Научная статья на тему 'Теоретико-психологические аспекты изучения самосознания в связи с эмоциональными особенностями личности'

Теоретико-психологические аспекты изучения самосознания в связи с эмоциональными особенностями личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1288
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / SELF-CONSCIOUSNESS / САМООЦЕНКА / SELF-ESTEEM / САМООТНОШЕНИЕ / SELF-ATTITUDE / Я-КОНЦЕПЦИЯ / SELF-CONCEPT / Я-ОБРАЗ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / EMOTIONAL TRAITS / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / EMOTIONAL STATE / ТРЕВОЖНОСТЬ / ANXIETY / АГРЕССИВНОСТЬ / AGGRESSION / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ / FUNDAMENTAL EMOTIONS / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / SELF-IMAGE / TEENS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Атаманенко Е.С.

В статье обобщаются и обозначаются теоретико-психологические аспекты изучения самосознания в связи с эмоциональными особенностями личности: «самосознание устойчивые эмоциональные состояния личности»; «самосознание ситуативные эмоциональные состояния»; «самосознание переживаемые личностью фундаментальные эмоции»; «самосознание эмоциональные особенности личности в контексте иных индивидуально-психологических детерминант (пол, возраст, социальное положение и др.)». Анализируется степень разработанности каждого из выделенных аспектов. Отмечается наибольшая изученность, в связи с эмоциональными особенностями личности, таких феноменов самосознания, как: самооценка, самоотношение, Я-концепция и Я-образ. В рамках изучения индивидуально-психологических детерминант самосознания акцентируется внимание на изменениях, происходящих в содержании самосознания в детском, подростковом и пожилом возрастах. Отмечается связь между содержанием отдельных феноменов самосознания и эмоциональными особенностями личности в подростковом возрасте. Описывается предпринятое эмпирическое исследование, нацеленное на изучение взаимосвязи высоты самооценок подростков с эмоциональными особенностями их личности. В исследовании приняли участие 40 старшеклассников (16-17лет) школ г. Ростова-на-Дону. В качестве самооценок рассматривались оценки подростками собственных индивидных, субъектно-деятельностных и личностных черт. Старшеклассники осуществляли самооценивание собственных наличных свойств (актуальная самооценка), желаемых ими свойств (идеальная самооценка), а также тех свойств, которые, по их мнению, относят к ним другие люди (отраженная самооценка). Выдвигается гипотеза о преимущественном влиянии на каждую из самооценок подростка устойчивых эмоционально-личностных черт. Результаты исследования свидетельствуют о наличии корреляционной отрицательной связи между личностной тревожностью и высотой самооценок (актуально-индивидной, отраженно-индивидной и отраженно-личностной) подростка. Установлено преимущественное влияние эмоциональной стабильности (фактор С +16-PF Кэттелла) на высоту актуальных самооценок (индивидной, субъектно-деятельностной и личностной) подростка, а также преимущественное влияние уровня самоконтроля (фактор Q3 + 16-PF Кэттелла) на высоту отраженной субъектно-деятельностной самооценки подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and Psychological Aspects of the Study of Self-Consciousness Due to the Emotional Peculiarities of Personality

The author summarizes the theoretical and psychological aspects of the study of self-consciousness in connection with emotional personality features: "selfconsciousness stable emotional state of the person"; "self-consciousness situational emotional states"; "self-consciousness the fundamental emotion"; "self-consciousness in connection with emotional personality features in the context of others individual psychological determinants (age, gender, social role, etc)". We analyze the elaboration of the each aspect. The author notes that self-consciousness, self-attitude, self-concept, and I-image are the phenomena of self-consciousness, which have been studied best of all in connection with emotional personality features. We focus on the changes, that taking place in the content of self-consciousness in childhood, adolescence and old age. The article describes an empirical research, aimed at examining the relationship of self-esteem level of teens with emotional characteristics of their personality. 40 school students (16-17 years) of Rostov-on-Don schools took part in the research. They evaluated their individual, subject-activity and personality qualities. School students evaluated their existing features (actual self-esteem), their desired features (ideal self-esteem), and those features, that belong to them by other people's opinions (reflected self-esteem). The author hypothesizes of the primary influence on self-esteems (actual, ideal, reflected) the stable personality traits of teens. The results of the research indicate a negative correlation between personal anxiety and self-esteems (actual, ideal, reflected) of teenagers. The author establishes the primary influence of emotional stability (factor C + Cattell 16-PF) to the level of the actual self-esteem (individual, subject-activity and personal) of teenagers and the primary influence the level of self-control (factor Q3 + 16-PF Cattell) to the level of the reflected subject-activity self-esteem of teenagers.

