МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ
УДК 613.83; (470+571) Л. М. Игольницына, Е. А. Новокшонова
ИССЛЕДОВАНИЕ АСПЕКТОВ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ КАК ФАКТОРА РИСКА ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ
Представлены результаты мониторинга распространенности употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди учащихся 1-2 курсов технического и медицинского колледжей и студентов высшего технического учебного заведения. Исследованы классификация и частота употребления алкогольных напитков, табачных изделий и наркотических веществ. Рассмотрен уровень сформированности правильного образа жизни среди учащихся и студентов. Выявлены основные факторы риска приобщения к ПАВ, обуславливающие необходимость создания в ссузе и вузе системы профилактических мероприятий, направленных на усиление аспектов, препятствующих употреблению ПАВ и формированию правильного и здорового образа жизни. Было проведено анонимное исследование 342 учащихся и студентов, по 114 человек из каждого учебного заведения в период с 2010 по 2013 гг. Средний возраст респондентов составил от 17 до 21 года. В качестве методов исследования были использованы опрос в форме многофакторного анонимного анкетирования и метод математической статистики. Для проведения анкетирования были разработаны анкеты, содержащие сведения о формах проведения досуга, употребления табачных изделий, алкоголя и наркотических веществ.
Проведенные исследования показали, что раннее употребление психоактивных веществ (в 14 лет) вызывает опасение и реальную возможность попадания опрошенных респондентов в зону риска, а также может привести к формированию у них аддиктивного поведения. К выявленным факторам риска злоупотребления ПАВ нами отнесены: раннее начало употребления алкогольных напитков и табачных изделий, наличие в окружении учащихся и студентов лиц, употребляющих наркотические вещества.
Результаты данного исследования являются веским аргументом в пользу необходимости создания в средних специальных и высших образовательных учреждениях системы профилактических мероприятий по формированию правильного и здорового образа жизни.
Ключевые слова: психоактивные вещества, факторы риска, ведение правильного и здорового образа жизни, мониторинг распространенности ПАВ, состояния психоэмоционального напряжения, аддиктивное поведение, компьютерная аддикция, растущий организм, режим питания.
ИГОЛЬНИЦЫНА Людмила Михайловна - д. б. н., профессор кафедры естественно-математического образования ГАУ ДПО Института повышения квалификации работников образования в г. Иркутске.
E-mail: [email protected]
IGOLNITSYNA Ludmila Mikhailovna - Doctor of Biological Sciences, Professor, Chair of Natural Sciences and Mathematics of Irkutsklnstitute for Teacher Training.
E-mail: [email protected]
НОВОКШОНОВА Екатерина Андреевна - ст. преп. кафедры гуманитарных и социально-политических дисциплин Московского государственного технического университета гражданской авиации Иркутского филиала.
E-mail: [email protected]
NOVOKSHONOVA Ekaterina Andreevna - Senior lecturer of Chair of humanitarian and socio-political disciplines of Moscow State Technical University of Civil Aviation, Irkutsk branch.
E-mail: [email protected]
L. M. Igolnitsyna, E. A. Novokshonova
Study of Aspects of the use of Psychoactive Substance as Risk Factor
of Health of Pupils and Students
The article provides the monitoring results of expanse of psychoactive substance use. Research has conducted among the 1-2 course students of technical and medical colleges and also among the students of technical university. Research also shows the classification and frequency of drinking, smoking and drug use. It considers the degree of healthy lifestyle among students. And ithas identified the main risk factors for initiation to the substance. The article shows the need in creation in college and university the system of preventive measures targeted to stop substance use and forming of the healthy lifestyle. Research was made among 342 students.Anonymous research of 342 pupils and students on 114 people from each educational institution during the period from 2010 to 2013 was conducted. Average age of respondent was between 17 and 21 year. The methods used to research: anonymous survey and mathematical statistics. The questionnaires containing data on forms of carrying out leisure, the use of tobacco products, alcohol and narcotic substances were developed for carrying out questioning.
