ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА НАСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ
С.В. Баранова
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье рассмотрена проблема выявления психологических особенностей настойчивости в рамках системно-функционального подхода А.И. Крупнова. Представлены результаты эмпирического исследования психологической структуры настойчивости и личностных черт студентов.
Ключевые слова: системно-функциональный подход, настойчивость, личностные черты.
В рамках системно-функционального подхода, разработанного А.И. Крупно-вым, настойчивость рассматривается как совокупность индивидных (инструментальных) и личностных (социальных) характеристик, функционально связанных между собой [3; 4]. К индивидным характеристикам относят динамический, эмоциональный, регуляторный, рефлексивно-оценочный компоненты. Личностные характеристики опосредуются социальными условиями, представленными моти-вационным, установочно-целевым, когнитивным, продуктивным компонентами [4; 7]. В русле данного подхода проведены исследования настойчивости в работах О.Б. Барабаш, Н.Н. Будрейка, В.М. Дронова, Н.Г. Макаровой, Е.В. Меньшениной, Т.О. Соковой, И.А. Пономарёвой (Новиковой), Н.В. Чуваткиной, Н.А. Фоминой и др. [1; 2; 5; 6].
В 2012—2014 гг. нами проведено эмпирическое исследование, в ходе которого выявлены психологические особенности соотношения настойчивости с личностными характеристика студентов. Использованы методики «Самооценка психических состояний» (Г. Айзенк), тест «Мотивация к успеху» (Т. Элерс), тест суждений «Настойчивость» (А.И. Крупнов) [3]. В исследовании принял участие 121 студент Московского государственного университета дизайна и технологий в возрасте 19—23 лет.
По уровню выраженности переменной эргичность выбока разделена на две группы (менее и более настойчивые студенты). Самые высокие показатели эргич-ности характерны для некоторых типов настойчивости и у других исследователей [4. С. 27]. Далее были выявлены различия средних значений переменных настойчивости и личностных характеристик у менее и более настойчивых студентов по ¿-критерию Стьюдента.
Статистически значимые различия между группами зафиксированы по всем переменным настойчивости, кроме экстернальности (табл. 1). У более настойчивых студентов выше показатели всех переменных из мотивационно-смыслового блока и большинства переменных из инструментально-динамического блока, кроме операциональных и личностных трудностей.
Таблица 1
Статистическая оценка значимости различий средних значений переменных настойчивости и личностных характеристик между группами более и менее настойчивых студентов
Переменные настойчивости Менее Более ^критерий Уровень
и личностные характеристики настойчивые студенты настойчивые студенты значимости
Общественно значимые цели 32,44 37,58 -3,394 0,000
Личностно значимые цели 38,98 42,83 -3,734 0,000
Социоцентричность 31,00 35,5 -3,275 0,001
Эгоцентричность 37,20 41,77 -4,330 0,000
Осмысленность 34,82 37,46 -2,171 0,033
Осведомленность 20,91 26,79 -2,747 0,007
Предметность 31,07 36,65 -3,495 0,001
Субъектность 35,09 40,10 -3,510 0,001
Эргичность 23,82 35,35 -9,066 0,000
Аэргичность 24,93 19,56 2,608 0,005
Стеничность 32,44 42,29 -8,320 0,000
Астеничность 28,96 33,23 -2,861 0,005
Интернальность 28,09 38,02 -9,778 0,000
Экстернальность 23,58 22,40 ,760 0,449
Операциональные трудности 24,69 17,23 3,667 0,000
Личностные трудности 21,27 16,00 2,345 0,021
Тревожность 9,13 7,71 1,851 0,067
Фрустрация 8,42 6,71 2,401 0,018
Агрессивность 10,33 9,96 ,540 0,591
Ригидность 10,22 8,92 2,089 0,039
Мотивация к успеху 15,62 17,88 -3,049 0,003
Примечание: выделены статистически значимые различия.
Различия в средних значениях личностных характеристик между группами выявлены по показателям мотивации к успеху (выше у более настойчивых студентов), ригидность и фрустрация (выше у менее настойчивых студентов).
Для определения специфики связей личностных характеристик и переменных настойчивости в группах более и менее настойчивых студентов был проведен ранговый корреляционный анализ.
