Научная статья на тему 'Трансформация аграрного землепользования в ходе современных реформ'

Трансформация аграрного землепользования в ходе современных реформ Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
216
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация аграрного землепользования в ходе современных реформ»

Широкое развитие получает и межзаводская кооперация. Ее цель - за счет сотрудничества с предприятиями смежных отраслей снизить, а затем и полностью убрать трудоемкую и ресурсоемкую компоненту в изготовлении выпускаемой продукции; освободившиеся производственные мощности направить на повышение качества основных операций, а также на увеличение количества тех операций, которые выполнять заводу экономически выгодно в силу специфики производства. Такое сотрудничество выгодно и предприятиям - партнерам, учитывая, в основном, низкий уровень задействования их производственных мощностей. Необходимо объединять усилия различных заводов одного региона для производства какой-то новой продукции. Так, например, в Дагестане на базе судоремонтного завода при условии использования судовых дизелей, выпускаемых заводом «Дагдизель», судового оборудования завода им. Гаджиева, радионавигационной техники радиозаводов и завода «Точной механики», стеклопластика для палубных надстроек с завода стекловолокна возможно производство малотоннажных морских и речных судов с различным спектром использования: от прогулочных яхт и катеров до рыболовных и транспортных судов. Потребность в таких недорогих судах имеется во всех приморских регионах [9, с. 95].

Примером межрегионального сотрудничества могут служить ассоциации в границах бывших экономических регионов, появившиеся в России более 7 лет назад по инициативе руководителей республик, краев и областей. Регионы - члены ассоциации разрабатывают согласованные концепции, участвуют в интеграции родственных предприятий, общих проектах, совместно решают хозяйственные вопросы. Необходимость образования такого рода межрегиональных ассоциаций обосновывается, на наш взгляд, наличием жесткой зависимости предприятий одних регионов от производств в других регионах страны, созданной еще в период существования единого народнохозяйственного комплекса. Разрыв хозяйственных связей между предприятиями, произошедший в результате распада СССР, нанес огромный ущерб финансовой базе большинства российских регионов, специализирующихся на выпуске промежуточной продукции и не имеющих конечных производств. Так, например, в Дагестане отсутствие производств по переработке сельскохозяйственной продукции приводит к тому, что зачастую подавляющая часть созданного чистого дохода оседает у переработчиков и республиканский бюджет недополучает значительные финансовые средства.

Таким образом, кооперация между предприятиями регионов в России может создать здоровую материальную основу федерализма. Кооперационные вертикали и горизонтали в рамках регионов и межрегиональные, вырастающие « снизу » при содействии государства на всех уровнях и имеющие различные формы, - это более надежный и обещающий путь, чем деление и передел государственного бюджета Федерации.

Кооперация разделяет и соединяет производство, обеспечивает хозяйствующим субъектам прибыль, высокую инновационную динамику, повышает эффективность их деятельности и конкурентоспособность производимых ими товаров и услуг. А у государства увеличиваются бюджетные доходы за счет бывших налоговых поступлений. Уменьшается его социальное бремя, прежде всего в части создания рабочих мест и увеличения занятости [4, с. 29].

Литература.

1. Глазырин М. Экономическая модель местного самоуправления. //Экономист .1999. - №11. - с. 71.

2. Гордеев А., Милосердов В. Внутренние резервы возрождения агропромышленного производства. // Экономист. 1999.- №12 - с. 13-15.

3. Джамбулатов М. М. Агрария переходного периода и сельскохозяйственная наука Дагестана. //Наука Дагестана сегодня: уровень и масштабы поиска. - Махачкала: ДНЦ РАН, 1998 - с. 44.

4. Кормнов Ю. Кооперация как фактор преодоления кризиса. // Экономист. 1999. - № 7 - с. 29; 34.

5. Орлов А. Предпринимательство в России. // Вопросы экономики. 1999. - № 12 -с.81-86.

6. Османов Г.Г. Социально-экономическое развитие доколхозного аула. - Махачкала: Издательство « Наука » 1965. -с.244-247.

7. Османов Г.Г. Аграрные отношения в Дагестане в период строительства социализма. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1970. - с. 115; 133.

8.Терехов В. Приоритеты и механизмы экономической политики России в кризисный период. //Экономист. 1999. - №5. - с. 10.

9. Шихахмедов Г.Г. Дагестан: Экономика, ресурсы, приоритеты. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1999. - с. 95.

Мудуев Ш.С.

Трансформация аграрного землепользования в ходе современных реформ

Складывающиеся, крайне медленными темпами рыночные отношения в сельском хозяйстве республики имеют свои особенности в отличие от регионов и России в целом. Эти изменения происходят в условиях продолжающегося глубокого социально-экономического кризиса.

Стихийные преобразования агропромышленного комплекса Дагестана путем «реорганизации» колхозов и совхозов привели лишь к формальному изменению организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий, сохранив при этом существовавшие в плановой экономике традиционные экономические отношения ведения хозяйства в целом, особенно в землепользовании.

Центральной и нерешенной проблемой в настоящее время является количество и качество земли, пригодной для сельскохозяйственного пользования. Вертикальная зональность, характерная для землепользования в республике, отчасти обостряет проблему. Затянувшийся процесс реформирования не мог не сказаться на эффективности сельскохозяйственного производства, хотя достаточно много и других объективных причин.

Остро стоит также проблема межотраслевого диспаритета цен и доходов. В условиях либерализации экономики сельское хозяйство оказалось не защищенным перед монополизированными отраслями промышленности. А ценовой пресс со стороны массы посредников и перекупщиков привел к многократному снижению доли сельскохозяйственных товаропроизводителей в розничной цене конечного продукта. Произошло существенное сокращение производственно-технического потенциала, обновить который из-за дороговизны хозяйства не в состоянии, как и приобретать в необходимом количестве удобрения, химикаты, горюче-смазочные материалы, элитные семена и др. В 19912000 гг. уровень цен на запасные части к сельхозтехнике возрос в 50-100 раз, стоимость покупных комбикормов и стройматериалов - в 60-80 раз. Непомерные расходы на перевозки продукции стали одним из главных факторов разрушения единого рыночного пространства, повышения розничных цен. Производители скоропортящейся продукции вынуждены, как и прежде сдавать ее местным перерабатывающим предприятиям, диктующим свои закупочные цены.

Неразвитость или отсутствие аграрных рынков не способствует нормальному функционированию агропромышленного комплекса.

Сельскохозяйственные предприятия из-за неэффективно действующего экономического механизма или неумелости потеряли на переходном этапе все внутренние источники для формирования собственных оборотных средств и накоплений. Высокая кредиторская задолженность, в основном по льготным государственным кредитам, платежам в бюджеты и внебюджетные фонды, привели к процветанию бартера, сделки проходят в основном в теневом секторе.

Одновременно, в связи с переходом к рыночным отношениям государство стало сокращать бюджетные вложения в сельскохозяйственное производство. В частности сокращено финансирование сельскохозяйственного производства в области мелиорации, химизации, защиты растений от вредителей и болезней, на выплату дотаций и компенсаций. Капитальные вложения в агропромышленный комплекс республики с 1990 по 1999 г. сократились почти в 10 раз и составили в 1999 г. 156,1 млн. руб. Однако в 2000 г. объем капитальных вложений увеличен на 58,9 млн. руб. и составил 215 млн. руб., в том числе на выплаты дотаций и компенсаций - 42 млн. руб., что в 6,1 раз больше, чем в 1999 г.

Аграрная реформа в сельскохозяйственном производстве выделяет 3 основных уклада, связанных с формами хозяйствования на земле: сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства и личные хозяйства населения.

К началу 2001 г. в республике зарегистрировано 880 сельхозпредприятий: колхозов - 478, совхозов - 237, одно межхозяйственное предприятие, 50 акционерных обществ, 72 сельхозкооператива, 25399 крестьянско-фермерских хозяйств, 381,2 тыс. личных хозяйств населения.