The research showed the fear and the real possibility of joining respondents to the risks zone because of substance use in early years (14 years). It can lead to the addictive behavior.
We identified factors of risks of substance use. It is drinking and smoking in early years, and also existence in an environment of pupils and students of the persons using narcotic substances.The result of research is a strong argument for the need to create a prophylaxis system in colleges and universities. Thesystemdesignedtocreateproperandhealthylifestyle.
Key words: psychoactive substances, factors of risks, prophylaxis of proper and healthy life-style, monitoring of expanse of psychoactive substances,neurosis, addictive behavior, computer addiction,developing organism, diatery regime.
Введение
Юношеский возраст - это период формирования личности, профессионального самоопределения и развития, осознания себя гражданином страны, ответственного отношения к будущему страны и общества. Вместе с тем отсутствие у будущих специалистов полноценного жизненного и социального опыта, неумение в полной мере реализовывать свои возможности и способности, рационально использовать свои силы и свободное время диктуют необходимость вмешательства взрослых в процесс личностного и профессионального роста молодых людей, создания нравственной и культурной среды образовательного процесса, формирования навыков здорового и правильного образа жизни, особенно в первые годы обучения в ссузе или вузе. Прогрессивно возрастающие требования социальной среды вызвали появления массовых состояний психоэмоционального напряжения, увеличение форм саморазрушающегося поведения, на первое место из которых вышла наркотизация молодежи, различные виды злоупотребления психоактивными веществами. Здоровье молодежи нередко зависит от воспитательной профилактической деятельности, проводимой в учебных заведениях. Воспитательная профилактическая деятельность является обязательной частью работы для образовательных учреждений системы высшего и среднего специального образования. Её предназначение состоит в удовлетворении образовательных потребностей личности и подготовки конкурентоспособных специалистов. Одним из компонентов воспитательной деятельности в учебных заведениях
является профилактика злоупотреблений
психоактивными веществами (ПАВ) в молодежной среде [3].
Результаты и обсуждение
Мониторинг употребления психоактивных веществ (ПАВ) проводился в Иркутском авиационном техническом колледже гражданской авиации филиала Московского государственного технического университета гражданской авиации (технический колледж), медицинском колледже железнодорожного транспорта Иркутского государственного университета путей сообщения (медицинский колледж) и в Иркутском филиале Московского государственного технического университета гражданской авиации (университет). Изучение уровня употребления ПАВ в исследуемых группах показало, что большая часть опрошенных имеет опыт употребления тех или иных психоактивных веществ. Так, доля курящих среди учащихся технического колледжа составляет 37 %, медицинского колледжа - 62 %, студентов университета составляет - 36 %. В большинстве случаев возраст первой пробы курения табачных изделий отмечен в 14 лет. Большая часть опрошенных употребляют табачные изделия более 2-х лет.
Алкогольные напитки с той или иной частотой употребляют почти все опрошенные: учащиеся технического колледжа - 81 %, медицинского колледжа - 56 %, студенты университета - 74 %. Средний возраст начала употребления алкоголя составил 12 лет. На рис. 1 представлена частота употребления алкогольных напитков учащимися и студентами в период 2010 по 2013 гг.
