Научная статья на тему 'Факторы вариативности виртуальной самопрезентации подростков'

Факторы вариативности виртуальной самопрезентации подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
408
49
Поделиться
Ключевые слова
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / SELF-PRESENTATION / ВИРТУАЛЬНАЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / VIRTUAL SELF-PRESENTATION / ВАРИАТИВНОСТЬ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ / МОТИВЫ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ / SELFPRESENTATION MOTIVES / ПОДРОСТКИ / ADOLESCENTS / SELF-PRESENTATION VARIATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хороших Валерия Викторовна, Чарыкова Екатерина Борисовна

Предложено определение понятия вариативности виртуальной самопрезентации. Выделены компоненты вариативности виртуальной самопрезентации: визуальная вариативность, вербальная вариативность и вариативность самопрезентационного поведения с различной аудиторией. Описаны ведущие мотивы вариативности виртуальной самопрезентации у подростков: стремление к самораскрытию, потребность в новизне. Установлено, что по мере взросления усиливается влияние мотивов самоутверждения, поиска социального одобрения. Выявлено, что половая принадлежность определяет основные различия в уровне вариативности визуальной самопрезентации в Интернете. Возраст, особенности самоотношения, эмоциональная устойчивость определяют вариативность вербальной самопрезентации. Вариативность самопрезентации с различной аудиторией определяется сочетанием возрастных, когнитивных и личностных особенностей подростков.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хороших Валерия Викторовна, Чарыкова Екатерина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Aspects of Variation of Adolescents’ Virtual Self-Presentation

The definition of variation of adolescentsvirtual self-presentation is given. Some components of virtual self-presentation variation are identified. They are visual variation, verbal variation, and variation of self-presentation behavior depending on the audience. Leading motives of variation of adolescentsvirtual self-presentation are described, they are strive for self-realization, novelty seeking. While growing up the influence of motives of self-esteem and social approval need becomes stronger. Basic differences in the level of visual self-presentation variation on the Internet are due to sexual identity. Age, personal self-conception, and emotional stability determine verbal self-presentation variation. A combination of age, cognitive and personal peculiarities determine variation of self-presentation behavior depending on the audience.

Текст научной работы на тему «Факторы вариативности виртуальной самопрезентации подростков»

Онлайн-доступ к журналу: М1р:/Лгуезйа_рзулзи.ги/ги/шНех.Ь1т1

2017. Т. 19. С. 103-112

Серия «Психология»

Иркутского государственного университета

И 3 ВЕСТИЯ

УДК 159.923.2

Факторы вариативности виртуальной самопрезентации подростков

В. В. Хороших, Е. Б. Чарыкова

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Аннотация Предложено определение понятия вариативности виртуальной самопрезентации. Выделены компоненты вариативности виртуальной самопрезентации: визуальная вариативность, вербальная вариативность и вариативность самопрезентационного поведения с различной аудиторией. Описаны ведущие мотивы вариативности виртуальной самопрезентации у подростков: стремление к самораскрытию, потребность в новизне. Установлено, что по мере взросления усиливается влияние мотивов самоутверждения, поиска социального одобрения. Выявлено, что половая принадлежность определяет основные различия в уровне вариативности визуальной самопрезентации в Интернете. Возраст, особенности самоотношения, эмоциональная устойчивость определяют вариативность вербальной самопрезентации. Вариативность самопрезентации с различной аудиторией определяется сочетанием возрастных, когнитивных и личностных особенностей подростков.

Ключевые слова: самопрезентация, виртуальная самопрезентация, вариативность самопрезентации, мотивы самопрезентации, подростки.

Взросление и становление личности современных детей и подростков происходит в условиях серьезных изменений жизненной среды, где экономическая, экологическая и политическая напряженность выступает общим фоном жизнедеятельности, а информосфера, понимаемая как пространство разнообразных информационных потоков, электронных и социальных коммуникаций [9], приобретает статус системообразующего фактора в жизни человека и общества.