Текст научной работы на тему «Теоретико-психологические аспекты изучения самосознания в связи с эмоциональными особенностями личности»

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

ТЕОРЕТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ САМОСОЗНАНИЯ

В СВЯЗИ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ

ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЧНОСТИ

Атаманенко Е. С.

В статье обобщаются и обозначаются теоретико-психологические аспекты изучения самосознания в связи с эмоциональными особенностями личности: «самосознание - устойчивые эмоциональные состояния личности»; «самосознание - ситуативные эмоциональные состояния»; «самосознание - переживаемые личностью фундаментальные эмоции»; «самосознание - эмоциональные особенности личности в контексте иных индивидуально-психологических детерминант (пол, возраст, социальное положение и др.)». Анализируется степень разработанности каждого из выделенных аспектов. Отмечается наибольшая изученность, в связи с эмоциональными особенностями личности, таких феноменов самосознания, как: самооценка, самоотношение, Я-концепция и Я-образ.

В рамках изучения индивидуально-психологических детерминант самосознания акцентируется внимание на изменениях, происходящих в содержании самосознания в детском, подростковом и пожилом возрастах. Отмечается связь между содержанием отдельных феноменов самосознания и эмоциональными особенностями личности в подростковом возрасте. Описывается предпринятоеэмпирическое исследование, нацеленное на изучение взаимосвязи высоты самооценок подростков с эмоциональными особенностями их личности. В исследовании приняли участие 40 старшеклассников (16-17лет) школ г. Ростова-на-Дону. В качестве самооценок рассматривались оценки подростками собственных индивидных, субъектно-деятельностных и личностных черт. Старшеклассники осуществляли самооценивание собственных наличных свойств (актуальная самооценка), желаемых ими свойств (идеальная самооценка), а также тех свойств, которые, по их мнению, относят к ним другие люди (отраженная самооценка). Выдвигается гипотеза о преимущественном влиянии на каждую из самооценок подростка устойчивых эмоционально-личностных черт.

Результаты исследования свидетельствуют о наличии корреляционной отрицательной связи между личностной тревожностью и высотой самооценок (актуально-индивидной, отраженно-индивидной и отраженно-личностной) подростка. Установлено преимущественное влияние эмоциональной стабильности (фактор С +16Р Кэттелла) на высоту актуальных самооценок (индивидной, субъектно-деятельностной и личностной) подростка, а также преимущественное влияние уровня самоконтроля (фактор 03 + 16-РГ Кэттелла) на высоту отраженной субъектно-деятельностной самооценки подростка.

Ключевые слова: самосознание, самооценка, самоотношение, Я-концепция, Я-образ, эмоциональные особенности, эмоциональное состояние, тревожность, агрессивность, фундаментальные эмоции, подростковый возраст.

Современная политическая и социальная ситуация предъявляет высокие требования к гражданам России, а именно - к усилению рефлексии, осознанию своих поступков и осуществлению деятельности вне зависимости от постоянного воздействия эмоциогенных факторов. Эти факторы по-разному отражаются на внутреннем самочувствии субъектов в силу их эмоционально-личностных особенностей. Изменения в самочувствии могут запустить работу самосознания, которое, являясь ядерной личностной структурой, затрагивает все стороны жизнедеятельности человека (И. С. Кон, С. Л. Рубинштейн, В. В. Столин, К. Хорни, И. И. Чеснокова и др.) [8, 15, 18]. В то же время, изменения в самопринятии, в самооценке, в самоотношении личности могут привести к внутреннему дискомфорту, тревожности, а также к негативным личностным изменениям, влияющим на принятие решений и осуществление индивидом своих планов. Происходит взаимовлияние: с одной стороны, эмоциональные переживания влияют на содержание самосознания, а с другой стороны, изменения в самосознании приводят к эмоциональным всплескам и негативным эмоциональным проявлениям. Этот двусторонний процесс подтверждается результатами исследований содержания и структуры самосознания в связи с различными по устойчивости эмоциональными особенностями человека.

