УДК 17.022.1:316.614.6:303.621.35]-057.875(476.6)
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСТВА ГРОДНЕНСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)
Короленок Л.Г.
УО «Гродненский государственный медицинский университет», Гродно, Беларусь
В статье анализируется адаптационная способность студентов, а также моральные и нравственные ценности, свойственные молодому поколению на примере студенчества Гродненского государственного медицинского университета (ГрГМУ). Исследование базируется на результатах социологического опроса. Цель работы: оценка уровня адаптации и определение нравственной позиции молодежи Республики Беларусь на примере студенчества ГрГМУ. Методы: общенаучные, социологические. Результаты и выводы: студенты ГрГМУ успешно и быстро адаптировались в университете. В иерархии ценностей доминирует семья, свобода, наличие цели в жизни, потребность в общении, дружбе, сохранении и укреплении здоровья.
Ключевые слова: молодежь, общество, адаптация, личность, ценности.
Человек - существо социальное, но для полного включения в существующий вокруг человека социум ему необходимо пройти длительный путь адаптации, предполагающий освоение имеющихся в обществе знаний, их преломление в зависимости от многочисленных факторов, влияющих на социализацию конкретного индивида и формирование, в итоге, определенной модели поведения данного человека в окружающем его обществе. Резкие изменения, произошедшие в обществе в 90-е годы XX века, повлияли, в свою очередь, и на процесс адаптации молодежи. Изменения во всех сферах общественной жизни предопределяют многовариантность отношений молодежи к реалиям окружающей среды и своем месте в жизни, что способствует пересмотру жизненных ценностей. В связи с этим возникает потребность в исследовании процесса адаптации молодого поколения к новым условиям и связанным с ним изменением жизненных позиций и ценностей.
Целью данной статьи является оценка уровня адаптации и определение нравственной позиции студенческой молодежи Республики Беларусь на примере студенчества Гродненского государственного медицинского университета (ГрГМУ).
Теоретико-методологической основой работы являются общепризнанные принципы общественного познания - объективность и системность, а также концепции современной социологии, элементы культурологического и цивилизационного подходов к изучению процесса адаптации. При проведении исследования использовались как общенаучные, так и социологические методы. Среди общенаучных методов доминировали анализ, синтез, логический метод и метод сравнения. Социологические методы использовались при проведении анкетного опроса.
Для анализа и оценки уровня адаптации и системы социально значимых ценностей современной молодежи нами были опрошены 250 студентов 1-го и 5-го курсов ГрГМУ.
Основная цель опроса - оценить адаптационную способность студентов, а также выяснить, какие моральные и нравственные ценности свойственны молодому поколению на примере студенчества ГрГМУ.
В процессе адаптации весомым звеном является умение самостоятельно, взвешенно и адекватно принимать серьезные судьбоносные решения. В этой связи важным представляется мотивация, которая влияет на принятие решения, в нашем случае мотивы поступления в медуниверситет. Анализ
проведенного исследования выявил, что основными причинами, ориентациями студентов ГрГМУ при выборе университета были следующие: 53-49% респондентов-девушек 1-го и 5-го курсов, соответственно, и 46%-31% юношей 1-го и 5-го курсов, соответственно, ориентировались на наличие в университете необходимой для них специальности, знали точно, по какой специальности будут обучаться. Для 44% девушек и 54% юношей 1-го курса важным при выборе учебного учреждения было высокое качество обучения в университете. Вместе с тем 38% молодых людей 5-го курса предложили свой вариант, среди которых доминировали ответы: это выбор родителей, за компанию с другом (таб. 1).
Таблица 1. - Что повлияло на выбор учебного учреждения, в котором Вы обучаетесь (отметьте не более трех позиций)?
