ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Куликова Т. И., Нгуен З. Н. Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте: результаты исследования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 7 (июль). - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept. ru/2017/170148.htm.
ART 170148 УДК 159.9.072
Куликова Татьяна Ивановна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула tativkul@gmail.com
Нгуен Зиеп Нгок,
магистрант ФГБОУ ВО «(Тульский государственный педагогический университет
им. Л. Н. Толстого», г. Тула
Ngocdiepnguyen1992@gmai.com
Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте: результаты исследования
Аннотация. В статье поднимается проблема эмоциональных нарушений в младшем школьном возрасте. Спектр эмоциональных нарушений в данном возрастном периоде чрезвычайно широк. Известно, что нарушение эмоционально-волевой сферы может быть источником многих нарушений психического здоровья. Поэтому важно своевременно проводить квалифицированную психологическую работу по профилактике и коррекции нарушений в развитии эмоциональной сферы ребенка. Психологическая диагностика эмоциональных расстройств очень сложна и требует тщательного дифференцированного подхода к этой проблеме. В младшем школьном возрасте, наряду с позитивными изменениями в эмоциональной сфере ребенка, может быть идентифицирован и ряд негативных эмоциональных проявлений, возникновение и развитие которых может препятствовать развитию других аспектов психической жизни ребенка и в целом оказывать негативное влияние на развитие личности ребенка. Ключевые слова: младший школьник, эмоциональные нарушения, диагностика. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Психологические трудности и различные ситуативные эмоциональные расстройства все чаще встречаются у детей уже в младшем школьном возрасте. Эти явления -неотъемлемая часть развития, хотя сами по себе не обязательно представляют те или иные психологические проблемы. Наиболее распространенными эмоциональными нарушениями являются тревожность, страх и агрессия детей.
Для раскрытия сущности этих явлений, а также для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы важное значение приобретает изучение тревожности, страхов и агрессии на разных этапах детства [1-3]. Обращение к проблеме эмоциональных нарушений в младшем школьном возрасте особенно актуально, так как в этот период формируются первичные установки на социальную успешность и уверенность в своих способностях.
Причины ситуативной и постоянной тревожности ребенка различны. Ситуативная тревога возникает, как правило, в сложной ситуации и проходит в результате решения проблемы. Ее основными причинами в младшем школьном возрасте могут быть изменение режима дня, смена места жительства, переход в новый класс, непринятие ребенка сверстниками, критика взрослыми и т. д. В современной динамичной жизни дети вынуждены адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и требованиям, поэтому появление ситуативной тревожности неизбежно.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Куликова Т. И., Нгуен З. Н. Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте: результаты исследования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 7 (июль). - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept. ru/2017/170148.htm.
К числу психологических причин устойчивой (постоянной) тревожности в младшем школьном возрасте можно отнести следующие: 1) трудности, возникающие в период возрастного кризиса семи лет; 2) проблемы в обучении; 3) авторитарность и чрезмерные требования взрослых (учителей и родителей); 4) сложности в общении со взрослыми и сверстниками; 5) индивидуальные особенности ребенка; 6) черты характера, способствующие формированию неадекватной самооценки; 7) стрессовые или аффективные ситуации, с которыми сталкивается ребенок [4].
Как правило, эти причины тесно связаны между собой. Завышенные требования и критические замечания взрослых, авторитарный стиль отношений и хроническое отсутствие достижений вызывают чувство тревоги у детей, склонных к эмоциональным переживаниям.
Трудности в овладении учебным материалом, проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками могут привести к развитию так называемого школьного невроза, когда ребенок, боясь ошибиться и вызвать насмешки сверстников, отказывается ходить в школу, а на уроках порой не слышит учителя, так как чрезмерно напряжен и погружен в свои переживания. Однако далеко не всегда лишь школьная неуспеваемость вызывает чувство тревоги у младшего школьника. Известно, что среди отличников также немало тревожных детей, которые стремятся изо всех сил сохранить положительное представление о себе у сверстников и учителей.
