УДК 378.046-048.25
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Семен Д. Резник1' Марина В. Черниковская1' @, Елизавета В. Носова1' @
1 Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Россия, 440028, г. Пенза, ул. Германа Титова, 28 @ disser@bk.ru @ cherimar@rambler.ru @ nliza@list.ru
Поступила в редакцию 04.04.2017. Принята к печати 14.06.2017.
Ключевые слова: студент-первокурсник, социальная адаптация, мотивация, университет, специальные образовательные программы, конкурентоспособность, российское студенчество.
Аннотация: Статья посвящена проблеме адаптации студентов первого курса к условиям освоения образовательных программ в университете. Подготовлена по результатам мониторинга среди студентов высших учебных заведений России в рамках исследования «Изменение состава, жизненных приоритетов и социальная устойчивость студентов высших учебных заведений», выполненного Пензенским государственным университетом архитектуры и строительства. В мониторинге приняли участие свыше 400 студентов 13 государственных университетов из 5 федеральных округов России. Анализируются итоги мониторинга готовности российских студентов обучаться в высших учебных заведениях. Так, результаты мониторинга показали, что проблема адаптации студентов-первокурсников представляет собой одну из важных проблем и до настоящего времени является традиционным предметом дискуссий, а как таковая адаптация - фундамент обучения на младших курсах. Раскрыто понятие адаптации, представлены виды и функции социальной адаптации студента, обобщены выводы исследования. Разработаны и применены на практике предложения по ускорению процесса адаптации студентов-первокурсников.
Для цитирования: Резник С. Д., Черниковская М. В., Носова Е. В. Адаптация студентов-первокурсников к условиям обучения в университете: опыт, проблемы, перспективы // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 2. С. 36 - 41. Б01: 10.21603/2542-1840-2017-2-36-41.
Теоретические и методические аспекты особенностей адаптационных процессов студентов младших курсов
Успех формирования будущего специалиста в вузе во многом зависит от качества и сроков процесса адаптации студента на младших курсах обучения, а также от того, как студент овладевает знаниями и навыками, необходимыми для его успешного функционирования в студенческой среде.
Проблема адаптации студентов-первокурсников представляет собой одну из важных проблем и по сей день является традиционным предметом дискуссий [1 -11]. Адаптация молодежи к студенческой жизни - сложный и многогранный процесс, требующий учета и использования возможностей еще не до конца сформировавшегося организма взрослого человека.
Актуальность проблемы заключается в том, что она определяется важнейшими социальными требованиями к высшим учебным заведениям, которые должны ориентировать систему образования не только на получение студентами профессиональных знаний, но и на развитие личности, формирование познавательных и созидательных способностей, способствовать успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Пензенским государственным университетом архитектуры и строительства проведено исследование «Из-
менение состава, жизненных приоритетов и социальная устойчивость студентов высших учебных заведений», одним из направлений которого являлось изучение адаптационных процессов студентов-первокурсников. В социологическом опросе приняли участие 403 студента, обучающиеся в 13 вузах России, расположенных на территории пяти федеральных округов. Одной из целей данного исследования являлось объективное изучение процесса адаптации первокурсников к условиям обучения в университете.
В этом направлении нами была проделана следующая работа:
1) изучена сущность адаптационных процессов студентов младших курсов российских вузов;
2) рассмотрены виды и стадии адаптации студентов;
3) проанализированы проблемы адаптационных процессов студентов младших курсов в реальных условиях перехода на двухуровневую систему обучения;
4) разработаны и реализованы рекомендации по повышению качества процесса адаптации к обучению в вузе.
Понятие «адаптация» было использовано в 1865 г. немецким физиологом Г. Аубертом для обозначения изменения чувствительности при длительном воздействии адекватного раздражителя. Оно стало одним из центральных понятий в науках о жизни - философии, физиологии, медицине, психологии. Существует множест-
во определений феномена адаптации. В обобщенном виде адаптация описывается как приспособление, необходимое для адекватного существования в изменяющихся условиях, а также как процесс включения индивида в новую социальную среду, освоение им специфики новых условий [1, с. 256].
