Научная статья на тему 'Помощь другому как психологическое средство самоактуализации личности'

Помощь другому как психологическое средство самоактуализации личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
603
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОМОЩЬ ДРУГОМУ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СУБЪЕКТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Наконечная М.Н.

Статья посвящена изучению психологической природы помощи другому как средства самоактуализации личности. Эмпирическое исследование проводилось в контексте понимания помощи как особой системы действий, опосредующих активизацию механизмов саморазвития, в частности, самоактуализацию. Были определены три группы испытуемых склонных помогать, индифферентных и не склонных помогать. Эти группы имеют специфические психологические особенности, которые проявляются в стиле межличностных отношений и образе «Я». Показано, что индивиды, склонные помогать другим, имеют более высокий уровень самоактуализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Наконечная М.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Помощь другому как психологическое средство самоактуализации личности»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 159.9

ПОМОЩЬ ДРУГОМУ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

М.Н. НАКОНЕЧНАЯ*

Нежинский государственный университет имени Н.В. Гоголя, Нежин, Черниговская область, Украина

Статья посвящена изучению психологической природы помощи другому как средства самоактуализации личности. Эмпирическое исследование проводилось в контексте понимания помощи как особой системы действий, опосредующих активизацию механизмов саморазвития, в частности, самоактуализацию. Были определены три группы испытуемых - склонных помогать, индифферентных и не склонных помогать. Эти группы имеют специфические психологические особенности, которые проявляются в стиле межличностных отношений и образе «Я». Показано, что индивиды, склонные помогать другим, имеют более высокий уровень самоактуализации.

Ключевые слова: помощь другому, психологическое средство, самоактуализация, взаимодействие, субъектность.

Помощь другому как феномен межличностных отношений отражает, с одной стороны, особенности общественных отношений, с другой стороны - специфику личностной позиции индивида. Поэтому очень важным представляется понимание психологии помогающего действия, помогающего поведения, помогающих отношений, которыми охватывается значительный потенциал личностного развития человека.

Помощь другому как акт взаимодействия предусматривает определенное соотношение психологических пространств обеих личностей - субъектов интеракции. Общепризнанным является положение о том, что личность формируется во взаимодействии человека с окружающим миром, и в этом процессе участвуют как внешние

© Наконечная М.Н., 2013

* Для корреспонденции:

Наконечная Мария Николаевна

кандидат психологических наук,

доцент кафедры общей и практической психологии

Нежинского государственного университета имени

Н.В. Гоголя

Тел.: +38-097-381-76-08 E-mail: mashan@list.ru

воздействия, так и внутренние условия. В отдельно взятой истории развития человека складываются индивидуальные особенности личности. Помощь другому осуществляется в единстве внутренних условий (например, желания помочь) и внешних воздействий, что и приводит к развитию личности.

В нашем исследовании помогающее действие рассматривается как своеобразный психологический механизм, использование которого встраивается в сложные процессы спонтанного личностного саморазвития субъекта помощи.

Психологическое содержание помощи другому заключается в содействии выведению этого другого в позицию субъект-ности, что предусматривает определенные изменения особенностей обоих субъектов взаимодействия, а именно: активности, рефлексивности, эмпатичности и креативности, а также соответствующего содержания и уровня мотивации. Учитывая это, помогающее действие в то же время имеет содержание и статус психологического средства саморазвития личности, оказывающей помощь. По идее Л.С. Выготского [7], психологическое средство представля-

ет собой интериоризированный субъектом культурно-исторический знак, который в дальнейшем может использоваться во внутреннем плане как способ саморазвития и саморегулирования действий субъекта. На наш взгляд, помогающее действие может приобретать такой статус, поскольку в процессе его выполнения человек рефлексирует не только собственные потребности и возможности, но и целостную личностную позицию другого.

Следовательно, помощь другому - это особенная деятельность сопереживания, рефлексивного выслушивания, эмпати-ческой кооперации между двумя индивидами, один из которых находится в трудном положении и нуждается в помощи. В результате их взаимодействия личность, нуждавшаяся в помощи, становится более благополучной, а помогающий субъект -более зрелым, ответственным, полноценно функционирующим. Среда общей жизнедеятельности субъектов приобретает открытость и становится более благоприятной для развития. Как уже отмечалось, очень важным является аспект психологического изучения помощи как особенной системы действий, опосредующих личностное развитие и саморазвитие.

Помощь другому как средство развития личности осмысливалась философами, социологами, педагогами. В рамках психологической науки стало возможным обосновать понятие помощи как специального типа отношений и средства развития личности. Помощь другому как тип отношений наиболее широко освещается в рамках гуманистической психологии, прежде всего, в контексте личностноцентрированного подхода.

