СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1/2020
научного и методического контроля качества образования в современных условиях. Список использованной литературы:
1. Бегимкулов У.Ш. Теория и практика организации и управления информатизации в педагогических образовательных процессах: Дис. ... д-ра пед. наук. - Ташкент, 2007. - 265 с.
2. Гаврилов Н.А. Моделирование дистанционной образовательной среды в системе повышения квалификации работников образования: Дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2007. -141 с.
3. Абду^одиров А.А, Пардаев А.Х. Масофали у^итиш назарияси ва амалиёти / Теория и практика дистанционного обучения. - Ташкент: Фан, 2009. -145 с.
4. Джураев Р.Х. и другие. Педагогик атамалар лугати / Словарь педагогических терминов. - Ташкент: Фан, 2008.-195 с
5. Амбросенко Р.Н. Модельно-алгоритмическое обеспечение процессов обработки информации в образовательных средах дистанционного обучения: Дис. ... канд. пед. наук. - Красноярск, 2007. -132 с.
© Аскаров А.Д., 2020
УДК 376
О.В. Байдикова
учитель - логопед МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 25 с. Ясные Зори Белгородского района Белгородской области", РФ E-mail: [email protected] В.А.Бронникова воспитатель
МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 25 с. Ясные Зори Белгородского района Белгородской области", РФ E-mail: valentinabronnikova@mail. ru Н.Н. Черемных воспитатель
МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 25 с. Ясные Зори Белгородского района Белгородской области", РФ E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация
В статье поднимается проблема социализации детей с ОВЗ. Рассматриваются факторы, которые влияют на процесс социализации. Автор анализирует возможность личностного развития детей с ОВЗ. Опираясь на исследования ученых, автор выделяет три группы психологических особенностей детей с ОВЗ.
Ключевые слова: Социализация, дети с ОВЗ, личность, общество, семья.
В настоящее время одним из главных направлений деятельности Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения и даже Министерства труда и социального развития являются проблемы
1 73 }
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1/2020
воспитания, обучения, социализации детей с отклонением в развитии.
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в отсутствии понимания со стороны взрослого сообщества. Потому что они не всегда обращают внимание на самостоятельность ребенка, его общественную ценность отдельной личности. Это приводит к внутреннему конфликту и задержке личностного развития детей с ОВЗ.
Практика говорит о том, что каждый ребенок с дефектом развития может стать полноценной личностью. При определенных условиях он может развиваться духовно, обеспечивать себя материально и может быть полезен обществу. И для этого ребенку нужно стать полноправным членом общества.
Социализация - процесс становления личности, усвоением индивидом ценностей, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе. Первичная социализация, которая является фундаментом функционирования человека, происходит в семье.
Процесс социализации - процесс взаимодействия личности и общества. Личность человека формируется под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли людей, действующих хаотично или поставленным целям. Важно понимать, что человек не выступает как пассивное существо, которое отражает внешнее воздействие. Он выступает как субъект собственного формирования и развития.
Попадая в коллектив сверстников, дети с ОВЗ учатся быть самостоятельными, берут на себя ответственность за решение посильных задач. Одним из направлений социализации детей с ОВЗ является цель научить ребенка коммуникабельности и самостоятельности. Для них учебный процесс важен не только получением знаний, но и созданием социальной адаптации и развития психологических особенностей, а целью педагогического процесса - развитие нравственной, творческой личности.
Для ребенка с ОВЗ детский коллектив является мощным ресурсом развития. Нельзя научить общаться со сверстниками, изолировав от них. От отношения к нему других детей зависит его мотивация и душевное состояние. Развитие познавательной деятельности ребенка с ОВЗ имеет психологические особенности, которые важно учитывать. Педагоги должны уметь решать сложные проблемы, связанные с социально -эмоциональным, интеллектуальным развитие таких детей, оказывать им всестороннюю поддержку, которая будет способствовать успешной социализации.
Исследователи выделяют в личности ребенка с ОВЗ особенности, которые затрудняют его социальное развитие. Г.Л. Андросова предложила вариант изучения этих особенностей и разделила их на три группы: «Я как самоценность», «Я и ты», «Я и мир»
Первую группу определяют такие свойства, как неадекватность самооценки, отсутствие устойчивой иерархии мотивов и неспособность к целеустремленным действиям.
В составе второй группы особенности личности детей с ОВЗ рассматриваются через деловое и межличностное общение, а также через особенности поведения.
Е. И. Развуван обращает внимание на то, что дети с ОВЗ испытывает трудности при общении с окружающими. У них не развита инициатива в общении. Дети с ОВЗ легко вступают в контакт с родственниками и близкими друзьями, а общение с незнакомыми людьми вызывает наибольшие проблемы.
Третья группа имеет в основе своеобразное представление об окружающей среде, понятие о ценностных ориентирах. Представления об окружающем мире неполны, они не отражают существующих взаимоотношений.
Таким образом, несмотря на наличие специфических особенностей, у детей с ОВЗ есть возможность личностного развития. Целесообразно говорить о психологических резервах процесса социализации относительно детей с ОВЗ и о том, что сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависит от педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности.
Список использованной литературы: 1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
-( )-
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1/2020
2.Мамайчук И. М. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии: Учебное пособие. СПб., 2000.
3. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями. Учебный план и программы по специализации / Под ред. А. Г. Пашкова и Н. С. Степашова. Курск, 1996.
© Байдикова О.В., Бронникова В.А., Черемных Н.Н., 2020
УДК 037
Забусова Е. И.
учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №12»
г. Белгород. РФ E - mail:[email protected] Толмачева В. В.
учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №12»
г. Белгород. РФ E - mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Выразительному чтению как средству эстетического воспитания младших школьников сегодня уделяется значительное внимание. Об этом свидетельствуют требования программы, специальные указания в методических пособиях, различные рекомендации.
Ключевые слова
В первом классе школы мы знакомим учеников с рифмой и ритмом. В процессе чтения учащиеся отмечают, что концы строк произносятся похоже (рифмуются).
Выразительному чтению как средству эстетического воспитания младших школьников сегодня надо уделять много внимания. Об этом свидетельствуют требования ФГОС, рекомендации и указания психологов.
В настоящее время учителя не уделяют достаточного внимания выразительному чтению лирические. Это объясняется, прежде всего нехватке времени на уроке чтения.
Стоит обращать внимание как на внутренний мир героя, переживания человека так и на картины природы.
Надо формировать у учащихся видеть зависимость между главной мыслью и выразительным звучанием художественного произведния.
Особенность стихотворной речи - ее повышенную эмоциональность. В стихотворениях предметом изображения становятся переживания. Учитель проверяет впечатления детей, возникших у учащихся.
Работу нужно начинать с подготовки детей к чтению лирического произведения. На первом этапе настраиваем ребят на анализ текста, вызываем представления образов и картины стихотворения, познакомить с автором, выяснить значения новых и труднопроизносимых слов.
Теперь можно приступить к первичному осознанному чтению, комбинированное чтение, прослушивание текста, выразительное чтение стихотворения учителем, самостоятельное чтение про себя .Необходимо использовать беседу с опорой на личные наблюдения и опыт детей, а также такие виды искусства , как живопись и музыка .Учеников необходимо вовлечь в активную творческую деятельность на основе текста художественного произведения. Этому содействует выразительное чтение лирического произведения. Главная цель учителя -добиваться того, чтобы учащиеся овладели, почувствовали верные его