Научная статья на тему 'Особенности связи общительности и социально-психологической адаптации у студентов гуманитарного и технического профилей'

Особенности связи общительности и социально-психологической адаптации у студентов гуманитарного и технического профилей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
262
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ / ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ И ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ / ДОМИНИРОВАНИЕ В ОБЩЕНИИ / SOCIABILITY / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / ADAPTATION OF STUDENTS IN HIGH SCHOOL / INTERNALITY / PERSONAL AND OPERATIONAL DIFFICULTIES / COMMUNICATION DOMINANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Борисова Е. В.

В статье представлены результаты части комплексного исследования социально-психологической адаптации студентов, в частности, выявлены особенности связи общительности и адаптации у студентов гуманитарного и технического профилей подготовки. Для решения поставленных задач были использованы: методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса Р. Даймонд в адаптации А.К. Осницкого и бланковый тест «Общительность» (БТО) А.И. Крупнова, методы статистической обработки данных. Характерной особенностью социально-психологической адаптации студентов гуманитарного профиля является стремление к лидирующим позициям в общении, которое осуществляется через преодоление трудностей в общении и развитие личностных коммуникативных компетенций. Для студентов технического профиля характерно отношение к людям и ситуации общения, детерминированное высоким уровнем субъективного контроля . Полученные данные обусловливают выбор разных стратегий для оптимизации адаптационного процесса с учетом индивидуальных характеристик общительности и направленности профессиональной подготовки студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Борисова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE CORRELATION OF SOCIABILITY AND SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATIONS AMONG STUDENTS OF HUMANITARIAN AND TECHNICAL PROFILES

The article presents the results of part of a comprehensive study of the socio-psychological adaptation of students, in particular, revealed the features of communication sociability and adaptation among students of humanitarian and technical training profiles. To solve the set tasks, the following methods were used: the diagnostic technique of the social-psychological adaptation of K. Rogers R. Diamond in the adaptation by A. Osnitsky and the blank test «Sociability» by A. Krupnov, methods of statistical processing. A characteristic feature of the socio-psychological adaptation of humanitarian students is the desire for leadership positions in communication, which is accomplished through overcoming difficulties in communication and the development of personal communication competencies. For students of technical profile, attitudes toward people and situations of communication, determined by a high level of subjective control, are typical. The data obtained determine the choice of different strategies to optimize the adaptation process, taking into account the individual characteristics of sociability and orientation of students' training.

Текст научной работы на тему «Особенности связи общительности и социально-психологической адаптации у студентов гуманитарного и технического профилей»

УДК 159.923.3

ОСОБЕННОСТИ СВЯЗИ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ

И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЕЙ

Е.В. Борисова

Аннотация. В статье представлены результаты части комплексного исследования социально-психологической адаптации студентов, в частности, выявлены особенности связи общительности и адаптации у студентов гуманитарного и технического профилей подготовки. Для решения поставленных задач были использованы: методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса - Р. Даймонд в адаптации А.К. Осницкого и бланковый тест «Общительность» (БТО) А.И. Крупнова, методы статистической обработки данных. Характерной особенностью социально-психологической адаптации студентов гуманитарного профиля является стремление к лидирующим позициям в общении, которое осуществляется через преодоление трудностей в общении и развитие личностных коммуникативных компетенций. Для студентов технического профиля характерно отношение к людям и ситуации общения, детерминированное высоким уровнем субъективного контроля. Полученные данные обусловливают выбор разных стратегий для оптимизации адаптационного процесса с учетом индивидуальных характеристик общительности и направленности профессиональной подготовки студентов.

Ключевые слова: общительность, социально-психологическая адаптация, адаптация студентов в вузе, интернальность, личностные и операциональные трудности, доминирование в общении.

