Научная статья на тему 'Особенности формирования психологического здоровья у младших школьников'

Особенности формирования психологического здоровья у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2300
347
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА / PSYCHOLOGICAL FEATURES / PSYCHOLOGICAL HEALTH / PRIMARY SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Насонова Н. И.

В статье рассматриваются особенности младшего школьного возраста и сензитивность этого периода для формирования основ психологического здоровья детей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL HEALTH FORMATION OF THE PRIMARY SCHOOL STUDENTS

The paper describes features of psychological health formation of the primary school students

Текст научной работы на тему «Особенности формирования психологического здоровья у младших школьников»

УДК 37. 013.77

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Н.И. Насонова

В статье рассматриваются особенности младшего школьного возраста и сензитивность этого периода для формирования основ психологического здоровья детей

Ключевые слова: младший школьник, психологическое здоровье, развитие личности ребенка

Закономерный процесс формирования психики ребенка предполагает, что в момент, когда возросшие возможности ребенка (его знания, умения, психические качества) вступают в противоречия со старым образом жизни, старыми видами деятельности и

взаимоотношений с окружающими людьми, происходит формирование психологических новообразований, которые служат основой для перехода ребенка к следующему возрастному этапу. Первоклассник вступает в отношения с обществом через взаимодействие с учителями, осуществляющими обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. И в данной ситуации представляется особенно значимой забота о его психологическом здоровье, понимании происхождения способностей преодолевать трудности, преодолении негативных эмоций и развитии позитивных, сохранении стабильности жизни детей.

Ребенок младшего школьного возраста хочет быть «правильным». Он гордится своими положительными качествами и даже способен противостоять предложениям, противоречащим его внутреннему чувству порядочности. Подражательность является важной возрастной особенностью — младшие школьники стремятся подражать взрослым и некоторым сверстникам, а также героям любимых игр, книг и фильмов.

В этом возрасте происходит появление еще одного важного психического новообразования — произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, установки, старается следовать определенным правилам и законам. Продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения, формируется адекватная самооценка.

В целом особенности мышления ребенка младшего школьного возраста создают благоприятные возможности для решения в комплексе задач интеллектуального,

эмоционального и эстетического развития. Ребенок всем существом своим обращен к

Насонова Наталия Ивановна - МБОУ СОШ № 88, педагог-психолог, e-mail: nasonovanatali@mail.ru, тел. 8 (473) 267-47-43

новизне, жаждет новых ярких впечатлений. Получая достаточное их количество, он растет живым, любознательным. Наиболее яркое и свободное проявление воображения младших школьников можно наблюдать в игре, в рисовании, сочинении рассказов и сказок. В детском творчестве проявления воображения многообразны: одни воссоздают реальную

действительность, другие - создают новые фантастические образы и ситуации. Неустанная работа воображения — эффективный способ познания и усвоения ребенком окружающего мира, возможность выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая

психологическая предпосылка развития творческого подхода к миру. Нередко активность воображения лежит в основе формирования личностных качеств, актуальных для конкретного ребенка.

Нередко в своем воображении дети создают опасные, страшные ситуации. Переживание негативного напряжения в процессе создания и развертывания образов воображения, управления сюжетом, прерывания образов и возвращения к ним не только тренирует воображение ребенка как произвольную творческую активность, но и содержит в себе терапевтический эффект. Вместе с тем, испытывая трудности в реальной жизни, дети в качестве защиты могут уйти в воображаемый мир, выражая сомнения и переживания в мечте и фантазии.

Познавательные интересы ребенка определяют его активное отношение к миру, к процессу познания и таким образом способствуют формированию психологического здоровья. Однако, важно не допустить перегрузки ребенка, так как информационное и эмоциональное пересыщение характеризуется появлением отрицательных тенденций, связанных с самой деятельностью [1, с. 216]. Усталость детей при перегруженности занятиями может повлечь регрессию в их поведении. Они начинают отвечать агрессивными выпадами или требовать телесных нежностей. В случае, когда регрессии становятся постоянными, они перестают играть роль нормальных защитных механизмов, которые помогают снять усталость, могут перейти в агрессивность или плаксивость.

Ужесточая условия жизни, новая социальная ситуация у каждого ребенка,

поступившего в школу, повышает психическую напряженность. Необходимо понимать, что имеет место кризис семи лет. У ребенка возникают такие новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний. Он начинает активно размышлять по поводу своих действий, утаивать свои переживания. Внешне ребенок не такой, как внутренне. Именно эти изменения в личности ребенка часто приводят к выплескам эмоций, направленных на взрослых. В связи с этим крайне важно помочь ребенку в данный период и, с меньшими потерями для психики и неустойчивого эмоционального тона, пережить его.