Теоретический анализ проблемы помощи другому осуществляется в философских трудах (Дж.С. Милль, И. Бентам, Дж. Смарт, Г. Спенсер, Р.Л. Триверс, П.А. Кропоткин [11], В. Джеймс, Дж. Дьюи, З. Фрейд, Э. Фромм [20]), в рамках экзистенциального направления (А. Камю, Ж.-П. Сартр [17], Г. Хайдеггер, К. Ясперс) и концепций диалога (М.М. Бахтин [3], Г. Бубер [6], В.С.

Библер [4], Э. Левинас [12]). Социологическая интерпретация помощи раскрывается в работах З. Баумана [2]. Психологическая концепция помогающих отношений разрабатывалась К. Роджерсом [16], Э. Медоу-сом, Г. Ванершотом, Д. Брезиером [10].

По К. Роджерсу, основные условия, при которых происходит самореализация личности, - это принадлежность к группе и самоуважение [16]. Принадлежность к группе предусматривает взаимодействие, а, следовательно, как возможность, и взаимопомощь. Самоуважение же, скорее всего, по большей части, формируется на основании осознания добрых дел, сделанных человеком, среди которых значительное место принадлежит помощи другим людям.

Определенный тип отношений с другим создает условия для раскрытия, реализации субъектности, а в этом и заключается настоящая помощь. Правдивость взаимоотношений, которая достигается через конгруэнтность, представляет собой важное условие помощи другому в понимании К. Роджерса [16]. Помогающий индивид должен уметь создать такие взаимоотношения, которые может использовать субъект, нуждающийся в помощи. Осознание динамической изменчивости внутреннего мира другого человека служит необходимым условием для процесса создания помогающих взаимоотношений. Защищенность, которая, по мнению К. Роджерса, есть следствие взаимного уважения и любви, является неотъемлемой частью настоящих взаимоотношений помощи. Следствием эмпатического понимания другого человека становится свобода, которая раскрывает потенциалы самоосознания и саморазвития. Из установки помогающего субъекта на конгруэнтность, принятие и эмпатию возникают правдивые взаимоотношения, защищенность и свобода индивида, которому помогают. Такой тип взаимодействия всегда, по мнению К. Роджерса [16], приводит к конструктивному развитию личности.

Эмпирический подход в исследованиях помощи другому в психологии представлен

в работах таких авторов, как Ж. Аронфилд, Л.И. Божович [5], Б.И. Додонов, А.В. Запорожец, Э. Карыловский, А. Маслоу [13], С.Ф. Нартова-Бочавер, Е.Е. Насиновская [14], Я.З. Неверович [15], Я. Рейковский, К. Роджерс [16], Е.В. Субботский [19], Х. Хек-хаузен [21] и др.

Проблема помощи в трудах практического направления отражена в публикациях по психологической помощи, психотерапии и др. Среди последних разработок этого научного направления следует отметить книги и статьи следующих зарубежных исследователей: А. Бандура [22]; Д. Кларк [23]; А.В. Комбс, Д.Л. Эвай-ла, В.В. Перки [24]; Донг Юл Ли и др. [25]; Д. Линдон, Л. Линдон [26]; Э. Мидоус [27]; Г. Отинген [28]; С. Роффи [29]; Д. Тиндалл, С. Салмон-Вайт [30]; К. Валш-Берк [31]. Существенным аспектом помогающего поведения может быть диалогичность взаимодействия (М.М. Бахтин [3], В.С. Библер [4], Г.А. Балл [1], К. Роджерс [16]).

Проведенный анализ позволил сформулировать рабочее определение понятия помощи другому.

Помощь другому - это взаимодействие с другим, которое осуществляется с целью: 1) облегчения его страданий; 2) содействия его развитию, раскрытию потенциала его способностей.

Помощь - это вид межличностного взаимодействия, который включает в себя элементы социальных когниций (социального познания), коммуникативных связей и совместно-распределенной деятельности. Помощь как акт взаимодействия предусматривает содействие раскрытию потенциала развития одного или нескольких из субъектов отношений.

В процессе осуществления помогающего поведения субъект переживает прогрессивные изменения в плане личностного становления. Учитывая теоретические положения гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу), эти изменения составляют особенную конфигурацию процесса самоактуализации личности.

Помощь проявляется и реализуется в деятельности.

Помощь другому - это действие, направленное на конструктивное построение отношений, которое способствует раскрытию субъектности партнеров интеракции и выступает психологическим средством развития личности.

