Научная статья на тему 'Особенности гендерных стереотипов студенческой молодежи в семейно-брачной сфере'

Особенности гендерных стереотипов студенческой молодежи в семейно-брачной сфере Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2787
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гендер / гендерные стереотипы / студенчество / Семья / Брак

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дубовова О. А.

В статье рассмотрены гендерные стереотипы студенческой молодежи, отраженные в сфере семейно-брачных отношений. На основе социологического исследования, проведенного в вузах Республики Башкортостан, автор делает вывод о том, что, хотя студенчество является наиболее динамичной и склонной к инновациям частью общества, в сознании молодого поколения по-прежнему сохраняется традиционный для российского менталитета приоритет семейных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности гендерных стереотипов студенческой молодежи в семейно-брачной сфере»

УДК 316.34/.35

ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СЕМЕЙНО-БРАЧНОЙ СФЕРЕ

© О. А. Дубовова

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (3472) 29 96 23.

E-mail: [email protected]

В статье рассмотрены гендерные стереотипы студенческой молодежи, отраженные в сфере семейно-брачных отношений. На основе социологического исследования, проведенного в вузах Республики Башкортостан, автор делает вывод о том, что, хотя студенчество является наиболее динамичной и склонной к инновациям частью общества, в сознании молодого поколения по-прежнему сохраняется традиционный для российского менталитета приоритет семейных ценностей.

Ключевые слова: гендер, гендерные стереотипы, студенчество, семья, брак.

Актуальность обращения к вопросам гендерных аспектов семейных отношений в современном российском обществе связана с необходимостью формирования в отечественной науке собственных теоретических концепций, позволяющих раскрыть их специфику и динамику с учетом культурных, национальных и региональных условий. Изучение социальных представлений в сфере семейнобрачных отношений российской молодежи особенно важно в контексте исследования глобальных тенденций развития института семьи, при этом учитывается роль молодежи в замещении уходящих поколений. Изменения, происходящие в семейно-брачной сфере, гендерных ценностях, отношениях и практиках, в полной мере затронули Республику Башкортостан в последнее десятилетие. Необходимость исследования процессов, идущих в российской студенческой среде, прогнозирование их специфики и перспектив, актуализирует рассмотрение гендерных стереотипов студенчества республики.

Современные общественные науки последовательно и весьма продуктивно разрабатывают понятие «гендер» (социальный пол) как одну из составляющих анализа оснований социальности и ее форм. Впервые понятие «гендер» было использовано как отправная точка для определения существующих общественных отношений американским психоаналитиком Р. Столлером, который считал, что разделение понятий «пол» и «гендер» способствует преодолению ошибочных суждений о том, что биологические характеристики являются определяющими для поведения мужчин и женщин и для той роли, которую они играют в обществе [1, с. 5].

Исследование сущности гендерных стереотипов требует осмысления самого понятия социального стереотипа, характеризующегося как стандартизированный и устойчивый образ или представление.

Термин «стереотип» (от греческих слов «твердый» и «отпечаток») означает схематический, стандартизованный образ или представление об объекте. Под социальным стереотипом обычно понимают упрощенный, схематизированный, эмоциональ-

но окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый среди всех ее представителей. Часто при определении социального стереотипа подчеркивают его целостность, ярко выраженную оценочную и ценностную окраску, загруженность его так называемым ошибочным компонентом и т. п.

Родоначальник теории стереотипизации У. Липпман писал, что «стереотипы - это предвзятые мнения, которые решительно управляют всем процессом восприятия. Они маркируют определенные объекты как знакомые или незнакомые, так что едва знакомые кажутся хорошо известными, а незнакомые - глубоко чуждыми. Они возбуждаются знаками, которые могут варьировать от истинного индекса до неопределенной аналогии» [2, с. 104]. В. Шепель определяет социальный стереотип как «популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей, с точки зрения какого-то легко различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей» [3, с. 24]. Другой исследователь - П. Шампань понимает под социальным стереотипом «склонность воспринимающего субъекта легко и быстро заключать воспринимаемого человека в определенные категории в зависимости от его возраста, пола, этнической принадлежности, национальности и профессии, и тем самым приписывать ему качества, которые считаются типичными для людей этой категории» [4, с. 116].