По расчетам в 2000 г. валовая продукция сельского хозяйства в действующих ценах составила 8161,6 млн. руб., что в сопоставимых ценах на 1% больше, чем в 1999 г. и на 1,8% больше, чем в 1998 г.

Из занятых в народном хозяйстве Республики Дагестан 754,2 тыс. человек в сельском хозяйстве работают 284,6 тыс. чел. или 38% всех занятых, на селе проживает -59,4% населения республики.

Растениеводство. Согласно земельному кадастру на начало 2001 г. площадь сельхозугодий составляет 3401,0 тыс. га, из них пашня - 529,5 тыс. га. Из общей площади пашни 71,6% (363,3 тыс. га) закреплено за сельхозпредприятиями, 19,4 % (98,5 тыс. га) - за личными хозяйства населения, (45,1 тыс. га) - за крестьянско-фермерскими хозяйствами (9%).

В республике, в силу вторичного засоления, затопления, отсутствия источников орошения отмечалась тенденция к сокращению посевных площадей сельскохозяйственных культур.

Таблица 1

Посевные площади сельхозкультур во всех категориях хозяйств Республики Дагестан

Наименование 1990 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2000 г. в % к

земель (тыс. га) 1990 г. 1999 г.

Сельхозугодия 3301,2 3405,9 3399,7 3401,0 103,0 99,3

В т.ч. Пашня 505,4 534,4 532,4 529,5 104,7 97,2

Посевные площади - всего в т.ч. 435,2 296,6 326,2 307,3 70,6 94,2

Зерновые 220,8 177,8 190,1 174,8 79,1 92,0

Картофель 9,5 14,1 17,0 19,8 208,4 116,5

Овощи 12,6 19,4 23,4 23,1 183,3 98,7

Сады 41,5 20,4 22,1 22,2 0,53 100,5

Виноград 54,6 20,5 20,2 20,7 37,9 102,5

В 2000 г. площадь пашни составила 529,5 тыс. га, что на 24,1 тыс. га (4,7%) больше, чем в 1990 г., и соответственно на 16,5 и 14,5 тыс. га меньше, чем в 1998, 1999 гг. Посевные площади в хозяйствах всех категорий в 2000 г. составили 307,3 тыс. га, что на 127,9 тыс. га (29,4%) меньше, чем в 1990 г., на 10,7 тыс. га (3,6%) больше, чем в 1998 г. и на 18,9 тыс. га (5,8%) меньше, чем в 1999 г. Площадь посева зерновых культур в 2000 г. уменьшилась на 46 тыс. га (20,9%), 3 тыс. га (1,7%) и 15,3 тыс. га (8,0%), против 1990, 1998, 1999 гг. соответственно.

За последние 10 лет увеличились посевные площади картофеля и овощей в два раза к уровню 1990 г. и составили 19,8 тыс. га. и 23,1 тыс. га.

Резко сократились площади под садами и виноградниками и составили 22,2 и 20,7 тыс. га, что в два раза меньше уровня 1990 г.

Посевные площади в хозяйствах общественного сектора, занимающие 60% всех площадей, сократились по сравнению со средними в 1991-1995 гг. на 48%, в хозяйствах населения и крестьянских хозяйствах они выросли за этот же период, соответственно - в 2,6 и 4,1 раза.

Хозяйства общественного сектора остаются основными производителями зерна - 67,8% и винограда - 84,8%, в личных хозяйствах населения производится большая часть овощей - 91,1%, картофеля - 93,5%, плодов - 78,4%.

В истекшем году доля продукции растениеводства в общем, объеме валовой продукции сельского хозяйства увеличилась на 6,2% и составила 3090,6 млн. руб.

Под урожай 2000 г. в республике было посеяно озимых культур на площади 140 тыс. га. К уборке сохранилось 120,6 тыс. га, гибель посевов составила 19,4 тыс. га, в основном из-за засухи и необеспеченности поливами по реке Терек.

Валовые сборы зерна составили 232,1 тыс. т. или 114,8% и 87,6% к 1998 и 1999 гг. Средняя урожайность зерновых по республике составила 12,5 ц/га, это на 0,4ц/га меньше 1999 г. и на 2 ц/га больше 1998 г. В хозяйствах Тарумовского, Кизлярского, Хасавюртовского, Гергебильского районах средняя урожайность составила 13-25 ц/га зерна. Из-за отсутствия влаги в почве и недостаточного количества семян затянулись сроки сева в хозяйствах Кайтагского, Агульского, Лакского, Курахского районов, в результате чего получено зерна менее 10ц/га.

В 2000 г. посевы кукурузы и риса составили 28,8 тыс. га и 15,05 тыс. га, что на 8,9 тыс. га. и 5,8 тыс. га больше уровня 1998 г. и на 3,3 тыс. га и на 2,0 тыс. га больше 1999 г., соответственно.

Валовый сбор кукурузы составил 3,6 тыс. т., это на 1,64 тыс. т. и 0,16 тыс. т. больше, чем в 1998, 1999 гг. В хозяйствах Кизилюртовского района средняя урожайность кукурузы составила 43-50 ц/га. Засушливые условия летнего периода и острый недостаток воды в Тальминской, Юзбаш-Аксайском управлениях оросительных систем и КОРе из-за накопления воды на нужды энергетиков привели к гибели и значительному недобору кукурузы.

Недостаток воды сказался и на урожайности подсолнечника, которая составила всего 3,1 ц/га, а валовое производство 16,2 тыс. т., это соответственно на 1,9 ц/га и в 5,4 раза меньше уровня 1998 г. и на 0,7 ц/га и на 16,4 тыс. т. меньше уровня 1999 г.

В республике намолочено 30,5 тыс. т. риса при средней урожайности 21 ц/га. В хозяйствах Бабаюртовского района получено по 30ц/га.

Картофель во всех категориях хозяйств собран на площади 19,8 тыс. га, производство картофеля составило 104,5 тыс. т., что на 15,2% ниже прошлого года, с 1 га получено 52,7 ц против 72,6 ц. в 1999 г. Серьезно пострадали посадки картофеля от засухи в таких традиционных районах картофелеводства как Буйнакский, Казбековский, Лева-шинский, Акушинский.

Овощи убраны с площади 23,1 тыс. га. Производство овощей во всех категориях хозяйств по сравнению с 1999 г. уменьшилось на 20,7% и составило 309,6 тыс. т., с 1 га получено 134 ц, против 164,6 ц. Против 1998 г. посевные площади увеличились на 3,7 тыс. га, производство овощей на 53,4 тыс. т., урожайность на 2,1 ц/га. Сильно отразилось на урожайности томатов жаркое лето. В южной зоне республики, производящей до 70% овощей, засуха вызвала бурное развитие болезни томатов.

Валовый сбор плодовых увеличился на 5,8 и 8,1 тыс. т. по сравнению с 1998 и 1999 гг. и составил 45,5 тыс. т.

Производство винограда увеличилось на 4,6 и 4,3 тыс. т. и составило 58,1 тыс. т., против 1998 и 1999 гг. С 1 га в среднем получено 28,8 ц/га против 26,7 и 27,2 в 1998 и 1999 гг. Засуха и градобитие нанесли серьезный ущерб хозяйствам Каякентского, Табасаранского, Карабудахкентского и др. районам.

Увеличению производства винограда способствовала заинтересованность, вызванная прямыми дотационными выплатами за проданный виноград на переработку винодельческим предприятиям республики в 2000 г.