С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома. На эмоциональное состояние ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями. Для развития психологического здоровья ребенка крайне важны его ранние эмоциональные связи со взрослыми. Они создают для него базу безопасности, опираясь на которую ребенок может расширять свой окружающий мир. Деятельность учителей, психологов, родителей должна быть, в первую очередь, направлена на создание доверительных отношений с детьми, основанных на взаимном уважении, взаимной заботе, чувстве любви и формировании устойчивых духовных связей. Необходимо помочь ребенку выработать чувство уверенности в себе, создать ситуацию успеха. В связи с этим одна из важнейших целей воспитания младших школьников - формирование у них психологической устойчивости к трудностям, поэтому опыт преодоления трудных ситуаций крайне необходим ученикам. Так, например, игра учит ребенка не слепо следовать эмоциям, а согласовывать их с правилами игры и с ее конечной целью. В случаях, когда ребенку не удается удерживать внимание взрослых своими положительными оценками и нормативным поведением, он продуцирует капризное поведение, как средство обратить на себя внимание. Задача взрослых состоит в том, чтобы в этом возрасте научить детей правильно направлять и своевременно проявлять свои чувства, не накапливая отрицательные эмоции[2, с. 131; 3, с. 20, 26].

Формирование социального здоровья младшего школьника связано с тем, что он активно включен в различные виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения. Ведущей на данном этапе учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают, зачем нужно учиться. На

первых порах учения у большинства детей вызывает интерес. Но вскоре оказывается, что учение - труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение - не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Знания для ребенка этого возраста не существуют без учителя. В связи с этим роль учителя начальной школы трудно переоценить. Дети лучше чувствуют себя и успешнее развиваются в условиях демократического стиля общения учителя с учениками, когда мнение каждого ребенка высоко оценивается, каждый может высказать свою точку зрения.

Ребенок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет соответствовать определенным нормам или не приведет к поставленной цели. Важной стороной внутренней жизни ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях. Это связано с переживаниями ребенка по поводу боязни изменения отношения с окружающими. Он боится потерять свою значимость в их глазах. Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. Участвуя в новых деловых отношениях, ребенок невольно вынужден сравнивать себя с другими детьми.

Стремление детей младшего школьного возраста состоит в том, чтобы поскорее стать взрослыми, они во многом охотно подражают родителям, учителям, старшим братьям и сестрам. Желание этой взрослости дети реализуют во всех формах повседневной жизни: играх, общении со сверстниками, родителями, учителями, где ребенок активно может проявлять свою самостоятельность и независимость. Например, детей очень огорчает отсутствие общественного дела, поручения. К концу младшего школьного возраста критерии приемлемости несколько меняются. При оценке сверстников на первом месте также стоит общественная активность, в которой дети уже ценят действительно организаторские

способности, а не просто сам факт общественного поручения, данного учителем, как это было в первом классе. В этом возрасте для детей значимость приобретают и определенные личностные качества: самостоятельность,

уверенность в себе, честность.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил. Моральные знания, представления и

суждения к концу четвертого класса заметно обогащаются, становятся более осознанными, разносторонними, обобщенными. Социальное пространство ребенка расширяется — он постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил. Младший школьник должен систематически и напряженно трудиться, четко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителей, заниматься на уроке только тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания и т. д. С поступлением в школу расширяется круг потенциально тревожных событий, прежде всего, за счет, оценочных ситуаций, усугубленных фактором публичности (ответ у доски, контрольная работа и т. д.). Психологически здоровый ребенок умеет подчиняться правилам, слушать взрослого, выполнять его задания.

С первых дней обучения в школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном возрасте. Это противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляют учебная работа, коллектив к личности ребенка, к его вниманию, памяти, мышлению, и наличным уровнем психического развития, развития качеств личности. Требования все время нарастают, и наличный уровень психического развития непрерывно подтягивается к их уровню.

Возникшие в начальной школе и вовремя не разрешенные с помощью взрослых проблемы и трудности маленького ученика не исчезают сами собой по мере его взросления и зачастую самым непосредственным образом отражаются в дальнейшем на учебной успеваемости ребенка, его интересах и склонностях, отношении к школе и учению, взаимоотношениях со сверстниками, родителями и др. Младший школьник «впитывает» в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные, в связи с чем, необходимо

создать условия, чтобы ребенок «впитал» полезные установки, принял для себя положительную систему ценностей, социальных требований, выработал элементарные навыки коммуникации. Значимость отмеченных целей усиливается при понимании уникальности данного периода в жизни человека. Первичная социализация, его вхождение в социум через роль ученика, со взрослыми нормами и требованиями, в сочетании с возрастными

психофизиологическими изменениями

взрослеющего организма характеризуют период младшего школьного возраста. В средних и старших классах, в высшем учебном заведении и последующей жизни человек выступает уже более защищенным, чем в этот период. Поэтму чрезвычайно важно оказать помощь детям в формировании психологического здоровья именно в начальной школе.

Таким образом, полноценное проживание младшего школьного возраста, его позитивные приобретения являются необходимым

основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности. В последующем они будут копировать формы поведения из данного периода. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей в процессе формирования основ психологического здоровья с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Литература

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович; [вступ. слово В. Э. Чудновского, с. 9-32]. - СПб. [и др.] : Питер, 2008. - 398 с.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М. [и др.] : АСТ, 2005. - 671 с.

3. Сорокина В.В. Психологическое неблагополучие детей в начальной школе : диагностика и пути преодоления / В. В. Сорокина; Моск. гор. психол.-пед. ун-т. - 2-е изд. - М.: Генезис, 2007. - 191 с.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 88, г. Воронеж

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL HEALTH FORMATION OF THE PRIMARY SCHOOL

STUDENTS

N.I. Nasonova

The paper describes features of psychological health formation of the primary school students Key words: psychological features, psychological health, primary school students

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.