Научная статья на тему 'Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников в университете'

Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников в университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
705
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / STUDENTS' ADAPTATION / PROFESSIONAL ADAPTATION / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / DIDACTIC ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнилова Алла Георгиевна, Петрова Сардана Филипповна

В статье рассмотрены результаты социологического опроса студентов-первокурсников Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова» Педагогического института, цель которого состояла в раскрытии проблем адаптации студентов в университете. На основе анализа исследования даны методические рекомендации по адаптации студентов к условиям обучения в университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корнилова Алла Георгиевна, Петрова Сардана Филипповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF FIRST YEAR STUDENTS IN THE UNIVERSITY

The article examines results of sociological survey of first-year students of Pedagogical Institute, North-Eastern Federal University, which purpose is in disclosure of problems of university students’ adaptation. Methodical recommendations of students’ adaptation for learning conditions of the university are based on the analysis of this study.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников в университете»

кластерный анализ, в результате которого были получены весовые коэффициенты для компонентов индекса конкурентоспособности.

Выводы. Положительные результаты проверки выявленных и созданных организационно-педагогических условий, уровни сформированности конкурентоспособности выпускников вуза, результаты исследования трудоустройства и профессионального роста выпускников вуза экспериментальной группы до и после эксперимента, результаты квалиметрической оценки формирования конкурентоспособности выпускников вуза, в целом свидетельствуют о высокой результативности формирования конкурентоспособности выпускников вуза.

Литература:

1. Адольф, В. А. Оценка конкурентоспособности выпускника педагогического университета с позиции работодателя / В. А. Адольф, М. Г. Янова, Т. А. Кондратюк и др. // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. -2017. - № 2. - С. 32-38.

2. Иваненко, И. А. Концепции профессионализма в России и за рубежом. И. А. Иваненко, С. Д. Чуркин // Актуальные проблемы социально экономического развития и социального управления в современной России: Сб. материалов II Всерос. науч.-практ. конф. - Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ. - 2012. -С. 176-182.

3. Карпова, О. Л. Педагогическая концепция содействия развитию самообразовательной деятельности студентов вуза: монография / О. Л. Карпова. - Челябинск: УралГУФК, 2009. - 310 с.

4. Коваленко, А. И. Теоретические и методологические аспекты использования концепции «конкурентоспособности» в научных исследованиях / А. И. Ковалев // Современная конкуренция. - 2013. - № 6 (42). - С. 65-79.

5. Коноплянский, Д. А. Педагогическая стратегия формирования конкурентоспособности выпускника вуза: монография / Д. А. Коноплянский, Б. П. Невзоров. - М.: Издательство «Спутник +», 2016. - 252 с.

6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (по сост. на 25.12.2016) // СПС «Консультант Плюс».

7. Нуриев, Н. Оценка уровня конкурентоспособности специалистов / Н. Нуриев // Высшее образование в России. - 2005. - № 12. - С. 109.

Педагогика

УДК: 378.18

доктор педагогических наук, профессор Корнилова Алла Георгиевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Петрова Сардана Филипповна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В

УНИВЕРСИТЕТЕ

Аннотация. В статье рассмотрены результаты социологического опроса студентов-первокурсников Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «СевероВосточный федеральный университет им. М.К.Аммосова» Педагогического института, цель которого состояла в раскрытии проблем адаптации студентов в университете. На основе анализа исследования даны методические рекомендации по адаптации студентов к условиям обучения в университете.

Ключевые слова: адаптация студентов, профессиональная адаптация, социально-психологическая адаптация, дидактическая адаптация.

Anmtation. The article examines results of sociological survey of first-year students of Pedagogical Institute, North-Eastern Federal University, which purpose is in disclosure of problems of university students' adaptation. Methodical recommendations of students' adaptation for learning conditions of the university are based on the analysis of this study.

Keywords: students' adaptation, professional adaptation, social and psychological adaptation, didactic adaptation.

Введение. Успешная адаптация первокурсников к учебной деятельности, общественной жизни в университете является основным залогом дальнейшего успешного развития каждого студента как личности и будущего специалиста.