В 1990 г., в общественном секторе республики заготавливалось около 1,2 млн. т. грубых кормов, в том числе сена 600 тыс. т. Силоса было заложено более 300 тыс. т. На зимовку 1999-2000 гг. сельхозпредприятиями республики заготовлено 312,4 тыс. т. грубых кормов при потребности 443 тыс. т., что в 4 раза меньше, чем в 1990 г., на 8,7 тыс. т. и 7,5 тыс. т. меньше, чем в 1998, 1999 гг. При потребности в силосе 190 тыс. т. заготовлено 24,1 тыс. т., что в 12,5 раз, на 9,1 тыс. т. и 24,0 тыс. т. меньше, чем в 1990, 1998, 1999 гг. Из-за сильной засухи в горной и предгорной зонах и частично на равнине травы сильно выгорели, серьезные трудности связаны и с низкой обеспеченностью хозяйств кормодобывающей техникой. Слабая обеспеченность хозяйств кормами во многом обусловлена плохим использованием пашни и имеющихся сенокосных угодий. В последние годы резко сократились посевы люцерны и др. многолетних трав. Укосная площадь многолетних трав посевов прошлых лет под урожай 2000 г. в целом в республике составляет лишь 30,4 тыс. га, против 66,5 тыс. га в 1990 г. или уменьшилась на 36 тыс. га. В недавнем прошлом в республике производилось более 1 тыс. т. семян люцерны, 500 и более тонн семян продавали за пределы республики, что в текущих ценах составляет 20 млн. руб. Перестали хозяйства сеять и однолетние травы. Если в 1988-90 гг. было засеяно 53-50 тыс. га, то в 1999 г. - 19,0 тыс. га, в 2000 г. - 19,4 тыс. га. Кукурузу на силос в 1990 г. сеяли на площади 36 тыс. га, в 1999 г. - 11,3 тыс. га., в прошлом году - 10,4 тыс. га. В последнее время увеличивается число хозяйств, которые ориентируются лишь на пастбищные корма, не заготавливая страховой запас на зиму. В результате неумелого хозяйствования наносится большой урон и самим пастбищам. Однако есть в республике сельхозпредприятия, которые полностью обеспечивают свои потребности в кормах и могут их реализовывать. Это хозяйства Дахадаевского, Гунибского, Казбековского, Хунзахского районов.

Под урожай 2001 г. в республике посеяно 130 тыс. га озимых, что на 19,7 тыс. га и 10 тыс. га меньше 1998, 1999 г. соответственно. Зябь поднята на 20 тыс. га против 28,16 тыс. га и 21,7 тыс. га в 1998, 1999 г. Яровые культуры предстоит посеять на площади 125 тыс. га.

Несмотря на положительные сдвиги в производстве продукции сельского хозяйства в 2000 г., проблемы, возникшие за годы реформ, продолжают оставаться нерешенными.

Состояние сельхозугодий республики крайне неудовлетворительное. Вся территория республики охвачена водной, ветровой, ирригационной эрозией. В равнинной зоне проявляется процесс ветровой и водной эрозии. Площади подверженные водной эрозии составляют 765,5 тыс. га. Площади одновременно подверженные водной и ветровой эрозии составляют 93,7 тыс. га. По данным государственного учета земель 41,4% (935,5тыс. га) сельхозугодий республики отнесены к дефляционным. По состоянию на 1 января 1998 г. удельный вес засоленных почв в общей площади сельхозугодий составляет 58,5% (1607,3 тыс. га), сильнозасоленных - 392,8 тыс. га (24,4%), солончаки - 120,1 тыс. га (7,4%). Особую тревогу вызывает вторичное засоление земель, главным образом являющееся следствием недостатка ирригационной техники, применением неправильных приемов хозяйственной деятельности. В результате чего площади засоленных почв под многолетними насаждениями (с 1990-1998 гг.) увеличились с 9,9 до 22,9 тыс. га, под пашней - с 224,4 до 305,2 тыс. га. Общая площадь заболоченных и переувлажненных угодий в республике составляет 574,2 тыс. га (20,5%) от площади сельхозугодий, что на 9,3 тыс. га больше 1990 г., из них заболоченная пашня - 900 га. Это вызвано наличием на большей части примитивной оросительной системы и проведением ненор -мированных поливов. В рисосеющих районах переувлажнению и заболачиванию способствовала зяблевая вспашка.

Огромные площади Кизлярских пастбищ и Черных земель подвержены эрозии и начался процесс опустынивания.

В настоящее время на душу населения приходится 0,24 га пашни против 0,54 га в 1957 г., это в 3 раза меньше, чем по России (0,8 га).

В процессе эрозии с пахотного слоя смывается и уносится в море и реки значительное количество плодородной почвы вместе с содержащимся в ней гумусом и питательными веществами. В среднем в орошаемой зоне от эрозии потери гумуса на пашне достигли 78 тыс. т. Как следствие этого продуктивность пашни из года в год падает, республика недобирает огромное количество зерна, кормов, и др. продукции.

Начиная с 1965 до 1990 г. применение удобрений ежегодно возрастало, так в 1965 г. на 1 га посевной площади внесено 15 кг д.в. минеральных и 1,7 т. органических удобрений (урожайность зерновых 10,5 ц/га). В 1990 г. внесено 131,5 кг д.в. минеральных туков и 3,5 т/га органических удобрений (урожайность зерновых 22,23 ц/га). За последние 2-3 года завоз в республику минеральных удобрений сократился в 2-3 раза.

Таблица 2

_Баланс гумуса в почвах Республики Дагестан_

Зона Содерж. гумуса в % на пашне Поступл. Гумуса в почву т/га Отгруж. из почвы Гумус т/га Баланс (+ -) т/га Необход. органич. удобрен. т/га Необход. орг.удоб-рений всего тыс. т.

Равнина 2,0-3,0 0,70 0,93 -0,93 6,2 1544,5

Предгор. 1,0-2,5 0,60 1,16 -0,55 10,3 757,2

Горы 1,0-2,0 0,71 1,24 -0,53 10,8 1263,3

РД 2,1 0,67 1,11 -0,44 9,1 3574,0

Расчеты показывают, что земледелие в республике ведется с дефицитным балансом гумуса (от 0,23-0,55 т/га). Для создания бездефицитного баланса на пашне необходимо внести навоза в среднем на 1 га посевной площади: в равнинной зоне 6,2 т/га, предгорой -10,3 т/га, горной - 10,8 т/га. При полном и рациональном использовании в земледелии отходов животноводства этот дефицит можно свести к минимуму, а при увеличении доли бобовых культур до 25-30% в структуре посевных площадей может быть создан устойчивый положительный баланс гумуса в почвах республики.

Республика является одним из крупных, районов орошаемого земледелия, на его долю приходится 7% всех земель Российской Федерации и 19% на Северном Кавказе. Общая площадь орошаемых земель составляет 371,4 тыс. га, из них пашня - 280,1 тыс. га.

Таблица 3

_Динамика орошаемой пашни в Республике Дагестан_

Площадь 1990 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.

Орошаемая пашня (тыс. га) 272,2 283,2 282,8 280,1

Большая часть орошаемых земель введена в эксплуатацию до 50-х гг., без капитальной планировки и строительства коллекторной сети. Мелиоративная сеть находится в крайне неудовлетворительном состоянии, основные магистральные каналы выполнены в земляном русле и заилены на 60-70%, крупные гидроузлы и акведуки находятся в аварийном состоянии, только 3% существующей системы имеет противофильтрационную одежду, ее балансовая стоимость в расчете на 1 га в 3-3,5 раза ниже, чем в среднем по России. Баланс стоимости основных мелиоративных фондов в расчете на 1 га орошаемых земель составляет 840 руб. (цены 1991 г.), в то время как норматив строительства современной инженерной системы для региона 7-8,6 тыс. руб. Из-за нехватки средств на ремонт и содержание межхозяйственной сети выполняются только самые первоочередные и аварийные работы, необходимые для подачи оросительной воды. Финансирование работ по эксплуатации и поддержанию действующих оросительных систем значительно уменьшилось за последние 10 лет. Однако в 1999-2000 г. наблюдается значительный рост капитальных вложений на проведение мелиоративных работ.

Таблица 4

Финансирование мелиоративных работ

Выделено Ед. изм. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2000 г. в % к 1998 г. 1999г.

