Научная статья на тему 'Особенности самосознания как фактор развития личностного потенциала подростков и юношей'

Особенности самосознания как фактор развития личностного потенциала подростков и юношей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
673
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / САМООТНОШЕНИЕ / САМООЦЕНКА / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПОДРОСТКИ / ЮНОШИ / SELF-AWARENESS / SELF-ATTITUDE / SELF-ESTEEM / SELF-REGULATION / PERSONAL POTENTIAL / ADOLESCENTS / YOUTHS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Едиханова Юлия Мансуровна

В статье рассматривается фактор развития личностного потенциала детей самосознание. Проведенное исследование позволило выделить особенности развития каждого компонента самосознания (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) в подростковом и юношеском возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of self-awareness as a factor in the development of the personal potential of adolescents and young men

The article considers the factor of development of children's personal potential self-awareness. The study allowed us to identify the features of the development of each component of self-awareness (cognitive, emotional, behavioral) in adolescence and youth.

Текст научной работы на тему «Особенности самосознания как фактор развития личностного потенциала подростков и юношей»

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Едиханова Юлия Мансуровна

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА

ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ

Аннотация. В статье рассматривается фактор развития личностного потенциала детей - самосознание. Проведенное исследование позволило выделить особенности развития каждого компонента самосознания (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) в подростковом и юношеском возрасте.

Ключевые слова: самосознание, самоотношение, самооценка, саморегуляция, личностный потенциал, подростки, юноши.

Annotation. The article considers the factor of development of children's personal potential - self-awareness. The study allowed us to identify the features of the development of each component of self-awareness (cognitive, emotional, behavioral) in adolescence and youth.

Keywords: self-awareness, self-attitude, self-esteem, self-regulation, personal potential, adolescents, youths.

Введение. Изучение особенностей развития и протекания личностных механизмов, позволяющих человеку успешно взаимодействовать с окружающим миром, является актуальной в рамках предмета психолого-педагогических исследований. Период завершения формирования этих механизмов приходится на окончание подросткового и юношеский возраст. Но на данном этапе становление личности не завершается, проходя еще довольно долгий путь развития. Человек достигает самоуправления, независимости от внешних побуждений, реализует свои поставленные цели.

В отечественной психологии предпринимаются попытки целостного осмысления личностных характеристик, которые отвечают за успешную адаптацию и совладения с жизненными трудностями, эффективное функционирование человека в постоянно меняющихся условиях внешней среды. Для измерения «личностного в личности» Леонтьев Д.А. вводит понятие «личностный потенциал». Повседневный опыт даёт нам представление об индивидуальной характеристики каждого человека, а также об определенном стержне личности. Личностный потенциал - системная организация личностных особенностей, образующих «стержень личности» и отражающих уровень личностной зрелости (Д.А. Леонтьев). По мнению, Д.А. Леонтьева, личностный потенциал лежит в основе личностной автономии, самодетерминации и саморегуляции личности. Основным фактором, влияющим на развития личностного потенциала, является самосознание в целом и отдельные его компоненты: самоотношение, самооценка, саморегуляция.

В современном обществе имеются основания полагать, что динамические особенности самосознания, структура и отношение личности к собственному «Я», оказывают регулирующее воздействие на многие аспекты поведения и деятельности человека, играя важную роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в кризисных ситуациях, во включенности субъекта в процессы саморазвития и самовоспитания (Абульханова К.А., Брушлинский А.В., Осницкий А.К., Пантелеев С.Р., Слободчиков В.И., Столин В.В., и др.). Становление устойчивого самосознания, стабильного образа «Я» в подростковом и юношеском возрасте связано, в первую очередь, с перестройкой системы отношений человека к себе и к значимым другим, что выражается в качественных изменениях самоотношения (Брушлинский А.В. Сарджвеладзе Н.И., Рубинштейн С.Л. и др.).

