Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №6, Том 7 / 2019, No 6, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-6-2019.html URL статьи: https ://mir-nauki. com/PDF/ 125PDMN619.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Артемьева Г.Н. Адаптация студентов вуза как условие подготовки к профессиональной деятельности // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/125PDMN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Artemyeva G.N. (2019). Adaptation of university students as a prerequisite for further professional activities. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/125PDMN619.pdf (in Russian)
УДК 378
Артемьева Галина Николаевна
ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», Нижневартовск, Россия
Доцент кафедры Кандидат педагогических наук E-mail: artemyevagn@mail.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2785-2273
Адаптация студентов вуза как условие подготовки к профессиональной деятельности
Аннотация. Современный запрос рынка труда к подготовке конкурентоспособных специалистов определил необходимость конкретизации различных аспектов образовательного процесса в вузе по обеспечению социальной адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности. Современные подходы в педагогике высшей школы, актуализирующие вопросы и трудности адаптации личности к профессиональной деятельности в процессе обучения, предлагают различные способы решения этой проблемы. В статье представлены данные, характеризующие индивидуальные особенности адаптации студентов первых курсов к условиям обучения в вузе. Описан механизм решения проблемы адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности через освоение дисциплин предметной подготовки.
Ключевые слова: адаптация; конкурентоспособность; компетентностный подход; профессиональная деятельность; профессиональная подготовка; социальная адаптация
Введение
В условиях высоких темпов развития современного российского общества произошло коренное изменение образовательной парадигмы высшего профессионального образования. Доминировавшая не одно десятилетие гностическая парадигма, при которой в основе фундаментальной подготовки специалистов лежал традиционный подход, основанный на триаде «знания-умения-навыки» с приоритетом академического знания в содержании исчерпала себя. В центре внимания отечественной системы высшего образования всегда была проблема профессионализма. На смену, так называемому, «знаниевому» подходу пришел компетентностный, являющийся методологической основой профессионального образования для многих стран Европы.
В центре внимания европейской системы профессионального образования предметом формирования и развития будущих профессионалов были прежде всего, параметры успешного поведения, в том числе и конкурентноспособность [1].
Со стороны профессиональных сообществ, на основе запросов современного рынка труда, выдвигаются жесткие требования к потенциальным работникам - выпускникам вузов, сформулированные в виде профессиональных стандартов, соответствие которым, способствует повышению конкурентноспособности молодых специалистов, обладающих не только академическими знаниями и умениями в выбранной области профессиональной деятельности, но и умеющих адаптироваться к изменяющимся условиям реализации этой деятельности [2]. Сущность современных требований рынка труда к будущим профессионалам отражена в понятии «конкурентноспособность». Между тем, анализ научной литературы показал, что в науке не выработано единого мнения о проблеме «конкурентноспособности» выпускников вуза.
В современных науках о человеке такие качества личности профессионала, как конкурентоспособность, социальная активность, компетентность, рассматриваются в контексте адаптации личности к профессиональной деятельности. Конкурентноспособность выпускников высшей школы определяется уровнем сформированности их профессиональной компетентности, как основного результата вузовского образования. Отечественные ученые, занимающиеся исследованием проблемы реализации компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании, акцентируют внимание на том, что предъявляемые высокие требования рынка труда к личности профессионала, не в полной мере учитываются в образовательном процессе вуза [3]. Работодатели актуализируют проблематику, связанную с адаптационными ресурсами будущих молодых специалистов.
Сама дефиниция «адаптация» интерпретируется как приспособление человека к условиям социальной среды. Адаптация к профессиональной деятельности предполагает сформированную личностную идентичность, способность к труду, обучению, персональную ответственность, изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других. Социальная адаптация предполагает поддержание социального равновесия при отсутствии переживания конфликта со средой. В различных психологических теориях понятие «адаптация» обсуждается применительно к обучению [4], интрапсихическим переживаниям конфликта [5], самоактуализации личности [6], развитию личности в деятельности [7].
