УДК 159.9:004.9
Особенности самопрезентации в реальном и виртуальном пространстве представителей творческих профессий
Оксана В. Гавриченко
Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье представлены данные исследования по особенностям самопрезентации в реальном пространстве у представителей творческих профессий, студентов вузов: актеров и режиссеров, музыкантов-исполнителей и дирижеров; также особенности самопрезентации в сети Instagгam популярных отечественных исполнителей. Общим для всех студентов в реальной самопрезентации является высокая демонстративность, ориентация на будущее и целеустремленность в выбранной профессии. В виртуальном пространстве популярные исполнители отражают события своей реальной профессиональной и личной жизни с помощью сети Instagгam, а также осуществляют свою виртуальную самопрезентацию.
Ключевые слова: самопрезентация, реальное и вертуальное пространство, Инстаграм, студенты: будущие режиссеры, актеры, музыканты и дирижеры, популярные отечественные исполнители
Для цитирования: Гавриченко О.В. Особенности самопрезентации в реальном и виртуальном пространстве представителей творческих профессий // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2018. № 4 (14). С. 96-114.
© Гавриченко О.В., 2018
Features of the self-presentation in real and virtual space of representatives of creative professions
Oksana V. Gavrichenko
Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article presents research findings on features of the self-presentation in real space among people of creative professions, students of higher education institutions: actors and directors, performing musicians and conductors; also features of the self-presentation in Instagram network of popular domestic performers. The general in the real self-presentation for all students is high demonstrativeness, orientation to the future and a tenacity of purpose in the chosen profession. Popular performers reflect events of the real professional and private life in virtual space and by means of Instagram network and thus carry out the virtual self-presentation.
Keywords: self-presentation, real and virtual space, Instagram, students: future directors, actors, musicians and conductors, popular domestic performers
For citation: Gavrichenko OV. Features of the self-presentation in real and virtual space of representatives of creative professions. RSUH/RGGU Bulletin. "Psychology. Pedagogics. Education" Series. 2018;4:96-114.
Введение
Сегодня современному человеку необходимо соответствовать вызовам современного транзитивного пространства, которое дает нам представление о множестве социокультурных контекстов в постоянно меняющемся мире. Новые технологии изменяют образ жизни людей и оказывают влияние на возможность их самопрезентации. Именно постоянная изменчивость и неопределенность окружающей среды будут воздействовать на процессы, связанные с идентичностью и социализацией личности [1]. При этом данная тенденция фиксируется в настоящее время не только в реальном, но и в виртуальном пространстве и затрагивает представителей
разных профессий, но особенно тех, кто связан с творческой деятельностью.
В психологической науке процесс создания образа Я рассматривается с позиции активной творческой и целенаправленной деятельности. Исследование проблем создания образа Я, способов самовыражения и самопрезентации является особенно актуальным для представителей творческих профессий. У представителей данных специальностей есть необходимость в демонстрации определенных характеристик своей личности, связанных с уникальностью и неповторимостью образа. Их самопрезентация будет направлена на создание яркого и запоминающегося впечатления о себе в глазах других людей. Данный образ (имидж) у представителей творческой сферы не всегда может быть идентичен реальному, однако при его создании они опираются на конкретные личностные характеристики и свои психологические особенности.
Проблема самопрезентации в современной психологии
Понятие самопрезентации представлено в социально-психологических исследованиях и связано с процессом представления человеком собственного образа в социальном мире, направленного на создание у окружающих определенного впечатления о себе. В узком смысле самопрезентация может пониматься как управление впечатлением о себе.
С точки зрения интеракционизма самопрезентация рассматривается как формирование образа Я и поддерживание самооценки. Представители этого направления У. Джемс, Г. Мид, Ч. Кули полагали, что в социальном пространстве каждому человеку свойственно демонстрировать свои различные социальные образы в зависимости от процесса общения с разными партнерами. Это способствует тому, что человек может представить себя в наиболее выгодном положении и произвести на окружающих наилучшее впечатление о себе. Затем, отрефлексировав мнение и отношение к нему окружающих, он может создать собственное представление о себе. Ч. Кули объясняет этот феномен с помощью категории «зеркального Я», а Г. Мид называет «идеей Я» [2].
Человек также может формировать мнение о себе через оценку его другими людьми. Р. Викланд указывает на то, что «в процессе осознания этих оценок возникает состояние объективного самосознания (objective self-awareness). Это самосознание фиксирует
внимание человека на самом себе и на своем представлении о том, как его воспринимают и оценивают другие люди» [2 с. 11].