Вопросу формирования личности подростков и юношей уделяется, в настоящее время, значительное внимание. Это связано с самими особенностями периода, который, во-первых, занимает промежуточное положение между детством и взрослостью, во-вторых, отличается противоречивостью и неоднозначностью поведенческих проявлений. У детей в этот период жизни появляются новые интересы, рост творческой активности, но одновременно с этим происходит «дебют» акцентуаций характера и различного рода девиаций. По мнению зарубежных и отечественных психологов такое противоречие обусловлено изменениями, происходящими в психологическом мире, интенсивном личностном развитии (Э. Эриксон, И.С. Кон, В.В. Столин и др.). Именно в данные периоды проявляется сознательное Я, возникает рефлексия, внимание к собственной внутренней жизни, осознание мотивов, т.е. все то, что составляет основу целостного ядра личности.

Изложение основного материала статьи. Для выявления особенностей развития основных компонентов самосознания как фактора личностного потенциала мы применяли ряд психодиагностических методов и методик.

Использование теста Куна «Кто Я? - Двадцать высказываний» основано на убеждении о том, что ответ на поставленный вопрос напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепцией. Отвечая на вопрос «Кто Я?» испытуемые демонстрируют уровень представлений о самом себе.

Методика проводилась в два этапа:

- на первом этапе подросткам за 12 мин. предлагалось дать как можно больше ответов на вопрос «Кто Я?», после чего проводился подсчет полученных ответов. При этом обращается внимание на повторяющиеся ответы (например - я не красивая, у меня большой нос, я себе не нравлюсь и т.п.), в том случае, если таковые имелись, они засчитывались как один.

- на втором этапе испытуемые оценивали выделенные качества с точки зрения их привлекательности/непривлекательности для себя лично. При этом знак «+» ставился, если эта характеристика нравится; знак «-» - если характеристика не нравится; знак «0» - если нравится и не нравится одновременно и знак «?» - если на сегодняшний день нет определенной оценки рассматриваемого ответа.

На основании анализа полученных данных нами было выделено четыре группы испытуемых, в зависимости от уровня развития когнитивного компонента самосознания: Первая группа (14,7%) - дети с очень низким уровнем развития когнитивного компонента самосознания. Они указывают три и менее ответа на вопрос «Кто Я?», либо указывают повторяющиеся ответы в разных вариациях. Кроме того, приступая к

работе эти подростки затруднялись в формулировке ответов, долго обдумывали их, либо напротив -написали до трех формулировок заканчивали работу.

Вторая группа (52,94%) - респонденты, которые дают не боле 8 ответов на вопрос «Кто Я?». Это свидетельствует не только о низком уровне развития когнитивного компонента самосознания, отсутствии целостного представления о себе самом, как о личности, но и о несформиованности такого важного качества как рефлексия, возможном избегании рассматривать некоторые свои особенности.

Третья группа (20,58%) - опрашиваемые со средним/умеренным уровнем сформированности когнитивного компонента самосознания. Они дают от 8 до 16 ответов на поставленный вопрос. В этом случае можно предположить, что подросток знает себя, но недостаточно хорошо. Возможно, он не часто задумывается о себе и своих качествах или не считает знание их особо важным.

Четвертая группа (11,76%) - высокий уровень сформированности когнитивного компонента самосознания. Как правило, они дают от 17 до 20 ответов на вопрос «Кто Я?», их ответы разнообразны и касаются разных сторон жизни, характеризуют более-менее целостно личность человека.

Кроме того, нами были отмечены следующие особенности когнитивного компонента образа Я подростков и юношей. В их описании себя преобладают формальные характеристики (парень, ученик, живу в детском доме) и физические характеристики (сильный, слабый, физически развитый, вешу 61 килограмм, некрасивая и т.д.). Кроме того, у детей чаще встречается очень низкий и низкий уровни сформированности когнитивного компонента самосознания. Если говорить об эмоциональном тоне описания, то очень часто встречаются либо нейтральные характеристики (формальное перечисление социальных и других признаков), либо негативные (некрасивая, часто конфликтую, раздражительный, не хочу учиться).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что самосознание в целом характеризуются низким и очень низким уровнем сформированности когнитивного компонента образа Я (67,64% испытуемых). Результаты анализа второй части методики будут представлены ниже в контексте изучения самооценки.

