Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖНЫХ СТРАН (НА ПРИМЕРЕ ЯПОНИИ,КИТАЯ,ГЕРМАНИИ И США)'

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖНЫХ СТРАН (НА ПРИМЕРЕ ЯПОНИИ,КИТАЯ,ГЕРМАНИИ И США) Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогический опыт / детство / охрана здоровья детей / развивающая среда / игровая деятельность / воспитатель. / speech development / form of education / education / communication / exemplary speech / requirements.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Тошматова З.Ж.

В данной статье проанализированы особенности системы дошкольного образования зарубежных стран. Выделен положительный опыт и особенности образовательной системы некоторых стран, проведено сравнение системы дошкольного образования нашего и зарубежных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE PRESCHOOL EDUCATION SYSTEM IN FOREIGN COUNTRIES (USING THE EXAMPLE OF JAPAN, CHINA, GERMANY AND THE USA)

This article analyzes the features of the preschool education system in foreign countries. The positive experience and features of the educational system of some countries are highlighted, and the preschool education system of ours and foreign countries is compared.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖНЫХ СТРАН (НА ПРИМЕРЕ ЯПОНИИ,КИТАЯ,ГЕРМАНИИ И США)»

Тошматова З.Ж. преподаватель Кокандский государственный педагогический институт

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖНЫХ СТРАН (НА ПРИМЕРЕ ЯПОНИИ,КИТАЯ,ГЕРМАНИИ

И США)

Аннотация. В данной статье проанализированы особенности системы дошкольного образования зарубежных стран. Выделен положительный опыт и особенности образовательной системы некоторых стран, проведено сравнение системы дошкольного образования нашего и зарубежных стран.

Ключевые слова: педагогический опыт; детство; охрана здоровья детей; развивающая среда; игровая деятельность; воспитатель.

Toshmatova Z.J. associate professor Kokand State Pedagogical Institute

FEATURES OF THE PRESCHOOL EDUCATION SYSTEM IN FOREIGN COUNTRIES (USING THE EXAMPLE OF JAPAN, CHINA,

GERMANY AND THE USA)

Abstract. This article analyzes the features of the preschool education system in foreign countries. The positive experience and features of the educational system of some countries are highlighted, and the preschool education system of ours and foreign countries is compared.

Key words: speech development, form of education, education, communication, exemplary speech, requirements.

В стандарте дошкольного образования выделяются требования к образовательной программе, к условиям ее реализации и результатам освоения. Образовательная программа дошкольного образования рассматривается как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуального развития детей. Здоровье один из самых важных и значимых факторов в жизни ребенка. Здоровый ребенок - счастливый ребенок и это залог успеха. Главной задачей взрослых является воспитать у детей с самых ранних лет жизни уважение к собственному здоровью и способность беречь его. Особо серьезное отношение к здоровью ребенка можно отметить в Японии. В каждом детском саду есть коллектив медицинских работников, в состав которых

входит: доктор, медицинская сестра, стоматолог, фармацевт, куратор здоровья. Каждый детский сад оснащен бассейном и даже во время каникул дети могут приходить и плавать в нём.

В Германии для поступления ребенка в сад не требуется никаких справок и анализов. На карантин группы не закрывают. Просто у входа вывешивают объявление для родителей, чтобы те обратили внимание на своих детей. Почти в каждой группе можно встретить ребенка с кашлем, насморком и даже температурой, он спокойно играет с другими детьми и никаких ограничений для него нет. Шапки признаются немцами только при пятиградусном морозе и то не всегда, однако, в России, при нуле градусов ребенок одет уже достаточно тепло и обязательно в головном уборе.

В Китае особое внимание уделяется зрению. Здесь имеются большие проблемы со зрением уже с раннего возраста, не редко даже в фильмах можно увидеть китайского ребенка в очках. Для зрения детей в группе должна быть создана комфортная среда: без ярких цветов, которые бросаются в глаза, без тусклости, развивающая эстетический вкус.

В Соединенных Штатах Америки не только заботятся о здоровье дошкольников, но и введено правило: включение в обычную группу детского сада детей с ограниченными возможностями здоровья. Вместе с ними находятся тьюторы. Дети как правило проходят через те же ситуации, что и остальные члены группы, и только при необходимости им оказывается помощь.

