Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СЕМАНТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ОСОБЕННОСТИ СЕМАНТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
404
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМАНТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СЕМАНТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТЕКСТА / ЯЗЫКОВАЯ СПОСОБНОСТЬ / СМЫСЛОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ / ДОШКОЛЬНИКИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гладкая Анна Сергеевна, Медведева Елена Юрьевна

Статья посвящена вопросам семантического развития дошкольников с общим недоразвитием речи. Проведено описание методик, направленных на семантическую оценку текста, способности к актуализации предметных связей и их языкового оформления. В связи с этим выделены пять уровней семантического развития дошкольников с общим недоразвитием речи. Представлены количественные данные и выводы по результатам проведенного экспериментального исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гладкая Анна Сергеевна, Медведева Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SEMANTIC DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH

The article is devoted to the semantic development of preschoolers with general speech underdevelopment. The methods aimed at the semantic assessment of the text, the ability to actualize subject relations and their language design are described. In this regard, five levels of semantic development of preschoolers with general speech underdevelopment are identified. Quantitative data and conclusions based on the results of an experimental study are presented.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СЕМАНТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Литература:

1. Разливинских И.Н. Понятие, виды и требования к организации самостоятельной работы младших школьников / И.Н. Разливинских // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2018. - No2 (38). -С. 94-100.

2. Руденко Т.В. Научно-методическое обеспечение и методика преподавания естественно- научных дисциплин с применением технологий дистанционного обучения: автореферат дис. ...кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Ин-т общ. образования М-ва образования РФ. - Москва, 2003. - 22 с. URL.: https://www.dissercat.com/content/nauchno-metodicheskoe- obespechenie-i-metodika-prepodavaniya-estestvenno-nauchnykh-distsiplin

3. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы. Соч. в 11 т. - 1948-1952. - Т. 2. - С. 73

4. ФГОС ВО (3++) по направлениям бакалавриата

Педагогика

УДК 376.2

магистрант Гладкая Анна Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Медведева Елена Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ СЕМАНТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. Статья посвящена вопросам семантического развития дошкольников с общим недоразвитием речи. Проведено описание методик, направленных на семантическую оценку текста, способности к актуализации предметных связей и их языкового оформления. В связи с этим выделены пять уровней семантического развития дошкольников с общим недоразвитием речи. Представлены количественные данные и выводы по результатам проведенного экспериментального исследования.

Ключевые слова: семантическое развитие, семантическая оценка текста, языковая способность, смысловое восприятие речи, дошкольники с общим недоразвитием речи.

Annotation. The article is devoted to the semantic development of preschoolers with general speech underdevelopment. The methods aimed at the semantic assessment of the text, the ability to actualize subject relations and their language design are described. In this regard, five levels of semantic development of preschoolers with general speech underdevelopment are identified. Quantitative data and conclusions based on the results of an experimental study are presented.

Keywords: semantic development, semantic evaluation of the text, language ability, semantic perception of speech, preschoolers with general speech underdevelopment.

Введение. В последние десятилетия внимание педагогов, лингвистов, логопедов привлекают проблемы, связанные с исследованием семантической стороны родного языка. Связано это с важностью слова как базы речевого мышления, как единицы общения, восприятия, переработки и передачи информации.

На современном этапе изучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) акцент перемещается на исследование психологических особенностей у данного контингента, изменений, происходящих в понятийном аппарате, мышлении. На сегодняшний день наиболее актуальной представляется проблема исследования детей с речевой патологией в аспекте особенностей их семантического развития. В педагогической практике в настоящее время накоплен и обобщен обширный материал по развитию речемыслительной деятельности у детей в условиях онтогенеза, получены ответы на большинство ключевых вопросов. При этом, проблематика развития семантических процессов у детей в условиях дизонтогенеза изучена в настоящее недостаточно, имеется целый ряд спорных вопросов, которые требуют более глубокого подхода. Обращает внимание недостаточная изученность семантической системы сознания, которая содержит в себе знания ребенка об окружающем мире. На важность как теоретического, так и практического исследования данной проблемы указывают большинство ведущих психологов и педагогов [5, 8].

Л.С. Выготский, исследуя онтогенез семантики слова, сделал вывод, что на ранних этапах развития речи слово у ребенка является связующим звеном с интересующими его предметами или явлениями. Первоначально развитие детской речи тесно связано с условными рефлексами и вытекает непосредственно из них. Новое слово ребенок сразу связывает с определенным предметом [1].

