Научная статья на тему 'Объективные и субъективные факторы социальной адаптации студентов профессиональных колледжей'

Объективные и субъективные факторы социальной адаптации студентов профессиональных колледжей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
863
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОЛЛЕДЖ / ADAPTATION / EDUCATIONAL PROCESS / SOCIAL ADAPTATION / COLLEGE / PROFESSIONAL COMPETENCE / STUDENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Анчикова Валерия Андреевна, Крикунова Юлия Анваровна

В статье с теоретической и эмпирической точек зрения обосновываются положения и выводы, построенные на основе эмпирического материала, раскрываются структурно-содержательные компоненты социальной адаптации студентов, которые формируют целостный понятийный научный аппарат по исследуемой теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Объективные и субъективные факторы социальной адаптации студентов профессиональных колледжей»

Анчикова В. А., Крикунова Ю. А. Объективные и субъективные факторы социальной адаптации студентов профессиональных колледжей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S14. -0,6п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470175.htm.

ART 470175 УДК 159.9.072

Анчикова Валерия Андреевна,

студентка ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный универси тет», г. Тольятти Mil [email protected]

Крикунова Юлия Анваровна,

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии ФГБОУ ВО «(Тольяттинский государственный университет», г. Тольятти [email protected]

Объективные и субъективные факторы социальной адаптации студентов

профессиональных колледжей

Аннотация. В статье с теоретической и эмпирической точек зрения обосновываются положения и выводы, построенные на основе эмпирического материала, раскрываются структурно-содержательные компоненты социальной адаптации студентов, которые формируют целостный понятийный научный аппарат по исследуемой теме.

Ключевые слова: адаптация, колледж, профессиональная компетенция, социальная адаптация, студент, учебный процесс.

Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Жизненный путь каждого индивида состоит из множества периодов социальной адаптации. Если говорить об основных, то первый адаптационный опыт индивид получает в детском саду, затем в первом классе школы. Важным моментом в жизни каждого из нас является переход из начальной школы в среднюю и, наконец, наступает момент профессионального самоопределения.

Проблема адаптации является одной из главных междисциплинарных научных проблем, которая изучается как на социальном, психологическом, педагогическом, так и на социально-экономическом, медико-биологическом и других уровнях. Это подтверждается данными Г. И. Царегородского, который объективно относит это понятие к общенаучным. Оно зарождается «... в точках соприкосновения разных наук с последующей экстраполяцией на многие сферы естественно-биологических дисциплин и, возможно, даже на класс особых кибернетических систем. Понятие адаптации, как общенаучное, - содействует синтезу знаний различных (природных, социальных, технических) систем. Наряду с философскими категориями, общенаучные понятия исследуемых объектов различных наук объединяются в целостные теоретические построения» [1, с. 14].

Актуальность проблемы социальной адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности колледжа обусловлена тем, что в период обучения в колледже закладываются основы профессионализма, формируется потребность и готовность к непрерывному самообразованию в изменяющихся условиях. Поэтому особенно важно, чтобы студенты активно включались в процесс обучения уже с первого месяца учебы. Но при этом нельзя забывать, что при поступлении в колледж у подростка происходят значительные изменения в жизни.

Стоит отметить, что любое обучение является не легким. Важнейшей предпосылкой успешной учебно-профессиональной деятельности студентов на первых кур-

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Анчикова В. А., Крикунова Ю. А Объективные и субъективные факторы социальной адаптации студентов профессиональных колледжей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S14. -0,6п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470175.htm.

сах становится их своевременная адаптация к новой ситуации, в момент обучения в колледже, которая рассматривается как первичный этап включения студентов в профессиональное сообщество. Первый курс - точка опоры для первокурсника, которая может стать причиной отклоняющегося поведения, деформации общения и обучения. Именно на первом курсе сформировывается отношение первокурсника к образовательному процессу, выбранной профессии и вместе с этим продолжается процесс «поиска себя». Даже отличавшиеся по успеваемости в школе молодые люди могут чувствовать себя неуверенно, переходя на новый этап. Первое поражение может стать для них основой для будущих разочарований, пассивности и как следствие отчуждению от группы. Успешная адаптация в новой социальной среде способна значительно повлиять на дальнейшее развитие молодого специалиста в профессиональной сфере.