Таким образом, помощь другому как средство развития личности предусматривает следующие основные моменты: опосредованность развития деятельностью помощи; влияние на другого - осознание этого влияния - изменение себя; направленность на развитие, самореализацию, самоэффективность и самодостаточность помогающего субъекта. Развитие личности - духовное, интеллектуальное, эстетическое и эмоционально-волевое - может быть опосредствовано помощью другому.

Теоретический анализ данной проблемы дал основания для проведения специального эмпирического исследования в указанном направлении.

Методика

В целом в исследовании приняло участие 259 лиц - студенты 1-У курсов Нежинского государственного университета им. Н.В. Гоголя и студенты I курса Национального медицинского университета им. А.А. Богомольца (Киев). Возраст исследуемых - от 16 до 23 лет. Исследуемые женского пола составили 79% выборки, мужского пола - 21%.

Экспериментальное исследование помощи другому как психологического средства развития личности строилось на таких положениях:

- Понятие развития личности тесно связано с понятием самоактуализации. Соответственно у испытуемых исследуется общий уровень самоактуализации и ее составляющие.

- Для изучения собственно помощи другому как типа поведения используется со-

циометрическое исследование, в котором испытуемые выбирают одногруппников, наиболее склонных к предоставлению помощи (предложены три ситуации, при которых требуется оказать помощь).

Для разных групп испытуемых (склонных и не склонных помогать) предусматривается выявление стиля межличностных взаимоотношений (методика диагностики межличностных отношений - ДМО - Л.Н. Собчик [18]).

Комплекс использованных методик включал в себя:

- методику диагностики склонности к помощи (Е.Е. Насиновская [14]);

- методику диагностики ситуативной самоактуализации личности (Т.Д. Дубовиц-кая [8]);

- методику САМОАЛ (адаптация Н.Ф. Калиной [9]);

- ДМО по Л.Н. Собчик [18].

В достаточно зрелом возрасте (в нашем случае испытуемыми были студенты вузов) склонность к помощи другому и реальное ее предоставление представляет собой не ситуативно-случайные паттерны поведения, а в известной степени постоянные свойства, тенденции и черты, которые могут быть установлены в психологическом исследовании.

Таким образом, можно ожидать выделения в отдельную группу людей, которым более присуще поведение, касающееся предоставления помощи другому. В то же время теоретические данные позволяют ожидать, что такие люди отличаются особенностями в сфере развития и саморазвития личности, в частности, процесов самоактуализации. Последнее, если оно будет зафиксировано эмпирически, даст возможность рассматривать поведенческие действия как своеобразный психологический путь и в то же время средство саморазвития.

Для статистического анализа полученных в эмпирическом исследовании данных использовались и-критерий Манна - Уит-ни и коэффициент корреляции Пирсона.

Результаты и обсуждение

Эмпирическое исследование включало в себя два взаимосвязанных содержательных этапа:

I. Психологическое исследование понимания понятия помощи другому. Целями данной части исследования выступили: выявление специфики представленности в сознании респондентов понятия «помощи другому»; выяснение психологического содержания представлений исследуемых о помощи другому; анализ особенностей понимания явления помощи другому.

Первый этап был реализован методом контент-анализа сочинений на тему «Помощь другому». При анализе сочинений испытуемых мы выделили 1153 лингвистических единицы (единицы содержания), которые объединяются в 122 категории или 6 обобщенных категорий.

Наибольшую частоту появления лингвистических единиц имеют такие категории, как «понимание, поддержка» (56 единиц содержания в текстах исследуемых), «позитивные эмоции (радость, удовольствие, счастье)» (55 единиц), «потребность в помощи» (38), «совет, помощь словом» (33), «материальная помощь» (33), «отсутствие бескорыстия» (31), «помощь друзьям, близким» (30), «искренность» (30).

Проведенное исследование позволило обнаружить 6 основных обобщенных категорий, отражающих понятийную (концептуальную) представленность помощи другому в сознании испытуемых, к которым принадлежат следующие компоненты: интерактивный, эмоциональный, когнитивный, личностный, поведенческий, организационный.

II. Исследование особенностей помощи другому как психологического средства развития личности. Цель этого этапа заключалась в установлении склонности к предоставлению помощи другому; в выяснении личностных свойств, связанных с предоставлением помощи другому; в изучении развивающего характера помощи другому и ее связи с самоактуализацией личности.

Первым заданием данного этапа психологического исследования было выявление групп испытуемых, склонных помогать и не склонных оказывать помощь (выделения полярных групп по критерию «склонные помогать - не склонные помогать»). Для решения данного задания мы воспользовались методикой социометрического исследования, отметив в предлагаемых ситуациях обстоятельства, в которых обнаруживалась бы склонность помогать другим. Метод социометрического исследования для изучения альтруистических тенденций впервые был использован Е.Е. Насиновской [14]. Исследования Е.Е. На-синовской засвидетельствовали эффективность применения социометрического метода при изучении альтруизма.

