«Вопросы развития современной науки и техники» general speech underdevelopment using non-traditional drawing techniques organized on the base of the "Rechetsvetik" art studio.
Ключевые слова, общее недоразвитие речи, дети старшего дошкольного возраста, связная речь, нетрадиционные техники рисования.
Key words: general speech underdevelopment, senior preschool age children, coherent speech, non-traditional drawing techniques.
Связная речь - это результат общего развития речи, показатель как речевого, так и умственного развития ребенка. Она является сложной формой речевой деятельности, так как представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений [1, с. 113].
Вопросы развития связной речи у детей изучались в разных аспектах Бородич А.М., Глуховым В.П., Коротковой Э.П., Леушиной А.М., Рубинштейном С.Л., Соловьевой О.И., Тихеевой Е.И., Усовой А.П., Ушинским К.Д. и др.
Связная речь играет огромную роль в развитии ребенка, поскольку она взаимосвязана с развитием мышления, деятельности и общения. Благодаря ей человек имеет возможность определять и регулировать нормы поведения в обществе, находить общий язык с другими людьми и обогащать свой речевой опыт.
К моменту поступления в школу связная речь у детей без речевой патологии развита достаточно хорошо, то есть характеризуется логичностью, развернутостью, произвольностью, непрерываемостью и
программированностью.
В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР). Под ОНР понимают «различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте» [2, с. 29]. Выделяют
VIII Международная научно-практическая конференция четыре уровня речевого развития при данном речевом нарушении, которые
определяют состояние связной речи детей.
Изучению особенностей развития связной речи у старших дошкольников с ОНР посвящены исследования Глухова В.П., Жуковой Н.С., Лалаевой Р.И., Левиной Р.Е., Мастюковой Е.М., Спировой Л.Ф., Филичевой Т.Б. и др.
В своих работах Воробьева В.К., Ефимова О.В., Шаховская С.Н. отмечают, что при данном нарушении связная речь имеет следующие особенности: несовершенство структурно-семантической организации, связности, последовательности, ограниченность объема слов (словарного запаса) и синтаксических конструкций. Дети испытывают затруднения в программировании высказываний [3, с. 343].
Для диалогической речи детей с ОНР характерна краткость, недостаточный объем высказываний, наличие лексико-грамматических ошибок. Отмечается малоинформативность, нарушение взаимосвязанности высказываний и их логического построения. Монологическая речь отличается построением однотипных предложений, застреванием на второстепенных деталях, нарушением логичности изложения. Творческий рассказ часто недоступен.
Ткаченко Т.А. подчеркивает, что для дошкольников с ОНР характерно: узкое восприятие действительности, сложности отражения причинно -следственных связей, ограниченный запас речевых средств, затруднение планирования монолога [4, а 122].
Многие исследователи отмечают, что ОНР отрицательно влияет на психическое развитие ребенка. Это проявляется в замедлении развития познавательной деятельности, снижении продуктивности запоминания, нарушении всех форм общения и межличностного взаимодействия.
Известно, что от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения ребенка в школе, умение общаться с окружающими людьми и адаптироваться к новым жизненным условиям. В свою очередь, отсутствие
«Вопросы развития современной науки и техники» планомерной логопедической помощи детям с ОНР в развитии связной речи в
дальнейшем может привести к значительным трудностям во время обучения.
Вследствие этого возникает потребность в поиске эффективных средств развития связной речи при ОНР. В логопедической практике используются нетрадиционные техники рисования, позволяющие повысить мотивационную готовность к занятиям по развитию связной речи и стимулировать ее коммуникативную функцию внутри детского коллектива.
Нетрадиционные техники рисования - это техники, дающие возможность создания рисунка изобразительными материалами, отличными от традиционных - кисти и карандаша [5, с. 19].
Многие авторы, такие как Григорьева Г.Г., Игнатьев Е.И., Комарова Т.С., Сакулина Н.П., Ушинский К.Д. считают, что рисование заключает в себе большие возможности для развития ребенка и выступает средством его познавательного, художественно-эстетического, нравственного, эмоционально-волевого, графического и речевого развития [6].
Анисимова Т.С., Богомолова Н.В. [7], Захарова Т.В. [8], Монгуш О.О. [9] отмечают, что использование при развитии связной речи нетрадиционных техник рисования позволяет организовать работу с опорой на продуктивную деятельность, которая помогает погрузить ребенка в процесс создания рисунка и параллельного оречевления собственных действий. Все это должно происходить в условиях организованного детского коллектива с обязательной выставкой детских работ в конце каждого занятия.
