Научная статья на тему 'Хэштег как средство самопрезентации публичной персоны в социальной сети "Instagram"'

Хэштег как средство самопрезентации публичной персоны в социальной сети "Instagram" Текст научной статьи по специальности «Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации (СМИ)»

CC BY
190
32
Поделиться
Ключевые слова
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / SELF-PRESENTATION / ХЭШТЕГ / ХЭШТЕГ-ТЕКСТ / HASHTAG / НИКНЕЙМ / NICKNAME / HASHTAG-TEXT

Аннотация научной статьи по массовой коммуникации, журналистике, средствам массовой информации, автор научной работы — Наволока Юлия Сергеевна

В статье рассматриваются особенности самопрезентации публичных персон в социальной сети «Instagram». Лингвистическим средством их позитивной самопрезентации наряду с никнеймами служат хэштеги. Анализ показывает, во-первых, количественный перевес «женских» web-страниц над «мужскими», во-вторых значительное преобладание информационных хэштегов над побудительными или вопросительными, в-третьих тематическую неравновесность информации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Хэштег как средство самопрезентации публичной персоны в социальной сети "Instagram"»

13. Polishchuk G.G. Rechevoe povedenie v strukture khudozhestvennogo teksta [Speech behavior in the structure of an artistic text]. In: Problemy reche-voy kommunikatsii [Problems of speech communication]. Saratov, Saratov State Univ. Press, 2000, pp. 152-156.

14. Shtayn Kh. O dialoge v khudozhestvennoy proze [About dialogue in artistic prose]. In: Dialogiches-kaya rech' - osnovy i protsess [Dialogue speech - the basis and process]. Tbilisi, Tbilisi State Univ. Press, 1980, pp. 195-204.

9 ноября 2017 г.

УДК 81

ХЭШТЕГ КАК СРЕДСТВО САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ПУБЛИЧНОЙ ПЕРСОНЫ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «INSTAGRAM»

Ю.С. Наволока

DOI 10.23683/2072-0181-2017-92-4-133-135

Поскольку средой общения все чаще выступает виртуальное пространство, постольку и самопрезентация сегодня активно внедряется в Интернет. Для представителей публичных профессий (артистов, телеведущих, спортсменов, журналистов и др.) это часть профессиональной деятельности, часть их образа жизни - жизни напоказ. Особенности самопрезентации личности в Интернет-пространстве неоднократно привлекали внимание психологов, социологов, философов, которые посвятили этому феномену не только отдельные статьи, но и целые диссертации (см., например, труды А.Е. Жичкиной и Е.П. Белинской [1, 2], И.С. Шевченко [3], Н.В. Чудовой [4], Т.А. Наумовой [5, 6], Е.С. Завьяловой [7], Е.Ю. Крылова [8]; и др.). При этом, насколько известно, нет работ, которые были бы посвящены специфике языковой самопрезентации личности в креолизованном Интернет-тек-*

сте нового типа .

Возможность обнаружения новых подходов к самопрезентации личности в социальных сетях типа «Instagram» делает необходимыми и актуальными их поиск и оценку. Именно в силу обозначенных причин данная работа ставит целью выявление особенностей самопрезентации публичных персон в социальной сети «!ш!а-

* Имеется в виду особым образом организованная социальная сеть «Instagram», где на web-странице на первый план выдвигается изображение, а содержательно важной вербальной частью оказывается хэштег-текст.

Наволока Юлия Сергеевна - аспирант кафедры русского языка Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 150, e-mail: kria@sfedu.ru, Julkanaw@mail.ru.

gram». В данном изыскании внимание сосредоточено на ее лингвистическом аспекте.

Представляется, что наиболее адекватным методом заявленного исследования может служить метод контент-анализа.

Прежде чем рассматривать особенности создания хэштег-текстов, рассмотрим, какие хэштеги используются в качестве составляющих их элементов. При проведении данного исследования было отобрано и проанализировано 300 web-страниц публичных личностей социальной сети Instagram, а, следовательно, и 300 хэштег-текстов, содержащих в совокупности 1 874 хэш-тега. Следует отметить, что вербальный компонент (хэштег-текст в целом) в социальной сети часто взаимодействует с невербальным (медиа-компонентом), благодаря которому автор может наглядно демонстрировать себя определенной аудитории, визуализировать свои мысли, идеи. Что касается вербального компонента, здесь автор самостоятельно проводит отбор языковых средств, при помощи которых расставляются необходимые для него самого акценты в презентуемом материале.

В исследуемом материале обнаруживается заинтересованность в самопрезентации прежде всего публичных персон как личностей, которые преследуют цель расширить аудиторию поклонников. Отбор персон проводился исходя из активности и популярности пользователей в сети «Instagram». 300 страниц принадлежат 12 публичным личностям. Среди них 4 телеведущих: Ольга Бузова, Юлия Высоцкая и др., 3 музыкан-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Julia Navoloka - Southern Federal University, 150, Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344006, e-mail: kria@ sfedu.ru, Julkanaw@mail.ru.