В исследовании Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой указано, что дети, имеющие нарушение речевого развития, испытывают сложности при усвоении таких понятий, как обобщение, переносное значение слова, слова, обозначающие состояние, качество предмета, признак и т.д. Для детей с ОНР характерны вербальные парафазии, что выражается в неточном употреблении слов. Но характерны они только для определенных речевых ситуаций, т.е. понимание значения слова у детей с ОНР носит ситуативный характер. Лексические замены у данного контингента имеют непостоянный, вариативный характер, что указывает на более высокую сформированность слухового контроля, нежели кинестетических и произносительных образов слов [3].

Изложение основного материала статьи. В соответствие с обозначенной темой статьи было проведено экспериментальное исследование особенностей семантического развития дошкольников с ОНР. В экспериментальную группу вошли 28 детей с ОНР, контрольную группу составили 28 детей с нормативным речевым развитием (НРР). Базой проведения эксперимента послужили МБДОУ г. Нижнего Новгорода. Теоретической концепцией экспериментального исследования послужили фундаментальные положения специальной психологии и педагогики о коррекции и компенсации нарушенных функций детей с ОВЗ, согласно которым языковую способность детей и дизонтогенез речи следует рассматривать с позиции их структурно-семантической целостности.

Для проведения экспериментального исследования были использованы методики Р.И. Лалаевой (Изучение связной речи) и методика А.А. Павловой (Исследование особенностей восприятия смысловых значений). Методика Р.И. Лалаевой направлена на семантическую оценку текста и уровень его языкового оформления. Перед детьми стояла задача составить небольшой рассказ с опорой на наглядность. Предварительно дошкольников знакомили с содержанием текста. Материалом для исследования послужила серия сюжетных картинок «Мальчик и ласточка». После того, как испытуемые достаточно

хорошо усвоили содержание картинок, они должны были составить рассказ «Мальчик и ласточка», картинки при этом не убирались, т.е. дети составляли рассказ с опорой на наглядность. Если ребенок затрудняется и останавливается, ведущий повторяет вопрос и показывает картинку, к которой он относится.

Рассказ детей оценивался по следующим критериям:

- адекватная передача ситуации;

- целостность передачи: наличие и последовательность всех смысловых звеньев;

- языковая картина оформления: лексико-грамматическая составляющая, использование связующих элементов между предложениями [2].

Результаты выполнения оценивались в баллах по двум показателям: семантика текста и его языковое оформление. Если рассказ полностью соответствует всем картинкам, включает в себя необходимые смысловые звенья, выстроен в правильной последовательности с соблюдением причинно-следственных связей и адекватен по смыслу - ребенок получает высокий уровень. При этом допускаются отдельные пропуски второстепенных деталей ситуации. Если ребенок допускает незначительные пропуски второстепенных звеньев при сохранности последовательности передачи ситуации -присваивается уровень выше среднего. Средний уровень выполнения соответствовал следующим критериям: адекватность передачи ситуации, но искажены отдельные смысловые звенья, нарушена последовательность передачи отдельных звеньев, либо они опускаются. Уровень ниже среднего присваивался при многочисленных нарушениях рассказа: отсутствие целостности и последовательности, пропуске смысловых частей текста, искажение причинно-следственных и временных связей в тексте. При полном невыполнении задания присваивался низкий уровень. Соответственно по таким же уровням оценивалось языковое оформление текста. Отдельное внимание уделялось оценке связности, развернутости рассказа, правильности грамматического оформления.

Методика А.В. Павловой направлена на исследование смыслового восприятия словесных категорий. Исследовались особенности смысловой расшифровки значений слов посредством выполнения звуко-слогового и фонематического анализа, отдельно рассматривался семантический компонент языковой способности. В рамках данной методики дети выполняли следующие задания [6]:

1. Определить зашифрованное слово. Для выполнения этого задания дети должны владеть начальными навыками чтения (по слогам). В качестве речевого материала предлагались три варианта слова с пропусками по количеству букв. Ребенок должен выбрать тот вариант, который соответствует структуре зашифрованного слова.

2. Найти неверное по звучанию слово. Направлено на выявление способности анализировать значение слова по его формально-грамматическим признакам. Задание выполнялось в два этапа: в первую очередь дети верифицировали слово, затем подбирали правильный вариант.

3. Подобрать правильное слово. Проверялось умение детей проводить анализ слова по категориально-семантическому признаку и способность устанавливать межпонятийные связи [4].

