Научная статья на тему 'Социально-психологическая адаптация студентов младших курсов к образовательному пространству вуза'

Социально-психологическая адаптация студентов младших курсов к образовательному пространству вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вахрамеева Ольга Александровна

В статье обоснована актуальность социально-психологической адаптации студентов первого курса к условиям вузовского образовательного процесса. Представлены ведущие виды адаптации, формы и методы управления процессом адаптации, позволяющие ускорить процесс включения студентов в вузовское пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-psychological adaptation of junior students to the educational space of the university

The article substantiates the relevance of social and psychological adaptation of first-year students to the conditions of high school educational process. Presented several types of adaptation, shape and control the process of adaptation of methods to accelerate the process of inclusion of students in the undergraduate space.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая адаптация студентов младших курсов к образовательному пространству вуза»

профессионального качества, проявляющегося в выносливости индивида к различиям, его конструктивности, культуре выносимых оценок.

Методологическая ценность этнопедагогического подхода для формирования толерантности будущих социальных педагогов в вузе заключается в том, что данный подход предполагает использование такой совокупности приемов и способов, которая бы учитывала локальную этнокультуру и национальные особенности участников социально-педагогической деятельности, способствовала приобщению к познанию ими чужой культуры, прививала им готовность к взаимодействию с представителями других культур в ходе целенаправленного и последовательного использования всего педагогического потенциала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондырева, С.К. Толерантность (введение в проблему) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. - М. : Изд-во МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2003. - 240 с.

2. Воспитание толерантности школьников / под ред. М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук. - М.: Прогресс, 2002. - 186 с.

3. Лекторский, В.А. О толерантности / В. А. Лекторский, // Философские науки. - 1997. - №3-4. - С. 14-18.

4. Мацковский, М.С. Толерантность как объект социологического исследования / М. С. Мацковский // Век толерантности. - Вып. 3-4. - С. 5-6.

5. Толерантность и коммуникация : коллект. моногр. / под ред. Г.И. Петровой. - Томск : Дельтаплан, 2002. - 178 с.

УДК 378

О.А. Вахрамеева, г. Шадринск

Социально-психологическая адаптация студентов младших курсов к образовательному пространству вуза

В статье обоснована актуальность социально-психологической адаптации студентов первого курса к условиям вузовского образовательного процесса. Представлены ведущие виды адаптации, формы и методы управления процессом адаптации, позволяющие ускорить процесс включения студентов в вузовское пространство.

Образовательный процесс, образовательное пространство, социализация, социально-психологическая адаптация.

O.A. Vakhrameyeva, Shadrinsk

Socio-psychological adaptation of junior students to the educational space

of the university

The article substantiates the relevance of social and psychological adaptation of first-year students to the conditions of high school educational process. Presented several types of adaptation, shape and control the process of adaptation of methods to accelerate the process of inclusion of students in the undergraduate space.

Keywords: The educational process, educational environment, socialization, social and psychological adaptation.

В психологии под термином «адаптация» понимается перестройка психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды, а также способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой [5]. Адаптация это процесс психологической включенности личности в систему социальных, социально-психологических и профессионально-деятельностных связей и отношений, в исполнении соответствующих ролевых функций.

Психологическая адаптация человека осуществляется в следующих сферах ее жизни и деятельности:

1. В социальной сфере со всем многообразием ее содержательных сторон и компонентов (нравственных, политических, правовых и др.);

2. В социально-психологической сфере, т.е. в системах психологических связей и отношений личности, включение ее в исполнение различных социально-психологических ролей;

3. В сфере профессиональных, учебно-познавательных и других деятельностных связей и отношений личности;

4. В сфере взаимосвязи с экологической средой [4].

Адаптация как приспособление человека к изменяющимся условиям существования, представляет собой узловой момент его жизнедеятельности. Под адаптацией студента следует понимать процесс приобщения студента к условиям вузовского образовательного процесса, в результате чего он становится субъектом новых видов деятельности и отношений и, следовательно, приобретает возможности оптимального выполнения своих функций. Это приобщение студента к новым условиям вузовской среды, к новым видам деятельности. В ее основе лежат противоречия между требованиями, предъявляемыми условиями новой среды и готовность личности к ним на основе предшествующего опыта. Разрешение данных противоречий путем перестройки деятельности и поведения личности, а также регулирующего влияния объективных факторов обусловливает динамику процесса обучения, показателями которой выступают качественные изменения в структуре личности и моделях ее поведения в новой ситуации. Речь идет о приспособлении студента к условиям учебного процесса и окружения «без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой».В процессе приспособления студентов первого курса к новым условиям жизни характерно попеременное проявление полярных качеств психики: целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении - желанием уединиться, возвышенность чувств нередко уживается с сухим рационализмом и циничностью [3; 6]. Следовательно, адаптационные возможности таких студентов ограничены, поэтому любое изменение привычного социального окружения может оказаться травматичным. Неподготовленный переход в новые условия жизни может привести к различным вариантам дезадаптивного поведения, сопряженного со значительными эмоциональными нарушениями [1].

Проблема адаптации особенно актуальна для студентов первого курса. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него правил жизни и учебы в вузе. На протяжении первого года обучения происходит вхождение студента - первокурсника в студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к

выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, развиваются и воспитываются профессионально значимые качества личности.