Создатели когнитивного понимания самопрезентации подчеркивают появление у человека рассогласованности чужих и собственных оценок себя. Человеческое сознание не терпит противоречия между отдельными когнитивными элементами и стремится устранить возникающий диссонанс с помощью ряда приемов. Согласно Ф. Хайдеру, это будет происходить через сознательные или несознательные поступки, которые будут пробуждать соответствующий отклик у окружающих, изменение мнения других людей о себе и приближение его к собственной самооценке. Л. Фестингер указывает на то, что этот процесс происходит за счет тщательного выбора партнеров по общению, отношения с которыми способствуют сохранению собственной самооценки [2].
В психологической науке существуют подходы, рассматривающие самопрезентацию как поведенческую реализацию мотивации. Так, Р. Аркин и A. Шутц выделяют приобретающую и защитную самопрезентацию. Они полагают, что с помощью самопрезентации человек воплощает в жизнь мотивы достижения успеха в своей деятельности или ухода от поражения. «Приобретающая самопрезентация выражает мотивацию достижения. Для нее характерен выбор адекватных ролей и задач (соответствующих социальному положению, образованию и пр.), выбор социальной среды, соответствующей уровню идентификации субъекта (человек общается с равными себе)» [2 с. 12]. Защитную самопрезентацию, а она чаще всего не осознается, мы можем наблюдать в поведении человека, мотивом которого является избегание той или иной неудачи. И в этом случае люди для реализации своих решений могут находить несоответствующую среду с заниженными или, наоборот, очень высокими требованиями.
Американский психолог М. Снайдер занимался вопросами изучения того, как между собой связан имидж человека и его истинное Я. Он выразил мнение, что далеко не каждый человек может управлять впечатлением о себе. Так, кто-то из нас будет выстраивать свое поведение, основываясь на характеристиках своего реального Я, а кто-то будет действовать сообразно образу проективного Я, которое он хочет произвести на окружающих. Таких людей Снайдер называет self-monitors, потому что они руководствуются в своем поведении проективным Я, состоящим из мнений других людей о себе [2].
И. Гоффман рассматривает самопрезентацию в традиции ролевой теории в своей концепции социальной драматургии. В своих работах Гоффман исследовал социальное взаимодействие и управ-
ление производимым впечатлением на других в процессе этого взаимодействия. В своем подходе Гоффман руководствуется идеей о том, что когда человек начинает свое общение с другими, окружающие, как правило, стараются получить информацию о нем или выстраивают свое поведение на основе тех сведений, которые у них уже имеются. Они будут узнавать о его социально-экономическом статусе, представлениями индивида о самом себе, установкой по отношению к ним и т. д. «Информация о человеке помогает определить характер ситуации, позволяет понять, что человек ожидает от окружающих и чего они могут ожидать от него. Поняв это, окружающие будут знать, как лучше себя вести, чтобы в дальнейшем вызвать желаемую реакцию» [2 с. 16].
Окружающим доступно много источников информации. Они могут подбирать ключи, делая выводы по поведению и внешности, используя свой прошлый опыт или, что важнее, применяя без проверки сложившиеся у них стереотипы. Они могут также положиться на предположение, составленное по совокупности психологических черт личности, как на средство, дающее возможность предугадать настоящее и будущее поведение человека.
Однако в течение периода, когда человек находится непосредственно перед зрителями, могут произойти какие-то события, предоставляющие окружающим дополнительную информацию, в которой они нуждаются. Человек должен вести себя так, чтобы, намеренно или ненамеренно, выражать себя, а окружающие, в свою очередь, будут впечатлены им. Таким образом, когда индивид появляется перед другими людьми (зрителями), ему придется мобилизовать свою активность, чтобы передать то впечатление, в котором он заинтересован [2].
И. Гоффман уделяет особое внимание контролю производимого впечатления. В этом случае человеку необходимо уделять особое внимание тем людям, с которыми он взаимодействует, т. к. они будут для него источником информации о его образе. Если человек будет пренебрежительно относиться к сигналам от своей аудитории, то он может быть неправильно понят и создаваемый им образ (представление) может быть фиктивным.
