ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
DOI : 10.23888/humJ20192322-331
САМОРАЗВИТИЕ ЮРИСТОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ
PERSONAL DEVELOPMENT OF LAWYERS AT DIFFERENT STAGES
OF PROFESSIONALIZATION
ПУХАРЕВА Т.С., УЛИТИН И.Н.
Кубанский государственный университет Аннотация:
В статье представлены результаты психологического исследования саморазвития специалистов юридического профиля. Саморазвитие рассматривается как предиктор профессионализации личности в современных социокультурных условиях, раскрываются особенности саморазвития юристов на разных этапах профессионального пути. Цель исследования - выявление особенностей саморазвития юристов на стадиях профессиональной подготовки, адаптации и стабилизации профессиональной деятельности. В теоретическом обосновании статьи проведен краткий обзор литературы по проблеме саморазвития личности в контексте профессионального развития. Саморазвитие рассматривается авторами как сознательная деятельность человека, направленная на более полную реализацию себя как личности и профес-
PUKHAREVA T.S., ULITIN I.N.
Kuban State University Abstract:
The article presents the results of psychological research of self-development of legal specialists. Self-development is considered as a predictor of personality professionalization in modern socio-cultural conditions, the features of self-development of lawyers at different stages of professional development are revealed. The purpose of the study is to identify the features of self-development of lawyers at the stages of training, adaptation and stabilization of professional activity. In the theoretical substantiation of the article a brief review of the literature on the problem of personal self-development in the context of professional development of lawyers.
The empirical study presents the results of the study of self-development of lawyers. The study revealed that internals, compared to adepts and adaptance, and adaptaton,
сионала, предполагающая наличие осознанных целей и нормативных идеалов профессиональной деятельности. Профессионализация личности понимается как процесс формирования профессионального сознания, включения личности в профессию. Подчеркивается, что способность к саморазвитию - часть профессиональной компетентности юриста, обеспечивающая его профессиональную реализацию и профессиональный рост.
В эмпирическом исследовании представлены результаты изучения саморазвития юристов. Выявлено, что у интерналов, по сравнению с адептами и адаптантами, и у адаптантов, по сравнению с адептами, более выражены такие аспекты саморазвития, как общая самоактуализация, ориентация во времени, взгляд на природу человека, автономность, спонтанность и аутосим-патия, контактность и гибкость в общении, потребность в самосовершенствовании. Установлено, что у адаптантов, по сравнению с адептами и интерналами, менее выраженными являются самопонимание и потребность в достижении цели.
В заключении констатируется, что проведенное исследование имеет практическую значимость, поскольку его результаты могут быть учтены при организации карьерного консультирования, психологического сопровождения профессионального обучения и профессиональной деятельности юристов разного профессионального профиля. Также данные будут полезны для юристов в процессе самопознания, психологического самообучения, повышения уровня психологической компетентности.
Ключевые слова:
саморазвитие, самоактуализация, самореализация, самосовершенствование, юрист, профессия, профессионализация, этапы профессионализации, профессиональная компетентность, профессионал.
compared to followers, more pronounced aspects of self-development: total-actualization, orientation in time, look at human nature, autonomy, spontaneity and automate, contactnet and flexibility in communication, need for self-improvement. It is established that adaptants, in comparison with adepts and internals, are less pronounced
self-understanding and the need to achieve the goal.
In conclusion, it is stated that the study is of practical importance, since its results can be taken into account in the organization of career counseling, psychological support of professional training and professional activities of lawyers of different professional profiles.
Key words:
self-development, self-actualization, self-realization, self-improvement, lawyer, profession, professionalization, stages of professionalization, professional competence, professional.
Актуальность
Проблематике саморазвития личности посвящено немало трудов в философии, психологической и педагогической науках. Вместе с тем, в изменяющихся условиях общественной, социально-экономической жизни, актуальными остаются вопросы о специфических особенностях саморазвития личностных и профессиональных характеристик молодых людей. Поскольку наши научные интересы представлены областью психологии личности представителей юридических профессий, мы провели теоретико-эмпирическое исследование саморазвития юристов на разных этапах профессионального становления.
