Научная статья на тему 'Процессуальная модель социальной адаптации первокурсников к образовательной среде вуза'

Процессуальная модель социальной адаптации первокурсников к образовательной среде вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТ-ПЕРВОКУРСНИК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ / SOCIAL ADAPTATION / FIRST-YEAR STUDENT / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PROBLEMS OF SOCIAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Газимагомедов Али Арсенович

Данная статья посвящена изучению имеющегося опыта с последующей разработкой собственной процессуальной модели социальной адаптации студентов первокурсников к вузовской образовательной среде. Определен круг основных проблем, которые не позволяют первокурснику успешно войти в образовательную среду вуза, социально адаптироваться. Показаны несколько примеров реализованных, успешных моделей социальной адаптации первокурсников. Предложена собственная, многоэтапная модель социальной адаптации первокурсников, состоящая из четырех взаимосвязанных этапов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Газимагомедов Али Арсенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCEDURAL MODEL OF SOCIAL ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS TO THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

This article is devoted to the study of existing experience with the subsequent development of its own procedural model of social adaptation of first-year students to the educational environment of the University. Defined the range of the main problem that don't allow the first-year student successfully enter the educational environment of the University and socially adapt. A few examples of successful models of social adaptation of first-year students are shown. The author propose his own, multi-stage model of social adaptation of first-year students consisting of four interrelated stages.

Текст научной работы на тему «Процессуальная модель социальной адаптации первокурсников к образовательной среде вуза»

Выводы. Таким образом, современное краеведение позволяет реализовать в школьном географическом образовании основные идеи Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина. Краеведческий подход позволяет удачно объединять и формальное, и неформальное, и информальное образование для создания достаточно полного описания места своего проживания, что позволяет сформировать целостный образ родного края во всем культурном, историческом и эколого-географическом многообразии, расширить кругозор, развить умение самостоятельно добывать и анализировать информацию по заданному вопросу. Но самое главное - знакомство с родным районом, местом своего проживания позволяет увидеть окружающий мир иными глазами, осознать место родного города на карте страны, познакомиться с уникальными чертами своего района, побеседовать с его жителями, узнать интересные подробности истории его развития и воспитать патриота.

Литература:

1. Баринова И.И., Архипов Е.В. Курс дополнительного образования «Основы краеведения Москвы» / «Преподавание истории в школе» - 2017. - №7 - с. 63-6

2. Беляева Т.К., Пухова А.Г., Солодова Н.Б. Курс «География России» как основа формирования гражданской идентичности учащихся // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3.;URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20093 (дата обращения: 12.11.2018).

3. Беляева, Т.К. Формирование новых экономических понятий в школьном курсе «География России» / Т.К. Беляева, А.Г.Пухова, Е.А. Таможняя, С.Г. Толкунова // Современные проблемы науки и образования. 2016. - № 6. - С. 384.

4. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. — М.: Просвещении, 2009.

5. Дронов В.П. Основные тенденции развития современного образования. / Ж. «География и экология в школе XXI века» - 2016. - №9. - с. 23-42

6. Солодова Н.Б., Беляева Т.К. Диалоговые технологии формирования гражданской идентичности учащихся в курсе «География России» // Орфановские чтения: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - 2015. - С. 181-186.

7.Государственные стандарты общего образования. URL:www.edu.ru/db/portal/obschee

Педагогика

УДК - 378

аспирант кафедры психологии и педагогики Газимагомедов Али Арсенович

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина» (г. Елец)

ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Аннотация. Данная статья посвящена изучению имеющегося опыта с последующей разработкой собственной процессуальной модели социальной адаптации студентов первокурсников к вузовской образовательной среде. Определен круг основных проблем, которые не позволяют первокурснику успешно войти в образовательную среду вуза, социально адаптироваться. Показаны несколько примеров реализованных, успешных моделей социальной адаптации первокурсников. Предложена собственная, многоэтапная модель социальной адаптации первокурсников, состоящая из четырех взаимосвязанных этапов.

