УДК 159.922.7+159.923.2
ББК Ю942-99 ГСНТИ 15.31.31 Код ВАК 19.00.07
Жемчугова Наталья Анатольевна,
кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии, конфликтологии и управления, Институт психологии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ И СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЮНОСТИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: общительность; темперамент; регуляторно-динамические аспект; продуктивно-смысловые аспект; корреляционный анализ; факторный анализ; структура общительности старших школьников и студентов.
АННОТАЦИЯ. Рассматриваются вопросы особенностей структуры общительности как черты личности в соотношении со свойствами темперамента на разных этапах юности.
Zhemchugova Natalya Anatolyevna,
Candidate of Psychology, Associate Professor, Department of Social Psychology, Conflict Resolution and Management, Institute of Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.
COMPARATIVE FEATURES OF SOCIABILITY WITH THE PROPERTIES OF TEMPERAMENT AT DIFFERENT STAGES OF YOUTH
KEY WORDS: sociability; temperament; regulatory and dynamic aspect; productive and meaningful aspect; correlation analysis; factor analysis; structure of sociability of senior pupils and students.
ABSTRACT. Specific features of the structure of sociability, traits of personality are discussed in correlation with the features of temperament at different stages of youth.
те или иные предметные отношения, но и интеллектуальные и результативные характеристики. С. Л. Рубинштейн, указывая на системную природу черт характера, отмечал, что они представляют собой сплав образа мыслей, чувств, побуждений действующего субъекта в единстве и взаимопроникновении с объективным течением и результатами его действия.
А. А. Бодалев замечает, что черта характера выступает как своеобразная интеграция более частных отношений к различным событиям окружающей действительности и по существу представляет собой единство знания, переживания и поведения. В. Д. Не-былицин, рассматривая различные аспекты активности человека, подчеркивал единство содержательных, динамических и результативных ее характеристик.
Методологической базой эмпирического исследования явился системный подход, в рамках которого сначала изучались компоненты и параметры общительности, а затем связи между этими параметрами и различными аспектами общительности. Полученные результаты были использованы при разработке психолого-педагогической программы развития общительности (см. рисунок 1).
© Жемчугова Н. А., 2014
Исследования различных черт характера, исходя из концепции целостно функциональной их организации, единства и взаимосвязи когнитивных, мотивационных, эмоциональных, динамических, регуляторных и продуктивных характеристик, позволяют заключить, что любую черту характера можно рассматривать как единую систему. Каждая черта характера может выступать как инструментально-смысловая система психологических признаков, обеспечивающих готовность и стремление субъекта к реализации того или иного предметного отношения определенным способом.
Общий смысл и новизна подхода состоит в доказательстве многомерной, системной организации черт характера, которая и подлежит сопоставлению со свойствами темперамента в целом, а не с отдельными поведенческими их признаками, которые не могут раскрыть всю полноту связей и отношений между свойствами темперамента и чертами характера.
В отечественной психологии был высказан ряд конструктивных идей о многомерном строении черт характера. Так, Б. Г. Ананьев утверждал, что отдельные черты характера включают в себя не только
Рисунок 1. Компоненты формирования общительности отдельных свойств и качеств человека в юношеском возрасте на основе многомерно-функционального анализа
Для проведения эмпирического исследования были использованы следующие методики:
• бланковый тест А. И. Крупнова «Общительность »;
• программу «Психология общения», включающую работу по составлению индивидуальных профилей или коррекционных карт по каждому компоненту общительности, индивидуальные и групповые упражнения;
• опросник для повторного измерения общительности А. И. Крупнова.
Ретестовая надежность «Опросника для повторного измерения общительности» проводилась посредством повторного тестирования одних и тех же испытуемых. Время между первым и вторым тестированием составило 6 месяцев.
Для изучения свойств темперамента была использована методика В. М. Русало-ва, представляющая вопросник из 105 вопросов.
Результаты исследования показали, что выбранные методики способствуют достижению поставленной цели психологического исследования: оптимизация социальной ситуации развития, формирование общительности в юношеском возрасте.
В своей работе мы рассматривали общительность как целостное, системное свойство личности. Анализ возрастных различий регуляторно-динамических переменных общительности учащихся старших классов и студентов (энергичности - аэнер-гичности, астеничности, интернальности -экстернальности) не показал значимых различий. По средним данным стеничности отмечается существенное их преобладание у студентов и различия значимы. Суммарные данные гармонических переменных общительности (энергичности, стеничности, ин-тернальности) выше у студентов и выявили значимые различия.
