Научная статья на тему 'Совершенствование механизма регулирования агропромышленным комплексом Республики дагестан'

Совершенствование механизма регулирования агропромышленным комплексом Республики дагестан Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
67
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ / REGULATION MECHANISM / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / AGRICULTURE / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / AGRICULTURAL PRODUCTION / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ / AGRICULTURAL MECHANICAL ENGINEERING / МОНОПОЛИЗМ / MONOPOLISM / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / CONTROL SYSTEM / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ / PATTERNS OF OWNERSHIP

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Бейбалаева Джамиля Куберовна

В статье проводится в динамике анализ уровня развития АПК. В ней рассматривается, что на фоне перепроизводства практически всех видов сельскохозяйственной продукции все более явной становится ориентация на импортное сырье и продовольствие. Параллельно со снижением цен на сельскохозяйственную продукцию продолжают расти цены на продукцию сельскохозяйственного машиностроения, минеральные удобрения, топливо и энергию. Проводится анализ, который показывает, что традиционными факторами, влияющими на сокращение производства сельскохозяйственной продукции оставались: монополизм заготовительных организаций и перерабатывающих предприятий, дальнейшее ухудшение финансового состояния и материально-технического обеспечения сельскохозяйственного производства, паритет цен на сельхозпродукцию и промышленную продукцию для сельского хозяйства, неразвитость (практическое отсутствие) сферы торгово-посреднических услуг. В статье отмечается, что с целью решения накопившихся экономических проблем в отрасли с учетом особенностей и условий Республики Дагестан необходимо провести реформирование системы управления, разработку целостной концепции развития государственного сектора в АПК, активную инвестиционную политику на предприятиях сельского хозяйства независимо от форм собственности и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECTION OF THE MECHANISM OF REGULATION BY REPUBLIC DAGESTAN AGRICULTURE

In article the analysis of a level of development of agrarian and industrial complex is carried out in dynamics. In it it is considered that against overproduction of almost all kinds of agricultural production more and more obvious there is an orientation to import raw materials and the foodstuffs. In parallel with reduction of prices on agricultural production the prices for production of agricultural mechanical engineering, mineral fertilizers, fuel and energy continue to grow. The analysis which shows is carried out that the traditional factors influencing curtailment of production of agricultural production remained: monopolism of the procuring organisations and the processing enterprises, the further deterioration of a financial condition and agricultural production material support, parity of the prices for agricultural products and an industrial output for agriculture, backwardness (practical absence) spheres of trading-intermediary services. In article it is noticed that for the purpose of the decision of the collected economic problems in branch taking into account features and Republic Dagestan conditions it is necessary to carry out control system reforming, working out of the complete concept of development of public sector in agrarian and industrial complex, the active investment policy at the agriculture enterprises it is not dependent on patterns of ownership, etc.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма регулирования агропромышленным комплексом Республики дагестан»

БЕЙБАЛАЕВА Д.К.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ РЕСПУБЛИКИ

ДАГЕСТАН

В статье проводится в динамике анализ уровня развития АПК. В ней рассматривается, что на фоне перепроизводства практически всех видов сельскохозяйственной продукции все более явной становится ориентация на импортное сырье и продовольствие. Параллельно со снижением цен на сельскохозяйственную продукцию продолжают расти цены на продукцию сельскохозяйственного машиностроения, минеральные удобрения, топливо и энергию. Проводится анализ, который показывает, что традиционными факторами, влияющими на сокращение производства сельскохозяйственной продукции оставались: монополизм заготовительных организаций и перерабатывающих предприятий, дальнейшее ухудшение финансового состояния и материально-технического обеспечения сельскохозяйственного производства, паритет цен на сельхозпродукцию и промышленную продукцию для сельского хозяйства, неразвитость (практическое отсутствие) сферы торгово-посреднических услуг. В статье отмечается, что с целью решения накопившихся экономических проблем в отрасли с учетом особенностей и условий Республики Дагестан необходимо провести реформирование системы управления, разработку целостной концепции развития государственного сектора в АПК, активную инвестиционную политику на предприятиях сельского хозяйства независимо от форм собственности и др.

BEYBALAEVA D.K.