Концептуальные основы изучения гендерных стереотипов, основные определения и подходы, анализ содержания гендерных стереотипов и механизмов гендерной стереотипизации в социокультурном пространстве рассматривается в нескольких десятках монографических исследований. Однако в дефинициях гендерных стереотипов не существует единства. Ряд западных исследователей, к числу которых относятся Р. Ашмоа, Ф. дель Бока, в своих определениях делают упор на личностные характеристики мужчин и женщин и рассматривают «гендерные или полоролевые стереотипы как схемати-

зированный набор представлений о персональных характеристиках мужчин и женщин». В другой группе определений акцент приходится на гендерные отношения. В частности, Ю. Рхода считает, что «гендерные стереотипы - это социально конструируемые категории «маскулинность» и «фемин-ность», которые подтверждаются различным в зависимости от пола поведением, различным распределением мужчин и женщин внутри социальных ролей и статусов и которые поддерживаются психологическими потребностями человека вести себя в социально желаемой манере и ощущать свою целостность и непротиворечивость» [5].

Современные исследователи отмечают, что важным моментом в понимании гендерных стереотипов является их совпадение со свойствами социальных стереотипов. Во-первых, гендерные стереотипы носят эмоционально-оценочный характер. Оценка заложена в любом гендерном стереотипе -женская слабость и мужская отвага, женская чувствительность и мужское самообладание. Следует учитывать, что эта оценка отражает, прежде всего, внутригрупповую систему ценностей и может иметь разные знаки (мужчины желают добиться цели - мужчины амбициозны, женщины чувствительны - женщины капризны). Во-вторых, гендерные стереотипы устойчивы и стабильны. Стереотип мужчины и женщины, если мы говорим о «женщине и мужчине вообще» без какого-либо учета возраста, национальности, социального статуса, за последние сто лет, безусловно, изменился - уже нет однозначных и социально разделяемых представлений о мужчине как единственном кормильце и защитнике семьи и о женщине как о слабом и совершенно беспомощном создании. Тем не менее можно констатировать, что изменения гендерных стереотипов идут гораздо медленнее изменений социальных реалий. В-третьих, гендерным стереотипам свойственна высокая степень единства представлений. Наконец, гендерные стереотипы - нормативны. Поскольку представления о том, какой должен быть настоящий «мужчина», как должна вести себя в той или иной ситуации женщина и даже как им одеваться, являются социально разделяемыми, реальные мужчины и женщины не могут с этим не считаться.

В массовом сознании вплоть до двадцать первого века присутствует мысль, что значимой социальной ролью женщины считается роль домохозяйки, матери. Женщине до сих пор предписывается нахождение в приватной сфере жизни - дом, рождение детей, на нее возлагается ответственность за взаимоотношения в семье. Мужчинам предписывается включенность в общественную жизнь, профессиональная успешность ответственность за обеспечение семьи. Наиболее значимыми социальными ролями для мужчины являются именно профессиональные роли. В то время как мужчин ориентируют на достижения, от женщин требуют направленно-

сти на людей и стремления к установлению близких межличностных взаимоотношений [6, с. 248].

В силу своей социальной природы стереотипы возникают и находят свое окончательное оформление в среде различных групп и слоев общества. Тем не менее практика подтверждает объективную связь между характеристиками различных общественных групп и процессом формирования внутри них устойчивых стереотипов. В данном отношении научный интерес представляет рассмотрение процесса формирования гендерных стереотипов в среде студенческой молодежи как особой социальной группы, в которой специфически проявляются сущностные свойства и черты различных классов и слоев.

Студенчество как социально-демографическая группа имеет определенные возрастные характеристики: в основном это период между 17 и 25 годами. Есть и другие особенности, отмечаемые Л. Я. Рубиной: «Объединяя молодежь примерно одного возраста и одинакового уровня образования, студенчество отличается от других групп учащихся рядом особенностей: формами организации своей жизнедеятельности, концентрацией в крупных вузовских центрах, «локализацией» образа жизни в стенах вуза, студенческой группе, общежитии, относительной самостоятельностью в выборе способов деятельности в учебное и неучебное время» [7, с. 20].

Различные аспекты гендерных стереотипов студенчества, анализ содержания стереотипов в области семьи и брака рассматриваются в многочисленных исследованиях российских авторов. Например, в своей работе В. Г. Горчакова [8, с. 54], И. С. Клецина [6], изучая студенческую среду, соотнесли маскулинность с такими чертами, как активность, амбициозность, аналитичность, лидерство, логичность, напористость, независимость, рационализм, систематичность, склонность к риску, убедительность, уверенность, умение отстаивать свои взгляды, целеустремленность и т.д., а фемин-ность - с гибкостью поведения, гуманностью, добротой, доверчивостью, заботливостью, мягкостью, открытостью, пониманием, сочувствием, тактичностью, терпеливостью, умением уступать, чуткостью, эмоциональностью и т. д.

