ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА НАСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ БОЛЕЕ УСПЕШНЫХ СТУДЕНТОВ
Ю.В. Кожухова
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье рассматриваются результаты исследования корреляционной структуры настойчивости студентов с более успешным освоением иностранного языка, проведенного в русле системнофункционального подхода к изучению свойств личности.
Ключевые слова: личностные черты, настойчивость, корреляционный анализ, учебная деятельность студентов, системно-функциональный подход к исследованию личности.
Мы исследовали настойчивость с помощью бланкового теста, разработанного А.И. Крупновым на основе системно-функциональной модели анализа свойств личности. В ходе исследования нами было опрошено 134 студента подготовительного факультета РУДН в возрасте 16—18 лет, изучавших иностранный язык (английский, французский, немецкий, испанский) в рамках программы факультета. Согласно данным об их успеваемости по иностранному языку из общего количества опрошенных студентов нами было выделено две группы: более успешные и менее успешные в изучении иностранного языка. Полученные данные были подвергнуты корреляционному анализу с целью изучения психологической структуры настойчивости у более и менее успешных в освоении иностранного языка студентов.
Рассмотрим связи между различными переменными настойчивости у более успешных студентов. Наибольшее количество статистически значимых интеркорреляций было обнаружено внутри мотивационно-смыслового блока (17 из 28 возможных), все из которых являются положительными.
Наибольшее количество интеркорреляций с другими переменными имеют переменные общественно значимых целей и субъектности (6 значимых корреляций из 7 возможных), а также социоцентричность, эгоцентричность и предметность (5 значимых корреляций из 7 возможных).
Примечательно, что в структуре настойчивости студентов, более успешных в изучении иностранного языка, переменная осведомленности не соотносится ни с целями, ни с мотивами, ни с переменными продуктивного компонента, что является положительной закономерностью, поскольку осведомленность свидетельствует о неправильном понимании настойчивости как врожденного свойства личности, неподдающегося изменению.
Менее связана и переменная личностно значимых целей. Связи ее с социо-центричностью, эгоцентричностью, осмысленностью и предметностью являются статистически незначимыми. Однако данная переменная целевого компонента, характеризуемая как стремление к воплощению своих планов и самосовершенствованию, с высоким коэффициентом коррелирует с общественно-значимыми целями,
т.е. достижением общественного признания и стремлением к успеху в учебной деятельности.
Также необходимо отметить, что переменная личностно значимых целей положительно связана с переменной субъектной продуктивности, включающей в себя достижение личного благополучия, успешное преодоление всех препятствий и самосовершенствование. Это свидетельствует о том, что чем выше стремление к общественно значимым целям, тем выше стремление к личностно значимым целям и тем выше возможность достижения этих целей.
В свою очередь, общественно-значимые цели коррелируют со всеми переменными мотивационно-смыслового блока. Они коррелируют с высоким коэффициентом с личностно-значимыми целями, а также с переменными продуктивного компонента настойчивости. Связи общественно значимых целей с социоцентрич-ностью, эгоцентричностью и осмысленностью являются статистически значимыми. Мы видим, что большая выраженность общественно значимых целей ведет к повышению мотивации (социоцентричность и эгоцентричность), лучшему пониманию свойства настойчивости (осмысленность) и, как следствие, успехам в предметной (лучшему освоению специальности и достижению общественного признания) и субъектной (быстрому продвижению к намеченной цели и развитию чувства уверенности) сферах.
Гармоническая переменная мотивационного компонента — социоцентрич-ность, подразумевающая чувство долга и стремление помочь другим людям, с высоким коэффициентом (0,82) коррелирует с эгоцентричностью, т.е. стремлением проявить себя и отстоять свою независимость. Она также положительно связана с гармонической переменной когнитивного компонента осмысленностью (0,65), а именно правильным пониманием свойства настойчивости, и с переменными продуктивного компонента предметностью (0,65) и субъектностью (0,45), т.е. применением настойчивого поведения для достижения успехов в учебе и развития своих волевых качеств. Таким образом, большая выраженность социоцентричности соответствует большим значениям эгоцентричности, осмысленности, предметной и субъектной сфер.
Переменная эгоцентричности (стремление проявить свои возможности и способности) положительно коррелирует с высокими коэффициентами с осмысленностью (0,74), предметной (0,63) и субъектной (0,70) сферами.
Выраженность осмысленности по отношению к предметной (0,64) и субъектной (0,54) сферам носит положительный характер. Также положительно коррелируют между собой вышеуказанные переменные предметной сферы. Высокий показатель данной корреляции говорит о том, что успешное применение настойчивого поведения в предметной и субъектной сферах у студентов более успешных в изучении иностранного языка напрямую связано с верным пониманием настойчивости как свойства личности.
В целом, можно отметить достаточно высокие взаимосвязи между переменными у более успешных студентов, за исключением осведомленности. Высокий коэффициент корреляций свидетельствует о высокой сопряженности переменных мотивационно-смыслового аспекта у более успешных студентов.
Далее рассмотрим корреляции внутри регуляторно-динамической подсистемы настойчивости.
Говоря о регуляторно-динамическом аспекте в структуре настойчивости студентов более успешных в изучении иностранного языка, надо отметить, что здесь переменные мало связаны между собой, за исключением стеничности и энергичности, стеничности и астеничности.
