Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
675
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общее недоразвитие речи / дети старшего дошкольного возраста / связная речь / нетрадиционные техники рисования. / general speech underdevelopment / senior preschool age children / coherent speech / non-traditional drawing techniques.general speech underdevelopment / senior preschool age children / coherent speech / non-traditional drawing techniques.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чуба Вероника Сергеевна, Юдина Ирина Александровна

в статье представлены результаты исследования по выявлению эффективности использования нетрадиционных техник рисования в логопедической работе по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Проведен анализ психолого-педагогической литературы по обозначенной проблеме, описаны результаты педагогического эксперимента, подтверждающие эффективность коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием нетрадиционных техник рисования, организованной в рамках изостудии «Речецветик».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чуба Вероника Сергеевна, Юдина Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COHERENT SPEACH OF SENIOR PRESCHOOL AGE CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH USING NON-TRADITIONAL DRAWING TECHNIQUES

the results of research to identify the effectiveness of the use of non-traditional drawing techniques in speech therapy work on the development of coherent speech of senior preschool age children with general speech underdevelopment are presented in the article. The analysis of psychological and pedagogical literature in the area of indicated problem is carried out, the results of a pedagogical experiment are described confirming the effectiveness of correctional and pedagogical work on the development of coherent speech of senior preschool age children with general speech underdevelopment using non-traditional drawing techniques organized on the base of the “Rechetsvetik” art studio.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ»

«Вопросы развития современной науки и техники» general speech underdevelopment using non-traditional drawing techniques organized on the base of the "Rechetsvetik" art studio.

Ключевые слова, общее недоразвитие речи, дети старшего дошкольного возраста, связная речь, нетрадиционные техники рисования.

Key words: general speech underdevelopment, senior preschool age children, coherent speech, non-traditional drawing techniques.

Связная речь - это результат общего развития речи, показатель как речевого, так и умственного развития ребенка. Она является сложной формой речевой деятельности, так как представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений [1, с. 113].

Вопросы развития связной речи у детей изучались в разных аспектах Бородич А.М., Глуховым В.П., Коротковой Э.П., Леушиной А.М., Рубинштейном С.Л., Соловьевой О.И., Тихеевой Е.И., Усовой А.П., Ушинским К.Д. и др.

Связная речь играет огромную роль в развитии ребенка, поскольку она взаимосвязана с развитием мышления, деятельности и общения. Благодаря ей человек имеет возможность определять и регулировать нормы поведения в обществе, находить общий язык с другими людьми и обогащать свой речевой опыт.

К моменту поступления в школу связная речь у детей без речевой патологии развита достаточно хорошо, то есть характеризуется логичностью, развернутостью, произвольностью, непрерываемостью и

программированностью.

В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР). Под ОНР понимают «различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте» [2, с. 29]. Выделяют

VIII Международная научно-практическая конференция четыре уровня речевого развития при данном речевом нарушении, которые

определяют состояние связной речи детей.

Изучению особенностей развития связной речи у старших дошкольников с ОНР посвящены исследования Глухова В.П., Жуковой Н.С., Лалаевой Р.И., Левиной Р.Е., Мастюковой Е.М., Спировой Л.Ф., Филичевой Т.Б. и др.

В своих работах Воробьева В.К., Ефимова О.В., Шаховская С.Н. отмечают, что при данном нарушении связная речь имеет следующие особенности: несовершенство структурно-семантической организации, связности, последовательности, ограниченность объема слов (словарного запаса) и синтаксических конструкций. Дети испытывают затруднения в программировании высказываний [3, с. 343].

Для диалогической речи детей с ОНР характерна краткость, недостаточный объем высказываний, наличие лексико-грамматических ошибок. Отмечается малоинформативность, нарушение взаимосвязанности высказываний и их логического построения. Монологическая речь отличается построением однотипных предложений, застреванием на второстепенных деталях, нарушением логичности изложения. Творческий рассказ часто недоступен.

Ткаченко Т.А. подчеркивает, что для дошкольников с ОНР характерно: узкое восприятие действительности, сложности отражения причинно -следственных связей, ограниченный запас речевых средств, затруднение планирования монолога [4, а 122].

Многие исследователи отмечают, что ОНР отрицательно влияет на психическое развитие ребенка. Это проявляется в замедлении развития познавательной деятельности, снижении продуктивности запоминания, нарушении всех форм общения и межличностного взаимодействия.

Известно, что от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения ребенка в школе, умение общаться с окружающими людьми и адаптироваться к новым жизненным условиям. В свою очередь, отсутствие

«Вопросы развития современной науки и техники» планомерной логопедической помощи детям с ОНР в развитии связной речи в

дальнейшем может привести к значительным трудностям во время обучения.

Вследствие этого возникает потребность в поиске эффективных средств развития связной речи при ОНР. В логопедической практике используются нетрадиционные техники рисования, позволяющие повысить мотивационную готовность к занятиям по развитию связной речи и стимулировать ее коммуникативную функцию внутри детского коллектива.

Нетрадиционные техники рисования - это техники, дающие возможность создания рисунка изобразительными материалами, отличными от традиционных - кисти и карандаша [5, с. 19].

