Научная статья на тему 'Особенности психологической адаптации студентов-первокусников'

Особенности психологической адаптации студентов-первокусников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
589
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ / СТУДЕНТЫ-ПЕРВОКУРСНИКИ / ADAPTATION / ADAPTATION TO LEARNING / FIRST-YEAR STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мещерякова Ирина Николаевна, Демец Екатерина Геннадьевна

В статье дан психологический анализ понятия адаптация, раскрыты теоретические аспекты процесса адаптации студентов, а также приведены результаты эмпирического исследования особенностей адаптации студентов первого курса к обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF FIRST YEAR STUDENTS

The article deals with the psychological analysis of the concept of adaptation, reveals the theoretical aspects of the process of adaptation of students, as well as the results of an empirical study of the features of adaptation of first-year students to learning.

Текст научной работы на тему «Особенности психологической адаптации студентов-первокусников»

Литература:

1. Дорошенко Т.Н. Социально-психологические особенности пожилых людей [Текст] / Т.Н. Дорошенко // Социально-психологические аспекты практики социальной работы: сборник трудов. - 2016. -С. 338 - 342.

2. Куликов Л.В. Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: учебное пособие [Текст] / Л.В. Куликов. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.

3. Максимова С.Г. Социально-психологическая адаптация: особенности формирования и развития у лиц пожилого и старческого возраста: монография [Текст] / С.Г. Максимова. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. - 145 с.

4. Митина Г.В. Удовлетворенность жизнью лиц пожилого возраста [Текст] / Г.В. Митина, О.М. Макушкина, Э.Ш. Шаяхметова, Л.М. Матвеева // Проблемы современного педагогического образования. -Ялта: Крымский Федеральный университет им. В.И. Вернадского. - 2018. - C. 44 - 49.

5. Тащева А.И. Концепция организации психологической помощи одиноким людям пожилого возраста [Текст] / А.И. Тащева // Психология старости и старения: хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. -М.: Академия, 2003. - С. 349 - 353.

6. Шаловская О.А. Медико-социальные аспекты пожилого возраста [Текст] / О.А. Шаловская // Социология Медицины. - 2013. - №2(23). - С. 25 - 28.

7. Шамкова С.В. К вопросу об инновационных технологиях социальной работы с лицами пожилого возраста [Текст] /С.В. Шамкова // Вестник Орловского государственного университета. - 2014. -№2(37). - С. 52.

8. Шкала субъективного благополучия [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии. - 2002. - C. 467 - 470.

Психология

УДК 159.922

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Мещерякова Ирина Николаевна

Воронежский институт (филиал) Московского Гуманитарно-экономического университета (г. Воронеж); кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Демец Екатерина Геннадьевна

Воронежский институт (филиал) Московского Гуманитарно-экономического университета (г. Воронеж)

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУСНИКОВ

Аннотация. В статье дан психологический анализ понятия адаптация, раскрыты теоретические аспекты процесса адаптации студентов, а также приведены результаты эмпирического исследования особенностей адаптации студентов первого курса к обучению.

Ключевые слова: адаптация, адаптации к обучению, студенты-первокурсники.

Annotation. The article deals with the psychological analysis of the concept of adaptation, reveals the theoretical aspects of the process of adaptation of students, as well as the results of an empirical study of the features of adaptation of first-year students to learning.

Keywords: adaptation, adaptation to learning, first-year students.

Введение. Каждый человек в своей жизни сталкивается с несколькими этапами адаптации, которая делает возможным приспособиться к новым условиям и создавать новые методы преодоления существующих проблем и эффективной работы. Адаптация может возместить неполноценность обычного поведения в новых условиях, вследствие чего формируются способности оптимального функционирования личности в новых условиях. Если же адаптация не настает, то человек ощущает затруднения в усвоении предмета и условий деятельности.

Первый «адаптационный опыт» он получает в группе детского сада, затем в первом классе школы. Следующий «переломный» момент - это переход от начальной школы к средней и, наконец, наступает момент профессионального самоопределения.

Поступив в средние и высшие профессиональные учебные заведения студенты-первокурсники сталкиваются с совершенно новыми для них методами организации учебного процесса, новыми видами деятельности и новым учебным коллективом.