В своих исследованиях Т.Д. Марцинковская подчеркивает, что в условиях сегодняшнего дня новые технологии и принципиально иное техническое пространство становятся неотъемлемой частью современной жизни индивида. Их воздействие на психическую сферу и личностные особенности человека с каждым днем становится все масштабней и глобальней. Мы живем в новой цифровой цивилизации, где человека окружает цифровая среда, а прогрессивные технологии присущи нашему обычному образу жизни. Люди перестали
воспринимать машины как механизмы, которые нас окружают. Теперь это технические устройства, которые являются частью нашего повседневного пространства, и часто они являются продолжением наших психических способностей, а не только инструментом нашей деятельности. Сегодня уже можно говорить о том, что технические средства, проходя процесс интериоризации, определяют особенность восприятия окружающего пространства, контакта с предметной сферой и общения людей. Новые технические новшества изменили не только сам пространственно-временной континуум, но и наше представление о нем [1]. Цифровые технологии и средства открывают человеку и новые возможности для самопрезентации.
А.Е. Войскунский анализирует проблему воздействия информационных технологий на человека и обращает свое внимание на то, что психические механизмы этого воздействия должны стать предметом кропотливого изучения со стороны психологической науки. Анализ данного воздействия должен касаться не только психических процессов, связанных с когнитивными функциями, но и с трансформацией мотивационно-личностной сферы пользователей информационных технологий, а также нам необходимо исследовать и механизмы этого воздействия [3].
Особое место в современных психологических исследованиях занимает изучение самопрезентации в виртуальном пространстве. Отечественными психологами А.Е. Жичкиной и Е.П. Белинской [4] было проведено исследование стратегии самопрезентации в Интернете и ее связь с реальной идентичностью. В результате данного исследования было выявлено, что участие в интернет-коммуникации может оказывать влияние на реальную идентичность различными способами. Это связано с тем, что в сравнении с реальной жизнью интернет-пространство, являясь социальной реальностью, дает возможность человеку за счет наличия в нем разных сообществ (чатов, телеконференций и MUD) принадлежать к определенной социальной категории. Немаловажным аспектом интернет-общения является анонимность данного процесса. В интернет-коммуникации анонимность и ограниченный сенсорный опыт порождают уникальную возможность экспериментирования с собственной идентичностью. Более конкретно, анонимность позволяет пользователям Интернета создавать сетевую идентичность, которая часто отличается от реальной идентичности.
Основная особенность виртуальной самопрезентации, которая признается большинством исследователей - это возможность почти абсолютного управления впечатлением о себе. Выбор способа самопрезентации в сети зависит от типа личности.
В работах Е.П. Белинская [4] подчеркивает, что именно виртуальная самопрезентация может отражать как раз те желания человека, которые он не может удовлетворить в реальной жизни, т. е. быть прямым следствием реальной идентичности. Помимо этого, виртуальная самопрезентация может быть связана с техническими особенностями коммуникации в Интернете. Виртуальная самопрезентация может быть совершенно другой по своей форме по сравнению с реальной, иметь большую выразительность и сознательную конфликтность, поскольку никто из пользователей Интернета не хочет быть полностью анонимным и остаться вообще никем не замеченным.
Если мы будем сравнивать особенности самопрезентации в реальном и виртуальном мире, то окажется, что самопрезентация в социальных сетях будет более осознанной и более разнообразной по своему характеру. Необходимо отметить, что содержание такой самопрезентации будет обусловлено социальными нормами конкретной социальной сети. Очень интересно и то, что самопрезентация в процессе виртуальной коммуникации будет в большей степени содействовать повышению уровня самооценки, чем при очном взаимодействии. Это помогает активизации общения между пользователями в сети [4].
В ходе исследования самопрезентации пользователей Е.П. Белинская и О.В. Гавриченко [5] выявили, что отличительной чертой визуальной самопрезентации в социальных сетях будет являться показатель объективного социального статуса пользователя. Как правило, целью самопрезентации в Instagram является формирование своего положительного образа и повышение своего не только виртуального, но и реального статуса. В этом случае для сети Instagram публикационная активность пользователя (число фотографий и текстов на его странице) не имеет ничего общего с уровнем его объективного социального статуса.
Исследование самопрезентации в реальном и виртуальном пространстве представителей творческих профессий
Данное исследование проходило в двух направлениях:
1) изучение реальной самопрезентации студентов, будущих актеров и режиссеров, музыкантов-исполнителей и дирижеров, обучающихся в московских вузах;
2) исследование виртуальной самопрезентации популярных отечественных исполнителей в сети Instagram.
