Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ'

ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Дошкольное образование / система дошкольного образования / сравнительная педагогика / педагогический опыт / детство.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назирова Г.М.

В данной статье проанализированы особенности систем дошкольного образования зарубежных стран. Выделен положительный опыт и особенности некоторых сторон системы. Проведено сравнение отечественной и зарубежных систем дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ»

Назирова Г.М., кандидат педагогических наук (PhD)

доцент

Кокандский государственный педагогический институт

ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Аннотация. В данной статье проанализированы особенности систем дошкольного образования зарубежных стран. Выделен положительный опыт и особенности некоторых сторон системы. Проведено сравнение отечественной и зарубежных систем дошкольного образования.

Ключевые слова: Дошкольное образование; система дошкольного образования; сравнительная педагогика; педагогический опыт; детство.

Nazirova G.M., candidate of pedagogical sciences (PhD)

associate professor Kokand State Pedagogical Institute

FEATURES OF PRESCHOOL EDUCATION IN FOREIGN COUNTRIE

Abstract. In the environmental education of preschoolers, it is important for the teacher to have self-confidence and the ability to become an example in matters of protecting the natural world, i.e. environmental competence of the teacher. This article discusses some issues of technology for organizing environmental education in preschool age.

Key words: nature, methodology, object, subject, theoretical foundations, dialectical approach, methodological foundations.

Пристальное внимание общественности приковано к организации дошкольного образования, к созданию проектов обеспечивающих условия его качественного функционирования. Впервые был разработан стандарт дошкольного образования,основной идеей которого является самоценность детства, создание условий для раскрытия потенциальных сил и возможностей каждого ребенка.

В стандарте дошкольного образования выделяются требования к образовательной программе, к условиям ее реализации и результатам освоения. Образовательная программа дошкольного образования рассматривается как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуального развития детей.Учитывая сложность поставленных перед дошкольным образованием задач, возникает необходимость поиска эффективных технологий дошкольного образования, анализа опыта организации дошкольного образования. Большой потенциал содержится в зарубежных системах дошкольного образования, которые

имеют свою историю, традиции. Опыт зарубежных стран в воспитании детей дошкольного возраста, является попытка, на наш взгляд, выделить самое лучшее и новое для продвижения отечественного дошкольного образования на новый уровень.

Особо серьезное отношение к здоровью ребенка можно отметить в Японии. В каждом детском саду есть коллектив медицинских работников, в состав которых входит: доктор, медицинская сестра, стоматолог, фармацевт, куратор здоровья. Каждый детский сад оснащен бассейном и даже во время каникул дети могут приходить и плавать в нём [1].

В Соединенных Штатах Америки не только заботятся о здоровье дошкольников, но и введено правило: включение в обычную группу детского сада детей с ограниченными возможностями здоровья. Вместе с ними находятся тьюторы. Дети как правило проходят через те же ситуации, что и остальные члены группы, и только при необходимости им оказывается помощь.

Развивающая среда - «это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь; это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» [4]. Необходимо построить окружающее пространство таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в нем комфортно, имел возможность реализовывать свою индивидуальность, быть личностью среди других детей в группе. Данная проблема в отечественной системе дошкольного образования разрабатывалась рядом известным психологов и педагогов, таких как Т.В. Антонов, Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова, Л.А.

Парамонова, В.А. Петровский.В Великобритании создается развивающая среда, которая позволяет детям задействовать тот вид деятельности, который он хочет в данный момент и предоставления детям возможности самостоятельно выбирать и осуществлять ту или иную привлекательную для них деятельность. Когда попадаешь в помещение «ясельной школы», первое, что бросается в глаза, - чрезвычайное изобилие разнообразного оборудования и материалов. На территории, занимаемой группой имеется следующее оборудование:большие мольберты с прикрепленными к ним листами бумаги и наборы крупных банок с красками, кистей,мелков; верстак с тисками, инструментами и материалами (молотки, клещи, гвозди, пилы, куски дерева);ванна с водой, в которой находятся плавающие игрушки и специфические «водяные игрушки» типа водяных мельниц; песочницы с сухим и мокрым песком и множество другого материала, который способствуем умственному и физическому развитию ребенка, который способствует воспитанию всесторонней личности [3].

Японию можно ставить в пример всем странам в дошкольном образовании. Развивающая среда очень обширна и дает ребенку полную волю его действий. Все предметы, которые находятся в группе являются копиями взрослых и с ними проводятся реальные действия. Старшие учат младших приемам самообслуживания самостоятельно, без помощи воспитателя. Они показывают подробно одно действие за другим, а после следят за их выполнениями маленьким ребенком.

