СПЕЦИФИКА СВЯЗЕЙ ПЕРЕМЕННЫХ ТРУДОЛЮБИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ У ИНОСТРАННЫХ И РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ
Г.Н. Каменева, М.А. Рушина
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Ю.Н. Анисимова
Кафедра педагогики и психологии им. З.Т. Шарафутдинова Набережночелнинский институт социально-педагогических
технологий и ресурсов ул. Низаметдинова, 28, Набережные Челны, Россия, 423806
Статья посвящена анализу специфики связей переменных трудолюбия как свойства личности и социально-психологической адаптации студентов. В представленных результатах эмпирического исследования показаны как общие, так и специфические связи для иностранных и российских студентов.
Ключевые слова: системно-функциональный подход, трудолюбие, социально-психологическая адаптация, трудности адаптации, адаптивность, внутренний контроль, иностранные студенты.
Современная насыщенная жизнь требует от студента высшей школы большей приспособляемости к условиям жизнедеятельности и высокой социальной мобильности. Успешная адаптация студента способствует повышению роли студента в учебной группе, успеху в совместной деятельности, эффективному межличностному общению и взаимодействию с другими учащимися и преподавателями. Социально-психологическая адаптация иностранных и российских студентов проходит по-разному.
Важным фактором, связанным с адаптационным процессом личности, является отношение к труду, поведение человека в процессе деятельности. В связи с этим необходимо рассмотреть свойство личности, характеризующееся положительным отношением к процессу трудовой деятельности, — трудолюбие. Для решения некоторых вопросов, связанных с адаптацией студента в вузе, трудолюбие необходимо рассматривать как интегральное, базовое свойство личности с точки зрения системно-функционального подхода А.И. Крупнова [2; 6].
Эмпирическое исследование проводилось на базе Российского университета дружбы народов. В исследовании приняли участие 70 человек (35 — иностранные студенты из разных стран и 35 — российские студенты; возраст от 18—25 лет).
Для диагностики трудолюбия применялась методика «Бланковый тест — трудолюбие» А.И. Крупнова, для изучения социально-психологической адаптации — методика К. Роджерса и Р. Даймонда. С помощью корреляционного анализа были выявлены связи между компонентами трудолюбия и социально-психологической адаптации иностранных (34 связи) и российских (47 связей) студентов.
В результате отмечены как общие, так и специфические связи для двух групп испытуемых.
Остановимся сначала на общих значимых положительных связях для иностранных и российских студентов. Установлены корреляции:
— между адаптивностью и личностно значимыми целями, осмысленностью, предметностью и субъектностью. Это свидетельствует о том, что чем больше выражена адаптивность студентов, заключающаяся в проявлении чувства собственного достоинства и умении уважать других, открытости реальной практике деятельности и отношений, понимании своих проблем, стремлении овладеть, справиться с ними, тем больше они ориентированы на личностно значимые цели в трудолюбии, связанные с поддержанием активной деятельности; обретением самостоятельности и независимости; удовлетворением своих планов и желаний; достижением материального благополучия; более четко выделяют его существенные признаки (осмысленность). При этом результативность студентов повышается как в предметных (успех в различных видах деятельности; изучении учебных предметов), так и субъектных видах деятельности (укрепление самоуважения; развитие задатков и способностей; укрепление чувства уверенности в себе);
— дезадаптивностью и личностными трудностями: неприятие себя и других, наличие защитных «барьеров», кажущееся решение проблем, т.е. решение их на субъективном психологическом уровне, в собственном представлении, а не в действительности; негибкость психических процессов соотносится с наличием личностных трудностей в проявлении трудолюбия студентов — они раздражаются и нервничают, когда в течение длительного времени необходимо выполнять однообразные задания; смущаются, если их занятия почему-то привлекают внимание окружающих; не уверены в том, что смогут успешно довести начатое дело до конца;
— приятием себя и предметностью, субъектностью. Студенты, которые убеждены, что знакомые к ним хорошо относятся, любят, в то же время полагают, что трудолюбие чаще всего способствует успеху их деятельности как в предметной, так и в субъектной сферах;
— эмоциональным дискомфортом и личностными трудностями (логичное сочетание тревожности, беспокойства, апатии с неуверенностью в своих силах, боязнью взяться за очередное дело из-за опасений, что не сумеют хорошо выполнить его и т.п.);
— внутренним контролем и энергичностью: студенты, ориентированные на то, что достижение жизненных целей зависит от них самих, быстро и умело выполняют любое задание, ощущают в себе потребность что-то делать, заняты каким-нибудь делом с полной отдачей своих сил, в ситуациях вынужденного ожидания находят себе какое-нибудь занятие;.