Итак, стеничность выступает важной переменной регуляторно-динамического
аспекта общительности, определяя специфику в связи с возрастными изменениями у студентов.
Таким образом, сопоставление корреляций регуляторно-динамических характеристик общительности позволило определить, что с возрастом теснота характеристик общительности усиливается, что указывает на большую организованность динамических признаков общительности у студентов.
Анализ различий средних показателей продуктивно-смысловых переменных общительности старшеклассников и студентов показывает, что средние значения показателей общительности продуктивно-смыслового аспекта существенно выше у студентов и различия значимы по социоцентричности, осмысленности, осведомленности, предметности, субъектности и их суммарным данным, эгоцентричности. Мотивационные, когнитивные и продуктивные переменные общительности у студентов наделены большими возможностями социоцентрических и эгоцентрических побуждений, глубиной ее понимания на уровне осмысленности и осведомленности. Определяющими в результативности межличностного взаимодействия студентов становятся продуктивно-смысловые переменные общительности. А регуляторно-динамический аспект общительности обеспечивает ее энергетическую основу как заданный в связи с природными особенностями индивида (5).
Инструментально-стилевой аспект общительности студентов показал относительно высокую положительную скомпанован-ность по всем показателям социоцентрично-сти, эгоцентричности, осмысленности, осведомленности, предметности, субъектности. Переменные мотивационного (социоцен-тричность - эгоцентричность), когнитивного (осмысленность - осведомленность), продуктивного (предметность - субъектность) компонентов выступают в единстве.
Вопрос о природе различных переменных общительности состоит в том, что регуляторно-динамический аспект в большей степени обусловлен природным фактором, свойствами темперамента, а мотивационнокогнитивный больше связан с условиями среды, организацией различных видов деятельности.
Регуляторно-динамический аспект общительности старших школьников и студентов характеризуется относительной устойчивостью зависимостей со свойствами темперамента. При этом у старших школьников наблюдается их преобладание. Можно полагать, что данный аспект общительности в большей мере связан с природными нейрофизиологическими особенностями индивида у старших школьников.
Анализ соотношения переменных продуктивно-смыслового аспекта общительности и свойств темперамента у учащихся старших классов показал, что значимые корреляции выявили социоцентричность, эгоцентричность, предметность, субъект-ность с показателями предметной и коммуникативно-речевой эргичности и их суммарными данными. Осмысленность и осведомлённость оказались значимо связанными с коммуникативно-речевой эргичностью,
предметным и коммуникативно-речевым темпом. Предметность и субъектность выявили положительные связи с предметной и коммуникативно-речевой пластичностью и их суммарными данными, социоцентрич-ность, эгоцентричность - с предметной и коммуникативно-речевой эргичностью, темпом, предметной пластичностью.
Коэффициенты корреляций переменных продуктивно-смыслового аспекта общительности и свойств темперамента студентов определили, что свойства темперамента в целом мало влияют на проявление переменных продуктивно-смыслового аспекта общительности студентов.
Структура общительности и темпера-ментальных составляющих у разных групп испытуемых (см. таблицу 1) распределилась следующим образом: первым номером у старшеклассников и студентов определились суммарные данные с отрицательным знаком; у старшеклассников - предметный темп с обратным знаком.
В третий фактор у обеих групп вошли темпераментальные характеристики: коммуникативно-речевая эргичность, предметная пластичность, предметный и коммуникативно-речевой темп, суммарные данные этих свойств. У студентов же помимо свойств темперамента в данный фактор включились коммуникативно-речевая пластичность, личностно-значимые и общественно-значимые цели, а у учащихся старших классов - предметная эргичность. Этот факт демонстрирует формирование общительности и её развитие в социальноличностном контексте. Четвертым номером также можно увидеть различия: у студентов прежде всего выделились суммарные данные мотивационно-смыслового аспекта, а также социоцентричность, осмысленность, предметная эргичность, предметная и коммуникативно-речевая эмоциональность.
У старшеклассников четвертый фактор определили: суммарные данные регуляторнодинамического аспекта, стеничность, коммуникативно-речевая эмоциональность.