Нами найдено, что испытуемые группы 1 склонны к осуществлению помогающего поведения. Испытуемые группы 2 были названы нами индифферентными. Они в равной степени могут как демонстрировать склонность помогать, так и вести себя крайне эгоистично. Испытуемые группы 3 не склонны помогать другим. Их поведенческие проявления свидетельствуют об отсутствии просоциальной ориентации, направленности на благо других людей.

Склонность помогать, которая была определена с помощью модифицированного социометрического исследования, выступает социально-ролевой характеристикой личности и определяется особенностями восприятия группой индивида как альтруистичного или нет. В то же время диагностированная склонность помогать тесно связана с реальным повседневным поведением испытуемых и когнитивными и мотивационными переменными, которые ее порождают.

В итоге были количественно определены три группы испытуемых - склонных помогать (41,6% респондентов), не склонных помогать (22,5% респондентов) и индифферентных (35,9% респондентов).

Стиль межличностных отношений устанавливался методикой ДМО (Л.Н. Собчик [18]). В методике ДМО нас особенно интересовал VIII октант - «ответственно-великодушный». Было обнаружено, что стиль межличностных отношений, в частности, предусматривающий склонность к компромиссам, конгруэнтность и ответственность в контактах с окружающими, является важной характеристикой склонности помогать другим как комплексного образования, включающего в себя мотивационные, когнитивные и поведенческие составляющие (табл. 1).

Таблица 1

Средние значения шкал методики ДМО для разных групп испытуемых

Шкалы Группа 1 Склонные помогать Группа 2 Индифферентные Группа 3 Не склонные помогать

Образ «Я-реальное»

Октант I. «Властный-лидирующий» 5,54 5,70 6,72

Октант II. «Независимый-доминирующий» 3,32 4,50 4,78

Октант III. «Прямолинейный-агрессивный» 4,70 5,30 5,50

Октант IV «Недоверчивый-скептический» 5,22 6,45 6,00

Октант У. «Покорно-застенчивый» 6,43 4,70 4,91

Октант VI. «Зависимый-послушный» 4,35 5,00 5,00

Октант VII. «Сотрудничающий-конвенциональный» 6,73 6,70 7,00

Октант VIII. «Ответственно-великодушный» 7,05 6,65 6,22

Образ «Я-идеальное»

Октант I. «Властный-лидирующий» 7,59 8,20 7,38

Октант II. «Независимый-доминирующий» 4,86 5,15 4,72

Октант III. «Прямолинейный-агрессивный» 4,08 3,90 3,78

Октант IV «Недоверчивый-скептический» 1,05 1,70 1,09

Октант V. «Покорно-застенчивый» 2,84 2,75 2,81

Октант VI. «Зависимый-послушный» 2,70 3,95 2,63

Октант VII. «Сотрудничающий-конвенциональный» 7,08 6,35 5,81

Октант VIII. «Ответственно-великодушный» 7,84 6,75 6,47

Преобладающий стиль поведения склонных помогать испытуемых в межличностных взаимоотношениях - ответственно-великодушный (VIII октант). Данный вариант межличностного поведения обнаруживается в повышенной готовности помогать окружению и в развитом чувстве ответственности. Исследуемым с этим типом межличностного взаимодействия присущи такие личностные особенности, как выраженная потребность отвечать социальным нормам поведения, склонность к идеализации гармонии межличностных взаимоотношений, экзальтация в проявлении своих убеждений и заметная эмоциональная включенность, которая может носить более поверхностный характер, чем это декларируется.

Склонным помогать испытуемым присущ художественный тип восприятия и переработки информации, а также целостный, образный стиль мышления. Испытуемые с ответственно-великодушным типом межличностного взаимодействия характеризуются легким вживанием в разные социальные роли, гибкостью в контактах, коммуникабельностью, доброжелательностью и жертвенностью. Для этих испытуемых естественно стремление к деятельности, полезной для всех людей, милосердию, благотворительности. Можно сказать, что эти индивиды имеют миссионерский состав личности.

Лицам, склонным помогать, свойственны артистизм, потребность производить приятное впечатление, нравиться окружению. Характерны для испытуемых данной группы следующие личностные особенности: эмоциональная теплота, мягкость, экс-травертированность, доверчивость, доброжелательность.