та: Дима Билан, Полина Гагарина и др., 1 актер театра и кино - Константин Соловьев, 1 руководитель студии красоты и стиля - Араик Крист Ишханян, а также 1 руководитель наркологической клиники - Олег Болдырев, 1 PR-менеджер - Кристина Сафронова, 1 директор сети магазинов модной одежды - Наталья Восков-ская. Для эффективности самопродвижения такие персоны создают себе особый ник в сети «Instagram», в который включается обязательно антропоним (имя, фамилия, псевдоним). С указанием только имени образован 1 никнейм; только фамилии - 5; сочетания имени и фамилии - 5; псевдонима - 1; ср.: achekhova, tasha_voskovskaya и др. К антропониму может быть добавлена дата или только год рождения (buzova86, gagara1987 и др.). Для верификации своего аккаунта некоторые авторы добавляют в никнейм слово official, чтобы остальные пользователи сети могли понять, что эта страница не поддельная (или, как говорят теперь Интернет-пользователи, фейко-вая) и принадлежит реальному человеку (julia-vysotskayaofficial, araikkristofficial и др.). Из 12 пользователей четыре в своем никнейме имеют добавочный компонент official.

Следует отметить, что часто авторы помещают свои персональные данные (имя, фамилию) не только внутрь никнейма, но и внутрь хэштега, тем самым автор делает ссылку на самого себя, акцентирует внимание на своей персоне, например, #juliavysotskaya (37), #димаби-лан (23) и др. Также упоминание персональных данных помогает при поиске в сети информации о каком-либо авторе. Для этого в строку поиска вводится никнейм, и поисковая система выдает все, что связано с этой личностью (персональная страница, отдельные хэштеги, фотоматериалы, и т.д.).

После проведения анализа гендерной принадлежности авторов хэштег-текстов результаты оказались следующими: из 300 web-страниц 215 принадлежат 7 женщинам, а 85 - 5 мужчинам, т. е. женщины почти в два раза активнее проявляют себя как создатели web-страниц. Видимо, большинство представительниц женского пола выкладывает многочисленные фото, видео разных жизненных ситуаций, мест, путешествий, чтобы наглядно демонстрировать насыщенность жизни событиями, ее особенность и разнообразие.

Анализ коммуникативных особенностей самопрезентации публичной персоны в рамках хэштега, нацеленной на привлечение внимания к ее жизни целевой аудитории, позволяет увидеть резкое различие в востребованности структур,

эксплицирующих цель высказывания. По цели все хэштеги в материале можно разделить на созданные для информирования (1 773), для побуждения (96), для получения информации (5). Активность приема информирования обусловлена тем, что в его рамках автор может «порционно», дозированно сообщать о своих интересах, событиях своей жизни, заинтриговать целевую аудиторию, а, следовательно, сможет продвинуть свой аккаунт в социальной сети и сделать саморекламу.

Исходя из характера сведений, сообщаемых автором, информационные хэштеги можно разделить на следующие группы:

1) указание на детали профессиональной деятельности (813), например: #психотерапевт (22), #врач (22) и др. Остальные хэштеги этой группы встретились по одному разу. С помощью этого приема авторы показывают свой профессионализм, уникальность, незаменимость, важность, компетентность в определенных вопросах. Также автор может продвигать не только себя, но и своё место работы, используя хэштег с названием телеканала (27), например: #нтв (11), #музтв (7), #т1:у (4).

2) сообщение персональных данных (304), например: #юлиявысоцкая (37), #димабилан (23); и др.

3) информация о событиях своей жизни (260): #яоткрываюмирдругихмужчин (14), #не-обошлосьбезпадений (5); и др.

4) сообщение о психоэмоциональной реакции, об аспектах своего поведения или о внешности (156), например: #перепуганнаялань (21), #самаякрасиваябулочка (20); и др.

5) отсылка к ценностным предпочтениям (135), например: #счастье (21), #радость (18), #жизнь (9); и др.

6) сообщение о единстве с почитателями (87), которое передается за счет использования автором а) форм личных и притяжательных местоимений 1 лица (мои, со мной), например, #моилюдивсегдасомной (31) и др.; окказионализма, маркирующего совокупность поклонников, которые следят за карьерными успехами и личной жизнью автора, - #обузев-шие (24); слова, выражающего благодарность, -#спасибо (5); и др.

7) информирование о своих намерениях (18), например: #скороальбом (5), #дальшеболь-ше (4), #скоросольник (3); и др.

Побудительные хэштеги могут:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) мотивировать аудиторию к совершению каких-либо действий, например, #танцуй-какБузова (7), #следитезанами (2) и др.;

134

2017

№ 4

НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА

2) призывать аудиторию к определенному поведению, например, #ненадостесняться (5), #будьпервой (3) и др.

