шкалам: "эмоциональная осведомленность", "эмпатия". По методике "Уровень эмоционального интеллекта" (LEI) были обнаружены достоверные различия по обоим показателям: "личностный эмоциональный интеллект", "коммуникативный эмоциональный интеллект".
По методике "Способы совладающего поведения" были установлены различия по следующим шкалам: "конфронтационный копинг", "самоконтроль", "планирование решения проблемы", "положительная переоценка".
Литература:
1. Малютина Т. В. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском (студенческом) возрасте // Омский научный вестник. 2014. № 2 (126). с. 129—133.
2. Выготский Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХ века // Вопр. психол. 1968. № 2. с. 157-159.
3. Муртазина Э.И., Исследование взаимосвязи коммуникативной культуры и межличностных отношений в юношеском возрасте // Образование и саморазвитие. 2014, №3(41), с. 90-98.
4. Муртазина Э.И., Минуллина А.Ф. Исследование детско-родительских отношений и эмоционального интеллекта в подростковом возрасте. // Современные концепции развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (28.01.2017 г., г. Екатеринбург). В 3 ч. 2. / - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2017, с. 190-194.
5. Дроздикова-Зарипова А.Р., Муртазина Э.И., Касимова Р.Ш. Взаимосвязь самоотношения и копинг-стратегий в юношеском возрасте. Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология. - Сб.статей: Ялта: РИО ГПА, 2016. Вып. 51, Ч. 7., с. 368-374.
6. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психол. журн., 1997. Т.18. №5, с. 20-30.
7. Гоулман Д. В лабиринте эмоционального интеллекта // Отдел кадров. 2012. №8, с. 98-100.
8. Мещерякова И.Н. Биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта // Территория науки. - Воронеж, 2008, № 9(10), с. 110-115.
9. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004.
10. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. // Кострома: Авантитул, 2004.
11. Сиерральта З. Х. Особенности психических ресурсов личности в раннем юношеском возрасте (Копинг-стратегии, защитные механизмы, социальный интеллект и общий интеллект): Дисс. канд. психол. наук: 19.00.04: СПб., 2000, 163 с.
12. Беляев С.А. Диагностика эмоционального интеллекта личности. Методика "Уровень эмоционального интеллекта" / С.А. Беляев, А.И. Янович, М.И. Мазуров // Управление в социальных и экономических системах: материалы ХУШ международной научной-практической конференции/ МИУ; редкол.: Н.В. Суша [и др.]. - Минск, 2009, с. 276-277.
13. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М., Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп // М.: Издательство Института Психотерапии, 2002.
14. Битюцкая Е.В. Опросник способов копинга: методическое пособие. // М., ИИУ МГОУ, 2015. - 80 с.
Психология
УДК: 159.9
кандидат психологических наук, доцент Шагивалеева Гузалия Расиховна
Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Аннотация. Статья посвящена психологической безопасности образовательной среды как определяющего компонента сохранения психического здоровья студентов. В работе рассматриваются вопросы адаптации студентов как необходимого условия обеспечения безопасности образовательной среды.
Ключевые слова: адаптация, социальная адаптация, профессиональная адаптация, социально-психологическая адаптация, образовательная среда, одиночество, психологическая безопасность, психологическое здоровье.
Annotation. The article is devoted to the psychological safety of the educational environment as a determining component of the preservation of mental health of students. The paper deals with the psychological and pedagogical adaptation of students as a necessary condition for ensuring the safety of the educational environment.
Keywords: adaptation, social adaptation, professional adaptation, social and psychological adaptation, educational environment, loneliness, psychological safety, psychological health.
Введение. Психологизация образовательной среды в целях сохранения и укрепления здоровья ее участников, создание в образовательном учреждении безопасных условий для учёбы, защита от всех форм дискриминации могут выступать альтернативой агрессивности социальной среды, психоэмоциональному и культурному вакууму, следствием которых является рост социогенных заболеваний. Важным условием снижения числа стрессовых ситуаций в педагогической практике является обеспечение психологической безопасности при взаимодействии участников образовательной среды [7, с. 4].