Все источники финансирования тыс. руб. 10118 33901 48396,1 4,7 раз 142,7

Бюджет РД тыс. руб. 7472,0 18500,0 19000,0 2,4 раз 102,7

В соответствии с Законом РД «О земельном налоге» часть средств, поступивших от налога и арендной платы должны направляться на повышение плодородия почвы, однако из-за нарушений со стороны руководителей администрации районов и недостаточного контроля со стороны вышестоящих организаций, поступившие средства используются не по назначению, так, например: Кизлярская райадминистрация произвела взаимозачеты за электроэнергию, за ремонт здания и пр., Каякентская райадминистрация использовала эти средства на защищенные статьи, т.е. зарплату, питание, медикаменты и т.д.

В 80-х гг. республика была ведущим регионом промышленного виноградарства и виноделия России. На его долю приходилось 32% виноградных площадей и 45% валового производства винограда Российской Федерации. Занимая около 2% сельхозугодий, виноградарство давало свыше 40% валовой продукции сельского хозяйства и до 35% прибыли АПК, включая переработку. Отсутствие бюджетных ассигнований на закладку и реконструкцию виноградников, диспаритет цен на промышленные товары и сельхозпродукцию, гибель виноградников из-за распространения филлоксеры и вынужденный перевод насаждений на привитую культуру, отсутствие собственных оборотных средств привели к сокращению валовых сборов в 6,5 раз, урожайности в 2,5 раза к уровню 80-х гг., сокращению посадок виноградников более чем в 40 раз.

Таблица 5

____Динамика развития виноградарства

1984 в среднем за год 1998 1999 2000

19761980 19811985 19861990 19911995

всего виногр. тыс. га 70,9 65,3 68,4 59,4 38,5 20,5 20,2 20,7

в т.ч. плодонос. тыс. га 50,2 46,6 47,8 48,2 34,9 20,0 19,8 20,1

вал. сбор тыс. т. 380,2 277,0 302,1 262,2 126,9 53,5 53,8 58,1

урожайность ц/га 74,8 66,8 62,2 53,3 34,5 26,7 27,2 28,8

За последние 5 лет посадки виноградников увеличились на 170 га и составили 200 га.

Таблица 6

_Посажено новых виноградников (га)_

1986 1987 1989 1990 1992 1994 1995 1996 1998 1999 2000

га 2431 1718 1186 668 386 111 31 60 80 90 200

Созданная в 1985 г. питомниководческая база на 10 млн. прививок в год оказалась ликвидированной. В настоящее время выращиванием саженцев занимается только с-з Ш. Алиева. Несмотря на общий кризис отрасли, в республике есть немало виноградарских хозяйств, где в результате использования внутренних резервов при незначительных инвестициях получают высокие урожаи, это: НПО «Дагагровинпром», с-з им. Ш. Алиева, с-з «Аксай», с-з «Муцалаульский» Хасавюртовского района, «Нововикринский», «Кировский» Каякентского района и др., где получают до 70ц/га.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целях прекращения спада производства, стабилизации и дальнейшего развития отрасли принят Закон РД «О виноградарстве и виноделии в РД», регулирующий взаимоотношения производителей и потребителей продукции и определяющий правовые, организационно-экономические, социальные и технологические основы производства винограда, вина и др. виды продукции. В результате принятия постановления Правительства Республики Дагестан №77 от 31 марта 1999г. «О неотложных мерах по государственной поддержке виноградарства и виноделия» из республиканского бюджета в 2000 г. сельхозтоваропроизводители, сдавшие виноград на винодельческие предприятия получили дотации в сумме 55 млн. руб. В целях эффективного проведения единой государственной политики в виноградо-винодельческой отрасли, возрождения и развития виноградарства постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 июля 2000 г. №126 был создан Комитет Правительства Республики Дагестан по виноградарству и алкогольной политике. Налаживается рынок переработки и сбыта виноградо-винодельческой продукции. В 2000 г. из Федерального бюджета на закладку виноградных насаждений выделено 8,0 млн. руб., это на 2,2 млн. руб. и 4,6 млн. руб. больше, чем в 1998, 1999 г. Выплаты дотаций из республиканского бюджета в прошлом году увеличились в два раза.

Таблица 7

_Динамика финансирования виноградарства по Республике Дагестан_

Выделено Ед. изм. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2000 г. в % к

1998 г. 1999 г.

Бюджет РФ тыс. руб. 5768,0 3350,0 8000,0 138,6 2,4 раз

Бюджет РД тыс. руб. - 22709,3 54902,6 - 2,4 раз

Садоводство является традиционной отраслью сельского хозяйства республики, и до недавнего времени было одной из ведущих, обеспечивающих гарантированное производство плодов в Российской Федерации. Наиболее динамично садоводство в республике развивалось в 1980-1991 гг. При средней площади садов 41,0 тыс. га за указанный период валовое производство составляло около 130 тыс. т. и давало 6% валовой продукции сельского хозяйства, в т.ч. 15,8% продукции растениеводства. В результате депрессивных факторов последних 10 лет садоводческий комплекс находится в глубоком кризисе. Только за последние 5 лет площади под садами сократились на 7,1 тыс. га, валовые сборы плодов уменьшились в 3 раза.

Таблица 8

_Динамика развития садоводства в 1980-2000 гг. в республике Дагестан_

Показатели 1980 г. 1990 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2000 г в % к

1998 г. 1999 г.

Площадь садов тыс. га из них: 48,9 34,7 20,4 22,1 22,2 45,3 100,5

Плодоносящ. (тыс. га) 32,8 22,5 17,8 20,1 20,2 61,6 100,5

Валовый сбор (тыс. т.) 79,8 128,4 39,7 37,4 45,5 57,0 121,9

Урожайность (ц/га) 23,8 44,5 22,3 18,5 22,5 94,5 121,6

Наибольшее количество площадей, занятых садами было в хозяйствах Магарамкентского, С. Стальского, Кайтагского, Ахтынского и др. районах. За период 1990-2000 гг. площади садов и производство продукции сократились: в Магарамкентском районе с 4,32 до 1605 тыс. га (в 2,7 раз), с 69,9 до 8,4 тыс. т. (в 8,2 раза) соответственно, в С. Стальском районе с 3,4 до 1,37 тыс. га (в 2 раза) и с 8,7 до 1,17 тыс. т. (в 7,4 раза), в Кайтагском районе площади под садами сократились на 1,1 тыс. га, валовое производство

уменьшилось с 5,37 до 288 т. (в 18,6 раз). Резко сократились площади в общественном секторе: в горной зоне с 10,1 до 2,0 тыс. га, в предгорной зоне с 11,7 до 8,3 тыс. га. При этом часть садов общественного сектора передана в индивидуальный, особенно в таких районах как Ахтынский, Гергебильский, Левашинский, Унцукульский и др. С 1991 г. резко упала техническая оснащенность, произошло физическое и моральное устарение производственных фондов, допускаются грубые нарушения агротехники возделывания плодовых культур, полностью прекратилось внедрение современных технологий и селекционных достижений, сократилось финансирование на закладку садов и уход за молодыми насаждениями, руководители хозяйств безответственно относятся к сохранности многолетних насаждений. Негативные процессы в отрасли отразились и на производстве посадочного материала. В 1986 г. под маточниками вегетативно размножаемых подвоев было занято 62 га, вся площадь с выходными полями составляла 102 га, что позволяло ежегодно выращивать 500 тыс. саженцев. Ликвидирована уникальная питомниководческая база в совхозе «Ашагастальский» С. Стальского р-на, розданы под расширение населенных пунктов опытно-коллекционный участок площадь 24 га в народном предприятии «Къулан-Стал» С. Стальского района, ликвидировано более 55 га селекционных насаждений у единственного в Дагестане научно-исследовательского учреждения республики - Дагестанской опытной селекционной станции плодовых культур в Буйнакском районе продолжается процесс ликвидации важнейших подвойных и сортовых маточников, без которых невозможно наладить производство высококачественных саженцев. В данное время производством саженцев плодовых культур занимается только Дагестанская опытная станция садоводства в колхозе «Гергебильский» с общим объемом производства 55-60 тыс. штук в год.