Обобщение подобного рода исследований позволило выделить теоретико-психологические аспекты изучения взаимосвязи самосознания с эмоциональными особенностями личности: 1) «самосознание - устойчивые эмоциональные состояния личности»; 2) «самосознание -ситуативные эмоциональные состояния»; 3) «самосознание - переживаемые личностью фундаментальные эмоции»; 4) «самосознание -эмоциональные особенности личности в контексте иных индивидуально-психологических детерминант (пол, возраст, социальное положение и др.)».

В первом выделенном аспекте рассматриваются устойчивые эмоциональные состояния личности, которые обозначаются как разновидности психических состояний человека, главным образом тревожность, депрессивность, фрустрированность и агрессивность. В связи

с этими эмоциональными состояниями изучается самооценка и такие ее параметры, как высота и адекватность. В большом количестве психологических исследований есть указания на наличие факта тревожности и депрессивных расстройств у лиц с заниженной самооценкой (Л. В. Бороздина, Ч. Ш. Куан, О. Н. Молчанова, С. А. Озерова и др.) [2, 3, 5, 10, 13]. Таких людей характеризует неуверенность в межличностном общении, склонность к различного рода зависимостям, а также одиночество и отсутствие инициативы.

Ч. Ш. Куан, исследуя депрессивных пациентов, делает вывод о низком уровне их самооценок, выходящем за пределы нормы, что оказывает негативное влияние на совладающее поведение последних [10]. Очевидно, как адекватная, так и неадекватная низкая самооценка одинаково способствуют актуализации высокой тревожности. У лиц с адекватно низкой самооценкой чаще всего происходит осознание своей низкой позиции, принятие собственного низкого статуса и, как следствие, возникновение постоянного чувства тревоги. Для лиц с неадекватно низкой самооценкой характерны высокая потребность в достижениях и возникающая вследствие этого тревожность [3]. Более того, С. А. Озерова, исследуя подростков-школьников, отнесла заниженную самооценку и самоотношение к интегративным образованиям неадекватной тревожности [13]. Необходимо отметить, что большинство исследователей сходятся во мнении, что различные тренинговые программы, корректирующие состояние тревожности, позволят повысить самооценку участников [13, 20]. Итак, связь самосознания с устойчивыми эмоциональными состояниями изучалась, главным образом, с учетом высоты и адекватности актуальной самооценки и состояний тревожности и депрессивности. Эмпирически выявленные исследователями связи между указанными феноменами являются функциональными, корреляционными, взаимными.

Во втором выделенном аспекте «самосознание - ситуативные эмоциональные состояния» преимущественно изучались такие феномены самосознания, как: самооценка, самоотношение и Я-концепция, Я-образ в связи с ситуативной тревожностью и инструментальной агрессией [12, 16, 19]. В результате изучения лиц с ин-

струментальной агрессией сделаны выводы о завышенном уровне самооценки, высоком позитивном самоотношении, а также о низком уровне самообвинения у данных лиц. Я-образ данных респондентов является положительно окрашенным и отражает доминирующие себялюбие и самоуважение [19]. В работе А. В. Никитина доказывается, что депривация структурных звеньев Я-концепции, ответственных за имя, половую принадлежность и притязание на признание у подростков, приводит к агрессивному поведению [12]. О. В. Самитова, изучая связь Я-концепции с ситуативной тревожностью у детей, делает вывод о том, что содержание компонентов Я-концепции тревожных детей отличается амбивалентностью, а также содержательно низкой когнитивной оснащенностью [16]. Итак, связь самосознания с ситуативными эмоциональными состояниями рассматривалась, главным образом, для состояний инструментальной агрессии и ситуативной тревожности. Инструментальная агрессия изучалась с учетом высоты самооценки, уровня позитивного самоотношения и Я-образа. Ситуативная тревожность изучалась в связи с содержанием Я-концепции.