Адаптация к условиям обучения в вузе является одним из важнейших условий включения первокурсника в процесс учебной деятельности. Вопрос адаптации студентов к среде вуза является актуальным, так как от того, как долго по времени происходит процесс адаптации, зависят и успехи студентов, а также процесс их профессионального становления.
В целях ускорения и усовершенствования адаптации первокурсников к обучению в вузе необходимо: создавать условия для познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, структуре высшей школы, содержанию обучения в ней, её требованиям, обязанностям; знакомить с
содержанием профессиональной подготовки в вузе для формирования положительного отношения к выбранной специальности.
Изложение основного материала статьи. Образовательная среда есть психолого-педагогическая реальность, которая содержит специально организованные условия для формирования и развития личности. Образовательная среда является частью жизненной среды человека, а психологическая безопасность представляет собой одну из ее психологических характеристик, которая становится значимой проблемой.
Рассмотрение феномена образовательной среды осуществляется с позиций, связанных с современным пониманием образования как сферы социальной жизни, а среды как фактора образования.
Образовательная среда учебного заведения является частью жизненной среды человека. Учебные заведения являются субъектами безопасности, и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде состоит в том, что учебное заведение, включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью, способны строить свою локальную систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития. Таким образом, образовательная среда является фундаментом любого общества, поэтому важно, чтобы все ее участники чувствовали себя защищенными.
В условиях изменения образовательных целей, ценностей и инновационных преобразований на всех уровнях образовательной системы, проблемы здоровья и личностной безопасности становятся чрезвычайно актуальными. Создание комфортной образовательной среды вуза, где созданы необходимые психолого -педагогические условия для личностного и профессионального развития её субъектов, является важным фактором обеспечения качества образовательного процесса в системе высшего профессионального образования.
Что является существенным признаком хорошей (для личностного развития) среды? По мнению Баевой И.А. таким признаком может выступать психологическая безопасность образовательной среды [1, с. 48]. Понятие «безопасность» - это такое явление, без которого не могут нормально развиваться ни личность, ни социальная организация, ни общество, ни экономика, ни тем более государство [1, с. 50].
Для нормального развития и существования личности человека необходима безопасность как состояние окружающей среды, а также как внутреннее ощущение. Потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностей человека (А.Маслоу), без частичного удовлетворения которой невозможно гармоничное развитие личности, достижение самореализации личности [4].
Необходимо признать, что состояние безопасности всегда субъективно переживается различными людьми по-разному в сходных ситуациях. Часто утрата защищенности, влекущая нарушение целостности, неизменности устойчивого состояния, не означает разрушение системы, при определенных условиях происходит скачок в ее развитии, качественное изменение характеристик, порождающее новые условия ее взаимодействия со средой, а, следовательно, как считает Т.М. Краснянская, и безопасности [2, с. 32].
Рассматривая понятие психологической безопасности, исследователи проанализировали академические толковые словари русского, английского, французского и немецкого языков и выявили, что в общественном сознании понятие «безопасность» связывается не столько с отсутствием угрозы, сколько с состоянием, чувствами и переживаниями человека, надежностью и уверенностью.
Следовательно, психологическая безопасность основывается, прежде всего, на самоощущении личности, оценке ею собственной защищенности и безопасности и направлена на сохранение психологического здоровья человека.
Психологическая безопасность является одной из составляющих национальной безопасности и включена в категорию социальной безопасности. В контексте представлений об угрозах безопасности личности и среды, определяющих поведение человека и характер его межличностных отношений достаточно глубоко изучен в теории катастроф и конфликтных ситуаций [8].
Н.Л. Шлыкова рассматривает психологическую безопасность как целостную систему процессов, «результатом протекания которых является соответствие потребностей, возможностей субъекта отраженным характеристикам реальной действительности» [9, с. 199]. Как понимание категории психологической безопасности применительно к образовательной среде приводит И.А. Баева. Она определяет ее в трех аспектах: как состояние среды, свободное от проявления психологического насилия во взаимодействии; как систему межличностных отношений, которые убеждают человека, что он пребывает вне опасности, укрепляют психическое здоровье; как систему мер, направленных на предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности [1].