Существующая система финансирования неэффективна. Зачастую средства, выделяемые на развитие садоводства, расходуются не по назначению, отвлекаются на общие производственные нужды. Из выделенных кредитные средства на посадку 2640 га плодовых, посажено только 1216 га.

В 2000 г. по сравнению с 1998, 1999 гг. значительно увеличились капитальные вложения на развитие садоводства и составили 10,2 млн. руб., что соответственно в 44 и 3,5 раза больше и способствовало росту валовой продукции.

Отдельные хозяйства республики занимаются освоением интенсивной израильской технологии выращивания сельхозкультур с применением капельного орошения. В настоящее время капельное орошение в республике освоено на площади 224 га. Для полива растений используется Израильская система фирмы «Пласто-Гвайт». В комплекс новой технологии входят современная и качественная обработка почвы, обеспечение растений сложными легкоусвояемыми удобрениями, а также использование высокопродуктивных гибридов и сортов. Применение данной технологии в таких хозяйствах как АО «Эркенли» Кизилюртовского района в 1996-97гг. составила в среднем 92-100 ц/га, что в 4 раза выше, чем при обычной технологии. На производство 1 т. зерна израсходовано 250-270 куб. м поливной воды против 1790-2000 куб. м при обычной технологии или в 7 раз меньше. Себестоимость 1 ц кукурузы, выращенной по интенсивной технологии в 1,5 раз меньше, чем при обычной технологии. Аналогичные результаты достигнуты и в овощеводстве. В этом же хозяйстве в 1997 г. получено с 1 га 850ц помидоров против 350 ц/га на участках обычной технологии. Себестоимость 1 ц томатов в 2,2-2,5 раз ниже, чем при обычной технологии. В этом хозяйстве ежегодно выращивают хорошие урожаи лука на семена и на репку с использованием системы дождевания. Так с 1 га получено 200-600 кг семян лука и по 400-450 ц лука на репку против 200-240 ц при обычном способе. Аналогичные результаты получены и в КФХ «Сабанчи-Тюз» Кумторкалинского района. В колхозе им. Насрудинова Карабудахкентского района в первый год эксплуатации объекта (1977 г.) вырастили высокий урожай кукурузы на зерно (147ц/га). Из-за бесхозяйственного отношения в 1998 г. никакого урожая не получили. Положение дел с использованием капельного орошения здесь не удовлетворительное. Использование системы капельного орошения позволяет получать урожаи в 4-5 раз выше при минимальных затратах, чем при обычных посевах. Однако новая технология выдвигает множество проблем. Среди них - отсутствие в хозяйствах запасных частей и узлов системы капельного орошения, необходимых в случае поломки и выхода из строя, не налажен в республике выпуск всех деталей, нет в хозяйствах приборов для определения и контроля влажности почвы, тканевой диагностики в период вегетации растений. Кроме того трудности с обеспечением электроэнергией, возникают проблемы с реализацией продукции (особенно томатов).

Машинно-тракторный парк. Из-за тяжелого финансового положения сельхозтоваропроизводителей и диспаритета цен сохраняется тенденция сокращения материально-технической продукции и снижения технического потенциала отрасли. За последние 8 лет парк тракторов сократился наполовину, зерноуборочных комбайнов на 32%, кормо-уборочных на 65% грузовых машин на 54%, техники для животноводства почти вдвое. Если пополнение машинно-тракторного парка в год составляет 0,1-0,5%, то убытие сельхозмашин доходит до 10%. За 2000 г. количество тракторов уменьшилось на 520 ед., зерноуборочных комбайнов на 40 ед., грузовых автомобилей 108 ед.

Обновление парка происходит в незначительных объемах - за счет лизинговых поставок. Завезено сельхозтехники на сумму - 58 млн. руб., в том числе по республиканскому лизингу - на 25,0 (включая запчасти) млн. руб., федеральному - на 33,0 млн. руб.

Поставки по федеральному лизингу составили 25,5% от предусмотренной в 2000 г. лизинговой квоты. Причина - задолженность за поставленную в 1994-1999 гг. технику.

Необходимо было произвести погашение лизинговой задолженности на сумму 27,0 млн. руб., фактически было погашено - 7,2 млн. руб., или 26,6% к обязательным платежам. Задолженность республики в федеральный лизинговый фонд на начало 2001 г. превысила 52,0 млн. руб. Стоимость завезенных запасных частей, узлов и агрегатов сезонного характера составляет 5,6 млн. руб.

Для обеспечения проведения полевых и уборочных работ в 2000 г. отремонтировано 2100 тракторов, 550 зернорисоуборочных комбайнов, 1500 грузовых автомобилей, 3000 прицепной сельхозтехники, 987 ед. кормозаготовительной техники. Готовность машинно-тракторного парка в период полевых и уборочных работ поддерживалась на уровне 75-84%, а по рисоуборочным комбайнам превышала 90%.

На проведение весенне-полевых и уборочных работ за счет бюджетной ссуды сельхозтоваропроизводителям отпущено через ГП «Дагнефтепродукт» дизельное топливо в количестве 6347 т. на сумму 38,5 млн. руб. на возвратной основе.

В настоящее время в республике зарегистрировано 18 МТС, из них 12 государственных унитарных, 3 - акционерных общества, 3 - межхозяйственных. Фактически функционируют 14 предприятий и механизированный отряд АО РМЗ «Хасавюртовский»

Приоритетным остается укрепление материально-технической базы МТС. На эти цели за истекший период израсходовано 8,9 млн. руб.

В целях подготовки машинно-технологического парка к предстоящим весенне-полевым работам выявлены объемы ремонтно-восстановительных работ, завезены узлы и агрегаты на сумму 5 млн. руб. и продаются сельхозтоваропроизводителям на условиях лизинга.

В настоящее время в хозяйствах охвачено ремонтом 350 тракторов.

Животноводство. На 1 января 2001 г. в хозяйствах всех форм собственности республики насчитывалось 645,6 тыс. голов крупного рогатого скота и 2258,6 тыс. голов овец и коз, свиней 5,1тыс. голов.

В 2000 г. к уровню предшествовавших 1998, 1999 гг. численность КРС увеличилась на 39,3 (6,4%) и 11,3 тыс. голов (1,8%), овец и коз на 165,1 (7,8%) и 110,2 тыс. голов (5,1%), птицы на 262,2 (25,9%) и 245,0 тыс. голов (23,8%), численность свиней уменьшилась на 2,2 (43,1%) и 2,4 тыс. голов (68%) соответственно. Численность поголовья коров в хозяйствах всех категорий осталась на уровне предыдущего года. Относительно 1990 г. численность поголовья КРС, МРС, свиней, птицы сократилась соответственно на 13,2%, 32,7%, в 9,6 раз, в 3,5 раз.

__Таблица 9

Показатели 1990 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2000 г. в % к

1990 г. 1999г.

КРС - тыс. гол 743,4 606,3 634,3 645,6 86,3 101,8

МРС - тыс. гол. 3351,1 2093,5 2148,4 2258,6 67,3 105,1

Свиньи - тыс. гол 49,0 7,3 7,5 5,1 10,4 68,0

Птица - тыс. гол 4471,7 1011,6 1029,0 1274,0 28,5 123,8

От наличного в республике поголовья на долю сельхозпредприятий приходится 15,2% КРС и 24,3% овец и коз, 52,9% свиней, основное поголовье КРС, овец и коз находится у населения и крестьянских (фермерских) хозяйств.

За истекший год в сельхозпредприятиях поголовье КРС уменьшилось на 2,8% к уровню 1998 г. и увеличилось на 0,6% к уровню 1999 г., уменьшение численности овец и коз по сравнению с 1998 г. составило - 1%, по сравнению с 1999 произошло увеличение поголовья МРС на 2,9%, численность свиней уменьшилась соответственно на 6,9% и 22,9%.

