Научная статья на тему 'Системы дошкольного образования за рубежом: их педагогический потенциал'

Системы дошкольного образования за рубежом: их педагогический потенциал Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5934
676
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системы дошкольного образования за рубежом: их педагогический потенциал»

УДК 373.2

Системы дошкольного образования за рубежом: их педагогический потенциал

Сазонова Д.С., Зебзеева В.А.1

В настоящее время пристальное внимание общественности приковано к организации дошкольного образования, к созданию проектов обеспечивающих условия для качественного дошкольного образования.

Это связано с введением в практику стандарта дошкольного образования. Дошкольное образование стало первой ступенью образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подчеркивает самоценность дошкольного детства, необходимость создания условий для раскрытия потенциальных сил и возможностей каждого ребенка [5].

Как и в любом стандарте, в стандарте дошкольного образования выделяются требования к общеобразовательной программе, к условиям реализации программы и результатам освоения образовательной программы дошкольного образования. Общеобразовательная программа дошкольного образования, рассматривается, как программа психологопедагогической поддержки позитивной социализации и индивидуального развития детей.

Большой педагогический потенциал содержится в зарубежных системах, которые имеют свою историю, традиции. Их изучение может способствовать решению проблем, связанных с организацией дошкольного образования, возникающих в России. В своём исследовании нами была предпринята попытка на основе анализа организации систем дошкольного образования за рубежом, выделить идеи, которые можно применить в построении системы дошкольного образования в России.

Мы проводили анализ зарубежных систем дошкольного образования по вопросам организации физического воспитания детей дошкольного возраста, создания развивающей среды, организации игр детей и выделения требований к воспитателю дошкольного образовательного учреждения. Как показал анализ, в каждой системе есть свои особенности, плюсы и минусы, нестандартные подходы к воспитанию детей. Поражает организованность дошкольников в японском детском саду. Сразу возникают вопросы: «Какими приемами, методами это достигается?». Здоровый ребенок - счастливый ребенок, и это - залог успеха. Г лавной задачей во многих системах дошкольного образования является воспитание у детей с самых ранних лет жизни уважения к собствен-

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет» г. Оренбург, Россия.

ному здоровью и желания беречь его. Особо серьезное отношение к здоровью ребенка можно отметить в Японии. Об этом свидетельствует тот факт, что в каждом детском саду за здоровьем ребенка следит коллектив медицинских работников, в состав которого входит: доктор, медицинская сестра, стоматолог, фармацевт, куратор здоровья. Каждый детский сад оснащен бассейном и даже во время каникул дети могут приходить и плавать в нём [3].

А в Г ермании для поступления ребенка в сад не требуется никаких справок и анализов. На карантин группы не закрывают. Просто у входа вывешивают объявление для родителей, чтобы те обратили внимание на своих детей. Почти в каждой группе можно встретить ребенка с кашлем, насморком и даже температурой. Такой ребенок спокойно играет с другими детьми, и никаких ограничений для него нет. Простуда для немцев это не повод не водить ребенка в детский сад, конечно, если температура не выше 38 градусов. На прогулку детей одевают намного легче, чем в России. Шапки признаются немцами только при пятиградусном морозе, и то не всегда [7].

В Соединенных Штатах Америки практикуется включение в обычную группу детского сада детей с недостатками развития. Обычно вместе с ними находятся отдельные преподаватели. Дети с недостатками развития проходят через те же ситуации, что и остальные члены группы, и только при необходимости им оказывается помощь.

В Китае особое внимание уделяется зрению детей. В этой стране много случаев, когда у детей с малого возраста возникают большие проблемы со зрением. Даже в фильмах можно увидеть китайского ребенка в очках. Поэтому в детском саду особое внимание уделяется созданию среды комфортной для зрения детей: без ярких цветов, которые бросаются в глаза, но и без особой тусклости. Одновременно у детей развивается эстетический вкус.

Развивающая среда - это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь детей. Развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития [1]. В отечественной педагогике вопросы создания развивающей среды поднимались в работах известных психологов и педагогов: Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова, Л. А. Парамонова, В. А. Петровский.

Очень важно так построить окружающее пространство, чтобы каждый ребенок чувствовал бы в нем себя комфортно, имел бы возможность реализовывать свою индивидуальность, быть личностью среди других детей в группе [4].

В Китае под средой детского сада понимается не только совокупность материальных, но и нематериальных условий для физического и

психического развития, поэтому в среде выделяются несколько направлений:

- деятельность (среда построена так, чтобы у детей формировалось желаемое, т.е. манеры, культура);

- познание (тут среда представлена как учебник, дает и знание, и способ учения);

- социализация (в процессе создания среды ребенок общается не только с другими детьми, но и со взрослыми);

- культура (предметная среда должна отражать и национальные традиции, и особенности самого детского сада).