£
О X
3
га з-5*
О со
I-
о ф
с §
□ Тех. колледж
□ Мед. колледж Университет
не пью совсем 1-10 раз/год 1-2 раз/ месяц 2-4 раз/ месяц ежедневно Рис. 1. Частота употребления алкогольных напитков учащимися в течение года
Как видно из рис. 1, частота употребления алкогольных напитков среди учащихся медицинского колледжа ниже, чем у учащихся технического колледжа на 25 %, и на 18 % ниже, чем у студентов университета по первой категории. По второй категории показатель на 11 % ниже у учащихся медицинского колледжа, чем у учащихся технического колледжа, и 18 % показатель ниже, чем у студентов вуза. По третьей категории (употребление алкогольных напитков 1-2 раза в месяц) процент учащихся технического колледжа употребляющих алкогольные напитки, выше на 14 %, чем у учащихся медицинского колледжа и на 17% выше, чем у студентов вуза, по четвертой и пятой категории расхождения незначительные. Причинами такого расхождения может быть специфика учебного процесса в образовательных учреждениях, воспитательная работа в области профилактики ЗОЖ и отсутствие свободных денежных средств у учащихся технического и медицинского колледжа (большинство учащихся данных учебных заведений являются приезжими из небольших городов и поселков Иркутской области) [8]. Алкоголь прочно укрепился в молодежной среде, он оказывает сильное воздействие на поступки молодых людей, становится постоянным спутником их жизни. Его воздействие на растущий организм какое-то время еще скрыто, но он несет в себе потенциал столь разрушительного влияния на здоровье и судьбу каждого молодого человека, что сомневаться в необходимости применения решительных мер противодействия этой угрозе не приходится [4]. Алкоголизм характеризуется тем, что возникает привыкание, а в дальнейшем психическая и
физиологическая зависимость от этилового алкоголя, употребляемого в виде водки, спирта, коньяка, виски, вин, пива и др. По определению экспертов Всемирной организации здравоохранения, алкоголиками являются неумеренно пьющие лица, чья зависимость от алкоголя достигает такой степени, что нарушает соматическое и психическое здоровье, вызывает конфликты, ухудшение социального и экономического положения и требует лечения [7].
При изучении проблемы употребления алкогольных напитков мы рассмотрели предпочтения учащихся и студентов. Полученные результаты исследования представлены на рис. 2.
Из исследования, представленного на рис. 2, видно, что популярным напитком среди учащихся технического колледжа и студентов университета является пиво, его предпочитают 32 % учащихся и 38 % студентов. Среди опрошенных медицинского колледжа популярным напитком является шампанское, его предпочитают 35 % учащихся. Следующим по популярности употребления напитков у учащихся технического колледжа является шампанское 30 % и вино (его предпочитают 25 %). У опрошенных медицинского колледжа - вино, что составляет 28 %. Большинство учащихся предпочитают слабоалкогольные недорогие напитки. У студентов университета на втором месте по популярности стоят крепкие напитки, их предпочитают 27 % опрошенных.
На вопрос анкеты «Употребляют спиртные напитки твои родители?» 54 % учащихся технического колледжа, 55 % медицинского колледжа и 94 % студентов университета ответили положительно. На
т 20
шампанское
вино крепкие напитки
Рис. 2. Количество учащихся, употребляющих алкогольные напитки различных видов
вопрос «Лучше совсем не пить или пить культурно и умеренно» отвечают, что предпочитают пить культурно и умеренно 65 % опрошенных технического колледжа, 51% - медицинского колледжа и 42 % студентов университета. «Лучше не пить вообще» выбирают для себя 35 % учащихся технического колледжа, 49 % - медицинского колледжа и 58 % студентов университета. К причинам пьянства среди молодежи большинство опрошенных относят доступность алкогольных напитков, отмечают отрицательный пример взрослых и свободную продажу спиртных напитков. На вопрос «Что такое алкоголь?» 94 % ответили, что алкоголь - это наркотик или яд, остальные считают, что алкоголь является пищевым продуктом и лекарством. Таким образом, по результатам опроса можно констатировать, что опрошенные в достаточно раннем возрасте (12 лет) начали употреблять спиртные напитки. При выборе алкогольных напитков учащиеся технического и медицинского колледжей отдают предпочтение слабоалкогольным напиткам, таким как пиво и шампанское, студенты университета выбирают крепкие напитки и пиво. Большую роль в формировании образа жизни для опрошенных играет пример близких: отца, матери, брата, сестры. Среди них распространен миф о безвредности культурно-умеренного распития спиртных напитков [9].