Термин «адаптация», чрезвычайно популярный в первой половине XX века, до сих пор является предметом пристального внимания ученых. Они пришли к выводу, что существует глубокая взаимозависимость между различными видами адаптации человека. Социальная адаптация стала пониматься как «готовность к выполнению различных социальных ролей, устойчивость социальных связей» [12, с. 7; цит. по: 2, с. 13].
Социальная адаптация - это «процесс и одновременно результат внутренней и внешней гармонизации личности со средой, процесс активного приспособления личности, уравновешивающий потребности человека и требования среды. Показателями адаптации человека являются его сбалансированные взаимоотношения с окружающими людьми, успешность в деятельности, гармоничность в поведении» [2, с. 14].
Под адаптацией студента в вузе понимается «непрерывный, внутренне обусловленный процесс, характеризующий в конечном итоге принятие или непринятие развивающейся личностью внешних и внутренних условий осуществления учебно-профессиональной деятельности в высшем учебном заведении, а также активность личности по изменению этих условий в желаемом направлении» [3, с. 237].
Очень часто организация учебной деятельности на первом курсе не обеспечивает в должной мере адаптацию студентов к специфическим условиям высшей профессиональной школы. В результате неправильных подходов к организации педагогического процесса, несогласованности действий преподавателей, недостаточного внимания к решению этой проблемы со стороны администрации и преподавателей вузов студентам довольно сложно адаптироваться к учебному процессу [4].
Студенческая жизнь начинается, как правило, с первого курса. Поэтому успешная адаптация первокурсника к особенностям обучения в вузе является залогом развития каждого студента не только как человека, но и как будущего специалиста. При поступлении в вуз у всех абитуриентов есть определенные установки и стереотипы, которые после начала обучения начинают меняться. Новый коллектив, обстановка, требования, неумение пользоваться личной свободой и денежными средствами приводят к возникновению проблем в обучении и общении с сокурсниками, преподавателями. Проходит определенное время, прежде чем студент приспособится ко всем требованиям обучения в вузе.
В научной литературе выделяют два вида социальной адаптации студентов-первокурсников:
1. Социально-психологическая адаптация, под которой понимается приспособление индивида к группе,
взаимоотношения с ней, выработка собственного стиля поведения. У подростка формируется потребность быть взрослым, осознавать себя личностью, отличной от других людей. Отсюда стремление к самоутверждению, самореализации, самоопределению, которые могут стать причиной неадекватных реакций.
2. Социально-профессиональная адаптация - это вхождение в специальность и общество, т. е. овладение нормами и функциями будущей профессиональной и социальной деятельности.
В адаптации личности студента-первокурсника к новой для него социокультурной среде вуза можно выделить следующие стадии [5]:
начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды вуза и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;
стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;
аккомодация, т. е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социокультурной средой;
ассимиляция, т. е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды.
Российские ученые выделяют три блока факторов, влияющих на адаптацию к процессу обучения в университете: социологический, психологический и педагогический [6].
Адаптация происходит на протяжении всех лет обучения, но наиболее важным периодом, своеобразным фундаментом, является период обучения на младших курсах. Поэтому именно в этот период необходимо создать оптимальные условия для успешной адаптации студентов [7].
Анализ адаптационных процессов студентов младших курсов
В результате исследования нами выявлено, что в 52 % случаев приоритетное влияние на желание студентов обучаться в вузе оказала необходимость личностного и профессионального развития для благополучного трудоустройства. 14 % сегодняшних студентов поступали в вуз под влиянием интереса к учебной деятельности и позитивного отношения к процессу получения новых знаний. Престижность факта наличия высшего образования послужила причиной для поступления в вуз еще для 12 % опрошенных студентов. И всего 15 % сегодняшних студентов пытались отсрочить или заменить выход на работу или уход в армию фактом поступления в вуз. Система других социальных установок относительно жизненных ценностей оказала влияние на остальные 7 % сегодняшних студентов (табл. 1).
