Научная статья на тему 'Причины приобщения студентов к спиртным напиткам и психоактивным веществам'

Причины приобщения студентов к спиртным напиткам и психоактивным веществам Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3817
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОАКТИВНЫЕ НАРКОТИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА / PSYCHOACTIVE DRUGS / СПИРТНЫЕ НАПИТКИ / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / САМООЦЕНКА / SELF-CONCEPT / СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ / PARENTING STYLE / ALCOHOL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Талипова Н. А.

В статье рассматриваются причины употребления алкоголя и наркотиков студентами. На основе эмпирического исследования, проведенного среди студентов Миасского геологоразведочного колледжа, выявлено, что большую роль в становлении самооценки студентов и риске приобщения их к спиртным напиткам и психоактивным веществам играют взаимоотношения в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CAUSES OF THE INVOLVEMENT STUDENTS TO ALCOHOL AND PSYCHOACTIVE SUBSTANCES

This article discusses the causes of alcohol and drug use by students. It is revealed on the basis of empirical research, conducted among students of Miass geological prospecting college, that a major role in the development of self-concept of students and bringing them to the risk of using alcohol and psychoactive substances plays family relationships.

Текст научной работы на тему «Причины приобщения студентов к спиртным напиткам и психоактивным веществам»

экономических трудностей на фоне информационного навязывания населению потребительского и эгоистического отношения к жизни.

По данным социологических исследований 2014 г, 40 % опрошенных считают, что легче всего приобрести наркотики в ночных клубах, 26 % — на квартирах, 21 % — на дискотеках. Удобным ресурсом для приобретения наркотиков является Интернет, это отметили 27 % респондентов.

Как показали исследования, 22 % респондентов из числа имеющих опыт употребления наркотиков свой печальный опыт получили в тот момент, когда пытались освободиться от личных проблем.

Практически никто из имеющих неоднократный опыт употребления наркотиков не имеет навыков ответственного и стрессоустойчивого поведения. Такие люди все появившиеся проблемы стремятся решить путем минимальных, хотя и не всегда дешевых усилий, посредством потребления никотина, алкоголя и наркотиков.

Проведенные в текущем году социологические исследования подтверждают выводы о том, что лучшей формой первичной профилактики наркомании является создание условий для вовлечения молодых людей в развивающий, социально полезный и деятельный досуг.

При этом необходимо использовать мотива-ционные приемы, позволяющие привить и в дальнейшем развивать у человека ответственное отношение к себе, близким и окружающим, уважение и бережное отношение к Родине и государству, семейным ценностям, а также позитивное и созидательное отношение к жизни, в которой здоровье является важной составляющей успеха.

Библиографический список

На протяжении уже десяти лет специалисты УФСКН наблюдают у молодых людей примерно одинаковые желания. Юноши и девушки желают иметь деньги, собственное жилище, возможности получения полноценного отдыха, социальную и профессиональную успешность и семью.

При этом потенциальные работодатели выделяют такие требования к собственным кадровым ресурсам, как креативность, коммуникабельность, деятельное отношение к жизни, образованность, ответственность, дисциплинированность, наличие физического и психологического здоровья. Наличие таких качеств создает условия для социальной и профессиональной успешности, способствуя осуществлению и остальных желаний молодых людей.

Поэтому в реализуемых агитационных мероприятиях, организации и проведении конкурсов социальной рекламы, включая антинаркотическую, важно минимизировать упоминание о наркотиках, а больше нацеливать молодого человека на формирование патриотических ценностей, воспитания и уважения к Родине и семье, нашей истории и традициям. Важно доводить до молодежи условия, при которых она сможет максимально полно и полезно для общества и для себя сформировать и раскрыть личностный потенциал.

Достичь положительных результатов в этой работе можно при реализации в образовательных организациях позитивных, здоровьебере-гающих и развивающих прикладных программ, попадающих в сферу интересов современной молодежи и учитывающих их психологию и менталитет.