В психолого-педагогической научной литературе существуют различные точки зрения относительно видов адаптации студентов (А.Г.Мороз, Н.В.Бачманова, С.М.Годник, П.А.Просецкий, Д.А.Андреева, В.Т.Хорошко, Л.С.Шубина и др.). Анализ многочисленных исследований проблемы адаптации студентов вузов позволил выделить три ведущих вида адаптации, а именно:

- социально-психологическая адаптация;

- дидактическая адаптация;

- профессиональная адаптация.

Социально-психологическая адаптация студентов представляет собой процесс вхождения в новый коллектив, принятие установок, норм и ценностей. Для иностранных студентов, впервые приехавших из сельской местности в большой город, данный вид адаптации усугубляется необходимостью приспособления к городскому образу жизни, к проживанию в общежитии и выстраивания отношений со студентами не только своей группы, но и студентами, проживающими совместно с ними. Трудности социально-психологической адаптации данной категории студентов обусловлены новизной социального окружения, потерей привычного коллектива, родных и друзей, плохое знание языка, отсутствием дружного и сплоченного коллектива студенческой группы. Результатами влияния этих проблем и трудностей могут служить негативные переживания: растерянность, чувство одиночества, ощущение ненужности, тоска по дому.

В качестве мер по ускорению социально-психологической адаптации студентов младших курсов следует использовать мероприятия по сплочению группы; экскурсии по учебному заведению и городу; содействие в организации быта студентов, проживающих в общежитии; шефство старшекурсников; вовлечение первокурсников в общественную жизнь факультета и др.

Дидактическая адаптация представляет собой процесс приспособления студента к новой системе обучения, его содержанию, методам и формам. Адаптивная дидактическая ситуация вызвана новизной содержания и условиями обучения в вузе, необходимостью освоить новые формы, методы и приемы учебной деятельности. По мнению студентов, к основным трудностям в обучении относятся: большой объем учебного материала, его сложность; большое наличие новых дисциплин; неумение пользоваться учебной литературой, а также ее конспектировать; недостаточное знание русского языка, отсутствие контакта с преподавателями и студентами своей группы; неумение планировать учебное и досуговое время и др.

Для скорейшей дидактической адаптации преподавателям необходимо, (особенно кураторам) уделять большое внимание сплочению группы, ознакомлению студентов с системой обучения в вузе, способствовать организации знакомства студентов с преподавателями кафедры и факультета, студентами активистами старших курсов, включение в лекционные курсы по всем дисциплинам вводной темы по ознакомлению с особенностями учебной работы студента.

Профессиональная адаптация студента представляет собой вхождение в профессию, овладение ценностями и нормами будущей профессиональной деятельности.

Юность - пора профессионального самоанализа и самооценки, которая осуществляется путем сравнения идеального «Я» с реальным «Я». Но первое - не выверено, а второе - всесторонне не оценено. Данное неразрешенное противоречие часто ведет к внутренней неуверенности личности, которая выражается в чувстве

непонятости или комплекса неполноценности, а у других - в форме внешней развязности и напускного равнодушия к происходящему.

К трудностям профессиональной адаптации студента относятся: неясное представление о своем профессиональном будущем; неумение провести правильную профессиональную самооценку; непонимание логики профессионального становления; неумение видеть профессиональную направленность учебного процесса.

Формами и методами управления процессом профессиональной адаптации студентов младших курсов служат: разъяснительное знакомство студентов с целью и содержанием основной образовательной программы, учебным планом; ознакомление студентов с целью, содержанием и организацией учебного и воспитательного процессов в вузе; усиление профессиональной направленности читаемых дисциплин; индивидуальная работа по разъяснению личной значимости учения на факультете по данной специальности; коррекция и совершенствование представлений студента о будущей профессии; развитие нового для студентов самосознания, основанного на осознании себя субъектом профессиональной деятельности; формирование устойчивого положительного отношения к профессии.

Следовательно, адаптация для современного студента к вузу продолжается в основном два года. Полностью судить о преодолении адаптационного барьера можно по характеру деятельности студентов и ее результатам. Если к третьему курсу мы наблюдаем активную деятельность студента, выраженную в целеустремленной учебе, активном участии в коллективных делах студенческой группы и факультета, следовательно, адаптационный период завершился. Задача управления процессом адаптации студентов младших курсов заключается в том, чтобы помочь последним адаптироваться в новых условиях, выработать активно-положительное отношение к будущей профессии, скорее войти в ритм учебной и учебно-профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галимова, В.Н. Проблемы социальной адаптации детей, находящихся в государственных учреждениях : материалы науч.-практ. конф. / В.Н. Галимова. - Челябинск : ЧГАКИ, 2007. - 339 с.

2. Загвязинский, В.И. Педагогика :учебник для студентов высш. проф. образования / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова ; под ред. В.И. Загвязинского. - М. : Академия, 2012. - 352 с.

3. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. - Л. : Медицина, 1983. - 256 с.

4. Осин, А. Я. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа / А. Я. Осин, В. А. Гордашников. - М. : Наука, 2009. - 226 с.

5. Постовалова, Г.И. О факторах, определяющих адаптационную способность человека // Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов / Г.И.Постовалова. -Ереван : ЕрГПУ,1973. - С.18-19.

6. Сухарев, Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста (избранные главы) / Г. Е. Сухарев. - М. : Медицина, 1974. - 320 с.

УДК 378

Ю.О. Галущинская, г. Шадринск

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.