FEATURES OF THE CORRELATION OF SOCIABILITY

AND SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATIONS AMONG

STUDENTS OF HUMANITARIAN AND TECHNICAL PROFILES

E. Borisova

Abstract The article presents the results of part of a comprehensive study of the socio-psychological adaptation of students, in particular, revealed the features of communication sociability and adaptation among students of humanitarian and technical training profiles. To solve the set tasks, the following methods were used: the diagnostic technique of the social-psychological adaptation of K. Rogers - R. Diamond in the adaptation by A. Osnitsky and the blank test «Sociability» by A. Krupnov, methods of statistical processing. A characteristic feature of the socio-psychological adaptation of humanitarian students is the desire for leadership positions in communication, which is accomplished through overcoming difficulties in communication and the development of personal communication competencies. For students of technical profile, attitudes toward people and situations of communication, determined by a high level of subjective control, are typical. The data obtained determine the choice of different strategies to optimize the adaptation process, taking into account the individual characteristics of sociability and orientation of students' training.

Keywords: sociability, socio-psychological adaptation, adaptation of students in high school, internality, personal and operational difficulties, communication dominance.

Проблема адаптации студентов на начальном этапе профессиональной подготовки

принадлежит к числу наиболее значимых, не теряющих актуальности направлений в психолого-педагогических исследованиях. От того, насколько продуктивным будет вхождение индивида в первый профессиональный социум, насколько эффективно будут выстроены коммуникативные каналы и определено место в системе социальных отношений, зависят и компетентность специалиста, и его личностная эффективность, и удовлетворенность, в конечном итоге, своей жизнью и деятельностью.

В работе А.А. Реана, А.Р. Кудашева, А.А. Баранова понятие «адаптация» определяется как

«процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования» [10, с.17]. По мнению Н.В. Тюриной, социально-психологическая адаптация представляет собой «процесс приобретения людьми определенного социально-

психологического статуса, овладение теми или иными социально-психологическими ролевыми функциями» [13, с.152]. Адаптация в социальной, в т.ч. в профессиональной, среде происходит по мере того, насколько в ней удовлетворяются потребности личности, реализуются жизненные цели и намерения, созданы условия для развития личности и индивидуальности. Отсюда следует,

что эффективность социально-психологической адаптации определяется, прежде всего, тем, в какой мере процесс вхождения в социум способствует положительным и прогрессивным изменениям в поведении и общении личности, в ее профессиональном взаимодействии. К показателям результативности этого процесса относят «сформированность межличностных отношений» [11, с.85], «адекватную систему отношений и общения с окружающими» [13, с.154], «принятие ... социальных ожиданий и предъявляемых требований, а также соответствие поведения этим ожиданиям и требованиям» [6, с.2].

Современные исследователи изучают особенности адаптации в условиях вуза как полиэтнического пространства [1], специфику адаптированности иногородних [2] и иностранных [7] студентов на разных этапах обучения в вузе, исследуют связь личностной адаптированности с общительностью [14], с особенностями темперамента [5], рассматривают адаптацию студентов как фактор активного взаимодействия личности с образовательной средой [4], выделяют типы студентов-первокурсников в зависимости от характера их социально-психологической адаптации [8].

Целью нашего исследования стало выявление особенностей связи общительности и социально-психологической адаптации у студентов разных направлений профессиональной подготовки. В данной статье представлены результаты части комплексного исследования, посвященного проблемам социально-психологической

адаптации студентов. Первоначально были выявлены различия в общительности у студентов гуманитарного и технического профилей [3]. В исследовании приняли участие студенты первого курса факультета психологии и факультета математики и информационных технологий Астраханского государственного университета, общий объем выборки составил 69 человек. Для удобства описания и анализа результатов испытуемые были разделены на две группы, соответствующие направлениям подготовки. Студенты, обучающиеся по направлениям подготовки «Конфликтология» и «Психолого-педагогическое образование» (36 человек), были отнесены к группе «гуманитарный профиль», а студенты, обучающиеся по направлениям подготовки «Информационная безопасность» и «Информационные системы и технологии» (33 человека), были отнесены к группе «технический профиль». В дальнейшем при указании групп испытуемых мы будем использовать эти условные наименования. При проведении

исследования мы исходили из предположения о том, что существуют различия в характере связей признаков общительности с характеристиками социально-психологической адаптации,

обусловленные направлением профессиональной подготовки студентов.

