Научная статья на тему 'Агропромышленный потенциал Республики Коми'

Агропромышленный потенциал Республики Коми Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1162
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / АПК / РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / LAND RESOURCES / AGRICULTURAL SECTOR / AGRICULTURAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Иванов Валентин Александрович, Терентьев Виталий Васильевич, Мальцева Ирина Станиславовна

В статье рассматриваются состояние земельных и агроклиматических ресурсов, АПК, зоны специализации и размещения агропроизводства, предложены концептуальные направления развития сельского хозяйства региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Иванов Валентин Александрович, Терентьев Виталий Васильевич, Мальцева Ирина Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Komi Republics agro-industrial potential

In this article the condition of the land and the agro-climatic resources, the agricultural sector, the zones of agricultural production's specialization and accommodation are considered; the conceptual directions of the regional agricultural development are offered.

Текст научной работы на тему «Агропромышленный потенциал Республики Коми»

ПРОДОЛЖАЕМ ТЕМУ ПРЕДЫДУЩЕГО НОМЕРА

УДК 338.436.33(470.13) © В.А. Иванов © В.В. Терентьев © И.С. Мальцева

Агропромышленный потенциал Республики Коми

В статье рассматриваются состояние земельных и агроклиматических ресурсов, АПК, зоны специализации и размещения агропроизводства, предложены концептуальные направления развития сельского хозяйства региона.

Земельные ресурсы, АПК, развитие сельского хозяйства.

Валентин Александрович ИВАНОВ

доктор экономических наук, профессор, заведующий лабораторией аграрной экономики Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН v_ivanov@iespn.komisc.ru

Виталий Васильевич ТЕРЕНТЬЕВ

кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник ИСЭ и ЭПС Коми НЦ УрО РАН

Ирина Станиславовна МАЛЬЦЕВА

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ИСЭ и ЭПС Коми НЦ УрО РАН maltseva@iespn.komisc.ru

Земельные ресурсы. Земельный фонд Республики Коми на начало 2008 г. составлял 41 677,4 тыс. га. Среди всех категорий земель преобладают земли лесного фонда — 35 950,7 тыс. га (86,3%), значительную территорию занимают земли особо охраняемых территорий — 2613,1 тыс. га (6,3%),

земли сельскохозяйственного назначения составляют 1 856,0 тыс. га (4,4%; рисунок). На землях сельхозназначения (1110,9тыс. га), землях особо охраняемых территорий (413,8 тыс. га) и землях лесного фонда (7 972,3 тыс. га) расположены оленьи пастбища. Фонд перераспределения земель,

Структура земельного фонда Республики Коми на начало 2008 г., %

И Земли лесного фонда

Земли особо охраняемых территорий Земли сельскохозяйственного назначения Земли запаса

Земли промышленности, транспорта Земли населенных пунктов И Земли водного фонда

составляющий 206,5 тыс. га, ежегодно увеличивается, так как от земель отказываются индивидуальные предприниматели, фермеры и сельхозпредприятия.

Республика Коми занимает 2,4% территории России. Доля наиболее продуктивных угодий — пашни — составляет лишь

0,3% площади, в то время как по стране этот показатель равен 7,9%. Распаханность достигает 25% против 60% в среднем по Российской Федерации. Низкая освоенность территории республики объясняется неблагоприятными для сельского хозяйства природными условиями, огромными площадями, занятыми лесом, и малой её населённостью [1].

Для республики характерны не только низкая сельскохозяйственная освоенность территории, но и неравномерность размещения по зонам и административным районам. Основные площади сельскохозяйственных земель сосредоточены в южной и центральной части, а также в Удорском, Ижемском и Усть-Цилемском муниципальных образованиях. В составе сельско-

хозяйственных угодий преобладают естественные сенокосы и пастбища — на гектар пахотных земель приходится 3 га лугов. Распаханность уменьшается с 42% в МО «Прилузский район» до 3% в МО «Усть-Цилемский район».