Поголовье КРС в сельхозпредприятиях в 2000 г. относительно 1999 г. увеличилось в 20 районах республики на 3,3 тыс. голов, уменьшилось в 22 районах на 2,7 тыс. голов. Наибольшее сокращение численности крупного рогатого скота по сельхозпредприятиям наблюдается в Бабаюртовском, Хасавюртовском, Хивском, С. Стальском районах.

Численность овец и коз увеличилась в сельхозпредприятиях 19 районов на 32,8 тыс. гол, в том числе в хозяйствах Тарумовского района на 64,8%, Гунибского на 8,9%, Лакского на 11,5%, Чародинского на 6,4%.

Сократилось поголовье овец и коз в сельхозпредприятиях 23 районов на 17,4тыс. гол. Из них в хозяйствах Ногайского района на 10%, Сергокалинского на 19,8%, Агульского на 8,1%, Ахтынского на 6,5%.

Улучшились показатели воспроизводства стада. За год приплод ягнят и козлят увеличился на 24,2 тыс. гол (11,8%).

Поступление приплода телят увеличилось в хозяйствах 15 районов: Тарумовский, Кизилюртовский, Магарамкентский, Ахвахский, Казбековский.

Поступление приплода ягнят и козлят в расчете на 100 овцематок в сельхозпредприятиях в 2000 г. увеличилось на 8 голов (14,4%).

Увеличилось поступление приплода ягнят и козлят в хозяйствах Тарумовского, Кизилюртовского, Каякентского, Магарамкентского, Казбековского и др. районов.

Животноводство основывается на племенной базе. В республике создана племенная база животноводства, представленная одним племенным заводом и 17 племенными репродукторами по скотоводству, овцеводству, птицеводству и коневодству. Ряд колхозов и совхозов, которые превзошли показатели 1998 г. по племенной ценности животных

- надоям и привесам. Если в целом по республике в общественном секторе получили 1139 кг молока от каждой коровы, то в племенных хозяйствах - по 2150. В настоящее время, когда возросли цены на энергоносители, сельхозтехнику и оборудование, специализированных племенным хозяйствам приходится особенно сложно. В 1999, 2000 гг. из федерального бюджета хозяйствам республики было выделено 1444,0 и 2100,0 тыс. руб. соответственно, из местного бюджета деньги не выделялись, в то время как все субъекты Российской Федерации предусматривают в местном бюджете средства на поддержку племенного дела отдельной строкой.

Зимовка. Система отгонного животноводства всегда была и остается сложной. Согласно приказа Минсельхозпрода РД и Комитета по ветеринарии при Правительстве РД о перевозке и перегоне овец, осенью 2000 г. перевезено 240,5 тыс. овец 11 районов республики на зимние пастбища. Перегоняемое поголовье прошло ветеринарный контроль, учет и санитарную обработку.

На организационные мероприятия по перегону, перевозке скота Республиканскому управлению отгонного животноводства выделено 100 тыс. руб.

Зимовка скота проходит удовлетворительно, сохранность довольно высокая.

На отгонных зимних пастбищах находится более 1млн. голов овец и коз, около 55 тыс. голов крупного рогатого скота и 3,7 тыс. лошадей. Для указанного поголовья заготовлено 52,6 тыс. т. грубых кормов, что составляет 32% к потребности страхового запаса.

В Бабаюртовской и Кизилюртовской зонах зимних пастбищ обеспеченность грубыми кормами составляет 72 и 55%. В наименее защищенных условиях проходит зимовка в зоне Черных земель и Кизлярских пастбищ, где обеспеченность кормами (в переводе на к. е.) составляет 13%, в том числе в Черноземельском районе -3,3%.

Запас кормов по состоянию на 1 января 2000 г. по сравнению с 1999 г. уменьшился на 7,9% и оценивается в 88,6 тыс. т. кормовых единиц

В сельхозпредприятиях в расчете на 1 усл. гол. скота заготовлено 9,9 ц к.е. против 10,8 ц к.е. в 1999 г.

Сельхозпредприятия 27 районов заготовили кормов в расчете на 1 условную голову меньше, чем в 1999 г., в том числе наиболее значительно хозяйства Кизилюртовского, Буйнакского, Кумторкалинского, Дербентского, С. Стальского и др. районов.

На зимних пастбищах заготовлено 90,6 тыс. т. сена против 91,9 тыс. т. год назад. Наиболее значительно сократилась заготовка сена в хозяйствах Цунтинского, Левашин-ского, Ахвахского, Чародинского, Кулинского районов.

Во многих хозяйствах к зиме не были подготовлены животноводческие помещения, не очищены, не продезинфицированы, не проведен текущий ремонт, в результате чего

- заболевание и гибель скота.

Тем не менее, в сельхозпредприятиях республики в 2000 г. улучшилась сохранность крупного рогатого скота, овец и коз.

По сравнению с 1999 г. падеж крупного рогатого скота уменьшился на 1,4%, овец и коз на 2,8%. Однако в Тарумовском, Дербентском, Казбековском, С. Стальском, Кайтаг-ском и др. районах произошло увеличение падежа крупного рогатого скота.

Больше, чем в 1999 г. пало овец и коз в хозяйствах 16 районов, из них: Тарумовский в 2,2 раза, Казбековский на 59%, Новолакский в 3,2 раза, Табасаранский в 2,1 раза, Хивский на 58% и др.

Низкая обеспеченность кормами связана и с нерациональным их использованием. Во многих хозяйствах предали забвению кормушки, ясли, скот вскармливается «из-под ног», во многих хозяйствах простаивают кормоцеха, кормокухни, не задействованы измельчители кормов, не удовлетворяются потребности животных и в минеральной подкормке. Ссылаясь на финансовые трудности, руководители ряда хозяйств воздерживаются от приобретения медикаментов, средств дезодорации, что оборачивается большими потерями.

Нехватка кормов, отсутствие надлежащих выпасов и помещений для животных, отсутствие племенной работы, плохое ветеринарное и зоотехническое обслуживание являются причинами, сдерживающими из года в год повышение продуктивности скота и птицы.

За последние годы производство птицеводческой продукции сократилось на половину. Такое положение возникло в связи с прекращением централизованных поставок птичьих кормов и кормовых добавок, износом технологического оборудования, жестким диспаритетом цен. В себестоимости продукции птицеводства на долю затрат на корма и энергоносители приходится более 80%. Поэтому выжить в этих условиях смогли те предприятия, которые без поддержки государства смогли создать собственную кормовую базу. За последние три года из-за недостатка средств в республиканском бюджете не были предусмотрены дотации на птицеводческую продукцию и как итог - резкая нехватка оборотных средств. По этой причине вынужденный убой птицы составил 150 тыс. голов. Особенно усугубилось положение в результате резкого скачка цен на зерно и кормовые добавки, сужением рынка сбыта, трудностями вывоза продукции в Чечню и Азербайджан. Сегодня вся птица кормится «с колес», корма закупаются ежедневно.

В истекшем году поголовье птицы в сельхозпредприятиях увеличилось на 23,8% и составила 1274,0 тыс. голов.

Таблица 10

_Продуктивность скота и птицы_

2000г. 2000 г. в % к

1991-1995 г. 1998 г. 1999 г.

Средний удой молока от 1 коровы - кг 1135 98,3 111,3 96,8

Средний настриг шерсти от 1 овцы - кг 2,2 95,7 110,0 104,8

Средняя яйценоскость кур-несушек, шт. 263 138,4 111,9 101,1

В 2000 г. против 1999 г. объемы производства мяса скота и птицы, молока, яиц, настриг шерсти во всех категориях хозяйств увеличились и составили по мясу 106,2 тыс. т. (107,3%), молоку - 270,5 тыс. т. (101,6%), яйцу - 245,5 млн. штук (108,5%) и шерсти - 8760 т. (106,2%). Таких результатов в этом году удалось добиться за счет повышения про -дуктивности скота, сохранности поголовья, увеличения показателей воспроизводства стада.