Для изучения особенностей социально-психологической адаптации была использована методика диагностики социально-

психологической адаптации К. Роджерса - Р. Даймонд в адаптации А.К. Осницкого [9]. Структурные характеристики диагностировались с использованием бланкового теста «Общительность» (БТО) А.И. Крупнова, который позволяет охарактеризовать общительность как систему устойчивых мотивационно-смысловых и инструментально-смысловых характеристик, обеспечивающих стремление субъекта и состояние готовности к межличностному взаимодействию [12]. Полученные данные были подвергнуты статистической обработке: корреляционный анализ проводился с использованием коэффициента корреляции Спирмена, затем проводилось сравнение корреляций для независимых выборок с использованием 2-преобразования Фишера коэффициентов корреляции и последующего применения 2-критерия.

На первом этапе были определены корреляционные связи между переменными общительности и шкалами социально-психологической адаптации с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Результаты анализа данных студентов гуманитарного и технического профилей представлены в таблице 1. Достоверные корреляции при уровне значимости р<0,01 выделены полужирным шрифтом; корреляции, достоверные при 0,01<р<0,05, находящиеся в зоне неопределенности, выделены курсивом (нули и запятые опущены).

Дадим сравнительную характеристику связей по группам испытуемых.

Одной из репрезентативных характеристик социально-психологической адаптации личности, которая в наибольшей степени дифференцирует выборку, является интегральный показатель адаптивности (шкала А). В этой связи представляет интерес направление и теснота корреляций адаптивности с переменными общительности. У студентов гуманитарного профиля выявлена сильная (превосходящая критические значения при р<0,01) положительная связь адаптивности и социоцентричности, и сильная, но отрицательная связь адаптивности и переменных личностных и операциональных

трудностей. Это свидетельствует о согласованности требований социальной среды и личностных тенденций, а также о том, что вхождение в группу для данных испытуемых сопряжено с направленностью на социально значимые действия. В то же время выявленная обратная корреляция позволяет говорить о повышении способности адаптироваться к

условиям новой образовательной и социальной среды в связи с преодолением трудностей общения. Кроме того, выявлены тенденции положительной связи адаптивности с эргичностью, эгоцентричностью,

осмысленностью, предметностью, а также тенденции отрицательной связи с осведомленностью и субъектностью.

Таблица 1. - Корреляционные связи между переменными общительности и шкалами социально-психологической адаптации с использованием коэффициента студентов гуманитарного и технического профилей

Переменные общительности Шкалы социально-психологической адаптации

Адаптивность (А) Самопринятие(8) Принятие других (Ь) Эмоциональный комфорт (Е) Интернальность (I) Стремление к доминированию (Б) Эскапизм

Эргичность Гум. профиль 387 388 501 330 404 405 -145

Тех. профиль 471 434 404 360 531 279 -382

Аэргичность Гум. профиль -241 -226 -283 -257 -245 -256 271

Тех. профиль -291 -239 -462 -300 -376 149 014

Стеничность Гум. профиль 090 100 214 055 042 -225 155

Тех. профиль 273 201 302 108 299 197 -208

Астеничность Гум. профиль -052 043 -074 -046 -057 -147 223

Тех. профиль 038 -046 123 -054 026 043 -072

Интернальность Гум. профиль 287 329 054 238 249 053 062

Тех. профиль 345 433 470 176 252 -070 -288

Экстернальность Гум. профиль 226 272 186 250 223 094 074

Тех. профиль 426 350 486 379 312 -108 -116

Социоцентричность Гум. профиль 549 500 516 369 603 331 -309

Тех. профиль 395 294 555 311 391 -152 -117

Эгоцентричность Гум. профиль 367 241 393 269 467 351 -076

Тех. профиль 477 400 386 249 541 161 -297

Осмысленность Гум. профиль 337 294 498 232 332 303 -140

Тех. профиль 473 449 612 220 499 -011 -255

Осведомленность Гум. профиль -395 -408 -286 -332 -480 -450 306

Тех. профиль -479 -376 -294 -422 -541 -140 442

Предметность Гум. профиль 338 334 024 280 372 139 -019

Тех. профиль 277 334 133 114 220 092 -162

Субъектность Гум. профиль -393 -367 -281 -291 -474 -378 283

Тех. профиль -276 -295 -185 -177 -382 -073 258

Операциональные трудности Гум. профиль -520 -535 -421 -542 -552 -413 394

Тех. профиль -523 -483 -511 -464 -522 137 398

Личностные трудности Гум. профиль -478 -419 -382 -385 -601 -567 381

Тех. профиль -496 -426 -325 -408 -512 -191 246

Как видим, отмечается связь почти со всеми компонентами общительности, за исключением эмоционального и регуляторно-волевого. На основании имеющихся данных можно предположить обусловленность адаптивного потенциала личности инициированием контактов, удовлетворением личностно значимых потребностей, стремлением к пониманию когнитивных связей в контексте общения и

ориентацией на получение функционального результата.