Исследуя отношение к наркотическим веществам у опрошенных, можно сказать, что 11 % учащихся технического колледжа имели опыт употребления наркотических веществ, среди учащихся медицинского колледжа 16 % имели такой опыт, среди студентов университета - 26 %. Средний возраст употребле-
ния впервые наркотических средств у опрошенных составляет 14 лет. Чаще всего первый опыт употребления наркотических веществ связан с тягой к новым ощущениям и положительным рекомендациям со стороны друзей. 58 % учащихся технического колледжа, 65 % - медицинского колледжа и 63 % студентов университета не употребляют наркотические вещества, но знают тех, кто их употребляет, соответственно они находятся в зоне риска по употреблению ПАВ. Таким образом, основываясь на полученных данных, можно сделать вывод, что учащиеся технического и медицинского колледжей, а также студенты университета вовлечены в употребление ПАВ. Кроме того, некоторые учащиеся и студенты имеют личный опыт употребления наркотических средств, что является серьезной предпосылкой формирования аддиктивного поведения. Употребление наркотических веществ всегда сопровождается серьезными медико-социальными осложнениями: вызывает нарушения здоровья, ведет к неблагоприятным нравственным и экономическим последствиям. Это создает предпосылки для необходимости выработки комплексных решений [10].
Проведенное исследование показало, что большинство опрошенных считают употребление алкоголя и табачных изделий не опасным для здоровья человека. Так, табакокурение считают для себя приемлемым почти одинаковое количество опрошенных: 34 % учащихся технического колледжа, 36 % студентов вуза, а также 62 % учащихся медицинского колледжа. Употребление алкоголя приемлемо для 65 % опрошенных технического колледжа, для 56 % студентов медицинского колледжа
Таблица 1
Просмотр телевизионных передач учащимися в течение недели
Учебное заведение Частота просмотра телевизионных передач
не смотрит ежедневно через день 2р/неделю
Технический колледж 13 % 33 % 18 % 35 %
Медицинский колледж 14 % 44 % 23 % 19 %
Университет 18 % 43 % 11 % 29 %
и 42 % студентов вуза. Полученные данные можно считать тревожными, поскольку говорят о недостаточной информированности учащихся, о влиянии и последствиях употребления ПАВ, что является ещё одним фактором, способствующим вовлечению в ситуации риска, которые связаны с употреблением ПАВ и, в частности, наркотиков [1].
Анализируя данные по сформированности и навыков здорового образа жизни, в состав которого входят регулярные занятия физкультурой, режим дня, питание, время, проведенное возле телевизора и компьютера, были получены следующие результаты: 61 % учащихся технического колледжа, 35 % медицинского колледжа и 55 % студентов университета регулярно (2-3 раза в неделю) занимаются физкультурой. Большинство учащихся и студентов имеют одинаковый режим дня (отход ко сну позже 23 часов, а подъем в 7 часов утра). Это характерно для распорядка дня в общежитии и расписания занятий в колледжах и университете. Питаются учащиеся технического колледжа три и более раза в день (это связано с бесплатным обязательным трехразовым питанием для учащихся), в меню постоянно присутствуют овощи, фрукты, мясные продукты, выпечка. Несмотря на бесплатное питание, в техническом колледже 29 % обучающихся не завтракают, из них 64 % по причине трудностей распределения времени в утренние часы, 30 % по причине отсутствия аппетита и 6 % не считают нужным завтракать, т. к. не сформирован образ правильного питания. В медицинском колледже и в университете отсутствует бесплатное питание студентов и учащихся, соответственно процент завтракающих гораздо меньше - 46 % и 54 % опрошенных. Одной из основных причин отсутствия завтрака является трудность распределения времени в утренние часы. Режим питания большинства исследуемых учащихся медицинского колледжа и студентов университета не соответствует рекомендациям врачей [6]. Из опрошенных 29 % учащихся медицинского колледжа питаются 2 раза в день и 3 % питаются 1 раз в день. В среднем учащиеся принимают пищу 2-3 раза в день, что составляет 33 % и 35 %. По данным проведенного опроса, 32 % учащихся медицинского колледжа ежедневно употребляют в пищу свежие овощи и