Эмоционально оценочный компонент самосознания изучался нами посредством использования методики исследования самоотношения Р.С. Пантелеева, методики исследования самооценки Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан) и второй части теста Куна «Кто я? - Двадцать высказываний».

Методика исследования самоотношения рассматривает самоотношение как представление личности о смысле собственного «Я». Оно в значительной мере определяется переживанием собственной ценности, выражающимся в достаточно широком диапазоне чувств: от самоуважения до самоуничижения. Р.С. Пантелеев не выделяет интегральный индекс самоотношения, а описывает его через ряд компонентов.

Выяснили, что у большинства испытуемых наблюдаются неблагоприятные показатели самоотношения. Рассмотрим полученные результаты боле подробно.

У 64,7% опрошенных выявлены высокие значения по шкале «Закрытость», что свидетельствует о наличии выраженного защитного поведения личности, внутренней закрытости, нежелание раскрывать себя и признавать существование личных проблем. Такие дети в своем поведении ориентируются на мнение других, стремятся соответствовать общепринятым нормам и при этом избегают открытых отношений с самим собой.

Шкала «Самоуверенность» выявляет самоуважение и отношение к себе как к человеку уверенному, самостоятельному и надежному. Выраженная самоуверенность и преобладание мотивов успеха встречается только у 14,7% подростков. Их можно охарактеризовать как уважающих себя, удовлетворенных своими начинаниями и достижения, чувствующими в себе силу решать многие жизненные вопросы. Большинство испытуемых (61,76%), напротив, с сомнением относятся к своим способностям, не доверяют своим решениям, сомневаются в способности преодолевать трудности и достигать намеченных целей. Они могут избегать контактов с другими, быть напряжёнными внутренне, излишне глубоко погружаться в собственные проблемы и переживать их.

Кроме того, отвечающие на вопросы и утверждения МИС не рассматривают себя в качестве источника собственной активности, результатов и достижений. В большинстве своем (55,8% испытуемых) они верят в подвластность своего Я внешним обстоятельствам и отрицают причины, заключающиеся в себе. Недостаточно выражен волевой самоконтроль, ослаблены механизмы саморегуляции. У 35,29% способность к самоуправлению зависит от обстоятельств - если это привычная ситуация, то может проявляться выраженная способность к самоконтролю; если условия новы, то усиливается склонность к подчинению воздействиям среды.

При анализе теоретических источников нами было выявлено, что подростки, воспитывающиеся в детском доме, характеризуются низкой самооценкой и считают себя неспособными вызывать уважение у других. В нашем исследовании так же было обнаружено, что значительная часть подростков (67,64%) относятся к себе как человеку, который неспособен вызвать одобрение у окружающих, и даже напротив -вызывает осуждение и порицание. 32,35% лишь отдельные качества или поступки рассматривает, как заслуживающие поощрения. Т.е. подростки, в целом, не чувствуют, что их любят и ценят за те или иные качества и поступки, проявляют в результате эмоциональную закрытость, избегают глубоких личных контактов.

По шкале «Самоценность» средние и низкие значения распределились следующим образом - у 41,17% испытуемых выявлены средние значения, свидетельствующие об избирательном отношении к себе, высокой одних качеств и недооценке других; у 50% тестируемых можно предположить существование глубоких сомнений в уникальности собственной личности, неуверенности в себе, повышенной чувствительности к критике и замечаниям.