Цель и задачи исследования
Цель - сравнить особенности реальной и виртуальной самопрезентации представителей творческих профессий.
Задачи исследования:
- изучить особенности реальной самопрезентации студентов творческих вузов: актеров-режиссеров, музыкантов-дирижеров;
- исследовать особенности виртуальной самопрезентации в сети Instagram представителей отечественного шоу-бизнеса;
- сравнить характеристики реальной и виртуальной самопрезентации у представителей данных творческих профессий.
Гипотеза
Мы предположили, что существуют различия в реальной и виртуальной самопрезентации у представителей творческих профессий. При этом у студентов, обучающихся творческим специальностям, их реальной самопрезентации будет присуща демонстративность, преобладание личностных характеристик и направленность на «будущее».
У представителей шоу-бизнеса самопрезентация связана с поддержанием собственного имиджа и направлена на отражение реальных моментов из их жизни в виртуальном пространстве.
Предполагалось, что наиболее важным и эффективным инструментом в демонстрации желаемого образа Я представителями отечественного шоу-бизнеса в виртуальной самопрезентации будут фотографии и их текстовые комментарии.
Выборка
65 человек - студенты актерского факультета, 39 человек - студенты режиссерского факультета Высшего театрального училища им. Щепкина и Театрального института им. Щукина. 66 человек -студенты музыкального факультета МПГУ и 30 человек - студенты факультета хорового дирижирования Московской консерватории им. Чайковского. Каждый участник исследования дал свое согласие на участие в работе.
Страницы популярных российских исполнителей в сети Instagram - 3577 фотографий (п = 3.577). Изучались посты за
первое полугодие 2018 г. с января по июнь включительно. Общее число страниц в Instagram - 42. Из них: 21 человек - это представители отечественного шоу-бизнеса, находящиеся в данный момент на пике своей популярности, и 21 человек - исполнители, чья востребованность в профессиональной деятельности на сегодняшний день прошла свой пик популярности.
Методики исследования
Для изучения реальной самопрезентации был использован тест М. Куна, Т. Марк Партленда «Кто я?» [6] и опросник Адамса, Маршалла «Сила Эго» [6].
Изучение постов в сети Instagram проводилось методом контент-анализа. Единица анализа - фотография, размещенная пользователем на своей странице в Instagram. Фотография включает себя содержание и текстовый комментарий.
В процессе обработки данных применялся качественный и количественный анализ.
В процедуре подсчетов результатов контент-анализа использовалась формула вычисления «удельного веса» смысловых категорий А.Н. Алексеева [7]. Для обработки данных использовалась программа MicrosoftExcel 2010.
Исследование особенности реальной самопрезентации студентов творческих специальностей
Сравнительный анализ результатов теста М. Куна, Т. Марка Партленда «Кто я?» показал, что в самоописаниях студентов музыкального и театрального вузов преобладают личностные характеристики. Эта тенденция свойственна развитию идентичности в период юности и связана с особенностями развития личности современных молодых людей. Весомых различий между двумя группами по этому параметру не фиксируется (рис. 1). Высокие данные по параметру личной идентичности (по сравнению с представителями других групп молодежи) могут рассматриваться как специфическая часть той творческой профессии, которой они занимаются, так же как и тенденция к демонстративности, которая присуща людям, работающим по данной специальности [8].
Рис. 1. Соотношение личностных и социокультурных аспектов идентичности
В данном исследовании хочется обратить внимание на ответы участников, которые по своему содержанию связаны так или иначе с художественной и творческой деятельностью. Такие характеристики были отмечены в содержании и личностной, и социокультурной идентичности, к которой прежде всего относится ролевая идентичность. В данных самоописаниях мы можем выделить следующие характеристики.
1. Самоописание метафорического характера. Эти самоописания строятся по схеме «Я - художественный образ». Респонденты в описании себя использовали такие метафорические образы, как: шут, солнце, море, чайка и др. По данному параметру мы фиксируем значимые межгрупповые различия. Так студенты, обучающиеся по театральной специальности, чаще, чем студенты музыкальной специальности, используют метафорические образы в своих самоописаниях.