Менее выраженными, но все же существенными стилями межличностных отношений склонных помогать испытуемых являются покорно-застенчивый и сотрудничающий-конвенциональный стили взаимодействия. Это свидетельствует о таких особенностях испытуемых, как скромность, стыдливость. Склонные по-

могать индивиды стремятся к тесному сотрудничеству с референтной группой и к дружелюбным взаимоотношениям с окружением.

Умеренное расхождение (неполное совпадение) между образами «Я-реальное» и «Я-идеальное» - это необходимое условие для последующего роста личности, ее самосовершенствования. Рост показателей определенного октанта в образе «Я-иде-альное» определяет направление, в котором самостоятельно движется личность с целью самосовершенствования.

У склонных помогать испытуемых в образе «Я-идеальное» увеличиваются показатели по I («Властный-лидирующий»), VIII («Ответственно-великодушный») и VII («Сотрудничающий-конвенциональ-ный») октантам. Склонные помогать испытуемые хотят стать более уверенными в себе, быть хорошими организаторами и иметь качества, необходимые для руководителя. Склонные помогать испытуемые стремятся быть более оптимистичными, активными, экстравертированными. Анализируя соотношение образов «Я-реаль-ное» и «Я-идеальное», в частности, соотношение I и V октантов, можно говорить о том, что испытуемые данной группы считают себя излишне пассивными, стыдливыми и нерешительными и хотели бы избавиться от этих качеств, быть более уверенными в себе.

Анализ соотношения IV и VIII октантов в образах «Я-реальное» и «Я-идеаль-ное» позволяет констатировать наличие у склонных помогать испытуемых межличностного конфликта, который тревожит их. Исследуемые склонны самокритично оценивать свою роль в сложившейся ситуации, стремясь в идеале быть более доброжелательными и конгруэнтными с окружающими людьми.

Статистическая обработка данных с помощью коэффициента корреляции Пирсона засвидетельствовала наличие тесной связи между октантом VIII (ответственно-великодушным стилем межличностно-

го взаимодействия) в образе «Я-реальное» и этим же октантом в образе «Я-идеальное» (г=0,427, р<0,01), а также наличие тесной связи между сотрудничающим-конвенци-ональным и ответственно-великодушным стилями межличностных отношений в образе «Я-реальное» (г=0,702, р<0,01) и в образе «Я-идеальное» (г=0,822, р<0,01).

Методика ДМО позволяет определить индексы доминантности и доброжелательности (табл. 2).

Во всех группах как в образе «Я-реаль-ное», так и в образе «Я-идеальное» наблюдается преобладание вектора доминантности над вектором доброжелательности. В группе склонных помогать испытуемых это преобладание достаточно незначительно и показатели индекса доброжелательности приближаются к показателям индекса доминантности. В то же время можно говорить о том, что склонные помогать испытуемые харак-

теризуются значительной выраженностью вектора доброжелательности, который отображает внимательное, ответственное и сочувственное отношение к окружающим. При этом показатели индекса доброжелательности растут в образе «Я-идеальное» сравнительно с образом «Я-реальное», который свидетельствует о стремлении испытуемых данной группы самосовершенствоваться в направлении вектора доброжелательности.

Изучение самоактуализационных характеристик по методике САМОАЛ (табл. 3) продемонстрировало, что группе склонных помогать испытуемых сравнительно с другими группами присуще значительное преобладание показателей по таким шкалам, как ориентация во времени, ценности, взгляд на природу человека, креативность и контактность.

Методика САМОАЛ показала, что общий уровень самоактуализации склонных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Индексы доминантности и доброжелательности у испытуемых разных групп

Я-реальное Я-идеальное

Группы Вектор доминант- Вектор доброжела- Вектор доминант- Вектор доброжела-

ности V тельности О ности V тельности О

Группа 1. Склонные помогать 6,98 5,7 12,49 9,31

Группа 2. Индифферентные 9,82 3,08 12,21 6,83

Группа 3. Не склонные помогать 8,81 3,21 13,48 6,56

Группа 1 Группа 2 Группа 3

№ Шкалы Склонные Индифферентные Не склонные

помогать помогать

1. Ориентация во времени 7,62 7,08 5,48

2. Ценности 9,89 9,19 7,60

3. Взгляд на природу человека 7,18 6,14 6,15

4. Потребность в познании 8,35 7,88 8,03

5. Креативность 9,14 8,88 7,85

6. Автономность 6,59 7,19 7,00

7. Спонтанность 6,32 6,28 6,05

8. Самопонимание 7,09 7,13 7,43

9. Аутосимпатия 6,78 7,47 7,60

10. Контактность 7,74 6,70 6,53

11. Гибкость в общении 7,66 7,41 7,28

Самоактуализация, итоговый 84,36 81,35 77,00

показатель

Таблица 3

Средние показатели самоактуализационных характеристик испытуемых разных групп

помогать исследуемых значительно выше, чем в других группах. Это подтверждает правильность нашего предположения о том, что помощь другому является психологическим средством развития личности.