В научных трудах российских и зарубежных ученых (Д.А.Данилов, А.В.Дмитриев, В.Н.Дружинин, В.П.Казначеев, А.В.Карпов, В.И.Ковалев, Я.Л.Коломинский, В.И.Медведев, Ю.П.Поваренков, А.А.Реан, Н.П.Фетискин), посвященных проблеме адаптации студентов к условиям высшего учебного заведения, описана учебная адаптация студентов к вузу. Она рассматривается как процесс развития личности (Э.Ф.Зеер, Ю.П.Поваренков), как приспособление к новым условиям учебной деятельности (О.Ф.Алексеева, В.Г.Асеев, Т.Н.Ронгинская), непрерывный процесс и результат адаптации личности к меняющимся социальным условиям (А.Л.Свенцицкий, А.Л.Лобалде, А.Л.Мацкевич).

Изложение основного материала статьи. Термин «адаптация» использовался в биологических науках для описания феномена и механизмов приспособительного поведения индивидов в животном и растительном мире, эволюции различных форм жизни, как характеристика процессов взаимодействия организма и окружающей среды. При этом адаптация рассматривалась с позиции стрессовых ситуаций, как поддержание равновесия между средой и организмом [5. C. 8].

Адаптация рассматривается в двух аспектах: социально-психологическая и профессиональная. Профессиональная адаптация - приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе, вхождение в профессиональную среду, усвоение норм и ценностей. Социально-психологическая адаптация -

приспособление индивида к группе, взаимоотношениям в ней, выработка собственного стиля поведения, усвоение норм и традиций, сложившихся в вузе.

Различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза:

- адаптация формальная касается познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, к ее требованиям к своим обязанностям;

- адаптация общественная - процесс внутренней интеграции групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;

- адаптация дидактическая - приспособление студентов к новой системе обучения, необходимости усваивать знания, подготовка студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе [2. С. 1621.

В целях раскрытия проблем адаптации студентов-первокурсников был проведен социологический опрос в форме анкетирования в первом семестре 2018-2019 учебного года. В анкетировании участвовало 27 первокурсников двух направлений подготовки кафедры социальной педагогики: «Психолого-педагогическое сопровождение общего и дополнительного образования», «Психология и педагогика профессионального образования».

Высшее учебное учреждение (вуз) - это учебное заведение, дающее высшее профессиональное образование и осуществляющее научную деятельность. Структура имиджа вуза состоит из следующих компонентов: имидж образовательных услуг, имидж профессорско-преподавательского состава, имидж студентов, визуальные характеристики вуза, внутренние характеристики вуза, социальный имидж вуза. Имидж вуза повлиял на выбор абитуриентов. Так, мотивом выбора вуза для 20% первокурсников является возможность трудоустройства после окончания данного университета, а 16% студентов выбрали вариант ответа «государственный статус вуза». 22% респондентов отметили «известность и престиж вуза», 12% -«высокое качество преподавания, о котором они узнали от родственников и друзей», 16 % студентов заинтересовала специальность и желание овладеть именно той профессией, по которой осуществляется подготовка в вузе. Для 14% опрошенных, мотивом была интересная студенческая жизнь.

Также были получены следующие результаты: 58% студентов получили сведения о вузе от родственников, а также от знакомых. 20% обучающихся узнали от школьных учителей, 15% обучающихся получили сведения с официального сайта университета, 7% студентов определились с выбором профессии после бесед и консультаций в школе с представителями вуза.