Мы провели исследование по выявлению эффективности использования нетрадиционных техник рисования в логопедической работе по развитию связной речи у старших дошкольников с ОНР. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ Детский сад №2 52 «Белочка» и МБДОУ ЦРР Детский сад №2 104 «Ладушка» г. Якутска. Всего в эксперименте приняли участие 20 детей 5-6 лет с ОНР, 3 уровнем речевого развития, из них 10 детей -экспериментальная группа, 10 детей - контрольная группа.
VIII Международная научно-практическая конференция Для выявления уровня развития связной речи у старших дошкольников с
ОНР нами были использованы методика Лалаевой Р.И. «Исследование
диалогической речи» [10], методика обследования связной речи Воробьевой
В.К., адаптированная Ковригиной Л.В. и Крупиной А.А [11]. Выполнение
каждого задания детьми оценивалось от 0 до 3 баллов.
По результатам исследования нами были выделены четыре уровня
развития связной речи у старших дошкольников с ОНР:
Высокий уровень (34-39 баллов) характеризуется тем, что во время диалога
ребенок высказывается целыми предложениями. Им успешно усвоены правила
построения связного текста и все его закономерности. Ошибки практически
отсутствуют. Ребенок самостоятельно составляет пересказ, рассказ, содержание
текста передает полностью, соблюдает связность и последовательность
изложения. В соответствии с текстом произведения употребляет самые разные
языковые средства. Все грамматические нормы родного языка соблюдаются.
Средний уровень (23-34 балла) характеризуется тем, что во время диалога
ребенок в основном пользуется словосочетаниями. В монологической речи
отмечается отсутствие художественно-стилистических элементов и выраженные
нарушения смысловой организации текста. Характерны отдельные нарушения
связного воспроизведения.
Низкий уровень (10-22 балла) характеризуется тем, что во время диалога
ребенок отвечает на вопросы преимущественно, одним словом. В
монологическом высказывании связность и последовательность изложения
нарушены. Отмечаются грубые пропуски целых частей текста и смысловые
ошибки. Употребление языковых средств характеризуется бедностью и
однообразием. Ребенок нуждается в значительной стимулирующей помощи со
стороны взрослого.
Крайне низкий уровень (до 9 баллов) характеризуется тем, что при
построении диалога ребенок дает случайные ответы. Отмечается нарушение в
логико-смысловой организации текста.
«Вопросы развития современной науки и техники»
Результаты констатирующего этапа показали, что у детей экспериментальной группы отмечается средний (30%) и низкий (70%) уровень развития связной речи. В контрольной группе также были выявлены средний (40%) и низкий (60%) уровни. При этом у всех детей уровень диалогической речи выше, чем монологической.
Данные нашего исследования подтвердили, что у старших дошкольников с ОНР нарушены два механизма речепроизводства: операции, обеспечивающие смысловую организацию текстового сообщения, и операции, обеспечивающие его лексико-синтаксическое оформление [12].
На формирующем этапе нами была организована логопедическая работа в рамках изостудии «Речецветик». Опираясь на «Комплексную образовательную программу дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Нищевой Н.В. [13], мы разработали цикл логопедических занятий, направленных на развитие связной диалогической и монологической речи у старших дошкольников с ОНР с использованием нетрадиционных техник рисования. Занятия изостудии проводились в период с января по апрель 2021 г. Коррекционная работа велась с детьми экспериментальной группы 2 раза в неделю по 25 минут во второй половине дня. Всего было проведено 28 занятий. Работа над связной речью включала развитие диалогической и монологической речи (рассказ-описание, пересказ, творческий рассказ).
В соответствии с программой были определены лексические темы, по которым проводились занятия изостудии. Для организации коррекционно-педагогической работы были отобраны нетрадиционные техники рисования в соответствии с возрастом детей: пуантилизм, пластилинография, рисование на мятой бумаге, печать поролоном с помощью готовых шаблонов, кляксография, коллаж, рисование солью, рисование по мокрой бумаге, монотипия, рисование мятой бумагой, ниткография, кляксография с трубочкой, рисование свечой, рисование с помощью мыльных пузырей, набрызг, печатание листьями, печатание пенопластом, тычок жесткой полусухой кистью.
VIII Международная научно-практическая конференция
Мы определили следующую примерную структуру занятий изостудии:
1) Подготовительная часть:
- организационный момент (приветствие; создание атмосферы, настроенной на рабочий лад).
2) Основная часть:
- введение в тему занятия;
- развитие диалогической речи:
- беседа по теме занятия;
- анализ объекта изображения по форме, величине, строению, цвету, положению в пространстве или выявление сюжета рисунка;
- определение последовательности выполнения рисунка (планирование деятельности);
- работа детей над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности;
- развитие связной монологической речи (рассказ-описание, пересказ, творческий рассказ).
