Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ИГМА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ИГМА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / DISTANCE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елисеева Елена Владимировна, Исакова Лариса Сергеевна

В статье рассматриваются особенности социально-психологической адаптации в зависимости от формы организации учебного процесса (классическое и дистанционное) у студентов первых курсов Ижевской государственной медицинской академии. На основе проведенного исследования выявлено, что социально-психологическая адаптация у студентов Ижевской государственной медицинской академии происходит волнообразно: начинается на первом курсе, к концу учебного года после первой сессии происходит дезадаптация и на втором курсе процесс адаптации повторяется. Особенности условий обучения (классическое и дистанционное) по-разному влияют на социально-психологическую адаптацию студентов медицинского вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елисеева Елена Владимировна, Исакова Лариса Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF ISMA STUDENTS IN DISTANCE LEARNING

The article considers the features of socio-psychological adaptation depending on the form of organization of the educational process (classical and distance) among students of the first courses of the Izhevsk State Medical Academy. On the basis of the study, it was revealed that socio-psychological adaptation in students of the Izhevsk State Medical Academy takes place in a wave-like manner: it begins in the first year, by the end of the school year after the first session, desadaptation occurs and in the second year the adaptation process is repeated. The peculiarities of the educational conditions (classical and distance) differently affect the socio-psychological adaptation of medical students

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ИГМА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК: 378.147.88:159.9:378.661(470.51-25) СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ИГМА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

ЕЛИСЕЕВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

канд. мед. наук, доцент кафедры нормальной физиологии ФГБОУ ВО

«Ижевская государственная медицинская академия», г. Ижевск (Россия).

E-mail: norm-phys_igma@mail.ru ORCID ID 0000-0001-5693-2470

ИСАКОВА ЛАРИСА СЕРГЕЕВНА доктор мед. наук, профессор, зав. кафедрой нормальной физиологии ФГБОУ ВО «(Ижевская государственная медицинская академия», г. Ижевск (Россия). E-mail: norm-phys_igma@mail.ru ORCID ID 0000-0001-5658-7814

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются особенности социально-психологической адаптации в зависимости от формы организации учебного процесса (классическое и дистанционное) у студентов первых курсов Ижевской государственной медицинской академии. На основе проведенного исследования выявлено, что социально-психологическая адаптация у студентов Ижевской государственной медицинской академии происходит волнообразно: начинается на первом курсе, к концу учебного года после первой сессии происходит дезадаптация и на втором курсе процесс адаптации повторяется. Особенности условий обучения (классическое и дистанционное) по-разному влияют на социально-психологическую адаптацию студентов медицинского вуза.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, дистанционное обучение.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF ISMA STUDENTS IN

DISTANCE LEARNING

ELISEEVA ELENA VLADIMIROVNA

Candidate of medical sciences, associate professor of the Department of

Normal Physiology, FSBOU VO "Izhevsk State Medical Academy," Izhevsk (Russia). ORCID ID 0000-0001-5693-2470 ISAKOVA LARISA SERGEEVNA

Doctor of Medical Sciences, professor, manager of the Department of Normal Physiology, FSBOU VO "Izhevsk State Medical Academy," Izhevsk (Russia). ORCID ID 0000-0001-5658-7814 ABSTRACT

The article considers the features of socio-psychological adaptation depending on the form of organization of the educational process (classical and distance) among students of the first courses of the Izhevsk State Medical Academy. On the basis of the study, it was revealed that socio-psychological adaptation in students of the Izhevsk State Medical Academy takes place in a wave-like manner: it begins in the first year, by the end of the school year after the first session, desadaptation occurs and in the second year the adaptation process is repeated. The peculiarities of the educational conditions (classical and distance) differently affect the socio-psychological adaptation of medical students.

Keywords: socio-psychological adaptation, distance education

Сегодня необычайно актуализируется проблема адаптации и самоадаптации личности, формирования ее социальной и профессиональной идентичности, однако практический аспект проблемы адаптации личности студента остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения, относительно меняется молодое студенческое поколение и соответственно должна изменяться технология работы педагогов - [1].

Адаптация к условиям существования - процесс непрерывный, т.к. мы постоянно сталкиваемся с новыми реалиями. Ярким свидетельством этого является 2020 год, года всю страну закрыли на самоизоляции, а ВУЗы перевели на дистанционное обучение, которого они не могли добиться несколько лет (в частности в ИГМА).

Таким образом возникла абсолютно новая ситуация не столько для студентов, сколько для педагогов, которые должны были организовать учебный процесс в новых реалиях, для чего очень важно знать психоэмоциональную характеристику обучаемого контингента.

Исходя из вышесказанного, цель нашей работы - выявить особенности социально-психологической адаптации студентов медицинского вуза в новых для всех участников образовательного процесса условиях.

В опросе по методике диагностики социально-психологической адаптации по К.Роджерсу и Р.Даймонду - [3] приняло участие 24 волонтера - студенты лечебного факультета ИГМА на протяжении двух лет.

Социально-психологическая адаптация может реализоваться через механизмы самовосприятия, принятия других, эмоционального комфорта, интернальности, доминирования и эскапизма - [2]. Изменение этих механизмов способствует наиболее эффективной адаптации студентов к условиям учебы в медицинском ВУЗе. Так, в целом практически все студенты быстро адаптировались к условиям обучения в вузе, но при этом на разном этапе исследования происходило изменение роли различных механизмов адаптации, в частности, произошло повышение адаптивности за счет перехода из средней зоны в высокую и снижение степени дезадаптивности - [4].

Методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда оценивает интегральные показатели «адаптация», «самовосприятие», «лояльность» («приятие/неприятие других»), «интернальность», эмоциональная комфортность, «доминирование» и «эскапизм».

Проведенное исследование показало, что интегральный показатель «самоприятие» у студентов Ижевской медицинской

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2021 Б -спец выпуск

академии значительно вырос к концу первого года обучения, когда не было зимней экзаменационной сессии, а, следовательно, не было значительных психо-эмоциональных нагрузок. Однако первая сессия вызвала значительное падение этой самооценки, но при этом не увеличился показатель «неприятие себя» (студенты высоко оценивают свои личностные характеристики и полностью ими удовлетворены).

Отрадно отметить, что студенты ИГМА по результатам анкетирования, показали хорошее отношение к окружающим, высокую потребность в общении, взаимодействии и совместной деятельности. При этом следует отметить, что у незначительной части студентов экзамены несколько негативно повлияли на этот показатель (привели к снижению), но оставались в рамках зоны комфорта, т.е. не вызвали неприятия других. Условия дистанционного обучения привели к повышению данного показателя.

На протяжении наблюдения выявлено, что основная масса студентов чувствовала себя вполне комфортно уже в первом семестре, что может говорить о благоприятной обстановке в вузе, когда студент ощущает уверенность, спокойствие, удобство, не боится свободно выражать свои чувства, оптимистичен и всем доволен. Особенно вырос этот показатель в условиях дистанционного обучения. Вероятно, это связано с тем, что студентам не надо было ходить на лекции и занятия, и появилась возможность работать в удобном режиме.

Высокий уровень внутреннего контроля при умеренном внешнем контроле, т.е. способность брать на себя ответственность за происходящее, за результаты деятельности, который был выявлен у наших студентов, позитивно влияют на адаптацию и процесс обучения, потому что обучающиеся уверенны в

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2021 Б -спец выпуск

себе, могут самостоятельно принимать решения, не дожидаясь дополнительного контроля. Таким образом, можно считать, что у них золотая середина между внешним и внутренним контролем.

Оценка интегрального показателя «доминирование» показывает, что у большинства студентов медицинского вуза уровень мотивированности, стремление к лидерству в решении задач на протяжении обучения растет, но есть часть студентов, которым требуется руководство, они не могут самостоятельно выполнять поставленные кем-то задачи. При этом стоит отметить, что условия дистанционного обучения показали негативную тенденцию в отношении этих качеств (незначительное снижение доминирования и рост ведомости).

Показатель «эскапизм» (уход от проблем, избегание проблемных ситуаций) у студентов ИГМА находился в зоне комфорта, но отмечалась тенденция к снижению этого показателя, т.е. если сначала студенты часто надеялись на то, что проблема сама как-нибудь решится, то по мере обучения в медицинской академии, они начали вовремя принимать меры по ликвидации академических долгов.

Сравнивая уровень социально-психологической адаптации по результатам анкетирования в начале обучения (1-й семестр первого курса) и в конце второго курса (на дистанционном обучении), выявлено увеличение по показателям «адаптивность», «самоприятие», «эмоциональная комфортность» (р 0,001), «приятие других» (р 0,019), «интернальность» или самоконтроль (р 0,003) и «доминиро-вание» (р 0,019), а по показателю «эскапизм» отмечено снижение (р 0,001).

Таким образом, проведенное исследование показало, что студенты Ижевской государственной медицинской академии практи-

чески полностью адаптировались к концу первого курса, однако первая сессия вызвала незначительную дезадаптацию, при этом уровень адаптированности не вышел за пределы комфортных значений. На втором курсе произошел подъем адаптации за счет личностных качеств студентов, таких как высокая самооценка и приятие других, стремление к доминированию и высокая мотивированность к учебному процессу. Условия дистанционного обучения оказали двоякое влияние на обучающихся. С одной стороны, студенты легко адаптировались к этим условиям, у них повысилась оценка себя и окружающих, им было эмоционально комфортно. С другой стороны, несмотря на высокие оценки, результаты такого обучения в следующем семестре показали, что студенты не усвоили пройденный материал, плохо ориентируются в полученной информации и не могут ее анализировать.

Список литературы:

1. Живаев Н.Г. Социально-психологические закономерности взаимосвязи адаптации студентов с образом вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н.Г. Живаев. - Ярославль, 2009. - 25 с.

2. Иванова А.И. Социально-психологическая адаптация: классификация и механизмы / А.И. Иванова // Вестник Университета: Раздел VI. Педагогика, психология, социология, философия. - 2014. - № 9. - С 255-258.

3. Куприянов Р.В. Психодиагностика стресса: практикум / Р.В. Куприянов, Ю.М.Кузьмина // Казан, гос. технол. ун-т. - Казань: КНИТУ, 2012. - С. 93-99.

4. Шукуров Ф.А., Халимова Ф.Т., Меликова Н.Х., Арабзода С.Н. Психоэмоциональное состояние студентов в сравнении с их успеваемостью -// Биологияи интегративная медицина 2020, 4, 116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.