В целом по Республике Коми сельскохозяйственными организациями используется немногим более половины сельхозугодий (51,5%), крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями — 59,1% угодий. В наибольшей мере угодья заброшены в северных районах (г. Воркута, Ижем-ский, Усть-Цилемский районы), а также в Сысольском и Троицко-Печорском районах, что связано с тяжёлым финансовым положением, банкротством и ликвидацией сельхозпредприятий в этих районах.

Аналогична ситуация и с использованием земель крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. В наибольшей мере сельскохозяйственные угодья заброшены фермерами и индивидуальными предпринимателями в г. Усинске, Ижемском, Усть-Куломском

и Сыктывдинском районах. Владельцы личных подсобных хозяйств используют сельскохозяйственные угодья практически полностью. Основная часть Республики Коми расположена в таёжно-лесной зоне, для которой характерно господство подзолистых почв (22% территории). Низкое природное плодородие и дефицит тепла (в связи с длительным сезонным промерзанием) определяют слабую продуктивность этих почв. Однако в силу нормального водного режима они довольно активно могут использоваться под пашню.

Оценка современного состояния АПК. На долю сельского хозяйства приходится около 2,5% валового регионального продукта, примерно 0,6% инвестиций в основной капитал, 3,9 % среднегодовой численности занятых в экономике. С учётом дотаций

отрасль с 2005 г. является рентабельной. Отраслевая структура ориентирована преимущественно на молочно-мясное скотоводство, птицеводство, свиноводство и оленеводство. Растениеводство специализируется на производстве картофеля и овощей, а также обеспечивает сочными и грубыми кормами животноводство.

По состоянию на 1 января 2008 г. производством сельскохозяйственной продукции занимались 133 сельхозорганизации, в том числе 73 средних и крупных, 92,4 тыс. личных подсобных хозяйств, 274 крестьянских (фермерских) хозяйства, 75,6 тыс. семей садоводов и 30,3 тыс. семей огородников. В общем объёме валового производства сельхозпродукции в 2007 г. на долю сельхозорганизаций приходилось 50,1%, хозяйств населения — 46,9%, крестьянских (фермерских) хозяйств — 3% (таблица).

Динамика соотношения доли различных социальных типов хозяйств в производстве сельскохозяйственной продукции Республики Коми, %

Вид продукции и категории хозяйств 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Картофель, всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Сельскохозяйственные коллективные предприятия 42,1 14,4 9,8 5,9 5,6 3,0

Хозяйства населения 57,9 84,7 89,6 93,5 93,6 96,1

Фермерские хозяйства - 0,9 0,6 0,6 0,8 0,9

Овощи, всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Сельскохозяйственные коллективные предприятия 89,6 50,7 31,3 14,3 14,3 13,4

Хозяйства населения 10,4 49,2 67,9 84,4 84,9 85,3

Фермерские хозяйства - 0,1 0,8 1,3 0,8 1,3

Мясо (в живом весе), всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Сельскохозяйственные коллективные предприятия 80,1 58,2 53,4 64,0 70,3 73,6

Хозяйства населения 19,9 40,6 45,6 33,3 26,8 23,1

Фермерские хозяйства - 1,2 1,0 2,7 2,9 3,3

Молоко, всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Сельскохозяйственные коллективные предприятия 84,6 63,6 50,0 45,6 48,8 49,0

Хозяйства населения 15,4 35,3 48,8 52,0 48,1 45,7

Фермерские хозяйства - 1,1 1,2 2,4 3,1 5,3

Яйцо, всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Сельскохозяйственные коллективные предприятия 97,7 95,4 98,7 99,2 98,9 99,2

Хозяйства населения 2,3 4,5 1,3 0,8 1,1 0,7

Фермерские хозяйства - 0,1 0,0 0,0 0,0 0,1

Валовая продукция,всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Сельскохозяйственные коллективные предприятия 80,1 53,0 47,8 45,6 48,4 50,1

Хозяйства населения 19,9 46,1 51,4 52,7 49,6 46,9

Фермерские хозяйства - 0,9 0,8 1,7 2,0 3,0

Рассчитано по: Сельское хозяйство в Республике Коми: стат. сб. - Сыктывкар, 2007; Сельское хозяйство в Республике Коми: стат. сб. -Сыктывкар, 2008.