Директивная программа Китая по дошкольному образованию указывает на обязательное создание «богатейшей среды» в ДОУ, для всевозможной деятельности ребенка, которая удовлетворяла бы все его потребности и способствовала формированию всесторонне развитой личности.

В Великобритании в помещении «ясельной школы», чрезвычайное изобилие разнообразного оборудования и материалов: большие мольберты с прикрепленными к ним листами бумаги, наборы крупных банок с красками, кистей, мелков; верстак с тисками, инструментами и материалами (молотки, клещи, гвозди, пилы, куски дерева); ванна с водой, в которой находятся плавающие игрушки и специфические «водяные игрушки» типа водяных мельниц; песочницы с сухим и мокрым песком и множество другого материала, который способствуем умственному и физическому развитию ребенка [2]. В детских садах Англии пространство организовано в соответствии с «открытым планом». Все комнаты отделяются друг от друга перегородками, у детей есть возможность свободно передвигаться по всему детскому саду. В помещении расположены стеллажи для книг и игрушек, столы с настольными играми, хорошо оснащены уголки для игр с песком и водой, зоны конструктивно - строительных игр. У детей есть возможность поиграть на пианино или позаниматься на компьютере. В помещении выделяется тихая зона, в которой дети могут отдохнуть, расслабиться [6].

Среда, должна обеспечивать детям возможность самостоятельно выбирать и осуществлять любую привлекательную для детей деятельность. Развивающая среда в детском саду Японии также обеспечивает ребенку свободу выбора деятельности. Предметы, которые находятся в группе, являются копиями предметов для взрослых. Дети сами могут мыть посуду: сами готовят оборудование, наливают воду в тазик, используют моющее средство, работают губкой, вытирают посуду полотенцем. Старшие дети учат младших. Они последовательно показывают действия, и контролируют их выполнение. Практикоориентированное обучение проявляется и в том, что детям на прогулке предоставляется возможность разносить полдник в специально приспособленных корзи-

нах, разливать суп по тарелкам, взвешивать пищу, расставлять готовые порции на столы. Детей учат правильно работать ножом. Дети могут нарезать овощи, фрукты перед употреблением их в пищу.

На участке детского сада всё приспособлено для деятельности детей. Даже деревья подрезаны так, чтобы дети могли по ним забираться. На участках располагаются клетки с курами и кроликами. Дети сами за ними ухаживают, кормят.

Особенность японского детского сада - наличие одной комнаты, которая является и столовой, и спальней, и игровой, а также местом для занятий. Во время обеда в комнату из коридора вносят столики и стульчики. Перед сном воспитатели достают из встроенных шкафов футоны - толстые матрацы - и раскладывают их на полу. Здесь дети отдыхают. Особое место в комнате отводится выставкам детских работ: в свободной деятельности и на занятиях дети рисуют, занимаются лепкой и аппликацией - все продукты деятельности разнообразные по композициям [2].

На групповых площадках все приспособлено для игр детей. «Игра

- окно в мир взрослой жизни»(Ж. Фабру). Игра - основной вид деятельности на всём протяжении дошкольного детства. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

В. А. Сухомлинский отмечал, что игра зажигает огонек пытливости и любознательности. Л.С. Выготский отмечал, что игра - это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.

В детских садах Японии распространена свободная игра. Свободная игра заключается в том, что ребенок делает, что хочет - рисует, строит модели, участвуют в сюжетно-ролевых играх и в дидактических. Свободная игра заключается в том, что она свободна от вмешательства взрослого и все возникшие ситуации, конфликты дети решают самостоятельно, учатся находить компромисс, налаживать отношения между собой. Дети не жалуются воспитателю. Что касается совместной игры с воспитателем, то здесь распространены игры с большой физической активностью - бег, танцы, игра с мячом. Идет борьба с лишним весом. Эта проблема актуальна не только в Японии, но и всём мире.

Детям дают краску и кисти. Они могут покрасить забор на участке. Дети сталкиваются с настоящей задачей и с большим удовольствием выполняют ее тщательно и до конца.

В Г ермании и США предполагается наличие в детском саду спланированных и хорошо оборудованных центров. Так, в немецком детском саду выделяют помещения для ролевых, сюжетных, режиссерских

игр, для конструирования и экспериментирования. Для рисования, лепки, аппликации выделяется «креативная комната», для физической активности-зал [7].