Процесс адаптации выступает как один из главных общечеловеческих процессов, направленный на развитие личности. Исследования отечественных ученых, затрагивают различные аспекты взаимодействия личности и профессиональной среды: сущность адаптации раскрыта в трудах Реана А.А., Баранова А.А., Кудашева А.Р [8]; сущность профессиональной адаптации, механизмы и закономерности формирования адаптационного потенциала личности, особенности процесса адаптации выделены в работе А.В. Карпова, В.Е. Орла, В.Я. Тернопола [9];, профессиональная адаптация личности в таких видах трудовой активности, как педагогическая и управленческая деятельность исследуется В.А. Сластениным, А.Д. Гонеевым, А.Г. Пашковым [10].
Адаптацию личности к социуму во многом определяет понимание самим человеком социального устройства, его персональное отношение к миру, поведение в нем. В совокупности эти компоненты социальной адаптации затрагивают межличностную и внутриличностную сферу человека. Межличностная сфера, по мнению Алексеевского А.А., включает в себя комплекс всех «общественных навыков» [11], внутриличностная сфера касается способности молодым человеком понимать себя и управлять собой. Основной задачей при этом, выступает гармонизация взаимодействия с окружающим социумом.
https:// mir-nauki. com
Наибольшую значимость в контексте адаптации личности к профессиональной деятельности, не зависимо от ее предметной ориентации, приобретают вопросы, связанные с проблемами социально-психологической адаптации еще на этапе обучения в вузе.
Социально-психологическая адаптация к профессиональной деятельности представляет собой процесс усвоения целей, ценностей, норм профессиональной деятельности, ролевых функций; приобретение нового социального статуса, обусловленное сочетанием различных факторов (внутренних и внешних), обеспечивающих оптимальное функционирование и развитие будущего специалиста в профессии.
Традиционно вопросы адаптации рассматривались в биологических науках применительно к проблемам приспособления живых организмов к изменчивым условиям внешней среды. В дальнейшем, идеи приспособления человеческого организма к окружающей среде, обсуждались в гуманитарных науках как проблема включения человека в субъектные отношения и достижение баланса в системе «человек - внешняя среда» [12; 13].
В исследованиях А.А. Налчаджана, социально-психологическая адаптация рассматривается как процесс, который приводит человека к состоянию адаптированности [14]. Именно адаптация человеческого организма к постоянно меняющимся условиям внешнего мира обеспечивает работоспособность, максимальную продолжительность жизни, нормальную жизнедеятельность организма.
Понятие «социальная адаптация» включает такие характеристики, как: адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя; адекватную систему отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и самоорганизации, к взаимообслуживанию в коллективе; изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Представители отечественной педагогики и психологии выделяют такие виды адаптивности к профессиональной среде, как внутренняя - полная адаптация личности; внешняя или инструментальная адаптивность - приспосабливаясь, личность не перестраивается внутренне; смешанная адаптивность - личность отчасти приспосабливается к окружению, при этом, сохраняя свою индивидуальность [15]. На основании исследований В.Г. Крысько, можно выделить типы социально-психологической адаптации: прогрессивную -полную адаптацию и регрессивную, основанную на формальном принятии обучающимися норм, целей, ценностей их будущей профессиональной деятельности.
В исследованиях отечественных ученых указывается на значимость периода «вхождения человека в профессиональную деятельность» - адаптивный механизм включается при возникновении адаптивной ситуации, например, при изменении социальной среды -поступление в вуз, обретение статуса студента или при выходе на различные виды ознакомительных и производственных практик; кроме того, при изменениях в самом субъекте адаптации [16].
В качестве значимых содержательных элементов процесса адаптации студентов к профессиональной деятельности на этапе обучения в вузе можно рассматривать: их самореализацию в процессе обучения, взаимодействие с учебно-профессиональной средой. Современная педагогика и психология предлагает широкий спектр методов и способов, повышающих адаптивность к напряженным факторам будущей профессиональной деятельности, развития профессионального самосознания и профессионально значимых личностных качеств обучающихся.