Статистическая обработка данных засвидетельствовала, что по критерию и Манна - Уитни показатели групп «склонных помогать» и «не склонных помогать» значимо отличаются по таким шкалам, как «взгляд на природу человека», «потребность в познании», «креативность», «автономность», «спонтанность», «самопонимание», «аутосимпатия», «гибкость в общении», и общим стремлением к самоактуализации. Показатели групп 2 («индифферентных») и 3 («не склонных помогать») существенно отличаются, согласно с критерием и Манна - Уитни, по тем же шкалам, к тому же и по шкале контактности.

Общая самоактуализация (по методике ситуативной самоактуализации) коррелирует с самоактуализацией в ситуации предоставления помощи (г=0,342, р<0,01), креативностью (г=0,457, р<0,01) и стремлением к самоактуализации по методике САМОАЛ (г=0,561, р<0,01). Самоактуализация в ситуации предоставления помощи коррелирует со стремлением к самоактуализации по методике САМОАЛ (г=0,316, р<0,01). Самоактуализация в ситуации получения помощи также коррелирует со стремлением к самоактуализации (г=0,321, р<0,01). Креативность связана со стремлением к самоактуализации на уровне г=0,689, р<0,01.

В целом проведенное экспериментальное исследование констатировало наличие тесной взаимосвязи между помогающим поведением и самоактуализацией личности.

Методика диагностики ситуативной самоактуализации личности [8] направлена на диагностику степени самоактуализации, которую переживает человек в разных жизненных контекстах (ситуациях).

Предложенные нами ситуации - «Какой я, когда помогаю другим» и «Какой я, когда мне помогают» - позволили выделить две основных ориентации: альтруи-

стическую (направленную на помощь другим) и реципиентную (направленную на получение помощи). Соотношение этих данных с общей шкалой самоактуализации («Какой я вообще, чаще всего») дало возможность выделить четыре варианта самоактуализационной направленности испытуемых:

- разносторонняя самоактуализация, альтруистическая ориентация;

- доминантная самоактуализация альтруистической ориентации;

- разносторонняя самоактуализация, реципиентная ориентация;

- доминантная самоактуализация реци-пиентной ориентации.

Мы рассматривали самоактуализацию как разностороннюю при условии, что баллы по шкале «Какой я вообще (чаще всего)» выше, чем по двум другим шкалам (связанным с ситуацией помощи другому). Альтруистическая или реципиентная ориентации определялись по преобладанию баллов по шкалам «Какой я, когда помогаю другим» или «Какой я, когда мне помогают». О доминантной самоактуализации можно говорить, когда баллы по этим шкалам выше, чем показатели общей самоактуализации («Какой я вообще»).

Большее число испытуемых (52%) имеет доминантную самоактуализацию альтруистической ориентации. Это значит, что основной способ самоактуализации этих испытуемых заключается в помощи другим. Баллы по шкале «Какой я, когда помогаю другим» выше, чем баллы общей самоактуализации. Это означает, что ситуация просоциального характера дает большие возможности для самоактуализации этих испытуемых, чем другие ситуации. Такая стратегия активного осуществления собственных альтруистичных диспозиций является оптимальным путем самоактуализации и личностного развития.

Разносторонняя самоактуализация с альтруистической ориентацией присуща 21% исследуемых. Показатели общей самоактуализации этих индивидов выше, чем

показатели самоактуализации в ситуации помощи другому, а последние выше, чем баллы по шкале самоактуализации в ситуации получения помощи. Испытуемые могут самореализоваться разными способами, и помощь другому - лишь один из них, причем не главный. Принесение пользы другим дает им большее удовольствие, чем позиция ожидания чего-то от окружения.

В целом число исследуемых, которые имеют альтруистическую ориентацию, составляет 73% всей выборки. Разносторонняя самоактуализация в сочетании с альтруистической ориентацией свидетельствует о гармоничном развитии личности, помогающей другим, будучи при этом самодостаточной.

Разносторонняя самоактуализация в сочетании с реципиентной ориентацией характерна для наименьшего количества испытуемых - 8% от всей выборки. Это может быть связано с тем, что реципиентная ориентация как выражение пассивной, ожидательной, зависимой от окружения позиции индивида в целом не способствует самоактуализацион-ным процессам. Реципиентная ориентация выражает состояние, при котором психологически комфортнее всего человек чувствует себя в ситуации, когда ей помогают. Потому сочетание реципиентной ориентации с разносторонней самоактуализацией можно считать скорее исключением, чем правилом.