Одним из наиболее важных факторов адаптации является мотивация личности. Мотивация овладения профессией связана с последующей работой студентов, реализацией ими определенной социально-профессиональной роли. Высокая мотивация, направленная на овладение профессией, способствует повышению адаптированности студентов [5, С. 761. По данным исследования, 69% студентов-первокурсников представляют специфику своей будущей профессии, 27% имеют неполное представление о будущей профессии и 4% не имеют представления о специфике своей будущей профессии, что говорит о низком уровне мотивации освоения профессии и способствует снижению адаптированности студентов в университете. Эффективность процесса вхождения студентов-первокурсников в профессию определяется ценностными ориентациями, мотивами, установками и овладением ими профессиональными навыками, знаниями, умениями. Профессиональная адаптация студентов-первокурсников зависит от того, насколько значимы для них работа, профессия, внутренние мотивы личности в выборе профессии. Задача педагогов в университете - профессионально и психологически адаптировать первокурсников через приспособление к условиям, содержанию, организации учебного процесса, выработку навыков самостоятельной научной и учебной деятельности; а также регулировать взаимоотношения студента в группе, стиль поведения, который формирует социально-психологическую адаптацию [7, С. 751.

Как показывает данное исследование, студенты-первокурсники проходят первичную адаптацию, которая охватывает период первоначального включения студентов в учебный процесс, в среду университета и в коллектив. На данном этапе происходит ломка школьных стереотипов и формирование новых. По данным исследования, 34% студентов легко справляются с учебной нагрузкой, у 43% первокурсников бывают трудности в процессе обучения из-за элементарной лени, но они работают над собой. 13% студентов думают, что будет легче, но школьных знаний не хватило для успешного овладения содержанием курсов без дополнительной подготовки, 10% на первых этапах обучения испытывают трудности в связи с большим объемом подготовки к учебным занятиям и с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы, а также неумением анализировать большой объем учебной информации, излагать свои мысли четко. Результаты исследования позволяют выделить следующие закономерности. Адаптация студентов к учебно-познавательному процессу зависит от волевых процессов, мотивации к обучению, уровня интеллектуального развития [3, С. 29].

По мнению 63% студентов, они не испытывали никаких трудностей в адаптации к студенческой жизни, их характеризует наличие волевых качеств, сформированность мотивационной сферы, устойчивость к стрессам и психологическим перегрузкам. 33% первокурсников испытывали некоторые сложности, трудно было в начале обучения, и 4% ответили, что испытывают некоторые проблемы в адаптации до сих пор.

Социальная адаптация - это постоянный процесс интеграции индивида в общество, процесс его активного приспособления к социальной среде. Именно через усвоение корпоративной культуры, социальных норм и ценностей у студентов-первокурсников формируются социально значимые качества личности. По данным исследования, 38% первокурсников адаптироваться к обучению помогло желание учиться, 19% отметили, что адаптироваться в университете помогла школьная привычка учиться, 22% адаптировались через сотрудничество в группе, 14% выбрали вариант ответа «доброжелательное взаимодействие с преподавателями». 7% студентов отметили, что им помогли адаптироваться в университете советы и помощь куратора учебной группы. Студенты перечислили следующие виды помощи, которые необходимы для успешной адаптации первокурсников: веревочные курсы, меньшее количество самостоятельной работы, хорошее отношение к студентам со стороны персонала, поддержка преподавателей, проведение тренингов, бесед со старшекурсниками.

27% студентов дали доброжелательную характеристику атмосфере в студенческой группе, 25% указали - сотрудничество, 24% - дружественность, 18% студентов отмечают, что в группе взаимопонимание,

и лишь 6% считают, что равнодушие. Подавляющее большинство студентов-первокурсников отлично адаптировались в студенческой группе.

Исходя из результатов исследования можно сделать вывод, что первокурсники имеют четко представленные цели, что свидетельствует о достаточном уровне адаптационного потенциала. Наибольшее количество первокурсников не испытывают никаких трудностей. В ходе исследования выявлены проблемы адаптации студентов и проведена работа по коррекции трудностей адаптационного периода с контингентом студентов, испытывающих трудности в адаптации.