В контексте целей обучения в средних и высших учебных заведениях, адаптация первокурсника означает способность соответствовать условиям и нормам профессионального заведения, а кроме того умение совершенствоваться в новых условиях, реализовывать свои способности и потребности, сохраняя идентичность с этой средой. В этой связи понятие «адаптация» можно представить как процесс приспособления учащихся к новой социальной ситуации.

Изложение основного материала статьи. Термин «адаптация» был введен Г.Аубертом [1] в 1865 году и употреблялся в медицинской и психологической литературе, где означал изменение чувствительности анализаторов под воздействием приспособления органов чувств к действующим раздражителям. В будущем использование этого термина встречается в более широком значении как всякое приспособление живого организма к условиям существования. Позднее этот термин был заимствован социологией и психологией для описания явлений, касающихся освоения человеком различных сфер природной и социальной среды.

Согласно С.Ю. Головину [3], психологическую адаптацию можно определить, как определяется как процесс психологической включённости человека в системы социальных, социально-психологических и профессионально-деятельностных взаимосвязей и взаимоотношений, в выполнении конкретных ролей. Психологическая адаптация человека осуществляется в последующих сферах его жизнедеятельности:

- в социальной сфере со всем разнообразием её содержательных сторон и компонентов (нравственных, политических, правовых и др.);

- в социально-психологической сфере, т.е. в системах психологических связей и отношений личности, включения её в выполнение разных социально-психологических ролей;

- в сфере профессиональных, учебно-познавательных и других деятельностных связей и отношений

личности;

- в сфере взаимосвязей с экологической средой.

Процесс адаптации к обучению - явление крайне непростое, многогранное. Существует две стороны социальной адаптации студентов:

• профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, обстоятельствам и организации учебного процесса, формирование навыков самостоятельности в учебной и научной работе;

• социально-психологическую адаптацию - приспособление индивида к учебному коллективу, взаимоотношениям в нем, формирование собственного стиля поведения.

Социально-психологическую адаптацию Г.М. Андреева [2] рассматривает в трех аспектах:

• медико-биологический аспект (итог приспособления организма индивида и его психики к обстоятельствам профессиональной деятельности и общения);

• психолого-педагогический аспект (процесс социализации индивида в труде и результат данного процесса);

• социологический аспект (особый этап жизненного пути молодого человека, совпадающий по времени с завершением обучения в системе народного образования и началом профессиональной трудовой деятельности).

О.В. Полянок [5] отмечает, что именно на первых этапах обучения формируется отношение молодого человека к учебе, к предстоящей профессиональной деятельности, продолжается «активный поиск себя». В том числе и отлично окончившие среднюю школу, на первом курсе не сразу обретают уверенность в своих силах. Первая неудача порой приводит к разочарованию, потере перспективы, отчуждению, пассивности. На процесс адаптации студентов к обучению во многом влияют также их ценностные ориентации [4].

Е.И. Рогов [6] утверждает, что чем в более полной мере студент осознает, зачем и для чего ему могут потребоваться знания для будущей работы, тем лучше он учится. Результаты исследований демонстрируют то, что уровень представления студента о профессии (адекватно - неадекватно) напрямую соотносится с уровнем его отношения к учебе: чем меньше студент знает о специальности, тем выше у него отрицательное отношение к учебе. Недостаточная осведомленность студентов о содержании их будущей специальности связана с тем, что, во-первых, низкий социальный уровень; во-вторых, невысокий престиж самой профессии в социально-экономических условиях, в-третьих, несформированность мотивационной сферы и ценностных ориентаций личности.

Процесс адаптации студентов к условиям вуза или колледжа - это процесс приспособления индивидуальных качеств к условиям данного профессионального учебного заведения и развития на этой базе новых социально и профессионально значимых качеств, которые гарантируют реализацию личностного потенциала студента, который содержит в себе два компонента: адаптация к условиям конкретного учреждения и адаптация к условиям выбранной специальности. Этот процесс затрагивает всю структуру личности, вследствие чего совершаются перемены на психофизиологическом, индивидуально личностном и социальном уровнях.

Выполненный нами анализ литературы, посвященный изучению особенностей адаптации студентов, получающих высшее и среднее профессиональное образование, позволяет выдвинуть цель нашего исследования: выявить особенности адаптации студентов первого курса к обучению в системах СПО и ВО.

Объект исследования: психологическая адаптация личности.

