Научная статья на тему 'Психологическая структура настойчивости личности более успешных студентов'

Психологическая структура настойчивости личности более успешных студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
186
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ / НАСТОЙЧИВОСТЬ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ / PERSONAL FEATURES / PERSISTENCE / CORRELATION ANALYSIS / EDUCATIONAL ACTIVITIES OF STUDENTS / THE SYSTEM-FUNCTIONAL APPROACH TO THE RESEARCH OF THE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кожухова Ю. В.

В статье рассматриваются результаты исследования корреляционной структуры настойчивости студентов с более успешным освоением иностранного языка, проведенного в русле системно-функционального подхода к изучению свойств личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological structure of persistence of students making better progress

The article deals with the results of the study of the correlation structure of persistence of students who make better progress in learning a foreign language. The research is carried out in the vein of the system-functional approach to the study of the personality properties.

Текст научной работы на тему «Психологическая структура настойчивости личности более успешных студентов»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА НАСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ БОЛЕЕ УСПЕШНЫХ СТУДЕНТОВ

Ю.В. Кожухова

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются результаты исследования корреляционной структуры настойчивости студентов с более успешным освоением иностранного языка, проведенного в русле системнофункционального подхода к изучению свойств личности.

Ключевые слова: личностные черты, настойчивость, корреляционный анализ, учебная деятельность студентов, системно-функциональный подход к исследованию личности.

Мы исследовали настойчивость с помощью бланкового теста, разработанного А.И. Крупновым на основе системно-функциональной модели анализа свойств личности. В ходе исследования нами было опрошено 134 студента подготовительного факультета РУДН в возрасте 16—18 лет, изучавших иностранный язык (английский, французский, немецкий, испанский) в рамках программы факультета. Согласно данным об их успеваемости по иностранному языку из общего количества опрошенных студентов нами было выделено две группы: более успешные и менее успешные в изучении иностранного языка. Полученные данные были подвергнуты корреляционному анализу с целью изучения психологической структуры настойчивости у более и менее успешных в освоении иностранного языка студентов.

Рассмотрим связи между различными переменными настойчивости у более успешных студентов. Наибольшее количество статистически значимых интеркорреляций было обнаружено внутри мотивационно-смыслового блока (17 из 28 возможных), все из которых являются положительными.

Наибольшее количество интеркорреляций с другими переменными имеют переменные общественно значимых целей и субъектности (6 значимых корреляций из 7 возможных), а также социоцентричность, эгоцентричность и предметность (5 значимых корреляций из 7 возможных).

Примечательно, что в структуре настойчивости студентов, более успешных в изучении иностранного языка, переменная осведомленности не соотносится ни с целями, ни с мотивами, ни с переменными продуктивного компонента, что является положительной закономерностью, поскольку осведомленность свидетельствует о неправильном понимании настойчивости как врожденного свойства личности, неподдающегося изменению.

Менее связана и переменная личностно значимых целей. Связи ее с социо-центричностью, эгоцентричностью, осмысленностью и предметностью являются статистически незначимыми. Однако данная переменная целевого компонента, характеризуемая как стремление к воплощению своих планов и самосовершенствованию, с высоким коэффициентом коррелирует с общественно-значимыми целями,

т.е. достижением общественного признания и стремлением к успеху в учебной деятельности.

Также необходимо отметить, что переменная личностно значимых целей положительно связана с переменной субъектной продуктивности, включающей в себя достижение личного благополучия, успешное преодоление всех препятствий и самосовершенствование. Это свидетельствует о том, что чем выше стремление к общественно значимым целям, тем выше стремление к личностно значимым целям и тем выше возможность достижения этих целей.

В свою очередь, общественно-значимые цели коррелируют со всеми переменными мотивационно-смыслового блока. Они коррелируют с высоким коэффициентом с личностно-значимыми целями, а также с переменными продуктивного компонента настойчивости. Связи общественно значимых целей с социоцентрич-ностью, эгоцентричностью и осмысленностью являются статистически значимыми. Мы видим, что большая выраженность общественно значимых целей ведет к повышению мотивации (социоцентричность и эгоцентричность), лучшему пониманию свойства настойчивости (осмысленность) и, как следствие, успехам в предметной (лучшему освоению специальности и достижению общественного признания) и субъектной (быстрому продвижению к намеченной цели и развитию чувства уверенности) сферах.

Гармоническая переменная мотивационного компонента — социоцентрич-ность, подразумевающая чувство долга и стремление помочь другим людям, с высоким коэффициентом (0,82) коррелирует с эгоцентричностью, т.е. стремлением проявить себя и отстоять свою независимость. Она также положительно связана с гармонической переменной когнитивного компонента осмысленностью (0,65), а именно правильным пониманием свойства настойчивости, и с переменными продуктивного компонента предметностью (0,65) и субъектностью (0,45), т.е. применением настойчивого поведения для достижения успехов в учебе и развития своих волевых качеств. Таким образом, большая выраженность социоцентричности соответствует большим значениям эгоцентричности, осмысленности, предметной и субъектной сфер.

Переменная эгоцентричности (стремление проявить свои возможности и способности) положительно коррелирует с высокими коэффициентами с осмысленностью (0,74), предметной (0,63) и субъектной (0,70) сферами.

Выраженность осмысленности по отношению к предметной (0,64) и субъектной (0,54) сферам носит положительный характер. Также положительно коррелируют между собой вышеуказанные переменные предметной сферы. Высокий показатель данной корреляции говорит о том, что успешное применение настойчивого поведения в предметной и субъектной сферах у студентов более успешных в изучении иностранного языка напрямую связано с верным пониманием настойчивости как свойства личности.

