Научная статья на тему 'Сравнительный анализ корреляционной структуры уверенности старших школьников и студентов'

Сравнительный анализ корреляционной структуры уверенности старших школьников и студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
154
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Селиверстова М. А.

В статье представлен сравнительный анализ корреляций внутри мотивационно-смысловой и регуляторно-динамической подсистем уверенности старших школьников и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Comparative Analysis of the Correlation Structure of Confidence of Senior Schoolchildren and Students

The article submits the comparative analysis of the correlations inside the motivational-semantic and regulatory-dynamic subsystems of confidence of senior schoolchildren and students.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ корреляционной структуры уверенности старших школьников и студентов»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОРРЕЛЯЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УВЕРЕННОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ

М.А. Селиверстова

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье представлен сравнительный анализ корреляций внутри мотивационно-смысловой и регуляторно-динамической подсистем уверенности старших школьников и студентов.

В последнее время возрастает интерес к изучению индивидуальности человека как с точки зрения теоретической психологии, так и в связи с запросами образования, профориентации, психологического консультирования и т.п. В связи с этим остро дискутируются проблемы структуры личности и психологических проявлений индивидуальности, а также методов их изучения. Проблема уверенности уже давно занимает заметное место в научной психологической литературе. Это вполне естественно, так как уверенность представляет собой одно из наиболее важных базовых свойств личности. Данное свойство начинает формироваться еще в детстве, в старшем же школьном возрасте уверенность приобретает огромное значение для раскрытия способностей человека и дальнейшего определения его места в жизни.

Представленная обработка данных включала корреляционный анализ связей между мотивационно-смысловыми и регуляторно-динамическими переменными уверенности старших школьников и студентов (табл.).

Таблица

Кросс-корреляции регуляторно-динамических и мотивационно-смысловых переменных уверенности у старших школьников (п = 50) и студентов (п = 105)

Перемен- ные Школьники Студенты

об- ще- ст- вен- но зна- чи- мые цели лич- ност- но зна- чи- мые цели со- цио- цент- рич- ность эго- цент- рич- ность ос- мыс- лен- ность осве- дом- лен- ность пред мет- ность субъ- ект- ность об- щест- венно зна- чи- мые цели лич- ност- но зна- чи- мые- цели со- цио- цент- рич- ность эго- цент- рич- ность ос- мыс- лен- ность осве- дом- лен- ность пред- мет- ность субъ- ект- ность

Энергич- ность 27 30* 45** 48*** 23 36** 31* 49*** 28** 22* 16 18 23* 07 16 17

Аэнергич- ность 11 08 13 17 11 13 -03 01 29** 26** 16 -22** 23** 08 11 -19

Стенич- ность 38** 48*** 69*** 69*** 55*** 19 37** 49*** 26** 36*** 24* 32*** 20* 04 37*** 34***

Астенич- ность 17 08 51*** 29* 36* 34* 17 16 16 14 07 14 01 -17 19 41***

Интер- нальность 14 13 34* 19 28* 30* 39** 38** 23* 23* 08 10 31** 20* -03 -11

Экстер- нальность 16 07 16 09 25 47*** 03 13 08 01 02 -26** 24* 39*** -16 -49***

Операциональные трудности -19 -21 -16 -28* -21 18 -12 -16 02 -01 02 01 -08 23* -04 -02

Продолжение табл.

Перемен- ные Школьники Студенты

об- ще- ст- вен- но зна- чи- мые цели лич- ност- но зна- чи- мые цели со- цио- цент- рич- ность эго- цент- рич- ность ос- мыс- лен- ность осве- дом- лен- ность пред мет- ность субъ- ект- ность об- щест- венно зна- чи- мые цели лич- ност- но зна- чи- мые- цели со- цио- цент- рич- ность эго- цент- рич- ность ос- мыс- лен- ность осве- дом- лен- ность пред- мет- ность субъ- ект- ность

Личностные трудности -14 -07 -03 -10 -12 09 -09 -11 -08 -04 -12 -01 -12 27** -16 -14

Примечание. Нули и запятые опущены, значимые корреляции выделены — 5% — *; 1% — **; 0,1% — ***.

Здесь насчитывается практически равное количество значимых корреляций (у старших школьников — 24, а у студентов — 25 из 64 возможных).

Была выделена группа компонентов, имеющих статистически значимые связи между указанными переменными уверенности, одни из которых выявились у старших школьников, а другие у студентов.