Л. Н. Ожигова выделяет зависимость гендерной обусловленности самоактуализации женщины, которая определяет наличие специфических стратегий: отказ от профессионализации в пользу гендерной роли; подчинение профессиональных стремлений гендерной роли; ориентация на совмещение профессиональной и гендерной роли; выбор профессионального продвижения при поддержке семьи. Ее исследования показали, что к 4 курсу представления о своих профессиональных и женских качествах у студенток меняются. Причем происходит смещение самооценочных показателей «Я - женщина» в сторону показателей «Я - психолог», то есть происходит интеграция представлений о гендерном и профессиональном статусе, сопро-

вождающаяся изменением гендерных представлений в зависимости от профессиональных [9].

Попытку создания современной структурной модели гендерных отношений в среде российской студенческой молодежи, с учетом социального разделения труда между полами в сфере экономики и домохозяйства, предприняла С. В. Скутнева. В проведенном исследовании С. В. Скутнева выявляет, что сфера досуга девушек/женщин наиболее консервативна, что является косвенным показателем ценности для них семьи и дома. В основном стереотипы приватной сферы для женщин навязываются старшим поколением, родителями, поэтому автор делает предположение о том, что девушки/женщины более внушаемы [10]. С. В. Скутнева отмечает, что семейный статус женщины по-прежнему определяется статусом домашней хозяйки и воспитательницы детей. Новым же является то, что девушки/женщины вторгаются в сферу деловой активности быстрее и охотнее, чем молодые люди/мужчины в область домашнего хозяйства. Результаты исследования данного автора позволяют говорить о том, что общественные противоречия способствуют консервации у молодых людей/мужчин традиционного культурного идеала гендерных отношений в семье, но эти же противоречия толкают девушек/женщин на поддержание эгалитарного типа семьи.

Изучению гендерных стереотипов студенческой молодежи Республики Башкортостан посвящены работы таких ученых, как Г. Ф. Ахметова, Р. М. Валиахметов, Ф. Б. Бурханова, проводивших социологические исследования актуальных проблем башкирских женщин [11]. Представляют интерес данные, полученные в ходе исследования Ф. Б. Бурхановой семейно-брачных установок и ценностей современной студенческой молодежи Башкортостана [12]. Согласно результатам анкетирования, автор делает вывод о том, что семья относится к наиболее важным ценностям современной студенческой молодежи (29.2% опрошенных). В то же время в жизненных стратегиях девушек наблюдается тенденция к совмещению роли жены и матери с успешной профессиональной деятельностью, ценности материальной независимости от окружающих, в том числе от мужа.

Изучением различных аспектов жизнедеятельности студенческой молодежи республики, ожиданий и предпочтений студентов занимается В. Д. Голиков. В проведенном им исследовании было выявлено, что для большинства студентов (94.7%) семья является одной из основных ценностей, а мнение отца и матери всегда будет авторитетным для 59.4% респондентов. Ориентация на семью отражается и в жизненных планах девушек-студенток. Интересные данные получены об отношении респондентов к браку. Большинство девушек (52.9%) предпочитают зарегистрированный брак, 21.6% девушек юношей предпочитают гражданский [13].

В то же время, в большинстве работ посвященных анализу общероссийских проблем студенческой молодежи, недостаточно исследовано состояние студенчества на регионально-территориальном уровне. Мало работ, раскрывающих роль и место студенчества в социальной структуре общества.

Несмотря на наличие определенных исследований стереотипов студентов в области семьи и брака, существует большая потребность в эмпирических данных, в том числе с учетом региональной специфики, что актуализирует рассмотрение гендерных стереотипов студенчества республики, численность которого по данным 2008/2009 г. составляет 174.9 тыс. чел. [14].

Наше исследование было направлено на изучение гендерных стереотипов студенческой молодежи и проводилось в апреле - мае 2009 г. в городах Уфе, Стерлитамаке, Бирске. Объектом эмпирического исследования является студенческая молодежь как наиболее динамичная часть общества, особенно восприимчивая к экономическим, социальным, политическим и культурным переменам, происходящим в российском обществе. Предметом эмпирического исследования являются установки современной российской студенческой молодежи. Цель эмпирического исследования состоит в изучении гендерных стереотипов и установок студенческой молодежи и факторов их формирования.