фрукты, у 68 % содержание в пище свежих овощей и фруктов реже 2-3 раз в неделю. Среди студентов университета 80 % питаются три и более раза в день, 18 % - два раза в день и 3 % - один раз в день. 38 % студентов ежедневно употребляют в пищу свежие овощи и фрукты, 62 % - реже 2-3 раз в неделю. Не все из опрошенных учащихся медицинского колледжа и студентов университета во время обеда посещают столовую, многие (~20-30 %) довольствуются перекусами или вообще не питаются. Это связано с финансовыми трудностями учащихся и студентов или невозможностью рассчитать средства. Еще одной причиной неправильного питания является несформированный образ правильного питания или нежелание его поддерживать вдали от родителей. Ужин у большинства (68 %) проходит после 22.00 или позже из-за неправильного распределения режима труда и отдыха. Нарушение режима и качества питания в растущем организме может вести к заболеваниям нервной системы, к анемии (заболеваниям крови), к заболеваниям желудочно-кишечного тракта и другим нарушениям обменных процессов [2].
Как видно из табл. 1, телевизионными программами не интересуются 13 % учащихся технического колледжа, а 18 % и 35 % учащихся смотрят телепередачи несколько раз в неделю, поскольку многие из них живут в общежитии и не в каждой комнате есть собственный телевизор, а новости и телепередачи учащиеся через сеть Интернет. Для 33 % учащихся технического колледжа просмотр телевизионных передач является ежедневным процессом. 44 % учащихся медицинского колледжа ежедневно просматривают телевизионные передачи. Из них у 17 % телевизор работает постоянно, 23 % и 19 % просматривают телепередачи несколько раз в неделю, 14 % не смотрят телевизор. 43 % студентов университета ежедневно от 1 часа до 3 проводят свободное время у телевизора, 11 % и 29 % студентов смотрят телепередачи несколько раз в неделю, 18 % не смотрят его, объясняя это тем, что необходимую информацию они получают из Интернета.
Как показано в табл. 2, учащиеся технического колледжа, не имеющие своего компьютера, составляют 8 %. От 2-3 часов за компьютером проводят 29 % учащихся, более 5 часов - 11 %, а остальные
Таблица 2
Использование компьютера учащимися в течение дня
Учебное заведение Время, проведенное за компьютером (час)
нет компьютера ~ 1 2-3 больше 5
Технический колледж 8 % 52 % 29 % 11 %
Медицинский колледж - 24 % 35 % 41 %
Университет - 20 % 51 % 29 %
проводят за ним не более 1 часа в день, выполняя в основном домашнюю работу. Учащиеся медицинского колледжа, проводящие за компьютером не более одного часа, составляют 24 %. От 2-3 часов свое время за компьютером проводят 35 % опрошенных, более 5 часов проводят 41 % учащихся. Студенты университета за компьютером проводят время более 5 часов - 29 %, а остальные проводят за компьютером от 1 часа до 3. Высокие показатели говорят о том, что компьютер и Интернет доступны для учащихся и студентов. Они интенсивно используются среди опрошенных для подготовки домашних заданий, компьютерных и сетевых игр, общения в социальных сетях, что может привести к компьютерным аддикциям. Поведенчески компьютерная зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают «жизнь в компьютере», что фактически начинают отказываться от своих реальных жизней, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности [5].