2. Самоописание себя как творческой личности. В данном самоописании присутствует самооценка своих творческих возможностей. Респонденты часто используют такие характеристики себя, как способный и талантливый человек. В этом же самоописании фиксируются характеристики, ориентированные на рефлексию и творческое восприятие мира. Респонденты описывают себя как романтика или мечтателя, ищущего или думающего человека, эстета
или философа. В этом же самоописании присутствует характеристика себя как человека, производящего некий творческий продукт. Участники исследования говорят о себе как о творце, выдумщике и созидающей личности. Интересен факт того, что самоописание себя как творческого человека в данной выборке используют студенты и театральной, и музыкальной специальности.
3. Самоописание личностных ресурсов. Эти ресурсы дают возможность участникам исследования добиваться успеха и намеченных целей. К характеристикам личностных ресурсов относятся такие качества, как старательный, целеустремленный, волевой, работоспособный, настойчивый. Важно, что по данному параметру фиксируются значимые межгрупповые различия: студенты из музыкальных высших учебных заведений чаще используют в своем самоописании именно характеристики, связанные с личностными ресурсами, в отличие от студентов театральных вузов.
4. Профессиональное самоописание. Данное исследование показало, что у респондентов, принимающих участие в опросе, существует особая профессиональная специфика описания своей идентичности в соответствии с получаемой специальностью. Так, независимо от своей профессиональной специализации исполнители и дирижеры чаще и больше обозначают себя как «музыкант» и реже указывают в самоописании свою более узкую профессиональную специализацию: пианист, гитарист, дирижер. Возможно, что это связано с тем, что для студентов музыкальных вузов более важным является не получение какой-то конкретной специальности, а возможность работать в сфере, связанной именно с музыкальным искусством, в которой у них есть возможности широкой профессиональной самореализации.
Если проанализировать данные, полученные среди студентов театральных вузов, то чаще идентифицируют себя в соответствии с выбранной специальностью будущие актеры. При этом студенты-режиссеры в своих самоописаниях продолжают определять себя как актера. Возможно, это связано с тем, что большинство участников данной выборки уже профессионально работают в театре именно как актеры. Режиссеры чаще себя описывают как субъект творческой деятельности. Это может быть связано с тем, что режиссеры ориентированы на создание нового продукта в процессе данной деятельности, и именно режиссер в театральном творческом процессе является главным создателем спектакля. Тогда как актер это один из участников данного процесса.
В данном исследовании применялся опросник Адамса и Маршалла «Сила ЭГО» с целью изучения структурно-функцио-
нальных особенностей идентичности студентов творческих специальностей обучения. Оценивались следующие функции и шкалы идентичности:
1) возможность понимания себя (кто я есть);
2) смысл деятельности и жизни (смысл и цели);
3) способность к самоконтролю и волевому поведению (личный контроль);
4) согласованность, целостность и гармония между ценностями, убеждениями и обязательствами (гармония);
5) способность к осознанию своего потенциала, понимание своих будущих возможностей и альтернативных вариантов будущего (будущее) [6].
Таблица средних арифметических значений «Сила ЭГО»
Функции и шкалы идентичности Специальность обучения
актеры режиссеры музыканты-исполнители дирижеры
Понимание себя 10,1 10,7 11,3 10,8
Смысл и цели 12,2 12,2 12,2 12,1
Личный контроль 13,1 12,2 12,2 11,4
Гармония 11,3 10,8 10,1 8,8
Будущее 13,1 12,9 12,5 12,2
Результаты опроса показали, что общим для студентов творческих вузов является выраженность такой функции идентичности, как «будущее», которая обеспечивает способность к осознанию своего творческого и жизненного потенциала, понимание возможностей своей реализации в выбранной профессии [9].
В процессе их профессионального становления можно говорить о том, что к моменту поступления в творческий вуз и к началу обучения у студентов творческих специальностей уже сложилось определенное представление о своих творческих способностях и о возможностях самореализации в выбранной профессии. Собственно, такое представление о своем будущем в
профессии является необходимым условием для дифференциации специализации (актер, режиссер, исполнитель, дирижер) при поступлении в художественный вуз. Необходимо также отметить, что стимулом для осознания своего будущего в профессии является и сам процесс обучения, в котором происходит как постоянное собеседование с сокурсниками и преподавателями, так и появляется необходимость практической демонстрации полученных знаний в реальной профессиональной деятельности. Специфика выраженности разных целей у студентов разных специальностей будет подробно проанализирована ниже.
Необходимо отметить и достаточно выраженные целеустремленность и личный контроль, особенно ярко проявляющиеся у актеров. Этот факт согласуется с данными других авторов, показавших важную для актеров функцию самоконтроля, помогающего контролировать проявления сценических эмоций, отделяя их от собственного эмоционального состояния.