Активное освоение интернет-пространства, социальных сетей подростками и молодежью обусловливает необходимость изучения процесса интернет-коммуникации в целом и изучения особенностей самопрезентационного поведения личности на социальных сайтах в частности.

Подростковый возраст является важным периодом в развитии системы представлений человека о самом себе, формировании самосознания, мировоззрения, системы ценностных ориентаций человека. Для современных подростков Интернет становится пространством, в котором появляются новые возможности для самовыражения, самораскрытия, проявления и утверждения собственной индивидуальности. В связи с этим изучение особенностей виртуальной самопрезентации подростков представляется особенно актуальным.

Понятие самопрезентации по-разному трактуется исследователями данного феномена. Аналитический обзор различных подходов к толкованию психологического содержания понятия самопрезентации проведен в работах Б. Шленкера и М. Вейголда [14], В. В. Хороших [10; 11], Е. В. Михайловой [5], О. А. Пикулевой [7].

Следует отметить, что большинство исследователей феномена самопрезентации солидарны с тем, что самопрезентация является одним из способов регуляции взаимодействий человека с социальной средой, а также что самопрезентация представляет собой поведенческий компонент в структуре «образа Я» личности.

В своих работах мы рассматриваем самопрезентацию как процесс регуляции производимого субъектом впечатления, с учетом специфики социальных ситуаций, и (или) выражения системы представлений о самом себе [11, с. 7].

В данном определении акцент сделан на существовании двух базовых целей процесса самопрезентации. Первая из них - изменение представления других о «Я», личности человека, имеющее конечной целью изменение отношения к себе, формирование определенного (чаще социально одобряемого, привлекательного) образа. Вторая - стремление выразить себя, раскрыть себя, представить другим свою внутреннюю сущность.

Изучение виртуальной самопрезентации является одним из приоритетных направлений в современных исследованиях данного феномена [2-4; 1315]. В одном из первых отечественных исследований виртуальной самопрезентации самопрезентация личности в сети Интернет определяется как «сознательное и несознательное предъявление личностью себя при помощи вербальных и невербальных средств коммуникации с целью формирования определенного впечатления у собеседника по интернет-общению и построения дальнейшего взаимодействия с ним» [12, с. 3].

Виртуальная самопрезентация понимается нами как процесс формирования субъектом определенного впечатления о себе, выражения системы представлений о самом себе в виртуальной среде.

Можно отметить, что в фокусе внимания современных исследователей виртуальной самопрезентации находятся проблемы взаимовлияния и взаимоотношения реальной и виртуальной идентичности, а также проблемы самопрезентационного поведения подростков в Интернете [2; 3; 13]. В то же время вариативность самопрезентационного поведения подростков в интернет-пространстве остается малоизученным феноменом, что делает задачу изучения факторов, определяющих вариативность самопрезентационного поведения в Интернете, актуальной.

Под вариативностью виртуальной самопрезентации мы понимаем способность личности изменять самопрезентационное поведение с учетом ситуационного контекста виртуального общения, особенностей целевой аудитории, активность и легкость модификации содержания самопрезентации в Интернете.

Вариативность виртуальной самопрезентации нами рассматривается как сложное образование, компонентами которого являются визуальная ва-

риативность, вербальная вариативность и вариативность самопрезентационного поведения с различной аудиторией.

Визуальная вариативность виртуальной самопрезентации отражает активность субъекта по модификации визуальной информации о себе в Интернете. В отношении само презентации в социальных сетях речь идет, прежде всего, о частоте смены аватара.

Вербальный компонент вариативности отражает активность изменения информационного содержания персональной страницы в Интернете. При этом способ предъявления информации о себе может иметь как прямой, так и косвенный характер. В последнем случае речь идет о представлении информации, опосредованно связанной с субъектом самопрезентации (например, публикация на своей странице записей, продуцированных другими пользователями).

