структуры посевных площадей, в т.ч. кормовых и многолетних культур, должны соответствовать требованиям продовольственной программы города и рационального использования земель.
Не менее важной проблемой для продовольственного обеспечения населения города, как отмечено в протокольном поручении администрации города от 13 апреля 2001 г., является инвентаризация существующих и незавершенных объектов городского хозяйства по переработке, хранению и реализации сельскохозяйственных продуктов. Без строительства и налаживания работы существующих предприятий по переработке, хранению и реализации продуктов питания, не серьезно вести разговоры о продовольственном обеспечении населения города, так как именно данная цепочка является весьма важной и тонкой в общей системе организации продовольственной безопасности любого города. Всесторонне поддерживается идея круглогодичного обеспечения горожан овощами за счет полного использования мощностей существующих и строительство новых тепличных хозяйств.
Все отмеченные и другие проблемные вопросы должны составлять основу разрабатываемой программы развития сельского хозяйства и продовольственного обеспечения города Махачкала на 2003-2010 гг. Причем, самым уязвимым местом этой программы является ее финансовое обеспечение. Считаем, приемлемым и необходимым создание специального городского фонда по развитию сельского хозяйства и продовольственного обеспечения населения города за счет части земельного налога, местного и федерального бюджетов и других источников, а также прибылей предприятий.
Вопросам продовольственного обеспечения населения столицы серьезное внимание должны уделять министерства сельского хозяйства и продовольствия, экономики и финансов РД.
Безусловно, проблемами продовольственного обеспечения города Махачкалы более предметно и целенаправленно обязаны заниматься также научно-исследовательские и проектно-технологические институты и ВУЗы Республики. В этом плане, институт «Агроэкопроект» имеет все возможности обследовать земельные ресурсы городских хозяйств, разработать способы и приемы их мелиоративного улучшения и использования, провести с заинтересованными сторонами инвентаризацию площадей многолетних культур, а также составить проектно-сметную документацию по закладке и реконструкции садовых культур и виноградников.
Сайгидмагомедов А.М., Каирбекова A.A., Гасанов М.Г.
Совершенствование организационных форм управления развитием сельскохозяйственного производства
В начале 90-х гг. прошлого века в аграрном секторе страны начались радикальные экономические преобразования. Сформировалась многоукладность форм хозяйствования. К началу 2001 г. в агропромышленном комплексе насчитывалось 27 тыс. крупных и средних предприятий, из которых 21% сохранили статус колхозов и совхозов, 79% трансформированы в акционерные общества, производственные
сельскохозяйственные кооперативы и другие предприятия, образовались фермерские хозяйства.
Вместе с тем реформирование отрицательно отразилось на результатах деятельности аграрного сектора управления. Объем производства продукции сельского хозяйства по всем категориям производителей начиная с 1990 г. снизился на 40%, на крупных товарных предприятиях - более чем на 60, а их удельный вес в общем объеме продукции составил 40%. Уменьшение посевных площадей, снижение плодородия почв, сокращение поставок техники сельхозтоваропроизводителям привело к падению производства основных продуктов растениеводства. Так, за 1996-2000 гг. по сравнению с 1991-1995 гг. среднегодовой сбор зерна в России уменьшился на 16%, сахарной свеклы - почти на треть.
Снижение объемов производства аграрной продукции повлекло за собой увеличение поступления из-за рубежа продуктов питания. Для поддержания нормального баланса на продовольственном рынке страна нуждается в завозе определенной части продукции, хотя существуют критерии, принятые специалистами, согласно которым страна, импортирующая свыше 30% продуктов питания об общих объемов их потребления, считается потерявшей продовольственную безопасность.
Анализ эффективности управления развитием сельскохозяйственных предприятий показал, что более устойчивое экономическое положение имеют те, которые с учетом конъюнктуры рынка создали в рамках предприятия относительно замкнутый цикл «производство - переработка - реализация». Это позволяет им продавать без посредников значительное количество продукции и получать дополнительные доходы, обеспечивающие рентабельность хозяйства. Однако с народнохозяйственной точки зрения создание на каждом предприятии собственной переработки при имеющихся неиспользуемых мощностях крупных перерабатывающих и пищевых предприятий не всегда выгодно.