Сходная картина наблюдается в анализе данных у студентов технического профиля. Наблюдается сильная отрицательная корреляция адаптивности с переменными личностных и операциональных трудностей. Положительная связь адаптивности и социоцентричности сохраняется, но с меньшим показателем тесноты

связи (р<0,05). Более сильные связи, по сравнению с группой студентов гуманитарного профиля, отмечаются в парах адаптивности с эргичностью, эгоцентричностью,

осмысленностью (положительные),

осведомленностью (отрицательная). Отсутствуют значимые связи между адаптивностью и переменными продуктивного компонента общительности - предметностью и субъектностью, но выявлены связи с экстернальностью (сильная) и интернальностью (умеренная). Проявление адаптивности у данной группы испытуемых связано, в первую очередь, с удовлетворением личностно значимых мотивов, со стремлением в установлении контактов и осознанием многоаспектности процесса общения, с избеганием поверхностного взаимодействия, а также с преодолением трудностей и барьеров. В то же время испытуемые не соотносят общение с получением какого-либо результата -предметного, функционального либо

личностного, в то же время большое значение для адаптации к новой образовательной социальной ситуации приобретает волевой компонент и, в частности, преобладание внешних регуляторов как индикаторов успешности этого процесса.

Важным критерием адаптированности является проявление чувства собственного достоинства и умения уважать других. Критерии дезадаптации, напротив, предполагают неприятие себя и других, проявление негативного отношения к другим в форме презрения, раздражения, к себе - в форме самообвинения, в низкой самооценке. В этой связи рассмотрим связь показателей самопринятия (шкала S) и принятия других (шкала Ц) с переменными общительности.

Отмечается сходство результатов в обеих группах в проявлении сильных отрицательных корреляций самопринятия и личностных, и операциональных трудностей, а также отрицательной связи с осведомленностью (в гуманитарном профиле - сильная, в техническом - умеренная). Кроме того, наблюдаются тенденции проявления связи самопринятия с эргичностью. Таким образом, все испытуемые связывают одобрение себя, доверие к себе и позитивную самооценку с инициативностью вступления в общение, завязыванием знакомств, отсутствием препятствий для этого.

У студентов гуманитарного профиля выявлены тенденции положительной связи самопринятия с предметностью (положительная) и субъектностью (отрицательная) и сильная положительная корреляция с

социоцентричностью. Это дает основание

говорить, что удовлетворенность собой связана с функциональными решениями - получением информации, урегулированием разногласий, осуществлением совместных действий, а обращение к анализу внутренних ресурсов с целью дальнейшего самоизменения и развития не добавляет уверенности, что человек привлекателен для окружающих и может быть им интересен. Общественно-деловая направленность мотивации также является условием позитивного самопринятия для «гуманитариев» при одновременном отсутствии значимой связи самопринятия с эгоцентричностью.

В группе студентов технического профиля результаты связи самопринятия с мотивационным компонентом общительности противоположны: сильная связь с эгоцентричностью и отсутствие выраженной связи с социоцентричностью обращают внимание на приоритетность удовлетворения личностно значимых мотивов для самоодобрения и позитивной самооценки. Кроме того, выявленная тенденция к положительной корреляции самопринятия с осмысленностью может говорить о формировании положительного отношения к себе на основании углубленного когнитивного анализа собственной коммуникативной успешности. Выявлены положительные тенденции связи самопринятия с переменными регуляторно-волевого компонента - интернальностью и экстренальностью, что дает основание предполагать обусловленность проявления дружественности по отношению к себе по факту соответствия внутренним и внешним нормам, регламентирующим поведение.