№ Вариант ответа 1 курс 5 курс
Девушки Юноши Девушки Юноши
1 Ориентировался на репутацию учебного заведения (известность, престиж, традиции) 24% 35% 22% 23%
2 Ориентировался на высокое качество обучения (уровень подготовки, квалификация преподавателей) 44% 54% 18% 8%
3 Исходя из практических соображений (близко от дома; проживание и т.п.) 16% 11% 20% 15%
4 Выбор был скорее случайным (иного выбора не было; было все равно где учиться, главное получить образование; не поступил куда хотел; за компанию и т.п.) 3% 14% 8% 0%
5 Ориентировался на наличие в университете необходимой для меня специальности, знал точно, по какой специальности буду обучаться 53% 46% 49% 31%
6 Ориентировался на профиль университета, специальности особого внимания не придавал 10% 5% 16% 0%
7 Друт°е 19% 11% 12% 38%
Примечание: суммарное количество процентов более 100 обусловлено тем, что предлагалось выбрать три позиции ответа
Умение адаптироваться к новым условиям влияет на уровень внутреннего комфорта, и степень усвоения новых знаний, а также способность налаживать новые коммуникативные связи с окружающими людьми. Опрос выявил достаточно высокую адаптивность студенчества ГрГМУ. Так, около 40% студентов 1-го курса и юношей 5-го курса ответили, что их привыкание к университету длилось около месяца. Для 32% девушек 5-го курса понадобился целый учебный год, чтобы привыкнуть к учебе в университете. Одна-
ко около 10% студентов 1-го и 5-го курсов отметили, что до сих пор не привыкли к новоИ обстановке.
Что же касается адаптации в самой студенческой группе, привыкания к новому коллективу (одно-группникам, сокурсникам), то здесь, согласно ответам студентов, уровень адаптации был еще более высоким. Для 50% респондентов 1-го курса вхождение в новый коллектив не составило труда, в то время как респонденты 5-го курса наиболее часто отвечали, что около месяца присматривались к коллегам (девушки - 48%, парни - 62%). Впрочем, около 5% девушек обоих курсов ответили, что до сих пор не нашли общий язык с одногруппниками и сокурсниками.
Нередко современная молодежь в «поисках себя» склонна изменять свою точку зрения или подвергать сомнению сделанный ранее выбор, принятое решение. Поэтому нам представлялось интересным выяснить, изменилось ли их мнение о правильности выбора учебного учреждения и выбрали бы они другой университет, если бы такая возможность им представилась. Исходя из того, что исследование проводилось в конце учебного года, ответы студентов 1-го курса представляли определенный интерес, т.к. косвенным образом отражали, насколько тяжело им было привыкать к новым реалиям и хотели ли бы они поменять условия учебы для облегчения процесса адаптации. Ответы же студентов 5-го курса позволяли в какой-то степени выявить их степень разочарования выбранной профессией. Анализ результатов опроса показал, что большинство студентов 1-го курса и юношей 5-го курса не сомневаются в правильности выбора университета и совершили бы его еще раз. Однако 40% девушек и 30% юношей 5-го курса отвечали, что задумались бы над другими вариантами. Также 16% девушек 5-го курса и 11% юношей 1-го курса однозначно сделали бы другой выбор (таб. 2).
Таблица 2. - Если бы Вам снова пришлось выбирать университет, Вы бы...
№ Вариант ответа 1 курс 5 курс
Девушки Юноши Девушки Юноши
1 Выбрал(а) бы учебное учреждение, в котором учусь 57% 52% 34% 62%
2 Задумался(-лась) бы над другими вариантами 20% 26% 40% 30%
3 Однозначно выбрал(-ла) бы другое учебное учреждение 5% 11% 16% 0%
4 Затрудняюсь ответить 18% 11% 10% 8%
Более 50% студентов 1-го курса и юношей 5-го курса отметили, что их представление о профессии не изменилось, однако для 49% девушек 5-го курса представление о профессии изменилось в худшую сторону.
В абсолютном большинстве студенты планируют работать и в дальнейшем по специальности. Такой вариант ответа выбрали более 74% респондентов 1-го курса, 42% девушек и 30% юношей 5-го курса. 46% девушек и 62% юношей 5-го курса ответили на поставленный вопрос «скорее да». Радует, что только 2% и 1% девушек 5-го и 1-го курсов, соответственно, ответили, что не планируют работать по специальности.
Последние три ответа в очередной раз подчеркивают вывод о том, что молодежь не всегда продумывает последствия принятого ими того или иного решения, либо принимает эти решения под воздействием эмоций или влиянием родителей и друзей. Кроме того, к сожалению, не все молодые люди по завершению среднего образования четко представляют себе свой дальнейший путь и выбор будущей профессии не
всегда для них очевиден, понятен и адекватен их способностям, желаниям и возможностям. Вероятно, проблема кроется в недостаточном профессиональном ориентировании в школе, либо в непоследовательности и нечеткости работы в данном направлении.