Переменная динамического компонента настойчивости — энергичность, включающая в себя упорное стремление к намеченной цели, находится в значимой (0,54) положительной связи с переменной эмоционального компонента сте-ничностью, подразумевающей радостные переживания в связи с преодолением препятствий на пути к достижению цели и получением хороших оценок. Это свидетельствует о том, что чем больше энергии вкладывают в свою учебу студенты, тем больше положительных эмоций при достижении намеченных целей они испытывают.
В свою очередь, стеничность (чувство оптимизма при выполнении задачи) коррелирует с астеничностью (чувство разочарования, апатии в случае срыва намеченных планов) с положительным коэффициентом (0,63). Высокий показатель данной корреляции говорит о сильном эмоциональном напряжении, которое сопутствует проявлению настойчивого поведения у студентов, более успешных в изучении иностранного языка. Положительные эмоции в случае успеха неразрывно связаны с сильными отрицательными эмоциями при поражении.
В целом, взаимокорреляции внутри регуляторно-динамического компонента значительно слабее мотивационно-смысловых.
Теперь обратимся к анализу связей между мотивационно-смысловыми и регуляторно-динамическими характеристиками настойчивости у студентов, более успешных в изучении иностранного языка. Здесь наибольшее количество статистически значимых корреляций обнаружили переменные эмоционального компонента стеничность (6 корреляций из 8 возможных) и астеничность (5 корреляций из 8 возможных) со всеми переменными мотивационно-смыслового аспекта.
Переменная стеничности (чувство оптимизма при проявлении настойчивого поведения) находится в положительной связи с общественно значимыми целями (стремление к успешной учебе) со статистически значимым коэффициентом (0,45), а также с переменными мотивационной сферы социоцентричностью (стремление утвердиться в коллективе и помочь другим людям) и эгоцентричностью (желание реализовать себя), с коэффициентами 0,58 и 0,63 соответственно. Стенич-ность также положительно коррелирует с осмысленностью (0,62) и переменными предметной (применение настойчивости для лучшего освоения специальности и достижения признания) и субъектной (развитие упорства и продвижение в дальнейшей карьере) сфер продуктивного компонента. Это свидетельствует о том, что у более успешных студентов увеличение мотивации и результативности настойчивости связаны с позитивным настроем и правильным пониманием свойства настойчивости.
Агармоническая переменная эмоционального компонента — астеничность (негативные эмоции при неудачах в применении настойчивого поведения) — положительно коррелирует с переменными целевого компонента: общественно значимыми (стремление к успехам в учебе) и личностно-значимыми (удовлетворение своих планов и желаний) целями, а также с эгоцентрической мотивацией (стремлением отстоять себя), осмысленностью и субъектной результативностью (улучшением личного благополучия). Данный набор корреляций свидетельствует о высоком эмоциональном напряжении у более успешных студентов, связанном с высокой мотивацией, важностью поставленных задач и возможной результативностью.
Необходимо отметить, что показатели интернальности также тесно коррелируют с мотивационно-смысловыми характеристиками. Выраженность интерналь-ности по отношению к переменным мотивационного компонента — социоцент-ричности и эгоцентричности, а также осмысленности и предметной результативности — носит положительный характер. Это говорит о наличии связи между пониманием, что успех зависит не от везения, а только от настойчивых усилий человека, и высокой мотивацией и результативностью.
Практически отсутствуют связи мотивационно-смысловых переменных с энергичностью, экстернальностью, операциональными и личностными трудностями в реализации настойчивости.
Итак, анализ структуры настойчивости у студентов, более успешных в изучении иностранного языка выявил наличие более тесных связей между переменными мотивационно-смыслового аспекта настойчивости и малое количество связей внутри регуляторно-динамического аспекта.
Связи, выявленные между мотивационно-смысловой и регуляторно-динамической подсистемами в структуре настойчивости более успешных студентов, позволяют сделать вывод, что чем больше положительных эмоций и интернальных признаков у студентов, тем сильнее их социо- и эгоцентрическая мотивация настойчивости и ее результативность. Все это обусловливает специфику настойчивого поведения у более успешных студентов.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Индивидуальные различия и проблема индивидуальности: Материалы Международной научно-практической конференции 16—18 октября 2003 г. — М.: Уникум-Центр, 2003.
[2] Крупнов А.И. Об изучении и формировании базовых свойств личности студента // Студент на пороге XXI века. — М.: Изд-во УДН, 1990.
[3] Крупнов А.И. Системная структура черт личности // Проблемы современного высшего образования: Материалы Международной научно-практической конференции 26—27 апреля 2002 г.: В 2-х ч. Ч. II — М.: Изд-во РУДН; МАНПО, 2002.
[4] Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». — 2006. — № 1(3). — С. 63—74.
[5] Крупнов А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности и черт характера // Социально-психологические проблемы молодежи. — М., 1995.
PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF PERSISTENCE OF STUDENTS MAKING BETTER PROGRESS
Yu.V. Kozhukhova
The Chair of Social and Differential Psychology Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklay str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article deals with the results of the study of the correlation structure of persistence of students who make better progress in learning a foreign language. The research is carried out in the vein of the system-functional approach to the study of the personality properties.
Key words: personal features, persistence, correlation analysis, educational activities of students, the system-functional approach to the research of the personality.