ОСОБЕННОСТИ САМОРАЗВИТИЯ ЮРИСТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ДОВЕРИЯ К СЕБЕ
Т. С. Пухарева
Аннотация: статья посвящена теоретико-эмпирическому исследованию особенностей саморазвития юристов с разным уровнем доверия к себе.
В ходе теоретического обоснования статьи проведен краткий обзор отечественной и зарубежной литературы по проблеме саморазвития личности, раскрыта психологическая природа феномена доверия к себе, показана роль доверия к себе в профессиональном саморазвитии юриста. Саморазвитие понимается как сознательная деятельность человека, направленная на самоактуализацию, самореализацию и самосо-вершенствание. Доверие к себе рассматривается как относительно самостоятельный психологический феномен, вера личности в самоэффективность. Констатируется, что доверие к себе является условием саморазвития личности, в частности самореализации юриста в профессии.
В статье представлены результаты эмпирического исследования, в котором принимали участие сотрудники юридических отделов организаций г. Краснодара. Респонденты были распределены на группы по уровню доверия к себе с помощью «Рефлексивного опросника уровня доверия к себе» (Т. П. Скрипкина). Особенности саморазвития юристов с разным уровнем доверия к себе изучались с помощью диагностики самоактуализации личности (А. В. Лазукин в адаптации Н. Ф. Калина) и методики изучения потребности в самосовершенствовании (Г. Д. Бабушкин). Показаны резуль-
таты сравнительного анализа полученных данных в выбранных для исследования группах, выявлены различия в показателях саморазвития юристов с разным уровнем доверия к себе с помощью методов математической статистики.
В результате проведенного эмпирического исследования выделены психологические особенности, инициирующие саморазвитие юристов с высоким уровнем доверия к себе: автономность, аутосимпатия, креативность, ориентация на ценности самоактуализирующейся личности, гибкость в общении, выраженная потребность в самосовершенствовании. Установлено, что юристов с низким уровнем доверия к себе отличает негативный взгляд на природу человека, низкая способность к спонтанному поведению, неактуализированная потребность к самосовершенствованию.
Статью завершает вывод о прикладном значении результатов проведенного исследования в оптимизации профессиональной деятельности юристов. Указано, что через формирование системы установок на доверие к себе можно инициировать потребность к саморазвитию и самосовершенствованию профессионального мастерства юридических кадров с целью повышения продуктивности и профессионализма.
Ключевые слова: личность юриста, профессия юриста, профессионализм, юридический труд, доверие, доверие к себе, саморазвитие, самоактуализация, самосовершенствование, самореализация.
К личности юристов разной профессиональной направленности предъявляются высокие требования. Это обусловлено прежде всего спецификой юридического труда, ведь юрист представляет закон государства, которым обязан руководствоваться в своей профессиональной деятельности. Профессионально важными качествами юриста являются высокий интеллект, эрудированность, умение работать с разными категориями людей, самостоятельность, активность, уверенность в себе, стремление к самосовершенствованию. Проблема изучения психологических характеристик саморазвития юристов с разным уровнем доверия к себе представляется актуальной, поскольку знание о психологических механизмах самореализации юриста позволяет решить задачу оптимальной самоорганизации юридического труда, повышения его эффективности, минимизации риска профессиональных де-струкций, наиболее полного использования имеющихся потенциалов личности юриста.
Отдельные аспекты изучения проблемы саморазвития нашли отражение в работах многих зарубежных и отечественных психологов (А. Маслоу, Р. Рай-ан, К. Роджерс, М. Селигман, В. Франкл, Э. Фромм, К. Ясперс, К. А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. Г. Маралов, Ю. М. Орлов, В. И. Слобод-чиков, Г. А. Цукерман, И. И. Чеснокова и другие). Теоретический анализ литературных источников по проблеме саморазвития личности позволяет рассматривать это явление как самоактуализацию, самореализацию, непрерывное самоизменение себя, стремление лич-
ности к достижению наибольшей полноты жизни.