PERFECTION OF THE MECHANISM OF REGULATION BY REPUBLIC

DAGESTAN AGRICULTURE

In article the analysis of a level of development of agrarian and industrial complex is carried out in dynamics. In it it is considered that against overproduction of almost all kinds of agricultural production more and more obvious there is an orientation to import raw materials and the foodstuffs. In parallel with reduction of prices on agricultural production the prices for production of agricultural mechanical engineering, mineral fertilizers, fuel and energy continue to grow. The analysis which shows is carried out that the traditional factors influencing curtailment of production of agricultural production remained: monopolism of the procuring organisations and the processing enterprises, the further deterioration of a financial condition and agricultural production material support, parity of the prices for agricultural products and an industrial output for agriculture, backwardness (practical absence) spheres of trading-intermediary services. In article it is noticed that for the purpose of the decision of the collected economic problems in branch taking into account features and Republic Dagestan conditions it is necessary to carry out control system reforming, working out of the complete concept of development of public sector in agrarian and industrial complex, the active in-

vestment policy at the agriculture enterprises it is not dependent on patterns of ownership, etc.

Ключевые слова: механизм регулирования, агропромышленный комплекс, сельскохозяйственная продукция, сельскохозяйственное машиностроение, монополизм, система управления, концепция, формы собственности.

Keywords: The regulation mechanism, agriculture, agricultural production, agricultural mechanical engineering, monopolism, control system, the concept, patterns of ownership.

В отличие от развития промышленности ситуация в сельском хозяйстве ухудшается. На фоне перепроизводства практически всех видов сельскохозяйственной продукции все более явной становится ориентация на импортное сырье и продовольствие. Параллельно со снижением цен на сельскохозяйственную продукцию продолжают расти цены на продукцию сельскохозяйственного машиностроения, минеральные удобрения, топливо и энергию. Усиливающийся диспаритет цен способствует снижению рентабельности и сохранению тенденции к экстенсификации роста в сельском хозяйстве. Труд (особенно на фоне нерешаемой проблемы аграрного перенаселения) остается наиболее дешевым фактором производства.

Аналогично промышленности неустойчивой была обстановка и в сельском хозяйстве, но спад производства в сельском хозяйстве, начавшийся с 1990 г. и в значительной мере связанный с реформированием экономики, проявился здесь в меньшей степени, чем в других отраслях материального производства (таблица 1).

Таблица 1.

Валовая продукция сельского хозяйства с 1995 г. по 2007 г. (в фактически действовавших ценах; млн. руб., до 1998 г. - млрд. руб.)26

1990г 1995г 1996г 1997г 1998г 1999г 2000г 2001 г 2002г 2003г 2004г 2005г 2006г 2007г

Всего 21,9 1529,3 2335,0 2173,8 2548,3 5099,4 8198,6 12183,0 14000,5 19201,3 21943,8 25924,9 29381,9 34727,5

в том числе:

растениеводство 10,1 708,1 827,5 659,6 743,6 1628,0 3050,5 5304,9 6127,7 10711,2 11174,9 13650,6 15634,5 17868,5

животноводство 11,8 821,2 1507,5 1514,2 1804,7 3471,4 5148,1 6878,1 7872,8 8490,1 10768,9 12274,3 13747,4 168859,0

Анализ показывает, что традиционными факторами, влияющими на сокращение производства сельскохозяйственной продукции в 2001 г., как и в предыдущие годы, оставались: монополизм заготовительных организаций и перерабатывающих предприятий, дальнейшее ухудшение финансового состояния и материально-технического обеспечения сельскохозяйственного

производства, паритет цен на сельхозпродукцию и промышленную продукцию для сельского хозяйства, неразвитость (практическое отсутствие) сферы торгово-посреднических услуг. Неспособность сельскохозяйственных товаропроизводителей (таблица 2) и переработчиков существенно сократить издержки делало их продукцию недостаточно конкурентоспособной даже на местном рынке.

Возросли проблемы, связанные с материально-техническим обеспечением сельского хозяйства. Парк основных сельхозмашин в сельхозпредприятиях в 1997 г. уменьшился с 4,0% до 24,0% (за 1996 г. - с 5,0 до 25,0%) [2]. Мало того, треть всей техники в 1997 г. оставалось в неисправном состоянии. В 1999 г. по сравнению с 1991 г. количество тракторов в хозяйствах республики уменьшилось на 43,0%, грузовых автомобилей - на 49,0%, зерновых комбайнов - на 30,0%, почвообрабатывающей посевной техники соответственно - на 45,0% и 65,0%, кормоуборочных комбайнов - на 60,0% [3].

