Научная статья на тему 'Роль психологических и семейных факторов в приобщении учащихся ССУЗов к употреблению психоактивных веществ'

Роль психологических и семейных факторов в приобщении учащихся ССУЗов к употреблению психоактивных веществ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
529
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА (ПАВ) / УЧАЩИЕСЯ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (ССУЗОВ) / СЕМЕЙНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РИСКА / PSYCHOACTIVE SUBSTANCES / STUDENTS OF SECONDARY AND VOCATIONAL SCHOOLS / FAMILY AND PSYCHOLOGICAL RISK FACTORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козловский А. В., Виницкая А. Г., Лелевич В. В., Шейбак В. М., Лелевич С. В.

Проведено анонимное анкетирование учащихся ССУЗов по изучению распространения потребления психоактивных веществ и выявлению возможных факторов риска, способствующих приобщению к наркотикам. Согласно полученным данным, 10,8% респондентов признались в употреблении нелегальных наркотиков в течение своей жизни. Обсуждается ведущая роль личностных и семейных факторов риска в формировании мотивации подростков к употреблению наркотиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Козловский А. В., Виницкая А. Г., Лелевич В. В., Шейбак В. М., Лелевич С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of psychological and familial factors in initiation of psychoactive substance use by adolescents

The anonymous questionaire of the secondary and vocational schools students has been carried out to study the prevalence of psychoactive substance use and the possible risk factors leading to the drug use onset. According to the data obtained 10.8% of the respondents reported lifetime using of illicit drugs. The leading role of the psychological and familial risk factors in motivation to drug use among adolescents is discussed. To evaluate the prevalence of psychoactive substance use, and factors associated with the initiation of psychoactive substance use the secondary and vocational schools students (aged 15-18 years) were asked to answer an anonymous questionaire. According to the data obtained, 10.8% of the respondents confessed in lifetime using of illicit drugs, mainly marihuana, inhalants, ecstasy and “nasvai”. At the same time, they reported more intensive alcohol drinking and tobacco smoking compared to the “non-using” respondents. In factor analysis, variables positively associated with drug-using experience were familial (alcohol abusers/addicts in the family, living without the biological father, poor relationships with the parents, family conflicts, parent’s smoking), and psychological (self-reported aggressive, unbalanced, or egoistic character, etc.). The data obtained might be useful either in early revealing the adolescents predisposed to drug use, or in working up preventive educative programs for the secondary and vocational schools.

Текст научной работы на тему «Роль психологических и семейных факторов в приобщении учащихся ССУЗов к употреблению психоактивных веществ»

УДК 616.89-008.441.13:316.62

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И СЕМЕЙНЫХ ФАКТОРОВ В ПРИОБЩЕНИИ УЧАЩИХСЯ ССУЗОВ К УПОТРЕБЛЕНИЮ

ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕ СТВ

А.В. Козловский, А.Г. Виницкая, В.В. Лелевич, В.М. Шейбак, С.В. Лелевич

УО «Гродненский государственный медицинский университет»

Проведено анонимное анкетирование учащихся ССУЗов по изучению распространения потребления психоактивных веществ и выявлению возможных факторов риска, способствующих приобщению к наркотикам. Согласно полученным данным, 10,8%респондентов признались в употреблении нелегальных наркотиков в течение своей жизни. Обсуждается ведущая роль личностных и семейных факторов риска в формировании мотивации подростков к употреблению наркотиков.

Ключевые слова: психоактивные вещества (ПАВ), учащиеся средних специальных учебных заведений (ССУ-Зов), семейные и психологические факторы риска.

The anonymous questionaire of the secondary and vocational schools students has been carried out to study the prevalence ofpsychoactive substance use and the possible risk factors leading to the drug use onset. According to the data obtained 10.8% of the respondents reported lifetime using of illicit drugs. The leading role of the psychological and familial risk factors in motivation to drug use among adolescents is discussed.

Key words: psychoactive substances, students of secondary and vocational schools, family and psychological risk factors.