В наиболее известных концепциях психологическая природа саморазвития личности трактуется следующим образом: мотивация к самовоплощению собственных потенциалов (А. Маслоу); стремление личности к совершенству, в основе которого лежит способность формулировать жизненные цели и способы их достижения (А. Адлер); стремление человека к поиску и реализации смысла жизни (В. Франкл); реализация неограниченного потенциала для самосовершенствования, который заложен в человеке (К. Роджерс); самостоятельное определение человеком стратегии жизни (К. А. Абульханова-Славская); воплощение своей жизненной программы в социальном образе жизни общества (А. Г. Асмолов); субъектный рост, необходимость самореализации в социуме, установка на наивысшие достижения (А. А. Деркач); процесс, проявляющийся посредством самоутверждения, самосовершенствования и самоактуализации (В. Г Маралов).
В нашем исследовании саморазвитие понимается как сознательная деятельность человека, направленная на более полную реализацию себя как личности [7, 15], как стремление личности к самореализации благодаря осознанию самоценности, повышения самоэффективности, уверенности в себе, развития социально-психологических качеств, формирования адекватной самооценки и позитивного самоотношения. Рассматривая саморазвитие в качестве объекта нашего исследования, мы исходим из положения о том, что в основе саморазвития личности лежит не только видение человеком жиз-
ненных перспектив, осознание жизненных целей, наличие устойчивой системы ценностей, продуктивность личности в различных сферах своего бытия, но и умение доверять себе и окружающему миру.
Проблема доверия вызывает сегодня широкий научный интерес и имеет важное прикладное значение, поэтому попадает в фокус внимания специалистов различного профиля [2, 3, 4, 13]. Представители практической психологии (С. Джурард, А. Маслоу, К. Роджерс, Ф. Перлз и другие) особое внимание уделяют доверию к себе, квалифицируя этот феномен как важнейшее условие и ресурс для исцеления личности. Авторы приходят к выводу о том, что благодаря доверию к себе человек преодолевает свое стремление искать поддержку в окружающем мире и находит источники поддержки в самом себе, принимает ответственность за самого себя. Доверие к себе как психологический феномен базируется на чувстве аутентичности, связано с расширением возможностей личности, повышением ее творческой активности и, как следствие, успешным саморазвитием и самореализацией [16, 8, 9, 11].
Т. П. Скрипкина рассматривает доверие к себе как относительно самостоятельный психологический феномен, отношение к собственной субъектно-сти как значимой для личности. Согласно представлениям автора такое доверие позволяет человеку занять определенную ценностную позицию по отношению к самому себе, к миру и является показателем целостности личности. Благодаря доверию к себе человек может видоизменять, конструировать окружающий мир [12].
По мнению А. Б. Купрейченко, доверие к себе способствует сохранению социально-психологического пространства личности, а также выполняет функцию поддержания позитивной идентичности, защиты Я-концепции и сохранения системы наиболее значимых отношений личности — стержня ее самоопределения [5].
Исследования показывают, что сформированная способность доверять себе в профессиональной сфере жизни является важным условием профессионального становления юриста, поскольку доверие к себе выражает позитивное отношение личности к своей профессиональной деятельности и ее результатам, желание выполнять ее более эффективно [10]. Вместе с тем в основе профессионального и социального статуса юриста, его удовлетворенности личными достижениями, уверенности в себе лежит способность к саморазвитию, постоянное самосовершенствование в профессии, формирование своей жизненной философии как профессионала [1, 6, 14].
Итак, с одной стороны, способность к саморазвитию инициирует профессиональный прогресс юриста, его восхождение по профессиональному пути, обеспечивает формирование позитивного профессионального сознания, развитие профессиональных качеств, умения преодолевать кризисные ситуации в профессии, профессиональный рост в целом. С другой стороны, доверие юриста к себе как вера в самоэффективность, ценностный ориентир личности, обеспечивает сохранение целостности личности в условиях юридической деятельности и создает условия для личностного и профессионального
саморазвития. В связи с этим возникает вопрос, определивший проблему нашего исследования: как соотносятся характеристики саморазвития, в частности показатели парциальной самоактуализации личности, при разном уровне доверия юристов к себе. Цель эмпирического исследования, таким образом, заключалась в изучении особенностей саморазвития юристов с разным уровнем доверия к себе.
