Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2877
416
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА / ШКОЛА / ANXIETY / PRIMARY SCHOOL STUDENT / SCHOOL PSYCHOLOGIST / PSYCHOLOGICAL HEALTH OF A SCHOOLCHILD / SCHOOL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пилюгина Екатерина Ивановна, Бережнова Ольга Викторовна, Юндин Роман Николаевич

Тревожность проявляется по-разному. Далеко не все тревожные дети неуправляемы, невнимательны и трудно поддаются воспитательным воздействиям. Но это вовсе не означает, что сам ребенок чувствует себя комфортно. Тревожность сигнализирует о дезадаптации ребенка в одной из сфер школьной жизни и отрицательно влияет на его психическое здоровье и нервную систему, на его общение со сверстниками, на общий уровень благополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF ANXIETY IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

Anxiety manifests itself in different ways. Not all anxious children are uncontrollable, inattentive and difficult to educate. But this does not mean at all that the child himself feels comfortable. Anxiety signals a child's maladjustment in one of the areas of school life and negatively affects his mental health and nervous system, his communication with peers, and the general level of well-being.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Психология

УДК 37.015.3

кандидат психологических наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии Пилюгина Екатерина Ивановна

Министерство образования ставропольского края филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Железноводске (г. Железноводск); кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой начального и дошкольного образования Бережнова Ольга Викторовна Министерство образования ставропольского края филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Железноводске (г. Железноводск); кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности и профессиональной деятельности Юндин Роман Николаевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пятигорский государственный университет» (г. Пятигорск)

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Аннотация. Тревожность проявляется по-разному. Далеко не все тревожные дети неуправляемы, невнимательны и трудно поддаются воспитательным воздействиям. Но это вовсе не означает, что сам ребенок чувствует себя комфортно. Тревожность сигнализирует о дезадаптации ребенка в одной из сфер школьной жизни и отрицательно влияет на его психическое здоровье и нервную систему, на его общение со сверстниками, на общий уровень благополучия.

Ключевые слова: тревожность, младший школьник, школьный психолог, психологическое здоровье школьника, школа.

Anrntation. Anxiety manifests itself in different ways. Not all anxious children are uncontrollable, inattentive and difficult to educate. But this does not mean at all that the child himself feels comfortable. Anxiety signals a child's maladjustment in one of the areas of school life and negatively affects his mental health and nervous system, his communication with peers, and the general level of well-being.

Keywords: anxiety, primary school student, school psychologist, psychological health of a schoolchild, school.

Введение. Тревожность в младшем школьном возрасте в первую очередь привлекает к себе внимание тем, что является одной из самых распространенных проблем у учащихся этого возраста. Для данного возрастного периода школьная действительность является важнейшей областью социального взаимодействия. Именно поэтому ситуации из школьной жизни становятся факторами, способствующими усилению детских страхов и появлению новых. Кроме того, школа имеет большую значимость не только для ребенка, но и для его родителей. Ведь огромное количество младших школьников боится получить плохую отметку в школе, потому что не хотят расстроить родителей.

Усилению ощущения небезопасности способствует и общая обстановка в школе: с каждым учебным годом загруженность детей, а, следовательно и педагогов возрастает. В связи с этим, учителя не имеют возможности реализовать индивидуальный подход к каждому ребенку, а у детей становится значительно меньше времени на активный отдых, где они могли бы получить разрядку, появляется больше обязанностей, уровень требований постоянно растет.

Число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью постоянно растет. Большой процент родителей, обращающихся за помощью к школьному психологу, жалуются именно на проявления школьных неврозов: частные перепады настроения, отрицательное отношение к школе, подавленность, нежелание учиться. А в отдельных, более серьезных случаях, заикание и другие невротические реакции ребенка на ситуации из повседневной школьной жизни.

На сегодняшний день, проблема тревожности у детей младшего школьного возраста разработана достаточно глубоко, и ее исследования носят разносторонний и полный характер, что существенно облегчает нашу задачу. Однако, несмотря на это, тема остается недостаточно раскрытой и каждое новое экспериментальное исследование по данному вопросу способно внести ценный вклад в развитие современной психологии, что повышает степень актуальности нашей работы.

Изложение основного материала статьи. Одна из центральных проблем при исследовании психологии тревожности, как и любого другого психического явления, это отсутствие единого мнения ученых относительно ее сущности. Явление тревожности настолько неоднородное и сложное, что можно заметить расхождения во взглядах у психологов, относящих себя к одному направлению.

