.: Владос, 1995. - 336 с.

8. Мазалова М.А., Уракова Т.В. История педагогики и образования: пособие для сдачи экзамена. -М.: Высшее образование, 2006. - 192 с.

05

1-Н

О

со

О-<

о

со

КД" У

ADAPTATIONTRAINING AS A WAY OF SHAPING STUDENTS'PROFESSIONAL READINESS FOR PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES

Gakame Yulia Daudovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor Lakreeva Anna Vladimirovna, Senior Lecturer Kuban State University, Krasnodar

The article noted the importance of the formation of students' professional readiness for psychological and educational activities during the period of adaptation to the educational environment of the university, the main concepts and categories in the field of this problem are analyzed. Also presented is a model of adaptation training for freshmen, its structure and stages of implementation. The informative characteristic of each module of training is given with the description of the components included in it (target, substantial, effective). The structure of employment with a group of first-year students in the framework of this form of work with the designation of the focus of the stages was proposed. The quantitative and qualitative results of testing the developed training model are indicated.

Keywords: professional readiness; social adaptation; socio-psychological adaptation; social adaptation; professional adaptation.

АДАПТАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ КАК СПОСОБ УДК 378.18

ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ВАК РФ 13.00.08 СТУДЕНТОВ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье отмечена важность формирования профессиональной готовности ©ГакамеЮ.Д., 2019 студентов к психолого-педагогической деятельности в период адаптации к ©Лакреева А В 2019 образовательной среде вуза, проанализированы основные понятия и категории в области данной проблематики. Также представлена модель адаптацион-

> <

Ш

S

О LU T

<

CI Ш

с

*

10

ГАКАМЕ Юлия Даудовна,

кандидат педагогических наук, доцент

ЛАКРЕЕВА Анна Владимировна, старший преподава тель

Кубанский

го с уд аре твенный

университет, Краснодар

ного тренинга для первокурсников, её структура и этапы реализации. Дана содержательная характеристика каждого модуля тренинга с описанием включённых в него компонентов (целевой, содержа тельный, резуль та тивный). Предложена структура занятий с группой первокурсников в рамках данной формы работы с обозначением целевой направленности стадий. Обозначены количественные и качественные результаты апробации разработанной модели тренинга.

Ключевые слова: профессиональная готовность; социальная адаптация; соци-ально-психологическая адаптация; профессиональная адаптация.

Изменения приоритетов в целевых установках высшего образования ориентированы на подготовку конкурентоспособного, компетентного специалиста. Осознанность профессионального выбора, готовность к осуществлению соответствующей деятельности, творческий подход являются важнейшими компонентами, закладываемыми в процессе обучения в вузе. Уже на первых этапах адаптация субъекта может осложниться целым рядом факторов: неудовлетворенностью результатами учебы, изменением социального статуса и интеграция в новые учебные условия и коллектив, сомнениями в правильности выбора будущей профессии. По мнению ряда авторов (Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, В.А. Моляко, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, В.А. Семиченко, В.А. Сластенин), именно успешная адаптация в среде вуза является одной из значимых ступеней в процессе формирования готовности будущих специалистов.

Теоретический анализ научных источников позволил выявить междисциплинарный характер понятия "готовность". В рамках психологической теории, Д.Н. Узнадзе определял готовность как "психологическую установку, направленную на выполнение того или иного дела" [3]. В педагогических исследованиях термин "готовность" чаще употребляют в контексте подготовки к тому или иному виду деятельности (Н.В. Кузьмина, А.Г. Мороз, В.А. Сластенин и др.). Профессиональная готовность, по мнению C.B. Витвицкой, "выступает не только как результат, но и цель профессиональной подготовки, начальное и основное условие эффективной реализации возможностей каждой личности" [2]. В.А. Сластенин разделяет профессиональную готовность специалиста на потенциальную готовность, предполагающую определённый уровень готовности субъекта к активной деятельности, наличие устойчивых "знаний, умений, навыков профессиональной деятельности, профессионально важных качеств, ценностей личности, ее отношений, в целом определенный уровень профессионально необходимого потенциала личности" и непосредственную, ситуативную готовность [1].