Хэштеги для получения информации представлены вопросительными предложениями, смысл которых ясен только при обращении к изображению (ср.: #АдальшеКак, #ненуачо, #какдалекомызайдемвэтотраз), поэтому в настоящей статье анализу не подвергаются.

Таким образом, никнейм публичных персон в социальной сети «Инстаграм» содержит антропоним, например lopyrevavika, ira_patlakh_ pavliashvili, nyusha nyusha и др., либо может иметь добавочный компонент official, например, katyalelofficial, lobodaofficial, bilanofficial и др. Такие никнеймы легко запоминаются, с их помощью можно легко найти и идентифицировать какую-либо публичную персону, а также узнать о ней необходимую информацию. В гендерном плане такой способ самопрезентации чаще выбирают представительницы женского пола. Самым популярным приемом самопрезентации в сети «Instagram» является информирование, в котором авторы сообщают о деталях профессиональной деятельности, об аспектах своего характера или внешности, о событиях своей жизни либо просто упоминают свое имя. Проведенное исследование свидетельствует о том, что коммуникативные приемы, реализуемые в хэштегах в совокупности с особым никнеймом, охотно избираются публичными персонами как средство самопрезентации в социальной сети «Instagram».

ЛИТЕРАТУРА

1. ЖичкинаА.Е., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета // Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Т. V Вып. VII / Под ред. В.С. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2000. С. 431-460.

2. Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью [Электронный ресурс]. URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/strategy (дата обращения: 05.11.2017).

3. Шевченко И.С. Вариативность самопрезентации личности в Интернет-общении: Дис. ... канд. пси-хол. наук Казань, 2002. 170 с.

4. Чудова Н.В. Особенности образа «Я» «жителя Интернета» / Н.В. Чудова // Психологический журнал. 2002, Т. 23, № 1. С. 113-118.

5. Наумова Т.А., Леонов Н.И. Особенности конструирования образа «Я» независимых и зависимых от Интернет пользователей // Вестник

Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Сер. «Акмеология образования». 2005. Т. 11. № 2. С. 140-145.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Наумова Т.А. Образ «Я» интернет-зависимых и интернет-независимых социальных агентов в виртуальном пространстве: Дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2008. 138 с.

7. Завьялова З.С. Самопрезентация личности в чат-коммуникации: Дис. ... канд. философ. наук. Томск, 2011. 144 с.

8. Крылов Е.Ю. Формирование тактик целенаправленной самопрезентации у студентов в виртуальной среде: Автореф. дис. ... канд. психол. Наук. СПб., 2012. 22 с.

REFERENCES

1. Zhichkina A.E., Belinskaya E.P. Samoprezentatsiya v virtual'noy kommunikatsii i osobennosti identich-nosti podrostkov-pol'zovateley Interneta [Self-presentation in virtual communication and identity features of adolescent Internet users]. In: Obrazovanie i informatsionnaya kul 'tura. Sotsiologicheskie aspekty. Trudy po sotsiologii obrazovaniya [Education and information culture. Sociological aspects. Works on sociology of education]. Vol. 5. Moscow, Center of Sociology of Education of RAE, 2000, pp. 431-460.

2. Belinskaya E.P., Zhichkina A.E. Strategii samo-prezentatsii v Internet i ikh svyaz' s real'noy identichnost'yu [Self-presentation strategies on the Internet and their relationship to real identity], available at: http://flogiston.ru/articles/netpsy/strategy (accessed 5 Nov 2017).

3. Shevchenko I.S. Variativnost' samoprezentatsii li-chnosti v Internet-obshchenii [Variability of self-presentation of the person in Internet communication. Dissertation for the degree of Candidate of Psychology]. Kazan, 2002, 170 p.

4. Chudova N.V. Psikhologicheskiy zhurnal, 2002, Vol. 23, no.1, pp. 113-118.

5. Naumova T.A., Leonov N.I. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Ser. «Akmeologiya obrazovaniya», 2005, vol. 11, no. 2, pp. 140-145.

6. Naumova T.A. Obraz «Ya» internet-zavisimykh i internet-nezavisimykh sotsial'nykh agentov v virtual'nom prostranstve [The image of «I» of Internet-dependent and Internet-independent social agents in the virtual space. Dissertation for the degree of Candidate of Psychology]. Yaroslavl', 2008, 138 p.

7. Zav'yalova Z.S. Samoprezentatsiya lichnosti v chat-kommunikatsii [Self-presentation of the person in chat communication. Dissertation for the degree of Candidate of Philosophy]. Tomsk, 2011, 144 p.

8. Krylov E.Yu. Formirovanie taktik tselenapravlen-noy samoprezentatsii u studentov v virtual'noy srede [Formation of tactics of purposeful self-presentation among students in a virtual environment. A thesis submitted for the degree of Candidate of Psichol-ogy]. St.-Petersburg, 2012, 22 p.

14 ноября 2017 г.