Генеральную совокупность исследования представила студенческая молодежь высших учебных заведений Республики Башкортостан. Тип выборки - целевая, по способу отбора респондентов -случайная бесповоротная. К исследуемой генеральной совокупности был применен метод многоступенчатого отбора по крупным структурным составляющим генеральной совокупности: учебные заведения, специальности, группы. Всего выборочная совокупность социологического исследования составила 600 человек очной формы обучения.

Для достижения цели и решения задач социологического исследования нами был использован метод очного анкетирования. Анкета включала как открытые, так и закрытые вопросы. Для повышения надежности результатов исследования, а также для корректировки вопросов анкеты было проведено пилотажное исследование (объем экспериментальной выборки составил 100 чел.).

В проведенном нами исследовании приняли участие студенты: Башкирского государственного университета, Башкирского государственного педагогического университета, Уфимского государственного нефтяного технического университета, Стерлитамакской государственной педагогической академии, Бирской государственной социальнопедагогической академии. Из них мужчин 255 (43.1%) и женщин 337 (56.9%). Возрастной состав респондентов составил: 16-17 лет - 47 чел. (7.9%), 18-20 лет - 413 чел. (69.8%), 21-24 -129 чел. (21.8%), 25-30 - 3 чел. (0.5%). Также рес-

понденты разделились по среде первичной социализации: жители г. Уфа составили 139 чел. (23.8%), других городов республики - 181 чел. (30.9%), жители сел - 265 чел. (45.3%); семейному положению: 15 чел. (2.6%) сообщили, что состоят в браке, не состоят в браке - 562 чел. (97.2%), разведен 1 чел. (0.2%); этнической принадлежности: татары -

220 чел. (38.1%), русские - 167 чел. (28.9%), башкиры - 156 чел. (27%), другие национальности -35 чел. (6.1%). Состав учащихся по курсам распределился следующим образом: учащиеся 1-го курса составили 159 (26.9%), 2-го курса - 141(23.9%), 3-го курса - 178 (30.2%), 4-го курса - 96 (16.3%), 5-го курса - 16 (2.7%).

Согласно полученным нами данным, можно классифицировать высказывания респондентов, демонстрирующие их ожидания о выполнении или невыполнении мужчиной/женщиной, отцом/матерью их полоролевых функций, и соотнести их с современной или традиционной моделью поведения. Отсюда особое значение приобретают ответы респондентов, отражающие их ожидания об исполнении мужчиной/отцом его общепринятой роли. По мнению студентов, источником экономического благосостояния должен быть мужчина/отец. Большинство ответивших (80.6% юношей и 72.8% девушек) считает, что муж должен зарабатывать больше жены. И только 13.9% юношей и 24.2% девушек считают, что оба супруга должны иметь одинаковую зарплату. Материальное обеспечение семьи как обязанность мужчины воспринимают 56.2% юношей и 31.9% девушек. Хотя студенты отметили, что равное участие в материальном обеспечении семьи должны принимать оба супруга (43.8% юношей и 68.1% девушек), предшествующие ответы свидетельствуют о преобладании стереотипа мужчины-кормильца.

С утверждением, что самое главное в жизни мужчины - работа, согласились 56.5% юношей и 43.5% девушек. Воспитание детей и выполнение домашней работы как первостепенную обязанность женщины отметили 14.3% юношей и 4.8% девушек. Большинство поддерживает стратегию совместного равного участия в воспитании детей и выполнении домашней работы: 85.7% юношей, и 95.2% девушек. Самым главным в жизни женщины 90.1% юношей и 72.9% девушек считают семью и детей. Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что, хотя молодые люди стремятся совместно распределять бытовые обязанности и воспитание детей, в их установках существует четкое разделение по гендерным ролям - юноши ориентированы на работу и материальное обеспечение семьи, а для женщины/матери, по мнению респондентов, профессиональные успехи, заработки, обеспечение семьи не являются приоритетами. Занятие домашним хозяйством и детьми - главное дело женщины/матери.

По результатам нашего исследования, студенты выделяют следующие качества, которые необ-

ходимо воспитывать в мальчиках: самостоятельность (98% юношей и 91.7% девушек), смелость (97.2% юношей и 96.1% девушек), ответственность (96.8% юношей и 90.5% девушек), инициативность (85.3% юношей и 80.7% девушек), настойчивость (84.5% юношей и 82.1% девушек), любознательность (69.7% юношей и 59.2% девушек), хозяйственность (48.6% юношей и 44.6% девушек), послушание (41.4% юношей и 47.3% девушек).