Однако на сегодняшний день исследователи из разных стран мира, работающие в русле разных психологических школ приходят к согласию в отношении основных характеристик тревожности, что позволяет получить нам общие, базовые очертания этого явления.

Любые чувства и эмоции, которые переживает ребенок, являются результатом отражения его психикой окружающей реальной действительности, с которой ребенок вступает во взаимодействие. Безусловно, человеческие чувства и эмоции субъективны, но не беспричинны. Чтобы наиболее полно раскрыть проблему детской тревожности и разработать эффективные пути ее преодоления мы начнем с изучения определений различных авторов [4].

В рамках теории эмоций У. Джеймса и К. Ланге тревожность понимается как одна из форм страха.

Согласно теории Кэролла Е. Изарда о дифференциации эмоций все эмоции можно разделить на фундаментальные или базовые и производные.

Базовых эмоций насчитывается 11: это эмоции радости, печали, удивления, интереса, смущения, стыда, гнева, отвращения, презрения, страха. Также сюда обычно относят эмоцию вины. Базовые или фундаментальные эмоции К. Изард относит к врожденным. Каждая из этих эмоций обладает собственной уникальной формой переживания и оказывает специфическое влияние на мотивационную систему человека, его когнитивную сферу и на поведение в целом [5].

Все остальные эмоции считаются производными и являются результатом соединения фундаментальных эмоций. Производные эмоции могут включать в себя два и более базовых эмоциональных компонента, которые могут варьироваться. Тревога относится к составным эмоциям и представляет собой сложную комбинацию из эмоций страха, печали, чувства вины и стыда.

В своей книге «Эмоции человека» Кэролл называет их не эмоции, а «эмоциональные черты», что означает склонность личности к переживанию данного состояния. Для объяснения уровней выраженности тех или иных эмоций он использует понятие «эмоциональный порог» [5].

Так ребенок с низким порогом тревожности чаще беспокоится, интенсивнее остальных реагирует на события вызывающие переживания.

Наиболее полное описание тревожности можно найти в большом психологическом словаре Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко [7]. Они описывают тревожность, как индивидуальную особенность человеческой психики, проявляющуюся в тенденции чаще и интенсивнее остальных реагировать на различные жизненные ситуации переживаниями сильной тревоги, страха, беспокойства.

В настоящее время на вопрос об этиологии тревожности нет однозначного ответа, но все больше исследователей склоняется к точке зрения, что тревожность, как устойчивое личностное образование формируется преимущественно прижизненно, но имеет такую врожденную физиологическую основу, как слабость нервных процессов. Вследствие этого человек обладает заведомо низким эмоциональным порогом тревожности, которая усугубляется различными обстоятельствами действительности. Так, относительно нашего исследования важно отметить, что на формирование высокого уровня тревожности в младшем школьном возрасте основополагающее влияние оказывают отношения ребенка с родителями, или лицами их замещающими. Под воздействием травмирующих обстоятельств, психика ребенка, становится все более чувствительна к ситуациям, вызывающим тревогу. Со временем тревога может становиться и вовсе не обоснованной.

Выделяют несколько основных типов тревожности:

• Тревожность может быть общей или частной. Общая тревожность носит «разлитой» характер, то есть распространяется на всю деятельность человека, в особенности сильно проявляется в значимых ситуациях. Частная тревожность связана с определенной сферой деятельности, например школьная тревожность или тревожность в сфере межличностного общения.

• Понятия адекватной и неадекватной тревожности отличаются своей обоснованностью и описаны в работах Л.И. Божовича и В.Р. Кисловской. Неадекватная тревожность возникает при отсутствии серьезных причин для переживаний, в достаточно благополучных обстоятельствах и является однозначным симптомом психического неблагополучия личности. Адекватная тревожность является результатом неблагополучия личности в определенной сфере деятельности, хотя конкретная тревожащая ситуация может и не содержать какой-либо угрозы.

Механизм взаимовлияния тревожности с личностью - это порочный круг. Она оказывает отрицательное воздействие на личность в целом и усугубляет уже имеющиеся психологические проблемы, что в свою очередь ведет к последующему снижению эмоционального порога тревожности.

Видимая нечувствительность или так называемое «чрезмерное спокойствие» в зоне реальных проблем и даже при появлении потенциальной угрозы, также является признаком серьезного эмоционального неблагополучия личности. В подобных случаях уровень тревоги настолько высок и воздействие его столь травмирующее, что подсознание, для того чтобы защитить психику, задействует защитные механизмы, прежде всего вытеснение. Подавление и неосознание тревожности может быть предшественником или симптомом уже существующего невроза. В случае отсутствия психологической помощи тревожность, и в этом случае, будет способствовать усугублению проблемы и послужит дополнительным механизмом развития невроза.