Заключение
Из проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
- проблема распространения и потребления психоактивных веществ среди учащихся средних специальных образовательных учреждений и студентов высших учебных заведений вызывает тревогу по ведению ПОЖ и ЗОЖ;
- раннее употребление, первая проба (с 14 лет) психоактивных веществ вызывают опасение и реальную возможность попадания учащихся и студентов в зону риска;
- большинство учащихся технического колледжа 81 %, 56 % - медицинского колледжа и 74 % студентов университета употребляют алкоголь, табачные изделия употребляют 37 % учащихся технического колледжа, 62 % - медицинского колледжа и 36 % студентов, что приводит к формированию аддиктив-ного поведения;
- к выявленным факторам риска злоупотребления ПАВ нами отнесены: раннее начало употребления алкогольных напитков и табачных изделий, наличие в окружении учащихся и студентов лиц, употребляющих наркотические вещества;
- выявлены признаки компьютерной аддикции у 11 % учащихся технического колледжа, 41 % -
медицинского колледжа и 29 % студентов университета.
Результаты данного исследования являются веским аргументом в пользу необходимости создания в средних специальных и высших образовательных учреждениях системы профилактических
мероприятий, основанных на работе с факторами риска злоупотребления ПАВ и усилении защитных мероприятий, комплексных профилактических программ с учетом ценностей здоровья [2].
Программа, реализуемая среди учащихся и студентов предусматривает формирование таких качеств личности, как уверенность в себе (обучение эффективной коммуникации), креативность, умение действовать в ситуации неопределенности, навыков саморегуляции поведения и эмоциональных состояний, формирования навыков правильного и здорового образа жизни.
Л и т е р а т у р а
1. Дмитриева Т. Б., Игонин А. Л., Клименко Т. В. и др. Злоупотребление психоактивными веществами. - М.: Инфокоррекция, 2003. - 317 с.
2. Игольницына Л. М. Гигиенические аспекты совершенствования экологического образования: монография
- Иркутск, Репроцентр А1, 2012. - 453 с.
3. Игольницына Л. М. Новокшонова Е. А. Педагогическая профилактика социально - негативных явлений молодежи. - Иркутск, Репроцентр А1, 2014. - 194 с.
4. Игольницына Л. М. Новокшонова Е. А. Изучение употребления психоактивных веществ как фактора риска здоровья студентов // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2014. №1, URL: http://ce.ifmstuca.ru/ wpcontent/uploads/2014/03/igolnitsyna-novokshonova.pdf. (дата обращения 01.11.2014).
5. Наша жизнь в наших руках. Пособие для учителя, психолога, инспектора ПДН/под ред. Преловской Н. Н. -Иркутск, «Прожект Хармони Инк.», 2003. - С. 25-41.
6. Кича Д. И. Оценка источников информации о рациональном питании студентов / Максименко Л. В., Дрожжина Н. А., Федотова Н. Н. // Гигиена рационального питания: Гигиена и санитария, № 2 - 2013. - С. 45-48.
7. Копыт Н. Я., Скворцова Е. С. Алкоголь и подростки.
- М.: Медицина, 2005. - 48 с.
8. Орлова М., Федорова Я., Желтова Е. Профилактика злоупотребления ПАВ среди учащихся средних специальных
О. И. Тирская, В. Д. Молоков. ГЕРПЕТИЧЕСКАЯ ИНФЕКЦИЯ В ПОЛОСТИ РТА: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ
учебных заведений. [Электронный ресурс]. - 2009. URL: http://http://zdobr.crno.ru/ 1_Part_For%20 server/1_Part_34_ File_Publication%20Rovesnik_2009_Ru.pdf. (дата обращения 05.11.2014).
9. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в студенческой среде // «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодежью»: Сб. тезисов всесоюзной науч. конф. - Москва, 2003. - С. 176-177 .
10. Пятницкая И. Н. Общая и частная наркология: Руководство для врачей. - М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2008. - 640 с.
R e f e r e n c e s
1. Dmitrieva T. B., Igonin A. L., Klimenko T. V. i dr. Zloupotreblenie psihoaktivnymi veshhestvami. - M.: Infokorrekcija, 2003. - 317 s.