Исследователи полагают, что факторами риска в образовательной среде могут быть: несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры, личностно-психологические характеристики субъектов образования, недостаточная эффективность организации профилактики психического и физического здоровья и др. [3].
Обучение в высшем заведении образования для современного молодого человека - один из важнейших периодов его жизнедеятельности, личностного роста и становления как специалиста с высшим образованием.
Адаптация к учебной деятельности предполагает одновременное воздействие целого ряда факторов: субъективных (зависящих от самих студентов) и объективных (внешних), к числу которых можно отнести содержание и организацию самой учебной деятельности в вузе.
Исследователи считают, что адаптация происходит на протяжении всех лет обучения. Стихийно лишь к третьему курсу формируются значимые для студента навыки самоконтроля, организованности, ответственности. Многочисленные исследования показывают, что наиболее «хрупкими» и уязвимыми во многих отношениях являются именно студенты первого курса. Поэтому именно в первом семестре первого курса максимально необходима и возможна помощь первокурснику.
Адаптация личности студента к обучению - это сложный, длительный, а порой острый и болезненный процесс. Он обусловлен необходимостью отказа от привычного, неизбежностью преодоления многочисленных и разноплановых адаптационных проблем и профессиональных затруднений.
В исследованиях процесса адаптации первокурсников к вузу обычно выделяются следующие главные трудности: отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неопределённость морального выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности; налаживание быта и самообслуживания, отсутствием навыков самостоятельной работы [6, с. 45].
Начальный этап обучения в высшем учебном заведении связан порой с коренной ломкой сложившихся представлений, привычек школьника, необходимостью менять и перестраивать своё поведение и деятельность. Многие студенты испытывают состояние напряженности, чувство неуверенности, обособленности, внутренней дискомфортности, когда они впервые сталкиваются с новой для них межличностной средой.
Проведенное исследование студентов первого курса показало, что 41% первокурсников помогли адаптироваться к новым условиям обучения в первую очередь собственные черты характера и способности, такие, например, как общительность, доброжелательность, чувство юмора.
Адаптация студентов к обучению в вузе имеет свои особенности. Вхождение молодых людей в систему вузовского обучения, приобретение ими нового социального статуса студента требуют от них выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своему новому статусу.
Социальная адаптация студентов в вузе делится на: профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной работе и социально-психологическую адаптацию - приспособление индивида к группе, взаимоотношения с ней.
В вузах, процесс обучения первокурсников характеризуется большой динамичностью психических процессов и состояний, которые обусловлены изменением социальной среды. В частности, вступление к учебному заведению у значительной части молодежи сопровождается дезадаптацией, которая вызвана новизной студенческого статуса, отсутствием референтной группы, напряженностью и большой учебной нагрузкой. Все это требует от первокурсника значительной мобилизации своих возможностей для успешного вхождения в новое окружение и качественно новый ритм жизнедеятельности.
Знание индивидуальных особенностей студента, на основе которых строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения даст возможность избежать дезадаптационного синдрома, сделать процесс адаптации психологически комфортным.
Основным условием успешной деятельности студентов является освоение новых для него особенностей учёбы в вузе, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой.
Серьёзной проблемой студентов, особенно первокурсников, является одиночество. В ходе кратких пилотажных опросов, проводившихся в устной форме с обучающимися школ, студентами ССУЗ и Вуз, нами было выяснено, что одиночество - жизненная ситуация, которая в той или иной форме переживается многими. Всего такими опросами было охвачено более 300 человек, и полученные в них результаты показывают, что проблема одиночества существует в любой возрастной категории. Количество респондентов, часто испытывающих одиночество, увеличивается с 25% среди учеников школ до 45% среди студентов ССУЗов и 55% среди студентов ВУЗов. Таким образом, наибольшее количество людей считающих себя одинокими, наблюдается среди студентов Вузов.