С учетом положительного направления работы предприятий должна выстраиваться стратегия развития сельскохозяйственного производства. В 2000 г. правительством была одобрена концепция основных направлений агропродовольствен-ной политики на 2001-2010 гг. При ее разработке исходили из того, что восстановление сельского хозяйства будет происходить в сложных экономических условиях: острый дефицит финансовых ресурсов, прежде всего государственных, изношенная материально-техническая база, падение мотивации труда, неблагоприятные ценовые соотношения на аграрную и промышленную продукцию, неразвитая рыночная инфраструктура. Большое внимание в концепции отведено формированию продовольственного рынка, исходя прежде всего из возможностей собственного производства продукции.
Роль аграрного сектора экономики в обеспечении страны и ее регионов сырьем и продовольствием постоянно повышается. Поэтому аграрная политика должна исходить из стратегических целей, направленных на обеспечение перехода от снижения сельскохозяйственного производства к стабилизации и росту инвестиций в аграрный сектор экономики. Структура инвестиций в основной капитал агропромыш-
ленного комплекса по источникам финансирования1 характеризуются следующими данными (в процентах к итогу):_
1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001
Инвестиции в основной ка-
питал АПК - 100 100 100 100 100 100 100
в том числе:
собственные средства орга- 56,3 64,6 63,3 71,8 59,8 67,1 77,4
низаций
привлеченные средства 43,7 35,4 36,7 28,2 40,2 32,9 22,6
из них бюджетные средства 30,6 22,5 20,9 9,2 6,6 8,5 5,6
в том числе:
федерального бюджета 16,8 10,0 9,0 3,4 3,0 3,9 2,0
бюджетов субъектов Рос-
сийской Федерации и мест- 13,8 12,5 11,9 5,5 3,2 4,3 3,4
ных бюджетов
С реформированием агропромышленного комплекса заложены основы многоукладной экономики в сельском хозяйстве, осуществлены земельные преобразования, структурные изменения относительно роли и места аграрного сектора в экономике Дагестана, изменился состав сельских товаропроизводителей, а также отраслевой и продуктовой структуры сельскохозяйственного производства.
К концу 2001 года в республике уже имелось 883 сельхозпредприятия различных организационно-правовых форм собственности, в том числе 31 акционерное общество и 83 сельхозкооператива. В рамках земельной реформы проделана результативная работа по её осуществлению, усилению контроля за использованием и охраной земель, созданию системы ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель, а также появилась правовая основа землепользования и землеустройства.
Проведенный анализ показывает, что на 1 января 2002 года в ведение сельских, поселковых и городских администраций, по данным Госкомзема РД, передано 1050,4 тыс. га земель. Создан фонд их перераспределения на площади 70,7 тыс. га, образовано 32,9 тыс. крестьянских хозяйств на площади 99,1 тыс. га, а 391,5 тыс. семей получили земли под личные подсобные хозяйства на площади 96,2 тыс. га, 67,4 тыс. граждан - под коллективные сады на площади 4,4 тыс. га, 3,6 тыс. граждан - под коллективные огороды на площади 0,4 тыс. га, 136,4 тыс. граждан получили участки для индивидуального жилищного строительства на площади 8,7 тыс. га.
Валовая продукция сельского хозяйства в 2001 году в действующих ценах оценивается в 13048,9 млн. руб., что в сопоставимых ценах на 21,2% больше, чем в 2000 году. Изменения в макроструктуре отрасли характеризуются следующими данными:
1 С 1998 г. - без субъектов малого предпринимательства.
Хозяйства всех категорий
2001г. (в дей- 2001г. в % к Удельный вес
ствующих це- 2000г. (в сопо- отраслей в валовой
нах) млн. руб. ставимых це- продукции, %
нах) 1995г. 2001г.
Валовая продукция, всего 13048,9 121,2 100 100
в том числе:
земледелие 6350,4 143,9 37,2 48,7
животноводство 6698,5 107,8 62,8 51,3
А вот как представлена социальная структура валовой продукции сельского хо-зяйства Дагестана:_
Удельный вес отдельных категорий хозяйств в производстве валовой продукции сельского хозяйства в общем итоге, в %
сельхозпредприятия хозяйства населения фермеры
1997 23 71 6
1998г. 20 75 5
1999г. 17 78 5
2000г. 17 78 5
2001 г. 15 80 5
Основной объём продукции сельского хозяйства производится в личных подсобных хозяйствах населения, в общественном секторе по-прежнему сохраняется тенденция спада.