Распространение потребления наркотиков среди молодежи Беларуси является актуальной проблемой современности. Результаты эпидемиологических исследований последних лет продолжают свидетельствовать об увеличении контингента молодых потребителей наркотических и токсико-манических веществ, зарегистрированных наркологическими учреждениями республики [4]. Особенно опасным в отношении приобщения к наркотикам является подростковый возраст [3,7]. Каждый подросток находится в определенном социальном окружении, которое оказывает влияние на него и его отношение к ПАВ (семья, школа, молодежные группировки и др.). Многие специалисты считают, что приобщению подростков к ПАВ способствует присутствие ряда так называемых факторов риска, которыми могут являться положение в семье, состояние семейных отношений, характер воспитания и др. [2, 5, 6, 8, 10]. По их мнению, основная причина начала потребления ПАВ обусловлена неблагополучными взаимоотношениями, микроклиматом в семье, а также эмоциональным контактом между родителями и детьми. Отмечается, что фрустрации, пережитые в раннем возрасте, неблагоприятная обстановка в семье, дисгармоничные отношения между родителями и детьми, а также непоследовательность в воспитании являются важнейшими условиями приобщения к ПАВ. Нередко начало употребление наркотиков связывают с теми конфликтами, с которыми сталкивался молодой человек в период процесса социализации [7]. Возникшие в результате этого чувства тоски и психического дискомфорта, действуя угнетающе, могут приводить к употреблению наркотиков, с целью нивелировать эти чувства. По другим данным, на приобщение к потреблению алкоголя и

наркотиков могут влиять индивидуальные (психолого-поведенческие и личностные) особенности самого подростка [9].

Целью настоящего исследования являлось выяснение психолого-поведенческих особенностей 16-18-летних молодых людей, имеющих опыт употребления наркотиков, и их взаимосвязи с условиями проживания и воспитания в семьях.

Материалы и методы исследования

Объектом исследования явилась группа учащихся средних специальных учебных заведений (ССУЗов) г. Гродно и Лиды Гродненской области.

Анонимные опросы учащихся были проведены в 2005-2006 гг. с использованием разработанных нами анкет «ПАВ-05», содержащих 47 вопросов с вариантами ответов, направленных на определение распространения потребления ПАВ среди респондентов и оценки их отношения к различным психоактивным веществам. Помимо этого, в анкетах содержались вопросы, позволяющие определить ряд психологических и социальных факторов риска, способствующих началу употребления наркотиков. С этой целью было проведено разделение опрошенных учащихся на группу А, состоящую из респондентов, признавшихся, по крайней мере, в однократном употреблении наркотиков, и группу В, никогда их не пробовавших.

Характеристики групп А и В (общее количество проанкетированных учащихся, половой состав, средний возраст и стандартное отклонение возраста молодых людей каждой группы) представлены в таблице 1.

Данные из анкет вводились в компьютер и подвергались статистической обработке. Для определения независимых факторов, повлиявших на при-

Таблица 1. Характеристики групп учащихся, потребляющих и не

потребляющих наркотики

Группа А (потребляющие наркотики) Группа В (не потребляющие наркотики)

N 35 289

Пол:

мужской 26 147

женский 9 142

Возрастной

диапазон 16-18 лет 16-18 лет

Средний

возраст 16,74 16,60

Стандартное

отклонение 0,78 0,69

общение к употреблению ПАВ у респондентов группы А, был проведен ортогональный факторный анализ с определением структуры и отношений внутри кластеров взаимокоррелируемых переменных, с использованием компьютерной программы STATISTICA Version 6.0.437.0.