Многие авторы, такие как Григорьева Г.Г., Игнатьев Е.И., Комарова Т.С., Сакулина Н.П., Ушинский К.Д. считают, что рисование заключает в себе большие возможности для развития ребенка и выступает средством его познавательного, художественно-эстетического, нравственного, эмоционально-волевого, графического и речевого развития [6].

Анисимова Т.С., Богомолова Н.В. [7], Захарова Т.В. [8], Монгуш О.О. [9] отмечают, что использование при развитии связной речи нетрадиционных техник рисования позволяет организовать работу с опорой на продуктивную деятельность, которая помогает погрузить ребенка в процесс создания рисунка и параллельного оречевления собственных действий. Все это должно происходить в условиях организованного детского коллектива с обязательной выставкой детских работ в конце каждого занятия.

Мы провели исследование по выявлению эффективности использования нетрадиционных техник рисования в логопедической работе по развитию связной речи у старших дошкольников с ОНР. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ Детский сад №2 52 «Белочка» и МБДОУ ЦРР Детский сад №2 104 «Ладушка» г. Якутска. Всего в эксперименте приняли участие 20 детей 5-6 лет с ОНР, 3 уровнем речевого развития, из них 10 детей -экспериментальная группа, 10 детей - контрольная группа.

VIII Международная научно-практическая конференция Для выявления уровня развития связной речи у старших дошкольников с

ОНР нами были использованы методика Лалаевой Р.И. «Исследование

диалогической речи» [10], методика обследования связной речи Воробьевой

В.К., адаптированная Ковригиной Л.В. и Крупиной А.А [11]. Выполнение

каждого задания детьми оценивалось от 0 до 3 баллов.

По результатам исследования нами были выделены четыре уровня

развития связной речи у старших дошкольников с ОНР:

Высокий уровень (34-39 баллов) характеризуется тем, что во время диалога

ребенок высказывается целыми предложениями. Им успешно усвоены правила

построения связного текста и все его закономерности. Ошибки практически

отсутствуют. Ребенок самостоятельно составляет пересказ, рассказ, содержание

текста передает полностью, соблюдает связность и последовательность

изложения. В соответствии с текстом произведения употребляет самые разные

языковые средства. Все грамматические нормы родного языка соблюдаются.

Средний уровень (23-34 балла) характеризуется тем, что во время диалога

ребенок в основном пользуется словосочетаниями. В монологической речи

отмечается отсутствие художественно-стилистических элементов и выраженные

нарушения смысловой организации текста. Характерны отдельные нарушения

связного воспроизведения.

Низкий уровень (10-22 балла) характеризуется тем, что во время диалога

ребенок отвечает на вопросы преимущественно, одним словом. В

монологическом высказывании связность и последовательность изложения

нарушены. Отмечаются грубые пропуски целых частей текста и смысловые

ошибки. Употребление языковых средств характеризуется бедностью и

однообразием. Ребенок нуждается в значительной стимулирующей помощи со

стороны взрослого.

Крайне низкий уровень (до 9 баллов) характеризуется тем, что при

построении диалога ребенок дает случайные ответы. Отмечается нарушение в

логико-смысловой организации текста.

«Вопросы развития современной науки и техники»

Результаты констатирующего этапа показали, что у детей экспериментальной группы отмечается средний (30%) и низкий (70%) уровень развития связной речи. В контрольной группе также были выявлены средний (40%) и низкий (60%) уровни. При этом у всех детей уровень диалогической речи выше, чем монологической.

Данные нашего исследования подтвердили, что у старших дошкольников с ОНР нарушены два механизма речепроизводства: операции, обеспечивающие смысловую организацию текстового сообщения, и операции, обеспечивающие его лексико-синтаксическое оформление [12].

На формирующем этапе нами была организована логопедическая работа в рамках изостудии «Речецветик». Опираясь на «Комплексную образовательную программу дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Нищевой Н.В. [13], мы разработали цикл логопедических занятий, направленных на развитие связной диалогической и монологической речи у старших дошкольников с ОНР с использованием нетрадиционных техник рисования. Занятия изостудии проводились в период с января по апрель 2021 г. Коррекционная работа велась с детьми экспериментальной группы 2 раза в неделю по 25 минут во второй половине дня. Всего было проведено 28 занятий. Работа над связной речью включала развитие диалогической и монологической речи (рассказ-описание, пересказ, творческий рассказ).

В соответствии с программой были определены лексические темы, по которым проводились занятия изостудии. Для организации коррекционно-педагогической работы были отобраны нетрадиционные техники рисования в соответствии с возрастом детей: пуантилизм, пластилинография, рисование на мятой бумаге, печать поролоном с помощью готовых шаблонов, кляксография, коллаж, рисование солью, рисование по мокрой бумаге, монотипия, рисование мятой бумагой, ниткография, кляксография с трубочкой, рисование свечой, рисование с помощью мыльных пузырей, набрызг, печатание листьями, печатание пенопластом, тычок жесткой полусухой кистью.