Исследование адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности осложнено динамичностью процесса формирования системы отношений к учебно-
https:// mir-nauki. com
профессиональной среде, в ходе которого и происходит присвоение ценностей и освоение норм профессиональной деятельности.
В исследованиях С.А. Гапоновой внимание фокусируется на компонентах и механизмах адаптации к новым условиям деятельности и обучения [17]. Ко внутренним факторам, обуславливающим социально-психологическую адаптацию студентов автор относит личностные особенности самих обучающихся. Умственная учебно-профессиональная деятельность студентов первых двух курсов, преимущественно направленная на формирование системы теоретических знаний в предметных областях, сопровождается постоянными волевыми усилиями, зачастую накоплением негативных эмоций и неудовлетворенностью, что неизбежно приводит к снижению физической и психической активности обучающихся. И как следствие - деперсонализация, негативное самовосприятие в профессиональном план. При этом, ученые отмечают, что благоприятная социальная адаптация усиливает адаптационный потенциал личности. Современные исследования процесса адаптации в различных коллективах показали, что, как правило, при спонтанном развитии этого процесса, этап перехода к стабильной деятельности наступает только после 1-1,5 лет. Если же процесс адаптации специально организован - этот срок сокращается до 7-9 месяцев. Организованный процесс адаптации способен облегчить вхождение человека в новый профессиональный коллектив. Практика показывает, что у 90 % людей негативное отношение к новому коллективу и желание уйти складывается уже в первый день пребывания там. Студенты университета в начале первого года обучения переживают эмоциональный дискомфорт из-за неопределенности представлений о требованиях, о ценностях и нормах поведения в академической группе, об особенностях и условиях обучения и общения в вузе.
С целью решения проблемы в Нижневартовском государственном университете для студентов первых курсов реализуется дисциплина «Адаптация личности к профессиональной деятельности», содержание которой является основой для освоения будущей профессиональной деятельности. В содержание учебного материала дисциплины включены теоретические и прикладные вопросы адаптации к профессиональной деятельности: феномен адаптации в педагогике и психологии; адаптация личности к обучению в вузе; компетентностный подход в профессиональном образовании, личностное и профессиональное развитие человека, индивидные механизмы адаптации, адаптация личности и решение прикладных задач, мотивационные механизмы адаптации, адаптация и стрессоустойчивость личности профессионала, профессиональная деформация личности, повышение адаптированности человека к профессиональной деятельности. Работа студентов в рамках дисциплины носит практико-ориентированный характер. Большое значение в этой связи уделяется самостоятельной работе студентов, практическим (творческим) заданиям, выполнению упражнений (индивидуальных/групповых) социально-психологического тренинга.
Для исследования индивидуальных особенностей адаптации студентов первого года обучения Нижневартовского государственнго университета в результате реализации курса «Адаптация личности к профессиональной деятельности» использовалась Шкала социально-психологической адаптации (авторы - C. Rogers, R. Diamond, адаптация - А.К. Осницкого). В исследовании приняли участие 42 респондента.
Результаты работы и их обсуждение
Таблица 1
Показатели индивидуальных особенностей адаптации студентов вуза
№ Интегральные показатели Уровни сформированности (показатели указаны в %)
высокий средний низкий
1. Адаптированность 64,26 35,7 -
2. Самопринятие 78,5 19,04 2,38
3. Принятие других 61,9 35,7 2,38
4. Эмоциональный комфорт 49,98 45,22 4,76
5. Интернальность 71,4 28,56 -
6. Стремление к доминированию 26,18 61,88 11,9
Показатель «Адаптированность» характеризует степень адаптированности студентов в системе межличностных отношений к профессиональной среде: 64,26 % респондентов адаптированы к условиям обучения в университете, к системе ценностей и целей профессиональной деятельности на высоком уровне; 35,7 % респондентов - на среднем уровне. Это позволяет оценить общий уровень адаптированности студентов к условиям обучения в вузе как оптимальный. Студенты достаточно хорошо ориентируются в требованиях будущей профессии, нацелены на получение выбранной специальности.