Удельный вес ЛПХ населения в посадках картофеля увеличился с 61% в 1990 году до 95% в 2001 году, овощей - с 44 до 87%, садов - с 16 до 56%. Доля крупного рогатого скота, находящегося в собственности граждан, за это время возросла с 49 до 81,8%, коров - с 62 до 85,4%, овец и коз - с 37 до 63,5%. По ряду видов продукции личные подсобные хозяйства являются основными производителями. Так, в 2001 году ими произведено 93% овощей, 96% картофеля, 87% плодов, 87% мяса и 83% молока, 78% шерсти.
В растениеводстве, по состоянию на 1.01.2002 года площадь сельхозугодий республики составила 3401 тыс. га (67,7% от общей площади республики), в том числе пашня - 527,0 тыс. га, многолетние насаждения - 66,9 тыс. га, залежи - 3,7 тыс. га, сенокосы и пастбища - 2803,3 тыс. га. По сравнению с предшествующим годом посевная площадь в хозяйствах всех категорий увеличилась на 1,7%.
Анализ показывает, что в 2001 году площади многолетних насаждений в хозяйствах всех категорий увеличились в Сулейман - Стальском районе на 378 га, Буйнакском - на 172, Ахтынском - на 117, Унцукульском - на 82 га. В сельхозпред-
приятиях, наоборот, отмечено сокращение площадей на 0,3 тыс. га: в хозяйствах Табасаранского района площади многолетних насаждений сократились на 167 га, С-Стальского - на 116, Кизилюртовского - на 104, и Кайтагского - на 73 га.
Говоря о финансовом положении сельхозпредприятий, следует отметить, что в течение 2001 года число убыточных сельхозпредприятий сократилось на 56 ед. 378 хозяйств получили 148,7 млн. руб. прибыли, а в 308 хозяйствах сумма убытков составила 71,8 млн. руб. Государственная поддержка сельских товаропроизводителей остаётся низкой, хотя ежегодные платежи в бюджет и внебюджетные фонды по АПК составляют более 225 млн. рублей или 21 % общего объема всех платежей республики.
Из Федерального бюджета выделены субсидии на поддержку: племенного дела 4,7 млн. руб., овцеводства - 32,4 млн. руб., элитного семеноводства - 13 млн. руб. За счёт земельных ресурсов из Федерального бюджета выделено 194 млн. руб., в том числе на мелиоративные работы - 38,8 млн. руб., на посадку многолетних насаждений - 11 млн. руб., виноградных насаждений - 8 млн. руб.
Из республиканского бюджета на поддержку АПК республики выделены дотации на птицеводческую продукцию в сумме 10 млн. руб., виноградарства - 112,2 млн. руб., на перевозку овец выделено 6,9 млн. руб., на очистку оросительных каналов -15,2 млн. руб.
На 1.01.2002 года сельхозпредприятия республики имели кредиторскую задолженность на сумму 610 млн. руб., из которых 360 млн. руб. составляет просроченная задолженность свыше трёх месяцев. Из общей суммы кредиторской задолженности 302 млн. руб. составляет задолженность поставщикам; 135 млн. рублей - по платежам в бюджет; 130 млн. руб. - внебюджетные платежи.
Сельхозпредприятия на ту же дату имели 220 млн. руб. дебиторской задолженности, из которых 140 млн. руб. составляет задолженность покупателей продукции. Кредиторская задолженность превысила дебиторскую в 2,9 раза.
В 2001 году за счёт средств Федерального бюджета на газификацию птицефабрик выделено 568 тыс. руб., на строительство Магарамкенткого спиртзавода - 4,4 млн. руб., на строительство фабрики по сгону шерсти - 2 млн. руб., на строительство Хасавюртовского сахарного завода - 10 млн. руб. выстраивается и стратегия управления развитием фермерских хозяйств.
На начало 2002 г. в РД зарегистрировано 32,9 тыс. фермерских хозяйств. Тенденция, направленная на рост числа фермерских хозяйств, сохраняется. Средний размер земли, приходящийся на одно хозяйство, составляет 3,0 га. В целом посевные площади фермерских хозяйств возрос за год на 17,6%, а общий объем сельскохозяйственной продукции фермерских хозяйств увеличился по сравнению с 2002 годом на 13,5%.
Опыт показывает, что во многих регионах широкое развитие получает межфермерская кооперация в различных сферах управления, включая кредитно-финансовую. Это направление в развитие сельскохозяйственного производства следует поддержать.