Вариативность самопрезентационного поведения с различной аудиторией отражает количество и разнообразие стратегий самопрезентации, используемых субъектом виртуальной самопрезентации для реализации цели формирования благоприятного впечатления на различную аудиторию.

В проведенном нами с целью изучения факторов, определяющих вариативность виртуальной самопрезентации у подростков, эмпирическом исследовании приняли участие 115 человек (из них 59 мальчиков и 56 девочек) в возрасте от 12 до 17 лет.

В своем исследовании мы опирались на возрастную периодизацию Л. С. Выготского, обозначающего границы пубертатного возраста 13-17 годами [1, с. 256]. Заметим, что и современные ученые отмечают увеличение границ подросткового возраста [6; 8].

Для изучения вариативности самопрезентационного поведения в Интернете, мотивации виртуальной самопрезентации была разработана авторская анкета. По результатам анкетного опроса выборка была дифференцирована по уровню вариативности виртуальной самопрезентации. В группу испытуемых с высокой вариативностью виртуальной самопрезентации вошел 51 человек, в группу с низкой вариативностью виртуальной самопрезентации вошли 64 человека. Среднегрупповая величина интегрального показателя вариативности виртуальной самопрезентации составила 5,35 балла.

С целью изучения личностных особенностей подростков были использованы: факторный личностный опросник Р. Кеттелла для подростков (HSPQ); тест двадцати высказываний М. Куна и Т. Макпартленда; шкала самомониторинга М. Снайдера и социометрическая процедура.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для выявления возрастных особенностей вариативности виртуальной самопрезентации выборку также дифференцировали по возрасту на две группы: младшие подростки - в нее вошли подростки в возрасте от 12 до 14 лет (всего 57 человек, из них 37 мальчиков и 20 девочек) и старшие подростки - в нее вошли подростки от 15 до 17 лет (58 человек, из них 22 мальчика и 36 девочек).

Обратимся к результатам исследования. Результаты анкетирования показали, что ведущими мотивами вариативности визуальной самопрезента-

ции у подростков является стремление к новизне, стремление отразить происходящие с ними внутренние и внешние изменения. Желание сменить старую фотографию отмечают 25 % младших и 49 % старших подростков. 19 % младших подростков (и 5 % старших подростков) отмечают желание отразить возрастные изменения через аватар, что позволяет говорить о том, что младшие подростки чаще стремятся отразить на публикуемых в Интернете фото возрастные особенности и изменения, подчеркнув свою взрослость. Старшие подростки чаще стремятся получить внимание и одобрение своих друзей (16 % от общего числа подростков этой группы отмечают желание привлечь к себе внимание, тогда как у подростков младшего возраста данный ответ встречается только в 7 % случаев).

Анализ ответов подростков об основных причинах изменения текстовой информации о себе в социальных сетях позволяет говорить о том, что потребность самораскрытия преимущественно определяет вариативность содержания прямой текстовой самопрезентации. Подростки стремятся сообщить об изменениях, происходящих в их жизни, новых интересах, увлечениях (35 % младших и 41 % старших подростков указывают стремление проинформировать друзей и знакомых об изменениях в своей жизни в качестве причины изменения текстовой информации о себе на персональной странице в Интернете). В то же время старшие подростки проявляют большую заинтересованность в привлечении внимания (18 % подростков этой группы), что, очевидно, обусловлено поиском новых дружеских и эмоционально насыщенных контактов.

Косвенная самопрезентация, реализуемая через функцию «записи на стене», у младших подростков ориентирована преимущественно на формирование образа «хорошего друга» (35 % опрошенных подростков отмечают, что при помощи записей на своей стене они хотят показать себя как «веселого, жизнерадостного человека», 9 % стремятся позиционировать себя как «доброго, открытого человека»).

В то же время старшие подростки при помощи косвенной самопрезентации стремятся подчеркнуть свои интеллектуальные качества, свое индивидуальное мнение (36 % подростков этой группы стремятся при помощи записей на своей стене показать себя как «любознательного, с большим кругом интересов человека», 19 % как «человека, имеющего определенное мнение», 15 % как «умного, интересного собеседника»).