Особое внимание необходимо уделять развитию потенциальной и ситуативной готовности студентов в период адаптации. Г.Ф. Кумарина, рассматривая в социально-педагогическом аспекте, процесс адаптации характеризует как выработку адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды. Социальная адаптация предполагает процесс активного приспособления индивида к условиям социокультурной среды. В рамках социальной адаптации выделяют профессиональную и социально-психологи-ческую адаптацию (формальная, общественная, дидактическая). Процесс формальной адаптации рассматривается как приспособление информационно-познавательного характера, охватывающее содержание обучения, специфику структурной организации образовательного учреждения, особенности взаимодействия в системе

субъектов новой образовательной среды. Внутренняя интеграция, характеризующая индивидов в студенческое сообщество в целом и учебные группы в частности, происходит в процессе общественной адаптации. Дидактическая адаптация подразумевает приспособление студентов к новым педагогическим технологиям и способам организации познавательной и научно-исследова-тельской деятельности.

Успешное решение проблемы формирования профессиональной готовности обучающихся возможно лишь при воздействии на все формы адаптации студентов к образовательным условиям. Форма тренинго-вой работы с обучающимися позволяет вовлечь в активную познавательную деятельность студентов, даёт возможность моделирования различных ситуаций объективной реальности, развивает у участников рефлексивные умения. Практико-ори-ентированный характер подготовки будущих специалистов позволяет охватить разные уровни социально-психологической адаптации студентов.

С целью формирования профессиональной готовности студентов к психолого-педагоги-ческой деятельности нами была разработана и реализована модель адаптационного тренинга для первокурсников. В данном мероприятии принимали участие обучающиеся пси-холого-педагогического направления 1-5 курсов. В роли тренеров выступали студенты старших курсов, совершенствуя опыт психоло-го-педагогической деятельности и получая возможность включения в профессиональную деятельность через формы, моделирующие реальные ситуации.

Апробация тренинга осуществлялась на базе ФГБОУ ВО "Кубанский государственный университет" факультета педагогики, психологии и коммуникативистики в период с 2013 г. по 2018 г. (рис. 1).

Реализация программы тренинга включает несколько этапов, представленных ниже.

1. Организационно-подготовительный:

- приглашение абитуриентов к участию в тренинге (письменное уведомление в приемной комиссии, анонс в социальных сетях, смс-рассылка);

- проведение школы тренеров;

- обновление программы тренинга с первокурсниками с учетом новых образовательных потребностей вуза.

Модуль «ШКОЛА ТРЕНЕРОВ» Модуль «Я - ПЕРВОКУРСНИК»

+ ♦ * 1

Профессиональная адаптация Формальная адаптация Общественная адаптация Дидактическая адаптация

Выработка навыков организации психолого- ледагогической деятельности, её реализации и анализа Знакомство со структурой образовательного учреждения, содержанием обучения в нём. предъявляемыми требованиями и своими обязанностями Развитие навыков конструктивного взаимодействия в студенческой среде сверстников, формирование положительного эмоционального отношения к ВУЗу Формирование субъектной позиции первокурсника в образовательном пространстве ВУЗа

Социальная адаптация студентов Оптимизация процесса адаптации студентов к обучению в ВУЗе

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Готовность студентов к реализации психолого-ледагогической деятельности

05

Н

О

со

а. <

о

со

кД" У

Рисунок 1 - Модель адаптационного тренинга "Я - первокурсник"

2. Основной этап:

- проведение тренинга с первокурсниками;

- организация и проведения родительского собрания;

- диалог первокурсника с администрацией факультета.