A.М. Прихожан рассматривает тревожность как устойчивое эмоционально-личностное образование, состоящее из когнитивного, эмоционального и функционального компонента, с явным преобладанием эмоциональной составляющей, а тревогу, как временное эмоциональное состояние. [10]. Также он подчеркивает патологическую природу повышенной тревожности, как сформировавшейся черты личности и ее разрушительную силу, говоря о тревожности, с одной стороны, как о безусловном свидетельстве внутриличностного конфликта и имеющегося нарушения в личностном развитии, с другой, как об отрицательном факторе, влияющем на деятельность, общение и развитие человека. Тревожность, став устойчивой единицей аффективной сферы личности, приобретает собственную побудительную силу и продолжает свое развитие самостоятельно, со временем становясь одним из ведущих личностных образований. По мнению А. М. Прихожан и многих других исследователей (Л.И. Божович, Н.В. Имедадзе, Рейковский, М.С. Неймарк, К. Хорни, Х. Луккерт и другие) причина внутриличностного конфликта и как следствие образования тревожности - это конфликт между ведущими потребностями личности, делающий невозможным их удовлетворение [8].

С. Ю. Головин в своем словаре практического психолога приводит несколько определений тревожности. В первом случае, тревожность есть здоровая целесообразная психофизиологическая реакция психики, заключающаяся в повышении сенсорного внимания и общего моторного напряжения, предназначенная для того, чтобы подготовить человеческий организм к предстоящей борьбе с опасностью или бегством от нее.

Во втором случае, тревожность описывается, как личностная черта, выражающаяся в низком пороге возникновения чувства тревоги, то есть постоянной готовности к страху, склонности к его переживанию. Головин уточняет, тревожность формируется прижизненно, в том числе и у людей со здоровой эндокринной и нервной системами и является признаком субъективного неблагополучия личности. Повышенная тревожность может быть последствием психической травмы, одним из симптомов текущего соматического или нервно-психического заболевания. Также тревожность часто свойственна группам людей с отклоняющимся поведением [3].

B.В. Суворова, занимающаяся психофизиологией стресса, описывает термин тревожность, как острое психическое состояние индивида, сложный комплекс отрицательных эмоций, характеризующееся внутренним беспокойством и порождающее неуравновешенность. Суворова отличает тревожность от страха и подчеркивает, что тревожность в большей степени субъективна и может не иметь четкой направленности [11].

Л.И. Божович, определила тревогу, как осознаваемое интенсивное болезненное состояние, пережитое ранее или его предчувствие. [1]. Н.Д. Левитов пишет о тревоге, как об отрицательном психическом состоянии, вызванном возможными или вероятными неприятностями [6].

Обзор теоретических аспектов проблемы тревожности в русле зарубежных школ обоснованно необходимо начинать с разработок З. Фрейда, так как именно он первым заговорил об этой проблеме. Как и все остальные психологические проблемы, тревожность по Фрейду также зарождается в детстве. Самое первое эмоциональное напряжение, человек испытывает, как только появляется на свет. Будучи младенцем, он неожиданно для себя переходит из комфортной, привычной среды в новую форму жизни, которая воспринимается как враждебная. Ребенка разделяют с матерью, чувство безопасности покидает его, организм начинает функционировать заново, ему приходится самостоятельно дышать, учиться по-новому принимать пищу, привыкать к свету, шуму и холоду. Ребенок чувствует себя болезненно беспомощным в новом мире, он неспособен в одиночку справиться с множеством раздражителей, удовлетворить новые потребности. Согласно классическому психоанализу рождение - это самая первая и самая серьезная психотравма человека, которая и является причиной появления тревожности в более позднем возрасте. То есть психоаналитики считают тревожность врожденным свойством личности, формирование которого неизбежно [12].

Основательница социокультурной теории К.Хорни считает основополагающим фактором личностного развития детско-родительские отношения. По ее мнению, в детстве у ребенка есть две основные потребности: это потребность в удовольствии, заключающаяся в удовлетворении всех биологических потребностей (здесь ее теория перекликается с Фрейдом) и потребность в безопасности, которая заключается в желании малыша чувствовать себя любимым родителями и ощущать защищенность от возникающих проблем и опасностей. Последняя потребность ребенка находится в постоянной зависимости от родителей и от успешности взаимодействия родителей с ребенком и будет зависеть его психическое развитие. Если отношения в семье теплые и гармоничные, то результатом будет здоровая личность ребенка. Но в случае отсутствия у ребенка чувства безопасности развитие личности идет патологическим путем, который приведет к формированию у ребенка установки базальной враждебности. Базальная тревога в свою очередь приводит к формированию так называемых невротических потребностей, или невротических тенденций. К. Хорни разделила 10 невротических потребностей на 3 категории ориентации поведения личности: на людей, от людей и против людей. В норме поведение человека включает в себя все три вида стратегий и способность использовать каждую из них, в зависимости от обстоятельств [13].