В исследовании приняли участие 78 юристов, сотрудники юридических отделов организаций г. Краснодара в возрасте от 23 до 38 лет, из них 36 мужчин и 42 женщины. Для распределения испытуемых на группы использовался «Рефлексивный опросник уровня доверия к себе» Т. П. Скрипкиной [12]. По результатам проведенной диагностики опрошенные были разделены на три группы, отличающиеся по уровню доверия к себе: с высоким уровнем доверия к себе (31 человек), со средним (32 человека) и с низким (15 человек).
Особенности саморазвития юристов с разным уровнем доверия к себе изучались с помощью диагностики самоактуализации личности (А. В. Лазу-кин в адаптации Н. Ф. Калина) и методики изучения потребности в самосовершенствовании (Г. Д. Бабушкин). Затем был проведен сравнительный анализ полученных данных в выбранных для исследования группах, выявлены различия в показателях саморазвития юристов с разным уровнем доверия к себе (с помощью ^критерия Круска-ла — Уоллиса и ^критерия Манна — Уитни).
Обратимся к результатам диагностики самоактуализации личности в отобранных для исследования груп-
пах. Юристы с высоким, средним и низким уровнем доверия к себе обладают средними баллами по шкалам: ориентация во времени, потребность в познании, креативность, самопонимание, контактность и гибкость в общении. При этом у юристов с высоким и средним уровнем доверия к себе существует значимая тенденция к увеличению значений по шкалам ориентации во времени и потребности в познании. Таким образом, юристы с высоким и средним уровнем доверия к себе в большей степени, чем юристы с низким уровнем доверия к себе, живут настоящим, хорошо понимают экзистенциональную ценность жизни «здесь и теперь», способны наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлым и не обесценивая предвкушением будущих успехов, открыты новым впечатлениям и способны к бытийному познанию.
Юристы с высоким уровнем доверия к себе значимо более креативны и стремятся к творчеству, сильнее склонны проявлять гибкость в общении, способность к самораскрытию в отношениях с другими, чем юристы со средним и низким уровнем доверия к себе. По шкалам самопонимания и контактности значимых различий между обследуемыми группами не обнаружено.
Юристы с высоким, средним и низким уровнем доверия к себе имеют высокие баллы по шкале автономности. Понятие автономности широко рассматривается в рамках гуманистической психологии и понимается как основной критерий психического здоровья личности, ее целостности и полноты. Автономность также говорит о независимости и позитивной свободе человека. Было выявлено, что юристы с высоким
уровнем доверия к себе значимо более автономны, чем юристы со средним и низким уровнем доверия к себе.
Юристы с высоким уровнем доверия к себе имеют высокие показатели по шкале ценностей и шкале ауто-симпатии, юристы со средним и низким уровнем доверия к себе показывают средние значения по этим шкалам. Выявленные значимые различия по данным показателям говорят о том, что юристы с высоким уровнем доверия к себе в большей степени, чем респонденты других групп, ориентируются на такие ценности, как истина, добро, совершенство, самодостаточность, характеризуются осознаваемой позитивной Я-концепцией, устойчивой самооценкой.
Юристы с высоким и средним уровнем доверия к себе имеют средние баллы по шкале, диагностирующей взгляд на природу человека, в то время как юристы с низким уровнем доверия к себе имеют по данной шкале низкие баллы — по этим показателям выявлены значимые различия. Таким образом, юристы с высоким и средним уровнем доверия к себе более высоко оценивают других людей, симпатизируют другим, более готовы к искренним и гармоничным межличностным отношениям. Юристы с низким уровнем доверия к себе менее, чем респонденты других групп, верят в могущество человеческих возможностей, непредвзятость и доброжелательность других людей.