Кроме того, данные исследования показывали, что на 1-м курсе студенты больше удовлетворены выбором учебного учреждения и специальности, чем студенты 5-го курса. И это тоже объяснимо. Ни для кого не секрет, что студенты-медики в процессе учебы должны освоить огромный пласт информации и знаний. К сожалению, не всем это под силу. И если студенты-первокурсники изучают в основном предметы, которые являются продолжением их школьных программ и поэтому близки им и более понятны, то пятикурсник к концу года осваивает большинство медицинских знаний, и более четко представляет свою будущую профессию. Вероятно, идеалистические представления о будущем месте работы студента-первокурсника зачастую преображаются в процессе более детального ознакомления с профессией и теми трудностями, с которыми студенты сталкиваются в процессе учебы и практики. А именно: сложность работы с пациентами, огромное количество материала, который нужно всегда «держать в голове» для правильного диагностирования заболевания, опасения перед будущим распределением, низкой заработной платой и т.д. Что и обуславливает расхождения между ответами студентов 1-го и 5-го курсов.
В процессе адаптации у молодежи наблюдается изменение жизненных позиций и ценностей. В свою очередь, ценности человека регулируют поведение человека, позволяют ему адаптироваться в новой обстановке и определяют мотивацию деятельности, которой человек руководствуется на протяжении своей жизни. Поэтому важным аспектом исследования являлось выяснение шкалы ценностей опрашиваемой студенческой аудитории, что позволило бы понять процессы личностной и социальной идентификации данной социальной группы в настоящее время. Предлагалось выбрать 10 вариантов ответов из 27, чем и объясняется большой общий процент. Доминирующие позиции заняли такие ценности, как свобода (62%-76%), безопасность близких (59%-78%); наличие цели в жизни (59%-77%), мудрость (55%-69%), внутренняя гармония (38%-59%), уважение мнения других (35%-43%), самоуважение (49%-68%), равенство (31%-54%), авторитет (20%-46%). Для большинства студентов очень ценна истинная дружба. Так ответили 71% девушек 5-го курса и 76% и 84% юношей и девушек 1-го. В то же время для юношей 5 курса любовь важнее истинной дружбы (85% и 8%, соответственно). Для большинства респондентов значимым является мир во всем мире (30-56%). Наименее существенными для студентов ценностями являются изменчивая жизнь (до 5% ответов), единение с природой (до 16%), уважение традиций (до 15%).
Безусловно, ближайшее окружение оказывает существенное влияние на жизнь человека: его мироощущение, желание учиться и самосовершенствоваться, добиваться поставленной цели. Как показало наше исследование, на респондентов в микросоциуме университета одногруппники и преподаватели оказывают приблизительно равное влияние (в среднем 50%). Среди других ответов студенты отмечали, что на них никто не влияет, что они сами решают все и у них нет авторитета в университете (22%-35%).
Вне университета на студентов в большей мере
оказывают влияние семья (46%-85%) и друзья (38%-62%). Юноши 5-го курса также отметили воздействие общества на их мнение (38%). 14% девушек и 15% юношей 5-го курса указали, что на них оказывают влияние СМИ. Все остальные позиции (сверстники, соседи, интернет-сообщества, государство) получили сравнительно небольшой процент ответов (табл. 3).
Таблица 3. - Кто оказывает наибольшее влияние на Ваше мнение
Важнейшими принципами, которыми опрашиваемые студенты руководствуются в жизни, явились самостоятельность (68%-85%), верность (преданность друзьям) (63%-77%), целеустремленность (62%-80%), смелость (57%-69%), профессионализм и компетентность (44%-92%), честность (54%-80%), ум (69%-78%), ответственность (70%-77%), успешность (55%-69%). Специфика университета и будущая специализация студентов, безусловно, накладывает свой отпечаток на принципы, которыми руководствуются студенты в жизни. Так, здоровый образ жизни важен для абсолютного числа опрашиваемых студентов (70%-86%). Низко студенты оценили приверженность религиозной вере и традициям (10%-15%) и подчинение общественным правилам (4%-8%).
Таким образом, опрос показал, что в основном студенты успешно и быстро адаптировались к обучению в университете. Наличие студентов, которые не адаптировались к обучению в университете даже на пятом курсе, в целом подтверждается общей динамикой данного процесса среди современной молодежи: не все быстро привыкают к самостоятельной жизни, к появлению новых людей в их окружении. Причин для этого множество: большая зависимость от родителей и нежелание из-под этой опеки уходить; неумение самостоятельно решать проблемы; все большая зависимость молодых людей от социальных сетей, которая затрудняет реальное общение и приводит к сложностям при знакомстве с новыми людьми и т.д. Данные студенты повергнуты в состояние дезадаптированности, которое может привести к депрессии, всплескам агрессии, неуверенности в
Литература
1. Бабосов, Е.М. Человек - субъект и объект формирования и развития социальных систем / Е.М.Бабосов // Социология: научно-теоретический журнал /Белорусский государственный университет. - 2012. - №4. - С. 3-12 -2012.
