Научная статья на тему 'Зарубежные системы дошкольного образования и их особенности'

Зарубежные системы дошкольного образования и их особенности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10544
943
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ДЕТСТВО / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ / РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воденникова М.Б., Сазонова Д.С.

В данной статье проанализированы особенности систем дошкольного образования зарубежных стран. Выделен положительный опыт и особенности некоторых систем. Проведено сравнение отечественно и зарубежных систем дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежные системы дошкольного образования и их особенности»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

УДК 373.2

М.Б. Воденникова,

Воспитатель высшей категории МБДОУ детский сад № 414 г. Челябинск, Российская Федерация Д.С. Сазонова, Магистрант 1 года обучения Кафедра педагогики и психологии Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск, Российская Федерация

ЗАРУБЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ ОСБЕННОСТИ

Аннотация

В данной статье проанализированы особенности систем дошкольного образования зарубежных стран. Выделен положительный опыт и особенности некоторых систем. Проведено сравнение отечественно и зарубежных систем дошкольного образования.

Ключевые слова

Дошкольное образование; система дошкольного образования; сравнительная педагогика; педагогический опыт; детство; охрана здоровья детей; развивающая среда; игровая деятельность; воспитатель.

В 2013 году дошкольное образование стало первой ступенью общего образования, что невольно наталкивает на мысль о необходимости новизны и более глубокой работы с детьми. Пристальное внимание общественности приковано к организации дошкольного образования, к созданию проектов обеспечивающих условия его качественного функционирования. Впервые был разработан стандарт дошкольного образования, основной идеей которого является самоценность детства, создание условий для раскрытия потенциальных сил и возможностей каждого ребенка.

В стандарте дошкольного образования выделяются требования к образовательной программе, к условиям ее реализации и результатам освоения. Образовательная программа дошкольного образования рассматривается как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуального развития детей.

Учитывая сложность поставленных перед дошкольным образованием задач, возникает необходимость поиска эффективных технологий дошкольного образования, анализа опыта организации дошкольного образования. Большой потенциал содержится в зарубежных системах дошкольного образования, которые имеют свою историю, традиции. В них можно найти пути решения проблем возникающих в России.

В каждой системе есть свои особенности, плюсы и минусы, нестандартные подходы к воспитанию детей, которые хотелось бы ввести в наши детские сады. Стоит только взглянуть на организованность дошкольников в японском детском саду, как уже сразу задумываешься: «А каким приемом, методом воспитатель добился этого? С помощью чего?». Поэтому, целью нашего анализа психолого-педагогической литературы, в которой описан опыт зарубежных стран в воспитании детей дошкольного возраста, является попытка, на наш взгляд, выделить самое лучшее и новое для продвижения отечественного дошкольного образования на новый уровень.

Наше исследование мы разбили на четыре важных, по нашему мнению, сферы в дошкольном образовании: охрана здоровья детей; развивающей среды в дошкольной организации; организация игровой деятельности детей; требования к воспитателю.

Охрана здоровья детей

Здоровье один из самых важных и значимых факторов в жизни ребенка. Здоровый ребенок -счастливый ребенок и это залог успеха. Главной задачей взрослых является воспитать у детей с самых ранних

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

лет жизни уважение к собственному здоровью и способность беречь его.

Особо серьезное отношение к здоровью ребенка можно отметить в Японии. В каждом детском саду есть коллектив медицинских работников, в состав которых входит: доктор, медицинская сестра, стоматолог, фармацевт, куратор здоровья. Каждый детский сад оснащен бассейном и даже во время каникул дети могут приходить и плавать в нём [1].

В Германии для поступления ребенка в сад не требуется никаких справок и анализов. На карантин группы не закрывают. Просто у входа вывешивают объявление для родителей, чтобы те обратили внимание на своих детей. Почти в каждой группе можно встретить ребенка с кашлем, насморком и даже температурой, он спокойно играет с другими детьми и никаких ограничений для него нет. Шапки признаются немцами только при пятиградусном морозе и то не всегда, однако, в России, при нуле градусов ребенок одет уже достаточно тепло и обязательно в головном уборе [4].

В Китае особое внимание уделяется зрению. Здесь имеются большие проблемы со зрением уже с раннего возраста, не редко даже в фильмах можно увидеть китайского ребенка в очках. Для зрения детей в группе должна быть создана комфортная среда: без ярких цветов, которые бросаются в глаза, без тусклости, развивающая эстетический вкус.

В Соединенных Штатах Америки не только заботятся о здоровье дошкольников, но и введено правило: включение в обычную группу детского сада детей с ограниченными возможностями здоровья. Вместе с ними находятся тьюторы. Дети как правило проходят через те же ситуации, что и остальные члены группы, и только при необходимости им оказывается помощь.