Организация игровой деятельности детей.По мнению Л.С. Выготского игра - «это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.» Эту же мысль можно проследить в определении Ж. Фабру игра - «окно в мир взрослой жизни».«Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский. Таким образом игра - основной вид деятельности на всём протяжении дошкольного детства. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.В детских садах Японии распространена свободная игра. Свободная игра заключается в том, что ребенок делает, что хочет - рисует, строит модели, участвуют в сюжетно-ролевых и в дидактических играх.

Свободная игра заключается в том, что она свободна от вмешательства взрослого и все возникшие ситуации,конфликты дети решают самостоятельно, учатся находить компромисс, налаживать отношения между собой. Дети не жалуются воспитателю. Что касается совместной игры с воспитателем, то здесь идёт упор на игры с большой физической активностью - бег, танцы, игра с мячом. Каждая игра направленна на решение проблемы с лишним весом, которая актуальна не только в Японии, но и всём мире. Если воспитатель заметит,что ребенок играет с каким-то предметом, не предназначенным для играли для какой-то деятельности, то он предложит детям оформить этот предмет и придумать всем вместе игры с ним. Так же дети играют в игры, в

которых они выполняют реальные действия. Детям могут дать краску и кисти и сказать, что необходимо покрасить забор на участке. Дети сталкиваются с настоящей задаче и с большим удовольствием выполняют ее тщательно и до конца. Детские сады Японии так же поощряют детей за бег и крик, воспринимая детей такими, какие они есть. Драки разрешаются, воспитатель не лезет в них, а только дает понять после как сделать лучше обеим сторонам в решении конфликта, так как виноват каждый. Драка является важным социальным опытом, а не асоциальным поведением.Ставя в сравнение Японии Китай, необходимо отметить, что каждое действие ребенка находится под

строгим наблюдением. В играх дети пассивны, послушны, соблюдают дисциплину и всегда находятся возле взрослого. В детском саду запрещено

плохое поведение, отказ от подчинения взрослого. Плохое поведение пресекается тут же. В ссоры детей воспитатель вмешивается сразу, не давая им разгореться. Весь день, который проводит китайский ребенок в детском саду, очень загружен и поэтому время на игру остается мало. По нашему мнению, китайская система в отношении игры очень сурова, ведь нельзя ребенка лишать самого главного в его детстве, необходимо стараться включать игровые моменты даже на занятиях.

Требования к воспитателю. Воспитатель - ключевая фигура в воспитании ребенка дошкольного возраста. Родители приводят ребенка в детский сад утром и забирает вечером. Воспитатель заменяет маму и папу ребенку на момент его нахождения в детском саду. На него накладывается огромная ответственность за моральное состояние ребенка, за его настрой, комфорт, да и за саму жизнь.Требования, предъявляемые к педагогам детского сада Китая, достаточно высоки, поскольку воспитатели играют важную роль в реализации задач дошкольного образования.Воспитатели должны быть последовательными, спокойными и твердыми и никогда не должны сердиться. Им следует абсолютно ясно давать понять детям, что от них требуется, а что нельзя делать.Главная задача - занять детей полностью. В китайском детском саду у воспитателя и детей нет свободного времени. Свободное времяпровождение считается бесцельным. В китайском детском саду можно встретить мужчину-воспитателя и это не редкость. Это положительно влияет на процесс гендерного воспитания детей.Группа похожа на семью: мама, папа и дети.Квалификация присваивается по результатам письменного тестирования. С помощью тестов проверяются информированность и память. А вот отношение к детям и способность с ними работать таким способом проверить невозможно. Поэтому в японских детских садах работает много людей, которые не любят детей.

Таким образом, теоретический анализ опыта зарубежных систем позволяет нам сделать вывод, что элементы данных систем, несмотря на множество отличительных черт, могут быть полезными для каждого дошкольного образования и способствовать повышению его эффективности.

Использованные источники:

1. Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях / Т.Л. Богина. Мозаика-синтез, 2006.

2. Денисова, Р.Р. Детский сад по-японски // Управление ДОУ. 2003, №5.

3. Зебзеева, В.А. Дошкольное образование за рубежом: история и современность / В.А. Зебзеева. - М.: ТЦ

Сфера, 2007. - 128 с.

4. Турченко, В. Из опыта работы в немецком детском саду // Дошкольное воспитание. 2006. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.