Юристы с высоким уровнем доверия к себе характеризуются средними баллами по шкале спонтанности, в отличие от юристов со средним и низким уровнем доверия к себе, которые показывают по этой шкале низкие баллы. Значи-
мые различия по показателю спонтанности выявлены между тремя выбранными для исследования группами. Значимая тенденция увеличения значений от юристов с низким уровнем к юристам с высоким уровнем доверия к себе показывает, что респонденты с высоким уровнем доверия к себе более уверены в себе и окружающем мире, самоактуализация стала для них образом жизни. Респонденты с низким уровнем доверия к себе более фрустрированы культурными нормами, самоактуализация для них — больше мечта или стремление.
В результате проведенного исследования с помощью методики изучения потребности в самосовершенствовании получены следующие результаты. Показатели выраженности потребности в самосовершенствовании юристов с высоким и средним уровнем доверия к себе находятся в области значений выше среднего; у юристов с низким уровнем доверия к себе показатели потребности в самосовершенствовании — на уровне ниже среднего. Существует значимая тенденция увеличения показателей потребности в самосовершенствовании от юристов с низким уровнем к юристам с высоким уровнем доверия к себе. Таким образом, у юристов с высоким и средним уровнем доверия к себе более выражена потребность в самосовершенствовании, активном творении себя, достижении ближайших и долгосрочных целей, постоянном саморазвитии, чем у юристов с низким уровнем доверия к себе.
Проведенный сравнительный анализ и статистические данные позволяют утверждать о существовании особенностей саморазвития юристов с
разным уровнем доверия к себе. Психологическими особенностями, инициирующими саморазвитие юристов с высоким уровнем доверия к себе, являются автономность, аутосимпатия, креативность, ориентация на ценности самоактуализирующейся личности, гибкость в общении, выраженная потребность в самосовершенствовании. Юристов с низким уровнем доверия к себе отличает негативный взгляд на природу человека, низкая способность к спонтанному поведению, неактуализиро-ванная потребность к самосовершенствованию.
Прикладное значение результатов проведенного исследования заключается в том, что полученные данные могут лечь в основу оптимизации профессиональной деятельности юристов: через формирование системы установок на доверие к себе можно инициировать потребность к саморазвитию и самосовершенствованию профессионального мастерства юридических кадров с целью повышения их продуктивности и профессионализма.
Литература
1. Абдуллаева М.М. Особенности «образа Я» профессиональных юристов // Прикладная юридическая психология. 2008. № 3. С. 108-121.
2. Биличенко Е.Н. Доверие к себе как фактор самоактуализации личности // Теория и практика общественного развития. 2012. № 9. С. 92-94.
3. Ермолаев В.В. Доверие граждан полиции как критерий управляемости организационной культуры ОВД на этапе реформирования // Прикладная юридическая психология. 2014. № 3. С. 112-119.
4. Заварцева М.М. Доверие: новые перспективы мультидисциплинарных исследований // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 14-22.
5. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2008. 571 с.
6. Мальцева Т.В. Подходы к преодолению вну-триличностных конфликтов у сотрудников органов внутренних дел // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 72-76.
7. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М.: Академия, 2002. 423 с.
8. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 479 с.
9. Перлз Ф. Практика гештальттерапии. М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2001. 480 с.
10. Пухарева Т.С. Психологические особенности доверия к себе и к другим у будущих юристов на этапе профессионального обучения в вузе : дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2011. 200 с.
11. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. 480 с.
12. Скрипкина Т.П. Доверие как социально-психологическое явление : дис. ... д-ра психол. наук. Ростов н/Д, 1998. 392 с.
13. Скрипкина Т.П. Антиномия доверия к миру и доверия к себе в человеческом бытии // Развитие личности. 2011. № 3. С. 111-131.
14. Тавтилова Н.Н. Особенности психодинамики личностного роста сотрудников УИС в зависимости от стажа службы // Прикладная юридическая психология. 2012. № 3. С. 98-106.
15. Щукина М.А. Проблема саморазвития личности в парадигме культурно-исторической психологии // Психологическая наука и образование 2014. Т. 6. № 4.
16. Jourard S.M. The transparent self. New York: Van Nostrand Reinhold, 1971.