Отметим, что в структуре уверенности старших школьников энергичность достаточно тесно связана с переменными мотивационно-смыслового блока (6 положительных статистически значимых корреляций из 8 возможных), а у студентов эти связи гораздо слабее (всего 3 положительные значимые корреляции).

В отличие от студентов у старших школьников выявлены связи между энергичностью и мотивационным компонентом (социоцентричность, эгоцентричность), осведомленностью и продуктивным компонентом (предметность, субъектность). Это свидетельствует о том, что энергичность уверенности старших школьников выражена очень сильно. Уверенное поведение старших школьников побуждается как намерением лучше освоить любое дело, получить одобрение со стороны окружения, желанием утвердиться в коллективе, так и желанием отстоять себя и свое право в решении проблем, проявить себя и свои способности. Их осведомленность в понимании уверенности не всегда оказывается правильной, так как уверенность они понимают как врожденное свойство личности, которое не поддается изменениям. Но это не так, уверенность в течение жизни можно развивать и корректировать. Уверенное поведение старших школьников, с одной стороны, способствует приобретению большого жизненного опыта, расширению контактов с окружающими людьми, а с другой стороны, уверенность в большей мере способствует преодолению возникающих трудностей, развитию упорства и настойчивости, улучшению внутреннего самочувствия.

У студентов же выявлены связи энергичности с общественно значимыми целями и с осмысленностью. Иначе говоря, действия студентов направлены на общество, то есть они стремятся быть уважаемыми людьми, чтобы их признавали в обществе, пытаются обрести надежных и верных друзей, заинтересованы поисками новой работы, а школьникам пока этого не нужно, так как они находятся под опекой родителей. Студенты осмысленно подходят к пониманию уверенности, и для них она в первую очередь — активное состояние человека. Они понимают, что уверенность можно развивать и совершенствовать.

У старших школьников не выявлено связей между мотивационно-смысловой подсистемой уверенности и аэнергичностью. А вот у студентов данные связи выявлены. Здесь аэнергичность взаимодействует с установочно-целевым компонентом (общественно значимые, личностно значимые цели), эгоцентричностью и осмысленностью. Непостоянство в проявлениях уверенности студентов одновременно может быть нацелено как на достижение общественного признания, получение нового жизненного опыта, так и на достижение материального благополучия и устройство семейной жизни. Они считают, что уверенное поведение человека побуждается его стремлением быть самостоятельным и независимым, намерением самоопределиться и реализовать свои возможности. Отчасти студенты понимают уверенность как самодостаточность личности, а также умение и способность владеть самими собой.

Астеничность уверенности старших школьников взаимосвязана с мотивационным компонентом (социоцентричность, эгоцентричность) и когнитивным компонентом уверенности (осмысленность, осведомленность). Иначе говоря, отрицательные эмоции при реализации уверенного поведения старших школьников связаны как со стремлением больше сделать или узнать, так и со стремлением улучшить свои бытовые условия. Глубина и точность когнитивных значений осмысленности и осведомленности играют важную роль в становлении уверенности школьников, но не всегда несут в себе положительные эмоции, так как школьники понимают уверенность как стремление показать себя и свои возможности, а также как природно-заданную характеристику человека, но не всегда с этим справляются.

У студентов астеничность связана лишь с субъектной сферой продуктивного компонента. Это показывает, что отрицательные эмоции, полученные от деятельности, сказываются именно на субъектной деятельности студентов. Иначе говоря, это способствует формированию упорства, настойчивости, развитию самостоятельности и инициативности.

Выявленные связи интернальности уверенности старших школьников с со-циоцентричностью и продуктивным компонентом (предметность, субъектность) свидетельствуют, что проявление уверенности зависит только от самого школьника и никакие неблагоприятные условия не могут помешать этому, а для этого нужно лучше осваивать новые дела, стремиться больше сделать и узнать больше нового. Уверенное поведение школьников способствует как большей результативности, так и уменьшению застенчивости и тревожности.

Интернальность уверенности студентов связана с установочно-целевыми намерениями. Иначе говоря, ставя перед собой какие-либо цели и задачи, студенты стараются их выполнять самостоятельно, и их уверенность в этом направлена как на достижение общественного признания, так и на совершенствование себя и своих способностей, реализацию желаний быть нужными людьми.