Сельскохозяйственные предприятия республики произвели в 2007 г. 49% объёма молока, 73,6 — мяса, 99,2 — яйца, 13,4 — овощей и 3% — картофеля. Хозяйства населения вырастили 96,1% объёма картофеля, 85,3% — овощей, произвели 45,7% объёма молока и 23,1% — мяса. Доля крестьянских (фермерских) хозяйств в 2007 г. в общем объёме производства картофеля составила 0,9%, овощей — 1,3, молока — 5,3 и мяса — 3,3% ).

Переход к рынку с использованием монетаристских подходов крайне негативно отразился на аграрном секторе Республики Коми. Среднегодовые темпы снижения производства продукции сельского хозяйства в 1991 — 1995 гг. составили 5,7%, 1996 - 2006 гг. - 0,6%, 2001 - 2005 гг. - 1,8%, 2006 - 2007 гг. - 7,7%. За 1990 - 2007 гг. при значительном сокращении населения республики (с 1 245 до 968 тыс. чел.) производство мяса в убойном весе в расчёте на одного жителя в год снизилось с 31 до 15,7 кг, молока - со 166 до 69 кг, яиц -с 294 до 175 шт. А душевое потребление в год основных продуктов питания, снизившееся по молоку и молочным продуктам на 172 кг, мясу на 9 кг, яйцу на 42 шт., составляет в настоящее время 230 кг, 65 кг и 261 шт. соответственно.

Потребительский рынок республики в значительной степени формируется за счёт ввоза продовольствия из других регионов страны и из-за рубежа. Доля собственного производства в потреблении населения в 2006 г. составляла: по мясу и мясопродуктам - 25,9%, молоку и молокопродук-там - 31,3, яйцу - 68,4, картофелю - 97,6, овощам - 42,4%. В 1990 г. эти показатели соответственно составляли: 38,6; 39,7; 94,4; 68,0 и 15,7%.

Республика обеспечивает себя картофелем на 98%, овощами - на 42%. Недостаточная обеспеченность собственными продуктами объясняется кризисным состоянием сельского хозяйства, а также низкой конкурентоспособностью продукции местных производителей.

За годы аграрных реформ произошла деградация производственного потенциала отрасли — земельного, материально-технического, кадрового. Численность работников в сельхозорганизациях сократилась в 3 раза. Сельхозугодья за 1990 — 2007 гг. сократились с 353 до 211 тыс. га, посевные площади — со 100,5 до 52,8 тыс. га, поголовье крупного рогатого скота уменьшилось со 173,5 до 43,7 тыс. гол., в т. ч. коров — с 71 до 21 тыс. гол., свиней — со 136,3 до 27,1 тыс. гол., оленей — со 123,6 до 83,5 тыс. гол.

Сокращение поголовья крупного рогатого скота, посевных площадей, численности работников произошло во всех районах, но особенно заметно оно в сельскохозяйственной зоне Крайнего Севера и в Северной. Например, в МО «г. Воркута» поголовье крупного рогатого скота за 1990 — 2006 гг. сократилось с 9 590 до 171 гол., в МО «г. Инта» — с 5 445 до 1 165 гол., в МО «г. Печора» — с 7 521 до 1 160 гол., в МО «Усть-Цилемский район» — с 16 114 до 4 141 гол., в МО «Ижемский район» — с 13 634 до 3 640 гол.