Как видно из данных, представленных в таблице, наименее выраженные функции идентичности у студентов творческих специальностей - это функция «структура», отвечающая за возможность понимания себя («кто я есть»), и функция «гармония», которая обеспечивает согласованность, целостность и гармонию между ценностями, убеждениями и обязательствами.
Если рассмотреть выделенные функции идентичности в контексте профессиональной самореализации студентов, то можно сказать, что более высокий уровень осознания себя в профессии характерен для музыкантов-исполнителей, что во многом объясняется тем, что к этому виду деятельности они шли в течение многих лет, обычно со времени обучения в музыкальной школе. Поэтому они достаточно хорошо осознают и специфику исполнительской деятельности, и свои позиции, хотя, возможно, и не совсем адекватно. Что касается дирижеров и режиссеров, «более низкий показатель по этой позиции идентичности, по-видимому, объясняется тем, что данный аспект творчества (не исполнение, а руководство процессом исполнения других) для них еще в достаточной мере нов. Тем не менее опыт предыдущей работы (они, как правило, имеют опыт актерской или музыкально-исполнительской деятельности) помогает им в ориентации в новой для них форме творчества. Для начинающих актеров, не имеющих за плечами опыта работы и обучения в театральных школах, процесс самопознания себя в профессии в институте только начинается.
Изучение особенности направленности виртуальной самопрезентации популярных отечественных исполнителей в сети Instagram
В ходе исследования виртуальной самопрезентации представителей отечественного шоу-бизнеса были получены следующие результаты. По категории «Работа» данные распределились следующем образом. В первой и второй группе у представителей отечественного шоу-бизнеса на первом месте фотографии и видеоматериалы в Instagram, связанные с категорией «Работа» - 50% от общей выборки. В данную категорию входят посты в Instagram, связанные с выступлениями, съемками клипа, записями песен, участие в телевизионных программах и радиоэфиры. Однако в первой группе это количество чуть больше - 57%; у второй группы 43%. Возможно, это связано как раз со снижением востребованности данных исполнителей у публики.
На втором месте по значимости в общей выборке участников исследования находится категория «Друзья», которая составляет 23% от числа всех проанализированных постов. В категорию «Друзья» входят фотографии на ленте Instagram, связанные с новостями и информацией о жизни коллег по сцене, призывами поддержать их клип, посещение презентаций своих коллег, положительная оценка новой песни и видеоролика к ней, отзыв о концерте и т. д. В таких фотографиях «Друзей» есть, как правило, текстовой комментарий, в котором автор поста напрямую говорит о том, что на фото или видео его друг, творчество которого ему нравится, он уважает данного артиста и признает его талант. У первой группы популярных исполнителей категория «Друзья» составляет 52%, а у второй 48%.
Третье место нашего контент-анализа занимает категория «Отдых». В нее вошли фото- и видеоматериалы о том, как и где отечественные исполнители проводят свой отдых: это, как правило, различные путешествия, не связанные с гастрольной деятельностью, отдых на природе и на море. Всего данная категория в Instagram представлена в 14,8%. Однако если рассматривать данные контент-анализа по двум группам, то мы можем увидеть, что у более востребованных исполнителей категории «Отдых» соответственно 64% постов, а у артистов «второго эшелона» это всего лишь 36%.
Четвертое место по количеству постов в Instagram исполнителей у нас занимает категория «Личное», в общей выборке это всего лишь 12,2%.
К ней относится информация, связанная с семьей известного артиста и домашними животными. При этом у популярных
артистов таких постов значительно меньше - 17%, а вот у менее востребованных исполнителей их намного больше 83%. Видимо, информацией о своей личной жизни вторая группа артистов старается компенсировать отсутствие других новостей о своей творческой деятельности.
Процентные соотношения подтверждаются данными, полученными по формуле А.Н. Алексеева, с помощью которой был вычислен «удельный вес» (УВ) каждой из смысловых категорий в контент-анализе:
Общий УВ: А «Работа» 0.5; В «Друзья» 0.23; С «Отдых» 0.15;
Б «Личное» 0.12.
Группа I УВ: А «Работа» 0.29; В «Друзья» 0.12; С «Отдых» 0.09;
Б «Личное» 0.002.
Группа II УВ: А «Работа» 0.21; В «Друзья» 0.11; С «Отдых» 0.06;
Б «Личное» 0.10.