Результаты и их обсуждение

Результаты исследования свидетельствуют, что 10,8% опрошенных учащихся попробовали различные виды наркотиков, причем 6,5% имели однократный опыт их употребления, 3,7% делали это несколько раз, 0,6% - много раз. Наиболее «популярным» наркотиком оказалась марихуана, которую курили 5,5% от всех респондентов. В употреблении «экстази» призналось 1,9% респондентов, ин-галянтов - 1,5%, других лекарственных средств (таблеток) - 0,9%. Обращает внимание распространение в среде респондентов токсикоманическо-го средства «насвай», который принимали 2,8% опрошенных учащихся. В нескольких случаях респонденты признались в употреблении нескольких видов наркотиков, в основном преобладало сочетание приемов марихуаны и ингалянтов, или марихуаны и «экстази». Возраст начала употребления наркотиков в группе А составил 12-18 лет, а частота приема наркотиков не превышала у них «1 раз в месяц» или «1-10 раз в год».

Эти данные частично согласуются с результатами эпидемиологических исследований [4], согласно которым молодые люди в возрасте до 20 лет регистрируются на наркологическом учете в связи со злоупотреблением ингалянтов, препаратов каннабиса и амфетаминов, в отличие от старших, среди которых преобладает инъекционное введение опиатных наркотиков.

По литературным данным, в подростковом возрасте употребление алкоголя и табакокурение является неблагоприятным прогностическим фактором, способствующим приобщению к наркотическим веществам [5]. В наших исследованиях учащиеся, потреблявшие и не потреблявшие наркотические вещества, отличались различной интенсивностью употребления алкогольных напитков и табакокурения. В группе А половина опрошенных курили сигареты (51,4%), причем большинство выкуривало ежедневно до 10 сигарет. Тогда как среди респондентов группы В было только 23,5% курильщиков. Одновременно респонденты группы А чаще употребляли различные спиртные напит-

ки, по сравнению с их сверстниками, не употреблявшими наркотики.

Далее нами были проанализированы социальные и психологические характеристики опрошенных учащихся (табл. 2-3).

Таблица 2. Характеристика отношений в семьях респондентов (% положительных ответов)

Группы респондентов Группа А Группа В

N % N %

добросердечное отношение между родителями, внимание и забота 25 71.4 239 82.7

злоупотребление алкоголем (наркотиками) одним из членов семьи 5 14.3 14 4.8

наличие больных алкоголизмом (наркоманией) в семье 2 5.7 9 3.1

частые ссоры, скандалы, драки между родителями 3 8.6 15 5.2

грубое отношение со стороны родителей 2 5.7 4 1.4

жесткий контроль 4 11.4 20 6.9

в семье курит мать (отец, брат/сестра, другие родственники) 9 25.7 39 13.5

неполная семья (воспитание без отца, матери) 4 11.4 21 7.3

Таблица 3. Характерологические особенности респондентов (% положительных ответов)

Группы респондентов Группа А Группа В

N % N %

неуравновешенный 7 20 21 7,3

уравновешенный 19 54,2 163 56,4

общительный 25 71,4 185 64,0

сдержанный 12 34,3 118 40,8

чувствительный 12 34,3 136 47,1

стеснительный 9 25,7 85 29,4

впечатлительный 14 40 103 35,6

стараюсь быть в центре внимания 12 34,3 54 18,7

обидчивый 8 22,9 76 26,3

эгоистичный 8 22,9 30 10,4

легко возбудимый 8 22,9 50 17,3

агрессивный 4 11,4 21 7,3

неуверенный 6 17,1 35 12,1

слабовольный 2 5,7 14 4,8

уступчивый 10 28,5 76 26,3

самокритичный 7 20 78 26,9

неприспособленный 1 2,9 10 3,5

Большинство респондентов характеризовали отношения между своими родителями как «добросердечные», отметили наличие «внимания и заботы» в семье. Однако доля таких ответов преобладала в группе учащихся, никогда не потреблявших наркотики, по сравнению с группой А (табл. 2). Остальные характеристики семей респондентов значительно различались у респондентов, имеющих и не имеющих опыт употребления ПАВ. Так, респонденты группы А находили в своих семьях больше отрицательных характеристик. 14.3% из них отмечали злоупотребление алкоголем (или наркотиков) у одного из членов их семьи (против 4,8% из группы В), а 5,8% употреблявших наркотики имели родственника - больного алкоголизмом (наркоманией) (против 3,1% в группе В). Одновременно учащиеся из группы А чаще страдали от частых ссор и скандалов в семье, грубого отношения к ним со стороны взрослых членов семьи. В их семьях чаще встречалось курение сигарет родителями, присутствовал жесткий контроль, они чаще воспитывались в неполной семье. Все это свидетельствует о возможном влиянии семейных проблем на приобщение подростков группы А к упот-

реблению разных видов ПАВ.