Результаты сравнительного анализа групп подростков с высокой и низкой вариативностью самопрезентационного поведения позволили выявить значимые различия некоторых показателей в сравниваемых группах. Анализ достоверности различий проводился с помощью ^критерия Стьюдента.

Результаты исследования показали, что подростки с высокой вариативностью самопрезентации отличаются большей представленностью в структуре Я-концепции качеств, раскрывающих их мотивационные (р < 0,01) и эмоционально-волевые характеристики (р < 0,05), нежели подростки с низкой вариативностью самопрезентации. Их отличает более позитивное самоотношение (р < 0,001).

Подростки с низкой вариативностью виртуальной самопрезентации чаще меняют визуальную информацию о себе в Интернете (р < 0,001), имеют большее количество друзей в социальных сетях (р < 0,001) и отличаются более негативным отношением к себе. Таким образом, можно отметить, что самоотношение, дифференцированность преставлений о себе, своих индивидуальных качествах опосредуют вариативность самопрезентационного поведения в Интернете у подростков.

Сравнение индивидуально-психологических особенностей мальчиков и девочек показало, что мальчики более независимы, самостоятельны (р < 0,001), обладают высоким уровнем самоконтроля (р < 0,01), нежели девочки. В структуре Я-концепции мальчиков чаще представлены качества, отражающие национальную и религиозную идентичность (р < 0,01), а также качества, отражающие их увлечения и интересы (р < 0,001). В свою очередь девочки более эмоционально возбудимы, чувствительны к происходящим событиям, обладают художественным восприятием мира (р < 0,01). В структуре представлений девочек о себе отмечено большее количество характеристик, передающих неповторимость, уникальность присущих им качеств (р < 0,001), а также семейные роли (р < 0,01), эмоционально-волевые особенности характера (р < 0,05). По сравнению с мальчиками девочки демонстрируют более высокий уровень вариативности визуальной самопрезентации (р < 0,001), что, очевидно, связано со стремлением подчеркнуть свои достоинства, представить более выигрышные фотографии. Девушки стремятся завести больше знакомых в виртуальной среде (р < 0,001). Отвечая на вопрос о причинах модификации визуального ряда персональной странички, девочки в качестве основных мотивов вариативности визуальной самопрезентации отмечают потребность получить внимание, стремление к новизне, в то время как мальчики просто хотят обновить старую информацию.

Результаты корреляционного анализа позволяют говорить о том, что вариативность виртуальной самопрезентации девочек в большей степени опосредована эмоционально-волевыми качествами личности. В то время как вариативность виртуальной самопрезентации мальчиков опосредуется коммуникативными качествами личности, открытостью и активностью поведения в Интернете.

Сравнение групп подростков по возрасту позволило установить, что младшие подростки являются менее общительными, проявляют большую сдержанность в межличностном общении (р < 0,001), менее эмоционально чувствительными, они более рассудительны и прагматичны (р < 0,001) по сравнению со старшими подростками. В структуре Я-концепции младших подростков достоверно меньше представлены качества, раскрывающие их индивидуальность, подчеркивающие их самобытность и уникальность (р < 0,001), а также эмоционально-волевое «Я» (р < 0,001), и характеристики, отражающие качества ума (р < 0,05). В то же время в структуре Я-концепции подростков данной группы больше представлены качества, передающие их религиозную и этническую идентичность (р < 0,001). Под-

ростки этой группы отличаются более высоким уровнем самоконтроля, дисциплинированностью, нормативностью поведения (р < 0,01).

Старшие подростки более общительны (р < 0,001), впечатлительны, эмоциональны (р < 0,001), отличаются меньшей дисциплинированностью и нормативностью поведения (р < 0,01). В структуре Я-концепции подростков этой группы представлено больше качеств, отражающих дифференцирующую составляющую «образа Я», подчеркивающих их уникальность, индивидуальность, чаще через характеристики интеллекта (р < 0,05), описание своих эмоционально-волевых качеств (р < 0,001). Выявленные особенности согласуются с возрастными закономерностями становления самосознания, описанными в литературе.