2. Igol'nicyna L. M. Gigienicheskie aspekty sovershenstvovanija jekologicheskogo obrazovanija: monografija - Irkutsk, Reprocentr A1, 2012. - 453 s.
3. Igol'nicyna L. M. Novokshonova E. A. Pedagogicheskaja profilaktika social'no - negativnyh javlenij molodezhi. - Irkutsk, Reprocentr A1, 2014. - 194 s.
4. Igol'nicyna L. M. Novokshonova E. A. Izuchenie upotreblenija psihoaktivnyh veshhestv kak faktora riska
zdorov'ja studentov // Crede Experto: transport, obshhestvo, obrazovanie, jazyk. 2014. №1, URL: http://ce.ifmstuca.ru/ wpcontent/uploads/2014/03/igolnitsyna-novokshonova.pdf. (data obrashhenija 01.11.2014).
5. Nasha zhizn' v nashih rukah. Posobie dlja uchitelja, psihologa, inspektora PDN/pod red. Prelovskoj N. N. - Irkutsk, «Prozhekt Harmoni Ink.», 2003. - S. 25-41.
6. Kicha D. I. Ocenka istochnikov informacii o racional'nom pitanii studentov / Maksimenko L. V., Drozhzhina N. A., Fedotova N. N. // Gigiena racional'nogo pitanija: Gigiena i sanitarija, № 2 - 2013, - S. 45-48.
7. Kopyt N. Ja., Skvorcova E. S. Alkogol' i podrostki. - M.: Medicina, 2005. - 48 s.
8. Orlova M., Fedorova Ja., Zheltova E. Profilaktika zloupotreblenija PAV sredi uchashhihsja srednih special'nyh uchebnyh zavedenij.[Jelek-tronnyj resurs]. - 2009. URL: http:// http://zdobr.crno.ru/ 1_Part_For%20 server/1_Part_34_File_ Publication%20Rovesnik_2009_Ru.pdf (data obrashhenija 05.11.2014).
9. Profilaktika zloupotreblenija psihoaktivnymi veshhestvami v studencheskoj srede // «Profilaktika zloupotreblenija psihoaktivnymi veshhestvami det'mi i molodezh'ju»: Sb. tezisov vsesojuznoj nauch. konf. - Moskva, 2003. - S. 176-177.
10. Pjatnickaja I. N. Obshhaja i chastnaja narkologija: Rukovodstvo dlja vrachej. - M.: OAO «Izdatel'stvo «Medicina», 2008. - 640 s.
УДК 616.531:616.523
О. И. Тирская, В. Д. Молоков
ГЕРПЕТИЧЕСКАЯ ИНФЕКЦИЯ В ПОЛОСТИ РТА: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ
Посвящена представителям семейства Herpesviridae, патогенным для человека, к которым относят ВПГ-1 ВПГ-2, Varicella-Zoster, цитомегаловирус, вирус Эпштейна-Барр, вирус герпеса человека 6-го, 7-го и 8-го типов. Наибольшее внимание уделено вирусу простого герпеса, поскольку он чаще всего вызывает поражения в полости рта. Рассмотрены основные характеристики вируса, пути заражения, вопросы патогенеза инфекции, особенности клинических проявлений
ТИРСКАЯ Оксана Игоревна - к. м. н., доцент кафедры терапевтической стоматологии ГБОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет».
E-mail: [email protected]
TIRSKAYA Oksana Igorevna - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Therapeutic Dentistry of the Irkutsk Medical State University.
E-mail: [email protected]
МОЛОКОВ Владислав Дмитриевич - д. м. н., профессор, заведующий кафедрой терапевтической стоматологии ГБОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет».
E-mail: [email protected]
MOLOKOV Vladislav Dmitrievich - Doctor of Medical Science, Professor, Chair of the Department of Therapeutic Dentistry of the Irkutsk State Medical University.
E-mail: [email protected]