Ключевые слова: социальная адаптация, студент-первокурсник, образовательная среда, проблемы социальной адаптации.

Annotation. This article is devoted to the study of existing experience with the subsequent development of its own procedural model of social adaptation of first-year students to the educational environment of the University. Defined the range of the main problem that don't allow the first-year student successfully enter the educational environment of the University and socially adapt. A few examples of successful models of social adaptation of first-year students are shown. The author propose his own, multi-stage model of social adaptation of first-year students consisting of four interrelated stages.

Keywords: social adaptation, first-year student, educational environment, problems of social adaptation.

Введение. Широкую дискуссию у исследователей и ученных в области педагогики вызывает вопрос адаптации студентов первого курса к современной, вузовской среде, в контексте изменений парадигмы высшего образования, изменений в требованиях работодателей, предъявляемых выпускникам. Скорость развития новых технологий, появления новых профессий заставляет педагогов искать новые подходы к педагогической деятельности, направленной на содействие адаптации студентов.

Вхождение вчерашнего школьника в новую, непонятную для него среду, обуславливает установление связей с ней, выполнение необходимых требований, которые предъявляются к нему вузом и в связи с этим очень важно изучить, каким образом происходит взаимосвязь студента с вузом, какие факторы способствуют успешной адаптации, а какие оказывают препятствие. Некоторые ученные к числу проблем адаптационного периода относят причины, связанные с отсутствием общеучебных умений (работать с литературой, выступление перед аудиторией, написание рефератов и т.д). Можно определенно сказать, что первокурсники в большей степени, не умеют учиться, у них не сформированы навыки осуществления самоконтроля, самооценки.

Изложение основного материала статьи. Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам, раскрывает понятие адаптации социальной - процесс и результат установления относительного взаимного соответствия между потребностями и целями деятельности личности и требованиями социальной среды [7].

В свою очередь, педагогический словарь, под редакцией В.И. Загвязинского и А.Ф. Закировой дает более полное определение понятию социальная адаптация — сложное интегративное образование, рассматриваемое в трех аспектах: как процесс активного приспособления индивида к условиям социальной

среды; как вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; как результат гармонизации отношений субъекта и социальной среды [5].

Целью исследования является разработка процессуальной модели социальной адаптации студентов к внутри вузовской среде.

Модель — схема, изображение или описание некоего природного или общественного, естественного или искусственного процесса, явления или объекта[6]. Оганесян Е.В. в своем исследовании высказывает мысль о том, что модель должна строиться при соблюдении принципа подобия самой модели и проектируемого объекта, а значит, она должна охватывать объект целиком, по важным и узнаваемым признакам [4].

Реализация предложенных моделей социальной адаптации, невозможна без всестороннего изучения имеющегося опыта. В современных исследования, значительное место отводится проектированию моделей социальной адаптации студентов.

Недосека О.Н., Тарасовой С.М. была предложена модель социальной адаптации студентов-педагогов включающая:

- Социальный заказ: формирование личности студентов педагогических специальностей успешно адаптируются к профессиональной деятельности;

- Цель: социальная адаптация студентов- педагогов к будущей профессиональной деятельности;

- Факторы социальной адаптации к профессиональной деятельности: вуз как фактор социальной адаптации к профессии; педагогическая практика в образовательных учреждениях; личностные особенности студентов; уровень сформированности профессиональной компетенции;

- Организация процесса социальной адаптации студентов к профессиональной деятельности: разработка учебных программ, способствующих социальной адаптации к профессии; совершенствование программ педагогической (производственной) практики; система комплексной психолого-педагогической поддержки студентов в процессе обучения; организация психолого-педагогических тренингов как средства повышения профессиональной компетентности студентов;

- Результат: социальная адаптация студентов-педагогов к профессиональной деятельности [3].

И.В. Москвина [2] в исследовании посвященном разработке проблемы адаптации первокурсников вузе посредством модели психолого-педагогического сопровождения, выделяет шесть этапов, которые происходят последовательно и даже пересекаются друг с другом.