Интересные результаты были получены В.Р. Кисловской при изучении возрастной динамики тревожности с помощью проективных методов исследования. Так она обнаружила, что дети дошкольного возраста отличаются повышенным уровнем тревожности в сфере общения со своими сверстниками из детского сада и низким уровнем тревожности в общении со своими родителями. Младшие школьники наиболее склонны к тревожному состоянию при установлении контакта со взрослыми людьми. Меньше всего они подвержены стрессу при общении со сверстниками [9].

Все исследователи признают, что тревога является комплексом отрицательных эмоциональных переживаний, заставляющим человека чувствовать внутреннее напряжение, дискомфорт и настороженность в отношении пугающих объектов. Несмотря на это состояние тревоги на уровне не выше среднего оказывает положительное влияние на активность личности, мобилизуя ресурсы и создавая дополнительные импульсы к ней. Мобилизующая тревога имеет важное адаптивное значение и способствует более эффективному приспособлению индивида к изменяющимся обстоятельствам окружающей среды [2].

Повышенная тревожность, как правило, нарушает последовательность и продуктивность текущей деятельности, снижает работоспособность ученика и порождает трудности в общении с учителями и школьными друзьями.

Данные, полученные в ходе проведения нашего исследования, позволят нам сделать вывод, что преодоление тревожности в младшем школьном возрасте является одной из важнейших целей современной практической психологии.

Данные исследований показывают, что большинство детей младшего школьного возраста нуждаются в психологической поддержке и помощи в преодолении высокого уровня тревожности, локализованной в различных областях школьной действительности. Около 50% испытуемых относятся к группе риска, проявляя признаки тревоги практически ситуациях обучения и общения, а общее эмоциональное напряжение сохраняется как постоянный фон. У 31,2% детей сильный стресс вызывают ситуации оценивания со стороны окружающих в школе: учителей и одноклассников, 40,1% отличаются высоким уровнем тревожности в сфере межличностного общения, 36,4% обследуемых обладают высоким уровнем магической тревожности.

После завершения исследования, нами была разработана программа группового тренинга, включающая в себя элементы индивидуальной работы с каждым ребенком и психопрофилактические, коррекционно-развивающие мероприятия, общей целью которых является преодоление тревожности у детей младшего школьного возраста. Тренинг состоял из 8 встреч и был направлен на визуализацию, вербализацию, проработку и разрядку школьной тревожности у детей младшего школьного возраста. В процессе применения программы дети получали положительный эмоциональный опыт общения со своими одноклассниками и развивали навыки эффективного взаимодействия со сверстниками. Также, проведенные мероприятия способствовали формированию позитивного отношения к школе.

Последующая работа с детьми показала, что разработанная программа может способствовать снижению школьной тревожности у детей младшего школьного возраста. Согласно полученным результатам, у 68,8% испытуемых наблюдается положительная динамика изменений. Уровень общей школьной тревожности значительно снизился, общее эмоциональное состояние детей улучшилось, стало более стабильным.

Выводы. Проанализировав труды психологов-исследователей, посвященные проблеме тревожности, мы можем условно разделить все вышеизложенные теории на два направления.

Так зарубежные исследователи отдают предпочтение динамическому подходу, рассматривая тревожность как результат взаимодействия непрерывного движения бессознательных инстинктов и импульсов с различными ограничениями и табу (это З. Фрейд, К. Хорни, Ч.Д. Спилбергер и др). Наши соотечественники, изучая состояние тревожности, опираются главным образом на ее функции (В.Н. Астапов, В.Р. Кисловская, В.В. Суворова, Л.И. Бонович, И.В. Дубровина, Н.Д. Левитов и др.).

Несмотря на многочисленные расхождения во взглядах, большинство психологов, так или иначе соприкасающихся с данной проблемой, соглашаются, что тревожность необходимо рассматривать

дифференцировано - как временное эмоциональное состояние - тревогу, и как устойчивую характеристику личности - тревожность.