Предмет исследования: особенности психологической адаптации студентов системы среднего профессионального и высшего образования.

С учетом результатов теоретического анализа проблемы была сформулирована гипотеза исследования: существуют особенности психологической адаптации к высшим и средним профессиональным образовательным учреждениям, а именно:

• у студентов первого курса высших образовательных учреждений отмечается более высокая способность к адаптации к новому коллективу, чем у студентов первого курса, обучающихся в среднем профессиональном учебном заведении;

• первокурсники вуза лучше адаптируются к новым условиям обучения, чем первокурсники колледжей;

• студенты первого курса вуза более удовлетворены своим выбором профессии и образовательным учреждением, чем студенты первого курса, получающие среднее профессиональное образование.

Исследование особенностей психологической адаптации студентов, получающих высшее и среднее профессиональное образование проходило в несколько этапов. Опишем процедуру исследования.

Нами было сформировано 2 группы для исследования: 20 первокурсников высших учебных заведений города Воронежа, получающих высшее образование и 20 первокурсников колледжей города Воронежа, получающих среднее профессиональное образование. Исследование проходило в дневное время. Все студенты чувствовали себя удовлетворительно. Инструкции слушали внимательно.

На первом этапе исследования мы изучили особенности социально-психологической адаптации и связанные с этим черты личности при помощи «Методики диагностики социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда [7]. Наиболее выраженным у студентов высшего учебного заведения является показатель «Самопринятие», среднее значение выборов по которому 75,7. Такие показатели как «Адаптация», «Принятие других», «Эмоциональная комформность», «Интернальность» и «Стремление к доминированию» менее выражены и средние значения выборов соответственно равны 63; 62; 66; 63,6: 51,8. Наименее выраженными является показатели «Лживость», среднее значение выборов по которому 3,25 и «Эскапизм» - 12,6.

Наиболее выраженным у студентов получающих среднее профессиональное образование является показатель «Самопринятие», среднее значение выборов по которому 67,85. Наименее выраженными является показатели «Адаптация», «Принятие других», «Эмоциональная комформность», «Интернальность», «Стремление к доминированию», средние значения выборов по которым соответственно равны 53,15; 59,35; 62; 56,45; 46,65. Наименее выраженными являются такие показатели как «Лживость», среднее значение по которому 3,1 и «Эскапизм» - 8,95.

Статистический анализ по «Методике диагностики социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда [7] был проведен с помощью критерия Стьюдента для независимых выборок.

Выявлены достоверные различия по таким показателям как «Адаптация» (р=0,00014), «Самопринятие» (р=0,0021), «Эмоциональная комформность» (р=0,0059), «Эмкапизм» (р=0,0017), т.е. можно утверждать, что студенты получающие высшее образование имеют более высокие значения по данным показателям, чем студенты получающие среднее профессиональное образование.

На следующем этапе было проведено исследование по «Методике исследования адаптированности студентов в вузе» Т.Д. Дубовицкой, А.В. Крылова [8], которая дает информацию об адаптивности студентов к учебной группе и учебной деятельности. У первокурсников высших учебных заведений наиболее выражена адаптация к учебной группе, средний балл по которой равен 13,15, чем к учебной деятельности - 11,55.

У студентов, получающих среднее профессиональное образование, наиболее выраженной является адаптация к учебной группе, средний балл по которой равен 11,75, чем к учебной деятельности - 10.

Таким образом, как студенты, получающие высшее образование, так и студенты, получающие среднее профессиональное образование, демонстрируют более высокие показатели по шкале «адаптация к учебной группе».

Статистический анализ по «Методике исследования адаптированности студентов в вузе» Т.Д. Дубовицкой, А.В. Крылова [8] был проведен с помощью критерия Стьюдента для независимых выборок. В ходе данного анализа были выявлены достоверные различия по показателю «Адаптивность к учебной группе» (р=0,02), что указывает на то, что студенты высших учебных заведений обладают большей способностью к адаптации в новом коллективе.

Следующим этапом исследования было выявление адаптивных способностей, нервно-психической устойчивости, моральной нормативности, коммуникативных особенностей личности студентов по многоуровневому личностному опроснику «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина [9]. У студентов высших учебных заведений по шкале «Достоверность» средний балл равен 3,65, что свидетельствует о том, что студенты отвечали искренне, все результаты достоверны. Наиболее выраженной является показатель «Адаптивные способности», средний балл по которому равен 52,35. Среднюю степень выраженности имеет показатель «Нервно-психическая устойчивость» - 34,9. Наименее выраженными являются показатели «Коммуникативные способности» - 11,8 и «Моральная нормативность» - 8,3.

