Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1640
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самооценка / младший школьный возраст / особенности / мотивы / виды / позиция «Я».

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — К.С. Степанова

В статье даётся анализ отечественной литературы по проблеме исследования, рассматриваются возрастные особенности младшего школьного возраста, специфика самооценки младших школьников и факторы, влияющие на ее формирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

К.С. Степанова

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье даётся анализ отечественной литературы по проблеме исследования, рассматриваются возрастные особенности младшего школьного возраста, специфика самооценки младших школьников и факторы, влияющие на ее формирование.

Ключевые слова: самооценка, младший школьный возраст, особенности, мотивы, виды, позиция «Я».

Особенности самооценки детей младшего школьного возраста обусловлены новым этапом в жизни ребенка, так как в возрасте 6-7 лет ребенок идет в школу. Ребенок начинает учиться, становится членом школьного коллектива, у него меняется система отношений со взрослыми, появляется ряд новых обязанностей. В этой ситуации самооценка становится важным элементом в формирующейся личности младшего школьника, потому как оказывает влияние на его способность учиться, осваивать новый материал, на развитие его умений и навыков, а также на уверенность ребенка в себе.

Л.И. Божович отмечает, что положение, которое занимает ребенок в начале младшего школьного возраста, определяется объективными потребностями общества с одной стороны и существующими в данном обществе представлениями о возрастных возможностях ребенка, о том, каким он должен быть - с другой [3; с. 352].

Т.В. Архиреева, считает, что у детей 6-7-летнего возраста в связи с продвижением в их общем психическом развитии ярко отражена направленность к познанию нового, более «взрослого» места в жизни и выполнению новой, важной не только для них самих, но и для окружающих деятельности [2; с. 31-38]. В школьном обучении данная направленность ребенка реализуется в желании занять социальное положение школьника. В этот период 6-12 лет у ребенка кардинально меняется образ жизни, он приступает к выполнению новой обязательной, общественно полезной деятельности. Этот возраст характеризуется расширением системы отношений, в которой дети объективно реализуют себя как субъекты нравственного поведения [11; с. 115].

Обучение в школе создает зону ближайшего развития, утверждает Л.С. Выготский, порождая развитие у ребенка ряд внутренних процессов, которые первоначально активизируются в сфере сотрудничества со взрослыми и сверстниками, а потом становятся внутренним состоянием ребенка [4; с. 132]. Так, новая деятельность, изменившиеся условия общения в младшем школьном возрасте способствуют развитию оценочных отношений, которые формируют самооценку ребенка.

В этот период развития школьника значительно возрастают требования к моральным аспектам поведения, более сложными становятся оценочные отношения, появляются формализованные оценки его достижений и неудач, неформальные, чаще эмоциональные, чем рациональные реакции родителей на эти оценки. В этом возрасте интенсивнее проходит процесс становления школьника как субъекта деятельности, создаются благоприятные предпосылки для формирования нравственности вообще и самооценки в частности. Также для этого возраста характерно осознанное применение ребенком социально обусловленных средств психической регуляции при подчинении своих желаний нравственным нормам.

В младшем школьном возрасте у ребенка происходит углубление процесса самопознания и увеличение интереса к собственному внутреннему миру. Так, Т.Ю. Андрущенко считает, что отношение к себе, которое формируется у детей в процессе взаимодействия с социальным окружением, существенно влияет на регуляцию собственных действий и поступков [1; с. 56]. В это время появляются оценки их результатам, реакции родителей и учителей на эти оценки, следовательно увеличиваются требования к поведению ребенка, его знаниям и умениям. Так как младший школьник ещё не уверен в своем выборе, не может предсказать ход событий и своё поведение в определенной ситуации, вызывающей фрустрацию, то у него появляется нестабильный образ Я, а порой и заниженная самооценка, низкий уровень самоуважения. Но,

© К.С. Степанова, 2022.

Научный руководитель: Баранов Александр Аркадьевич - доктор психологических наук, профессор, директор Института педагогики, психологии и социальных технологий Удмуртского государственного университета, Россия.

стоит отметить, что в то же время самооценка младшего школьника становится уже более объективной, дифференцированной, рефлексивной и обобщенной.

Младший школьный возраст, по периодизации Д.Б. Эльконина, относится к категории стабильных. Этот период представляет собой постепенное количественное обогащение изменений развития, которые в следующий за ним критический период приобретают характер основных новообразований периода. Д.Б. Эльконин отмечает, что когда ребенок приходит в школу, у него происходит перестройка всей системы взаимоотношений с действительностью [13; с. 115]. Так, в школе возникает новая структура отношений со взрослыми - появляется человек, который влияет на развитие ребенка. Среди новообразований младшего школьника в этот период развития Л. Божович выделяет: произвольность действий, внутренний план действий, теоретическое мышление, рефлексия [3; с. 276].

