БЕЙБАЛАЕВА Д.К.
ОСОБЕННОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
В статье рассматривается применение стандартизации при регулировании территориально-отраслевых отношений в экономике региона. Устанавливается, что с целью решения накопившихся экономических проблем с учетом особенностей и условий Республики Дагестан необходимо провести такие мероприятия, как: дебюрократизацию системы управления, разработку целостной концепции развития государственного сектора экономики, активную инвестиционную политику, реструктуризацию задолженности предприятий, обновленную социальную политику, сбалансированную политику районов и др.
BEYBALAEVA DK.
FEATURES OF AGRICULTURAL DEVELOPMENT OF REPUBLIC
DAGESTAN
In article standardization application at regulation of territorially-branch relations in region economy is considered. It is established that for the purpose of the decision of the collected economic problems taking into account features and Republic Dagestan conditions it is necessary to carry out such actions, as: дебюрократизацию control systems, working out tse-lostnoj concepts of development of public sector of economy, the active investment policy, re-structuring of debts of the enterprises, the updated social policy, the balanced policy of areas, etc.
Ключевые слова: сельскохозяйственное развитие, территориально-отраслевые отношения, системы управления, концепция развития, государственный сектор экономики, инвестиционная политика, реструктуризация, социальная политика.
Keywords: agricultural development, territorial-branch relations, managerial system, concept of the development, state sector of the economy, investment policy, реструктуризация, social policy.
Применение стандартизации при регулировании территориально-отраслевых отношений целесообразно при следующих обстоятельствах:
❖ выражена типичность соответствующих видов организационных элементов;
❖ элементы системы имеют многократную повторяемость, что обеспечивает возможность многократного использования стандарта;
❖ необходимость обеспечения единообразия по наиболее важным сторонам и свойствам данных видов организационных элементов;
❖ необходимость предварительной подготовленности к формированию соответствующих организационных элементов (для повышения его оперативности и надежности).
Развитие унификации определяется:
❖ масштабом унификации, т. е. пространством, в котором функционируют системы, имеющие общие унифицированные элементы;
❖ плотность унификации, т. е. долей унифицированных элементов в общем, числе элементов данных систем.
С целью решения накопившихся экономических проблем с учетом особенностей и условий РД считаем необходимым провести такие мероприятия, как: дебюрократизацию системы управления, разработку целостной концепции развития государственного сектора экономики, активную инвестиционную политику, реструктуризацию задолженности предприятий, обновленную социальную политику, сбалансированную политику районов и др.
Важнейшим показателем состояния экономического развития аграрно-ориентированной экономики Республики Дагестан служит валовая продукция сельского хозяйства, которая в 1995 г. по сравнению с 1994 г. уменьшилась на 1,6%, а к уровню 1990 года - на 23,0%. В общем объеме валовой продукции сельского хозяйства доля продукции животноводства выросла с 1990 г. с 60,0 до 65,0%. Спад в 1995 г. в животноводстве в основном определился за счет ухудшения показателей воспроизводства скота и птицы. Основной причиной спада в 1995 г. в растениеводстве явилось сокращение площадей и урожайности в виноградарстве и картофелеводстве[3].
Отмечавшаяся с 1998 г. устойчивая тенденция к сокращению посевных площадей сельскохозяйственных культур приостановилась. В 1999 г. по сравнению с 1998 г. посевная площадь в целом по республике увеличилась на 1,5% (33,6 тыс. га). За 1999 г. площадь посева зерновых культур увеличилась на 12,3 тыс. га, садов - на 1,8 тыс. га, в том числе плодоносящих - на 2,5 тыс. га, виноградников - на 0,2, картофеля - на 2,8 тыс. га, овощей - на 4,8 тыс. га [7]. В 2001 г. по сравнению с 2000 г. посевная площадь в хозяйствах всех категорий увеличилась на 1,7% (5,2 тыс. га). Площадь посева зерновых культур уменьшилась на 4,6 тыс. га [9]. А в 2002 г. посевная площадь увеличилась на 13,3% (41,5 тыс. га) в хозяйствах всех категорий [10]. Вместе с тем в последние годы во многих хозяйствах республики не уделяется должного внимания сохранению и увеличению площадей ценных сельхозугодий, повышению их плодородия, не проводятся работы по защите почв от ветровой и водной эрозии, сокращаются площади садов и виноградников. Разный рост цен в отраслях экономики изменил их соотношение с сельским хозяйством.
Кроме того, в рамках аграрной реформы шла реорганизация колхозов и совхозов, осуществлялось перераспределение земель, продолжалось выделение земель для коллективного садоводства и огородничества, ведения личного подсобного хозяйства и дачного строительства.
Необходимо отметить, что экономическое положение отрасли в целом не позволяет рассчитывать на перелом неблагоприятных тенденций. К началу 1998 года сельское хозяйство пришло с устаревшей материальной базой,
подорванными финансами, в значительной мере истощенными природными и биологическими ресурсами, в целом неэффективной организацией производства. К 1998 г. аграрная реформа позволила создать основы многоукладной экономики сельского хозяйства, частично осуществить земельные преобразования, наметила ряд структурных изменений, касающихся места сельского хозяйства в экономике республики, состава сельских товаропроизводителей, а также отраслевую и продуктовую структуры сельскохозяйственного производства. В рамках земельной реформы за несколько последних лет проведена перерегистрация земель и их крупномасштабное перераспределение. К 1998 г. полностью выполнены работы по установлению границ и выдаче документов на право пользования землей на участках зимних пастбищ в пределах Ногайского и Тарумовского районов. Важная роль этого процесса видна из того, что при сокращении производства в сельскохозяйственных предприятиях за 1991-1998 гг. в 3 раза объем продукции в хозяйствах населения вырос в 1,4 раза (а за 1991-1996 гг. - в 1,5 раза). Доля населения в производстве продукции сельского хозяйства увеличилась с 41,0% в 1990 г. до 73,0% в 1998 г. [6].