В системе реализации сельскохозяйственной продукции резко снизились объемы продукции, реализуемой заготовительными организациями. Так заготовительными организациями реализовано в 2000 г. 1334 т. мяса скота и птицы, 1931 т. молока и молочных продуктов, 79182 тыс. штук яиц, 2364 т. шерсти, что соответственно к уровню прошлого года составляет 132,1%, 98,4%,126,9%, в 3,4 раза. Удельный вес продукции, реализованной сельхозпредприятиями, минуя заготовительные организации по зерновым, картофелю, овощам составил 100%.

Таким образом, сложившееся положение в сельском хозяйстве требует принятия действенных мер организационного, технического и финансово-экономического характера. Основными приоритетами в поднятии отраслей сельского хозяйства являются:

- Оптимальное и законодательное регулирование земельных отношений, создание рынка земли, обеспечение более эффективного использования сельхозугодий.

- Возобновление работ по мелиорации земель, ремонту и реконструкции гидротехнических сооружений.

- Организация производства семян районированных сортов в специализированных хозяйствах для обеспечения сельхозпредприятий республики собственным семенным материалом.

- Проведение инвентаризации многолетних насаждений во всех районах.

- Возрождение питомниководческой базы для обеспечения сельхозтоваропроизводителей всех форм собственности необходимым посадочным материалом.

- Создание собственной прочной кормовой базы за счет увеличения посевных площадей под кормовыми культурами.

- На основе Федерального закона «О племенном животноводстве» предусматривать выделение бюджетных средств на поддержку племенных хозяйств республики на основе лизинга.

- Выделение льготных кредитов на приобретение кормов и др. материальных ресурсов.

- Кооперация и интеграция сельхозтоваропроизводителей с обслуживающими и перерабатывающими предприятиями. Организация производственно-сбытовой кооперативной системы, на структуре Дагпотребкооперации.

- Адресная выплата дотаций и компенсаций.

Хозяйства населения. На 1 января 2000 г. в республике имеется 381,2 тыс. личных хозяйств населения. Ежегодно отмечается увеличение доли личных хозяйств населения в общей структуре производства сельхозпродукции. Земельные угодия, находящиеся в личном пользовании сельскохозяйственного населения, составляют 748,3 тыс. га или 22,1% от всей площади сельскохозяйственных земель. Вместе с тем, продукция, производимая в этих хозяйствах, составляет 77% всего объема валовой продукции сельского хозяйства (в 1998г.-75%, в1999г. 78%). В данном секторе экономики в 2000 г. было произведено: картофеля - 97,8 тыс. т., на 4,1тыс.т. больше 1998 г. и на 16,8 тыс. т. меньше

1999 г.; овощей - 282,1 тыс. т., на 78,4 тыс. т. больше, 1998 г. и на 80 тыс. т. меньше 1999 г.; мяса - 91,2 тыс. т., на 9 тыс. т. меньше уровня 1998 г. и на 6,3 тыс. т. больше -1999 г.; молоко - 222,0 тыс. т., на 10,6 и 6,0 тыс. т. больше уровня 1998,1999 гг.; плоды - 35,7 тыс. т., на 3,2 и 7,2 тыс. т. больше, чем в 1998, 1999 гг. По этим видам сельхозпродукции они являются основными производителями в республике. Следует отметить, что все эти объемы производства получены без использования государственных инвестиций.

Для увеличения производства сельхозпродукции в личных хозяйствах населения и повышения их роли в продовольственном обеспечении республики необходимо:

- Создать систему закупок и рынка сбыта производимой в хозяйствах населения продукции или сети перерабатывающих предприятий.

- Создание условий приобретения личных хозяйств молодняка скота и птицы, кормами, как и для коллективных хозяйств.

- Передача незанятых или продажа животноводческих помещений сельхозпредприятий в аренду населению для производственного использования.

- Развитие сельской кредитной кооперации и обеспечение доступа владельцев личных хозяйств населения к фондам льготного кредитования, лизинговым фондам и пр.

Крестьянские хозяйства. На 1 января 2001 г. в республике зарегистрировано 25399 фермерских хозяйств, что на 860 хозяйств больше, чем на соответствующую дату в

2000 г. и на 5922 хозяйства, чем в 1999 г.

Площадь земель, переданных фермерским хозяйствам, составляет 59,9 тыс. га или 1,8%, из них пашни - 45,1 тыс. га, в среднем на одно хозяйство приходится 2,6 тыс. га земель, что в 20,8 раз меньше средних размеров фермерских хозяйств Российской Федерации.

В 2000 г. фермерами произведено 7,7% зерна от общего производства, 5,8% картофеля, 7,5% овощей, 8,7% шерсти, 6,0% мяса и 3,5% молока и 1,7% яиц.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В структуре производства фермерских хозяйств преобладает продукция растениеводства- 53,0%. Вместе с тем, из-за сложных погодно- климатических условий, чрезвычайно засушливого лета, по данным Госкомстата РД общий объем продукции растениеводства снизился на 7,8%. Поэтому, несмотря на небольшой рост производства продуктов животноводства по сравнению с 1999 г. общий объем сельскохозяйственной продукции уменьшился, и снизилась доля фермеров в общем сельхозпроизводства до 4%. Вместе с тем, данные Госстатистики не отражают действительной картины развития фермерства. Из-за сложившейся налоговой политики государства фермеры не стремятся показывать в своей отчетности продукцию, реализуемую на неорганизованном рынке.

Высокий уровень дотационности республиканского бюджета, недостаток финансовых ресурсов, инвестируемых в развитие производственной сферы экономики, не целевое использование выделенных федеральных кредитов и ряд других факторов снижают производственную активность фермерства в республике.

В 2000 г. посевные площади фермерских хозяйств увеличились на 16,2 и 8,8% против 1998, 1999 г. за счет увеличения площадей зерновых культур, овощей, картофеля.

Производство зерна уменьшилось на 1,7 тыс. т. к уровню 1998 г. и увеличилось на 1,7тыс.т. к уровню 1999г. и составило 18 тыс. т. Увеличилось производство: овощей на 1,4 тыс. т. и 4,0 тыс. т., плодов на 0,9 и 0,5 тыс. т., винограда в 3 раза соответственно к уровню 1998, 1999 гг.

Производство картофеля уменьшилось на 6,1 тыс. т. против 1998, 1999 г.

Производство мяса и молока уменьшилось по сравнению с 1998 г. на 0,9 и 0,6 тыс. т. и по сравнению с 1999 г. - не изменилось и составило соответственно 6,2 тыс. т. и 9,6 тыс. т.

По сравнению с 1998, 1999 г. поголовье крупного рогатого скота сократилось на 0,4 и 0,6 тыс. голов, овец и коз - на 16,6 и 22,1 тыс. голов, свиней - на 0,2 тыс. гол. в 1998 г., и осталось на уровне 1999 г. - 0,2 тыс. гол.

Причинами снижения производства сельхозпродукции являются: ухудшение финансового состояния, недоступность кредитных ресурсов, низкая обеспеченность землей, недостаточная для применения собственная техника, диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, высокий уровень затрат отрицательно сказывающийся на конкурентоспособности выпускаемой продукции, сокращение применения минеральных удобрений, ядохимикатов и т.д.

В настоящее время объемы производства сельхозпродукции, производимые фермерами, не занимают существенного места в решении продовольственной программы республики, но при должной государственной поддержке фермерских хозяйств они могут стать весомыми производителями.

Распоряжением Правительства РД от 28 сентября 2000 г. № 395-р были выделены в аренду отгонные земли в количестве 500 и более гектаров для 30 фермерских хозяйств, специализирующихся на овцеводстве. Это первый документ фактически признавший весомый вклад фермерства в развитие отрасли животноводства. В стадии утверждения находится проект постановления Правительства РД «О государственной поддержке развития фермерских и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве», впервые за последние годы в бюджете предусматриваются средства для развития фермерства.