Должно пройти немало времени, прежде чем первокурсник приспособится к новым требованиям обучения. Многими это достигается слишком большой ценой. Следовательно, отсюда и низкая успеваемость на первом курсе, появляются первые академические задолженности, непонимание и, возможно, непринятие требований и новых условий обучения. Проблема студентов-первокурсников заключается и в том, что их новая социальная группа (сокурсников, одногруппников) на данном этапе еще не до конца сформирована, она не имеет своих правил поведения и норм. Коллектив еще разобщен: каждый индивид является чужим для другого. Обучаясь в школе субъект, был включен в длительные отношения с одноклассниками, ему присваивался определенный статус, и он действовал в соответствии с ним. При поступлении же в колледж у него появляется возможность изменить свою роль и статус, занять новое положение в коллективе.

Начальное и среднее профессиональное образование в городе Тольятти представлено 19 колледжами. В 2016 году нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо было выяснить каковы особенности социальной адаптации студентов, выявить объективные и субъективные факторы социальной адаптации студентов первого курса.

К объективным факторам социальной адаптации студентов мы относим: возраст, пол, специфические условия конкретного колледжа и факультета (преподавательский состав, новые методы обучения, критерии и нормы оценки). К субъективным факторам - мотивация учебной деятельности, локализация контроля, совлада-ющее поведение (копинг-стратегии), взаимоотношения (социально-психологический климат в группе, отношения с преподавателями), темперамент и социальная позиция [2, с. 17].

Представим результаты проведенного нами исследования и начнем с социально-демографических характеристик респондентов, которые приняли участие в социологическом опросе.

В ходе исследования мы опросили следующую совокупность респондентов: 200 человек, из которых половину составляет юноши (50%), а другую половину - девушки (50%). Средний возраст респондентов составил - 16,8.

Опрос респондентов по отделениям показал, что среди опрошенных получающих НПО (начальное профессиональное образование) на 16% больше, чем получающих СПО (среднее профессиональное образование).

Обратимся к анализу такого субъективного фактора как мотивация учебной деятельности. На вопрос о мотивах поступления в колледж большинство студентов 38% ответили «по собственному желанию», 31% ответили «по настоянию родите-

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Анчикова В. А., Крикунова Ю. А Объективные и субъективные факторы социальной адаптации студентов профессиональных колледжей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S14. -0,6п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470175.htm.

лей», ответ «по семейным традициям» выбрали 19% респондентов, а ответ «из солидарности с приятелем» выбрали 12% студентов.

Для проведения анализа интереса к образовательной программе в колледже респондентам был задан вопрос относительно степени заинтересованности в учебном процессе. Положительно на данный вопрос ответили 30% респондентов, девушкам 36%, интереснее учится, чем юношам 24%. Вариант ответа «скорее да» выбрали большинство респондентов 39% (девушки 40% и юноши 38%). Вариант ответа «скорее нет» выбрали 16% респондентов (юноши 18% и девушки 14%). Особого интереса в учебе нет у 15% девушек и у 14% юношей.

Таким образом, девушкам нравится учиться больше, чем юношам, это связано с тем, что у девушек сильнее развит интерес к занятиям, девушки более усердны к выполнению заданий, во время занятий более сконцентрированы, чем юноши.

Следующим шагом было выяснить мнение респондентов о характерных особенностях учебной деятельности колледжа. Больше всего в учебном процессе респонденты довольны требованиями к уровню знаний со стороны преподавателей (52%), а менее всего респондентам по душе формы проведения занятий (30%). Уровень преподавания общеобразовательных предметов устраивает 40% респондентов. Уровнем преподавания по профессиональным предметам довольны 37% респондентам, а система оценки знаний устраивает 31% респондентов.