В девочках респонденты предлагают воспитывать: послушание (86.4% юношей и 71.9% девушек), хозяйственность (84.4% юношей и 91.3% девушек), любознательность (62.6% юношей и 76.4% девушек), ответственность (48.6% юношей и 56.7% девушек), самостоятельность (44.9% юношей и 60% девушек), инициативность (39.9% юношей и 51.6% девушек), настойчивость (35.4% юношей и 46.3% девушек), смелость (20.2% юношей и 31.9% девушек).

Такому качеству как послушание отводят первое место 86.4% юношей, 71.9% девушек. Поскольку в большинстве случаев воспитательный процесс протекает в семье, допустимо предположить, что доминирование мужчины над женщиной будет осуществляться в рамках модели семейных отношений. Также схожи позиции респондентов в их представлениях о степени участия мужчины и женщины в домашнем труде. На вопрос о необходимости воспитания хозяйственности в девушке положительно ответили 84.4% юношей и 91.3% девушек, тем самым непосредственно указав на свое видение будущей жены в роли домохозяйки. По отношению к юношам такое качество, как послушание, стоит на одном из последних мест (юноши 41.4%, девушки 47.3%), а хозяйственность на последнем месте (юноши 48.6%, девушки 44.6%).

Различаются взгляды студенческой молодежи и на положение замужней женщины в обществе. Большинство респондентов считает, что замужняя женщина должна уметь совмещать и профессию, и ведение хозяйства (38.8% юношей и 67.9% девушек), работать по графику, не мешающему воспитанию детей (27.6% юношей и 15.2% девушек), отказаться от профессиональной деятельности, если она мешает выполнению семейных обязанностей (21.2% юношей и 1.2% девушек), делать карьеру при поддержке семьи (12.4% юношей и 15.8% девушек). Таким образом, в число основных приоритетов большинства девушек входит не только семья, но и профессиональная самореализация (67.9%), а также создание профессиональной карьеры (15.8%). Взгляды юношей более традиционны. Они считают, что замужняя женщина должна совмещать ведение домашнего хозяйства с работой (38.8%) или же полностью отказаться от профессиональной деятельности (21.2%).

Хотя студенческая молодежь является наиболее динамичной и склонной к инновациям частью общества, в основном ее гендерные стереотипы соответствуют представлениям предшествующих

поколений. Особенно ярко данное свойство проявляется при рассмотрении полоролевых взаимоотношений. В сознании молодого поколения по-прежнему сохраняется присущий российскому менталитету приоритет семейных ценностей: источником экономического благосостояния должен быть мужчина/отец. В то же время у студентов наблюдается тенденция совместного участия в материальном обеспечении семьи, воспитании детей и выполнении домашней работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Малышева М. М. Современный патриархат. М.: Academia, 2001. 352 с.

2. Липпман У. Общественное мнение. М.: ФОМ, 2004. 384 с.

3. Шепель В. Управленческая этика. М. 1989. 438 с.

4. Шампань П. «Делать имидж»: новая политическая игра. М., 1997. 245 с.

5. Барчунова Т. В. Вариации в ж-миноре на темы газеты «Завтра» // Потолок пола. Новосибирск. 1998. 36 с.

6. Клецина И. С. Психология гендерных отношений: Теория и практика. СПб.: Алетейя, 2004. 408 с.

7. Рубина Л. Я. Советское студенчество: социологический очерк. М.: Мысль, 1981. 207 с.

8. Горчакова В. Мифология женской карьеры // Управление персоналом. 2003. №3. С. 54-56.

9. Ожигова Л. Н. Гендерная интерпретация самоактуализации личности в профессии (на материале педагогической профессии): автореф. дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2001. 21 с.

10. Скутнева С. В. Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи // Социс. 2003. №11. С. 71-74.

11. Ахметова Г. Ф., Валиахметов Р. М., Латыпова Ф. Б. Башкирская женщина: мнения и представления о себе, семье и обществе (по результатам социологического исследования). Уфа: РУНМЦ Госкомнауки РБ, 2000. 66 с.

12. Латыпова Ф. Б. Семейно-брачные установки и ценности современной студенческой молодежи. Уфа: Уфимский юридический институт МВД РФ, 2001. 91 с.

13. Голиков В. Д. Ожидания и предпочтения молодежи. Уфа: УГАТУ, 2005. 172 с.

14. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009. Стат. сб. Росстат. М., 2009. 990 с.

Поступила в редакцию 15.01.2009 г. После доработки — 14.05.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.