Полученные экспериментальные данные были проанализированы по качественным и количественным показателям. В процессе оценки внимание акцентировалось на характере нарушений семантики, несоответствия смысловой целостности и ошибках языкового оформления, причинах их появления, учитывались умения извлекать слова из семантических полей, уровень понимания лексических связей внутри одного семантического поля [7]. Выполнение заданий методики оценивалось в баллах в соответствие с которыми присваивался определенный уровень развития смыслового восприятия речи: высокий (76-100% выполнения); выше среднего (51-75% выполнения); средний (26-50% выполнения); ниже среднего (13-25%) и низкий уровень смыслового восприятия (13% выполнение ниже 13%).

Анализ рассказов детей и уровень их языкового оформления, проведенный по методике Р.И. Лалаевой, позволил выделить различные уровни развития у детей с ОНР семантической способности: высокий уровень показали только дошкольники с НРР (48%) как по семантике, так и по звуковому оформлению текста. Рассказы детей отражали речевую ситуацию в полном объеме с сохранением смысловой целостности, развернутости и грамматического оформления. Уровень выше среднего показали 28% детей с нормой и 18% с ОНР. Отмечены некритичные нарушения в плане семантики, такие, как ошибочность в установлении причинно-следственных связей, пропуск некоторых второстепенных звеньев. В плане языкового оформления отмечена некоторая краткость изложения, нарушение синтаксиса. Средний уровень отмечен у 17% контингента с нормальной речью и 28% детей с ОНР. Отмечены искажения нескольких смысловых частей, нарушен синтаксис в отдельных предложениях. Часто отсутствуют связующие звенья между смысловыми частями текста, рассказ краткий, состоит в основном из простых по структуре предложений. Уровень ниже среднего показали 7% детей с НРР и 43% с ОНР. Для рассказов детей характерны пропуски главных смысловых звеньев, не раскрыты временные и причинно-следственные связи, нарушена смысловая целостность текста. В самих предложениях выявлены многочисленные грамматические и синтаксические нарушения, рассказ отличается краткостью, незаконченностью и непониманием его содержания. Низкий уровень показали 11% контингента с ОНР. Испытуемые не смогли составить рассказ, ограничившись только одним-двумя простыми предложениями.

Необходимо отметить, что при проведении методики Р.И. Лалаевой было отмечено качественное своеобразие составления текста в группе детей с ОНР: в первую очередь много замен незнакомых или «неудобных» слов на более простые, либо использовались невербальные средства передачи. Рассказ часто прерывался остановками, была заметна сложность в подборе нужного слова. Отмечалась бедность семантического поля, примитивность синтаксических конструкций, неточность формулировок, особо следует обратить внимание на отсутствие глубины и развернутости изложения, скудности языкового оформления. Таким образом, большинство детей с ОНР имеют уровень ниже среднего (43%) в плане семантической сформированности и способности использования языковых средств, средний уровень имеют 28% данного контингента, низкий - 11%. Высокий уровень отсутствует. Что касается детей с НРР - почти половина от общего числа испытуемых группы (48%) показала высокий уровень семантического развития.

По методике А.В. Павловой были получены результаты, которые распределились по 5 уровням смыслового восприятия речи: первый, высокий уровень развития смыслового восприятия речи в группе детей с ОНР получили 7% детей, в группе с нормой - 51%. Все три задания были выполнены в полном объеме. Дети правильно соотнесли значение слова с его внешними, формальными признаками, межпонятийные связи были установлены верно. Второй уровень выше среднего показали 32% детей с НРР и 7% с ОНР. Выявлены отдельные смысловые несоответствия, ошибки при выборе подходящего по семантике слова из нескольких вариантов. Третий, средний уровень показали 17% детей с НРР и 28% в группе с ОНР. Сложности были выявлены в процессе верификации слова и правильное его интерпретации. В данной связи зафиксировано много неточностей произношения, искажения слов. Дети затруднялись выбрать правильное слово из трех предложенных вариантов. Четвертый уровень (ниже среднего) смыслового восприятия показали 43% детей с ОНР, у детей с НРР данный уровень не выявлен. Дети допустили многочисленные ошибки во всех трех заданиях методики, требовалась дополнительная помощь. Характерна неспособность самостоятельно верифицировать слово, испытуемые выбирали неправильные варианты интерпретации, отмечена слабость анализа смыслового значения слова на основе его внешних грамматических признаков.

Межпонятийные связи испытуемые самостоятельно установить не могут. Низкий (пятый) уровень зафиксирован у 15% детей с ОНР, данный контингент не способен адекватно понимать семантические категории, не устанавливает межпонятийные связи, страдает фонематический и звуко-слоговый анализ.