Наиболее сильно у студентов, в отличие от школьников, были выявлены связи между экстернальностью и эгоцентричностью, осмысленностью и субъ-ектностью продуктивного компонента, причем большая половина связей имеет отрицательные значения. Другими словами, на проявление уверенности, на ее

развитие влияют внешние условия, то есть те, которые окружают студентов, и они воспринимают это осмысленно, переживают если что-то получается не так, как должно быть.

Сравнительный анализ связей между переменными мотивационно-смысловой и регуляторно-динамической подсистем уверенности старших школьников и студентов также позволил выявить 11 значимых совпадающих корреляций и 26 незначимых из 64 возможных (58% совпадений).

Меньше всего совпадающих корреляций обнаружено у переменной «энергичность» — это всего одна значимая положительная связь с личностно значимыми целями. Следовательно, чем сильнее у субъекта (как у студента, так и у школьника) выражены личностные, субъектно значимые цели, тем ярче проявление динамических, поведенческих признаков уверенности.

Больше всего совпадающих корреляций (причем статистически значимых) имеет переменная «стеничность» эмоционального компонента. Таким образом, можно говорить о существовании достаточно устойчивых положительных связей данной переменной с мотивационно-смысловыми характеристиками уверенности (кроме осведомленности). Содержательно это означает, что чем сильнее выражены целевые, мотивационные, продуктивные переменные уверенности и ее осмысленность, тем более вероятно переживание субъектом (как студентом, так и школьником) положительных эмоций при реализации уверенного поведения.

Выделяются положительные статистически значимые связи между энергичностью и личностно значимыми целями уверенности старших школьников и студентов. Отметим, что личностно значимые цели школьников и студентов определяют меру интенсивности и вариативности в осуществлении энергичности и нацелены на удовлетворение своих желаний и планов, поддержание здоровья, на совершенствование себя и своих способностей, на реализацию желания быть нужными людьми.

Много совпадающих, но статистически незначимых корреляций имеют переменные рефлексивно-оценочного компонента (операциональные и личностные трудности). Этот факт свидетельствует о том, что как у студентов, так и у старших школьников трудности в реализации уверенности практически не связаны с переменными мотивационно-смыслового блока (за исключением прямой связи осведомленности и трудностей у студентов — чем более поверхностные представления об уверенности, тем больше трудностей).

Таким образом, сравнительный анализ корреляционных структур уверенности у старших школьников и студентов позволяет заключить, что наиболее постоянными (возможно, не зависимыми от возраста) являются достаточно тесные связи между большинством переменных мотивационно-смыслового блока (за исключением переменных когнитивного компонента). Об устойчивости выявленных соотношений между мотивационно-смысловыми переменными свидетельствует и тот факт, что аналогичные тесные связи для других черт личности были получены другими авторами ранее [2]. Также достаточно устойчивыми являются связи переменной стеничность как с другими регуляторно-динамическими харак-

теристиками уверенности, так и с переменными мотивационно-смыслового блока. На наш взгляд, это говорит о большой роли положительных эмоций в реализации уверенности, что совпадает с мнением представителей эмоционально-экспрессивного подхода к анализу данного качества личности. Отметим, что обе переменные трудностей относительно обособлены в корреляционных структурах, как у школьников, так и студентов. Выявлены достаточно устойчивые положительные связи этих переменных с аэнергичностью и астеничностью, что подтверждается и данными по другим качествам личности, а также — описанные выше связи осведомленности и трудностей в корреляционной структуре уверенности студентов.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Индивидуальные различия и проблема индивидуальности: Материалы Международной научно-практической конференции. 16—18 октября 2003 г. — М.: Уникум-Центр, 2003.

[2] Каргина Н.В. Сравнительное исследование любознательности, настойчивости и общительности студентов. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М.: Изд-во РУДН, 2005.

[3] Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». — 2006. — № 1(3). — С. 63—74.

[4] Ромек В.Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психологический вестник. Выпуск 1. Часть 2. — Ростов-н/Д: Изд-во РГУ, 1996. — С. 132— 138.

[5] Селиверстова М.А., Крупнов Д.А. Индивидуальные особенности и структура уверенности личности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». — 2004. — № 2. — С. 178—184.

THE COMPARATIVE ANALYSIS OF THE CORRELATION STRUCTURE OF CONFIDENCE OF SENIOR SCHOOLCHILDREN AND STUDENTS

M.A. Seliverstova

The Chair of Social and Differential Psychology Russian Peoples’ Friendship University

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article submits the comparative analysis of the correlations inside the motivational-semantic and regulatory-dynamic subsystems of confidence of senior schoolchildren and students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.