Таблица 2.

Изменения в структуре сельского хозяйства по категориям всех хозяйств

(в % к итогу в фактически действовавших ценах)

27

1992 г 1995 г 1996 г 1997 г 1998 г 1999 г 2000 г 2001 г 2002 г 2003 г 2004 г 2005 г 2006 2007

Хозяйства

всех категорий 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100 100

в том числе:

сельскохо-

зяйственные предприятия 37,6 23,9 22,9 23,2 20,0 17,3 17,1 13,0 13,6 10,9 10,6 9,2 7,9 10,6

хозяйства населения 62,4 73,9 74,2 71,3 74,9 78,0 77,8 82,5 80,5 82,2 79,6 80,7 79,7 77,4

крестьянские (фермерские) хозяйства 2,2 2,9 5,5 5,1 4,7 5,1 4,5 5,9 7,0 9,8 10,1 12,4 12,0

Валовая продукция сельского хозяйства в 1995 г. [2] по сравнению с 1994 г. уменьшилась на 1,6%, а к уровню 1990 года - на 23,0%. В общем объеме валовой продукции сельского хозяйства доля продукции животноводства выросла с 1990 г. с 60,0 до 65,0%. Спад в 1995 г. в животноводстве в основном определился за счет ухудшения показателей воспроизводства скота и птицы. Основной причиной спада в 1995 г. в растениеводстве явилось сокращение площадей и урожайности в виноградарстве и картофелеводстве [1].

Отмечавшаяся с 1998 г. устойчивая тенденция к сокращению посевных площадей сельскохозяйственных культур приостановилась. В 1999 г. по сравнению с 1998 г. посевная площадь в целом по республике увеличилась на 1,5% (33,6 тыс. га). За 1999 г. площадь посева зерновых культур увеличилась на 12,3 тыс. га, садов - на 1,8 тыс. га, в том числе плодоносящих - на 2,5 тыс. га, виноградников - на 0,2; картофеля - на 2,8 тыс. га, овощей - на 4,8 тыс. га [248]. В 2001 г. по сравнению с 2000 г. посевная площадь в хозяйствах всех

категорий увеличилась на 1,7% (5,2 тыс. га). Площадь посева зерновых культур уменьшилась на 4,6 тыс. га [7]. А в 2002 г. посевная площадь увеличилась на 13,3% (41,5 тыс. га) в хозяйствах всех категорий [8]. Вместе с тем в последние годы во многих хозяйствах республики не уделяется должного внимания сохранению и увеличению площадей ценных сельхозугодий, повышению их плодородия, не проводятся работы по защите почв от ветровой и водной эрозии, сокращаются площади садов и виноградников. Разный рост цен в отраслях экономики изменил их соотношение с сельским хозяйством.

Аграрная реформа позволила создать основы многоукладной экономики в сельском хозяйстве, частично осуществить земельные преобразования, наметила ряд структурных изменений, касающихся места сельского хозяйства в экономике республики, состава сельских товаропроизводителей, а также отраслевой и продуктовой структуры сельскохозяйственного производства.

К концу 2003 года в республике имелось 910 сельхозпредприятий различных организационно-правовых форм собственности (к концу 2002 года их было 904). В рамках земельной реформы проделана определенная работа по ее осуществлению, а также по усилению контроля за использованием и охраной земель, созданию системы ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель, а также по созданию правовой основы землепользования и землеустройства [9].

По состоянию на 1 января 2004 года в ведение сельских, поселковых и городских администраций, по данным Госкомзема РД, передано 1088,8 тыс. га земель. Создан фонд перераспределения на площади 89,1 тыс. га, образовано 37,1 тыс. крестьянских хозяйств на площади 150,0 тыс. га; 392,9 тыс. семей получили земли под личные подсобные хозяйства на площади 98,0 тыс. га; 67,4 тыс. граждан - под коллективные сады на площади 4,4 тыс. га; 3,8 тыс. граждан - под коллективные огороды на площади 0,6 тыс. га; 137,2 тыс. граждан получили участки для индивидуального жилищного строительства на площади 8,8 тыс. га; 0,4 тыс. граждан получили землю для ведения коллективного животноводства на площади 16,8 тыс. га [9].

