УДК 81'42 ББК 81.0 Г 38
Гермашева Т.М.
Кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей Ростовского государственного экономического университета, е-mail: tani-germasheva@mail. ru
Виртуальная языковая личность в пространстве блог-дискурса
(Рецензирована)
Аннотация:
Рассматриваются основные проблемы виртуальной языковой личности. Отмечается, что в виртуальном дискурсе языковая личность обладает полиидентичностью, динамичностью и свободой самореализации. Установлено, что самохарактеризация и воздействие являются базовыми компонентами самопрезентации виртуальной языковой личности.
Ключевые слова:
Виртуальная языковая личность, блог-дискурс, блогосфера, коммуникативные компетенции.
Germasheva T.M.
Candidate of Philology, Senior Lecturer of Department of Foreign Languages for the Humanity Specialties, Rostov State Economic University, e-mail:[email protected]
The virtual language personality in blog-discourse space
Abstract:
The paper examines the main problems of the virtual language personality. The language personality in a virtual discourse is shown to possess multi-identity, dynamism and freedom of self-realization. It is established that self-characterization and influence are basic components of self-presentation of the virtual language personality.
Keywords:
Virtual language personality, blog-discourse, blog sphere, communicative competences.
Вследствие того, что язык опосредует хранение и передачу информации, человек обладает как определенной концептуальной картиной мира, так и индивидуальным способом восприятия и передачи информации. Эти свойства отражены в концепции языковой личности и раскрываются в работах ряда российских лингвистов, работающих в русле когнитивной лингвистики и лингвокультурологии (В.И. Карасик, Г.И. Богин, В.В. Красных, Ю.Н. Караулов, В.А. Маслова, Т.В. Евсюкова и др.).
Согласно определению Г.И. Богина, языковая личность - это «человек, рассматриваемый с точки зрения его готовности производить речевые поступки, создавать и
принимать произведения речи» [1: 3]. Далее данное определение стало более объемным в интерпретации Ю.Н. Караулова, который рассматривал языковую личность как «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов)» [2: 27]. В условиях коммуникации языковая личность является таким же уникальным явлением, каким представлен каждый отдельный акт коммуникации. Языковая личность обладает одновременно языковой, энциклопедической и аксиологической компетенцией, она включает психическую и социальную составляющие, отражая их в коммуникации, и, таким образом, несет в себе выраженную принадлежность к определенному культурному сообществу [3]. Языковая личность является сложным феноменом, проявляющимся в когнитивном, поведенческом и аксиологическом аспектах и включающим культурную составляющую.
Виртуальная личность реализует себя в виртуальной коммуникативной среде. Коммуникативная компетенция виртуальной языковой личности представляет собой владение знаниями, представлениями, умениями и навыками, необходимыми для поддержания общения и обмена информацией в рамках виртуального дискурса согласно его целям и складывается из трех составляющих: энциклопедической, лингвистической и интерактивной, каждая из которых обладает определенной спецификой, по сравнению с реальным дискурсом. Энциклопедическая компетенция позволяет адекватно отражать желаемое, обогащена знаниями о компьютерных технологиях; лингвистическая - дает возможность использовать определенные языковые средства: для виртуального коммуниканта особенностью являются навыки нового вида устно-письменной речевой деятельности; благодаря интерактивной компетенции субъект, зная правила сетевых жанров и этикета, получает способность налаживать контакты в ходе виртуальной коммуникации.
С реальным дискурсом, как утверждает О.В. Лутовинова, виртуальный дискурс объединяют идентичные функциональные цели (социализирующие, коммуникативные, учебные, игровые, манипулятивные, психотерапевтические), при этом исследователь выделяет третичную социализацию, сетевую инкультурацию, самопрезентацию и развлечение как специфические функциональные цели виртуального дискурса. Раскрывая содержание указанных целей, Лутовинова О.В. описывает третичную социализацию как интериоризацию ценностей и норм поведения в виртуальном пространстве, инкультурацию как процесс присвоения виртуальной культуры, самопрезентацию - как реализацию виртуальной языковой личности в виртуальной среде [4]. При этом автор полагает, что самопрезентация в виртуальной среде формируется в результате деформирования структуры виртуальной коммуникации с переносом ориентации с другого на себя:
У меня проблема, которая не дает мне раскрыться полностью и узнать, на что я способна. Дело в том, что я часто не могу начать общение с человеком первой, есть какой-то внутренний барьер, мешающий мне. Я думаю, как буду выглядеть в глазах окружающих, если вдруг сделаю что-то не так, или что подумает обо мне человек, если я начну разговор. В первую очередь это касается парней, я боюсь, что меня не поймут, или я покажусь навязчивой и со мной не захотят общаться... Понимаю, что это глупо, быть такой неуверенной, но пока ничего не могу с собой поделать ^агу.ги/тетЬег/&928П9 23/08/2009).