При этом в процессе качественной обработки данных контент-анализа Instagram известных исполнителей выяснились дополнительные интересные особенности их страниц в Интернете.
Внимание артистов первой группы пользователей сети Instagram к траурным событиям, происходившим на территории России. Это, прежде всего, пожар и гибель людей в кемеровском торговом центе «Зимняя вишня». Эта катастроф унесла из жизни весной 2018 года 60 человек, большинство из них - дети. Слова соболезнования и поддержки на своих страницах в Instagram по поводу случившегося выразили популярные исполнители в двух группах в соотношении 25/15, разместив у себя на страницах посты траурного содержания. Они также отметили и крушение самолета АН-148 в подмосковном районе Раменское в феврале 2018. Об этом упоминали в своих постах участники и первой и второй группы примерно в равном соотношении 6/5. Обе группы исполнителей также размещают у себя на страницах в Instagram посты, связанные с уходом из жизни известных и популярных артистов театра и эстрады: Олега Табакова, Михаила Державина, Олега Анофриева и Людмилы Сенчиной. В своих комментариях звезды отдают дань таланту этих людей.
И наконец, в отдельную категорию попадают смешные фото и видео, связанные с забавными случаями из жизни людей и животных. Как правило, такие посты собирают много лайков и веселых комментариев, а также репостов.
Выводы
У студентов творческих специальностей в реальной самопрезентации ярко выражена тенденция демонстративности и преобладают личностные характеристики идентичности. Это обусловлено особенностями их профессиональной деятельности.
Содержательные характеристики самоописания у студентов театральных и музыкальных вузов в большей степени связаны с их художественно-творческой деятельностью. При этом в группе театральной молодежи описание себя с помощью метафорических образов больше, чем у студентов-музыкантов. Возможно, это связано с тем, что в театральной сфере работа над ролью и изображение ее на сцене приводят к созданию ярких описательных образов, которые студенты потом могут применять и в своей самопрезентации.
Студенты музыкальных вузов, наоборот, в своем самоописании больше сосредоточены на собственных личностных ресурсах, которые позволяют им добиваться профессионального роста, развития и самосовершенствования их исполнительского и дирижерского таланта.
У группы студентов-музыкантов и дирижеров фиксируется профессиональная специфика самоописаний, что говорит о более глубокой профессиональной идентичности как у исполнителей-музыкантов, так и у дирижеров хора, чем у студентов театральных вузов. Видимо, это связано с тем, что они занимаются музыкой и погружены в свою будущую профессию уже с ранних лет.
При этом следует отметить, что студенты театральных и музыкальных вузов, безусловно, считают и позиционируют себя как «творческую личность» и используют данную характеристику в своей самопрезентации.
Студенты творческих вузов ориентированы в «будущее» своей профессиональной сферы, в котором сможет раскрыться и реализоваться потенциал их личности.
Целью же виртуальной самопрезентации популярных исполнителей в сети Instagram является создание позитивного образа Я, повышение своего виртуального статуса.
В содержании самопрезентаций у отечественных исполнителей ведущим является текст, иллюстрированный фотографиями.
Самопрезентации, связанные с профессиональной деятельностью у исполнителей, занимают первое место в их информационной ленте новостей в сети Instagram.
Популярные исполнители помимо информации, связанной с профессиональной и личной жизнью, с помощью своей страницы в Instagram реагируют на разного рода события, происходящие в стране, и выражают в сети свое отношение к данным событиям.
Личные страницы в Интернете дают возможность популярным исполнителям быть в общем виртуальном пространстве со своими поклонниками и предоставлять им ту информацию о своей творческой и личной жизни, которую именно они сочтут нужной и полезной для создания своего имиджа и самопрезентации.
И если реальные самопрезентации у студентов театральных и музыкальных вузов направлены в будущее, в ту профессиональную сферу, которой они будут заниматься и в которой будут реализовываться, то в виртуальной самопрезентации популярных исполнителей фиксируется реальная жизнь и те события, которые происходят с ними именно в данный конкретный момент.
Результаты, полученные в ходе исследования специфики реальной и виртуальной самопрезентации представителей творческих профессий, выявили, что целью самопрезентации в Instagram популярных исполнителей является создание позитивного образа и повышение своего виртуального статуса. Целью реальной самопрезентации представителей творческих профессий, напротив, является создание реального образа, связанного с их успешной профессиональной деятельностью.