1. Сартаева, Н. А. Наркотизм : социально-правовой аспект [Текст] / Н. А. Сартаева // Государство и право. — 2003. — № 2.

2. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Текст] : федер. закон [принят Гос. Думой 3 февр. 2015 г.] // Рос. газ. — 2015. — 6 февр.

УДК 364 Н. А. Талипова, педагог-психолог Миасского

геологоразведочного колледжа (МГРК), Челябинская обл., г. Миасс, e-mail: [email protected]

ПРИЧИНЫ ПРИОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ К СПИРТНЫМ НАПИТКАМ И ПСИХОАКТИВНЫМ ВЕЩЕСТВАМ

В статье рассматриваются причины употребления алкоголя и наркотиков студентами. На основе эмпирического исследования, проведенного среди студентов Миасского геологоразведочного

колледжа, выявлено, что большую роль в становлении самооценки студентов и риске приобщения их к спиртным напиткам и психоактивным веществам играют взаимоотношения в семье.

Ключевые слова: психоактивные наркотические вещества, спиртные напитки, адаптация, самооценка, стиль воспитания.

В России распространение употребления психоактивных наркотических веществ представляет собой большую социальную проблему и серьезную угрозу национальной безопасности. Алкоголизация, являясь одним из самых распространенных социально негативных процессов, приводит к последствиям, угрожающим здоровью населения и демографической ситуации, порождает рост преступности, семейное неблагополучие, снижение производительности труда и конкурентоспособности населения на рынке труда, деградацию духовной сферы общества и т. д. [1].

Наш Миасский геологоразведочный кол -ледж тоже столкнулся с такой проблемой.

Мы провели добровольное анонимное анкетирование среди обучающихся колледжа. В обследовании приняло участие 120 студентов в возрасте от 16 до 20 лет.

На вопрос «Пробовал ли ты наркотические вещества?» положительно ответило 36 студентов. Продолжают употреблять наркотики 6 студентов; регулярно употребляют алкоголь 13 студентов, а иногда употребляют — 70 студентов. Статистика неутешительная.

Для удобства выявления причин приобщения студентов к употреблению алкоголя и наркотиков мы разделили их на три группы. В первую группу вошли студенты, регулярно употребляющие наркотики и алкоголь (14 %), во вторую группу — студенты, которые один раз пробовали наркотики и иногда употребляют алкоголь (56 %), в третью группу — студенты, которые никогда не пробовали наркотики и не употребляют алкоголь (29 %). Получается, что из обучающихся в колледже 780 студентов регулярно употребляют алкоголь и наркотики 110 человек.

Основными причинами, по которым подростки начинают употреблять наркотики, студенты назвали желание расслабиться и забыть хотя бы на время о проблемах, а также из любопытства [2; 3].

Для студентов-первокурсников, вчерашних школьников, переход к студенческой жизни нередко бывает непростым, поскольку им необходимо приспособиться не только к новым для себя особенностям учебного процесса, но и вообще к новой социальной ситуации [4].

В процессе адаптации студенты испытывают следующие основные трудности:

- отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой;

- неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней;

- неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю со стороны педагогов;

- поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

- налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие;

- отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками и др.

Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них имеют объективный характер, другие — субъективный и связаны с недостаточной подготовкой и дефектами воспитания [5].

Также не все бывшие школьники могут быстро войти в новый коллектив, найти в группе друзей.

Студенческий возраст — это пора взросления. Студенты учатся приспосабливаться к изменившимся условиям. Переход от школьной к студенческой жизни для многих студентов является большим испытанием. Многие студенты, особенно из сельской местности, отмечают в колледже высокую квалификацию преподавателей и более высокие требования. И если у студентов в школе были слабые знания по этому предмету, то первое время у них возникают трудности.