По состоянию на 1 января 2004 года в ведение сельских, поселковых и городских администраций, по данным Госкомзема РД, передано 1088,8 тыс. га земель. Создан фонд перераспределения на площади 89,1 тыс. га, образовано 37,1 тыс. крестьянских хозяйств на площади 150,0 тыс. га; 392,9 тыс. семей получили земли под личные подсобные хозяйства на площади 98,0 тыс. га; 67,4 тыс. граждан - под коллективные сады на площади 4,4 тыс. га; 3,8 тыс. граждан - под коллективные огороды на площади 0,6 тыс. га; 137,2 тыс. граждан получили участки для индивидуального жилищного строительства на площади 8,8 тыс. га; 0,4 тыс. граждан получили землю для ведения коллективного животноводства на площади 16,8 тыс. га. [12].
К концу 2004 года в республике имелось 910 сельхозпредприятий различных организационно-правовых форм собственности (к концу 2003 года их было 910).
По состоянию на 1 января 2005 года в ведение сельских, поселковых и городских администраций, по данным Госкомзема РД, передано 1107,6 тыс. га земель. Создан фонд перераспределения на площади 180,9 тыс. га; образовано 42,3 тыс. крестьянских хозяйств на площади 166,3 тыс. га; 394,4 тыс. семей получили земли под личные подсобные хозяйства на площади 99,2 тыс. га; 67,4 тыс. граждан - под коллективные сады на площади 4,4 тыс. га; 3,8 тыс. граждан - под коллективные огороды на площади 0,6 тыс. га; 137,5 тыс. граждан получили участки для индивидуального жилищного строительства на площади 8,8 тыс. га; 0,4 тыс. граждан получили землю для ведения коллективного животноводства на площади 22,6 тыс. га. [12]. Валовая продукция сельского хозяйства в 2004 году в действующих ценах оценивается в 21943,8 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 107,8% больше, чем в 2003 году. Этот показатель в 2005 г. составил 25924,9 млн. рублей [13]. Кроме того, в рамках аграрной реформы шла реорганизация колхозов и совхозов, осуществлялось перераспределение земель, продолжалось выделение земель
для коллективного садоводства и огородничества, ведения личного подсобного хозяйства и дачного строительства.
Процесс стабилизации экономики региона, вывода ее из состояния нестабильности состоит в реализации комплекса следующих мер:
❖ совершенствование системы финансовых отношений;
❖ увеличение собираемости налогов при общем снижении нормативов налогообложения;
❖ проведение структурных преобразований в экономике;
❖ формирование цивилизованных рыночных отношений;
❖ проведение активной инвестиционной политики;
❖ демонополизация производства;
❖ развитие предпринимательства;
❖ социальная ориентация рыночного хозяйства;
❖ развития внешнеэкономической деятельности.
При этом стабилизационная программа развития Дагестана должна быть направлена на устранение в республике структурных диспропорций, возникших из-за несоответствия существующих закостеневших структур с произошедшими в экономике региона (да и в стране к целом) изменениями.
Необходимо отметить, что устойчивое развитие страны невозможно без решения проблемы устойчивого развития регионов, каждый из которых имеет свои специфические особенности и различия в основных сферах: экономической, социальной и экологической.
_Литература_
1. Алиев В. Г. Дагестанская модель экономики. Аргументы и факты Дагестана. № 12. Март. - С. 3. 1998.
2. Дохолян С. В. Государственная поддержка интеграционных процессов в стране. Сборник научных трудов. Выпуск III. МАЭП. - Махачкала. 1998.
3. Социально-экономическое Доклад Госкомстата РД. положение Республики Дагестан в 1995 году.
4. Социально-экономическое Доклад Госкомстата РД. положение Республики Дагестан в 1996 году.
5. Социально-экономическое Доклад Госкомстата РД. положение Республики Дагестан в 1997 году.
6. Социально-экономическое Доклад Госкомстата РД. положение Республики Дагестан в 1998 году.
7. Социально-экономическое Доклад Госкомстата РД. положение Республики Дагестан в 1999 году.
8. Социально-экономическое Доклад Госкомстата РД. положение Республики Дагестан в 2000 году.
9. Социально-экономическое Доклад Госкомстата РД. положение Республики Дагестан в 2001 году.
10. Социально-экономическое положение Республики Дагестан в 2002 году.
Доклад Госкомстата РД.
11. Социально-экономическое положение Доклад Госкомстата РД.
12. Социально-экономическое положение Доклад Госкомстата РД.
13. Социально-экономическое положение Доклад Госкомстата РД.
Республики Дагестан в 2003 году. Республики Дагестан в 2004 году. Республики Дагестан в 2005 году.