Происходит ухудшение агрохимических и водно-физических свойств почвы, увеличение площадей заболоченных и закустаренных земель в связи с разрушением мелиоративных земель и сокращением мелиоративных работ. Вынос питательных веществ с урожаем из почвы превышает их внесение. В настоящее время на поля вносится 11 кг д. в. минеральных и 3,5 т органических удобрений, что составляет соответственно 18 и 17% потребности в питательных веществах для поддержания плодородия в почве.

Основная часть продукции сельского хозяйства производится в пригородных районах — Сыктывдинском, Корткерос-ском, в муниципальных округах городов Сыктывкара, Ухты, Инты и в южном При-лузском районе.

Более половины сельхозорганизаций республики являются неплатёжеспособными, треть — убыточными. Задолженность

организаций кредиторам по виду деятельности «Сельское хозяйство и предоставление услуг в этой отрасли» на конец 2007 г. насчитывала 464 млн. руб., в т. ч. просроченная - 98 млн. руб. Дебиторская задолженность в 2007 г. составила 238 млн. руб., в т. ч. просроченная - 25 млн. рублей.

Перерабатывающие предприятия АПК, за исключением предприятий по переработке молока и мяса, работают почти полностью на привозном сырье. Большая часть перерабатывающих предприятий из-за необеспеченности сельскохозяйственным сырьём работает не на полную мощность.

Зоны специализации и размещения агропроизводства. Под воздействием природных и экономических условий сельскохозяйственного производства и общественных потребностей в республике сформировались четыре сельскохозяйственные зоны: Крайнего Севера, Северная, Центральная и Южная [5].

В сельскохозяйственной зоне Крайнего Севера, куда отнесены МО «г. Воркута» и МО «г. Инта», в 2007 г. проживало 16,4% населения республики, производилось примерно 5,7% валовой продукции сельского хозяйства, 0,6% - картофеля, 23,9% - яиц, 5,6% - мяса и 3,0% - молока. Наиболее перспективным для этой зоны является производство молока, яиц, мяса птицы, развитие оленеводства.

К Северной сельскохозяйственной зоне были отнесены МО «Ижемский район», МО «Усть-Цилемский район», МО «Удорский район», МО «Троицко-Печорский район», а также МО «г. Вуктыл», МО «г. Печора», МО «г. Сосногорск», МО «г. Усинск» и МО «г. Ухта». Здесь в 2007 г. проживало 39,4% населения республики и производилось 23,6% валовой продукции сельского хозяйства, 32,5% - картофеля, 12,8% - овощей, 38,2% - молока, 15,3% - мяса, 0,2% - яиц. Специализация этой зоны направлена на производство молока, мяса крупного рогатого скота, развитие оленеводства,

а дополнительными отраслями является производство картофеля и овощей.

В Центральную сельскохозяйственную зону входят МО «Усть-Куломский район», МО «Усть-Вымский район», МО «Княж-погостский район», МО «Корткеросский район», МО «Сыктывдинский район», МО «Сысольский район» и МО «г. Сыктывкар». Здесь проживает 40,9% населения республики и производится 61,8% валовой продукции сельского хозяйства, 56,3% - картофеля, 65,7% - овощей, 48,4 %- молока, 74,7% - мяса, 75,8% - яиц.

Сельхозпроизводители этой зоны специализируются на производстве молока, мяса птицы, крупного рогатого скота, свиней, а также яиц, картофеля, овощей открытого и закрытого грунта. Часть сельхозпродукции зоны поставляется на север республики.

К Южной сельскохозяйственной зоне относятся МО «Койгородский район» и МО «Прилузский район». Здесь проживает 3,3% населения. На долю зоны приходится 8,9% валовой сельскохозяйственной продукции, 10,6% - картофеля, 21,5% - овощей, 10,4% - молока, 4,4%- мяса,

0,1% - яиц и 98,3% - зерна.