Первый этап предложенной ей модели - предпосылочный. Он заключается в том, чтобы привлечь в вуз потенциальных абитуриентов, с целью дальнейшего их поступления в учебное заведение. Для выполнение данной задачи, необходимо выполнить следующие действия: подготовить информационный материал (буклеты, плакаты, баннеры и т.д.) об университете; провести конкурс профориентационных программ; проведения «дня открытых дверей»; привлечение школьников к участию в конференциях, олимпиадах и т.д.

Второй этап - подготовительный. На данном этапе происходит разработка факультетами или институтами собственной модели адаптации первокурсников или принятие общеуниверситетской. Данная задача реализуется при соблюдении следующих нюансов: разработка факультетов или институтов, основных адаптационных мероприятий, для потенциальных первокурсников с учетом специфики факультета или института; инструктивные сборы кураторов; подготовка диагностического материала и др.

В третьем, диагностическом этапе модели необходимо выявить индивидуальные особенности первокурсников, их образовательные потребности и запросы, а также диагностировать потенциально проблемные зоны (учеба, контакты со сверстниками и преподавателями, самообслуживание в быту и т.п.). Диагностический метод указанной модели реализуется, путем проведения анкетирования первокурсников и проведение индивидуальных бесед с ними.

Четвертый этап - стартовый. Перед данным этапом стоят следующие задачи: налаживание неформального общения между студентами первокурсниками и студентами старших курсов; принятие студентами первого курса принципов и правил функционирования вузовской жизни; возможность проявлять свои таланты, участвовать в жизнедеятельности университета и т.д. Данный этап реализуется, путем проведения кураторских часов, знакомство с сайтом университета, проведение интенсивных занятий по специальной программе и т.д.

В пятом этапе данной модели (основной), необходимо реализация задач связанных с психолого-педагогической помощью первокурсникам, сплочение группы и курсов и др. В целях выполнения указанной задачи, необходимо реализовать программу по систематической деятельности кураторов, введению кураторского часа, функционирование виртуальной психологической службы и «телефона доверия», консилиумы преподавателей и т.п.

Шестой, заключительный (итоговый) этап модели. На данном этапе, анализируются результаты психолого-педагогического сопровождения первокурсников, выявляются эффективности модели психолого-педагогического сопровождения и вносятся необходимые коррективы, формируются перспективы для последующей работы со студентами, уже во втором году их обучения. Формой работы на данном этапе являются анкетирование студентов первого курса и участников адаптационных программ, сообщение об итогах апробации модели психолого-педагогического сопровождения на ученном совете а также доработка и корректировка модели психолого-педагогического сопровождения адаптации первокурсников.

Бучкин А.В. [1] разрабатывая модель социально-педагогической адаптации студентов среднего-профессионального образования, выделял четыре этапа которые включали в себя социально-психологический и профессиональные аспекты.

Первым этапом в данной модели, является этап первичной адаптации, который должен был сопровождаться бесконфликтным вхождением первокурсника в новую социальную среду.

Второй этап - индивидуализации, предусматривающий раскрытие личностных склонностей и особенностей каждого из обучающихся.

Третий этап - интеграционный, направленный на активизацию самореализации первокурсников, через творчество, науку и спорт.

И наконец, четвертый этап - идентификационный включает выстраивание дальнейшего профессионального самоопределения учащихся, самоорганизацию творческой деятельности, самореализации средствами проектно-производственной деятельности, развитие профессионально важных качеств.

Для разработки наиболее успешной модели адаптации первокурсников, необходимо четкое понимание психофизиологических свойств студента, условия его жизни и учебы, окружение студента в том числе и отношения с одногруппниками, психологический климат в студенческом сообществе, его нравы и формы.

Обобщая вышесказанные подходы к адаптации, а так же опыт образовательной деятельности вузов, нами была разработана процессуальная модель социальной адаптации.