3. Рефлексивно-оценочный этап:

- анализ проделанной работы в тренинго-вой группе (составление маршрутных карт, памяток для первокурсников, коллажей и кластеров на тему "Моя студенческая жизнь");

- самооценка тренерами проделанной работы (заполнение дневника тренера, круглый стол по итогам тренинга);

- отчет работы тренинговой группы в виде творческого номера, представленный на линейке посвященной "Первому сентября";

-оценка кураторами первых курсов успешности протекания адаптационного периода у первокурсников (октябрь-ноябрь).

Рассмотрим содержание модулей тренинга, каждый из которых включает целевой, содержательный и результативный компоненты.

Модуль 1. "Школа тренера" (30 часов).

Цель: теоретическая и практическая подготовка студентов 2-4 курсов к организации и реализации психолого-педагогического сопровождения личности в период адаптации к новым образовательным условиям.

Содержание модуля: возрастные и психологические особенности первокурсников; те-

11

> <

ш

а ш т

< а

ш

с

*

12

ория и практика социально-психологическо-го тренинга; организация деятельности вуза, учебной, воспитательной и научной работы факультета; технологии групповой работы; основы психолого-педагогической коммуникации; игротехника; технологии рефлексии и обратной связи, понятие и структура методического обеспечения тренинга и т.д.

Результат: разработка вариативной (авторской) части работы тренера с группой, сплоченность тренерского состава, получение опыта супервизии, организационно-методи-ческая и психологическая готовность студентов к тренерской деятельности с первокурсниками.

Модуль 2. Тренинг "Я - Первокурсник" Цель: актуализация адаптационных ресурсов первокурсников

Оптимизация процесса адаптации студентов к обучению в вузе

Содержание модуля состоит из трех взаимосвязанных блоков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Название блока Содержание Результат

Я и университет Теория: структурная организация вуза в отделах и лицах, традиции и история университета. Практика: тренинг знакомства, це-леполагания Информационная осведомленность о структуре вуза, создание эмоционально благоприятного климата в группе, формирование представлений о роли студента университета и его возможностях

Я и факультет Теория история, традиции и структура учебно-воспитательной и научной работы на факультете, значимость и востребованность выбранной профессии Практика тренинг сплочения (веревочный курс), квест «Незнакомые -Знакомые места»_ Информационная осведомленность о факультете, сформированный образ специалиста выбранной профессии, опыт конструктивного взаимодействия и сотрудничества

Я студент Теория: возможности самореализации студента в условиях университета. Практика тренинг «Мои перспективы», подготовка творческого номера, рефлексия Информированность о возможностях и перспективах членства в студенческих активах факультета, осознанность и готовность к обучению в вузе.

Структура занятий с группой первокурсников в рамках тренинга включает несколько стадий, описанных ниже.

1. Мотивация на активное участие в работе группы.

Данная стадия ориентирована на определение целей предстоящей работы, ожиданий и возможностей участников тренинга.

2. Актуализация внутренних ресурсов.

Основная задача заключается в самораскрытии, снятии эмоционального напряжения, актуализации ресурсов и возможностей первокурсников.

3. Информативно-просветительская.

Целью данной стадии является формирование информационной осведомлённости у первокурсников о вузе, факультете, о перспективах развития своих учебных, научно-иссле-

довательских и профессиональных возможностей в процессе обучения.

4. Переосмысление и модификация стратегий поведения и ресурсов.

Здесь участники тренинга переосмысливают свои поведенческие стратегии, ищут новые, более адаптивные формы поведения; составляют планы на будущие изменения.

5. Рефлексивно-прогностическая.

В завершении занятия осуществляется систематизация знаний и происходящих изменений, анализ полученного опыта, прогнозирование своих дальнейших действий в рамках тренинга.

Анализ проведённой работы позволил выделить качественные и количественные результаты. К качественным результатам относятся следующие:

- повышение социальной компетентности студентов;

- развитие студенческого самоуправления;

- повышение престижа психолого-педаго-

гических специальностей среди студентов;

- повышение профессиональной компетентности студентов выпускных курсов;

- готовность к трудоустройству по выбранной специальности;

- оптимизация процесса адаптации первокурсников;

- использование тренинга как научно-исследова-тельской площадки для курсовых, дипломных и магистерских работ;

- научно-методические материалы ("Книга тренера", "Пособие для первокурсника", рефлексивная тетрадь тренера, анкеты для первокурсников").