На вопрос о времени адаптации к студенческой жизни большинство студентов ответили, что адаптация им не требовалась - 37%, непродолжительный и несложный процесс адаптации был у 33% студентов, сложности с адаптацией возникли у 14% студентов, а так же 16% респондентов затруднились ответить на этот вопрос. Если судить по половому признаку, то у девушек на 8% больше, чем у юношей процесс адаптации был долгим и трудным, и на 6% девушек меньше, чем юноши ответили, что никакая адаптация ин не требовалась.

Отсюда делаем вывод о том, что именно юношам легче привыкнуть к студенческой жизни, чем девушкам, и несмотря на то, что в меняющихся условиях жизни всем одинаково трудно перестроиться и приспособиться к новой жизни, непосредственно девушки в силу психических особенностей склонны к переживаниям, тогда как юношам проще приспособиться к переменам.

В следующем блоке вопросов выясним социально-психологический климат в колледже.

Обратимся к анализу такого субъективного фактора как социально-психологический климат в группе. На вопрос: «Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с одногруппниками?» большинство ответили, что общение в основном дружеское, доброжелательное (86%). Лишь у 6% респондентов взаимоотношения с группой безразличные и у 8% чаще всего конфликтные и проблемные. Если говорить отдельно про юношей и девушек, то у юношей (86%) и девушек (86%) отношения с одногруппниками в основном дружеские, но у девушек на 8% чаще бывают конфликтные ситуации.

Чтобы выяснить подробнее о взаимоотношениях между одногруппниками, было предложено охарактеризовать свою группу, используя восемь вариантов ответа. Больше половины отметили, что в их группе присутствует взаимопомощь, поддержка друг друга в различных ситуациях (70%), также учащиеся общаются друг с другом не только в колледже, но и в повседневной жизни (60%). Одноклассники умеют работать в команде и вместе принимать решения (51%). В распределении по полу мы получили следующие результаты: у юношей (74%) и у девушек (66%) складываются хорошие позитивные отношения с группой, для которой характерны взаимная под-

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Анчикова В. А., Крикунова Ю. А Объективные и субъективные факторы социальной адаптации студентов профессиональных колледжей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S14. -0,6п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470175.htm.

держка; общение вне школы (у юношей выше, чем у девушек: 62% и 58%), также присутствует умение работать единой командой (56% и 46%). Терпимое отношение к слабостям окружающих выше со стороны юношей (64%), чем у девушек (48%). Если говорить об отрицательном климате в классе, то мнение в двух группах следующее: 10% и 14% отметили, что в их классе можно заметить грубость и агрессивность со стороны одногруппников.

На основе полученных данных можно сказать, что более дружеское и терпимое отношение к своим одногруппникам у юношей. Девушки реже встречаются и общаются в повседневной жизни и именно девушки чаще, чем юноши склонны испытывать зависть к успехам и достижениям друг друга.

Обратимся к анализу такого субъективного фактора как отношения с преподавателями. С помощью следующего вопроса мы выяснили взаимоотношения студентов с преподавателями. Анализ результатов свидетельствует: 63% респондентов считают их отношения с преподавателями хорошими и доверительными, 31% респондентов ответили, что отношение с преподавателями у них сугубо деловые. Нет контакта и взаимопонимания лишь у 6% учащихся со своими преподавателями. Как оказалось, у девушек отношения с преподавателями лучше, чем у юношей. Деловое общение характерно больше для юношей (34%), чем для девушек (28%). Как оказалось отсутствие контакта с преподавателями характерно в большей степени девушкам (10%), чем юношам (2%).