Студентам, проживающим в общежитии, приходится не только приспосабливаться к новому учебному процессу, к одногруппникам, к соседям по комнате в общежитии, но и придерживаться распорядка, принятого в общежитии. Они уезжают из дома, освобождаются от родительской опеки, а кто-то — от постоянного родительского контроля. И чувствуют свободу. Первый день учебы в колледже, посвящение в студенты, Новый год, День студента, «завалил»

сессию, поссорился с кем-то, за компанию или просто решил расслабиться — вот лишь небольшой перечень причин, по которым студенты берутся за бутылку. Конечно, не все студенты таким способом «решают» свои проблемы. Речь идет о тех 84 студентах, которые регулярно употребляют алкоголь.

В чем же основная причина приобщения студентов к алкоголю и наркотикам? На этот вопрос попробуем ответить, составив анкету таким образом, чтобы определить тип воспитания, которого придерживаются родители студентов, и установить сложившиеся взаимоотношения «родитель — подросток».

Нами было установлено, что большинство студентов из первой группы никогда не помогают дома родителям по хозяйству (64 %) и не принимают участия в обсуждении семейных проблем (64 %). Интересным является то, что половина студентов из второй и третьей групп принимают участие в обсуждении семейных проблем (50 % и 42 % соответственно), а другая половина — редко. Большая часть студентов из второй и третьей групп всегда помогают дома родителям по хозяйству (79 % и 80 % соответственно). Большинство студентов из первой группы ответили, что когда были маленькими, их часто наказывали (ругали) родители (70 %). Половина студентов из второй и третьей групп ответили, что их наказывали редко (48 %). У студентов из первой группы отсутствуют показатели по этой позиции. На вопрос анкеты «мои родители проводили со мной много времени: занимались со мной чем-нибудь интересным, куда-нибудь ходили вместе, говорили о каких-нибудь проблемах» половина студентов из первой группы ответили отрицательно, а каждый третий студент выбрал вариант «иногда» (35 %). Половина студентов из второй группы также ответили, что родители иногда проводили с ними время (50 %). Лишь четвертая часть студентов из этой группы высказались, что родители всегда проводили с ними много времени (20 %). Половина студентов из третьей группы ответили, что родители всегда проводили с ними много времени (54 %), а третья часть студентов высказались, что иногда (37 %). У большинства студентов из второй и третьей групп отношения с родителями сейчас хорошие (85 % и 80 % соответственно), а у студентов из первой группы — средние и плохие (48 % и 33 % соответственно).

Правильно воспитать ребенка — это большое искусство. В семье, где любят ребенка не за то, что он сделал что-то хорошее, а за то, что он просто есть, такой, какой он есть, т. е. когда лю-

бовь родителей безоценочна, ребенок чувствует себя счастливым. Он знает, что родители его любят, всегда придут на помощь. И помогут не нотациями и упреками, а добрым советом.

Да, родить ребенка — это одно, а воспитать его так, чтоб он чувствовал себя равноправным с другими человеком, — совсем другое. В семьях, где родители постоянно сравнивают своего ребенка с другими детьми, указывая на его недостатки, или ставят его в жесткие рамки беспрекословного подчинения их требованиям, или предоставляют ребенку полную свободу действий, ссылаясь на большую занятость, ребенок чувствует, что он несчастлив, что его не любят. А если ребенок внутренне чувствует себя несчастным, постоянно ожидает оценку своих поступков («хорошо» или «плохо»), у него понижается самооценка. Ребенок хочет, чтобы хоть кто-то его понял, и начинает искать любви уже не в своей семье, а на улице. Там он находит таких же, как и он сам, друзей по несчастью. И они, как отмечают в анкете сами студенты из первой группы, «собираются со сверстниками во дворе, подъезде, подвале». И заполняют образовавшуюся пустоту веществами, которые дают на какое-то время ощущение удовлетворения и блаженства.

Родители-алкоголики и родители-трудоголики, чем они отличаются друг от друга? На первый взгляд (для стороннего наблюдателя), всем. Родители-алкоголики проводят время в пьяном угаре, а родители-трудоголики — на работе, они зарабатывают деньги. Но для чего? Чтоб потом их ребенок променял нажитое ими имущество на алкоголь и наркотики? Как в первом, так и во втором случае ребенок чувствует себя очень одиноко. Ведь все вредные привычки берут начало из чувства «меня не любят».