Таблица 1. Мотивы желания студентов обучаться в вузе Table 1. Motives of the students' desire to study at university
№ п/п Варианты ответов Всего, %
1. Понимание необходимости личностного и профессионального развития для благополучного трудоустройства 52,0
2. Учет престижности факта наличия высшего образования 15,0
3. Интерес к учебной деятельности и позитивное отношение к процессу получения новых знаний 14,0
4. Стремление отодвинуть момент выхода на работу или ухода в армию 12,0
5. Другие социальные установки относительно жизненных ценностей 7,0
Итого 100,0
Из таблицы 1 видно, что большинство опрошенных студентов, поступая в высшее учебное заведение, задумываются о своем личностном становлении и развитии будущего потенциала.
Для успешного поступления в вуз 40,2 % опрошенных пользовались услугами репетитора по предметам,
Таблица 2. Подготовка школьников к поступлению в вуз Table 2. Preparation of pupils for entrance to university
Таким образом, 122 человека из 403 респондентов самостоятельно изучали школьную программу и готовились к поступлению в высшее учебное заведение, что говорит о самостоятельности первокурсников.
Мониторинг показал: 53 % студентов испытывают большую склонность к учебной деятельности, старатель-
Таблица 3. Предпочтения студентов в период обучения Table 3. Preferences of students during the training period
Анализ показывает, что мотивы получения высшего образования являются преимущественно внешними -это престижность получения высшего образования и квалифицированной специальности, востребованной на рынке труда. Также важна перспектива улучшить свою личную жизнь. На первом месте стоят факторы, связанные с будущим студента. Из проведенного опроса видно, что у студентов развит интерес к учебной деятельности. Они готовы к профессиональному развитию.
по которым собирались сдавать ЕГЭ, 30,3 % опрошенных респондентов самостоятельно готовились к ЕГЭ, 24,5 % посещали занятия репетитора по всем предметам (табл. 2).
но учатся и имеют высокую посещаемость, 9 % сегодняшних студентов испытывают стремление к творческой деятельности, 11 % респондентов испытывают желание к научной деятельности, 24 % студентов ищут работу или уже работают и лишь 3 % опрошенных испытывают тягу к развлекательной деятельности (табл. 3).
При поступлении в вуз каждый человек непосредственно сталкивается с другими людьми, возникают различные взаимоотношения: с одногруппниками, преподавателями или студентами других групп. И конечно, приходится адаптироваться к новым знакомым, но не всем этот процесс дается очень легко.
Результаты опроса показали, что 43,9 % опрошенных студентов считают, что благополучность процесса их адаптации в большей степени зависит от собственно-
№ п/п Варианты ответов Всего, %
1. Посещали репетиторов по некоторым предметам, по которым собирались сдавать ЕГЭ и чувствовали недостаток знаний 40,2
2. Самостоятельно, без помощи репетиторов изучали школьную программу 30,3
3. Посещали репетиторов по всем предметам ЕГЭ 24,5
4. Особо не усердствовали, поскольку знали, что будут обучаться на платной основе 5,0
Итого 100,0
№ п/п Варианты ответов Всего, %
1. Интерес к учебной деятельности (старательно учусь, имею высокую посещаемость и т. д.) 53,0
2. Интерес к трудовой деятельности (ищу работу или работаю по специальности) 24,0
3. Интерес к научной деятельности (увлекаюсь исследованиями и углубленными познаниями) 11,0
4. Тяга к творческой деятельности (самодеятельность, искусство и др.) 9,0
5. Тяга к развлекательной деятельности (большую часть времени посвящаю досуговым мероприятиям) 3,0
Итого 100,0
го характера и темперамента, 22,6 % считают, что от уровня самостоятельности, 22,8 % ответивших полагают, что это зависит от особенностей студенческой груп-
После поступления в вуз у многих студентов появляются какие-то трудности. Так, 50,9 % студентов- первокурсников волнуют трудности в обучении, ведь нужно приспосабливаться к новым формам обучения. 37,7 %
Таким образом, студенты испытывают наибольшие трудности в адаптации к процессу обучения из-за того, что нужно приспосабливаться к новым формам обучения. Но студенты достаточно легко находят общий язык с преподавателями и адаптируются в университетской среде.