К концу 2004 года в республике имелось 910 сельхозпредприятий различных организационно-правовых форм собственности (к концу 2003 года их было 910).

По состоянию на 1 января 2005 года в ведение сельских, поселковых и городских администраций, по данным Госкомзема РД, передано 1107,6 тыс. га земель. Создан фонд перераспределения на площади 180,9 тыс. га; образовано 42,3 тыс. крестьянских хозяйств на площади 166,3 тыс. га; 394,4 тыс. семей получили земли под личные подсобные хозяйства на площади 99,2 тыс. га; 67,4 тыс. граждан - под коллективные сады на площади 4,4 тыс. га; 3,8 тыс. граждан - под коллективные огороды на площади 0,6 тыс. га; 137,5 тыс. граждан получили участки для индивидуального жилищного строительства на площади 8,8 тыс. га; 0,4 тыс. граждан получили землю для ведения коллективного животноводства на площади 22,6 тыс. га [10]. Валовая продукция сельского хозяйства в 2004 году в действующих ценах оценивается в 21943,8 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 107,8% больше, чем в

2003 году. Этот показатель в 2005 г. составил 25924,9 млн. рублей [11]. Кроме того, в рамках аграрной реформы шла реорганизация колхозов и совхозов, осуществлялось перераспределение земель, продолжалось выделение земель для коллективного садоводства и огородничества, ведения личного подсобного хозяйства и дачного строительства.

Реформа, проводимая в сельском хозяйстве, наметила ряд структурных изменений, касающихся места сельского хозяйства в экономике республики, состава сельских товаропроизводителей, а также отраслевой и продуктовой структуры сельскохозяйственного производства. К концу 2007 года в республике зарегистрировано 1565 сельхозорганизаций различных организационно-правовых форм собственности, занимающихся сельхозпроизводством. Работа по осуществлению земельной реформы, усилению контроля за использованием и охраной земель, созданию системы ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель, а также по созданию правовой основы землепользования и землеустройства продолжается. По состоянию на 1 января 2008 года в ведение сельских, поселковых и городских Советов, по данным управления Роснедвижимости по РД, передано 1292,6 тыс. га земель. Создан фонд перераспределения на площади 218,6 тыс. га; образовано 43,6 тыс. крестьянских хозяйств на площади 189,7 тыс. га; 395 тыс. семей получили земли под личные подсобные хозяйства на площади 103,2 тыс. га; под коллективные сады 52,9 тыс. граждан получили земли на площади 4,4 тыс. га; под коллективные огороды 3,8 тыс. граждан выделено 0,6 тыс. га земель; 125,4 тыс. граждан получили участки для индивидуального жилищного строительства на площади 10,3 тыс. га; для ведения коллективного животноводства 0,5 тыс. граждан получили землю на площади 28,4 тыс. га. Валовая продукция сельского хозяйства в 2007 году в действующих ценах оценивается в 34727,5 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 5,1% больше, чем в 2006 году таблица 3 [13].

Таблица 3.

Темпы развития объема сельскохозяйственного производства в %

к предыдущему году

темпы в % к предыдущему году

2000г. 2005г. 2007г.

Валовая продукция 107,7 109,0 05,1

Экономическое положение отрасли в целом не позволяет рассчитывать на перелом неблагоприятных тенденций. К началу 1998 года сельское хозяйство пришло с устаревшей материальной базой, подорванными финансами, в значительной мере истощенными природными и биологическими ресурсами, в целом неэффективной организацией производства. К этому периоду аграрная реформа позволила создать основы многоукладной экономики сельского хозяйства, частично осуществить земельные преобразования, наметила ряд структурных изменений, касающихся места сельского хозяйства в экономике республики, состава сельских товаропроизводителей, а также отраслевую и продуктовую структуры сельскохозяйственного производства. В рамках земельной реформы за несколько последних лет проведена перерегистрация

земель и их крупномасштабное перераспределение. К этому году полностью выполнены работы по установлению границ и выдаче документов на право пользования землей на участках зимних пастбищ в пределах Ногайского и Тарумовского районов. Важная роль этого процесса видна из того, что при сокращении производства в сельскохозяйственных предприятиях за 19911998 гг. в 3 раза объем продукции в хозяйствах населения вырос в 1,4 раза (а за 1991-1996 гг. - в 1,5 раза). Доля населения в производстве продукции сельского хозяйства увеличилась с 41,0% в 1990 г. до 73,0% в 1998 г. [4].