Показатель «Самопринятие» отражает развитие личностной идентичности. Как показало исследование, у 78,5 % респондентов обнаруживается высокий уровень самопринятия; у 19,04 % отмечается средний уровень самопринятия; у 2,38 % - низкий уровень самопринятия. Это свидетельствует о том, что у большинства студентов процесс личностной идентификации происходит благополучно, формируются все необходимые компоненты личностной компетентности.
Показатель «Принятие других» характеризует способность студентов понимать других людей, разрешать конфликты, способность к этичной конкуренции с другими людьми. Студенты также демонстрируют необходимый и достаточный уровень принятия других людей: у 61,9 % респондентов обнаружен высокий уровень принятия других людей; у 35,7 % отмечается средний уровень и только у 2,38 % респондентов выявлен низкий уровень понимания других людей. В целом , обучающиеся в вузе студенты ориентированы на конструктивную коммуникацию в профессиональной среде, обладают эмпатией, что поможет их позитивному взаимодействию в условиях профессиональной среды.
Показатель «Эмоциональная комфортность» описывает комфортность отношений в студенческой группе, с преподавателями и сотрудниками университета. Данные исследования показали, что большинство респондентов чувствуют себя комфортно в отношениях с другими студентами, преподавателями: у 49,98 % респондентов отмечается высокий уровень эмоциональной комфортности; у 45,22 % респондентов обнаруживается средний уровень, у 4,76 % отмечается низкий уровень. Как было указано выше, в университете созданы условия для оптимальной адаптации будущих специалистов к образовательному процессу вуза, требованиям, предъявляемым к обучающимся.
Показатель «Интернальность» характеризует такую важную личностную компетенцию, как локус контроля. Внутренний локус контроля (интернальность) способствует самостоятельности мышления человека, персональной ответственности. У всех студентов первого курса внутренний локус контроля (интернальность) сформирован на необходимом и достаточном уровне: у 71,4 % респондентов обнаруживается высокий уровень интернальности и у 28,56 % респондентов отмечается средний уровень интернальности. Портрет современного профессионала включает два важных качества - личностную зрелость и профессиональную компетентность. Личностная зрелость в большей мере характеризуется интернальностью, ответственностью, объективностью.
Показатель «Стремление к доминированию» выявляет такие особенности личности, как готовность принимать решения за других, доминировать над другими людьми.
Большинство респондентов проявляют средний уровень стремления доминировать над другими людьми (61,88 %), у 26,18 % респондентов выявлен высокий уровень стремления к доминированию над другими и у 11,9 % обнаружен низкий уровень. Это означает, что студенты разнородны по своим лидерским стремлениям: часть студентов готовы к ответственности за других, большая часть студентов осторожны в своих оценках стремления доминировать над другими людьми. Вероятно, у студентов первого курса нет реального опыта руководства другими людьми, лидерские и управленческие качества у них находятся в процессе формирования, выступают как готовность к руководству другими людьми.
Заключение
Итоги исследования показали, что:
• студенты адаптировались к учебно-профессиональной среде, которую предлагает университет уровне;
• личностная компетентность респондентов также характеризуется их самостоятельностью мышления, ответственностью, готовностью к конкуренции;
• студенты ознакомились с процессом обучения, с требованиями, предъявляемыми к студенту в данном учебном заведении;
• у респондентов произошло снижение тревожности и боязни провалов и неудач в обучении и общении в связи с недостаточной ориентацией в правилах, требованиях, традициях учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении);
• у большинства студентов повысилась степень удовлетворенности тем статусом, который дает обучение в данном учебном заведении.