Перспективы развития сельского хозяйства. В связи с трудными природными и экономическими условиями развития сельского хозяйства для республики неприемлем принцип самообеспечения продовольствием, однако производство основных продуктов питания, для которого имеются благоприятные условия, станет в обозримой перспективе объективной необходимостью. Приоритет в развитии специализации Южной и Центральной зон должен быть отдан сельскохозяйственному производству, интегрированному с лесным хозяйством и промыслами. Наиболее интенсивно должны использоваться пашня и природные кормовые угодья.

Главная цель развития АПК Республики Коми заключается в том, чтобы к 2020 г. производить не менее минимального набора

основных видов продовольствия, необходимого для сохранения здоровья населения и устойчивого жизнеобеспечения. Республика в перспективе имеет возможность полностью обеспечить население картофелем и овощами открытого грунта местного ассортимента (кроме ранней продукции), расширить производство овощей закрытого грунта; обеспечить население молоком и молокопродуктами на 40 - 45%, мясом и мясопродуктами - на 30 - 35%, диетическим яйцом - на 70 - 75%; повысить роль региона в производстве продукции рыбоводства, оленеводства, охотничье-промыс-лового хозяйства, недревесных ресурсов леса (грибов и ягод).

В области специализации и размещения производства в Южной сельскохозяйственной зоне предусматривается расширение преимущественно производства молока, мяса крупного рогатого скота, картофеля и овощей. В Центральной сельскохозяйственной зоне специализация будет направлена на производство молока, мяса крупного рогатого скота, мяса свиней, картофеля, овощей открытого и закрытого грунта, продукции птицеводства. В Северной сельскохозяйственной зоне получит развитие молочно-мясное скотоводство, оленеводство и картофелеводство (в личных подсобных хозяйствах). В зоне Крайнего Севера сельское хозяйство должно обеспечивать население цельным молоком, диетическим яйцом, продукцией оленеводства.

Кормовые ресурсы в пригородном сельском хозяйстве следует направить прежде всего на производство цельномолочной и кисломолочной продукции. Здесь экономически целесообразно строить высокомеханизированные фермы на 400 коров с надоем 5 - 6 тыс. кг, с замкнутым циклом воспроизводства стада.

Считаем целесообразным осуществить до 2020 г. строительство в пригородной зоне, райцентрах 17 - 20 молочных ком-

плексов в основном на 400 гол. коров, с беспривязным содержанием и с автоматизированными системами кормораздачи, поения и навозоудаления. В небольших сельских поселениях, особенно в глубинных районах, могут быть построены фермы с уровнем концентрации поголовья коров 100 - 200 голов.

В периферийных сельских районах (МО «Усть-Цилемский район», МО «Ижем-ский район, МО «Удорский район, МО «Усть-Куломский район»), где не получит интенсивного развития молочное скотоводство, для рационального использования кормовых угодий, трудовых ресурсов, наполнения рынка свежей говядиной целесообразно заниматься мясным скотоводством при условии усиления господдержки отрасли.

Система кормопроизводства должна быть направлена на круглогодичное полное и гарантированное обеспечение отрасли животноводства основными видами кормов собственного производства, при обязательном создании страхового фонда, и на обеспечение полноценных рационов для каждого вида скота на определённом этапе его содержания и развития. Производство всех видов кормов намечается довести к 2020 г. до 200 - 220 тыс. т корм. ед. Для этого потребуется ежегодно вносить 1670 - 1800 тыс. т органических удобрений и 14,6 тыс. т д. в. минеральных удобрений, в том числе азота - 3,8 тыс. т, фосфора - 2,8 тыс. т, калия - 8 тыс. т. Фактически в 2006 г. было внесено 142 тыс. т органических и 0,58 тыс. т минеральных удобрений, что составляет соответственно 9 и 4% от потребности. В настоящее время естественное плодородие почв в республике невысокое и снижается из года в год. По запасам органического вещества 92,2% пахотных почв республики слабоокуль-турены: средневзвешенное содержание гумуса составляет 2,32%. При таком низком уровне органического вещества многие средства химизации не эффективны.