Современный этап экономического и социального развития Республики Дагестан связан с коренными изменениями, вызванными переходом к рыночным отношениям. Формирование рыночной экономики предполагает создание социально-ориентированной экономики, означающей переориентацию всего производства на запросы потребителя. При этом в наименьшей степени пострадали отрасли, обеспечившие себе экспортные рынки (прежде всего сырьевые отрасли), в наибольшей — отрасли, производящие конечную продукцию для внутреннего рынка. Опережающими темпами падало производство продукции высокой степени переработки. Таким образом, в процессе трансформации исходная диспропорциональность развития российской экономики, выражавшаяся в гипертрофированном развитии сырьевых отраслей, только усилилась. Возросла зависимость состояния экономики и бюджета страны от мировой конъюнктуры, что внесло дополнительный элемент риска в экономическую ситуацию и поставило под вопрос эффективность любой экономической политики.

Под структурными сдвигами обычно понимают изменение пропорции как между ценами на различные товары и услуги, так и между объемами их производства в натуральном выражении. Структурная перестройка реального сектора в России (и других постсоциалистических государствах) представляет собой процесс, идущий в несколько этапов.

Процесс структурной перестройки неразрывно связан с процессами либерализации и приватизации. Только независимые экономические агенты формируют реальный рынок. Только реальный рынок, равновесные цены способны дать верный сигнал экономическим агентам как в отношении требований к повышению эффективности существующих производств, так и в отношении развития новых. Но в отсутствие «чистого» рынка, который характеризуется высокой степенью монополизации экономики, соблюдением традиции государственного патернализма, выполнением предприятиями обязательств по содержанию социальной сферы, не приходится рассчитывать на немедленное появление эффективного собственника. Первичное распределение собственности, произведенное неэффективно, скорее всего, социально несправедливо. На первом этапе цель приватизации состоит главным образом в формировании социального слоя, заинтересованного в продолжении реформ.

С целью решения накопившихся экономических проблем в отрасли с учетом особенностей и условий РД необходимо провести такие мероприятия, как: дебюрократизацию системы управления, разработку целостной концеп-

ции развития государственного сектора в АПК, активную инвестиционную политику на предприятиях сельского хозяйства независимо от форм собственности, реструктуризацию их задолженности, обновленную социальную политику для жителей села и работников, занятых в сельском хозяйстве, сбалансированную политику районов и др.

Литература

1. Социально-экономическое положение Республики Доклад Госкомстата РД. Махачкала. 1995. Дагестан в 1995 году.

2. Социально-экономическое положение Республики Доклад Госкомстата РД. Махачкала. 1996. Дагестан в 1996 году.

3. Социально-экономическое положение Республики Доклад Госкомстата РД. Махачкала. 1997. Дагестан в 1997 году.

4. Социально-экономическое положение Республики Доклад Госкомстата РД. Махачкала. 1998. Дагестан в 1998 году.

5. Социально-экономическое положение Республики Доклад Госкомстата РД. Махачкала. 1999. Дагестан в 1999 году.

6. Социально-экономическое положение Республики Доклад Госкомстата РД. Махачкала. 2000. Дагестан в 2000 году.

7. Социально-экономическое положение Республики Доклад Госкомстата РД. Махачкала. 2001. Дагестан в 2001 году.

8. Социально-экономическое положение Республики Доклад Госкомстата РД. Махачкала. 2002. Дагестан в 2002 году.

9. Социально-экономическое положение Республики Доклад Госкомстата РД. Махачкала. 2003. Дагестан в 2003 году.

10. Социально-экономическое положение Республики Дагестан в 2004 году.

Доклад Госкомстата РД. Махачкала. 2004.

11. Социально-экономическое положение Республики Дагестан в 2005 году.

Доклад Госкомстата РД. Махачкала. 2005.

12. Социально-экономическое положение Республики Дагестан в 2004 году.

Доклад Госкомстата РД. Махачкала. 2006.

13. Социально-экономическое положение Республики Дагестан в 2005 году.

Доклад Госкомстата РД. Махачкала. 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.