В третьем выделенном аспекте «самосознание - переживаемые личностью фундаментальные эмоции» каждая из фундаментальных эмоций рассматривается как отдельный переживательно-мотивационный комплекс, который оказывает влияние на когнитивную сферу и поведение человека [6, 22]. Автор теории дифференциальных эмоций К. Изард, вслед за М. Льюис, отмечает, что формированию самоидентичности личности способствуют боязнь ожидания позора и сопутствующие ему эмоции вины и стыда. Более того, эмоция стыда может привести к эмоциональной враждебности у полезависимых личностей [6]. Необходимо отметить, что формирование самоидентичности напрямую связано с такими феноменами самосознания, как Я-концепция и Я-образ, которые являются когнитивными компонентами самосознания. Следовательно, эмоции вины и стыда могут повлиять существенным образом на устойчивую Я-концепцию и ситуативный Я-образ. Исследования Л. В. Бороздиной и О. Н. Молчановой показывают, что одной из основных эмоций человека с низкой самооцен-

кой является эмоция страха. Этот страх чаще всего связан с боязнью оказаться хуже других в какой-либо области, потерпеть неудачу, обнаружить незнание обсуждаемого вопроса или просто ошибиться [2]. Итак, в аспекте «самосознание - переживаемые личностью фундаментальные эмоции» преимущественно изучаются отрицательные эмоции вины, стыда и страха наряду с содержанием Я-концепции и Я-образа.

В четвертом выделенном аспекте «самосознание - эмоциональные особенности личности в контексте иных индивидуально-психологических детерминант (пол, возраст, социальное положение и др.)» обращается внимание на различия в характере и компонентах связи «самосознание-эмоциональность», обусловленных возрастом субъектов. Самооценка, Я-концепция, Я-образ, самоотношение являются наиболее часто обсуждаемыми в контексте этого аспекта феноменами самосознания. Так, изучением различных компонентов самосознания в связи с эмоциональными особенностями детей занимались Э. Г. Абакарова, Е. В. Копченова, Н. А. Мосина, О. В. Самитова и др. [1, 9, 11, 16]. В исследованиях О. В. Самитовой делается вывод о том, что содержание Я-концепции детей, проявляющих ситуативную тревожность, отличается амбивалентностью и низкой когнитивной оснащенностью [16]. Установлено, что у тревожных, часто болеющих детей содержанием самоотношения является общая неудовлетворенность собой при неадекватном отношении к их болезни родителей, а также для них характерна низкая, неадекватная самооценка [1, 11]. В своем исследовании Е. В. Копченова выделила четыре группы агрессивных детей: «тотально агрессивных», «поведенчески агрессивных», «умеренно агрессивных» и «скрыто агрессивных». Она считает, что у детей, входящих в последнюю группу, агрессивность обусловлена выполнением защитной функции по сохранению высокого уровня самооценки [9].

Исследованием самосознания в связи с эмоциональными особенностями в подростковом возрасте занимались психологи А. В. Никитин, С. А. Озерова, О. В. Селезнева, М. Л. Чепелева и др. [12, 13, 17, 21]. Результаты исследований О. В. Селезневой указывают на существенные изменения в когнитивном компоненте

самосознания на протяжении подросткового возраста. Отмечается появление большей дифференцированности и целостности Я-образа респондентов, а также преобладание морально-нравственных и интеллектуальных описаний. В этот же период происходит рост самооценки и возрастание уровня самопринятия [17]. С. А. Озерова, изучая тревожных подростков, констатирует их негативное самоотношение и заниженную самооценку [13]. Высокая самооценка умственных способностей обнаружена М. Л. Чепелевой у подростков, готовых к агрессивным реакциям [21].

Изучению связи «самосознание-эмоциональность» у пожилых людей посвящены работы Л. В. Бороздиной, И. С. Кона, О. Н. Молчановой [2, 8]. И. С. Кон акцентирует внимание на увеличении общего уровня личностной тревожности людей пожилого возраста [8]. Л. В. Бороздина и О. Н. Молчанова отмечают некоторую шаблонность и усредненность в самохарактеристиках людей пожилого возраста. При ответах на вопросы, касающиеся самосознания или эмоциональности, пожилой человек часто выбирает единообразную, стереотипную характеристику, социально приемлемую или ценностно-одобряемую. Содержание самооцениваемого также имеет определенные нюансы и характеризуется учетом ретроспективы в самоанализе: оценивая себя, человек пожилого возраста ориентируется на свои «лучшие годы жизни», при этом наиболее значимыми сферами самооценивания выступают труд, социальные отношения (включая семейные), здоровье и личностные качества. Высота самооценки пожилых людей имеет тенденцию к снижению, т. к. захватывает сферы здоровья и самочувствия [2]. Итак, связь «самосознание-эмоциональность» в различных возрастных группах изучалась как в связи с устойчивыми (личностная тревожность, агрессивность), так и с ситуативными (инструментальная агрессия, ситуативная тревожность) эмоциональными особенностями. Наиболее часто эти эмоциональные особенности обсуждались в связи с содержанием самоотношения, Я-концепции и Я-образа, а также с высотой и адекватностью самооценки.