В то же время отметим, что старшие подростки демонстрируют большую вариативность виртуальной самопрезентации в процессе общения с разной аудиторией (р < 0,001). Они легче модифицируют свои вербальные проявления, ориентируясь на партнеров по виртуальной коммуникации, контролируя свое поведение в зависимости от целей общения с различной аудиторией.

С целью определения основных предикторов вариативности виртуальной и реальной самопрезентации была осуществлена процедура множественной линейной регрессии. Регрессионный анализ применялся к общей совокупности данных. В качестве предикторов вариативности виртуальной самопрезентации, а также гибкости самопрезентационного поведения в реальном общении использовались коммуникативные, эмоционально-волевые особенности личности подростков, а также особенности Я-концепции, характеристики социального статуса подростков. Для прогнозирования вариативности визуальной, вербальной виртуальной самопрезентации, вариативности виртуальной самопрезентации при общении с разной целевой аудиторией, а также гибкости самопрезентационного поведения в реальном общении как зависимых переменных определялись Р-коэффициенты путем вычисления оценок по уравнению регрессии с приведенными ниже формулами.

Регрессионное уравнение для показателя «вариативность визуальной самопрезентации» выглядит следующим образом:

ВВспр = -0,21МЯ + 8,66,

где МЯ - мотивационное Я.

Полученный результат свидетельствует об обусловленности вариативности визуальной самопрезентации в Интернете всего лишь одним показателем, характеризующим представленность мотивационных характеристик личности в структуре Я-концепции личности. Причем вариативность визуальной самопрезентации тем выше, чем меньше качеств, отражающих установку на риск, достижения, познание, выведено в общей структуре представлений подростков о самих себе.

Регрессионное уравнение для показателя «вариативность вербальной самопрезентации» выглядит следующим образом:

ВВер спр = 0,21ЭмУст - 0,34ЭмВол Я - 0,2к0трХ-к - 0,24 возраст + 4,03,

где ЭмУст - эмоциональная устойчивость (фактор С, опросник Кеттелла), ЭмВол Я - количество эмоционально-волевых характеристик в структуре Я-концепции, кОтрХ-к - количество отрицательных характеристик себя.

Полученный результат свидетельствует об обусловленности вариативности вербальной самопрезентации высокой эмоциональной устойчивостью, уравновешенностью, позитивным самоотношением (низким количеством негативных самоописаний, низкой представленностью качеств, отражающих особенности эмоционально-волевых проявлений и качеств в структуре Я-концепции). Также можно отметить, что младшие подростки демонстрируют более высокий уровень вариативности вербальной самопрезентации в Интернете. Они активнее меняют текстовую информацию на своей странице.

Регрессионное уравнение для показателя «вариативность самопрезентации при общении с разной аудиторией» выглядит следующим образом:

ВспрА = 0,31 возраст 0,31семЯ + 0,24Домин + 0,24Инт +

+ 0,20ПолИд + 0,19кПолХ-к - 0,19Трев - 0,18СоцСм - 0,94,

где семЯ - количество семейных ролей в структуре Я-концепции, Домин -доминантность (фактор Е, опросник Кеттелла), Инт - интеллект (фактор В, опросник Кеттелла), ПолИд - характеристики, указывающие на половую идентичность, ПолХ-к - положительные характеристики в структуре Я-концепции, Трев - тревожность (фактор О, опросник Кеттелла), СоцСМ -социальная смелость (фактор Н, опросник Кеттелла).