Помимо семейных и других социальных факторов, на наркотизацию подростка оказывают влияние некоторые черты характера и личностные расстройства [9]. С целью определения психологических особенностей опрошенных, им было предложено выбрать из списка наиболее подходящие определения характера. В результате учащиеся, имеющие и не имеющие опыт употребления наркотиков, разделились по распределению отдельных черт характера (табл. 3).

Так, в группе А было значительно больше тех, кто отнес себя к числу «неуравновешенных» (20% в группе А против 7,3% в группе В), «агрессивных» (11,4% против 7,3%), «легко возбудимых» (22,9% против 17,3%), «эгоистичных» (в 2 раза больше в группе А). Среди учащихся, попробовавших наркотики, было больше «старающихся быть в центре внимания». Однако сдержанные и рассудительные ребята присутствовали больше в группе В.

Известно, что распространение потребления ПАВ среди молодежи часто связано с совершением необдуманных, даже противоправных поступков [6,8,12]. На вопрос в отношении возможности респондентов к противоправным действиям, большая часть из них признались, что могли бы их совершить в «состоянии алкогольного (наркотического) опьянения», «из-за обиды» или «для защиты других», а также вследствие «жажды приключений». При этом удельный вес способных на противоправные поступки оказался больше в группе респондентов, имевших опыт потребления наркотиков.

Следовательно, респонденты, употреблявшие и не употреблявшие наркотики, значительно различались по социальным, поведенческим и психологическим характеристикам, которые можно рассматривать как факторы риска приобщения к потреблению наркотиков.

Чтобы выделить из множества измеряемых характеристик респондентов группы А наиболее важные, был использован метод главных компонент ортогонального факторного анализа [11]. Применение данного способа статистического анализа позволяет выделить отдельные факторы, или кластеры взаимосвязанных переменных, из которых главные компоненты - наиболее значимые факторы риска приобщения к наркотикам со значениями факторных нагрузок > 0.700. Иерархически менее значимые переменные имели факторные нагрузки от 0,400 до 0,700. Переменные с меньшими значениями факторных нагрузок нами не рассматривались (таблица 4).

В результате обработки ответов учащихся группы А были выделены три фактора, объединившие в иерархическом порядке наиболее значимые для респондентов переменные, характеризующие состояние семейных отношений, мотивы противоправных поступков и психологические черты. Условно были получены сведения об умонастроениях трех независимых групп молодых людей (таблица 4).

■ 9

Таблица 4. Факторный анализ ответов респондентов группы А, характеризующий социальные и психологические предпосылки приобщения к потреблению наркотиков

Переменные Фактор I Фактор II Фактор III

Семейные проблемы

злоупотребление алкоголем 0,755*

(наркотиками) одним из членов

семьи

наличие больных алкоголизмом 0,543

(наркоманией) в семье

частые ссоры, скандалы, драки 0,817*

между родителями

грубое отношение со стороны 0,504

родителей

жесткий контроль 0,489

в семье курит мать (отец, брат/сестра, другие родственники) 0,570

материальные трудности в семье 0,737*

Мотивы совершения необдуманных, противоправных поступков

Желание показаться смелым, 0,578

приобрести авторитет

Подражание друзьям, взрослым 0,554

Безделие 0,548

Обида, месть, озлобление 0,576

Стремление к материальным благам 0,452

Самооценка характера

неуравновешенный 0,653

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

общительный 0,627

добродушный 0,504

стеснительный 0,506

эгоцентричный 0,459

эгоистичный 0,493

легко возбудимый 0,514

агрессивный 0,608

замкнутый 0,508

неуверенный 0,573

слабовольный 0,648

не приспособленный 0,827*

Примечание: указаны кластеры переменных для иерархического анализа со значениями факторных нагрузок > 0.400;

* обозначены главные компоненты со значениями факторных нагрузок > 0.700.