Блог-дискурс является уникальной коммуникативной средой благодаря тому, что позволяют быть «наедине со всеми», сочетанием публичного и интимного. Можно настраивать это сочетание под себя, выбрать наиболее удобную модель взаимоотношений с миром и людьми [5: 12]. Блог является максимально гибкой и многофункциональной формой
Интернет-коммуникации.
Виртуальная языковая личность, подобно реальной личности, сохраняет собственное видение мира и ситуации коммуникации, однако не осознается партнером по блог-коммуникации как идентифицированная языковая личность. В блог-дискурсе адресантом виртуального высказывания является вербализированный образ, формирующийся в ходе виртуального коммуникативного акта и впоследствии растворяющегося в виртуальной коммуникативной среде. Экспликация особенностей виртуальной языковой личности является одновременно и образом и идентифицированной личностью виртуального партнера по общению. Усилия, направленные на получение реального образа или подтверждения подлинности реальной информации, являются бессмысленными, т.к. реальная личность не вовлечена в коммуникацию и с определенным намерением и целью поменяется виртуальной языковой личностью. Таким образом, виртуальная языковая личность может быть представлена через понятие маски, как характеристики, отражающей индивидуальные особенности речевого поведения виртуального коммуниканта [6].
Виртуальная языковая личность реализуется в создаваемых ею же текстах и проявляется в виртуальной коммуникативной среде как «квазиличность». Такое поведение предполагает установление отношений с виртуальным адресатом с помощью сетевой идентификации, представления аватара, языковых и неязыковых средств виртуальной коммуникации. Широко различается спектр тональности эмоционально-стилевого формата виртуальной коммуникации. Однако отмечается, что в виртуальном дискурсе над информативной преобладает фатическая тональность игрового, юмористического, доверительного, ироничного характера. Например:
Почему мы себя не любим? Да, вопрос кажется странным. Но ведь не любим, граждане. Мы любим кого угодно, но не себя. В первую очередь думаем о других, их желаниях, а потом о себе. Не всегда и не все, разумеется, но каждый может найти это у себя в жизни. Идти куда-то, потому что хочется другим, а не тебе, пить что-то, что нравится твоим друзьям, работать там, где ты медленно сходишь с ума. Кому-то НАДО. Кому-то, но не тебе. Так тяжело позволить себе стать собой, слушать свои желания и не идти у кого-то на поводу (http://livejoumal.com/323994.html).
Данное положение подтверждается в исследовании О.В. Лутовиновой, которая полагает, что идентичность виртуальной языковой личности неотрывна от самопрезентации, основанной на виртуальном коммуникативном поведении [4].
Анализ блог-дискурса показал, что основной целью «искусственной самопрезентации» является завоевание лояльности к своей персоне со стороны референтно значимой для «презентуемого» группы людей. Например: Пантера
Дикая кошка с мягкими лапками...
А по натуре я - вечный дон Кихот, вся моя жизнь - борьба за торжество справедливости.
Лорочка.. Искусственный Интеллект (109136)
я - КрАсОтКа!!! Просто КлАсС!!! Кто не верит, тому в ГлАз???
(http://www.liveintemet.ru/users/2459460/blog).
В рамках коммуникации в блогах в сравнении с реальной коммуникацией формируется специфическое ролевое поведение, которое можно охарактеризовать как
полиидентичность. У человека появляется уникальная возможность экспериментирования с собственной идентичностью, которые порождаются анонимностью и ограниченным сенсорным опытом. Для воплощения конкретных коммуникативных намерений авторами формируются собственные образы, за которыми, как правило, «стоит» немало социальных, психологических реалий.
Ведущими техниками самопрезентации в блог-дискурсе являются: самоописания и текстовые повествования; дополнительные визуальные средства, в особенности рисунки, фотографии, аудиофайлы и ссылки на другие ресурсы, а также, например, большинство молодежи предпочитают самопрезентовать себя при помощи данных он-лайн тестирования. В меньшей степени используются средства художественной литературы (стихотворения и проза), а также менее распространено размещение в блогах анкеты для знакомств.