Заключение
1. Конкурентоспособность будущего специалиста напрямую зависит от качества адаптации к среде вуза. Исследование в этой области является весьма значительным и актуальным. Адаптация - это процесс, в котором организация учебно-познавательной деятельности студента должна способствовать наиболее полной реализации личностного потенциала. В результате мониторинга было выявлено, что студенты испытывают наибольшие трудности в адаптации к специфике обучения в вузе и университетской среде, так как это новый этап в их жизни, им необходимо приспосабливаться к новым формам обучения, находить общий язык с одногруппниками и преподавателями. Чтобы студенты проявляли большую активность в деятельности различных сфер вуза, помимо учебной, необходимо проводить мероприятия, способствующие выявлению и реализации у студентов способностей к различным видам творчества и развитию творческого мышления и самостоятельности.
2. Для того чтобы ускорить процесс адаптации к специфическим условиям обучения в вузе, рекомендуем:
- на первых занятиях ознакомить студентов с системой обучения в вузе и требованиям к уровню знаний, спецификой обучения в вузе, ее отличиями от школьной, довести до каждого студента понятие дисциплины;
- грамотно выдержать ритуал «Посвящение в студенты»;
пы, остальные 10,6 % склонны считать, что процесс адаптации зависит от содержания и уровня развития организационной культуры в вузе (табл. 4).
студентов испытывают проблемы в общении со сверстниками, ведь уходят многие друзья, и приходится находить новых. А у 11,4 % возникают трудности в общении с преподавателями (табл. 5).
- читать курс «Введение в профессию»;
- активизировать работу преподавателей-кураторов в группах;
- знакомить с историей учебного заведения и выпускниками, прославившими его;
- проводить ежемесячную аттестацию, что позволяет контролировать самостоятельную работу студентов, вовремя оказывать им необходимую помощь;
- использовать различные формы взаимодействия со студентами младших курсов.
3. В Пензенском государственном университете архитектуры и строительства на базе Института экономики и менеджмента функционирует Институт студенческих лидеров, где большое внимание уделяется адаптации первокурсников. В институте студенческих лидеров студенты раскрывают свой потенциал в научной, культурной, спортивной и других сферах деятельности, что позволяет привыкнуть к новым условиям обучения в университете. Также каждого первокурсника прикрепляют за старшекурсником, который передает опыт и способствует быстрой адаптации в вузе.
В этом же институте два раза в год, весной и летом, проходят занятия в школе управления, которая помогает старшеклассникам пензенских школ определиться с выбором профессии, подготовиться к учебе в вузе и самостоятельной жизни.
Занятия в летней и весенней школах управления на неделю погружают школьников в вузовскую среду, позволяют увидеть вуз «изнутри». Это подразумевает знакомство с преподавателями, активными студентами вуза, получение полезной информации и жизненного опыта посредством живого общения.
Таблица 4. Факторы зависимости адаптации студента к специфике обучения в вузе Table 4. Factors based on adapting the student to the specifics of university studies
№ п/п Варианты ответов Всего, %
1. От характера и темперамента студента 43,9
2. От особенностей студенческой группы 22,8
3. От уровня самостоятельности студента 22,6
4. От содержания и уровня развития организационной культуры в вузе 10,6
Итого 100,0
Таблица 5. Проблемы, с которыми сталкиваются начинающие учиться студенты Table 5. Problems faced by freshmen
№ п/п Варианты ответов Всего, %
1. Трудности адаптации к новым формам обучения 50,9
2. Трудности в общении со сверстниками 37,7
3. Трудности в общении с преподавателями 11,4
Итого 100,0
4. Для преодоления трудностей адаптации в вузе студентам можем дать следующие рекомендации:
- учитывать мнение окружающих, даже если собственная точка зрения расходится с идеями и предложениями остальных, постараться прислушаться к их мнению;
- быть дружелюбными, стараться соблюдать нейтральные уважительные и приветливые взаимоотношения;
- относиться к выполнению своих обязанностей сосредоточенно и ответственно;
- проводить совместные мероприятия в группе во внеурочное время, нацеленные на сплочение группы;
- действовать целенаправленно, устранять все негативные факторы, не настраивать против себя одно-группников, стараться находить компромиссы;
- уделять особое внимание встречам с преподавателями и кураторами, посещать кураторские часы и индивидуальные консультации преподавателей (интересными для младших курсов являются встречи с выпускниками, добившимися высоких профессиональных результатов);
- принимать участие в тренингах, направленных на социальную адаптацию студентов- первокурсников.