Таким образом можно сделать вывод: адаптация студентов в вузе имеет множество направлений, одним из которых является социально-психологическая адаптация в рамках реализации дисциплин предметной подготовки, направленных на психологическое обеспечение развития и помощи студенту как субъекту будущей профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лисицкий Д.В., А.Г. Осипов, В.Г. Кичеев, В.Н. Савиных, Н.Н. Макаренко, Динамика парадигм высшего образования России (конец XIX - начало XXI вв.) [Текст] // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Том 7. № 3. стр. 157-174.
2. Шилова М.И., Белых И.Л. Формирование конкурентоспособности выпускника вуза [Текст] // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. с. 39-45.
3. Абрамов А.В., Артемьева Г.Н., Махутов Б.Н., Система педагогического оценивания формирования компетенций у студентов высших учебных заведений [Текст] // Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2013. - 100 с.
4. Hull C.L. Principles of Behavior / C.L. Hull. - NY. Appleton-CenturyCrofts, 1943. -422 p.
5. Адлер А. Понять природу человека / А. Адлер. - СПб: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1997. - С. 218.
6. Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия [Текст] // Пер. с англ. Т. Рожковой, Ю. Овчинниковой, Г. Пимочкиной. - М.: Апрель Пресс, Издательство ЭКСМО-Пресс, 2002. - 512 с.
7. Слободчиков В.И. Антропологический принцип в психологии развития / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев // Вопр.психологии. 1991. - №2. - С. 3-17.
8. Реан А.А., Баранов А.А., Кудашев А.Р. Психология адаптации личности. [Текст]. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. - 479 с.
9. Карпов А.В. Психология профессиональной адаптации [Текст] / монография / А.В. Карпов, В.Е. Орел, В.Я. Тернопол. - Ярославль: Институт «Открытое общество», РПО, 2003. - 161 с.
10. Сластенин В.А. Педагогика профессионального образования / В.А. Сластенин, Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков. - М.: Академия, 2004. - 368 с.
11. Алексеевский А.А. Методологические основы изучения проблем социальной адаптации [Текст] // Теория и практика общественного развития. 2015. № 17. С. 18-20.
12. Selye H. Stress Without Distress / Hans Selye. - Philadelphia: J.B. Lippincott Co.,
1974. - 171 p.
13. Филосовские проблемы теории адаптации / Под ред. Г.И. Царегородцева. - М.,
1975. - 277 с.
14. Налчаджян А.А., Психологическая адптация: механизмы и стратегии [Текст]. -М.: Эксмо, 2010. - 368 с.
15. Акименко А.К., Понятие адаптации, ее критериях и механизмах адаптационного процесса [Текст] // Адаптация личности в современном мире: сборник научных трудов. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2011. - Т. 3, С. 5-18.
16. Gavrilyuk N.P., Kryucheva Y.V., Semenkova S.N., "Professional Integrity within the Structure of Professional Activity: Psychological and Pedagogical Formation Basis", IEEE Transl. J. Magn. Japan, vol. 2, pp. 740-741, August 1987 [Digests 9th Annual Conf. Magnetics Japan, p. 183-191.
17. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психол. журнал. - М.: АСОПиР, 2013, №3. С. 131-133.
Artemyeva Galina Nikolaevna
Nizhnevartovsk state university, Nizhnevartovsk, Russia E-mail: artemyevagn@mail.ru
Adaptation of university students as a prerequisite for further professional activities
Abstract. The modern demand of the labor market for the preparation of competitive specialists has determined the need to specify the various aspects of the educational process at the university to ensure the social adaptation of students to future professional activities. Modern approaches to higher education pedagogy, relevant issues and difficulties in adapting a person to professional activities in the learning process, offer various ways to solve this problem. The paper presents data characterizing individual characteristics of the adaptation of the first-year students to the university environment. The mechanism of solving the problems of students' adaptation to future professional activities through the development of subject training disciplines is described.
Keywords: adaptation; competitiveness; competency; professional activity; training; social adaptation