Развивающей среды в дошкольной организации

Развивающая среда - «это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь; это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» [4]. Необходимо построить окружающее пространство таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в нем комфортно, имел возможность реализовывать свою индивидуальность, быть личностью среди других детей в группе. Данная проблема в отечественной системе дошкольного образования разрабатывалась рядом известным психологов и педагогов, таких как Т.В. Антонов, Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова, В.А. Петровский.

Директивная программа Китая по дошкольному образованию указывает на обязательное создание «богатейшей среды» в детском саду, для всевозможной деятельности ребенка, которая удовлетворяла бы все его потребности и способствовала формированию всесторонне развитой личности. Под развивающей средой детского сада понимается не только совокупность материальных, но и социальных условий для физического и психического развития, поэтому в среде выделяются несколько направлений:

- деятельность (среда построена так, чтобы у детей формировалась культура);

- познание (среда представлена как учебник, дает знание и способ учения);

- социализация (в условиях среды ребенок общается не только с другими детьми, но и со взрослыми);

- культура (предметная среда должна отражать национальные традиции и особенности детского сада).

В Великобритании создается развивающая среда, которая позволяет детям задействовать тот вид

деятельности, который он хочет в данный момент и предоставления детям возможности самостоятельно выбирать и осуществлять ту или иную привлекательную для них деятельность. Когда попадаешь в помещение «ясельной школы», первое, что бросается в глаза, - чрезвычайное изобилие разнообразного оборудования и материалов. На территории, занимаемой группой имеется следующее оборудование: большие мольберты с прикрепленными к ним листами бумаги и наборы крупных банок с красками, кистей, мелков; верстак с тисками, инструментами и материалами (молотки, клещи, гвозди, пилы, куски дерева); ванна с водой, в которой находятся плавающие игрушки и специфические «водяные игрушки» типа водяных мельниц; песочницы с сухим и мокрым песком и множество другого материала, который способствуем умственному и физическому развитию ребенка, который способствует воспитанию всесторонней личности [3].

Японию можно ставить в пример всем странам в дошкольном образовании. Развивающая среда очень обширна и дает ребенку полную волю его действий. Все предметы, которые находятся в группе являются

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

копиями взрослых и с ними проводятся реальные действия. Старшие учат младших приемам самообслуживания самостоятельно, без помощи воспитателя. Они показывают подробно одно действие за другим, а после следят за их выполнениями маленьким ребенком. После еды дети моют сами за собой посуду: одевают фартуки, наливают воду в тазик, берут моющее средство с губкой и начинают мыть. Даже на прогулке детям предоставляют возможность разносить полдник в специально приспособленных корзинах, просеивают землю, тем самым они знакомятся с различными профессиями на собственном опыте. Перед приемом пищи дети сами разливают горячий суп и сами все разносят, и расставляют на столах, когда нашим детям даже не разрешают вставать при разливании горячего, а дежурным доверяют расстановку пустых тарелок, бокалов и столовых предметов. Более того, японские дети спокойно обращаются с острым ножом! Они нарезают овощи на салат, да так аккуратно, что можно позавидовать. На групповых площадках все приспособлено для детей, они бегают, прыгают, играют, лазают где хотят. На участках много не ровностей по которым дети лазают и скатываются на них. Воспитатель не боится и не ругает детей за то, что они испачкаются или случайно стукнутся. Даже деревья оборудованы для того, чтобы дети могли по ним забираться. Так же на участках есть клетки с курами и кроликами. Дети сами за ними ухаживают, кормят и отвечают.

По нашему мнению, опыт самообслуживанию детей полезен для воспитателей в наших детских садах. Дети более ближе будут знакомятся с трудом и с профессиями взрослых, смогут на себе попробовать разные роли, да и больше помогать дома, будут самостоятельными уже в дошкольном возрасте.

Организация игровой деятельности детей.

По мнению Л.С. Выготского игра - «это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.» Эту же мысль можно проследить в определении Ж. Фабру игра - «окно в мир взрослой жизни». «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский.