У студентов колледжей по шкале «Достоверность» средний балл равен 3,25, что свидетельствует о том, что студенты отвечали искренне, все результаты достоверны. Наиболее выраженным показателем являются «Адаптивные способности», среднее значение по которому - 45,75. Среднюю степень выраженности имеет показатель «Нервно-психическая устойчивость» - 31,45. Наименее выраженными являются показатели «Коммуникативные способности» - 11,85 и «Моральная нормативность» - 7,85.

Статистический анализ по многоуровневому личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина [9] был проведен с помощью критерия Стьюдента для независимых выборок. Выявлены достоверные различия показателю «Адаптивные способности» (р=0,03), что указывает на то, что учащиеся высших учебных заведений имеют более развитые адаптивные способности, чем учащиеся средне профессиональных учебных заведений.

Следующим этапом нашего исследования было выявление особенностей отношения к вузу/колледжу, одногруппникам, обучению с помощью модифицированной методики «Незаконченные предложения». Наиболее выраженными для студентов получающих высшее образование являются показатели «Хорошие отношения с одногруппниками», средний балл по которому равен 1,45 и «В будущем видит себя специалистов в своей области» - 1,4. Среднюю степень выраженности имеют такие показатели как «Положительное отношение к вузу/колледжу» -0,85 и «Положительное отношение к преподавателям» - 1. Наименее выражены «Стремление к углублению знаний» - 0,5, «Стремление к хорошей успеваемости» - 0,5, «Другое» - 0,6.

У студентов, получающих среднее профессиональное образование, наиболее выраженными являются показатели «Положительное отношение к преподавателям» и «Другое», средние баллы по которым соответственно равны 0,75 и 0,8.

Среднюю степень выраженности имеет показатель «Положительное отношение к вузу/колледжу» - 0,6. Наименее выражены показатели «Хорошие отношения с одногруппниками» - 0,45, «Стремление к углублению знаний» - 0,4, «Стремление к хорошей успеваемости» - 0,4, «В будущем видит себя специалистом в своей области» - 0,4.

Статистический анализ по методике «Незаконченные предложения» был проведен с помощью критерия Манна-Уитни. Статистически значимые отличия были выявлены по критериям «Хорошие отношения с одногруппниками» (р=0,031) и «В будущем видит себя специалистом в своей области» (р=0,035), что говорит о том, что студенты вузов более уверены в выборе своей профессии и быстро адаптируются к новому коллективу.

Выводы. В результате исследования особенностей адаптации первокурсников, обучающихся в высших и средне профессиональных учебных заведениях можно сделать следующие выводы:

1. Первокурсники, получающие высшее образование имеют более развитые способности адаптации, самопринятия, эмоциональной комформности, эскапизма, чем студенты первого курса, получающие среднее профессиональное образование.

2. В ходе анализа результатов было выявлено, что студенты вуза имеют более развитые адаптивные способности к учебной группе.

3. Анализ результатов исследования выявил, что студенты первого курса высших учебных заведений имеют более развитые адаптивные способности, чем учащиеся первого курса средне профессиональных учебных заведений.

4. В ходе анализа результатов исследования было выявлено, что студенты вузов более уверены в выборе своей профессии и быстрее адаптируются к новому коллективу, чем первокурсники, получающие среднее профессиональное образование.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования подтверждена, а именно:

• у студентов первого курса высших образовательных учреждений отмечается более высокая способность к адаптации к новому коллективу, чем у студентов первого курса, обучающихся в среде профессиональном учебном заведении;

• первокурсники вуза лучше адаптируются к новым условиям обучения, чем первокурсники колледжей;

• студенты первого курса вуза более удовлетворены своим выбором профессии и образовательным учреждением, чем студенты первого курса, получающих среднее профессиональное образование.

Литература:

1. Абабков В. А. Адаптация к стрессу / В.А. Абабков, М. Пере. Санкт-Петербург: Речь, 2014. - 165 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. -Москва: Аспект Пресс, 2004. - 384 с.