По мнению Л.С. Выготского игра - «это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.» Эту же мысль можно проследить в определении Ж. Фабру игра - «окно в мир взрослой жизни». «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский. Таким образом игра - основной вид деятельности на всём протяжении дошкольного детства. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. В детских садах Японии распространена свободная игра. Свободная игра заключается в том, что ребенок делает, что хочет - рисует, строит модели, участвуют в сюжетно-ролевых и в дидактических играх. Свободная игра заключается в том, что она свободна от вмешательства взрослого и все возникшие ситуации, конфликты дети решают самостоятельно, учатся находить компромисс, налаживать отношения между собой. Дети не жалуются воспитателю. Что касается совместной игры с воспитателем, то здесь идёт упор на игры с большой физической активностью - бег, танцы, игра с мячом. Каждая игра направленна на решение проблемы с лишним весом, которая актуальна не только в Японии, но и всём мире. Если воспитатель заметит, что ребенок играет с каким-то предметом, не предназначенным для играли для какой-то деятельности, то он предложит

детям оформить этот предмет и придумать всем вместе игры с ним. Так же дети играют в игры, в которых они выполняют реальные действия. Детям могут дать краску и кисти и сказать, что необходимо покрасить забор на участке. Дети сталкиваются с настоящей задаче и с большим удовольствием выполняют ее тщательно и до конца. Детские сады Японии так же поощряют детей за бег и крик, воспринимая детей такими, какие они есть. Драки разрешаются, воспитатель не лезет в них, а только дает понять после как сделать лучше обеим сторонам в решении конфликта, так как виноват каждый. Драка является важным социальным опытом, а не асоциальным поведением. Ставя в сравнение Японии Китай, необходимо отметить, что каждое действие ребенка находится под строгим наблюдением. В играх дети пассивны, послушны, соблюдают дисциплину и всегда находятся возле взрослого. В детском саду запрещено плохое поведение, отказ от подчинения взрослого. Плохое поведение пресекается тут же. В ссоры детей воспитатель вмешивается сразу, не давая им разгореться. Весь день, который проводит китайский ребенок в детском саду, очень загружен и поэтому время на игру остается мало. По нашему мнению, китайская система в отношении игры очень сурова, ведь нельзя ребенка лишать самого главного в его детстве, необходимо стараться включать игровые моменты даже на занятиях. Требования к воспитателю. Воспитатель - ключевая фигура в воспитании ребенка дошкольного возраста. Родители приводят ребенка в детский сад утром и забирает вечером. Воспитатель заменяет маму и папу ребенку на момент его нахождения в детском саду. На него накладывается огромная ответственность за моральное состояние ребенка, за его настрой, комфорт, да и за саму жизнь. Требования, предъявляемые к педагогам детского сада Китая, достаточно высоки, поскольку воспитатели играют важную роль в реализации задач дошкольного образования. Воспитатели должны быть последовательными, спокойными и твердыми и никогда не должны сердиться. Им следует абсолютно ясно давать понять детям, что от них требуется, а что нельзя делать. Главная задача - занять детей полностью. В китайском детском саду у воспитателя и детей нет свободного времени. Свободное времяпровождение считается бесцельным. В китайском детском саду можно встретить мужчину-воспитателя и это не редкость. Это положительно влияет на процесс гендерного воспитания детей. Группа похожа на семью: мама, папа и дети. В Японии большинстве же детских садов придерживаются главной задачей воспитателей - научить детей быть послушными. Постоянная смена воспитателя на группе способствует не привыканию ребенка к нему, так как по мнению японцев, привязанность приводит к слишком сильной зависимости ребенка от взрослого. Если же педагог по каким-то причинам невзлюбил ребенка, эта ситуация тоже не будет очень тяжелой. Возможно, с другим воспитателем у ребенка сложатся дружеские отношения и он не будет думать, что все взрослые его не любят. Чтобы стать воспитателем детского сада в Японии,

нужно отучиться два года в институте или в университете. Квалификация присваивается по результатам письменного тестирования. С помощью тестов проверяются информированность и память. А вот отношение к детям и способность с ними работать таким способом проверить невозможно. Поэтому в японских детских садах работает много людей, которые не любят детей. Таким образом, теоретический анализ опыта зарубежных систем позволяет нам сделать вывод, что элементы данных систем, несмотря на множество отличительных черт, могут быть полезными для отечественного дошкольного образования и способствовать повышению его эффективности.

Использованные источники:

1. Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях / Т.Л. Богина. Мозаика-синтез, 2006.

2. Денисова, Р.Р. Детский сад по-японски // Управление ДОУ. 2003, №5.

3. Зебзеева, В.А. Дошкольное образование за рубежом: история и современность / В.А. Зебзеева. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 128 с.

4. Турченко, В. Из опыта работы в немецком детском саду // Дошкольное воспитание. 2006. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.