Ученые отмечают высокую сенситивность детей младшего школьного возраста, пластичность психических процессов, а также повышенную эмоциональность. Так, А.Т. Фатуллаева утверждает, что именно в этом возрастном периоде наблюдается яркое эмоционально-нравственное отношение ребенка к жизненным явлениям, происходит зарождение этических знаний и формирование на этой основе самооценки ребенка [12; с. 148].

По мнению многих исследователей, поступление в школу и первый период адаптации к её требованиям это одни из самых драматических событий в жизни человека. Л.С. Выготский считает, в этот период происходит переход от обучения по собственной программе к обучению по программе, заданной взрослыми, обществом [4; с. 122]. У ребенка начинает формироваться новый тип отношений со взрослыми. Эти новые отношения появляются на грани дошкольного и младшего школьного возрастов и непосредственно влияют на развитие самооценки ребенка в течение всего периода.

Еще на начальной стадии младшего школьного возраста происходит разделение системы социальных отношений на три относительно самостоятельных сегмента: «ребенок - учитель», «ребенок - родители», «ребенок - ровесники». В свою очередь, система «ребенок-взрослый» дифференцируется на две подсистемы: «ребенок-учитель», «ребенок- родители» [4; с. 98]. Система «ребенок-учитель» определяет отношения ребенка и родителей и отношение ребенка к ровесникам. Данная система, как указывают Б. Ананьев, Л. Божович, Е.Ю. Савинова, становится ядром жизни ребенка, от нее зависит усвоение нравственных знаний и самооценки. Социальное окружение ребенка быстро расширяется и дифференцируются, что требует от младшего школьника значительных усилий для достижения успешного социального взаимодействия. Именно в этом возрастном периоде проходит освоение личностью социальным и моральным опытом путем регуляции своего поведения в соответствии с моральными нормами и ценностями. Младший школьник регулярно оказывается перед необходимостью морального выбора нравственного взаимодействия с окружающими и адекватной самооценки. Поэтому ребенок действует в соответствии с моральными нормами не потому, что боится внешних санкций, а потому что не может поступить иначе.

Безусловно развитие самооценки зависит от соответствующего уровня развития мыслительных действий. Младший школьный возраст связан с появлением «конкретных операций» в развитии интеллекта, по мнению Л.В. Ижойкиной [6; с. 24]. Сохраняя конкретность, необратимость, эгоцентризм, в полной мере развивается образное мышление. Этому, как отмечает А.Б. Ларина, способствует овладение ребенком целостной познавательной системой, с помощью которой он организует окружающий мир и действует в нем, поскольку становится возможным осознание временных и функциональных последовательностей действий. Указанные изменения можно рассматривать на данном этапе в качестве определяющих факторов рефлексивного развития, основным содержанием которого является появление способности у ребенка выделять особенности собственных действий и делать их предметом анализа [8; с. 184].

Если дошкольник в абсолютном большинстве случаев ориентируется на свой индивидуальный опыт, то младший школьник начинает ориентироваться на общекультурные образцы действий, нравственные знания и нормы, которыми он овладевает в диалоге со взрослым. В связи с этим М.В. Яковлева утверждает, что в конце дошкольного возраста в развитии самооценки происходит переход «от представления о себе, к мнению о себе» [14; с. 154]. Развитие самооценки детей младшего школьного возраста характеризуется прежде всего переходом детей от представлений к мыслям о себе, который начинается уже в старшем дошкольном возрасте. Решающую роль при этих условиях, играет изучение родного языка, особенно его грамматики: отрывая внимание детей от внешней природы, грамматика направляет ребенка на его собственные душевные состояния и душевные процессы». По мнению М.В. Яковлевой, этот процесс проходит через весь школьный возраст и завершается во взрослой жизни как высокоразвитое сознание. Изменения, происходящие в младшем школьном возрасте, позволяют рассматривать данный период в качестве особо важного этапа в становлении самооценки индивида.

Важность знаний о себе самом, как определяющего фактора становления личности, подчеркивала Л.И. Божович, утверждая, что человек, который является личностью, обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, то есть,

когда у него формируются механизмы саморегуляции на основе объективных и разносторонних знаний о себе [3; с. 352]. Следует заметить, что специалисты в области возрастной психологии - М.В. Гамезо, А.В. Захарова, Л.В. Ижойкина отмечают, что устойчивый интерес к своему Я, потребность в самопознании закономерно возникают в подростковом возрасте. Однако, существует целый ряд исследований, которые утверждают тот факт, что уже в конце дошкольного детства ребенок может осознать возможности собственных действий, свое место в системе отношений с окружающими, что связано с возникновением самосознания.