Доминантная самоактуализация реци-пиентной ориентации присуща 19% испытуемых. Этот тип самоактуализации характеризуется направленностью на получение помощи от других. Такие индивиды могут самореализоваться путем взаимодействия с другими, причем другой занимает в интеракции с таким индивидом позицию более осведомленного, деятельного, успешного и активного субъекта. Реципиентность доминантной самоактуализации характеризует такой способ организации индивидом своего жизненного и психологического пространства, который предусматривает, что другие люди стремятся помочь этому индивиду, а он в данной ситуации чувствует себя комфортнее и имеет ощущение самоактуализации.

Реципиентная и альтруистическая ориентации - это два противоположных модуса отношения человека к другим. В то время как реципиентная ориентация предусматривает ожидание помощи извне, альтруистичная ориентация направляет индивида на предоставление помощи тем, кто в ней нуждается.

Склонные помогать испытуемые группы имеют наивысшие среди всех групп показатели самоактуализации в ситуации предоставления помощи другим и самые низкие среди всех групп показатели самоактуализации в ситуации получения помощи, то есть альтруистическая ориентация испытуемых этой группы является наиболее ярко выраженной по сравнению с данными других групп.

Высокие показатели по шкале общей самоактуализации («Какой я вообще, чаще всего») свидетельствуют о высоком уровне самоактуализации и самореализации личности, который обнаруживают испытуемые 1-й группы в жизненном контексте в целом. Склонные помогать исследуемые способны самостоятельно контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их. В ситуации предоставления помощи другому они хотят успеха, наибольшей эффективности помогающего взаимодействия и достигают этого. Помощь другому является для этих испытуемых захватывающей, наполненной смыслом деятельностью.

Самоактуализационные процессы в этой группе испытуемых можно охарактеризовать как очень конструктивные, ориентированные на содержательное межличностное общение и развитие индивидуальности в контексте неповторимого пути самоосуществления.

Общая самоактуализация (по методике ситуативной самоактуализации) коррелирует с самоактуализацией в ситуации предоставления помощи (г=0,342, р<0,01), креативностью (г=0,457, р<0,01) и стремлением к самоактуализации по методике САМОАЛ (г=0,561, р<0,01). Самоактуализация в ситуации предоставления помощи коррелирует со стремлением к самоактуализации по методике САМОАЛ (r=0,316, р<0,01). Самоак-

туализация в ситуации получения помощи также коррелирует со стремлением к самоактуализации (г=0,321, р<0,01). Креативность связана со стремлением к самоактуализации на уровне г=0,689, р<0,01.

Таким образом, эмпирическое исследование обнаружило, что группа склонных помогать испытуемых имеет ряд психологических особенностей (альтруистические установки, мотивационные составляющие помогающего поведения, креативность, контактность и т.д.). Испытуемые со значительной степенью развития указанных особенностей одновременно отличаются высокими показателями самоактуализации как существенного аспекта саморазвития личности. Это позволяет рассматривать помощь другому как эффективное направление и в то же время как психологическое средство саморазвития личности.

Заключение

Помогающее действие, направленное на активизацию становления субъектно-сти другого человека, в то же время выступает средством личностного саморазвития субъекта предоставления помощи. Инте-риоризация такого вида действий приводит к появлению специфических психологических средств, которые во внутреннем плане опосредуют развитие личности, в частности, процессы ее самоактуализации.

В ходе исследования было обнаружено 6 основных обобщенных категорий, которые отображают понятийную (концептуальную) представленность помощи другому в сознании испытуемых, к которым принадлежат, в частности, интерактивный, эмоциональный, когнитивный, личностный, поведенческий, организационный компоненты.

В процессе работы по критерию сфор-мированности склонности к помогающим действиям выделены три группы испытуемых - склонных помогать, индифферентных и не склонных помогать. Склонным помогать присуще значительное преобладание показателей по таким шкалам, как:

ориентация во времени; ценности (добра; истины, красоты, справедливости); позитивный взгляд на природу человека; креативность; контактность.

Перспективы последующего исследования связаны с изучением помощи другому в пространстве реального взаимодействия, проявления новых психологических закономерностей альтруистически направленной активности личности и с изучением возможностей использования формирующей программы развития склонности помогать другим в разных возрастных и профессиональных группах.

Литература

1. Балл Г.О. Внутршня свобода особи i особисткна надшшсть у контекст гу-машзаци освии // Практична психоло-пя та сощальна робота. - 2003. - № 9.

- С. 1-7.

2. Бауман З. Дарение и обмен / В кн.: Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия для вузов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

- С. 537-586.