3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. - Минск.: Харвест, 2008. - 800 с.

4. Мещерякова И.Н. Особенности ценностных ориентаций у студентов / И.Н. Мещерякова, Е.Г. Демец. - Приоритетные направления развития гуманитарных и экономических наук: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 8. Часть I / науч. ред. Д.Н. Литвинов. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2017. - 148 с. С. 88-92.

5. Полянок О.В. Психологические особенности адаптации студентов педагогических специальностей / О.В. Полянок. - Казань: 2012. - 207 с.

6. Рогов Е.И. Эмоции и воля / Е.И. Рогов. - Москва: Гуманит. изд. Центр, 1999. - 304 с.

7. Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса - Даймонда [Электронный ресурс] // https://studfiles.net/preview/1095455/

8. Методика исследования адаптированности студентов в вузе [Электронный ресурс] // http://www.vash-psiholog.info/psih/20487-metodika-issledovaniya-adaptirovannosti-studentov-v-vuze.html

9. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина [Электронный ресурс] // http://www.psycademy.ru/pages/461

Психология

УДК: 159.9

кандидат психологических наук, доцент Морозова Людмила Борисовна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

магистрант кафедры практической психологии Новиков Станислав Александрович

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ВЛИЯНИЕ РОЛЕВЫХ ОЖИДАНИЙ И БРАЧНЫХ УСТАНОВОК НА УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ

БРАКОМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Аннотация. Статья посвящена изучению удовлетворенностью браком как показателю функционирования семейной системы. В статье раскрыты понятия «ролевые ожидания» и «брачно-семейные установки»; рассмотрены факторы, влияющее на удовлетворенность браком; описаны аспекты проблем взаимоотношений в семьях военнослужащих. Представлены результаты эмпирического исследования в гражданских семьях и семьях военнослужащих о ролевой адекватности супружеской пары в сферах межличностного взаимодействия в семье и удовлетворенности семейными отношениями.

Ключевые слова: семейные ценности, ролевые ожидания, удовлетворенность браком семья гражданских, семья военнослужащих.

Annotation. The article is devoted to the study of satisfaction with marriage as an indicator of the functioning of the family system. The article discloses the concepts of "role expectations" and "marriage and family settings"; factors affecting marriage satisfaction are considered; aspects of relationship problems in military families are described. The results of an empirical study in civilian families and military families on the role adequacy of a married couple in the areas of interpersonal interaction in the family and satisfaction with family relationships are presented.

Keywords: family values, role expectations, satisfaction with marriage, civilian family, military family.

Введение. В психологических исследованиях семьи и брака наибольший интерес представляет изучение внутренней определенности брачных отношений, в частности таких аспектов как ролевые притязания и ожидания супругов, а также степень удовлетворенности супружеским союзом. Ролевые ожидания - это степень готовности отдать выполнение той или иной семейной функции брачному партнеру. Брачно-семейные установки - это позиция личности в отношении брака и семьи, сформированная на основе опыта, которая определяет состояние готовности к браку и поведение человека в брачно-семейной сфере. Удовлетворенность браком является основным параметром, характеризующим супружеские отношения.

Удовлетворенность браком основывается в результате реализации субъективного представления о семье и согласованности представлений с супругом [4]. Удовлетворенность семейной жизнью зависит от степени удовлетворенности всех потребностей каждой из личности, которые в свою очередь стимулируют вырабатывание положительных эмоций и чувств [11].

На удовлетворенность браком влияют различные факторы. Соответствие ролевых ожиданий партнеров ролевому поведению, совместимости исполнения супругами своих ролей, а также согласованность ролевого поведения, семейных функций, интересов, ценностей, установок, взглядов, представлений и потребностей супругов влияют на удовлетворенность браком [10, 12, 9, 8].

Одним из важных факторов удовлетворенности браком является способность супругов грамотно и экологично общаться при столкновении противоречивых мнений, представлений партнеров относительно внутрисемейных отношений (К.Левин, 2000; Клецина, 2010) [11, 5, 6].

Фактором удовлетворенности браком можно считать и профессиональную деятельность супругов: удовлетворенность работой, успехи на работе, являющиеся средством самореализации человека и финансового благополучия семьи (Юркевич, 1971; Навайтис, 1999; Крайг, 2000; Загорная, 2007; Туринцева,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.