В младшем школьном возрасте происходит переосмысление собственного Я, возрастает желание утвердить его в глазах взрослых и сверстников, растет реалистичность самоценности. Достижения в учебной деятельности порождают новые аспекты самооценки личности, что связано с осознанием особой важности учебной деятельности. В младшем школьном возрасте значимым является формирование произвольности действий, поскольку у детей формируются умения учиться. «В младшем школьном возрасте, -отмечает Е.А. Ралькова, - центром психического развития ребенка является формирование произвольности и осознанности всех психических процессов и их интеллектуализация, которая происходит благодаря первичном усвоению системы понятий» [11; с. 85]. В течение всего младшего школьного возраста ребенок учится управлять своим поведением, психическими процессами. Требования, которые предъявляются к детям в школе, предусматривают достаточно высокий уровень развития произвольности. Поэтому у младшего школьника возникают следующие мотивы нравственной самооценки: 1) внутренние: нравственная направленность, моральная самоценность личности; 2) внешние: стимулирование родителей, педагогов, культура нравственного оценивания и самооценки в классе в условиях семьи [12; с. 9-12].

В формировании самооценки ребенка важное значение имеет выработка умения выделять, понимать и оценивать поступки людей и свои собственные. «То, какие ценности «присваиваются» сознанием индивида, отмечает В.Г. Казакова, в значительной степени детерминируемая тем, каким образом последний воспринимает себя, как соотносит себя с другими людьми, с окружающим миром в целом» [7; с. 11]. У младших школьников готовность действовать морально порождается моральными мотивами поведения, которые могут быть по своему действию сильнее, чем многие непосредственные, в том числе и элементарные потребности. А.Н. Леонтьев на основании многочисленных исследований, выдвинул положение, что младший школьный период - это период, в котором впервые возникает система соподчиненных мотивов, создающих единство личности. Система соподчиненных мотивов начинает управлять поведением ребенка и определять все его нравственное развитие. У детей дошкольного возраста возникает, во-первых, не просто подчинение мотивов, а относительно устойчивое внеситуативное подчинение. На этапе младшего школьного возраста создаются условия для овладения моральным поведением: «...акты человеческого поведения всегда в той или иной степени проявляют удаления от непосредственного удовлетворения потребностей, интересов, ориентаций, идеологических позиций в системе тех общественных отношений, в которых живет и действует субъект поведения» [9; с. 201].

В младшем школьном возрасте впервые возникает позиция ребенка о мире взрослых. О.Н. Молчанов подчеркивает, что позиция «Я» человека по отношению к обществу - это кумулятивное образование, которое является результатом его социального развития и отражает «степень овладения ним социальным опытом, осознание себя в обществе, видение себя в других людях, готовность к ответным действиям в окружающем мире» [10; с. 192]. Автор, в частности, выделил два типа социальных позиций: «Я в обществе» и «Я и общество». Первая позиция ставит акцент на себе, отражая стремление подрастающей личности ребенка постичь собственный Я-образ; вторая позиция касается осознания себя как субъекта общественных отношений. Ученый связывает каждую позицию с определенными ступенями развития детства, считая, что определение условий и механизмов формирования позиции «Я» в обществе и к нему является ключевым моментом для раскрытия психологических основ воспитания личности. В зависимости от характера и содержания деятельности активно раскрывается отношение ребенка к предметным действиям, к другим людям и самому себе.

Усвоения новых оценок может изменять значение оценок усвоенных ранее. Так, школьник, который хорошо учится, считает себя способным учеником. Он гордится собой и своими успехами, так как это другие дают положительную оценку его результатам. Однако, стоит сказать, что эта положительная оценка может стать неустойчивой в результате срыва при моральном выборе, или же в случае, если среди сверстников ценность успеваемости не будет являться такой же значимой как для него. Таким образом, для развития у детей правильной самооценки и чувства компетентности следует создать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки. Исследования показывают, что те требования, которые удовлетворяются в учебной деятельности ребенка, осуществляются опосредованно через оценку результатов деятельности учителем. Наблюдения говорят о том, что на формирование самооценки учащихся влияет не только оценка учебной деятельности, но и стиль поведения учителя. В работах психологов и педагогов (Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, М.В. Матюхина, Г.А. Собиева) подчеркивается, что

оценка знаний учащихся учителем способствует их продвижению, имеет обучающий, воспитывающий характер. Существуют трудности у многих учителей, профессионально пользующихся пятибалльной оценочной системой. Отличающиеся высоким профессиональным мастерством учителя направляют свою работу не только на содержательную оценку результатов своих учеников, но и на то, чтобы суметь донести свои положительные ожидания до каждого ученика, создавая тем самым положительный эмоциональный фон при получении любой оценки. Такие учителя оценивают только конкретную работу, а не личность ученика, они не сравнивают детей между собой. В их работе ставится акцент не на призыве подражать отличникам, а на концентрации учеников на свои собственные достижения: сегодня они должны справиться с работой лучше, чем справились вчера (а не лучше чем одноклассник). Учителя стремятся наоборот поощрять малейшее продвижение в учении слабого, но старательного ребенка.