Полученный результат позволяет говорить о том, что вариативность самопрезентации с различной аудиторией в виртуальной среде обусловлена самостоятельностью, независимостью подростков, сообразительностью, уровнем общей культуры и эрудицией. В то же время более высокую вариативность самопрезентационного поведения с разной целевой аудиторией определяет спокойствие, эмоциональная уравновешенность, меньшая представленность в структуре Я-концепции семейных ролей, наличие характеристик, отражающих половую идентификацию. Вариативность виртуальной самопрезентации с различной целевой аудиторией увеличивается по мере взросления подростков, при этом робость, застенчивость в реальном межличностном общении так же способствуют увеличению вариативности самопрезентации в виртуальной среде.

Регрессионное уравнение для показателя «уровень самомониторинга» выглядит следующим образом:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СМ = 0,28СоцСм + 0,25Инд + 0,2КомЯ + 0,19Трев - 0,19Конф -- 0,2 возраст + 8,3,

где СоцСм - социальная смелость (фактор Н, опросник Кеттелла), Инд -индивидуализм (фактор J, опросник Кеттелла), КомЯ - коммуникативное Я, Трев - тревожность (фактор О, опросник Кеттелла), Конф - конформизм (фактор Q2, опросник Кеттелла).

Полученный результат свидетельствует о том, что гибкость, вариативность самопрезентационного поведения подростков в реальном взаимодействии обусловлена высоким уровнем социальной смелости, активности, выраженным индивидуализмом, высокой тревожностью, конформностью, стремлением подстроиться под мнение группы, принятые в группе стандарты поведения, представленностью в структуре Я-концепции коммуникативных характеристик. Уровень самомониторинга по мере взросления подростков понижается.

Таким образом, можно отметить, что выделенные компоненты вариативности виртуальной самопрезентации существенно различаются по сложности и природе обусловливающих их факторов.

Половая принадлежность выступает в качестве основного фактора, определяющего различия в уровне вариативности визуальной самопрезентации в Интернете. Девочки-подростки проявляют большую активность в модификации визуальных компонентов собственного образа в Интернете.

Вариативность вербальной самопрезентации в Интернете зависит от возрастных особенностей подростков, особенностей самоотношения, уровня эмоциональной устойчивости.

Вариативность виртуальной самопрезентации при общении с разной аудиторией обусловлена возрастом подростков, а также коммуникативными качествами, эмоционально-волевыми особенностями личности, особенностями Я-концепции подростков, уровнем общей культуры и эрудиции. По мере взросления вариативность виртуальной самопрезентации в процессе взаимодействия с различной целевой аудиторией увеличивается, тогда как вариативность вербальной самопрезентации в Интернете снижается.

Сравнение предикторов вариативности самопрезентации в реальном общении и в интернет-среде позволяет говорить о том, что Интернет выполняет компенсаторную функцию для подростков, предоставляя своеобразную возможность для совершенствования коммуникативных навыков.

Список литературы

1. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 4. Детская психология / Л. С. Выготский ; под ред. Д. Б. Эльконина. - М. : Педагогика, 1984. - 432 с.

2. Гавриченко О. В. Особенности саморепрезентации в Интернет-дневниках подростков и молодежи [Электронный ресурс] / О. В. Гавриченко, Т. В. Смоляко-ва// Психол. исслед. : электрон. науч. журн. - 2008. - № 1(1). - URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2008n1-1/79-gavrichenko1.

3. Изотова Е. И. Особенности самопредъявления подростков с разной степенью сформированное™ идентичности / Е. И. Изотова // Психол. исслед. - 2012. -Т. 5, № 26. - С. 9.

4. Крылов Е. Ю. Формирование тактик целенаправленной самопрезентации у студентов в виртуальной среде : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е. Ю. Крылов. - СПб., 2012. - 22 с.

5. Михайлова Е. В. Самопрезентация: теории, исследования, тренинг / Е. В. Михайлова - СПб. : Речь, 2007. - 224 с.

6. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. - М. : Тривола, 1995. - 352 с.