Для части респондентов (Фактор 1) характерно было преимущественное влияние семейных неурядиц на приобщение к наркотикам. На это указывают главные компоненты - наибольшие значения факторных нагрузок у переменных: «ссоры и скандалы в семье», «злоупотребление алкоголем одним из членов семьи», «материальные трудности в семье». Учащихся с такими серьезными семейными проблемами отличало преобладание определенных черт характера - агрессивность (факторная нагрузка = 0,608), легкая возбудимость (факторная нагрузка = 0,514), замкнутость (факторная нагрузка = 0,508), эгоистичность (факторная нагрузка = 0,493). Такие респонденты могли совершить что-то противозаконное вследствие «желания приобрести авторитет» (факторная нагрузка = 0,578), «из подражания друзьям, взрослым» (факторная нагрузка = 0,554), или «стремления к материальным благам» (факторная нагрузка = 0,452).

Для второго фактора было характерно решающее значение психологических особенностей респондентов. По-видимому, усиление таких черт характера, как «не приспособленность» (факторная нагрузка = 0,827), «слабовольность» (факторная нагрузка = 0,648), «неуверенность» (факторная нагрузка = 0,573) и «стеснительность» (факторная нагрузка = 0,506), могло стать ключевым фактором в принятии решения о приеме наркотика. Определяющей характерной чертой семей таких респондентов являлся жесткий контроль в воспитании

8

(факторная нагрузка = 0,489), а мотивом совершения противоправного поступка могло стать «без-делие» (факторная нагрузка = 0,548).

Для опрошенных учащихся, которым подходит Фактор 3, характерно отсутствие главных компонентов переменных со значениями факторных нагрузок больше 0,700. В убывающем порядке на приобщение к наркотикам у респондентов могли влиять: неуравновешенный, общительный и эгоцентричный характер, чувство обиды и озлобление, злоупотребление родственниками курением и алкоголем.

Таким образом, в исследуемой группе учащихся ССУЗов наблюдали значительное распространение употребления различных видов психоактивных веществ. В употреблении наркотиков признались 10,8% опрошенных учащихся, что превысило результаты аналогичных социологических опросов, проведенных 10 лет назад [1]. Причем, респонденты, попробовавшие наркотики, отличались наиболее интенсивным употреблением алкоголя и курением сигарет. Ответы этих молодых людей свидетельствовали о том, что характер потребления ими наркотиков еще не стал проблемным, а ограничился нечастым приемом марихуаны, ингалян-тов, «экстази» и насвая. Частично эти данные согласуются с информацией наркологической службы МЗ РБ, согласно которой среди молодых потребителей ПАВ на учете в большей степени распространено употребление ингалянтов, препаратов каннабиса и амфетаминов [4].

Было показано, что респонденты, употреблявшие наркотики, чаще воспитываются в проблемных семьях, в которых родители (родственники) злоупотребляют алкоголем или больны алкоголизмом, встречаются семейные конфликты, грубость или воспитание в неполной семье. Одновременно эти подростки чаще давали себе такие характеристики, как «агрессивный», «неуравновешенный», «легко возбудимый», «эгоистичный» и другие, по сравнению с теми, кто никогда не пробовал наркотики. Факторный анализ выявил наличие трех групп индивидуумов, поведение которых формировалось при преимущественном участии семейных факторов (Фактор 1), психологических особенностей (Фактор 2), или при сочетании семейных проблем и определенных черт характера (Фактор 3). Полученные данные являются дополнительным доказательством ведущей роли личностных и семейных проблем в развитии эмоциональных и поведенческих нарушений у подростков, в формировании их отношения к ПАВ.

Полученные данные могут быть полезны при проведении профилактических мероприятий по раннему выявлению подростков, склонных к началу употребления ПАВ, а также для разработки образовательных профилактических программ в средних специальных учебных заведениях.