— внешним контролем и трудностями как операциональными, так и личностными. Студенты, которые испытывают потребность в постоянной поддержке извне, характеризуются пассивностью в решении жизненных задач, в то же время с трудом начинают дело; не владеют достаточным набором трудовых навыков
и умений; часто раздражаются и нервничают при выполнении задания, испытывают неуверенность в успешности завершения дела;
— ведомостью и личностными трудностями: зависимость от других сопровождается личностными трудностями при реализации трудолюбия;
— эскапизмом и аэнергичностью, экстернальностью. Студенты, склонные к уходу от проблем, с трудом возвращаются от мечты к действительности, чаще всего проявляют непостоянство в трудолюбии, откладывают «на потом» намеченную работу, при этом уповают на случай или везение и не считают себя ответственным за неудачи.
В группе иностранных студентов выявлены специфические положительные связи:
— между адаптивностью и эгоцентричностью, экстернальностью. Иностранные студенты, которые относятся к себе хорошо, выделяют себя среди других при этом намереваются получить в жизни какие-то преимущества, стремятся зарекомендовать себя с лучшей стороны, но обвиняют в неудачах случайности и других людей;
— приятием себя и эгоцентричностью, осмысленностью. У иностранных студентов, которые считают, что им в себе все ясно, они себя хорошо понимают, в тоже время превалируют личные интересы и потребности при реализации трудолюбия; при этом они глубоко и точно определяют трудолюбие;
— приятием других и субъектностью, операциональными трудностями. Приятие других характеризует иностранных студентов как общительных, открытых, они легко сходятся с людьми, при этом они развивают любознательность, организованность и настойчивость; осознают свою нужность людям, но испытывают трудности в том, что с трудом начинают дело, плохо сосредотачиваются на работе и т.п.;
— неприятием других и аэнергичностью. Иностранцы, чувствуя неприязнь к тому, что их окружает, испугавшись того, что подумают о них другие, позволяют себе отойти от дел и полениться, избегают объемной работы, им нужен толчок для выполнения дел;
— внутренним контролем и личностно значимыми целями, социоцентрич-ностью, эгоцентричностью, осмысленностью, астеничностью, экстернально-стью. Внутриличностный контроль иностранцев сопровождается реализацией личностно значимых целей, социоцентрической и эгоцентрической мотивации трудолюбия. Их знания об их трудолюбии точны. При этом они испытывают отрицательные эмоции и пассивную саморегуляцию;
— внешним контролем и аэнергичностью и стеничностью: внешний контроль иностранцев сопровождается непостоянством проявления трудолюбия и сте-ничностью эмоциональных состояний;
— доминированием и осведомленностью, предметностью. Доминирование над другими у иностранцев сопровождается указанием на отдельные конкретные проявления трудолюбия в деятельности, которые к тому же могут быть, по их мнению, признаками не только трудолюбия, но и других свойств личности; также
их трудолюбие способствует развитию творческого отношения к выполняемому делу; общественному признанию и одобрению; формированию самостоятельности в поступках и действиях;
— ведомостью и аэнергичностью: зависимость иностранцев от других связана с непостоянством в проявлении трудолюбия;
— эскапизмом и предметностью, личностными трудностями. У иностранцев, склонных к уходу от проблем, когда обстоятельства вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки, в то же время наблюдается более успешное изучение учебных предметов, но при этом возникают личностные трудности — неуверенность, смущение, тревожность при реализации своего трудолюбия.
Анализ соотношения социально-психологической адаптации и трудолюбия российских студентов позволил выделить группу компонентов, имеющих как прямые, так и обратные связи между указанными переменными.
Адаптивность положительно коррелирует с гармоническими переменными трудолюбия: общественно значимыми целями, социоцентричностью, стенич-ностью и отрицательно — с агармоническими переменными трудолюбия: аэнергичностью, экстернальностью. При высокой адаптивности российские студенты эффективно организовывают совместную работу людей, стремясь быть уважаемыми людьми. Их трудолюбие чаще всего побуждается стремлением избежать осуждения со стороны, заботой о благе окружающих и близких людей, при этом они испытывают радостные положительные эмоции. Такие студенты нуждаются в поддержке для осуществления различных видов деятельности, поэтому они выполняют работу только по принуждению, часто позволяя себе отойти от дел и полениться, а также берут на себя ответственность за результаты своей деятельности, связанные с трудолюбием.
У российских студентов между дезадаптивностью и астеничностью, экс-тернальностью, операциональными трудностями наблюдается прямая связь, а между дезадаптивностью и эгоцентричностью — обратная. Проявление дез-адаптивности студентов связано с отрицательными эмоциональными проявлениями при выполнении какого-нибудь дела, упованием на случай или везение, что также сопровождается операциональными трудностями и мешает достижению намеченных результатов. Такие студенты не мотивированы проявлять трудолюбие в вопросах, связанных с их собственной выгодой и намерением получить в жизни какие-то преимущества.