Известия Иркутского государственного университета 2017. Т. 19. Серия «Психология». С. 103-112

7. Пикулева О. А. Социальная психология самопрезентации личности : авто-реф. дис. ... д-ра психол. наук / О. А. Пикулева. - СПб., 2014. - 45 с.

8. Поливанова К. Н. Взросление сегодня - социальные изменения современного детства [Электронный ресурс] / К. Н. Поливанова. - URL: http://www.gosbook.ru/ node/21848.

9. Социальная семиотика жизненной среды современного ребенка [Электронный ресурс] / Н. Н. Королева, О. М. Гончарова, Ю. Л. Проект, И. М. Богдановская, П. Н. Виноградов// Письма в Эмиссия. Оффлайн : электрон. науч. изд. - 2013. -№ 11. - URL: http://www.emissia.org/offline/2013/2097.htm.

10. Хороших В. В. Вариативность самопрезентации как предмет психологического исследования // Науч.-техн. ведомости Санкт-Петерб. гос. политехи. ун-та. гуманитар. и обществ. науки. - 2015. - № 1 (215). - С. 172-178.

11. Хороших В. В. Методы изучения самопрезентации : метод. пособие / В. В. Хороших. - СПб : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. - 43 с.

12. Шевченко И. С. Вариативность самопрезентации личности в интернет-общении : автореф. дис. ... канд. психол. наук / И. С. Шевченко. - Казань, 2002. - 23 с.

13. Michikyan М. Can you tell who I am? Neuroticism, extraversion, and online self-presentation among young adults [Electronics recourse] / M. Michikyan, К Subrah-manyam, J. Dennis // Computers in Human Behavior, 2014. - URL: http://www.cdmc.ucla.edu/KS_Media_biblio_files/Michikyan %20et %20al %20 % 202014_1.pdf.

14. Schlenker B. Interpersonal processes involving regulation and management / B. Schlenker, M. Weigold // Annual Reviue of Psycology. - 1992. - N 43. - P. 133-169.

15. Strano M. User Descriptions and Interpretations of Self-Presentation through Facebook Profile Images [Electronic resource] // Cyberpsychology : Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. - 2008. - N 2(2), Article 5. - URL: http://www.cyberpsychology.eu/view.php?cisloclanku = 2008110402.

Aspects of Variation of Adolescents' Virtual Self-Presentation

V. V. Khoroshikh, E. B. Charykova

Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint-Petersburg

Abstract. The definition of variation of adolescents' virtual self-presentation is given. Some components of virtual self-presentation variation are identified. They are visual variation, verbal variation, and variation of self-presentation behavior depending on the audience. Leading motives of variation of adolescents' virtual self-presentation are described, they are strive for self-realization, novelty seeking. While growing up the influence of motives of self-esteem and social approval need becomes stronger. Basic differences in the level of visual self-presentation variation on the Internet are due to sexual identity. Age, personal self-conception, and emotional stability determine verbal self-presentation variation. A combination of age, cognitive and personal peculiarities determine variation of self-presentation behavior depending on the audience.

Keywords: self-presentation, virtual self-presentation, self-presentation variation, self-presentation motives, adolescents.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хороших Валерия Викторовна кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии профессиональной деятельности, Институт психологии Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, г. Санкт-Петербург, ул. Набережная реки Мойки, 48 e-mail: VKhoroshikh@gmail. com

Чарыкова Екатерина Борисовна магистрант, Институт психологии Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена 191186, г. Санкт-Петербург, ул. Набережная реки Мойки, 48 e-mail: milashka20793@hotmail. com

Khoroshykh Valeriya Viktorovna Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor, Department of Vocational Psychology, Institute ofPsychology

Herzen State Pedagogical University of Russia

48, Moika River Embankment, Saint-Petersburg, 191186 e-mail: VKhoroshikh@gmail. com

Charykova Ekaterina Borisovna Master's Degree Student, Institute of Psychology

Herzen State Pedagogical University of Russia

48, Moika River Embankment,

Saint-Petersburg, 191186

e-mail: milashka20793@hotmail. com