В группе менее настойчивых студентов (п = 45) между переменными инструментально-динамической подсистемы настойчивости и личностными характеристиками из 40 возможных корреляций выявлено 13 значимых, из них положительных 11, отрицательных 2. Стеничность и экстернальность не прокоррели-ровали с личностными характеристиками, агрессивность оказалась не связанной с переменными настойчивости. Положительные значимые корреляции выявлены между тревожностью и группой переменных — аэргичностью, астеничностью, операциональными и личностными трудностями; между фрустрацией и аналогичной группой переменных настойчивости — аэргичностью, астеничностью, операциональными и личностными трудностями; между ригидностью и группой переменных — астеничностью, операциональными и личностными трудностями. Отрицательные значимые корреляции выявлены между тревожностью и эргич-ностью; между мотивацией к успеху и интернальностью.
В группе более настойчивых студентов (п = 48) из 40 возможных корреляций выявлено 15 значимых, из них 10 положительных, 5 отрицательных. Взаимосвязи с личностными характеристиками переменных настойчивости стеничностью
и экстернальностью также не выявлены, тогда как личностная характеристика агрессивность оказалась связанной с интернальностью.
Положительные значимые корреляции выявлены между тревожностью и группой переменных — аэргичностью, астеничностью, операциональными и личностными трудностями; между фрустрацией и той же группой переменных — аэргичностью, астеничностью, операциональными и личностными трудностями; между ригидностью и личностными трудностями; между агрессивностью и интернальностью. Отрицательные значимые корреляции выявлены между тревожностью и эргичностью; между фрустрацией и эргичностью; между мотивацией к успеху и группой переменных — аэргичностью, операциональными и личностными трудностями.
В сравнительном аспекте у обеих групп выявляется сходная структура взаимосвязей таких личностных характеристик как тревожность и фрустрация, они отрицательно коррелируют с гармонической составляющей динамического компонента — эргичностью и положительно с агармоническими составляющими динамического и эмоционального компонентов аэргичностью и астеничностью, с обеими переменными рефлексивно-оценочного компонента — с операциональными и личностными трудностями. Различие проявляется лишь в том, что у менее настойчивых студентов корреляция фрустрации и эргичности не достигает статистически значимого уровня. Высокий уровень тревожности и фрустрации будет затруднять настойчивое поведение и способствовать переживанию отрицательных эмоций. Трудностям в проявлении настойчивости будет способствовать ригидность — недостаточная гибкость в выборе программ поведения, отношений и т.д. Менее настойчивые студенты недостаточно пластичны в выборе приемов и способов настойчивого поведения, они больше «зацикливаются» на негативных переживаниях, что проявляется в значимых корреляциях ригидности с астенич-ностью и операциональными трудностями у этой группы испытуемых. Агрессивность положительно коррелирует с гармонической переменной регуляторного компонента — интернальностью только в группе более настойчивых студентов. Мотивация стремления к успеху оказалась отрицательно связанной с различными переменными настойчивости у различных групп респондентов. В группе более настойчивых она продемонстрировала взаимосвязь с аэргичностью и обеими переменными трудностей. По-видимому, в данной группе мотивация стремления к успеху способствует преодолению затруднений за счет меньшей узости в проявлениях настойчивости. Отрицательная взаимосвязь интернальности и мотивации стремления к успеху в группе менее настойчивых студентов свидетельствует о преобладании внешней регуляции в структуре настойчивости.
У менее настойчивых студентов между переменными мотивационно-смысло-вой подсистемы настойчивости и личностными характеристиками из 40 возможных корреляций выявлено 9 значимых, из них положительных — 7, отрицательных — 2. Социоцентричность и осведомленность оказались не связанными с личностными характеристиками, ригидность оказалась не связанной с переменными настойчивости. Положительные значимые корреляции выявлены между фрустрацией и осмысленностью; между агрессивностью и группой переменных — общественно значимыми целями, личностно значимыми целями и эго-
центричностью; между мотивацией стремления к успеху и той же группой переменных — общественно значимыми целями, личностно значимыми целями и эгоцентричностью. Отрицательные значимые корреляции выявлены между тревожностью и переменными продуктивного компонента — предметностью и субъектностью.
У более настойчивых студентов из 40 возможных аналогичных корреляций выявлено только четыре значимые, все отрицательные. Корреляции выявлены между тревожностью и переменными продуктивного компонента — предметностью и субъектностью, между фрустрацией и той же группой переменных — предметностью и субъектностью.