Итак, одиночество является серьезной проблемой в среде студентов и взрослых. После окончания школы изменяется объективное социальное положение юношей и девушек, структура их социальных и межличностных связей. Друзья детства чаще всего находятся далеко и начинают новую жизнь в других городах. Многие студенты, начав обучение, живут впервые отдельно от родителей. Они лишаются не только эмоциональной поддержки своих семей, но и ощущения надежности, которое вселяют привычные заведенные в семье порядки. Для некоторых новичков контакт с семьей может сводиться к редкому телефонному звонку или письму. Разрыв коммуникативных связей и эмоциональных отношений со сверстниками после окончания школы оказывается для многих невосполнимым.
И от того, насколько быстро и успешно пройдет период адаптации к новым условиям, насколько удачно сможет студент влиться в новое общество сверстников, т.е. насколько он сможет безболезненно пережить возникшую перед ним жизненную ситуацию, настолько он сможет решить проблему одиночества.
Адаптация студентов к учебному процессу заканчивается в конце 2-го - начале 3-го учебного семестра. Успешно сданная первая сессия позволяет предположить, что этап адаптации у первокурсников прошел успешно. В решении задач, связанных с повышением эффективности адаптации студентов первого курса к обучению, важнейшая роль отводится кураторам академических групп.
Для успешной адаптации необходимым является также проявление активной позиции, которая должна быть не только у преподавателя, но и у студента, то есть должна быть совместная деятельность. Студент должен сам находить и выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной цели, а преподаватель - создавать для этого условия.
Именно на первом курсе формируется отношение молодого человека к учебе, к будущей профессиональной деятельности, продолжается «активный поиск себя». Даже успешно окончившие среднюю школу студенты, на первом курсе не сразу обретают уверенность в своих силах. Первая неудача порой приводит к разочарованию, утрате перспективы, отчуждению, пассивности. Результаты исследований свидетельствуют о том, что уровень представления студента о профессии (адекватно - неадекватно) непосредственно соотносится с адаптацией.
Выводы. Итак, в целях ускорения и усовершенствования адаптации первокурсников к обучению в вузе необходимо: создавать условия для познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, структуре высшей школы, содержанию обучения в ней, её требованиям, своим обязанностям; знакомить с содержанием профессиональной подготовки в вузе для формирования положительного отношения к выбранной специальности; способствовать процессам внутренней интеграции групп студентов-первокурсников и объединению этих групп со студентами других курсов факультета и института; готовить студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.
Таким образом, именно психологическая безопасность образовательной среды, обеспечивающая микросоциальное окружение, свободное от психологического насилия, определяющая ее референтную значимость, удовлетворяющая основные потребности в личностно-доверительном общении, определяет динамическое равновесие между человеком и социальной средой в сторону повышения психического здоровья личности.
Литература:
1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. - СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. - 271 с.
2. Краснянская Т.М. Безопасность человека: психологический аспект: учебное пособие / под ред. А.В. Непомнящего. Ставрополь: ЗАО Пресса, 2005. - 216 с.
3. Литвинова А.В., Калинина Д.Л., Титкова А.А. Ассертивное поведение и безопасность образовательной среды // Личность как предмет классической и неклассической психологии. Материалы XIII Международных чтений памяти Л.С. Выготского. М.: РГГУ, 2012. - С. 344-348.
4. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб., 2001. - 478 с.
5.Минахметова А.З. Личность учителя в условиях инновационных изменений // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 4. - часть 2. - С. 356-360.
6. Осипов П.Н. Инновационная воспитательная деятельность в техническом вузе: учебно-методическое пособие для системы переподготовки и повышения квалификации преподавателей высшей школы. - Казань: РИЦ «Школа, 2007. - 224 с.
7. Тимерьянова Л.Н. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды: учебно-методическое пособие. - Уфа: ИРО РБ. - 77 с.
8. Чиркина С.Е., Ахмеров Р.А., Бажин К.С., Царева Е.В. Основы формирования психологически безопасной образовательной среды: учебно-методическое пособие. - Казань: Издательство «Бриг», 2015. - 136 с.