Педагогическим составом кафедры, кураторами групп, представителями педагогического института, университета, ППОС СВФУ (первичной профсоюзной организацией студентов), психологами Центра психологической поддержки «Развитие» СВФУ, специалистами Министерства внутренних дел Республики Саха (Якутия) и др. проведена система мероприятий, способствующая социально-психологической и профессиональной адаптации студентов-первокурсников в университете. В целях успешной адаптации студентов к условиям обучения в университете, улучшения взаимодействия между студентами-первокурсниками и сплочения групп были созданы условия для включения в культурно-творческую, спортивную, научную деятельность. Студенты участвовали в различных университетских мероприятиях, которые были направлены на создание благоприятной атмосферы для адаптации к студенческой жизни и демонстрации творческого потенциала вуза.

В частности, студенты первых курсов Педагогического института и Автодорожного факультета ФГАОУ ВО «СВФУ им. М.К.Аммосова» приняли участие в игре «Веревочный курс», который представляет собой ряд соревнований между командами, на каждом из которых студенты должны состязаться единой, сплоченной и дружной командой. Данное состязание решает вопросы формирования командного духа в группе, а соревновательный аспект мотивирует студентов к стремлению достичь высоких результатов.

Первокурсники посетили VI Всероссийский фестиваль науки «Nauka 0+», который был направлен на содействие раскрытия научно-исследовательского потенциала и раскрытие способностей эффективного и творческого применения достижений современной науки в своей практической деятельности. В программе мероприятия были задействованы 130 экспозиций с разных подразделений высших учебных заведений и научных, образовательных учреждений республики. Студенты ознакомились с презентациями новейших научных разработок, научно-популярных фильмов, интерактивных игр, медицинской диагностики, современного оборудования.

Студенты посетили мультимедийный исторический парк «Россия - Моя история», в которой панорамно представлена вся история России с древнейших времен до наших дней. Здесь можно ознакомиться с историей Отечества при помощи современных технологий: сенсорных экранов, цифровых реконструкций, различных проекторов, мультимедийных карт, интерактивных панорам и декораций, купола с видеопроекцией.

Первокурсники приняли участие в ежегодном Всероссийском дне бега «Кросс наций - 2018». Данное мероприятие направлено на привлечение студентов к регулярным занятиям физической культурой, популяризации легкой атлетики и спорта, здорового образа жизни, а также участвовали в проекте «Привлечение первокурсников в спортивные секции». Цель проекта - создание и развитие новых секций, повышение общего уровня спортивной подготовки, выявление спортивных достижений студентов, пополнение сборных команд университета профессиональными спортсменами.

Для решения вопросов профессиональной организации обучения, досуга и быта сформировано инициативное студенческое самоуправление в группах.

Выводы. Таким образом, успешность профессиональной и социально-психологической адаптации зависит от индивидуально-психологических, личностных особенностей. Адаптация - сложное многофакторное явление, которое имеет свои собственные механизмы и закономерности.

Литература:

1. Волгина, Т.Ю. Адаптация студентов к обучению в педагогическом вузе: трудности, проблемы, пути их решения // Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета» Выпуск 2007 // http://www.omsk.edu/

2. Елгина Л.С. Социальная адаптация студентов в вузе // Вестник Бурятского университета. - 2010. - №5.

- С. 162-166.

3. Наливайко, Т.Е. Мониторинг адаптации студентов к образовательному процессу в вузе как инструмент их академической успешности / Т.Е. Наливайко, М.В. Шинкорук // Учёные записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. Науки о человеке, обществе и культуре. - 2014. - № 1. - С. 33-37

4. Первин Л.А. Психология личности = Personality: теория и исследования / пер.с англ. М.С. Жамкочьян.

- М.: Аспект Пресс, 2000. - 606 с.

5. Смирнов А.А., Живаев Н.Г. Адаптация студентов и образ вуза: монография; Яросл.гос.ун-т им. П.Г. Демидова. - Ярославль, 2010. - 168 с.

6. Соболева Е.В. Жизнестойкость как адаптационный ресурс иногородних студентов / Е.В. Соболева, О. А. Шумакова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2014. - № 2 (37). - с. 84-86.

7. Соболева Е.В. Субъективные факторы психической адаптации студентов в новой личностно значимой социальной ситуации / Е.В. Соболева // Психология обучения. - 2014. - № 06. - с. 74-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.