Общим в соотношениях мотивационных переменных настойчивости и личностных характеристик у обеих групп испытуемых является наличие отрицательных корреляций между переменными результативного компонента, с одной стороны, и тревожностью и фрустрацией — с другой, хотя у менее настойчивых студентов корреляции этих переменных с фрустрацией не достигают даже уровня тенденции. Тревожность и фрустрация препятствуют достижению желаемого результата в проявлениях настойчивости и у той, и у другой группы студентов. Возможно, менее настойчивые, менее успешные, более ригидные студенты привыкают к часто возникающему у них состоянию разочарования, испытывают затруднения в своевременном изменении программы поведения. Отсутствие результата не является для них немедленным стимулом к изменению стратегии настойчивого поведения. Напротив, более настойчивые студенты быстрее реагируют на отсутствие желаемого результата. Можно предположить, что корреляция между фрустрацией и осмысленностью у менее настойчивых студентов свидетельствует о том же — они реагируют на фрустрацию скорее рефлексией, а не действием.
Личностные характеристики агрессивность и мотивация стремления к успеху коррелируют с переменными исследуемого свойства только в группе менее настойчивых студентов. Обе положительно с одной и той же группой переменных — общественно и личностно значимыми цели и эгоцентричностью. Агрессивность теснее связана с целями и мотивами настойчивого поведения у этой группы респондентов. По-видимому, в этой группе агрессивное поведение побуждается в большей степени эгоцентрическими мотивами. Агрессивность менее настойчивых студентов имеет социально опосредованный характер.
Проведенное исследование свидетельствует о наличии специфической взаимосвязи между переменными настойчивости и личностными характеристиками и дает основания для разработки коррекционной работы по оптимизации настойчивости (особенно в группе менее настойчивых студентов) с учетом ее соотношений с другими личностными характеристиками.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Баранова С.В. Специфика связей регуляторно-динамических переменных настойчивости с личностными характеристиками студентов // Актуальные проблемы социальной, дифференциальной психологии и психологии личности: материалы Международной
научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. — М.: РУДН, 2013. — С. 139—141. [Baranova S.V. Specifika svyazej reguljatorno-dinamicheskikh peremennykh nastojchivosti s lichnostnymi harakteristikami studentov // Aktualnye problemy socialnoj, dif-ferencialnoj psikhologii i psikhologii lichnosti: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh. — M.: RUDN, 2013. — S. 139—141.]
[2] Баранова С.В. Содержательно-смысловой аспект настойчивости у студентов // Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования. Часть 2: материалы IV Международной научно-практической конференции. — Ростов н/Д: Издательство СКНЦ ВШ ЮФУ, 2013. — С. 78—80. [Baranova S.V. Soderzhatelno-smyslovoj aspekt nastojchivosti u studentov // Innovacionnyj potencial subektov obrazovatelnogo prostranstva v uslovijakh modernizacii obrazovanija. Chast 2: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. — Rostov n/D: Izdatelstvo SKNC VSh JuFU, 2013. — S. 78—80.]
[3] Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2006. — № 1. — С. 63—73. [Krupnov A.I. Sistemno-dispozicionnii podhod k izucheniu lichnosti i euo svoistv // Vestnik RUDN. Seriya "Psikhologiya i pedagogika". — 2006. — No 1. — S. 63—73.]
[4] Крупнов А.И. Психодиагностика свойств личности и темперамента. — М.: МГУДТ, 2007. [Krupnov A.I. Psikhodiagnostika svojstv lichnosti i temperamenta. — M.: MGUDT, 2007.]
[5] Новикова И.А., Шляхта Д.А., Баранова С.В. Соотношение индивидуально-типических особенностей настойчивости и свойств темперамента студентов // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2013. — № 3. — С. 22—31. [Novikova I.A., Shlyakhta D.A., Baranova S.V. Sootnoshenie individualno-tipicheskikh osobennostej nastojchivosti i svojstv temperamenta studentov // Vestnik RUDN. Seriya «Psikhologija i pedagogika». — 2013. — № 3. — S. 22—31.]
[6] Новикова И.А. Индивидуально-типологический подход к исследованию черт личности: монография. — М.: РИО МГУДТ, 2013. [Novikova I.A. Individualno-tipologicheskij podkhod k issledovaniyu chert lichnosti: monografija. — M.: RIO MGUDT, 2013.]
[7] Krupnov A.I., Novikova I.A., Kozhukhova Y.V. Sistem-Functional Model of Personality Traits // Academic Journal of Interdisciplinary Studies. — 2013. — Vol. 2. — No 3. — P. 407—413.
PSYCHOLOGICAL SPECIFICITY OF PERSISTENCE IN STUDENTS
S.V. Baranova
Chair of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article is devoted to the problem of revealing the psychological features of persistence within the framework of the systemic-functional approach developed by A. I Krupnov. The results of the empirical research of the psychological structure of persistence and personality traits of students are considered.
Key words: system-functional approach, persistence, personality traits.