Приятие себя положительно коррелирует с социоцентричностью, и отрицательно — с экстернальностью. Трудолюбие российских студентов, ориентированных на приятие себя, чаще всего побуждается стремлением внести свой вклад в достижение общей цели, заинтересованностью самим процессом работы, стремлением быть трудолюбивым в учебе, редко проявляя пассивную саморегуляцию.
Положительные корреляции между приятием других и общественно значимыми целями, социоцентричностью, предметностью говорят о том, что хорошие отношения российских студентов с окружающими людьми проявляются при до-
минировании стремлений быть уважаемым человеком; получать знания, умения и различный опыт. При этом их трудолюбие побуждается стремлением внести свой вклад в достижение общей цели, что способствует успеху во всем.
Выявлена положительная корреляция между неприятием других, проявляющаяся в боязни российских студентов того, что подумают о них другие, и асте-ничностью, которая, в свою очередь, вызывает чувство страха при выполнении дел, разочарования при выявлении неспособности выполнить взятое на себя дело. Обратная корреляция между неприятием других и эгоцентричностью говорит о низкой мотивированности в побуждениях студентов, ориентированных на самих себя, характеризующихся высоким неприятием других.
Значимые корреляции у российских студентов наблюдаются между эмоциональным комфортом и личностно значимыми целями, субъектностью (прямая связь), с одной стороны, и экстернальностью (обратная связь) — с другой. Российские студенты при эмоциональной уравновешенности и спокойствии ориентируются в основном на совершенствование себя и своих способностей, стремясь быть нужными, что улучшает личное благополучие и формирует самостоятельность, считают себя ответственным за результаты своей деятельности, связанные с регуляцией трудолюбия.
Наблюдается прямая связь между эмоциональным дискомфортом и асте-ничностью, экстернальностью, операциональными трудностями. Если российские студенты встревожены, обеспокоены, напряжены, то это вызывает апатию и упадок сил, особенно когда что-то из задуманного не получается, поэтому они считают, что успех в деле в большей степени зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от трудолюбия, и часто сомневаются в том, что дело будет завершено в срок.
У российских студентов внутренний контроль положительно коррелирует с предметностью, субъектностью и отрицательно — с аэнергичностью. Российским студентам, у которых на первом месте рассудок, а не чувство, трудолюбие чаще способствует успеху в делах, одобрению со стороны окружающих, а также развитию организованности и других важных качеств в проявлении трудолюбия.
Между внешним контролем и экстернальностью наблюдается прямая связь, а между внешним контролем и личностно значимыми целями — обратная. Российским студентам иногда бывает не по себе, хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться; они чувствуют себя беспомощными, нуждаются в том, чтобы рядом был близкий человек. Это связано с тем, что студенты считают, что трудолюбие не всегда оценивается людьми по достоинству и выполняют какие-либо дела только в благоприятных для этого условиях. Поэтому у этих студентов низкий уровень поддержания активной деятельности, обретения самостоятельности и независимости.
Прямая корреляция доминирования и осмысленности, субъектности свидетельствует о том, что лидерство, умение влиять на других у российских студентов связано с тягой к активной жизни и деятельности, трудолюбием как необходимым условием успешности любого дела, а также укрепляет чувство уверенности, самоуважение.
Положительная связь между ведомостью и экстернальностью и операциональными трудностями содержательно означает, что российские студенты не любят, когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно если разногласия грозят стать явными, считают, что неудачи в делах обычно бывают от того, что подводят другие люди, а отсутствие должной заинтересованности со стороны окружающих затрудняет проявление трудолюбия студентов.
Проведенное исследование позволило выявить связи между компонентами трудолюбия и социально-психологической адаптации иностранных и российских студентов. Показано, что трудолюбие иностранных и российских студентов теснее всего связано с адаптивностью. У иностранных студентов сильнее связь переменных трудолюбия с внутренним контролем, так как они приехали обучаться в другую страну.
Полученные результаты позволяют разработать практические рекомендации по эффективному преодолению студентами проблемных ситуаций в межличностном взаимодействии, по самоутверждению, самореализации, что будет способствовать оптимальной социально-психологической адаптации.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Анисимова Ю.Н., Каменева Г.Н. Психологические проявления трудолюбия у юношей и девушек подросткового и юношеского возрастов // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2010. — № 2. — С. 27—31. [Anisimova Ju.N., Kameneva G.N. Psikhologi-cheskie projavlenija trudoljubija u junoshej i devushek podrostkovogo i junosheskogo voz-rastov // Vestnik RUDN. Serija "Psikhologija i pedagogika". — 2010. — N 2. — S. 27—31.]