Для разработки модели успешной социальной адаптации студентов первого курса мы провели интервьюирование с целью выявление проблем, беспокоящих студентов и не позволяющих процессу адаптации успешно реализоваться. Интервьюирование проводилось среди студентов первого курса института психологии и педагогики ЕГУ им. И.А. Бунина. Результаты интервьюирование, показаны в рисунке 1 выполненном в виде диаграммы.

Рисунок 1

В представленной диаграмме отражена картина проблем с которыми опасаются столкнуться студенты в первые дни обучения.

Выводы. С учетом результатов исследования была разработана модель социальной адаптации первокурсников, представленная в рисунке 2, в виде графического элемента - циклическая матрица.

Знакомство с первокурсниками; Провдение мероприятий (1 сентября; день первокурсника и др) Ответствнностъ на кураторах.

Выявление особенностей первокурсника, Предра спол оженно сть к творческой, научной и спортивной деятельности; беседа.эссэ, анкетрирование

4 знакомство с правилами вуза;

4 установка отношений с другими студентами;

4 кураторские часы;

4 наука, творче ство и спорт

• анализ результатов;

• выявление эффективных позиций;

• обсуждение на ученном совете

Рисунок 2

Модель социальной адаптации первокурсников включает в себя следующие этапы:

1. Подготовительный этап. На данном этапе осуществляется знакомство с первокурсниками. Подготовительным этап, является наиболее важным, в связи с тем, что при его реализации необходимо осуществить бесконфликтное включение первокурсника в новую, для него атмосферу. Это достигается путем проведения основных адаптационных мероприятий, таких как концерт с поздравлениями 1 сентября, «день первокурсника», «день студента», «студенческая весна и лето» на которых можно как принять непосредственное участие так и просто посмотреть. Еще одной важной деталью в подготовительном этапе, это выявление у первокурсников общенаучных умений или универсальных учебных действий (УУД). УУД можно выявить путем наблюдения за первокурсником, его умение к самостоятельным работам, правильности написание докладов, рефератов, составление презентаций, выступление на конференций и т.д. На данном этапе, основная ответственность возлагается в первую очередь на кураторов групп, руководство институтов и на преподавательский состав. От их грамотных и отлаженных действий, зависят первые адаптационные шаги первокурсника и его последующее вхождение в «вузовскую семью».

2. Исследовательский этап характеризуется работой над выявлением особенностей каждого первокурсника, его симпатий и антипатий. На данном этапе также выявляется его предрасположенность к творческой, научной и спортивной деятельности, его интерес к трудовой деятельности и к будущей профессии. В целях реализации данного этапа кураторы групп проводят индивидуальные беседы с первокурсниками, анкетирование и эссе на тему: «я поступил в ЕГУ им. И.А. Бунина с целью...». Данный этап также необходим для выявления проблем у первокурсников, связанных с учебой, с взаимодействием с преподавателями и остальными студентам, с бытовыми трудностями (проживание в общежитии и т.п.).

3. Основной этап модели предусматривает осуществление самого процесса вхождения в «вузовскую семью» первокурсника. Реализация этапа осуществляется путем проведения следующих мероприятий:

- ознакомление и принятие первокурсниками правил поведения в вузе, проживания в общежитии, уставом университета и иными документами;

- установка неформальных взаимоотношений между студентами первого курса и старшекурсниками с целью ознакомления с жизнедеятельностью вуза для первых и поделиться опытом для вторых;

- проведение кураторских часов;

- самореализация первокурсников через научную, творческую и спортивную деятельность (также и вне учебное время). Участие первокурсников в различных научных олимпиадах, творческих конкурсов и спортивных состязаний как внутри вуза так и за его пределами;

- ознакомление первокурсников с историей вуза, традициями и сайтом вуза.

4. Завершающий этап. После проведения первых трех этапов, на которых первокурсников знакомили с вузом, преподавателями, кураторами, другими студентами, проводили анкетирование и беседы, участвовали в различных творческих, научных и спортивных мероприятиях наступает время проведения итогов. Задачами данного этапа являются:

- анализ полученных результатов анкетирования, бесед и эссе;

- выявление эффективных и неэффективных позиций в проведенных этапах, с внесением необходимых корректировок;

- сообщение и обсуждение полученных результатов на ученом совете.