Для изучения самооценки студентов мы воспользовались опросником, разработанным Г. Н. Казанцевой. Бланки опросника и анкеты мы скрепили друг с другом, так чтобы студенты смогли анонимно отвечать на вопросы и в анкете, и в опроснике, а мы смогли проследить связь между влиянием стиля воспитания на самооценку и приобщением студентов к алкоголю и наркотикам.

Больше половины студентов из первой группы имеют низкую самооценку (70 %). У каждого третьего студента самооценка средняя (29 %). Высокий уровень самооценки у них не выявлен. У половины студентов из второй группы самооценка высокая (50 %). Треть студентов имеют низкую самооценку (35 %). Только каждый десятый студент из этой группы имеет среднюю

самооценку (14 %). Большинство студентов из третьей группы имеют высокую самооценку (80 %), каждый пятый — среднюю (20 %). Низкая самооценка у них не выявлена.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что причинами, обуславливающими употребление алкоголя и наркотиков студентами из первой группы, являются такие стили воспитания, как авторитарный (студенты отмечают, что их часто наказывали/ругали родители), а также попустительский (родители никогда не наказывали / не ругали). Родители никогда не проводили с ними много времени, не занимались чем-нибудь интересным, никуда не ходили вместе, не разговаривали на разные темы, ни-

Библиографический список

когда не приобщали к работе по хозяйству и не включали их в обсуждение семейных проблем. Сейчас они оценивают отношения с родителями как «средние» и «плохие». И, как следствие, в свободное время они собираются со сверстниками во дворе, подъезде, подвале, употребляют алкоголь и наркотики. Основной причиной употребления алкоголя и наркотиков, по мнению студентов, является желание расслабиться и забыть хотя бы на время о проблемах. Самооценка у большинства студентов первой группы низкая.

Таким образом, правильное воспитание, основанное на любви, играет большую роль в том, чтобы ребенок выбрал трезвый путь без наркотиков.

1. Жегусов, Ю. И. Взаимосвязь потребления табака, алкоголя и наркотиков в молодежной среде [Текст] / Ю. И. Жегусов, З. И. Корякина // Молодой ученый. — 2015. — № 4. — С. 685-688.

2. Казанская, В. Г. Подросток : Трудности взросления [Текст] : книга для психологов, педагогов, родителей / В. Г. Казанская. — 2-е изд., доп. — СПб. : Питер, 2008. — 283 с.

3. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. Д. Столярен-ко. — 5-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д : Феникс, 2002. — 671 с.

4. Погодина, Е. Н. Адаптация к студенческой жизни : анализ частоты и причин конфликтов в общежитии [Текст] / Е. Н. Погодина // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». — 2010. — № 1.

5. Свеженцева, Ю. А. Роль семьи в профилактике наркомании, реальная и потенциальная [Текст] / Ю. А. Свеженцева, Д. А. Головченко // Профилактика наркомании : организационные и методические аспекты : Итоговые материалы международного проекта / сост. : И. П. Рущен-ко. — Харьков : Финарт, 2002. — С. 123-137.

УДК 377 В. М. Тучин, директор Южноуральского

энергетического техникума (ЮЭТ), Челябинская обл., г. Южноуральск И. С. Николаева, зам. директора по метод. работе ЮЭТ, канд. пед. наук, Челябинская обл., г. Южноуральск, e-mail: [email protected]

СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются особенности организации инновационной площадки на базе Южноуральского энергетического техникума, ее цель, объект, предмет, гипотеза исследования, программа социализации.

Ключевые слова: социализация студентов, практико-ориентированная модель, критерии и показатели социализированности студентов.

Проблема социализации студентов занимает важное место среди педагогических проблем, являясь одной из наиболее острых, во многом определяющей перспективы развития СПО.

Становление личности в период радикальных перемен в жизни общества требует новой парадигмы образования, обновления содержания обучения и воспитания, развития инновационных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.