Литература
1. Кибанов А. Я., ДураковаИ. Б. Управление персоналом организации. Актуальные технологии найма, адаптации и аттестации: учебное пособие. М.: КноРус, 2012, 368 с.
2. Молодцова Т. Д. Диагностика адаптации студентов первого курса к требованиям вуза // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 5. С. 13 - 17.
3. ЗариповР. Н., ЗариповаИ. Р. Адаптация студентов в технологическом вузе: психолого-педагогический аспект // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 24. С. 236 - 242.
4. Антипова Л. А. Педагогические технологии успешной адаптации личности студента в процессе обучения в вузе // Казанский педагогический журнал. 2008. № 2. С. 52 - 56.
5. ЗемцоваЕ. М. Адаптация студентов младших курсов к вузу как основа будущей конкурентоспособности специалиста // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2012. № 26. С. 146 - 148.
6. Крысова В. А., Федяева Ж. Ю. Профессиональная адаптация студентов-первокурсников через вовлечение в научно-творческую деятельность // Концепт. 2014. № 86. С. 36 - 40. Режим доступа: https://e-koncept.ru/ 2014Z14563.htm
7. Долгова В. П., Кондратьева О. А., Нижегородцева Е. С. Исследование адаптации первокурсников к обучению в университете // Концепт. 2015. Т. 31. С. 66 - 70. Режим доступа: https://e-koncept.ru/2015/95520.htm
8. Резник С. Д., Игошина И. А. Студент вуза: технологии и организация обучения в вузе: учебник. 4-е изд., пе-рераб. и доп. / под ред. д-ра экон. наук, проф. С. Д. Резника. М.: ИНФРА-М. 2015. 366 с.
9. Резник С. Д. Кто научит студента жить? // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 146 - 151.
10. Федотова Л. А. К вопросу о средствах адаптации студентов-первокурсников // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. № 43. С. 133 - 135.
11. Цилюгина И. Б. Трудности процесса адаптации студентов-первокурсников учреждений среднего профессионального образования и способы их разрешения // Среднее профессиональное образование. 2015. № 1. С. 42 - 45.
12. Кудрявцев В. Н., Несересянц В. С. Социальные отклонения // Введение в общую теорию. М.: Юридическая литература, 1984. 320 с.
ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS TO TRAINING CONDITIONS AT UNIVERSITY: EXPERIENCE, PROBLEMS, PROSPECTS
Semen D. Reznik1' @1, Marina V. Chernikovskaya1' @2, Elizaveta V. Nosova1' @
1 Penza State University of Architecture and Construction, 28, Herman Titov St., Penza, Russia, 440028 @ disser@bk.ru @ cherimar@rambler.ru @ nliza@list.ru
Received 04.04.2017. Accepted 14.06.2017.
Keywords: first-year student, social adaptation, motivation, university, special educational programs competitiveness, Russian students.
Abstract: The article is devoted to the problem of adaptation of first-year students to the conditions for mastering educational programs at the university. It is based on the results of monitoring of students of Russian higher educational institutions within the framework of the research "Change in Composition and Life Priorities of Students of Higher Educational Institutions and Their Social Stability ", executed by the Penza State University of Architecture and Construction. More than 400 students from 13 state universities in 5 federal districts of Russia took part in the monitoring.
The article features the results of monitoring of Russian students concerning their readiness for higher educational institutions. The results of the monitoring showed that the problem of adaptation of first-year students is a major issue, which still remains a subject for discussions while being the foundation of education in junior courses. The paper defines the concept of adaptation, presents the types and functions of the student's social adaptation and summarizes the conclusions of the study. Some proposals to improve the adaptation of first-year students have been developed and implemented.