Далее респонденты рассказали к кому они обращаются за помощью при возникновении проблем в ходе учебного процесса. Большинство респондентов обращаются за помощью к друзьям и сокурсникам при возникновении ученических проблем (56%), реже всего респонденты обращаются к куратору группы (27%), так же популярные ответы были к родственникам (49%), к заведующему кафедрой (47%), в студенческий совет (32%). Респонденты двух выделенных групп отметили, что есть преподаватели, которые готовы помочь с трудностями в учебном процессе. Их мнения полностью сошлись (51%). 50% юношей и 48% девушек ответили, что возникающие проблемы решают в кругу своих родителей и близких родственников. За помощью к друзьям обращаются 54% юношей и 58% девушек. Чаще за помощью к куратору группы и в студенческий совет обращаются девушки, а юноши чаще обращаются за помощью к заведующему кафедрой.

Следующий блок вопросов связан с учебным процессом. Респонденты ответили, в какой мере им интересно учится, и рассказали о дальнейших образовательных планах после окончания колледжа.

Для начала мы узнали, как трудно было привыкнуть студенту-первокурснику к новой системе образования в колледже. Большинство респондентов (49%) не заметили разницы, незначительное отличие, которое не повлияло на процесс адаптации к новой системе образования, заметили 43% опрашиваемых. Иначе считают 8% респондентов - им было сложно перестроиться на новую систему образования. 58% девушек и 40% юношей ответили, что «не заметили значительного перехода от одной системы образования к другой». 46% юношей и 40% девушек заметили незначительное отличие. Юношам 10% было сложнее перестроиться со школьной программы, чем девушкам 6%.

На наш взгляд это связано с тем, что девушки более прилежны, лучше учатся, выполняют задания вовремя, реже прогуливают занятия, отводят учебе больше личного времени, чем юноши.

В следующем вопросе респондентам было предложено ответить на вопрос «Планируете ли Вы после окончания колледжа работать по выбранной Вами специ-

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Анчикова В. А., Крикунова Ю. А. Объективные и субъективные факторы социальной адаптации студентов профессиональных колледжей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S14. -0,6п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470175.htm.

альности?». 49% респондентов планируют дальнейшее обучение, 40% не планируют дальнейшее обучение, а 11% затруднились с ответом. Свое дальнейшее обучение хотят продолжить 54% юношей и 44% девушек.

Далее респонденты отвечали на вопрос о своих дальнейших образовательных планах. Дальнейшее обучение в ВУЗе по специальности, полученной в колледже хотят продолжить 22%, а поступить в ВУЗ на другую специальность планируют 26%, пройти курсы профессиональной подготовки желают 21%, не желают продолжать обучение 22% респондентов, 9% не смогли ответить на данный вопрос. 19% юношей и 28% девушек хотят продолжить обучение в ВУЗе по специальности, поступить в ВУЗ на другую специальность хотят 28% юношей и 24% девушек, пройти курсы профессиональной подготовки хотят 18% юношей и 20% девушек, не хотят продолжать обучение 18% юношей и 22% девушек, не смогли ответить на вопрос лишь 2% девушек и 12% юношей.

Для оценки интереса к выбранной специальности респондентам было предложено 13 вариантов. Возможность быстро сделать карьеру выбрали 40% респондентов, данный вариант ответа больше выбирали девушки 42% и 38% юношей. Возможность реализовать свои способности выбрали 30% респондентов, с данным вариантом ответа мнение юношей и девушек сошлись 30%. Вариант ответа возможность легко устроится, выбрали 40% респондентов, с данным вариантом ответа мнение юношей и девушек сошлись 40%. Вариант с высокой оплатой труда выбрали 25% респондентов, из них 28% юноши и 22% девушки. Интеллектуальный характер профессии предпочтителен для 27% респондентов (23% юноши и 28% девушки). Вариант «комфортные условия труда» - был самый популярный ответ, его выбрали 52% респондентов, из них 54% юноши и 50% девушки. Вариант возможность руководить людьми в выбранной специальности выбрали 27%, из них 28% юношей и 26% девушек выбрали данный ответ. Отсутствие однообразия и монотонности в выбранной профессии выбрали 40% респондентов, из них 42% юноши и 38% девушки. Вариант творческий характер работы, возможности самостоятельных действий выбрали 30%, из них 32% юноши и 28% девушки. Вариант возможность принести пользу людям выбрали 33%, из них 34% юноши и 32% девушки. Вариант возможность общения с людьми выбрали 37%, из них юноши 36% и девушки 38%. Вариант престижность профессии выбрали 40%, с данным вариантом ответа мнение юношей и девушек сошлись 40%. Вариант «нравится работать с техникой» выбрали 35% респондентов, из них 30% юноши и 40% девушки. Самым популярным ответом на вопрос об интересе специальности был ответ комфортные условия труда 52%, юноши (54%) чаще выбирали данный ответ, чем девушки (50%). А самым непопулярным ответом был «высокая оплата труда» всего лишь 25% респондентов выбрали данный ответ, юноши (28%) чаще выбирали данный ответ, чем девушки (22%).