Выявленные корреляции шкалы принятия других с компонентами общительности позволяют отметить следующие сходства и различия у испытуемых обеих групп. Принятие других, как и самопринятие, связано у всех испытуемых с эргичностью (положительная), с операциональными трудностями (отрицательная). Что касается связи принятия других с личностными трудностями в общении, то заметно ослабление этой связи вплоть до отсутствия достоверных значений у студентов технического профиля. Это может означать, что дружественность-враждебность к окружающему миру, к другим людям и к себе обусловлена намерением входить в контакт и освоением инструментов для успешного осуществления этого процесса. Однако принятие других людей диктует ряд новых условий и нивелирует те, которые были значимы для самопринятия. Так, отсутствуют значимые связи с переменными продуктивного компонента общения, с

осведомленностью, но очень заметное значение приобретает осмысленность. Это означает, что одобрение окружающих основано на определенном уровне критического восприятия, «встраивания» информации о мире и людях в систему собственных норм и ценностей и формирование на этой основе отношения к ним. У обеих групп испытуемых отмечается положительная тенденция связи принятия других с эгоцентричностью и сильная связь с социоцентричностью, что свидетельствует о проявлении личностно значимой и общественно-деловой направленности мотивации при незначительном превосходстве последней в формировании положительной оценки окружающих и удовлетворенности совместной деятельностью. У студентов технического профиля продолжают проявлять себя переменные регуляторно-волевого компонента -

интернальность и экстернальность, с которыми обнаружена сильная положительная связь принятия других. Как и в ситуации с самопринятием, студенты склонны

ориентироваться на внешние и внутренние нормы и установки. Отметим появление у этой группы испытуемых сильной отрицательной связи принятия других с аэргичностью. На наш взгляд, доверительное и дружелюбное отношение к окружающим ощутимо требует преодоления ряда коммуникативных барьеров и дистанции в общении.

Шкала эмоционального комфорта (шкала Е) отражает степень определенности человека в своем эмоциональном отношении к окружающему миру, людям, событиям, явлениям, а также характер преобладающих эмоций. Наше исследование показало, что для всех испытуемых значимым в эмоциональной плане является проявление эргичности, стремления к общению. Отмечается отрицательная корреляция эмоционального комфорта со шкалами операциональных и личностных трудностей и осведомленности, очевидно, что высокие значения этих переменных приводят к эмоциональному дискомфорту и отрицательным эмоциональным состояниям. У студентов гуманитарного профиля обнаружена тенденция положительной связи эмоционального комфорта с социоцентричностью, что дает основание предполагать наличие положительных эмоций вследствие решения общественно-деловых задач. Выявленная у студентов технического профиля тенденция положительной связи эмоционального комфорта с экстернальностью позволяет предположить в качестве причины эмоционального благополучия соответствие

собственным внутренним нормам и ценностям. Обнаруженные отличия могут быть положены в основу исследовательской гипотезы и требуют дальнейшего изучения.

В структуре социально-психологической адаптации личности шкала интернальности (шкала I) отражает, в какой мере человек берет на себя ответственность за происходящие с ним события, какого рода причинами объясняет результаты деятельности - собственным поведением, характером, способностями либо внешними факторами, в том числе, фатальными. В этой связи, на наш взгляд, закономерна сильная положительная корреляция интернальности с эргичностью: испытуемые управляют процессом установления контактов, исходя из собственных внутренних ресурсов. Также у всех испытуемых выявлены положительные корреляции с социоцентричностью и эгоцентричностью, подтверждающие наличие внутреннего контроля мотивации общения. Однако следует обратить внимание на то, что у студентов гуманитарного профиля преобладает социоцентричность, а у студентов технического профиля -эгоцентричность, что дает основание говорить об имеющихся приоритетах в мотивационном компоненте. В корреляциях переменных когнитивного компонента с интернальностью у испытуемых обеих групп выявлены положительные связи с осмысленностью и отрицательные - с осведомленностью, что говорит о целостном представлении общительности и, на этой основе, возможности осознанного внутреннего контроля.

Значения сильной отрицательной корреляции интернальности с переменными рефлексивно-оценочного компонента - наиболее выраженные по сравнению с другими значения корреляции операциональных и личностных трудностей со шкалами социально-психологической адаптации - указывают, что разрешение трудностей и преодоление препятствий в общении соотносится с самокритичностью, склонностью искать причины неудач в самом себе.