Литература
1. Марцинковская Т.Д. Современная психология - вызовы транзитивности // Психологические исследования [Электронный ресурс]. 2015. № 8 (42). URL: http://psystudy.ru (дата обращения 30 ноября 2018).
2. Михайлова Е.В. Обучение самопрезентации. М.: ГУ ВШЭ, 2006. 167 с.
3. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете. М.: Можайск-Терра, 2000. С. 32-40.
4. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Стратегии самопрезентации в Интернете и их связь с реальной идентичностью // CYBERPSY.RU [Электронный ресурс]. 2017. 30 авг. URL: http://cyberpsy.ru/articles/self-presentation_identity (дата обращения 30 октября 2018).
5. Белинская Е.П., Гавриченко О.В. Самопрезентация в виртуальном пространстве: феноменология и закономерности // Психологические исследования [Электронный ресурс]. 2018. Т. 11. № 60. URL: http://psystudy.ru (дата обращения 30 октября 2018).
6. Идентичность и социализация в современном мире: Сборник методик / Под ред. Т.Д. Марцинковской. Московский педагогический государственный университет. М.: Московский пед. гос. ун-т, 2015. 112 с.
7. Алексеев А.Н. Опыт измерения удельного веса категорий содержания на страницах газеты // Проблемы контент-анализа в социологии: Материалы Сибирского социологического семинара. Новосибирск: Сиб. отд-ние АН СССР, 1970. С. 41-47.
8. Смолякова Т.В. Психологические особенности структуры профессиональной идентичности студентов, обучающихся в художественных вузах // Психологические исследования [Электронный ресурс]. 2014. № 7 (34). URL: http://psystudy.ru (дата обращения 30.10.2018).
9. Гавриченко О.В., Марцинковская Т.Д. Культура как образующая идентичности // Психологические исследования [Электронный ресурс]. 2017. № 10 (54). URL: http://psystudy.ru (дата обращения 30.10.2018).
References
1. Martsinkovskaya TD. Modern psychology - challenges of transitivity. Psikhologicheskie Issledovaniya [Internet]. 2015;8(42):1. URL: http://psystudy.ru (data obrashcheniya 30 October 2018). (In Russ.)
2. Mikhailova EV. Training of the self-presentation. Moscow: GU VShE Publ.; 2006. 167 p. (In Russ.)
3. Babaeva YuD., Voiskunskii AE., Smyslova OV. Internet. Impact on the personality. Gumanitarnye issledovaniya v Internetе. Moscow: Mozhaisk-Terra Publ.; 2000. P. 32-40. (In Russ.)
4. Zhichkina AE., Belinskaya EP. The strategy of the self-presentation in the Internet and their relation to real identity. CYBERPSY.RU [Internet]. 2017. 30 Aug. URL: http://cyberpsy.ru/articles/self-presentation_identity (data obrashcheniya 30 October 2018). (In Russ.)
5. Belinskaya EP., Gavrichenko OV. The self-presentation in virtual space. Phenomenology and regularities [Internet]. Psihologicheskie issledovaniya. 2018;60. URL: http://psystudy.ru (data obrashcheniya 30 October 2018). (In Russ.)
6. Identity and socialization in the modern world. Collected methodologies. TD. Martsinkovskaya (ed.) Moscow: Moskovskii pedagogicheskii gosudarstvennyi universitet Publ.; 2015. 112 p. (In Russ.)
7. Alekseev AN. Experience of measurement of specific weight of categories of contents on pages of the newspaper. Problemy kontent-analiza v sociologii. Materialy Sibirskogo sociologicheskogo seminara. Novosibirsk: Sib. otd-nie AN SSSR Publ.; 1970. P. 41-7. (In Russ.)
8. Smolyakova TV. Psychological features of structure of professional identity of the students studying in the art higher education institutions. Psikhologicheskie issle-
dovaniya [Internet]. 2014;7(34). URL: http://psystudy.ru (data obrashcheniya 30 October 2018). (In Russ.) 9. Gavrichenko OV., Martsinkovskaya TD. Culture as forming identities. Psikhologicheskie issledovaniya [Internet]. 2017;10(54). URL: http://psystudy.ru (data obrashcheniya 30 October 2018). (In Russ.)
Информация об авторе
Оксана В. Гавриченко, кандидат психологических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; Oksana-danshina@ rambler.ru
Information about the author
Oksana V. Gavrichenko, PhD in Psychology, associate professor, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125993; [email protected]