Саморазвитие можно рассматривать как характеристику личности, обусловленную внутренней активностью, осознанностью, направленностью на улучшение своих личностных качеств, знаний, умений, способностей.
Идеи о значимости самоосуществления, самоизменения наиболее ярко представлены в рамках гуманистического и экзистенционального подходов к изучению человека, согласно которым личность отличает самоопределение, самоизменение, ориентированные на нахождение индивидуальности и смысла существования в мире. К.Г. Юнг отмечает, что каждый человек стремится к индивидуации - к достижению целостности личности, ее реализации; А. Адлер говорит о прогрессе личности, в основе которого лежат компенсаторные механизмы, потребность преодолеть органическую неполноценность, стремление достигнуть превосходства или совершенства; К. Роджерс раскрывает идеи о самосовершенствовании врожденного потенциала человека.
В отечественной психологии изучение феномена саморазвития связано с разработкой категории субъекта. К.А. Абульханова-Славская рассматривает саморазвитие личности как самореализацию жизненной стратегии; согласно Л.И. Анцыферовой, саморазвитие связано с инициацией собственной активности, творческости; З.И. Рябикина в рамках субъектно-бытийного подхода отмечает, что саморазвитие определяется предельным модусом бытия, системой убеждений личности. С точки зрения Б.М. Мастерова и Г.А. Цукерман, саморазвитие начинается вместе с жизнью и разворачивается внутри нее, вместе с тем, человек может продолжительное время, иногда всю жизнь, и не быть его субъектом, тем, кто инициирует и направляет этот процесс [1]. М.А. Щукина делает акценты на том, что в процессе саморазвития, который характеризуют позитивная направленность, субъектный характер, осознанность и опосредованность, человек максимально реализует себя как творец своего Я [2]. В.Г. Маралов трактует саморазвитие как процесс, проявляющий себя в самоутверждении, самоактуализации и самосовершенствовании [3].
Таким образом, саморазвитие есть активная преобразовательная деятельность личности, направленная на раскрытие собственных потенциалов;
психологическими предикторами саморазвития являются осознание самоценности, повышение самоэффективности, уверенности в себе, развитие интуитивных навыков, коммуникативных умений, позитивное самоотношение.
Профессионализация трактуется как процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных, психологических, профессиональных условий и собственной активности, направленной на профессиональное улучшение. Посредством профессионализации личность приобщается к профессиональным ценностям, включается в профессиональное сообщество, формирует профессиональное сознание и профессиональную идентичность. В процессе профессионализации происходит психологическая перестройка личности от профессионального самоопределения к самореализации в профессиональной деятельности, при этом будущий специалист только в том случае сможет стать профессионалом, если его профессиональное развитие включает в себя формирование морально-нравственных качеств и установок, позволяющих ему решать личностную задачу перехода к активной, самостоятельной, и ответственной профессиональной роли [4-6].
Основные этапы профессионализации включают период профессиональной подготовки, период адаптации к профессиональной деятельности и период стабилизации в профессии. В психологии профессий, соответственно этим периодам, принято выделять адептов - людей, осуществивших профессиональный выбор, адаптантов - завершивших профессиональное обучение и приступающих к профессиональной деятельности, и интерналов - специалистов с опытом в профессии, имеющих конкретные профессиональные достижения [7]. На этапе профессиональной подготовки прогресс личности и её профессиональные успехи в будущем обеспечивает профессиональное образование, предусматривающее формирование компетенций, которые позволят специалисту реализовывать себя в профессии, определять стратегии достижения профессиональных целей в условиях постоянных изменений, принимать на себя ответственность за сделанный выбор. На этапе адаптации к профессиональной деятельности важным становится соизмерение специалистом учебно-теоретических и непосредственно практических знаний и их решений, переоценка уровня собственной профессиональной компетентности, личностно-профессиональных целей и выборов. Этап стабилизации в позитивном аспекте характеризуется профессиональными достижениями, повышением уровня профессионального мастерства, нахождением личностью себя в профессии, профессиональной удовлетворенностью.