[2] Каменева Г.Н. К вопросу системного изучения трудолюбия // Комплексные исследования свойств личности: научная школа А.И. Крупнова: Сборник научных статей, посвященный 70-летию А.И. Крупнова. — М.: РУДН, 2009. — С. 175—185. [Kameneva G.N. K voprosu sistemnogo izuchenija trudoljubija // Kompleksnye issledovanija svojstv lichnosti: nauchnaja shkola A.I. Krupnova: Sbornik nauchnyh statej, posvjashhennyj 70-letiju A.I. Krupnova. — M.: RUDN, 2009. — S. 175—185.]
[3] Каменева Г.Н. Психологическая структура трудолюбия студентов // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2004. — № 2. — С. 143—148. [Kameneva G.N. Psikhologi-cheskaja struktura trudoljubija studentov // Vestnik RUDN. Serija "Psikhologija i pedagogika". — 2004. — N 2. — S. 143—148.]
[4] Каменева Г.Н. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов в условиях высшей школы // Высшая школа: проблемы и перспективы: 11-я Междунар. науч.-метод. конф. — Беларусь, Минск, РИВШ, 2013. — С. 272—274. [Kameneva G.N. Socialno-psikho-logicheskaja adaptacija inostrannyh studentov v uslovijah vysshej shkoly // Vysshaja shkola: problemy i perspektivy: 11-ja Mezhdunar. nauch.-metod. konf. — Belarus, Minsk, RIVSh, 2013 — S. 272—274.]
[5] Каменева Г.Н. Трудолюбие как фактор социально-психологической адаптации // Комплексные исследования личности: методология, теория, практика: Материалы международной научно-практической конференции. — М.: РУДН, 2012. — С. 133—137. [Kameneva G.N. Trudoljubie kak faktor socialno-psikhologicheskoj adaptacii // Kompleksnye issledovanija lichnosti: metodologija, teorija, praktika: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakti-cheskoj konferencii. — M.: RUDN, 2012. — S. 133—137.]
[6] Крупнов А.И. Системно-функциональный подход к изучению личности и ее свойств // Комплексные исследования свойств личности: научная школа А.И. Крупнова: Сборник
научных статей, посвященный 70-летию А.И. Крупнова. — М.: РУДН, 2009. — С. 9—21. [Krupnov A.I. Sistemno-funkcionalnyj podhod k izucheniju lichnosti i ee svojstv // Kompleksnye issledovanija svojstv lichnosti: nauchnaja shkola A.I. Krupnova: Sbornik nauchnyh statej, posvjashhennyj 70-letiju A.I. Krupnova. — M.: RUDN, 2009. — S. 9—21.]
[7] Рушина М.А. Особенности регуляторно-динамических переменных уверенности студентов и школьников // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: Материалы V Международной научно-практической конференции / Науч. ред. В.И. Казаренков. — М.: РУДН, 2012. — С. 381—383. [Rushina M.A. Osobennosti regulyatorno-dinamicheskih peremennih uverennosti studentov i shkolnikov // Vysshaja shkola: opyt, problemy, perspektivy: Materialy V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Nauch. red. V.I. Kazarenkov. — M.: RUDN, 2012. — S. 381—383.]
[8] Селиверстова М.А., Крупнов Д.А. Индивидуальные особенности и структура уверенности личности // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2004. — № 2. — С. 178—184. [Seliverstova M.A., Krupnov D.A. Individualnie osobennosti i struktura uverennosti lichnosti // Vestnik RUDN. Seria "Psikhologia i pedagogika". — 2004. — N 2. — S. 178—184.]
[9] Kameneva G., Dmitrieva E. Study in multinational higher education institution as part of successful personality socialization // Language and Super-diversity: Explorations and interrogations June 5—7, 2013, University of Jyvâskylâ, Finland, 2013. P. 183.
SPECIFICS OF RELATIONSHIPS OF DILIGENCE VARIABLES AND SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION N INTERNATIONAL AND RUSSIAN STUDENTS
G.N. Kameneva, M.A. Rushina
Chair of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
U.N. Anisimova
Chair of Pedagogy and Psychology Naberezhnochelninsky Institute of Social Pedagogical Technologies and Resources Nizametdinova str., 28, Naberezhnye Chelny, Russia, 423806
The article is devoted to the analysis of the peculiarities of the relations of the variables of diligence as a personality trait and socio-psychological adaptation of students. The presented results of an empirical study show both general and specific relationships for Russian and international students.
Key words: system-functional approach, diligence, socio-psychological adaptation, adjustment difficulties, adaptability, internal control, international students.