По утверждению Т.Ю. Андрущенко становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с классом [1; с. 125]. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. В этом возрастном периоде у ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят родителей — поддержание престижа (разговоры дома вращаются вокруг вопроса: «А кто еще в классе получил пятерку?»), послушание («Тебя сегодня не ругали?»). В сознании младшего школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты его школьной жизни, либо вовсе не волнуют. Родители задают равнодушные вопросы, получая со временем равнодушный ответ от своего ребенка.

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в настоящем, ни в будущем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро принимают тот уровень успеваемости, который сложился у него в начале обучения [5; с. 46]. Если ребенок приходит в школу, принимая ценности и притязания родителей, то позже он в большей или меньшей мере начинает ориентироваться на результаты своей деятельности, свою реальную успеваемость и место среди сверстников. К концу младшего школьного возраста появляется рефлексия и, тем самым, создаются новые подходы к оценке своих достижений и личностных качеств. Дети с адекватной высокой или адекватной устойчивой самооценкой не обделены вниманием родителей, их родители мотивируют и заинтересовывают ребенка к достижению определенных целей. Таким образом, у ребенка культивируются те качества, которые больше всего заботят родителей, такие как послушание, высокая успеваемость. При несовпадении возможностей ребенка и уровня притязаний ребенка возможно появление тревожности, низкого уровня мотивации и неуверенности, что сказывается на развитие личности ученика.

Теоретический анализ литературы, посвященной проблеме формирования самооценки личности, и рассмотренные возрастные особенности младших школьников позволили уточнить содержание понятия «самооценка младших школьников». Таким образом, самооценка младших школьников - качество личности, которое базируется на системе знаний о себе и своих возможностях, проявляется в потребности и способности оценивать свое поведение, процесс и результат учебной деятельности, как ведущего вида деятельности, обусловленного системой возрастных личностных новообразований и целенаправленного организованным процессом самопознания. Таким образом, формирование самооценки сопровождает весь период младшего школьного возраста, то опережая выполнение действий и операций, определяя качество, то перепроверяя уже выполненные действия и операции с целью установления их правильности.

Библиографический список

1. Андрущенко, Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте [Текст] /Т. Ю. Андрущенко // Вопросы психологии. - М.: 2012;

2. Архиреева, Т. В. Самооценка академической компетентности младших школьников [Электронный ре-сурс]//Психологическая наука и образование: Электронный журнал 2009. No.. URL: http://www/prognosis.ru/int_correspondent.html;

3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст]: Избранные психологические труды / Л. И. Божович. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997;

4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / под ред. В. В. Давыдова. - Москва: Просвещение,

1991;

5. Ересько, П. В. Формирование самооценки школьника в процессе контроля знаний, умений, навыков: авто-реф. дис. канд. пед. наук. [Текст]/П.В. Ересько. - Саратов: СГУ им. Н. Г.Чернышевского, 2009;

6. Ижойкина, Л. В. Самоконтроль и самооценка учебных действий школьников при организации урока окружающего мира [Текст]/Л. В. Ижойкина // Начальная школа. - М. - 2013. - No10;

7. Казаков, В. Г. Самооценка и направленность личности [Текст]: метод, пособие / В. Г. Казаков.- М.: Издательство ИПКИППОМО. -2012;

8. Ларина, А. Б. Технология формирования познавательной самооценки младшего школьника [Текст] / А. Б. Ларина// Детство, открытое миру: традиции и новации в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста: сб. матер-лов Всероссийской научно-практической интернет-конференции с международным участием. Вып. 2. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2011;

9. Леонтьев, А. Н. Общее понятие деятельности [Текст]/А.Н. Леонтьев. - Москва: Наука, 1977;

10. Молчанова, О. Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования [Текст]: Учебное пособие/Молчанова О.Н.- М.: Изд-во: «Флинта, Наука», 2010;

11. Ралькова, Е. А. Формирование у учащихся готовности к самооценке учебных достижений в условиях стандартизации российского образования [Текст]: дис. канд. педаг. наук: 13.00.01/Ралькова Е. А.; Калуж. гос. пед. ун-т им. К. Э. Циолковского.- Калуга, 2011;

12. Фатуллаева, А. Т. Формирование самооценки как основа личностного становления в младшем школьном возрасте [Текст]: дис. ... канд. педаг. наук : 13.00.01 / Фатуллаева А.Т.; Дагестан. гос. пед. ун-т.- Махачкала, 2009;

13. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды. [Текст]/Д. Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 2008;

14. Яковлева, М. В. Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников [Текст]/М.В. Яковлева//Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10;

СТЕПАНОВА КРИСТИНА СЕРГЕЕВНА - магистрант, Удмуртский государственной университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.