Установление вышеперечисленных аспектов приводит к необходимости проведения дальнейших исследований. Нами проведено пило-

тажное исследование, нацеленное на изучение различных видов самооценки (актуальная, идеальная, отраженная) подростков в связи с эмоциональными особенностями их личности. Интерес к изучению самооценки подростков продиктован, с одной стороны, характерными для данного возраста фактами изменчивости параметров (высота, устойчивость, адекватность) частных самооценок, а с другой стороны - влиянием на самооценки подростков их эмоциональных особенностей [13].

В исследовании приняли участие 40 старшеклассников (16-17 лет), ученики двух школ г. Ростова-на-Дону. Методами выступили анкетирование, тестирование (опросник 16-PF Кэттелла, эмоционально-волевой блок; диагностика самооценки тревожности Ч. Д. Спилберга; методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта [14]), метод самооценивания (модифицированная методика измерения самооценки Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн [14]), методы непараметрической статистики (корреляционный анализ по критерию линейной ранговой корреляции Спирмена (r; р < 0,05); множественный линейный регрессионный анализ (R2; р < 0,05) [4]). Статистическая обработка данных проводилась в программе SPSS Statistics 22.0. В дальнейшем анализе учитывались следующие показатели тестовых методик: (О) - фактор О «спокойствие-тревожность» (16-PF Кэттелла); (С) - фактор С «эмоциональная нестабильность-стабильность» (16-PF Кэттелла); (G) - фактор G «низкая-высокая нормативность поведения» (16-PF Кэттелла); (Q3) - фактор Q3 «низкий-высокий самоконтроль»; (Q4) - фактор Q4 «расслабленность-напряженность» (16-PF Кэттелла); (РТ), (ЛТ) - соответственно реактивная и личностная тревожность (Ч. Д. Спилберг); (ЭИ) - интегральный уровень эмоционального интеллекта (Н. Холл); (АИ, АСд, АЛ) - актуальные индивидная, субъектно-деятельностная и личностная самооценки; (ИИ, ИСд, ИЛ) - идеальные индивидная, субъектно-деятельностная и личностная самооценки; (ОИ, ОСд, ОЛ) - отраженные индивидная, субъектно-деятельностная и личностная самооценки.

В результате исследования нами обнаружены положительные корреляционные связи между фактором С - эмоциональная нестабильность-стабильность (16-PF Кэттелла) с одной стороны,

и АИ (г = 0,529), АСд (г = 0,444), ОИ (г = 0,395), ОСд (г = 0,375) с другой стороны. Таким образом, для эмоционально стабильного подростка характерны высокие показатели актуальной индивидной и субъектно-деятельностной, а также отраженной индивидной и субъектно-деятельностной самооценок. Помимо этого, нами обнаружены отрицательные корреляционные связи между ЛТ с одной стороны, и АИ (г = -0,340), ОИ (г = -0,393), ОЛ (г = -0,374) с другой стороны. Во всех трех связях фигурирует ЛТ - личностная тревожность как свойство личности, как предрасположенность субъекта к тревоге. Таким образом, высокому уровню личностной тревожности подростка соответствуют низкие показатели актуальной индивидной самооценки и низкие показатели отраженной как индивидной, так и личностной самооценок. Также имели место отрицательные корреляционные связи между фактором О (16-РР Кэттелла) с одной стороны, и АИ (г = -0,426), АСд (г = -0,361), ОИ (г = -0,564), ОСд (г = -0,328), ОЛ (г = -0,329) с другой стороны. Следовательно, высокому уровню тревожности, ранимости, ипохондричности подростка соответствуют низкие показатели актуальной как индивидной, так и субъектно-деятельностной самооценок, а также низкие показатели отраженной как индивидной, так и субъектно-деятельностной самооценок. Таким образом, можно полагать наличие так называемого «порочного круга»: подростку-старшекласснику кажется, что его личностные черты, а также его черты как индивида недооценены окружающими, и это вызывает состояние тревожности. С другой стороны, внутренняя тревожность, подверженность настроению, страх, неуверенность в себе, склонность к предчувствиям, самобичеванию, к депрессиям и недовольство собой мешают адекватно оценить свои достоинства. Для каждой из анализируемых взаимосвязей установлено наличие устойчивой эмоционально-личностной черты. Это позволяет полагать определенное «влияние» устойчивых эмоциональных особенностей подростка на высоту актуальной и отраженной самооценок.