Исключительностью данной модели значиться то что в ее основании заложен социальных заказ, отображающий многообразные личностные и общие потребности первокурсников. Также необходимо отметить, что процесс адаптации первокурсника без непосредственного желания и готовности первокурсника адаптироваться к жизни в вузе, невозможен.

Литература:

1. Бучкин А.В. МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. -2012. - № 6.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7686 (дата обращения: 11.11.2018).

2. Москвина И. Б. Адаптация первокурсников в вузе: модель психолого-педагогического сопровождение. Педагогическое образование и наука. №12, 2009 с. 73-78.

3. Недосека О.Н., Тарасова С.М. // педагогическая модель социальной адаптации студентов-педагогов к будущей профессиональной деятельности//Вектор науки ТГУ. 295-298 С.

4. Оганесян, Е. В. Культурологическая модель педагогической практики в системе высшего педагогического образования / Е.В. Оганесян: дис. ... д-ра пед, наук: 13.00.08 Москва, 2005. - 406 с.

5. Педагогический словарь: учеб, пособие для студ. высш. П24 учеб, заведений / [В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.]; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 352 с.

6. Словарь психолога-практика / С.Ю. Головин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Харвест, 2007. - 976 с.

7. Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам: словарь-справочник / Авт.-сост.: Т. М. Баринова, И. О. Гарипова, В. В. Каранова, Н. П. Леонова, Е. А. Шкатова рец. В. Т. Кудрявцева, Е. М. Гоголева. - Магадан: Изд. «Охотник», 2011. - 112 с.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Галавова Гульнара Вакифовна

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (г. Казань); старший преподаватель Закирова Лилия Растямовна

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (г. Казань)

МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СПОРТИВНОГО ВУЗА

Аннотация. Данная статья актуальна в связи с социальным запросом, требованием которого является личностно-креативный аспект образования, нехватка личностного начала во всех областях социальной жизни. В сфере образования возникает необходимость в качественной подготовке современного специалиста, тренера, обеспечивающего личностное развитие субъектов образовательного процесса, в создании обобщенной модели профессионально-личностного развития студентов педагогических и спортивных вузов. Применение технологий личностного подхода является одним из главных процессов в обучении студентов. Обобщение практического опыта помогает выявить типологические характеристики студентов, которые различаются по характеру профессионально-личностной самоактуализации. При составлении характеристик мы опирались на следующие критерии: мотивацию студента в учебной и предстоящей профессиональной деятельности; систему поощрений со стороны педагога в ходе учебного процесса.

Целью данного исследования является создание обобщенной модели профессионально-личностного развития студентов педагогических и спортивных вузов для применения новых технологий личностного подхода к обучающимся. Предварительное исследование проблемы показало необходимость построения обобщенной модели профессионально-личностного развития студентов педагогических и спортивных вузов, обеспечивающего становление исследуемой готовности к применению технологий в процессе общепедагогической подготовки, которая является важной составляющей в процессе обучения. В каждом этапе представлена модель, которая обладает целями, содержанием и динамичными характеристиками и соответствует системе готовности будущего преподавателя к использованию личностно-направленных обучающих технологий. Благодаря этому студент имеет возможность реализовать себя в учебе и в будущей профессии. Исходя из этого, студент проходит стадии самоанализа собственной подготовленности к реализации технологий личностного подхода, самореализации, самоизменения.

Ключевые слова: модель, модель профессионально-личностного развития студентов, личностный подход, образование, обучение.

Annotation. The relevance of this article is justified by its social request demanding personal and creative aspect of education, the necessity of personal and creative aspect for education, and lack of personal principle in all social life spheres. There is need in high quality training of a modern specialist, a trainer who can supply personal development of educational process subjects, need in creation of general model in professional and personal development of students in pedagogical and sport higher institutions. The appliance of personal approach

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.