Анализ свидетельствует об экономической целесообразности производства продукции птицеводства в МО «г. Сыктывкар», «г. Инта» и МО «Сыктывдинский район». Себестоимость производства яиц и мяса птицы на птицефабриках республики (несмотря на удорожающие факторы) немного выше аналогичных показателей в целом по птицеводческим предприятиям России.

Перспективы оленеводства связаны с интенсивным развитием отрасли как в тундровой и лесотундровой, так и таёжной зонах. Освоение практически не используемых сегодня болот и низкопродуктивных в лесохозяйственном отношении заболоченных лесов на территории Ижемского, Усть-Цилемского, Ухтинского, Сосногорского, Печорского и севера Удорского районов является одной из мер, направленных на поддержание динамичного развития оленеводства в республике.

Поголовье оленей в сельхозорганизаци-ях и крестьянских (фермерских) хозяйствах планируется к 2012 г. сохранить на уровне

62,5 - 63,0 тыс. гол., а к 2020 г. увеличить до 72 - 75 тыс. гол. Глубокая переработка оленины с использованием современного высокопроизводительного оборудования будет осуществляться в МО «г. Воркута» и МО «Ижемский район».

В соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства», федеральной «Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на 2008 - 2012 гг.» Правительством Республики Коми утверждены «Мероприятия по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Коми на 2008 - 2012 гг.» Основными целями мероприятий на среднесрочный период являются: повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, производимой на территории Республики Коми;

сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов; повышение уровня доходов производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Мероприятия определены по пяти направлениям:

1) создание общих условий функционирования сельского хозяйства;

2) развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

3) достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства;

4) развитие рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

5) устойчивое развитие сельских территорий.

Развитию традиционной для Севера отрасли - оленеводства - будет способствовать реализация мероприятий, направленных на стабилизацию поголовья северных оленей, а также проведение землеустроительных работ и комплексной ресурсной оценки оленьих пастбищ. Предусматривается оказание государственной поддержки в отношении развития факторий (промежуточных баз) на путях кочевий оленеводов и коралей, а также вывоза детей оленеводов на время летних каникул в тундру и обратно.

Мероприятия по развитию рыболовства и аквакультуры, направленные на увеличение объёмов производства высококачественной рыбной продукции, будут реализовываться в рамках ведомственной целевой программы «Развитие рыболовства, аквакультуры и воспроизводства рыбных ресурсов в Республике Коми (2008 -2010 гг.)». В результате объём выращенной рыбы увеличится до 1 200 т в год или в 9,5 раза к уровню 2007 г., а реализация выловленной рыбы возрастёт почти в 2 раза и составит 200 тонн.

В мероприятиях по развитию растениеводства предусмотрены помощь сельхозпроизводителям в приобретении высоко-

качественного семенного материала и стимулирование выращивания кормовых культур, поддержка элитного семеноводства и производителей сельхозпродукции в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для создания собственной кормовой базы животноводства и увеличения производства продукции растениеводства на низкопродуктивных пашнях.

Комплекс мероприятий по поддержке элитного семеноводства включает: оказание государственной поддержки на приобретение элитных семян сельхозкультур; увеличение площади под посадками картофеля с использованием элитного посадочного материала. Для решения вышеуказанных задач необходима реализация следующих мероприятий: оказание государственной поддержки по завозу семян кормовых культур и расширение посевных площадей кормовых культур. В результате к 2012 г. площадь посева элитными семенами будет составлять 6,5 тыс. га, а удельный вес посадок картофеля с использованием элитных семян в общей посадочной площади (без учёта личных подсобных хозяйств) вырастет более чем в два раза.

В целях достижения финансовой устойчивости сельского хозяйства будут реализованы следующие мероприятия:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Повышение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Государственная поддержка будет осуществляться посредством предоставления сельхозорганизациям субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах. Объём субсидируемых кредитных ресурсов в 2012 г. составит 814 млн. руб., в т. ч. по инвестиционным - 447 млн. руб. В 2007 г. объём привлечённых кредитов по сельхозорганизациям был равен 57 млн. рублей.

2. Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе за

счёт государственной поддержки личных подсобных хозяйств граждан; государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств; содействия развитию сельскохозяйственных и потребительских кооперативов; повышения доступности малых форм хозяйствования к кредитным ресурсам российских кредитных организаций и заёмным средствам сельскохозяйственных кредитных кооперативов. За счёт осуществления этих мероприятий планируется обеспечить ежегодный прирост реализации продукции, производимой малыми формами хозяйствования, до 2 - 3%.

3. Модернизация основных средств производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Модернизация будет осуществляться путём реализации мероприятий: по строительству и реконструкции животноводческих помещений, производств по переработке животноводческой продукции; технологическому и техническому обновлению основных средств производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; созданию условий для внедрения в сельскохозяйственное производство высокотехнологических комплексов, машин и оборудования. За счёт этих мероприятий коэффициент обновления по тракторам увеличится в 3 раза, по кормоуборочным комбайнам - в 1,7 раза. К 2012 г. против 2007 г. запланировано в

2,5 раза увеличить приобретение тракторов. В настоящее время ведётся подготовительная работа по разработке инновационных проектов по строительству и реконструкции животноводческих помещений. После реконструкции и строительства животноводческих помещений предусматривается ежегодно вводить от 600 до 1000 скотомест.

Для развития рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на основе повышения конкурентоспособности продукции будут реализованы

мероприятия: по совершенствованию механизма предоставления государственной поддержки, направленной на обеспечение производителям сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия компенсации части затрат, связанных с производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции; организации закупок сельскохозяйственной продукции от личных подсобных хозяйств граждан; сертификации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; организации ярмарок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории Республики Коми; обеспечению участия производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Коми в размещении заказов на поставку продуктов питания для государственных и муниципальных нужд.

Мероприятия по устойчивому развитию сельских территорий будут осуществляться в рамках подпрограмм «Развитие индивидуального жилищного строительства» и «Содействие в осуществлении реконструкции и строительства объектов коммунальной инфраструктуры», целевой республиканской программы «Жилище» на 2008 - 2012 гг. и ведомственной целевой программы Министерства промышленности и энергетики Республики Коми «Газификация населённых пунктов Республики Коми на 2007 - 2009 гг.» (I этап). На финансирование мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, из республиканского бюджета в 2008 -2012 гг. будет направлено 344,5 млн. руб.

На реализацию запланированных мероприятий потребуется более 3,5 млрд. руб. средств республиканского бюджета, в т. ч. 3,2 млрд. руб. на поддержку сельхозпроиз-водства и 345 млн. руб. на субсидии гражданам на строительство, приобретение жилья

в сельской местности. Расходы федерального бюджета за 2008 - 2012 гг. вырастут в два раза.

В целом реализация всех вышеуказанных мероприятий позволит увеличить объём производства продукции сельского хозяйства на 10% к уровню 2006 г. Продажа молока возрастёт с 37,5 тыс. т в 2008 г. до 39,6 тыс. т в 2012 г., скота и птицы (в живой массе) - соответственно с 20,7 тыс. т до 24,5 тыс. т, яйца - со 140 до 148 млн. шт.

Доля продукции, произведённой в Республике Коми, в общем объёме продовольственных ресурсов за этот период увеличится с 26,4 до 28,3% по молоку и молокопродуктам, с 26,2 до 27,7% по мясу и мясопродуктам.