Однако наличие корреляционных связей не позволяет говорить о характере влияния различных факторов на высоту самооценок. Для ответа на вопрос о влиянии на полученные

в ходе исследования данные был применен множественный линейный регрессионный анализ. Его результаты позволяют говорить о зависимости высоты актуальной и отраженной самооценок от ряда факторов. На высоту актуальных самооценок индивидной (АИ), субъектно-деятельностной (АСд) и личностной (АЛ), а также на высоту отраженной индивидной самооценки (ОИ) среди прочих преимущественно влияет фактор С - уровень эмоциональной стабильности (R2 = 0,452; R2 = 0,372; R2 = 0,386; R2 = 0,387). Таким образом, эмоционально устойчивого, зрелого, спокойного подростка характеризуют высокие актуальная индивидная, субъектно-деятельностная и личностная самооценки, а также высокая отраженная индивидная самооценка. Высота отраженной самооценки подростка как субъекта деятельности (ОСд) в большей степени зависит от фактора Q3 - уровень самоконтроля (R2 = 0,424). То есть, чем выше уровень самоконтроля подростка (целенаправленности, умения контролировать свои эмоции и поведение), тем выше его отраженная субъектно-деятельностная самооценка. Таким образом, высота актуальной, а также отраженной самооценки подростка, раскрывающей его черты как биологического и социального индивида, зависит от устойчивых эмоциональных черт, таких как уровень эмоциональной стабильности и уровень самоконтроля.

Перспектива дальнейшего исследования заключается в анализе связей между иными феноменами самосознания и эмоциональными особенностями личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абакарова Э. Г. Диагностика и коррекция тревожности у детей 5-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. -Ставрополь, 2003. - 22 с.

2. Бороздина Л. В., Молчанова О. Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых. - М.: ООО Проект-Ф, 2001. - 85 с.

3. Бороздина Л. В. Что такое самооценка // Психологический журнал.- 1992. - № 4. -С. 25-27.

4. Бююль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. Platinum Edition:

Пер. с нем. - СПб.: ООО ДиаСофтЮП, 2005. -335 с.

5. Джанерьян С. Т. Структура типов профессиональных Я-концепций // Российский психологический журнал. - 2005. - Т. 2. -№ 3. - С. 78-92.

6. ИзардК. Эмоции человека. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 440 с.

7. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.

8. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

9. Копченова Е. Е. Детская агрессивность как качество личности: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2000. - 22 с.

10. Куан Ч. Ш. Взаимосвязь самооценки и механизмов совладания при депрессии и наркомании: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - СПб., 2006. - 22 с.

11. Мосина Н. А. Особенности развития самосознания часто болеющих младших

школьников: автореф. дисс____канд. психол.

наук. - Казань, 2006. - 22 с.

12. Никитин А. В. Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте: автореф. дисс. . канд. психол. наук. - М., 2006. - 22 с.

13. Озерова С. А. Психологические особенности структуры личности тревожного подростка: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1999. - 22 с.

14. РайгородскийД.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - М.: Бахрах-М, 2011. - 576 с.

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1989. - 485 с.

16. СамитоваО. В. Психологические особенности «Я-концепции» тревожных детей младшего

школьного возраста: автореф. дисс____канд.

психол. наук. - Астрахань, 2002. - 22 с.

17. Селезнева О. В. Динамика становления когнитивного и эмоционально-ценностного компонентов самосознания на протяжении подросткового и юношеского возрастов: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. -Комсомольск-на-Амуре, 2006. - 22 с.

18. Столин В. В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 286 с.

19. ТевосянН. Р. Самосознание лиц, склонных к инструментальной агрессии: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2011. - 22 с.

20. Федякин А. А. Педагогическая коррекция тревожности студентов методами физического тренинга: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Сочи, 2003. - 22 с.

21. Чепелева М. Л. Агрессивность и особенности самосознания личности подростка: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Краснодар, 2001. - 22 с.

22. Rochat Ph. Others in Mind. Social Origins of Self-Consciousness. - New York: Cambridge University Press, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.