Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ОЦЕНКИ ОКРУЖАЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ВЛИЯНИЕ ОЦЕНКИ ОКРУЖАЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
159
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / УЧЕНИЕ / ОЦЕНКА / ПСИХИКА / РЕБЕНОК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андрюшкова Н. П.

В данной статье рассматривается один из важных периодов развития ребенка - младший школьный возраст, а также значимость и роль влияния оценки окружающих на развитие ребенка в этот период. Материал статьи может быть полезен в воспитательной и педагогической практике с целью повышения качества обучения и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ОЦЕНКИ ОКРУЖАЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 159.922.27

Н. П. Андрюшкова

ВЛИЯНИЕ ОЦЕНКИ ОКРУЖАЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье рассматривается один из важных периодов развития ребенка - младший школьный возраст, а также значимость и роль влияния оценки окружающих на развитие ребенка в этот период. Материал статьи может быть полезен в воспитательной и педагогической практике с целью повышения качества обучения и воспитания.

Ключевые слова: личность, воспитание, учение, оценка, психика, ребенок.

Создание благоприятных условий для развития личности в период школьного детства, является одной из важнейших целей как образования, так и воспитания. Для достижения этой цели, необходимо определить влияние конкретных условий развития ребенка на состояние его психического и психологического здоровья, а также выяснить, какие факторы влияют на обучение детей и их развитие, усложняя этот процесс или делая его успешным. Один из важных факторов, влияющих на становление ребенка как личности, является оценка ребенка окружающими, его поощрение или порицание.

В данной статье рассматривается один из важных периодов развития ребенка - младший школьный возраст. В возрасте семи-одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и др.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентации. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников.

Особенности психического развития младшего школьника:

•В центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля).

• Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания).

• Формируются высшие психических функций (речь, письмо, чтение, счет), что позволяет ребенку младшего школьного возраста производить уже более сложные, по сравнению с дошкольником, мыслительные операции. При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития на этой основе возникают предпосылки к развитию теоретического мышления и сознания. [3]

Под руководством учителя дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры (науки, искусства, морали) и учатся действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетли-

© Андрюшкова Н. П., 2012.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2012. №7(10).

во начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.

Поступление в школу важная веха в жизни ребенка. Меняется его социальный статус, расширяются обязанности и права. Ведущей деятельностью становится учеба, которая существенно и целенаправленно удовлетворяет познавательные интересы детей, расширяет их кругозор. Став школьником, ребенок впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, от уровня выполнения которой зависит его место среди окружающих и его взаимоотношения с ними. Отставание в учении, плохие оценки чаще всего остро, до слез переживаются детьми. Самооценка в младшем школьном возрасте формируется главным образом под влиянием оценок учителя. Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Малышам важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна. Крайне важным для ребенка в данный период, является оценка окружающих, от которой во многом зависит развитие ребенка, его уверенность в себе, активность, общительность, успеваемость и др.

Божович Л. И. отмечала, что на протяжении раннего школьного детства реакции взрослых, являются важнейшим регулятором поведения ребенка. В этом возрасте самооценка очень зависит от значимых других, порой мнение окружающих (учителей, одноклассников) становится авторитетнее и влиятельнее мнения родителей. [1]

Если младший школьник неуспешен, если оценки и ожидания учителя достаточно низки, это сказывается на его состоянии. Может возникнуть школьная дезадаптация, проявляющаяся, прежде всего, в отрицательных эмоциях, относительно тяжелых переживаниях. Кроме того, у дезадаптированного ребенка может еще больше снижаться успеваемость, пропадать интерес к учению, могут начаться нарушения поведения, конфликты со сверстниками или взрослыми и возникнуть невротические реакции. В младшем школьном возрасте появляются такие невротические реакции, как - ночные страхи, тики, энурез, заикание.

Возможны и более сложные неврозы - резкое снижение работоспособности, трудности сосредоточения внимания на учебном задании и запоминания материала, вялость и раздражительность, бессонница и снижение аппетита. Истерический невроз связан с соматическими реакциями. Страх перед школой приводит к тошноте, рвоте, головным болям и болям в животе, и т.п.

К сожалению, часто происходит так, что дети, которые испытывают значительные затруднения в усвоении программного материала, получают отрицательные оценки и порицание со стороны окружающих. Слабоуспевающим школьник становится на каком-то этапе учения, когда обнаруживается определенное расхождение между тем, что от него требуют, и тем, что он в состоянии выполнить. На начальном этапе отставания, расхождение это недостаточно осознается, однако со временем такой ребенок становится более замкнутый, имеет, как правило, заниженную самооценку, а главное перестает верить в возможность своего успеха. [2]

Согласуясь с этими данными, учителям и родителям желательно максимально поддерживать в школьнике веру в себя, свои силы и способности, стремление постигать каждый раз более сложную и высокую ступень познания, расширяя диапазон возможного. Не стоит бояться поощрять ребенка за его заслуги, и не следует порицать его за каждый малейший промах. Ребенку крайне важна оценка окружающих, от этого во многом будет зависеть его дальнейшее развитие. Психологические условия становления гармоничной личности - создание благоприятного климата общения ребенка с окружающими в семье и в школе.

Данный материал может быть полезен в воспитательной и педагогической практике с целью повышения качества обучения и воспитания.

Библиографический список

1. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. - М.: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.

2. Менчинская Н. А. Проблемы обучения и психологического развития ребенка / под ред. Е. Д. Божович. - М.: НПО «МОДЭК», 1998. - 448 с.

3. Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. - М.: МГУ, 1982. -С. 85-89.

АНДРЮШКОВА Надежда Петровна - студент, Донецкий национальный университет (Украина).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.