Перспективные организационно - правовые формы организации сельскохозяйственного производства. Сформировавшиеся в регионе за годы реформ многоукладность и многовариантность организационно-правовых форм сельскохозяйственного производства (сельскохозяйственные производственные кооперативы, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, государственные унитарные предприятия, хозяйства населения, крестьянские (фермерские) хозяйства) будут сохраняться и в перспективе. Основу аграрной экономики составит крупнотоварное сельскохозяйственное производство. Крупное коллективное производство может осуществляться в предприятиях с различными организационно-правовыми формами хозяйствования. В дополнение к крупнотоварному сектору необходимо развивать малые формы - фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства и садоводческие общества граждан. На основе развития кооперативных и интеграционных связей оба уклада могут взаимодействовать, используя выгоды специализации и обобществления производства.

Для повышения эффективности производства и реализации сельскохозяйственной продукции в секторе малых форм хозяйствования целесообразно развитие инфраструктурной сети заготовительных, снабженческо-сбытовых, кредитных, страховых и других сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также внедрение в инфраструктуру АПК земельно-ипотечного кредитования.

Резюме

1. Республика Коми использует для сельскохозяйственных целей (без учёта оленьих пастбищ) 1% территории. Это объясняется неблагоприятными для ведения сельского хозяйства природными условиями, огромными площадями, занятыми лесом, и малой её населённостью. Преобладание в составе сельхозугодий лугов позволяет успешно развивать скотоводство. Особую народнохозяйственную ценность имеют крупные массивы пойменных лугов, потенциальная возможность сбора кормов с которых превышает 150 тыс. т корм. ед.

2. Агроприродный потенциал южных и центральных районов обеспечивает эффективное производство картофеля, овощей местного ассортимента, кормов. Агроклиматические ресурсы позволяют получать при использовании современных технологий урожайность картофеля 200 — 300 ц/га, овощей — 300 — 400 ц/га, зерновых (в южных районах) — 20 — 30 ц/га, сена многолетних трав — 40 — 50 ц/га.

3. Для республики неприемлем принцип самообеспечения продовольствием. В долгосрочной перспективе есть возможность полностью обеспечить население картофелем, овощами открытого грунта местного ассортимента (кроме ранней продукции), на 30 — 45% — молочно-мясной продукцией, на 70 — 75% — яйцом; увеличить производство продукции рыбоводства, оленеводства, охотничье-промысло-вого хозяйства, грибов и ягод.

4. Основными направлениями развития АПК являются воспроизводство почвенного плодородия, техническая и технологическая модернизация отраслей растениеводства, животноводства и перерабатывающей промышленности, повышение финансовой устойчивости организаций агропромышленного производства, создание условий для закрепления квалифицированных кадров и повышения уровня жизни сельских жителей.

5. В перспективе ведущую роль в производстве продукции сельского хозяйства будут играть крупные и средние коллективные сельхозорганизации, интегрированные с перерабатывающими предприятиями. Фермерский уклад в среднесрочной перспективе не получит существенного развития. Становление крестьянского (фермерского) хозяйства в условиях рынка требует значительных инвестиций для создания материальной базы и инфраструктуры, больших затрат времени, компетентности в работе.

Литература

1. Иванов, В.А. Земельные отношения и формирование многоукладной аграрной экономики в условиях Севера / В.А. Иванов, И.С. Мальцева, В.В. Терентьев. — Екатеринбург: УрО РАН, 1998. — С. 52-54.

2. Иванов, В.А. Продовольственное обеспечение населения Республики Коми в условиях рыночных преобразований / В.А. Иванов, Л.А. Кузиванова, В.В. Терентьев. — Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН, 1996. - С. 34-43.

3. Социально-экономические проблемы развития северной деревни / В.А. Иванов, В.В. Терентьев, И.С. Мальцева [и др.]. — Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН, 2002. — С. 39-49.

4. Формирование системы государственного регулирования АПК северного региона / В.А. Иванов, В.В. Терентьев, А.А. Мустафаев [и др.]. — Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН, 2006. — С. 15-24.

5. Поздеев, П.И. Экономические проблемы развития АПК Республики Коми / П.И. Поздеев, В.А. Иванов. — Сыктывкар: СЛИ, 2000. — С. 131-133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.