Таким образом, студенты в выборе профессии основывались не столько на финансовом аспекте выбора специальности, а руководствовались комфортными условиями труда, а так же возможностью сделать карьеру, реализовать свои способности, легко устроится на работу. Студентов интересуют творческое развитие в работе, отсутствие монотонности и однообразие, а так же престиж профессии.

Для исследования представлений студентов о своей будущей профессии, был задан вопрос «Изменились ли Ваши представления о выбранной специальности за время обучения в колледже?». Положительно ответили на этот вопрос 36%. Девушки 38% чаще, чем юноши 34% выбирали данный вариант ответа. Вариант ответа «нет, не изменилось», выбрали 34% респондентов, мнения юношей и девушек 34% сошлись в данном варианте ответа. 22% респондентов ответили, что представления

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Анчикова В. А., Крикунова Ю. А. Объективные и субъективные факторы социальной адаптации студентов профессиональных колледжей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S14. -0,6п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470175.htm.

о выбранной профессии оказались лучше, данный вариант ответа девушки 24% выбирали чаще, чем юноши 20%. Представления о выбранной профессии изменились в худшую сторону у 4% респондентов, с данным вариантом ответа мнение юношей и девушек сошлись 4%.

Для проведения оценки самосовершенствования в выбранной профессии, был задан вопрос «Стремитесь ли Вы к самосовершенствованию, развитию навыков и умений в выбранной профессии?». Положительно на данный вопрос ответили 60% респондентов, юноши 64% чаще выбирали данный вариант ответа, чем девушки 56%. Вариант нет, выбрали 27% респондентов, девушки 32% чаще выбирали данный вариант ответа, чем юноши 22%. Затруднились с ответом 13%, из них юноши 10% и девушки 16%.

Таким образом, в выбранной профессии юноши чаще стремятся к совершенствованию, развитию своих навыков и умений.

Обратимся к анализу такого субъективного фактора как совладающее поведение (копинг-стратегии). Далее нами было выяснено, что при возникновении проблем в ходе учебного процесса студенты обращаются за помощью: к друзьям и одногруппникам (56%), к преподавателям (51%), к родителям и родственникам (49%), к заведующей (47%), в студенческий совет (32%) и к куратору группы (27%).

Отсюда попытаемся сделать вывод о том, что социальные отношения между администрацией и студентами, с одной стороны, и между преподавателями и студентами, с другой стороны, зачастую носят систематический и поддерживающий характер, что позволяет студентам быстрее приспособиться к новым сложностям образовательного процесса.

Чтобы выяснить о дальнейших профессиональных планах студентов, был задан вопрос о том, планируют ли студенты работать по специальности. Значительная часть студентов ответили положительно 46%. Не планируют работать по специальности 40% студентов (девушки (44%), юноши (36%). Затруднились с вариантом ответа 14% респондентов.

Таким образом, мнения студентов разделилась почти поровну, одна половина хочет работать по выбранной специальности, другая нет, чаще всего ответ нет, выбирали девушки.

Далее мы задали вопрос о посещаемости учебных занятий. И выяснили, что 34% юношей и 32% девушек пропускают до 10% занятий по неуважительным причинам, 18% юношей и 16% девушек пропускают почти половину занятий. И у 10% юношей и 14% девушек посещаемость ровняется 100%. Не пропускают занятия всего 12%.