Количественные результаты:

1. Положительная динамика развития профессиональной готовности участников тренинга по результатам диагностического исследования.

2. Востребованность и рост мотивации к осуществлению психолого-педагогической деятельности среди тренеров: 2010 г. - 10 тренеров, 2013 г. - 20 тренеров, 2015 г. - 24 тренера, 2017 г. - 50 человек, Записались на 2018 г. - 68 студентов;

3. Участие студентов в воспитательной работе и досуговых мероприятиях: 2010 г. - 13%

(от всех студентов), 2013 - 18-20%, 2015 - 27%, 2017-31%.

4. Посещаемость учебных занятий как показатель активной позиции студента. Общее количество пропусков на первокурсников по итогам 1-го семестра: отмечена положительная динамика. Ежегодно снижение количества пропусков на 2010-2013 г. на 13,7%; 2014-2016 гг. на 17,4%, 2017-2018 г. на 18,3%.

Таким образом, правомерно предположить, что включение адаптационного тренинга в систему работы по формированию профессиональной готовности студентов психолого-педа-гогических специальностей является важным

направлением воспитательной и учебной работы вуза.

Примечания:

1. Сластенин В. А. Педагогика : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сласте-нина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

2. Витвицкая С.С. Структура и критерии готовности магистров образования к педагогической деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2013. - №2 (13). - С. 59-62.

3. Узнадзе Д.Н. Психология установки. - СПб.: Питер, 2001.- 416 с.

05

1-Н

О

со

а. <

о

со

PROBLEM OF IMPROVING EFFICIENCY OF HIGHER VOCATIONAL EDUCATION IN REPUBLIC OF KOREA AND ITS SOLUTION WAYS

Zavgorodnyaya Elena Artemovna, Postgraduate student, Gzhel State University, Moscow region

The current article presents a brief description of current problem of improving efficiency of higher vocational \ ^ education in Republic of Korea, especially ensuring ability of education programs provided by higher vocational v institutions to support higher vocational institutions' graduates to enter labor market successfully and to get maximum demand for their skills from companies - potential employers. Also this article describes measures taken by the Government of Republic of Korea to improve efficiency of higher vocational education for more adequate response to actual demands from labor market side.

Keywords: higher vocational education; Republic of Korea; junior colleges; employment; study program; labor market; industry; higher institution; working place; professional skills.

13

ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ И ПУТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ

УДК 378.1 ВАК РФ 13.00.08

В данной статье дается краткое описание текущей проблемы повышения эффективности высшего профессионального образования в Республике Корея, а именно обеспечения способности предлагаемых профессиональными вузами учебных программ способствовать успешному выходу выпускников вузов на рынок труда и максимальной востребованности со стороны компаний - потенциальных работодателей. Также в данной статье рассказывается о мерах, предпринимаемых правительством Республики Корея, по повышению эффективности высшего профессионального образования с целью более адекватного ответа на актуальные запросы рынка труда.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование; Республика Корея; младшие колледжи; трудоустройство; учебная программа; рынок труда; промышленность; высшее учебное заведение; рабочее место; профессиональные навыки.

© Завгородняя Е.А., 2019

Говоря об эффективности высшего профессионального образования в Республике Корея, прежде всего, следует отметить, что уровень контактов между младшими колледжами - основными высшими учебными заведениями профессионального образования Республики Корея - и отраслями промышленности, на которые ориентированы выпускники данных вузов, значительно варьируется в зависимости от конкретного учебного заведения. Данное обстоятельство справедливо вызывает беспокойство у руководства страны, так как очевидно, что качественное профессиональное образование требует значительной вовлеченности представителей со

ЗАВГОРОДНЯЯ Елена

Артёмовна, аспирант,

Гжельский

государе твенный

университет,

Московская область

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.