Не слишком высокие показатели чувства симпатии к себе (шкала «Самопринятие»). Обработка и анализ данных показали, что 38,23% в целом негативно воспринимают себя, не одобряют свои планы и поступки, излишне критично относятся к себе. 55,8% испытуемых избирательно относятся к себе, а именно -воспринимают не все свои достоинства и критикуют не все свои недостатки.

Стремление изменяться, пластичность Я, готовность к новому опыту и познанию обнаружено только у 8,8% испытуемых. Высокая ригидность Я-концепции, желание сохранить в неизменном виде свои качества, требования, оценку и видение себя выявлено у 64,7% испытуемых. Причем это касается всех качеств и требований. Получается, что они стремятся сохранить существующую Я-концепцию, независимо от того, положительно или отрицательно они оценивают свои качества. Речь идет не о том, что они ощущают себя самодостаточными и поэтому не стремятся к изменениям, а о том, что для них любая неопределенность болезненна (лучше плохое, но стабильное представление о себе).

Что касается внутренней конфликтности, которая определяет наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, самокопания. то высокие значения присутствуют у 29,4% респондентов. Это может свидетельствовать о преобладании негативного фона настроения, состоянии постоянного контроля, конфликта между Я реальным и Я идеальным, между уровнем притязаний и фактическими достижениями. Вместе с тем, опрашиваемые далеко не всегда считают себя источником неудач, и даже напротив - склонны отрицать собственную вину в той или иной ситуации. Об этом говорят результаты следующей шкалы.

Тенденция к отрицанию собственной вины присутствует у 44,1% опрошенных. Они обвиняют в собственных неудачах преимущественно других, либо сложившиеся обстоятельства, ищут в них источники всех бед. Высокие значения по шкале «Самообвинение» имеют 23,5% подростков, тех, кто видит в себе, прежде всего недостатки, склонен к самообвинению, порицает и обвиняет себя.

Итак, изучив самоотношение, на основе анализа его компонентов, мы обнаружили, что в большинстве случаев у испытуемых преобладают средние и низкие значения и негативное отношение к себе. Для опрошенных характерна внутренняя закрытость, неуверенность в собственных возможностях, стремление «списывать» неудачи на внешние обстоятельства и в них видеть источник активности; субъективное восприятие себя, как незаслуживающего уважения других. В них сочетается внутренняя конфликтность с низким самообвинением и ригидностью Я-концепции.

Методика Дембо-Рубинштейна (в модификации А.М. Прихожан) позволила нам выявить специфику самооценки подростов и юношей. С помощью данного теста можно определить не только самооценку, но и то, насколько реалистично он оценивает свои возможности и стремления (уровень притязаний).

При этом адекватная самооценка выявлена у 17,65% испытуемых, они достаточно реалистично оценивают себя и ставят отметку об уровне развитости своих качеств от 45 до 74 баллов. Это говорит о способности реалистично осознавать и оценивать и свои достоинства и свои недостатки, а так же о достаточно позитивном отношении к себе, самопринятии и самоуважении. Завышенная самооценка обнаружена у 35,3%. Это может говорить о наличии проблем в формировании личностных качеств, некритичности к себе и закрытости для опыта, неумении адекватно оценить свою трудовую и иную деятельность, эффективность общения с другими. Заниженная самооценка присутствует у 47,06% детей. Как указывают авторы методики, причиной такой самооценки может быть подлинная или «защитная» неуверенность в себе, т.е. то случай, когда человек сам себе навязывает эту недооценку, чтобы избежать ответственность.

Что касается уровня притязаний, то адекватный уровень наблюдается у 20,56%. Это говорит о том, что человек реалистично оценивает свои возможности и желания и умеет их соотнести между собой. Нереалистичное отношение к себе и отсутствие самокритики выявлено у 41,7% подростков, когда их стремления не соответствуют оценке своих возможностей. Столько же испытуемых показало низкий уровень притязаний, отсутствие стремления развиваться и достигать чего-либо. И завышенный и заниженный уровень притязаний одинаково неблагоприятны для личностного развития, поскольку лишают личность перспективы.