Таким образом игра - основной вид деятельности на всём протяжении дошкольного детства. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

В детских садах Японии распространена свободная игра. Свободная игра заключается в том, что ребенок делает, что хочет - рисует, строит модели, участвуют в сюжетно-ролевых и в дидактических играх. Свободная игра заключается в том, что она свободна от вмешательства взрослого и все возникшие ситуации, конфликты дети решают самостоятельно, учатся находить компромисс, налаживать отношения между собой. Дети не жалуются воспитателю. Что касается совместной игры с воспитателем, то здесь идёт упор на игры с большой физической активностью - бег, танцы, игра с мячом. Каждая игра направленна на решение проблемы с лишним весом, которая актуальна не только в Японии, но и всём мире. Если воспитатель заметит, что ребенок играет с каким-то предметом, не предназначенным для играли для какой-то деятельности, то он предложит детям оформить этот предмет и придумать всем вместе игры с ним. Так же дети играют в игры, в которых они выполняют реальные действия. Детям могут дать краску и кисти и сказать, что необходимо покрасить забор на участке. Дети сталкиваются с настоящей задаче и с большим удовольствием выполняют ее тщательно и до конца. Детские сады Японии так же поощряют детей за бег и крик, воспринимая детей такими, какие они есть. Драки разрешаются, воспитатель не лезет в них, а только дает понять после как сделать лучше обеим сторонам в решении конфликта, так как виноват каждый. Драка является важным социальным опытом, а не асоциальным поведением.

Ставя в сравнение Японии Китай, необходимо отметить, что каждое действие ребенка находится под строгим наблюдением. В играх дети пассивны, послушны, соблюдают дисциплину и всегда находятся возле взрослого. В детском саду запрещено плохое поведение, отказ от подчинения взрослого. Плохое поведение пресекается тут же. В ссоры детей воспитатель вмешивается сразу, не давая им разгореться. Весь день, который проводит китайский ребенок в детском саду, очень загружен и поэтому время на игру остается мало.

По нашему мнению, китайская система в отношении игры очень сурова, ведь нельзя ребенка лишать самого главного в его детстве, необходимо стараться включать игровые моменты даже на занятиях.

Требования к воспитателю. Воспитатель - ключевая фигура в воспитании ребенка дошкольного

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯНАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

возраста. Родители приводят ребенка в детский сад утром и забирает вечером. Воспитатель заменяет маму и папу ребенку на момент его нахождения в детском саду. На него накладывается огромная ответственность за моральное состояние ребенка, за его настрой, комфорт, да и за саму жизнь.

Требования, предъявляемые к педагогам детского сада Китая, достаточно высоки, поскольку воспитатели играют важную роль в реализации задач дошкольного образования. В 1994 году Министерство образования Китая разработало требования к воспитателям дошкольных учреждений и порядок их аттестации. Воспитатели должны быть последовательными, спокойными и твердыми и никогда не должны сердиться. Им следует абсолютно ясно давать понять детям, что от них требуется, а что нельзя делать. Главная задача - занять детей полностью. В китайском детском саду у воспитателя и детей нет свободного времени. Свободное времяпровождение считается бесцельным. В китайском детском саду можно встретить мужчину-воспитателя и это не редкость. Это положительно влияет на процесс гендерного воспитания детей. Группа похожа на семью: мама, папа и дети.

В Японии большинстве же детских садов придерживаются главной задачей воспитателей - научить детей быть послушными. Постоянная смена воспитателя на группе способствует не привыканию ребенка к нему, так как по мнению японцев, привязанность приводит к слишком сильной зависимости ребенка от взрослого. Если же педагог по каким-то причинам невзлюбил ребенка, эта ситуация тоже не будет очень тяжелой. Возможно, с другим воспитателем у ребенка сложатся дружеские отношения и он не будет думать, что все взрослые его не любят.

Чтобы стать воспитателем детского сада в Японии, нужно отучиться два года в институте или в университете. Квалификация присваивается по результатам письменного тестирования. С помощью тестов проверяются информированность и память. А вот отношение к детям и способность с ними работать таким способом проверить невозможно. Поэтому в японских детских садах работает много людей, которые не любят детей.

Таким образом, теоретический анализ опыта зарубежных систем позволяет нам сделать вывод, что элементы данных систем, несмотря на множество отличительных черт, могут быть полезными для отечественного дошкольного образования и способствовать повышению его эффективности. Список использованной литературы:

1. Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях / Т.Л. Богина. Мозаика-синтез, 2006.

2. Денисова, Р.Р. Детский сад по-японски // Управление ДОУ. 2003, №5.

3. Зебзеева, В.А. Дошкольное образование за рубежом: история и современность / В.А. Зебзеева. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 128 с.

4. Турченко, В. Из опыта работы в немецком детском саду // Дошкольное воспитание. 2006. № 6.

© Сазонова Д.С.,. Воденникова М.Б., 2015

УДК.37

А.С.Сивцева, А.Е.Тарасов

Магистрант СОТ-15, к.пед.н., доцент ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный Федеральный университет им. М.К. Аммосова» , г. Якутск, Россия

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ В СЕВЕРНОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

В статье рассмотрена развития экологического туризма в северном районе (улус) Республики Саха

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.