3) Заключительная часть:
- подведение итогов занятия (работа над монологической речью: дети вспоминают последовательность создания рисунка и составляют рассказ; педагог создает выставку рисунков для совместной рефлексии).
В начале работы изостудии, в течение трех недель, проводилось попеременное чередование занятий с акцентом то на развитие диалогической, то на развитие монологической речи. На занятиях по развитию диалогической речи проводилась работа по активизации словаря в соответствии с лексической темой недели. При этом создавались условия для развития диалога в процессе беседы по теме занятия, при объяснении последовательности рисования и по итогам занятия.
В дальнейшем на каждом занятии изостудии проводилась работа по развитию диалогической и монологической речи.
«Вопросы развития современной науки и техники»
Доказана эффективность применения наглядных средств в логопедической
работе по развитию связной речи у старших дошкольников с ОНР. В своей работе мы также использовали внешние опоры, которые значительно повышают эффективность коррекционно-логопедического процесса, так как помогают программировать связное высказывание, соблюдать последовательность событий, формировать представление о структуре текста. Нами были использованы графические планы-схемы и собственные рисунки детей для построения связного высказывания.
На последующих занятиях мы делали акцент на развитии монологической речи с постепенным уменьшением внешних опор, которое предполагало составление пересказов, рассказов-описаний и творческих рассказов с опорой на собственный рисунок и без опоры на него. Ближе к завершению работы по развитию связной речи мы учили детей составлять рассказ по предложенному плану, пересказывать прослушанный рассказ и составлять творческий рассказ.
Организация взаимодействия логопеда с родителями заключалась в том, что после каждого занятия изостудии ребенку домой отдавался рисунок, а родители получали задание провести беседу о технике рисования, последовательности выполнения рисунка, составить по нему рассказ-описание, а также задание на развитие связной монологической речи в соответствии с содержанием занятия.
После завершения коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием нетрадиционных техник рисования нами была проведена повторная диагностика с целью определения эффективности проведенной работы. На контрольном этапе у детей экспериментальной группы выявлен средний (50%) и низкий (50%) уровень развития связной речи. В контрольной группе также определен средний (40%) и низкий (60%) уровни. Отметим, что у многих детей повысились показатели внутри уровней.
Таким образом, сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов показал повышение уровня развития связной речи у детей
VIII Международная научно-практическая конференция экспериментальной группы. Это является подтверждением результативности
коррекционно-логопедической работы, проведенной на формирующем этапе
исследования.
На практике мы подтвердили, что во время занятий изостудии с использованием нетрадиционных техник рисования диалогическая речь приобретает практическую направленность и развивается в естественной среде. Организация изобразительной деятельности позволяет использовать полученные изображения в качестве наглядной опоры в развитии монологической речи. На каждом занятии дети проявляли интерес к процессу создания рисунков и их анализу, охотно участвовали в выставках работ и высказывали свое мнение.
Библиографический список:
1. Серова Е.Ю., Сидорова Н.И. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации ФГОС // Специальное образование. - 2017. - С. 113-116.
2. Глухов В.П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с системным речевым недоразвитием. - М.: Московский педагогический государственный университет, 2017. - 232 с.
3. Ефимова О.В. К проблеме развития связной описательной речи дошкольников с общим недоразвитием речи средствами малых фольклорных форм // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 3-2. - С. 340-344.
4. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. - М.: ГНОМ и Д, 2003. - 112 с.
5. Карамзина У.А. Детское художественное творчество. - Якутск: ИРО МО РС(Я), 2003. - 52 с.
6. Комарова Т.С. Значение изобразительной деятельности детей для их всестороннего развития // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 3. -С. 6-14.
«Вопросы развития современной науки и техники»
7. Богомолова Н.В., Анисимова Т.С. Приемы развития связной речи
дошкольников с общим недоразвитием речи // Концепт. - 2017. - № S2. - С. 51 -57.
8. Захарова Т.В. Формирование образной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2008. - № 4. - С. 62 - 71.
9. Монгуш О.О. Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования // Инновационные педагогические технологии: материалы II Международной научной конференции - Казань: Бук, 2015. - С. 64 - 67.
10. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей - М., 2004. - 72 с.
11. Ковригина Л.В., Крупина А.А. Проблемы диагностики нарушений связной речи у детей с общим недоразвитием речи на современном этапе развития логопедии // Концепт. - 2016. - № 6. - С. 118 - 127.
12. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи - М.: АСТРЕЛЬ, 2006. - 158 с.
13. Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019. - 200 с.