По нашему мнению, к психологическим факторам, обеспечивающим стремление человека к личностно-профессиональному саморазвитию, относится осознанный выбор профессии, планирование индивидуальной карьеры, осмысление своего социального предназначения, принятие будущей
профессиональной деятельности как акмеологического приоритета, профессиональная мобильность, установка на профессиональные достижения.
Профессия юриста относится к разряду тех профессий, в которых выраженным является умение развивать себя как профессионала [8,9]. Специфичность профессиональной деятельности юриста заключается в том, что она протекает в рамках правового поля, направлена на исполнение закона, защиту прав, свобод и интересов граждан и государственности. Юристы различных профессиональных профилей в своем труде опираются на объемную базу действующего законодательства, а его изменения, пробелы и коллизии требуют высокого уровня владения теоретико-практическими знаниями, способности к постоянному переобучению и профессиональному самообновлению. Следует отметить, что способность к саморазвитию является частью профессиональной компетентности юриста, это положение отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте, закрепляющем профессиональные нормы для выпускников вузов по направлению подготовки «Юриспруденция» [10].
Материалы и методы
В эмпирическом исследовании приняли участие респонденты в количестве 50 человек, в возрасте от 19 до 46 лет, из них 26 женщин, 24 мужчины. Выборка была представлена адептами - студентами-юристами; адаптантами -юристами со стажем профессиональной деятельности менее пяти лет; интерналами - юристами с профессиональным стажем более пяти лет.
Для изучения саморазвития были использованы: диагностика самоактуализации личности (А.В. Лазукин; в адаптации Н.Ф. Калина); диагностика потребности в самосовершенствовании (Г.Д. Бабушкин); опросник потребности в достижении (Ю.М. Орлов).
Результаты и их обсуждение
В таблице 1, представлены результаты изучения самоактуализации юристов на разных этапах профессионализации. Статистически достоверно, что на этапах профессионального обучения, адаптации и стабилизации в профессии у респондентов различается выраженность процесса самоактуализации. По мере освоения профессии юристы все более проявляют потенциалы саморазвития, реализуют себя в жизни и в профессии, стремятся к достижению целей. Достоверными являются различия в понимании респондентами ценности жизни «здесь и сейчас»: из таблицы 1 видно, по шкале ориентации во времени наиболее высокие значения имеют адаптанты и интерналы. Возможно, вхождение в профессию максимально ориентирует юристов на решение
актуальных профессиональных задач и воплощение выбранной профессиональной роли, а профессиональное мышление способствует расстановке акцентов на настоящем моменте. Выявлено, что у опрошенных статистически различны изменения во взгляде на природу человека. Согласно приведенным данным, средний ранг по данной шкале является более высоким у интерналов - юристы с опытом в профессии более положительно и непредвзято оценивают людей в сравнении с респондентами, только вступающими на профессиональный путь. Достоверные различия показателей по шкалам автономности и спонтанности у респондентов могут говорить о том, что ощущение целостности, свободы, личностной самостоятельности и полноты жизни становится более выраженным по мере приобретения жизненного и профессионального опыта, уверенности, зрелости, стабилизации в профессии в целом. По шкале самопонимания достоверно менее выраженным является показатель у адаптантов, что может свидетельствовать о высокой степени ориентации юристов-адаптантов на мнение окружающих и внешние социальные стандарты, о профессиональном кризисе, связанном с переосмыслением своих целей, желаний, профессиональных представлений и со становлением профессиональной идентичности. Показатели аутосимпатии у опрошенных достоверно различны: положительное отношение к себе, уверенность, устойчивая самооценка в большей степени характеризуют юристов-интерналов. Контактность и гибкость в общении достоверно более выражены у интерналов, по сравнению с адептами и адаптантами, и у адаптантов, по сравнению с адептами. Согласно этому, в процессе профессионализации у юристов возрастает способность к самораскрытию и самовыражению при взаимодействии с людьми, предрасположенность к установлению прочных и устойчивых отношений с другими.
Таблица 1.