For citation: Reznik S. D., Chernikovskaia M. V., Nosova E. V. Adaptatsiia studentov-pervokursnikov k usloviiam obuche-niia v universitete: opyt, problemy, perspektivy [Adaptation of First-Year Students to Training Conditions at University: Experience, Problems, Prospects]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences, no. 2 (2017): 36 - 41. (In Russ.) DOI: 10.21603/2542-1840-2017-2-36-41.
References
1. Kibanov A. Ya., Durakova I. B. Upravlenie personalom organizatsii. Aktual'nye tekhnologii naima, adaptatsii i at-testatsii [Personnel management of the organization. Current technologies of hiring, adaptation and attestation]. Moscow: KnoRus, 2012, 368.
2. Molodtsova T. D. Diagnostika adaptatsii studentov pervogo kursa k trebovaniiam vuza [Diagnostics of adaptation of first-year students to university requirements]. Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniia = International Journal of Experimental Education, no. 5 (2012): 13 - 17.
3. Zaripov R. N., Zaripova I. R. Adaptatsiia studentov v tekhnologicheskom vuze: psikhologo-pedagogicheskii aspekt [Adaptation of students in a technological university: the psychological and pedagogical aspect]. Vestnik Kazanskogo tekh-nologicheskogo universiteta = Bulletin of Kazan Technological University, no. 24 (2011): 236 - 242.
4. Antipova L. A. Pedagogicheskie tekhnologii uspeshnoi adaptatsii lichnosti studenta v protsesse obucheniia v vuze [Pedagogical technologies of successful adaptation of the student's personality in the process of studying at the university]. Kazanskii pedagogicheskii zhurnal = Kazan Pedagogical Journal, no. 2 (2008): 52 - 56.
5. Zemtsova E. M. Adaptatsiia studentov mladshikh kursov k vuzu kak osnova budushchei konkurentosposobnosti spetsialista [Adaptation of undergraduate students to the university as a basis for the future competitiveness of a specialist ] Vestnik Iuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki = Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Pedagogical sciences, no. 26 (2012): 146 - 148.
6. Kryisova V. A., Fediaeva Zh. Iu. Professional'naia adaptatsiia studentov-pervokursnikov cherez vovlechenie v nauchno-tvorcheskuiu deiatel'nost' [Professional adaptation of first-year students through involvement in scientific and creative activities]. Kontsept = Concept, no. S6 (2014): 36 - 40. Available at: https://e-koncept.ru/2014/14563.htm
7. Dolgova V. I., Kondrateva O. A., Nizhegorodtseva E. S. Issledovanie adaptatsii pervokursnikov k obucheniiu v universitete [The study of the adaptation of first-year students to university studies]. Kontsept = Concept, vol. 31 (2015): 66 -70. Available at: https://e-koncept.ru/2015/95520.htm
8. Reznik S. D., Igoshina I. A. Student vuza: tekhnologii i organizatsiia obucheniia v vuze [Student of the university: technology and organization of training in the university]. 4th ed. Moscow: INFRA-M, 2015, 366.
9. Reznik S. D. Kto nauchit studenta zhit'? [Who will teach the student to live?]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher education in Russia, no. 1 (2015): 146 - 151.
10. Fedotova L. A. K voprosu o sredstvakh adaptatsii studentov-pervokursnikov [On the issue of means of adaptation of first-year students]. Psikhologiia i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniia = Psychology and pedagogy: methods and problems ofpractical application, no. 43 (2015): 133 - 135.
11. Tsilyugina I. B. Trudnosti protsessa adaptatsii studentov-pervokursnikov uchrezhdenii srednego professional'nogo obrazovaniia i sposoby ikh razresheniia [Difficulties in the process of adaptation of first-year students of institutions of secondary vocational education and ways to resolve them]. Srednee professionalnoe obrazovanie = Secondary vocational education, no. 1 (2015): 42 - 45.
12. Kudriavtsev V. N., Neseresiants V. S. Sotsial'nye otkloneniia [Social deviations]. Vvedenie v obshchuiu teoriiu [Introduction to the general theory]. Moscow: Iuridicheskaia literatura, 1984, 320.