3. Бахтин М.М. К философии поступка / В кн.: Философия и социология науки и техники. - М.: Наука, 1986. - С. 80-160.

4. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры (Два философских введения в двадцать первый век). - М.: Изд-во политической литературы, 1991. - 304 с.

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологическое исследование). - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

6. Бубер М. Я и Ты // Квинтэссенция. Философский альманах 1991 года. - М.: Политиздат, 1992.- С. 294-370.

7. Выготский Л.С. Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

8. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики ситуативной самоактуализации личности: контекстный подход // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26. - № 5. - С. 70-78.

9. Калина Н.Ф. Вопросник самоактуализации личности // Журнал практического психолога. - 1998. - № 1. - С. 65-75.

10. Карл Роджерс и его последователи: психотерапия на пороге XXI века / Под ред.

Д. Брэзиера. - М.: Когито-Центр, 2005.

- 315 с.

11. Кропоткин П.А. Этика: Избранные труды. -М.: Политиздат, 1991. - 496 с.

12. Левинас Э. Избранное. Тотальность и бесконечное. - М.; Санкт-Петербург: Университетская книга, 2000. - 415 с.

13. Маслоу А. Психология бытия. - М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1997. - 304 с.

14. Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности. Опыт исследования лич-ностно-смыслового аспекта мотивации. -М.: Изд-во МГУ, 1988. - 80 с.

15. Неверович Я.З. Роль эмоций в просоциаль-ной мотивации поведения у детей / Тез. научных сообщений советских психологов к ХХ Междунар. психол. конф. - М., 1976. - С. 209-211.

16. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. Исениной Е.И. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.

- 480 с.

17. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм / В кн.: Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989.- С. 319-344.

18. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. - М.: ИПП-ИСП, 2000. - 512 с.

19. Субботский Е.В. Генезис личности: Теория и эксперимент. - М.: Смысл, 2010. - 408 с.

20. Фромм Э. Иметь или быть? Ради любви к жизни. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 384 с.

21. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. - СПб.: Речь, 2001. - 240 с.

22. Bandura A. Exercise of personal and collective efficacy in changing societies / In: Self-efficacy

in Changing Societies. Ed. by Albert Bandura. - Cambridge University Press, 2002. - P. 1-45.

23. Clarke D. Pro-Social and Anti-Social Behaviour. - London; New York: Routledge, 2003. - 172 p.

24. Combs A.W., Avila D.L., Purkey W.W. Helping Relationships. Basic Concepts for the Helping Professions. - Boston: Allyn and Bacon, Inc., 1972. - 360 p.

25. Dong Yul Lee, Chul Hee Kang, Jee Yun Lee, Sung Hee Park. Characteristics of exemplary altruists // J. of Humanistic Psychology. - 2005. -Vol. 45. - N 2. - P. 146-155.

26. Lindon J., Lindon L. Mastering Councelling Skills. Information, Help and Advice in the Caring Services. - London: MacMillan Press Ltd, 2000. - 260 p.

27. Meadows E.E. Empathic listening. Congruence. Empathy. Unconditional positive regard // Bristrlecone. - 1999. - Vol. 2. - N. 1-4. - P. 24-32.

28. Oettingen G. Cross-cultural perspectives on self-efficacy / In: Self-efficacy in Changing Societies. Ed. by Albert Bandura. - Cambridge University Press, 2002. - P. 149-176.

29. Roffey S. Helping with Behaviour. Establishing the Positive and Addressing the Difficult in the Early Years. - London; New York: Routledge, 2006. - 156 p.

30. Tindall J.A., Salmon-White S.J. Peers Helping Peers. Program for the Preadolescent. -Muncie, Indiana: Accelerated Development Inc., Publishers, 1990. - 260 p.

31. Walsh-Burke K. Grief and Loss: Theories and Skills for Helping Professionals. - Boston: Pearson Allyn and Bacon, 2006. - 130 p.

ASSISTANCE TO THE OTHER AS A MEANS OF PSYCHOLOGICAL

SELF-ACTUALIZATION

M.N. NAKONECHNAYA Nizhyn Gogol State University, Nizhyn, Chernigov region, Ukraine

The paper studies the psychological nature of assistance to the other person as a means of self-actualization. In this empirical study help was regarded as a special system of action which mediates the activation of the mechanisms of self-development, in particular, self-actualization. There were three groups of participants identified - tending to help, indifferent and not tending to help. These groups have specific psychological characteristics, which are expressed in the style of interpersonal relations and the self-image. It was shown that individuals who are inclined to help others, have higher levels of self-actualization.

Keywords: helping others, psychological means, self-actualization, interaction, subjectivity.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.