Обратимся к анализу такого объективного фактора как возраст. Опрос показал, что возраст студентов первокурсников составил 16,8 лет. Как известно, индивиды данной возрастной группы характеризуются своей психической и социальной незрелостью, и в целом незавершенностью процесса жизненного самоопределения. В этой связи прогнозировать дальнейший процесс адаптации весьма затруднительно, стоит только предполагать, что направление данного процесса будет активно регулироваться агентами социализации в сторону деятельного трудового начала.

Перейдем к анализу такого объективного фактора, влияющего на процесс адаптации как пол. Опрос показал, что половину составляет юноши (50%), а другую половину - девушки (50%). При этом, стоит отметить, что гендерная принадлежность не оказывает столь значимого влияния на процесс адаптации в колледже, при условии, что специальность, выбранная для прохождения обучения соответствует уровню подготовки в школе и способностям обучающегося. В целом, стоит отметить, что

Анчикова В. А., Крикунова Ю. А. Объективные и субъективные факторы социальной адаптации студентов профессиональных колледжей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S14. -0,6п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470175.htm.

девушки склонны чаще проявлять неудовлетворенность некоторыми аспектами учебной деятельности «внешне» (эмоционально) и вербализировать данные умозаключения, нежели юноши.

Некоторая часть объективных факторов социальной адаптации студентов профессиональных колледжей подвержена постоянным изменениям. В частности такой фактор как специфические условия конкретного колледжа и факультета. Направленность данных модификаций проистекает из изменения педагогического состава, набора дисциплин входящих в учебный план и преподаваемых в зависимости от приемов и методов обучения, принятых в данном образовательном учреждении, а также критериев и норм оценки. Неоспоримым является тот факт, что тип темперамента, профессионализм и личностные качества педагогов, а также стили ведения дисциплин, высокие требования к уровню знаний и/или к их оцениванию - все это оказывается значимым в процессе социальной адаптации студентов к образовательному пространству профессионального колледжа.

Исходя из полученных данных, обратимся к анализу поставленных нами в начале исследования гипотез. Предположение о том, что девушки более адаптивны к новым условиям социальной среды, чем юноши, в связи с более высоким уровнем коммуникабельности, частично опровергнута. Гендерный фактор не оказывает значимого влияния на степень адаптированности личности к новым образовательным условиям.

Частично подтвердилось предположение о том, что юноши свободнее налаживают взаимоотношения с одногруппниками, чем девушки. Отношения, формируемые в студенческих группах юношами и девушками, носят благоприятный характер.

Предположение о том, что девушки более склонны налаживать конструктивный диалог с преподавателями, чем юноши подтвердилась.

Частично подтвердилось предположение, что после окончания колледжа девушки стремятся поступить в высшее учебное заведение, а юноши планируют уже работать. Юноши, так же, как и девушки планируют продолжать обучение в ВУЗе, но по другой специальности.

Предположение, что в выбранной профессии девушки в отличие от юношей стремятся к самосовершенствованию, развитию навыков и умений частично подтвердилась. Юноши, как и девушки, стремиться к самосовершенствованию в выбранной профессии.

Предположение о том, что степень заинтересованности в получении знаний у девушек выше, чем у юношей подтвердилась.

Используя типы социальной адаптации, предложенные У. Томасом и Ф. Знанецким [3, с. 176], мы выяснили, что эти типы личности можно проецировать на студентов профессиональных колледжей. Филистер, на наш взгляд, это тип студента, который «перенес» образовательные стратегии со школы в колледж. Он действует согласно старой традиции, не осознавая тот факт, что возможно условия обучения в новой образовательной организации существенно отличаются от прежних. Богемный тип личности это такой тип студента, который временно адаптировался к новым условиям в колледже, но продолжает поиск новых образовательных стратегий. Творческий тип личности, это такой тип студента, который находится в гармонии с новой социальной средой и постоянно расширяет свои образовательные стратегии в зависимости от своих целей.