Литература

1. Виницкая А.Г., Лелевич В.В., Шейбак В.М., Козловский А.В.

Особенности потребления наркотиков молодежью городов

Беларуси // Здаровы лад жыцця. - 1998. - № 3. - С. 9-13.

2. Должанская Н.А., Бузина Т.С., Андреев С.А., Лозовская И.С., Ленская Е.В. Роль семейного фактора в формировании здорового образа жизни подростков // Вопросы наркологии. - 2003. - №4. - С. 51-58.

3. Драган Г.Н. Наркомания среди несовершеннолетних в России: ситуация, тенденции, противодействие // Вопросы наркологии. - № 2.- 1997. - С.76-84.

4. Козловский А.В., Виницкая А.Г., Лелевич В.В., Разводовский Ю.Е. Распространенность потребления психоактивных веществ среди молодежи и современные подходы к профилактике зависимостей // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. - 2004. - № 1. - С. 33-38.

5. Кошкина Е.А., Поронян И.Д., Гречаная Т.Б., Чиапелла А. Факторы, влияющие на потребление психоактивных веществ учащимися г. Москвы // Вопросы наркологии. -1996, №4. - С. 7476.

6. Ларионов В.Н., Эйгина А.Ю. Социально-психологическая характеристика группы подростков с высоким риском возникновения наркомании и токсикомании. - Региональные особенности заболеваемости детского населения: Материалы Всесоюзной научной конференции Иошкар-Ола. - М., 1991. - С. 6667.

7. Макеева А.Г. Первые пробы психоактивных веществ современными детьми и подростками. // Вопросы наркологии. - 1999, №2. -С. 65-70.

8. Оруджев Н.Я. Медико-социальная характеристика и адаптация лиц, употребляющих наркотики // Журнал неврологии и психиатрии. - 2002. -№3. - С.59-64.

9. Романова О.Л. Этиология зависимостей от психоактивных веществ у подростков и теоретические основы их первичной профилактики: обзор зарубежной литературы // Вопросы наркологии. - 1996. - № 3. - 97-108.

10.Таджибаев В.К. Результаты анонимного анкетирования по выявлению детей и подростков - потребителей наса. - Актуальные вопросы психиатрии и наркологии: Материалы 8 научной конференции психиатров и наркологов Таджикистана. -Душанбе, 1991. - С. 175-178.

11.Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Анализ данных на компьютере. -М.: ИНФРА - М, 2003. - С. 465.

12.Цетлин М.Г., Пелипас В.Е., Елшанский С.П. Учет социально-психологических «пронаркотических» факторов при разработке модельной городской целевой программы «профилактика наркологических заболеваний» // Вопросы наркологии. -2004. - №1. - 47-53.

Resume

ROLE OF PSYCHOLOGICAL AND FAMILIAL FACTORS IN INITIATION OF PSYCHOACTIVE SUBSTANCE USE BY

ADOLESCENTS A.V. Kozlovsky, H. Vinitskaya, V.V. Lelevich, V.M. Shejbak, S.V. Lelevich Grodno State Medical University To evaluate the prevalence of psychoactive substance use, and factors associated with the initiation of psychoactive substance use the secondary and vocational schools students (aged 15-18 years) were asked to answer an anonymous questionaire. According to the data obtained, 10.8% of the respondents confessed in lifetime using of illicit drugs, mainly marihuana, inhalants, ecstasy and "nasvai". At the same time, they reported more intensive alcohol drinking and tobacco smoking compared to the "non-using" respondents. In factor analysis, variables positively associated with drug-using experience were familial (alcohol abusers/addicts in the family, living without the biological father, poor relationships with the parents, family conflicts, parent's smoking), and psychological (self-reported aggressive, unbalanced, or egoistic character, etc.). The data obtained might be useful either in early revealing the adolescents predisposed to drug use, or in working up preventive educative programs for the secondary and vocational schools.

Поступила 02.11.06

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.