Одним из самых эффективных направлений по обеспечению села техникой - это выделение ее в лизинг. АФКОД - был первой фермерской ассоциацией России, которая в 1994 г. заключила прямой договор с ЗАО «Росагроснаб». За прошедшие семь лет 156 фермерских хозяйств республики получили технику и оборудование на сумму 9,1 млн. руб.

В последние два года, после принятия Закона РФ «О лизинге», резко возросла возвратность платежей за полученную технику, практически она составляет 100%, а по результатам работы за все годы - процент возврата равен 75. Правительство республики впервые предусмотрело в бюджете республики 5 млн. руб. на обеспечение фермеров техникой на условиях лизинга.

Однако система государственного регулирования и поддержки фермерства и сельского хозяйства в целом не срабатывает.

Так, субсидии дотации, которые должны распространяться не только на коллективные хозяйства, но и фермерские и личные подсобные, до последних доходят или не в полном объеме или вообще не доходят. Так, дотации на одну овцематку колхозам и совхозам были выделены в прошлом году практически в полном объеме и своевременно из расчета 30 руб. на одну овцематку, кроме того, за счет дотаций была погашена задолженность коллективных хозяйств перед железной дорогой и ветслужбой, потому что лишь единицы фермеров воспользовались услугами этих служб и только после выплат остаток средств, был выделен для распределения между фермерами и личными подсобными хозяйствами. Поэтому на одну овцематку вышло значительно меньше положенных 30 руб. Кроме того, фермеры ряда районов таких как: Дербентский, Кара-будахкентский, Сергокалинский, Акушинский, Ахтынский, Докузпаринский, Кулинский, Рутульский, Чародинский вообще не получили каких-либо средств на поддержку овцеводства.

Финансовое состояние в агропромышленном комплексе. В связи с сокращением централизованного финансирования, снижением платежеспособности товаропроизводителей, снижением объемов производства по некоторым видам сельхозпродукции, экономическое положение сельхозтоваропроизводителей остается сложным.

Весь 2000 г. предприятиям аграрной сферы пришлось работать в условиях бюджетного недофинансирования, и это еще более усугубило их финансовое состояние. Достаточно сказать, что из республиканского бюджета ассигнования по разделу «Сельское хозяйство и рыболовство» были предусмотрены в размере 255,9 млн. руб., что составляет 3% расходной части республиканского бюджета.

Большинство сельхозпредприятий имели неудовлетворительный платежеспособный баланс, 44% работали только на налоги, 34% сельхозпредприятий находились на грани банкротства и только у 22% сельхозпредприятий, платежеспособность была удовлетворительной. Предусмотренные из федерального бюджета лимиты капитальных вложений полностью профинансированы (на развитие виноградарства - 8 млн. руб., садоводство - 10,2 млн. руб., мелиорацию и водоснабжение - 115,6 млн. руб. и др.), что позволило по объектам мелиоративного строительства ввести в эксплуатацию комплексной реконструкции - 1784 га, новых посадок виноградников -141га, садов -38 га.

За счет средств республиканского бюджета по линии администраций районов и дирекций программ «Горы», «Юг», «Север» ведется на селе строительство водопроводов, газопроводов и жилья.

В истекшем году была завезена техника по лизингу на сумму 58 млн. руб., в т.ч. запасные части на 5 млн. руб., за счет бюджетной ссуды на проведение весенне-полевых и уборочных работ отпущено дизтопливо в количестве 5800 т. на сумму 36,2 млн. руб.

В целях поддержки сельхозтоваропроизводителей и предприятий перерабатывающей промышленности Правительством РД была выделена бюджетная ссуда на пополнение оборотных средств в размере 63 млн. руб., в т.ч. предприятиям консервной отрасли - 45 млн. руб., на обеспечение консервной промышленности стеклянной тарой - 5 млн.

руб. ДУП «Евротара», птицефабрикам -3 млн. руб., агрофирме «Овцевод» - 1,5 млн. руб. и др. и инвестиционный кредит в сумме 80,7 млн. руб. - предприятиям перерабатывающей промышленности.

Билалов Г.Ф.

Некоторые аспекты инвестиционной политики в АПК РД

Проблемы трансформации инвестиционной политики в сфере АПК встают особенно остро в последнее время на фоне сложившейся в регионе кризисной ситуации. По данным Госкомстата РД стоимость произведенной продукции сельского хозяйства в 2000 году составила 8161,6 млн. рублей(1). Структура этой суммы такова:

Сельхозпредприятия-1519,3

ЛПХ -6256,7 (млн. р.)

Кр. ферм. хоз-ва -385,6

По данным Минсельхоза РД прямые и косвенные инвестиции в сельское хозяйство Дагестана (из бюджетов всех уровней без учета кредитов банков) в 2000 году составили 228,0964 млн. рублей. Из них 184,9024 составили капиталовложения, а 43,194 пошли на поддержку сельского хозяйства (различные компенсации, племдело элитные семена и т.д.). В пересчете это составляет 758,3р. на гектар или 26,3$, чего явно недостаточно. Для сравнения в США, в той же климатической зоне инвестиции составляют приблизительно 230-260$, что на порядок больше. Каковы же средства, инвестированные в ЛПХ, произведшие в 2000 году 76,66% от общей стоимости продукции сельского хозяйства, неизвестно!

Наиболее вероятно, что структура производства с/х продукции по группам хозяйств в РД в ближайшем обозримом будущем кардинально не изменится и динамика последних лет доказывает это.

Надо отметить, что благодаря «новаторской» деятельности молодых «реформаторов» времен начала перестройки в целом по РФ и в АПК РД в частности сложилась парадоксальная ситуация, приведшая к распаду и растаскиванию крупных коллективных с/х предприятий и замещению их мелкими индивидуальными подсобными и фермерскими хозяйствами с примитивными методами агротехники. Этот процесс был сопряжен с развалом всей структуры АПК и практически полным разрушением межотраслевых связей. Немаловажную роль здесь сыграл и менталитет нашего крестьянства, которое совсем недавно было сначала раскулачено, а затем насильственно коллективизировано. Видимо нашему сельскому хозяйству придется, выражаясь словами академика А. Сахарова, придти «к объединению через разъединение» ибо преимущества коллективных методов ведения хозяйства очевидны. Оговоримся, что автор ни в коем случае не призывает к новому крестовому походу под знаменами коллективизации и только приветствует множественность форм собственности в организации с/х производства. Крестьянство должно само придти к пониманию преимуществ коллективного хозяйствования, а государство лишь всячески содействовать этой тенденции.

Политика льготного кредитования с/х производителей из федерального бюджета через различные коммерческие структуры в силу целого ряда факторов, таких как: слабая правовая база, длинные кредитные цепочки (создающие возможность для коррупции, взяточничества и других финансовых махинаций на всех уровнях), высокие темпы инфляции и т.д. не оправдала себя.

Следует также отметить, что рынок, несмотря на все свои преимущества, имеет и ряд существенных недостатков т.к. главной и основной задачей производителей является получение и максимизация прибыли, а отнюдь не забота об социально -экономических и экологических проблемах окружающего их мира. Поэтому государству следует учитывать эти аспекты при разработке своей налоговой и инвестиционной политики.

Какие же выводы можно сделать из сложившейся ситуации?

Государство не в состоянии на данном этапе в достаточной мере инвестировать средства в АПК. В силу этого, весьма ограниченные бюджетные средства должны подле -жать расходованию на целевые программы первостепенной важности : возрождение племенного дела; выращивание элитного посадочного материала; борьба с опустыниванием земель сельскохозяйственного назначения и т.д..

Убыточные с/х предприятия немедленно должны быть подвергнуты либо процедуре банкротства, либо передаче дел конкурсным управляющим под жестким государственным контролем.

Льготная финансовая поддержка с/х производителей должна осуществляться исключительно в строго целевом аспекте на базе утвержденных ТЭО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.