Статистические показатели различий в параметрах самоактуализации у респондентов
Параметры самоактуализации Адепты Адаптанты Интерналы Н-критерий Краскала - Уоллиса
Средний ранг Средний ранг Средний ранг Н Степени свободы Р
Общая шкала самоактуализации 15,63 22,79 39,65 21,174 2 0,000
Ориентация во времени 13,16 28,76 34,20 21,195 2 0,000
Ценности 18,29 27,29 26,95 5,045 2 0,080
Взгляд на природу человека 19,26 21,85 34,35 9,228 2 0,010
Потребность в познании 23,68 20,79 27,75 1,803 2 0,406
Креативность 21,42 21,38 31,05 4,213 2 0,122
Автономность 14,08 28,35 33,15 17,380 2 0,000
Спонтанность 16,24 24,21 36,10 15,252 2 0,000
Самопонимание 21,84 17,91 36,15 12,958 2 0,002
Аутосимпатия 16,74 22,82 37,50 16,357 2 0,000
Контактность 18,29 21,38 37,00 14,979 2 0,001
Гибкость в общении 17,45 24,44 33,40 10,134 2 0,006
В таблице 2 представлены показатели различий потребности в достижении цели у опрошенных юристов. Выявлено, что у респондентов имеются достоверные различия в выраженности этой потребности, в частности, обращает на себя внимание низкий показатель потребности в достижении цели у адаптантов. Возможной причиной может являться то, что в период профессиональной адаптации молодыми специалистами уже решены задачи получения профессионального образования, поиска и устройства на работу; важным становится освоение профессиональной роли, «приспособление» себя к профессии, а новые перспективы и варианты профессионального пути еще недостаточно осмыслены. Отметим, что интерналов отличают высокие показатели этого параметра саморазвития, потребности реализации личностных, профессиональных, жизненных целей и задач являются актуализированными.
Таблица 2.
Статистические показатели различий потребности в достижении цели у респондентов
Параметр Адепты Адаптанты Интерналы Н-критерий Краскала - Уоллиса
Средний ранг Средний ранг Средний ранг Н Степени свободы Р
Потребность в достижении цели 23,87 13,76 39,35 23,649 2 0,000
Из таблицы 3 видно, что достоверно отличаются у адептов, адаптантов и интерналов показатели выраженности потребности в самосовершенствовании.
Таблица 3.
Статистические показатели различий потребности в самосовершенствовании у респондентов
Параметр Адепты Адаптанты Интерналы Н-критерий Краскала - Уоллиса
Средний ранг Средний ранг Средний ранг Н Степени свободы Р
Потребность в самосовершенствовании 13,42 28,12 34,80 19,954 2 0,000
Потребность в позитивном самоизменении, конструировании внутреннего мира, стремление улучшить себя становятся наиболее выраженными у адаптантов и интерналов. Поскольку на этапе профессионального обучения студенты-юристы активны в приобретении правовых знаний и профессиональных навыков, собственно нуждаемость в самосовершенствовании не является напряженной.
Выводы
Таким образом, в результате проведенного исследования мы обозначили особенности динамических проявлений саморазвития юристов в процессе профессионализации.
Выявлено, что у интерналов, по сравнению с адептами и адаптантами, и у адаптантов, по сравнению с адептами, более выражены такие аспекты саморазвития, как общая самоактуализация, ориентация во времени, взгляд на природу человека, автономность, спонтанность и аутосимпатия, контактность и гибкость в общении, потребность в самосовершенствовании. Установлено, что у адаптантов, по сравнению с адептами и интерналами, менее выраженными являются самопонимание и потребность в достижении цели.
Полученные результаты могут учитываться психологами и психологическими службами при построении карьерного консультирования, психологического сопровождения профессионального обучения и профессиональной деятельности юристов разного профессионального профиля. Кроме этого, эти данные могут быть полезны и для юристов в процессе самопознания, психологического самообучения, повышения уровня психологической компетентности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.: «Интерпракс»; 1995.
2.Щукина М.А. Проблема саморазвития личности в парадигме культурно-исторической психологии // Психологическая наука и образование 2014. Т. 6. № 4. Доступно по ссылке:
http://psyedu.rU/journal/2014/4/Shchukina.phtm 1. Ссылка активна на 3 февраля 2019.
3. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М.: «Академия»; 2002.
4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М.: Издательство Академия; 2009.
5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: МГФ Знание; 1996.