себе, неудовлетворенности выбранным жизненным путем и как следствие - асоциальному поведению.
Большинство первокурсников с радостью воспринимают новый статус «студент», но с первых дней сталкиваются с проблемами, которые временами для них неразрешимы - это свобода действий, общение внутри университета, учебная нагрузка, несовпадение идеалистических представлений о будущей профессии и реальных обстоятельств. Со временем, под действием внешних и внутренних сил, у некоторых молодых людей происходит разрушение созданной ими когда-то «модели взрослой жизни», и как следствие, в лучшем случае - отношение к себе и окружающему миру не меняется, в худшем - взгляды на свое будущее и перспективы приобретают негативный окрас.
В иерархии ценностных приоритетов у молодежи ГрГМУ доминирует семья, ее безопасность. Также современное поколение ценит свободу, и что немаловажно, для них имеет большое значение наличие цели в жизни, стремление достичь своей мечты. Потребность в общении, дружбе - одна из базовых для каждого человека, о чем свидетельствует увеличение ее значимости: большинство респондентов отметили, что друзья занимают очень важное место в их жизни. Сохранение и укрепление здоровья является фундаментальной составляющей системы ценностей молодежи.
Социологическое исследование, проведенное среди студентов УО «ГрГМУ», позволяет проанализировать и оценить степень адаптации молодежи к новым жизненным условиям и проследить ценностные позиции, которыми они руководствуются в жизни. Дальнейшие исследования в этом направлении позволят систематизировать процесс социализации и адаптации студентов в университете и на основе выявления проблемных зон скоординировать работу в данном направлении. В свою очередь, эффективная молодежная политика, учитывающая как общие потребности молодежи, так и интересы ее различных социальных групп, является главным компонентом в процессе формирования социально значимых ценностных ориентаций молодежи.
Поскольку процесс адаптации достаточно болезненный для определенных личностей, изучение данного социального явления может способствовать выявлению путей влияния на неокрепшее молодое сознание с целью снизить уровень эмоциональных стрессов и постараться убрать возрастающее социальное напряжение.
Выводы
1. Адаптация студентов-медиков к обучению в университете в основном проходит быстро и успешно.
2. Доминантными ценностями для студентов являются семья и ее безопасность, свобода, достижение поставленной цели, дружба, сохранение и укрепление здоровья.
Literatura
1. Babosov, E.M. Chelovek - subject i obect formirovania i rasvitia sochialnih sistem / E.M.Babosov // Socialogia: nauchno-teoreticheski zurnal /Beloruski gosudarstvenni universitet. -2012. - №4. - S. 3-12 - 2012.
2. Karalionak, L.G. Vospitanie kak problema i kak process
Вариант ответа 1 курс 5 курс
Девушки Юноши Девушки Юноши
Семья 85% 68% 80% 46%
Сверстники 2% 11% 4% 15%
Соседи 1% 3% 2% 0%
СМИ 6% 3% 14% 15%
Интернет-сообщества 2% 3% 2% 15%
Друзья 47% 62% 51% 38%
Общество 11% 16% 14% 38%
Государство 2% 5% 2% 0%
Другое 20% 19% 22% 15%
Примечание: суммарное количество более 100% в связи с тем, что предлагалось выбрать более одного варианта ответа
2. Королёнок, Л.Г. Воспитание как проблема и как процесс / Л.Г.Королёнок // Медицинское образование XXI века / Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции / редкол.: В.П.Декайло [и др.]. -Витебск: ВГМУ, 2006. - С. 297-301.
3. Королёнок, Л.Г. «Порочный круг» современной социализации / Л.Г.Королёнок, О.В.Хорева // Роль гражданского общества, социального и правового государства в защите и реализации прав человека: Материалы Второй межвузовской научно-практической конференции / ред-кол.: С.И.Викторова [и др.]. - Гродно: Экоперспектива, 2012. - С. 356-358.
4. Королёнок, Л.Г. Проблемы формирования патриотизма и гражданственности в условиях трансформации постсоветского общества / Л.Г.Королёнок // Надбання вшв - скарбниця сьогодення: матер1али II мгжнародшл науко-во-практично1 конференци з питань патриотичного вихо-вання молод1 / редкол.: Н.Ф. Власова [и др.]. - Запоргжжя, 2008. - С. 146-153.