Вслед за Кубрак Т.А. [7] в структуре самопрезентации в блоге нами выделяются две интенциональные составляющие. Первая составляющая предполагает самохарактеризацию: субъект направлен на себя, говорит о себе, что, очевидно, в других контекстах (не политическом) может осуществляться и без какого-либо намерения произвести конкретное впечатление и оказать воздействие на адресата речи. Например:
baba-yaga
люблю смотреть на людей. люблю наблюдать за их эмоциями. замечать их особенности. об этом, собственно говоря, блог.
Элис
Мне нравится носить мужские вещи, особенно рубашки. Я одеваю рубашку, белые шерстяные носки, смываю косметику, распускаю волосы и мне очень хорошо..просто так хорошо.
Я - типичный неудачник. Окончание -ца тут неуместно.
Я мужик Нет, биологически я баба. Но в душе мужик.
(http://www.liveintemet.ru/users/2459460/blog).
Вторая составляющая - воздействие - предусматривает стремление, охарактеризовав себя определенным образом, произвести впечатление на партнера по коммуникации (или аудиторию) и через это воздействовать на него. Например:
Элис
Придумала для себя идеальную смерть: «Когда буду сама себе не нужна, запишусь в кружок парашютистов и при первом же прыжке не буду дергать за кольцо, а упаду и разобьюсь в поле с ромашками. Ромашки в мелких Каплях Моей Крови». По-моему это чудесно.
(http://www.liveinternet.ru/users/2459460/blog).
Итак, проблемы виртуальной языковой личности субъекта блог-дискурса рассматриваются на базе концепции языковой личности в парадигме когнитивной лингвистики. Виртуальная языковая личность субъекта блог-дискурса включает в себя реальную языковую личность и обладает специальными коммуникативными компетенциями, обеспечивающими коммуникацию в виртуальной среде - она реализует себя в виртуальном дискурсе, формируя новый динамичный образ, обладающий высокой степенью свободы. Поведение виртуальной языковой личности характеризуется полиидентичностью, и структура ее самопрезентации включает такие компоненты, как самохарактеризация и воздействие.
Примечания:
1. Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. 30 с.
2. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Рус. яз., 1987. 263 с.
3. Уракова Ф.К., Хачмафова З.Р. Формирование языковой личности в условиях модернизации школы: проблемы и перспективы // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2012. Вып. 1 (95). С. 222-229.
4. Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса. Волгоград: Перемена, 2009. 496 с.
5. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете // Флогистон. 2003. 14 февраля. URL: http://flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml (дата обращения 10.07.2010).
6. Винокур Г.О. Филологические исследования: лингвистика и поэтика. М.: Наука, 1990. 452 с.
7. Кубрак Т.А. Интенция самопрезентации субъекта в вербальной коммуникации: автореф. дис. ... канд. психолог.наук. М., 2009.
8. Гавриченко О.В., Смолякова Т.В. Особенности саморепрезентации в Интернет-дневниках подростков и молодежи // Психологические исследования: электрон. науч. журн.
2008. N 1 (1). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.07.2010)
9. [Электронный ресурс]. URL: http://www.livejoumal.com.html
10. [Электронный ресурс]. URL: http://www.liveintemet.ru.html
References:
1. Bogin G.I. Model of the linguistic person in its relation to kinds of texts: Diss. abstract for the Cand. of Philology degree. L.: Leningr. State Un-ty, 1984. 30 pp.
2. Karaulov Yu.N. The Russian language and linguistic personality. M.: Rus. yaz., 1987. 263 pp.
3. Urakova F.K., Khachmafova Z.R. Formation of the linguistic personality in the conditions of school modernization: problems and prospects // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Philology and the Arts». Maikop, 2012. Iss. 1 (95). P. 222-229.
4. Lutovinova O.V. Lingvoculturological features of virtual discourse. Volgograd: Peremena,
2009. 496 pp.
5. Zhichkina A. Social and psychological aspects of communication on the Internet // Flogiston. 2003. February 14. URL: http://flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml (date of the address 10.07.2010).
6. Vinokur G.O. Philological researches: linguistics and poetics. M.: Nauka, 1990. 452 pp.
7. Kubrak T.A. Intension of self-presentation of the subject in verbal communication: Diss. ab-stract for the Cand. of Psychology degree. M., 2009.
8. Gavrichenko O.V., Smolyakova T.V. Features of self-representation in Web journals of teenag-ers and youth // Psychological researches: electron. scient. journal. 2008. N 1 (1). URL: http://psystudy.ru (address date: 10.07.2010)
9. [Electronic resource]. URL: http://www.livejournal.com.html
10. [Electronic resource]. URL: http://www.liveinternet.ru.html