6. Коваль Н.А. Духовность в системе профессионального становления специалиста. Дис. ... д-ра психол. наук. Москва; 1997.
7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс»; 1996.
8. Пухарева Т.С. Особенности саморазвития юристов с разным уровнем доверия к себе // Прикладная юридическая психология. 2015. № 2. С. 203-208.
9. Пухарева Т.С. Социально-психологические установки и ценности в контексте профессионального развития юристов // Прикладная юридическая психология. 2016. № 1. С. 53-61.
10. Приказ Минобрнауки России № 1511 от 01.12.2016 (ред. от 11.01.2018) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России № 45038 29.12.2016).
11. Лесин А.М. Психологическая структура инициативности студентов гуманитарных специальностей // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2019. Т. 7. № 1 (24). Доступно по ссылке: http://humjourna1.rzgmu.ru/art&id=365. Ссылка активна на 15 марта 2019.
REFERENCES:
1. Cukerman GA., Masterov BM. Psihologiya samorazvitiya. Moscow: "Interpraks"; 1995. (In Russ).
2.Shchukina MA. Problema samorazvitiya lichnosti v paradigme kul'turno-istoricheskoj psihologii. Psychological science and education. 2014; 4.
Available at:
http://psyedu.ru/journal/2014/4/Shchukina.phtm
I. Accessed: 3 February 2019. (In Russ).
3. Maralov VG. Osnovy samopoznaniya i samorazvitiya. Moscow: "Akademiya"; 2002. (In Russ).
4. Zeer EhF. Psihologiya professional'nogo razvitiya. Moscow: "Akademiya"; 2009. (In Russ).
5. Markova AK. Psihologiya professionalizma. Moscow: "Znanie"; 1996. (In Russ).
6. Koval' NA. Duhovnost' v sisteme professional'nogo stanovleniya specialista [dissertation]. Moscow; 1997. (In Russ).
7. Klimov EA. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya. Rostov-on-Don: "Phoenix»"; 1996. (In Russ).
8. Puhareva TS. Osobennosti samorazvitiya yuristov s raznym urovnem doveriya k sebe. Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya. 2015; 2: 208203. (In Russ).
9. Puhareva TS. Social'no-psihologicheskie u s ta n o v ki i c e nn o s t i v k o n te ks te professional'nogo razvitiya yuristov. Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya. 2016; 1: 61-53. (In Russ).
10. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossii No 1511 of 01.12.2016 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 40.03.01 Yurisprudenciya (uroven' bakalavriata) ". Moscow; 2016. (In Russ).
II. Lesin AM. The psychological structure of humanities students' initiative // Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal. 2019; 7 (1). Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=365. Accessed: 15 March 2019.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Пухарева Татьяна Сергеевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и социологии управления Кубанского государственного университета; 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149. email: [email protected].
Улитин Илья Николаевич - преподаватель института среднего профессионального образования Кубанского государственного университета; 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149. email: [email protected].
ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 12.03.2019 ДАТА ПРИНЯТИЯ В ПЕЧАТЬ: 11.06.2019
ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Пухарева Т.С., Улитин И.Н. Саморазвитие юристов на разных этапах профессионализации // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2019. Т.7, № 2 (25). Доступно по ссылке: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=374 Ссылка активна на: чч.мм.гггг. doi: 10.23888/humJ20192322-331
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Pukhareva Tatiana Sergeevna - PhD (Psychology), Associate Professor of the Department of Social Psychology and Sociology of Management, Kuban State University; 350040, Russia, Krasnodar region, Krasnodar, 149 Stavropol'skaja str.. email: [email protected].
Ulitin Ilya Nikolaevich - Lecturer at the Institute of Secondary Professional Education, Kuban State University; 350040, Russia, Krasnodar region, Krasnodar, 149 Stavropol'skaja str.. email: [email protected].
PAPER RECEIVED: 12.03.2019 PAPER ACCEPTED: 11.06.2019
REFERENCE FOR CITING:
Pukhareva TS., Ulitin IN. Personal development of lawyers at different stages of professionalization. Personality in a changing world: health, adaptation, development: a network journ. 2019; 7 (2). Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=374 Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ20192322-331