В креативной комнате размещены разные материалы и оборудование, специальная мебель, есть раковина и предметы уборки. Здесь же находится защитная одежда. Игровая комната оснащена игрушками и материалами для разнообразных видов игр с куклами. Для сюжетных игр (в магазин, больницу, почту), в котором в центрах имеются костюмы, атрибуты, связанные с профессиями, предметы-заместители, тематические игрушки; коврик для игр с машинками. Особое место отведено для настольных игр с правилами

Воспитатель - ключевая фигура в воспитании ребенка дошкольного возраста. На него накладывается огромная ответственность за моральное состояние ребенка, за его настрой, комфорт, да и за саму жизнь. Воспитатель в детском саду Германии имеет широкий круг обязанностей. К профессиональной деятельности воспитателя предъявляются серьезные требования. Это связано с отсутствием программ. Следует отметить, что регламентированные программы воспитания отсутствуют не только в Германии. Этот факт имеет место в таких странах как Япония, Испания и ряд других. Воспитатели детских садов Г ерма-нии должны иметь педагогическое, социально-педагогическое образование. В Германии педагоги дошкольного образования должны повышать свою квалификацию пять-шесть раз в течение года. Продолжительность курсов может быть от 1-3 дней до двух недель. Курсы могут затрагивать различные сферы деятельности - работу с родителями, диагностику, организацию наблюдения за развитием ребенка. Так же курс может быть посвящен занятиям с детьми: организация исследовательской деятельности детей, проведение экспериментов, обучение игре на музыкальных инструментах, организация экскурсий и сюжетных игр.

Педагог без отрыва от работы, повышает свой профессиональный уровень, знакомится с современными педагогическими и психологическими инновациями. Он имеет возможность не только применять увиденное в своей деятельности, но и делиться с коллегами новыми, свежими идеями и творческими идеями.

Требования, предъявляемые к педагогам ДОУ Китая, также достаточно высоки, поскольку воспитатели играют важную роль в реализации задач дошкольного образования. В Китае разработаны требования к воспитателям дошкольных учреждений и порядок их аттестации. Воспитатели должны быть последовательными, спокойными и твердыми и никогда не должны сердиться. Им следует абсолютно ясно давать понять детям, что от них требуется, а что нельзя делать. Главная задача

- полностью занять детей. В китайском детском саду у воспитателя и детей нет свободного времени. Свободное времяпровождение считается

бесцельным. В китайском детском саду можно встретить мужчину-воспитателя и это не редкость. Впрочем, парни идут в детсады тоже, в основном, не от хорошей жизни. По словам директора одного из дошкольных учреждений в Харбине, в выборе между парнем и девушкой, конечно, выберут парня, потому что по исследованиям специалистов, мужчина играет большую и важную роль в воспитательном процессе ребенка. Они влияют «на развитие логики, социальных навыков и умения контролировать эмоции». Дети в восторге от воспитателей-мужчин, они объясняют лучше, и игры придумывают интереснее, и в подвижных играх просто не заменимы.

Данный анализ позволил сделать вывод о том, что системы дошкольного образования других стран разные. Они обладают огромным педагогическим потенциалом и поражают своей эффективностью. Заимствование опыта из систем дошкольного образования за рубежом может способствовать улучшению системы образования в России.

Библиографический указатель:

1. Дьяченко О.М. Психическое развитие дошкольников [Текст] / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. М., 2004.

2. Зебзеева В.А. Дошкольное образование за рубежом: история и современность [Текст] / В.А. Зебзеева. М.:ТЦ Сфера, 2007. 128 с.

3. Кондо М. Физическая активность детей [Текст] / М. Кондо, И. Ма-цуда, Ф. Сугиара // Тайику но кагаку, 1987. Т. 38. № 7-11.

4. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда [Текст] / С. Л. Новоселова. М.: Айресс-Пресс, 2007. 119 с.

5. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_154637/ [Дата обращения 24.03.2014].

6. Тарасюк Л.Н. Образование в Великобритании [Текст] / Л.Н. Тарасюк, К.Н. Цейкович // Социально-политический журнал, 1997. № 3.

7. Турченко В. Из опыта работы в немецком детском саду [Текст] / В.Турченко // Дошкольное воспитание, 2006. № 6.

Об авторах:

- Сазонова Дарья Сергеевна, студентка 3 курса факультета дошкольного и начального образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет» г. Оренбург. E-mail: Val.orin@mail.ru

- Зебзеева Валентина Алексеевна, доцент, кандидат педагогических наук, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет» г. Оренбург. E-mail: Val.orin@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.