Стремление к доминированию (шкала D) выявляет уровень стремлений к лидерству, руководству в решении задач, зачастую личностно значимые задачи решаются за счет окружающих. По этой шкале не выявлено значимых корреляций ни с одной из переменных общительности у студентов технического профиля, в то время как у студентов гуманитарного профиля отмечены

положительные связи стремления к доминированию с эргичностью (сильная), социоцентричностью и эгоцентричностью

(умеренная). Полученные данные

свидетельствуют о том, что испытуемые данной группы склонны брать на себя инициативу в установлении контактов, инициировать постановку и решение общественно значимых и личных целей. Отрицательные связи этой шкалы с осведомленностью и переменной личностных трудностей (сильная), а также с субъектностью (умеренная) говорят о том, что стремление к доминированию сопряжено с освоением когнитивной сложности коммуникативного процесса, преодолением трудностей и снижением преобразовательной активности испытуемых в качестве участников общения.

Анализ корреляций по шкале «эскапизм» обнаруживает тенденции положительных связей с переменными рефлексивно-оценочного

компонента у студентов гуманитарного профиля, что может означать стремление уйти от проблем вследствие значительных операциональных и личностных трудностей. У студентов технического профиля также отмечены тенденции положительных связей эскапизма с операциональными трудностями и

осведомленностью, что объясняет избегание вхождения в социум по причине недостаточной компетентности во владении инструментами общения. В то же время отмечена тенденция отрицательной связи эскапизма с эргичностью, что подтверждает выдвинутые ранее предположения о том, что отсутствие инициативности и активности в коммуникативном процессе объясняется стремлением к уходу от насущных проблем, от действительности.

Таким образом, следует отметить характерные особенности, присущие студентам гуманитарного и технического профилей, которые проявляются в социально-психологической адаптации к обучению в вузе, а также роль в этом процессе и специфику общительности как комплексного личностного образования. Студенты - «гуманитарии» в процессе адаптации к новой социальной ситуации проявляют активность и заинтересованность в установлении контактов, направленность на решение социально значимых задач, понимание сложности и многообразия внутренних коллизий коммуникативного процесса. Для этой группы испытуемых значимым является принятие других в качестве партнеров по общению и ожидание позитивного отношения к себе окружающих. Совокупность этих особенностей, а также тенденция к снижению уровня операциональных и личностных трудностей обусловливают стремление студентов к доминированию в

общении, что в данном контексте понимается нами как стремление к проявлению лидерских, управленческих качеств. Студенты - «технари» в большей степени ориентированы на возможность управления адаптационными процессами с помощью внутренних и внешних регуляторов и нормативов. Приоритетными для них являются личностно значимые мотивы и возможность глубокого осмысления процессов вхождения в социум, выстраивания межличностного взаимодействия. Существенно отличает эту группу испытуемых проявление эскапизма как формы выстраивания отношений с социумом вследствие неадаптированности студентов.

На следующем этапе исследования проводилось сравнение полученных корреляций на каждой из выборок с целью установления статистически значимых различий. Для этого было произведено Z-преобразование Фишера в отношении сравниваемых корреляций и применен Z-критерий. В результате выявлены значимые различия по корреляциям «принятие других - интернальность» ф<0,0518) и «стремление к доминированию - личностные трудности» ^<0,0456).

Таким образом, отличительные особенности связей общительности и социально-психологической адаптации у студентов гуманитарного и технического профилей наиболее заметно проявляются, во-первых, в том, насколько отношение к людям и ситуации общения детерминировано уровнем

субъективного контроля. Так, студенты технического профиля считают, что взаимоотношения с окружающим миром зависят от их личностных качеств и являются закономерным следствием их собственной деятельности. В совокупности с другими характеристиками можно говорить о том, что центрация на собственной компетентности, способностях рассматривается студентами технического профиля в качестве первопричины, обусловливающей открытость в общении и принятии других. Наблюдается и обратная ситуация: представление о себе как о некомпетентном участнике общения порождает закрытость, уход от общения и трудности социально-психологической адаптации. Для студентов гуманитарного профиля такая связь не характерна; они склонны рассматривать факт наличия операциональных и личностных трудностей не в качестве препятствия, а как отправную точку для роста и развития, а преодоление этих барьеров - как необходимое условие общения.