Дополнительные сведения о самооценке получены нами при использовании теста Куна «Кто я? -Двадцать высказываний» (вторая часть). Нами было обнаружено, что самооценка в большинстве своем неустойчива (44,1%). Школьники одинаковое количество качеств оценивают положительно и отрицательно. Но такое соотношение само по себе является дискомфортным и не может длиться долго. Адекватная самооценка присутствует у 17,65% опрошенных. Неадекватно заниженная самооценка, которая может являться признаком неуверенности в себе, негативным отношением к собственной личности по результатам методики Куна выявлена у 20,58% испытуемых, неадекватно завышенная - у 17,65%. Подводя итоги исследования данного аспекта самосознания можно отметить, что самооценка подростков, воспитывающихся в условиях детского дома неустойчива и носит полярный характер - либо неадекватно завышена, либо занижена. Адекватная самооценка выявлена только у пятой части испытуемых.

Следующий компонент самосознания - способность регулировать свое поведение и деятельности на основе требований и норм деятельности. Для этого нами применялась методика «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой. Сама методика позволяет выявить индивидуальный профиль саморегуляции и степень развитости отдельных ее компонентов. Однако в рамках исследования нас интересовал общий показатель саморегуляции.

Итак, высокий уровень саморегуляции характерен для 14,7% испытуемых. Их отличает потребность в планировании деятельности, реалистичности планов и их действенности. Они могут регулировать свою деятельность в соответствии с требованиями деятельности и общества, перестраиваться в зависимости от изменений условий деятельности. Их самооценка адекватная и реалистичная. Если есть высокая мотивация достижения цели, то они способны мобилизоваться на ее достижение и компенсировать влияние личностных и других особенностей, препятствующих достижению цели. У большинства детей (61,76%) низкий уровень саморегуляции поведения. Они практически не испытывают потребность в планировании прогнозировании своей деятельности, часто полагаются на счастливый случай, не стремятся что-либо переделывать, если качество работы не устраивает. Такие молодые люди зависимы от ситуации, а успешность выполнения деятельности во многом определяется настроением и другими субъективными условиями. У 23,54% школьников саморегуляция деятельности развита на среднем уровне. Это говорит о сформированности «базы» для дальнейшего развития саморегуляции, но ее проявления неустойчивы, ситуативны и не закреплены на уровне навыка.

Выводы. Подводя итог исследованию самосознания как фактора развития личностного потенциала в подростковом и юношеском возрасте, можно сделать следующие выводы:

- данную категорию подростков отличают низкие и очень низкие значения сформированности представлений о себе, что может являться косвенным свидетельством несформированности рефлексии, как таковой, либо нежелания и неумения глубокого познания себя и своих качеств;

- в большинстве случаев у испытуемых преобладают средние и низкие значения и негативное отношение к себе. Для опрошенных характерна внутренняя закрытость, неуверенность в собственных возможностях, стремление «списывать» неудачи на внешние обстоятельства и в них видеть источник активности; субъективное восприятие себя, как незаслуживающего уважения других. В них сочетается внутренняя конфликтность с низким самообвинением и ригидностью Я-концепции;

- самооценка испытуемых неустойчива и носит полярный характер - либо неадекватно завышена, либо занижена. Адекватная самооценка выявлена только у пятой части испытуемых;

- умения саморегуляции преимущественно развиты слабо, дети полагаются на волю случая, небрежны к своим обязательствам, мало задумываются о своем будущем.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что необходима специальная целенаправленная работа по развитию самосознания как фактора развития личностного потенциала.

Литература:

1. Абульханова-Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности [Текст] / К.А. Альбуханова-Славская. - М.: Наука, 2009. - 44 с.

2. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл: Академия, 2007. - 352 с.

3. Макеева, Л.В. Динамика самооценки личности в подростковом возрасте: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / Макеева Лариса Васильевна [Место защиты: Санкт-Петербург]. - СПб., 2002. - 185 с.