5. Королёнок, Л.Г. Сравнительный анализ ценностных ориентиров современной молодежи / Л.Г.Королёнок, О.В.Хорева // «Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту» : материалы Междунар. науч.-практ. конф.: в 3 ч.; редкол.: Т. Д. Полякова [и др.]. -Минск: БГУФК, 2013. - Ч. 1. - С. 163-165.
6. Королёнок, Л.Г. Формирование профессиональной компетенции у студентов-медиков /Л.Г.Королёнок// Актуальные проблемы медицины: материалы ежегодной итоговой научной конференции / Отв. Редактор В.М.Шейбак. - Гродно: ГрГМУ, 2010. - С. 183-186.
7. Социализация личности // Психология от А до Я [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: http:// psyznaiyka.net/socio-lichnost.html?id=14. - Дата доступа: 10.09.2014.
8. Ценности / Социальная философия [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: http://socfil.narod.ru/ glava_9_2.htm. - Дата доступа: 17.09.2014.
/ L.G.Karalionak // Medicinskoe obrasovanie XXI veka / Sbornik materialov IV Mezvyzovskoi nauchno-practicheskoi konferencii / redkol.: V.P.Dekailo [i dr.]. - Vitebsk: VGMU, 2006. - S. 297-301.
3. Karalionak, L.G. «Porochni krug» sovremennoi sochializachii / L.G.Karalionak, O.V.Horeva // Role grazdanskogo obshestva, sochialnogo i pravovogo gosydarstva v zaschite i realizachii prav cheloveka: Materiali Vtoroi mezvyzovskoi nauchno-practicheskoi konferencii / redkol.: S.I.Victorova [i dr.]. - Grodno: Ecoperspectiva, 2012. - S. 356358.
4. Karalionak, L.G. Problema formirovania patriatisma i grazdanstvennosti v ysloviah transformacii postsovetskogo obschestva / L.G.Karalionak // Nadbanne vikiv - skarbnichia segodennia: materiali II miznarodnoy navukova-practichnoi konferencii z pitan patriatichnogo vihovania molodzi / redkol.: N.F.Vlasova [i dr.]. - Zaporizzia, 2008. - S. 146-153.
5. Karalionak, L.G. Sravnitelni analis chennostnih orientirov sovremennoi molodezi / L.G.Karalionak, O.V.Horeva // XIII Mezdynarodnaia nauchnaia sessia po itogam NIR za 2012 god «Naychnoe obosnovanie phisicheskogo vospitania, sportivnoi trenirovky i podgotovky kadrov po phisicheskoi kyltyre i sporty»: materiali Mezdynar. nauch.-pract. konf..: b 3 ch. / Belorus. gos. Universitet phis. kyltyri; redkol.: T. D. Poliakova (gl. red.) [i dr.]; Minsk, 20 marta - 30 maia 2013 g. - Minsk: BGUFC, 2013. - Ch. 1. - S. 163-165.
6. Karalionak, L.G. Formirovanie professionalnoi kompetencii u studentov-medikov / L.G.Karalionak // Aktualnie problemi medicine: materiali ezegodnoi itogovoi nauchnoi konferencii / Otv.redactor V/M/Sheibak. - Grodno: GrGMU, 2010. - S. 183-186.
7. Socialisacia lichnosti // Psihologia ot A do Ia [Elecrtonni resurs]. - 2014. - Rezim dostupa: http://psyznaiyka.net/socio-lichnost.html?id=14. - Data dostupa: 10.09.2014.
8. Cennosti / Socialnaia filosofia [Elecrtonni resurs]. - 2014. - Rezim dostupa: http://socfil.narod.ru/glava_9_2.htm. - Data dostupa: 17.09.2014.
VALUE ORIENTATIONS AND SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF YOUTH (ON THE EXAMPLE OF STUDENTS OF GRODNO STATE MEDICAL UNIVERSITY)
Karalionak L.G.
Educational Establishment «Grodno State Medical University», Grodno, Belarus
The analysis undertaken in the article tries to discover the process of students' adaptation considered and moral values of young people in sociological poll of students of Grodno State Medical University (GrSMU). The purpose of this research is to discover socializing factors in the processes of adaptation, identification of moral values of young people on the example of students of GrSMU. Methods: General scientific and sociological methods. The results of sociological poll showed that most students were successfully adapted to the study process. Core values for students, according to the poll are family, freedom, the purpose of life, friendship and health.
Key words: young people, society, adaptation, individual, values.
Адрес для корреспонденции: е-mail: [email protected] Поступила 23.04.2015