Таким образом, исследования социальной адаптация студентов профессиональных колледжей в современном российском обществе показал нам, что в большинстве своем студенты испытывают трудности с социальной адаптацией на пер-

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Анчикова В. А., Крикунова Ю. А Объективные и субъективные факторы социальной адаптации студентов профессиональных колледжей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S14. -0,6п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470175.htm.

вом году обучения. На основе полученных исследований, выделены необходимые меры для повышения социальной адаптации студентов первокурсников профессиональных колледжей:

- оптимизация организации учебной деятельности для студентов-первокурсников;

- личностная ориентированность, дифференциация и индивидуализация деятельности педагогического коллектива колледжа при работе с первокурсниками;

- участие в процессе адаптации первокурсников органов студенческого самоуправления;

- вовлечение студентов-первокурсников в общественную жизнь колледжа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конечно, главным в социальной адаптации остается личность студента, его

способности, умение и желание приспосабливаться к новым учебным условиям. В успешной социальной адаптации большую роль играет самостоятельная, творческая работа студента, таким образом, разработанные рекомендации позволят повысить активность студентов-первокурсников, а так же их успеваемость и качество знаний. Социальная адаптация занимает важное место в социологических теориях проблем взаимодействия социальной среды и человека. Теоретический анализ многочисленных исследований позволил нам заключить, что на современном этапе развития вопрос адаптации студентов занимает ключевые позиции в системе среднего профессионального образования.

Анализ субъективных факторов социальной адаптации показал, что большинство студентов быстро и достаточно легко привыкают к студенческой жизни, отношение с одногруппниками и преподавателями в колледже у большинства респондентов благоприятные, уважительные. Анализ некоторых параметров дает основания утверждать, что результаты не показали серьезных различий между ответами юношей и девушек.

Анализ объективных факторов показал, что они больше подвержены изменениям, чем субъективные факторы, таким образом, влияние их на адаптационный процесс студентов не прекращается. Обобщая эмпирические данные и выводы, можно указать, что студенты-первокурсники профессионального колледжа испытывают различные трудности в период социальной адаптации и преподавателем необходимо оказывать поддержку первокурсникам. Можно говорить о том, что процессы социальной адаптации, скорее всего, направлены на наиболее подвижные личностные структуры (навыки управления своими эмоциями и поведением). Также следует отметить, что полученные в процессе исследования показатели не имеют критичных показателей.

Ссылки на источники

1. Цит. по: Добрынина В. Ценностные ориентации учащейся и студенческой молодежи: особенности и тенденции // А1та1^ег: Вестник высшей школы. - 2003. - № 2. - С. 13-15.

2. Смирнов А. А., Живаев Н. Г. Адаптация студентов и образ вуза / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2010. - 168 с.

3. Знанецкий Ф., Томас У. Три типа личности // Общая социология: хрестоматия / сост. А. Г. Здра-вомыслов, Н. И. Лапин. - М.: Высш. шик., 2006. - 783 с.

Valeria Anchikova,

Student of the Togliatti State University, Togliatti Mil [email protected] Julia Krikunova,

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Sociology Department of the Togliatti State

University, Togliatti

[email protected]

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Анчикова В. А., Крикунова Ю. А. Объективные и субъективные факторы социальной адаптации студентов профессиональных колледжей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S14. -0,6п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470175.htm.

Objective and subjective factors of social adaptation of students of professional colleges Abstract. In the article, from the theoretical and empirical points of view, the positions and conclusions based on the empirical material are examined, the structural and content components of the students' social adaptation are revealed, they form the integral conceptual scientific apparatus on the topic under study. Key words: adaptation, college, professional competence, social adaptation, student, educational process.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯЛ

Поступила в редакцию Received 08.06.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 09.06.17

Принята к публикации Accepted for publication 09.06.17 Опубликована Published 14.06.17

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Анчикова В. А., Крикунова Ю. А., 2017

www.e-koncept.ru

977230412017308

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.