4. Столин, В. В. Самосознание личности [Текст] / В.В. Столин. - М.: Просвещение, 2010. - 288 с.

Психология

УДК:378.2

магистрант 2 курса кафедры возрастной и педагогической психологии Зырянова Айыына Васильевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Корякина Татьяна Григорьевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАЦИЙ СРЕДИ

ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА»

Аннотация. В статье сформированы основные цели и задачи профилактики подростков «группы риска», рассмотрены его основные виды и формы. Представлен план работы с детьми «группы риска».

Ключевые слова: профилактика, дети «группы риска», девиантное поведение, социум, подростковый возраст, тревожность, агрессия.

Annotation. The article formed the main goals and objectives of prevention of adolescents "at risk", considered its main types and forms. The plan of work with children of "risk group" is presented.

Keywords: prevention, children at risk, deviant behavior, society, adolescence, anxiety, aggression.

Введение. Подготовка подрастающего поколения к жизни и труду является насущной педагогической проблемой. В настоящее время она приобретает особую остроту, что обусловливается негативными тенденциями, происходящими в обществе: экономической нестабильностью, падением нравов, трансформацией традиционных духовных ценностей, ростом в молодежной среде пьянства, наркомании, правонарушений. Одной из наиболее актуальных педагогических проблем является профилактика девиантного поведения подростков.

Подростковый возраст - период не простой, он определяет дальнейшие отношения человека с семьей, социумом. Сейчас периодизация подросткового возраста сильно сместилась, дети взрослеют раньше. Непонятно, в чем причина - в изменившемся питании или в скорости развития современного мира, но сейчас дети входят в подростковый возраст на полтора-два года раньше, чем 50 лет назад [1].

Повышение эффективности профилактической работы девиантного поведения у подростков, устанавливается путем социального партнерства между ПДН, школой и семьей, постоянного и непрерывного взаимодействия, поиска новых эффективных форм и методов работы, направленных на недопущение подростками нарушений общественных норм и морали [2].

Несмотря на приоритетность таких видов деятельности правоохранительных органов, как защита прав несовершеннолетних, профилактика преступлений и правонарушений подростков, борьба с безнадзорностью, ежегодная тенденция к снижению подростковой преступности, зафиксированная в Якутске на протяжении последних четырех лет, изменилась. Согласно отчета МУ МВД России «Якутское» за 2017 год на 50% возрос уровень подростковой преступности, эти цифры показывают нам о необходимости решения данной проблемы с иной точки зрения.

Основной формой профилактической работы является нейтрализация негативного влияния социальной среды, ограничение отрицательного воздействия внешних факторов. Одной из важнейших социально-педагогических сред, имеющих воспитывающее и образовательное значение, является особым образом организованная среда организации в образовательных сферах. Особое внимание стоит уделить психолого-педагогическому сопровождению детей «группы риска» [3].

Так как на сегодняшнем этапе реализации образовательной программы является приоритетным личностно ориентированное образование, то в работе с детьми необходимо опираться на индивидуальные особенности ребенка. Необходимость индивидуального подхода к детям признается всеми, но осуществление его на практике - дело непростое. Задачей индивидуальные подхода является наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей ребенка, укрепление его собственной активности, раскрытие неповторимости его личности. Главное не бороться с индивидуальными особенностями, а развивать их, изучать потенциальные возможности ребенка и строить воспитательную работу по принципу индивидуального развития. Наиболее актуальным это представляется, когда речь идет о детях «группы риска» [3].

«Группа риска» - это дети, у которых наблюдаются отклонения от нормы в физическом, психическом и социальном развитии, сопровождающееся нарушением адаптивных функций эмоционально-личностной сферы вследствие биологических, социально-экономических, психологических факторов. К ним относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, педагогически запущенные дети, дети с задержкой психического развития, дети с проблемами в развитии, дети с психопатоподобным поведением и многие другие [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.