Выводы. Результаты проведенного экспериментального исследования выявили различный характер сформированности семантического развития у дошкольников с общим недоразвитием речи. Обследование по методике Р.И. Лалаевой выявило следующие уровни сформированности семантической способности и языкового оформления текста: выше среднего (18%), средний 28%, ниже среднего (43%) и низкий (11%). Высокий уровень отсутствует. Отмечена бедность семантического поля, примитивность синтаксических конструкций, неточность формулировок, особо следует обратить внимание на отсутствие глубины и развернутости изложения, скудности языкового оформления.

По методике А.В. Павловой высокий уровень смыслового восприятия словесных категорий показали 7% дошкольников с ОНР, выше среднего - также 7%, средний 28%, ниже среднего 43%, низкий 15%. Для данного контингента характерна неспособность самостоятельно верифицировать слово, испытуемые выбирали неправильные варианты интерпретации, отмечена слабость анализа смыслового значения слова на основе его внешних грамматических признаков. Межпонятийные связи испытуемые самостоятельно установить не могут. В целом, у детей с ОНР отмечена ограниченность семантических связей, неточности понимания и употребления слов в собственной речи.

В целях коррекции выявленных нарушений семантического развития необходимо уделять большое внимание формированию значения слова как семантической единице. Если вовремя не начать коррекцию, в дальнейшем недоразвитие семантики будет мешать овладению правильной, грамотной речью и негативно повлияет на обучение детей с общим недоразвитием речи.

Литература:

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 369 с.

2. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов // Дефектология. - № 2. - 1994. - С. 56-73

3. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р.И. Лалаева. -Изд.: Наука-Питер. - 2006. - 102 с.

4. Лесун Е.Л. Отечественные подходы к проблеме изучения и развития семантических полей у дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы коррекционно-развивающей педагогики в современном образовании. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Новокузнецк: Изд. ИПК, 2003. - С. 83-85.

5. Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. Своеобразие семантического развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е.Ю. Медведева, Е.А. Ольхина // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. -№ 59 (4). - С. 68-71.

6. Павлова А.В. Методы выделения и исследования лексико-семантических полей / А.А. Павлова // Альманах современной науки и образования. - Изд.: Грамота. - 2008. - № 2 (9): в 3-х ч. - Ч. I. - C. 159-160.

7. Свиридова Д.В., Медведева Е.Ю. Экспериментальное исследование лексико-семантической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Д.В. Свиридова, Е.Ю. Медведева // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. Сборник научных трудов. - Ялта, 2019. - Вып. 63. -С. 146-149.

8. Ткаченко Д.А., Родин Ю.И. О месте и значении психомоторной функции в формировании навыка письма у детей с общим недоразвитием речи. Вестник Мининского университета. - 2020. - Том 8, № 3. - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1118

Педагогика

УДК 378.14

доктор педагогических наук, профессор Гордиенко Татьяна Петровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики

Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь);

ассистент кафедры специального (дефектологического) образования Садовой Никита Геннадиевич

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

МОТИВАЦИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ ИЗУЧАТЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация. В публикации исследуются специфика мотивации будущих учителей-логопедов изучать информационно-коммуникационные технологии. Анализируется роль и важность использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителя-логопеда в методической и специальной психолого-педагогической литературе, а также в нормативно-правовых документах. Описывается исследование, которое проводилось в рамках опроса с помощью google формы со студентами Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», специальности «Логопедия». Выполнен количественно-качественный анализ проведенного опроса. Результаты исследования показали, что большинство будущих учителей-логопедов планируют изучать информационно-коммуникационные технологии, как в учебное время, так и самостоятельно (дополнительно), в рамках внеучебной деятельности. Будущие специалисты выделили направления логопедической работы, в которых, по их мнению, целесообразно использовать информационно-коммуникационные технологии, а также те направления логопедической работы, которые вызывают у них интерес. Анализ изученной литературы выявил существенную важность и ценность использования информационно-коммуникационных технологий в логопедической деятельности, результаты проведенного опроса также показали повышенный спрос и интерес среди будущих учителей-логопедов изучать и использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Данные аспекты обуславливают целесообразность дальнейших исследований в рассматриваемой области.

Ключевые слова: учитель-логопед, профессиональная деятельность, информационно-коммуникативные технологии, мотивация, опрос.

Annotation. The article examines the specifics of the motivation of future speech therapy teachers to study information and communication technologies. The article analyzes the role and importance of the use of information and communication technologies in the professional activity of a speech therapist teacher in methodological and special psychological and pedagogical literature, as

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.