Личностные цели и индивидуально-типологические характеристики - эргичность, предметная пластичность, предметный и коммуникативно-речевой темп в старше-
классников и студентов составили самостоятельное образование; в студенческом возрасте эти темпераментальные характеристики управляются личностно значимыми и общественно значимыми целями. Ас-теничность, экстернальность, личностные и операциональные трудности у старших школьников определяются предметным темпом. Коммуникативно-речевая эмоциональность старшеклассников способствует проявлению стеничности и вступает в про-
тиворечие с личностно значимыми целями. У студентов предметная и коммуникативноречевая эмоциональность, предметная эргичность определяются социоцентрической мотивацией, осмысленностью и суммированием продуктивно-смыслового аспекта общительности. Из полученных данных видно, что динамические, природные характеристики с возрастом в большей мере соотносятся с инструментально-стилевыми составляющими общительности.
Таблица 1.
Структура общительности и темпераментальные составляющие у разных групп испытуемых
Переменные Старшие школьники Студенты
общительности и свойства темперамента Факторы Факторы
I II III IV I II III IV
Энергичность 50 -55 15 29 49 -61 28 05
Аэнергичность -02 18 12 -07 -07 68 01 04
Стеничность 47 09 13 60 46 -47 25 28
Астеничность 03 87 -03 08 01 81 -12 13
Интернальность 65 -22 -27 17 58 -29 -03 02
Экстернальность 04 79 -09 07 14 83 07 -13
Регуляторно-динамический аспект (X) 61 -22 01 55 64 -57 18 13
Социоцентричность 69 -03 22 20 53 -30 -09 51
Эгоцентричность 75 23 17 -02 74 13 -13 05
Осмысленность 50 08 36 16 41 -03 -11 57
Осведомлённость 79 08 08 02 79 23 04 -02
Предметность 76 -08 26 -07 73 -26 15 00
Субъектность 77 -14 08 12 66 -22 26 -00
Мотивационно-смысловой аспект (X) 83 01 35 08 75 -28 00 42
Цели личностно значимые 15 19 07 -46 11 13 46 18
Цели общественно значимые 46 -01 09 -25 17 15 41 20
Трудности личностные 02 66 -08 -10 -22 76 -24 14
Трудности операциональные 04 76 -04 -24 -23 83 06 04
Эргичность предметная 33 -10 59 -32 03 11 38 48
Коммуникативно-речевая 22 -19 58 -38 13 -33 51 -18
Пластичность предметная 27 -37 55 -08 17 -27 58 -04
Коммуникативно-речевая 13 18 26 37 25 -04 54 -10
Темп предметный 14 -42 81 17 04 -13 70 -07
Коммуникативно-речевой 24 -25 48 18 01 -18 65 -20
Эмоциональность предметная -14 22 36 29 -13 29 07 60
Коммуникативно-речевая 09 21 22 59 -17 24 23 57
Примечание: нули и запятые опущены. Значимые веса выделены жирным шрифтом.
Таким образом, в старшем школьном и студенческом возрасте отмечается специфическое влияние свойств темперамента на переменные регуляторно-динамического и продуктивно-смыслового аспектов, что указывает на возможности саморегуляции, управляемости и успешности в достижении личностно значимых и общественно значимых целей. У старших школьников свойства темперамента в большей мере соотносятся с регуляторно-динамическими переменными, определяя непроизвольность,
эмоциональность общительности. У студентов же продуктивно-смысловые переменные определяют взаимосвязь со свойствами темперамента.
Проведенное нами исследование вносит определенный вклад в обоснование и решение проблемы развития общительности у старших школьников и студентов. Перспективным направлением научных исследований может стать дальнейший научный поиск, разработка новых методов и технологий успешного развития черт личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб. : Питер, 2002.
2. Белоус В. В. Опыт построения психологии полиморфной индивидуальности // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 5. С. 100-107.
3. Бодалёв А. А. Феномен понимания другого и определяющие его факторы // Мир психологии. 2001. № 3. С. 12-16.
4. Жемчугова Н. А. Развитие общительности во взаимосвязи со свойствами темперамента в учебной деятельности у старших школьников и студентов : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Н. А. Жемчугова ; УрГПУ. - Екатеринбург, 2009. - 21 с.
5. Крупнов А. И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойство // Вестник РУДН. М., 2006. № 1 (3). С. 63-73.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2009.
7. Русалов В. М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 19-32.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. И. Г. Липатникова.