Вторая наиболее значимая особенность дополняет предыдущую. Стремление к лидирующим позициям в общении у студентов гуманитарного профиля осуществляется через «точку роста», преодоление трудностей и препятствий в общении, что, в свою очередь, способствует успешной социально-

психологической адаптации. У студентов технического профиля названная связь не выявлена, что наряду с другими

характеристиками дает основание говорить об отсутствии стремления к доминированию в коммуникативном процессе вплоть до избегания и ухода от действительности. Полученные результаты исследования обосновывают необходимость разработки адресных программ социально-психологической адаптации студентов первого курса вуза с учетом особенностей их характеристик общительности и ряда других личностных качеств.

Литература:

1. Абакумова И.В. Межкультурная социально-психологическая адаптация студентов в полиэтническом образовательном пространстве вуза / И.В. Абакумова, Л.Ц. Кагермазова, З.Ш. Генердукаева // Российский психологический журнал. - 2016. - Т. 13. - № 3. - С. 53-72.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Акимова А.Р. Особенности психологической структуры общительности студентов на разных этапах социально-психологической адаптации в вузе / А.Р. Акимова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». -2009. - № 42. - С. 74-79.

3. Борисова Е.В. Сравнительный анализ общительности студентов гуманитарного и технического профилей на этапе адаптации в вузе / Е.В. Борисова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2019. - Т. 1. - № 2(50). - С. 217-226.

4. Браун Т.П. Адаптация студентов к условиям обучения в вузе как фактор активного взаимодействия личности с образовательной средой / Т.П. Браун // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2007. - № 3. - С. 20-26.

5. Верозуб А. С. Адаптированность и темперамент студентов // Вестник РУДН. Серия Психология и педагогика. - 2012. - № 4. - С. 106-113.

6. Дубовицкая Т.Д. Методика исследования адаптированности студентов в вузе [Электронный ресурс] / Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова // Психолого-педагогические исследования. - 2010. - № 2. - Режим доступа: http://psyedu.ru/journal/20Ю/2/ОиЬо^кауа_ Krilova.phtml

7. Крупнов А.И. Психологические различия в проявлении адаптивности у различных групп

иностранных студентов / А.И. Крупнов, А.В. Шептура // Вестник РУДН. Серия Психология и педагогика. -2014. - № 3. - С. 66-70.

8. Овчарова Р.В. Характеристика типологии студентов-первокурсников колледжа на этапе социально-психологической адаптации / Р.В. Овчарова, Н.С. Трофимова // Теория и практика общественного развития. Психологические науки. - 2014. - № 3. - С. 99-103.

9. Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации / А.К. Осницкий // Психология и школа. - 2004. - № 1. - С. 43-56.

10. Реан А.А. Психология адаптации личности / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов // Анализ. Теория. Практика. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. -479 с.

11. Седин В.И. Адаптация студента к обучению в вузе: психологические аспекты / В.И. Седин, Е.В. Леонова // Высшее образование в России. - 2009. - № 7. - С. 83-89.

12. Ратанов Т.А., Шляхт Н.Ф. Тест суждений для изучения общительности личности А.И. Крупнова: учебное пособие / Т.А. Ратанов, Н.Ф. Шляхт // Психодиагностические методы изучения личности. -М.: МПСИ: Флинта, 2003. - С. 272-282.

13. Тюрина Н.В. Понятие адаптации в современной психологии / Н.В. Тюрина // Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2007. - № 5(40). - С. 152-157.

14. Фомина Н.А. Связь общительности и личностной адаптированности студентов / Н.А. Фомина, И.В. Бакова // Вестник РУДН. Серия Психология и педагогика. - 2010. - № 1. - С. 48-51.

Сведения об авторе:

Борисова Елена Викторовна (г. Астрахань, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и когнитивной психологии Астраханского государственного университета, e-mail: [email protected]

Data about the author:

E. Borisova (Astrakhan, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the General and Cognitive Psychology Department, Astrakhan State University, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.