В целом, можно отметить достаточно высокие взаимосвязи между переменными у более успешных студентов, за исключением осведомленности. Высокий коэффициент корреляций свидетельствует о высокой сопряженности переменных мотивационно-смыслового аспекта у более успешных студентов.

Далее рассмотрим корреляции внутри регуляторно-динамической подсистемы настойчивости.

Говоря о регуляторно-динамическом аспекте в структуре настойчивости студентов более успешных в изучении иностранного языка, надо отметить, что здесь переменные мало связаны между собой, за исключением стеничности и энергичности, стеничности и астеничности.

Переменная динамического компонента настойчивости — энергичность, включающая в себя упорное стремление к намеченной цели, находится в значимой (0,54) положительной связи с переменной эмоционального компонента сте-ничностью, подразумевающей радостные переживания в связи с преодолением препятствий на пути к достижению цели и получением хороших оценок. Это свидетельствует о том, что чем больше энергии вкладывают в свою учебу студенты, тем больше положительных эмоций при достижении намеченных целей они испытывают.

В свою очередь, стеничность (чувство оптимизма при выполнении задачи) коррелирует с астеничностью (чувство разочарования, апатии в случае срыва намеченных планов) с положительным коэффициентом (0,63). Высокий показатель данной корреляции говорит о сильном эмоциональном напряжении, которое сопутствует проявлению настойчивого поведения у студентов, более успешных в изучении иностранного языка. Положительные эмоции в случае успеха неразрывно связаны с сильными отрицательными эмоциями при поражении.

В целом, взаимокорреляции внутри регуляторно-динамического компонента значительно слабее мотивационно-смысловых.

Теперь обратимся к анализу связей между мотивационно-смысловыми и регуляторно-динамическими характеристиками настойчивости у студентов, более успешных в изучении иностранного языка. Здесь наибольшее количество статистически значимых корреляций обнаружили переменные эмоционального компонента стеничность (6 корреляций из 8 возможных) и астеничность (5 корреляций из 8 возможных) со всеми переменными мотивационно-смыслового аспекта.

Переменная стеничности (чувство оптимизма при проявлении настойчивого поведения) находится в положительной связи с общественно значимыми целями (стремление к успешной учебе) со статистически значимым коэффициентом (0,45), а также с переменными мотивационной сферы социоцентричностью (стремление утвердиться в коллективе и помочь другим людям) и эгоцентричностью (желание реализовать себя), с коэффициентами 0,58 и 0,63 соответственно. Стенич-ность также положительно коррелирует с осмысленностью (0,62) и переменными предметной (применение настойчивости для лучшего освоения специальности и достижения признания) и субъектной (развитие упорства и продвижение в дальнейшей карьере) сфер продуктивного компонента. Это свидетельствует о том, что у более успешных студентов увеличение мотивации и результативности настойчивости связаны с позитивным настроем и правильным пониманием свойства настойчивости.

Агармоническая переменная эмоционального компонента — астеничность (негативные эмоции при неудачах в применении настойчивого поведения) — положительно коррелирует с переменными целевого компонента: общественно значимыми (стремление к успехам в учебе) и личностно-значимыми (удовлетворение своих планов и желаний) целями, а также с эгоцентрической мотивацией (стремлением отстоять себя), осмысленностью и субъектной результативностью (улучшением личного благополучия). Данный набор корреляций свидетельствует о высоком эмоциональном напряжении у более успешных студентов, связанном с высокой мотивацией, важностью поставленных задач и возможной результативностью.

Необходимо отметить, что показатели интернальности также тесно коррелируют с мотивационно-смысловыми характеристиками. Выраженность интерналь-ности по отношению к переменным мотивационного компонента — социоцент-ричности и эгоцентричности, а также осмысленности и предметной результативности — носит положительный характер. Это говорит о наличии связи между пониманием, что успех зависит не от везения, а только от настойчивых усилий человека, и высокой мотивацией и результативностью.

Практически отсутствуют связи мотивационно-смысловых переменных с энергичностью, экстернальностью, операциональными и личностными трудностями в реализации настойчивости.

Итак, анализ структуры настойчивости у студентов, более успешных в изучении иностранного языка выявил наличие более тесных связей между переменными мотивационно-смыслового аспекта настойчивости и малое количество связей внутри регуляторно-динамического аспекта.

Связи, выявленные между мотивационно-смысловой и регуляторно-динамической подсистемами в структуре настойчивости более успешных студентов, позволяют сделать вывод, что чем больше положительных эмоций и интернальных признаков у студентов, тем сильнее их социо- и эгоцентрическая мотивация настойчивости и ее результативность. Все это обусловливает специфику настойчивого поведения у более успешных студентов.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Индивидуальные различия и проблема индивидуальности: Материалы Международной научно-практической конференции 16—18 октября 2003 г. — М.: Уникум-Центр, 2003.

[2] Крупнов А.И. Об изучении и формировании базовых свойств личности студента // Студент на пороге XXI века. — М.: Изд-во УДН, 1990.

[3] Крупнов А.И. Системная структура черт личности // Проблемы современного высшего образования: Материалы Международной научно-практической конференции 26—27 апреля 2002 г.: В 2-х ч. Ч. II — М.: Изд-во РУДН; МАНПО, 2002.

[4] Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». — 2006. — № 1(3). — С. 63—74.

[5] Крупнов А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности и черт характера // Социально-психологические проблемы молодежи. — М., 1995.

PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF PERSISTENCE OF STUDENTS MAKING BETTER PROGRESS

Yu.V. Kozhukhova

The Chair of Social and Differential Psychology Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklay str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article deals with the results of the study of the correlation structure of persistence of students who make better progress in learning a foreign language. The research is carried out in the vein of the system-functional approach to the study of the personality properties.

Key words: personal features, persistence, correlation analysis, educational activities of students, the system-functional approach to the research of the personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.