9. Шлыкова Н.Л. Психологическая безопасность субъекта профессиональной деятельности: дис. ... д-ра психол. наук. - М.: РГБ, 2005. - 332 с.
Psychology
UDC 19
Ph.D. Student Ebtisam Sirhan Haj
ULIM university (Universitatea Libera International;! din Moldova)
INTERVENTION PROGRAM THAT HELPS ADOLESCENTS ADAPT TO SCHOOL AND SOCIETY
Annotation. Research conducted in the Arab sector in Israel investigated the influence of communication Parents in the families from Arab Sector (Israel) on school and social adaptation of Adolescents. The research findings 52 students out of 322 were found with adaptation difficulties in school according to from a questionnaire about communication between parents from the report about adapt to school and about to teacher's report. We selected a group of students that agreed to take part in the programme with their parents. 25 students (15 boys and 10 girls). The second group of 27 students didn't take part in the programme, therefore they served as a control group (17 boys and 10 girls) as a whole 50 people participated in the programme, a group of 25 students the ages of 12-14 from grades 7th -9th and their 25 parents. In the intervention program, we treat academic achievement, emotional and social aspects. The findings of the program show improving academic achievements, emotional and improving social adaptation.
Keywords: intervention programme, communication patterns, social adaptation, educational process, intervention process, school staff.
Аннотация. Исследования, проведенные в арабском секторе в Израиле посвящены влиянию общения родителей в семьях из арабского сектора и школы на процесс социальной подростков. В результате исследований было выявлено 52 учащихся с трудностями адаптации в школе из 322 опрошенных. Из них была выбрана группа из 25 учащихся (15 мальчиков и 10 девочек) с их родителями, которые согласились принять участие в экспериментальной программе. Вторая группа в составе 27 учащихся не принимала участие в программе, поэтому они служили контрольной группой (17 мальчиков и 10 девочек) в целом 50 человек приняли участие в программе, группа из 25 учащихся в возрасте от 12-14 лет - 7 - 9 классы и их 25 родителей. Программа была направлена на повышение успеваемости учащихся, улучшение эмоциональных и социальных аспектов взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Результаты освоения программы показали улучшение успеваемости большинства учащихся, улучшение эмоциональных контактов.
Ключевые слова: арабский сектор в Израиле программы вмешательства, коммуникационные модели, социальная адаптация, образовательный процесс, процесс вмешательства, персонал школы.
Introduction. Gillies indicates that Parents involvement programmes increasing investment of governments around the world in such programmes in the last three decades reflects the understanding of parents significant role in the of their children's behavior and in their development children's development. Behind this understanding lies the belief that providing information and the learning of parental skills could positively change parents' behavior towards their children a change that in turn will have an effect on the children's life [2]. The Intervention Programme deals with developing the skills of the school system and the parental system in building their relation with adolescents: boys and girls and both with direct work with these boys and girls while developing their personal and interpersonal skills for the purpose of teaching skills of control and self-regulation [3].
The purpose of the article is to show the importance of intervention program in school environment and prove that the program has a positive effect on students, their parents, teachers, staff and other members of the educational process.
The main content of the article. In this article describing Virginia Satir's and Satir and Witacker communicational approaches. These approaches compose intervention program. Explaining the program the author gives characteristics of students according to the adolescents report in a self-report questionnaire. Further he analyzes intervention process and makes circumstances of the process. The adapting process must involve an educational counselor, educational psychologist clinical social worker, arts and drama therapist and other specialists. Finally there is shows results: what changes happened with boys and girls, mothers and school staff. Particularly the author draws attention to such factors as social acceptance, unpopularity and social rejection.
This current programme is based on Virginia Satir's communicational approach - the experiential / communicational approach of Satir and Witacker the emphasis of this approach is to think how the individual self-esteem increases in the family system what in the family enables the best growth more or less assessment of roles and communication patterns was used. Satir characterizes roles in the family as communication patterns: rational,