Тревожность в младшем школьном возрасте является частым явлением в силу того, что школа становится важной частью жизни ребенка, учебная деятельность ведущей, и все что с ней связано, имеет большую значимость. Также возникновению тревоги способствует изменение окружающей обстановки и отсутствие близких людей рядом.

Повышенная тревожность является достаточно серьезной психологической проблемой для ребенка, который еще не научился достаточно глубоко анализировать свой внутренний мир и не всегда способен понять, что с ним происходит. Не каждый взрослый способен справиться с этой задачей. Психолог, работающий с тревожными детьми и их родителями в первую очередь должен донести до родителей значимость преодоления тревожности. Ведь именно эмоциональное напряжение ребенка и неумение справиться с ним лежит в основе его психологической проблемы и поведения, которое вызывает беспокойство родителей.

Литература:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Серия «Мастера психологии» -СПб.: Питер, 2008. - 400 с.

2. Воронкина Л.Б. К вопросу развития субъектных аспектов мышления у учащихся. В сборнике: Личность как субъект управленческой деятельности. Сборник научных трудов. Пятигорск, 2017. С. 8-15.

3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Словарь-справочник для практикующего специалиста - Изд-во: Харвест, 2007. - 976 с.

4. Зверева Р.Г. Предпосылки развития мотивации достижения успеха у детей. В сборнике: Университетские чтения - 2019. Материалы научно-методических чтений. 2019. С. 74-79.

5. Изард К.Э. Психология эмоций. пер. с англ. - СПб.: Питер, 1999. - 464 с.

6. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. Учебно-методическое пособие - М.: Просвещение, 2000. - 343 с.

7. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. Большая психологическая энциклопедия - 3-е изд., М.: АСТ Москва, 2004. - 816 с.

8. Никулина С.А. Влияние современных информационных и развлекательных технологий на развитие детей и подростков. В сборнике: Личность как субъект управленческой деятельности. Посвящен 80-летию Пятигорского государственного университета. Пятигорск, 2019. С. 178-187.

9. Никулина С.А. Влияние развивающего обучения на общее развитие детей старшего дошкольного возраста. Психология обучения. 2008. № 9. С. 23-33.

10. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст (+CD). Серия «Детскому психологу» - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 192 с.

11. Суворова В.В. Психофизиология стресса. Учебно-методическое пособие - Изд-во: Педагогика, 1975. - 208 с.

12. Фрейд З. Введение в психоанализ. Сборник лекций. Пер. с нем. - СПб.: Питер, 2007. - 480 с.

Психология

УДК 159.99

старший преподаватель Прудникова Александра Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

ИСТОРИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье представлен анализ конфликтологических идей и взглядов на конфликт в учебном процессе, рассматриваются основные периоды развития конфликтологии образования как науки: донаучный период (формирование предпосылок становления конфликтологии образования, аккумулирование практических знаний общества о конфликтах в образовании на житейском уровне, представление о конфликте, как о неизбежном элементе процесса обучения, неосознанное столкновение интересов субъектов образовательного процесса, применение силовых методов при разрешении и урегулировании конфликтов), практический период (осознание и постановка проблемы конфликта в образовании на практическом уровне; анализ причин и последствий конфликтного взаимодействия в образовательном процессе; конкретизация представлений о конфликтной ситуации; поиск оптимальных методов, способов и стратегий разрешения конфликтных ситуаций в образовании; попытка реализации идей конструктивного взаимодействия субъектов образования), научный период (выделение конфликтологии образования в самостоятельную науку, фундаментальная разработка ее теоретических основ, активизация научно-исследовательской работы, систематизация полученных эмпирических данных, появление концепций и направлений исследования частных проблем конфликтологии образования).

Ключевые слова: конфликты в образовании, периоды развития, современные подходы, конфликтология образования.

Annotation. The article presents an analysis of conflictological ideas and views on conflict in the educational process, considers the main periods of the development of conflictology in education as a science: an inevitable element of the learning process, an unconscious clash of interests of the subjects of the educational process, the use of forceful methods in resolving and resolving conflicts), practical period (awareness and formulation of the problem of conflict in education at the practical level; analysis of the causes and consequences of conflict interaction in the educational process; concretization of ideas about a conflict situation; search for optimal methods, methods and strategies for resolving conflict situations in education; an attempt to implement ideas of constructive interaction of educational subjects ), he scientific period (the separation of the conflictology of education into an independent science, the fundamental development of its theoretical foundations, the intensification of research work, the systematization of the obtained empirical data, the emergence of concepts and directions of research of particular problems of conflictology of education).

Keywords: conflicts in education, periods of development, modern approaches, conflictology of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.