VIII Международная научно-практическая конференция

Мы определили следующую примерную структуру занятий изостудии:

1) Подготовительная часть:

- организационный момент (приветствие; создание атмосферы, настроенной на рабочий лад).

2) Основная часть:

- введение в тему занятия;

- развитие диалогической речи:

- беседа по теме занятия;

- анализ объекта изображения по форме, величине, строению, цвету, положению в пространстве или выявление сюжета рисунка;

- определение последовательности выполнения рисунка (планирование деятельности);

- работа детей над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности;

- развитие связной монологической речи (рассказ-описание, пересказ, творческий рассказ).

3) Заключительная часть:

- подведение итогов занятия (работа над монологической речью: дети вспоминают последовательность создания рисунка и составляют рассказ; педагог создает выставку рисунков для совместной рефлексии).

В начале работы изостудии, в течение трех недель, проводилось попеременное чередование занятий с акцентом то на развитие диалогической, то на развитие монологической речи. На занятиях по развитию диалогической речи проводилась работа по активизации словаря в соответствии с лексической темой недели. При этом создавались условия для развития диалога в процессе беседы по теме занятия, при объяснении последовательности рисования и по итогам занятия.

В дальнейшем на каждом занятии изостудии проводилась работа по развитию диалогической и монологической речи.

«Вопросы развития современной науки и техники»

Доказана эффективность применения наглядных средств в логопедической

работе по развитию связной речи у старших дошкольников с ОНР. В своей работе мы также использовали внешние опоры, которые значительно повышают эффективность коррекционно-логопедического процесса, так как помогают программировать связное высказывание, соблюдать последовательность событий, формировать представление о структуре текста. Нами были использованы графические планы-схемы и собственные рисунки детей для построения связного высказывания.

На последующих занятиях мы делали акцент на развитии монологической речи с постепенным уменьшением внешних опор, которое предполагало составление пересказов, рассказов-описаний и творческих рассказов с опорой на собственный рисунок и без опоры на него. Ближе к завершению работы по развитию связной речи мы учили детей составлять рассказ по предложенному плану, пересказывать прослушанный рассказ и составлять творческий рассказ.

Организация взаимодействия логопеда с родителями заключалась в том, что после каждого занятия изостудии ребенку домой отдавался рисунок, а родители получали задание провести беседу о технике рисования, последовательности выполнения рисунка, составить по нему рассказ-описание, а также задание на развитие связной монологической речи в соответствии с содержанием занятия.

После завершения коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием нетрадиционных техник рисования нами была проведена повторная диагностика с целью определения эффективности проведенной работы. На контрольном этапе у детей экспериментальной группы выявлен средний (50%) и низкий (50%) уровень развития связной речи. В контрольной группе также определен средний (40%) и низкий (60%) уровни. Отметим, что у многих детей повысились показатели внутри уровней.

Таким образом, сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов показал повышение уровня развития связной речи у детей

VIII Международная научно-практическая конференция экспериментальной группы. Это является подтверждением результативности

коррекционно-логопедической работы, проведенной на формирующем этапе

исследования.

На практике мы подтвердили, что во время занятий изостудии с использованием нетрадиционных техник рисования диалогическая речь приобретает практическую направленность и развивается в естественной среде. Организация изобразительной деятельности позволяет использовать полученные изображения в качестве наглядной опоры в развитии монологической речи. На каждом занятии дети проявляли интерес к процессу создания рисунков и их анализу, охотно участвовали в выставках работ и высказывали свое мнение.

Библиографический список:

1. Серова Е.Ю., Сидорова Н.И. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации ФГОС // Специальное образование. - 2017. - С. 113-116.

2. Глухов В.П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с системным речевым недоразвитием. - М.: Московский педагогический государственный университет, 2017. - 232 с.

3. Ефимова О.В. К проблеме развития связной описательной речи дошкольников с общим недоразвитием речи средствами малых фольклорных форм // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 3-2. - С. 340-344.

4. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. - М.: ГНОМ и Д, 2003. - 112 с.

5. Карамзина У.А. Детское художественное творчество. - Якутск: ИРО МО РС(Я), 2003. - 52 с.

6. Комарова Т.С. Значение изобразительной деятельности детей для их всестороннего развития // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 3. -С. 6-14.

«Вопросы развития современной науки и техники»

7. Богомолова Н.В., Анисимова Т.С. Приемы развития связной речи

дошкольников с общим недоразвитием речи // Концепт. - 2017. - № S2. - С. 51 -57.

8. Захарова Т.В. Формирование образной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2008. - № 4. - С. 62 - 71.

9. Монгуш О.О. Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования // Инновационные педагогические технологии: материалы II Международной научной конференции - Казань: Бук, 2015. - С. 64 - 67.

10. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей - М., 2004. - 72 с.

11. Ковригина Л.В., Крупина А.А. Проблемы диагностики нарушений связной речи у детей с общим недоразвитием речи на современном этапе развития логопедии // Концепт. - 2016. - № 6. - С. 118 - 127.

12. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи - М.: АСТРЕЛЬ, 2006. - 158 с.

13. Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019. - 200 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.