С целью определения состояния тревожности обучающихся 1-3-х классов (п = 82) мы провели диагностику с использованием детского варианта шкалы явной тревожности (адаптация А. М. Прихожан) [5]. Исследование показало, что наблюдается разнонаправленная тенденция к проявлению тревожности от 1-го к 3-му классу в зависимости от половозрастных особенностей (табл. 1).
Таблица 1
Динамика возникновения тревожных состояний по выборкам (%)
Половозрастные выборки
1-й класс 2-й класс 3-й класс
Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики
48 52 42 58 35 65
Статистический анализ полученных данных показал, что в группе девочек проявляется тенденция уменьшения количества испытуемых, транслирующих явную тревожность, от 1 -го к 3-му классу. У мальчиков же прослеживается обратная тенденция, т. е. количество испытуемых с переживанием тревожности увеличивается от 1 -го к 3-му классу.
Далее мы проанализировали особенности компонентов самооценки тревожных младших школьников. Было установлено, что для 64% испытуемых характерен уровень адекватной и завышенной самооценки. Данный показатель свидетельствует о психологическом благополучии и комфорте детей. Тем не менее у 36% испытуемых был выявлен низкий уровень самооценки, т. е. почти каждый третий ученик испытывает эмоциональный дискомфорт. В числе причин, снижающих уровень самооценки и вызывающих состояние тревоги, выявлены переживания детей по поводу своего статуса в классе, невысоких показателей в учебе, отношений с одноклассниками.
Психика ребенка младшего школьного возраста отличается повышенной чувствительностью, уязвимостью и неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям современной ситуации: «фильмы-ужастики», устрашающие персонажи
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Куликова Т. И., Нгуен З. Н. Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте: результаты исследования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 7 (июль). - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept. ru/2017/170148.htm.
компьютерных игр, ежедневные сообщения о военных действиях и террористических актах в средствах массовой информации. Все это актуализирует важность определения переживаемых страхов ребенком, так как их выявление и преодоление способствует дальнейшему эмоционально-психическому развитию.
Изучение детских страхов осуществлялось с использованием опросника «Страхи у детей» (автор А. И. Захаров) [6]. Наибольшую выраженность у младших школьников имеет страх физического вреда, на второй позиции - медицинские страхи, на третьем месте - кошмарные сны и страх темноты, далее следуют страхи смерти, боязнь некоторых животных и социальные страхи.
Было установлено, что девочки в большей степени предрасположены к переживанию страхов, связанных с «фильмами-ужастиками» (61%), смертью близких (38%), боязнью темноты (30%), кошмарными снами (24%), уколами, укусами змей и пауков, физическим и вербальным наказанием (15%), видом крови, ссор и конфликтов в семье (8%). Для мальчиков характерны такие виды страхов, как страх смерти (48%), страх темноты, кошмарные сны (36%), фильмы ужасов (28%), страх физического и вербального наказания (21%), школьные страхи (6%).
Агрессивное поведение довольно распространенное явление среди детей младшего школьного возраста. Причины агрессии младшего школьника могут быть разными, но часто они вызваны дискомфортом, отсутствием уверенности в себе, переживанием собственной неполноценности. Среди наиболее распространенных причин агрессии у детей можно выделить: 1) боязнь получить травму, подвергнуться нападению; 2) переживание обиды или эмоциональной травмы; 3) желание привлечь внимание своих сверстников, желание быть главным; 4) защита и месть; желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство [7].
Агрессивность необязательно проявляется в физических действиях. Некоторые дети склонны к вербальной агрессии, за которой часто кроется неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или отыграться за собственные обиды. Иногда дети, используя грубые слова, даже не понимают их смысла, но прибегают к ним, желая досадить как взрослым, так и своим сверстникам. Бывает и так, что брань является средством выражения эмоций в неожиданных неприятных ситуациях: ребенок упал, ушибся, его дразнили или обидели [8].
Дети с агрессивным поведением характеризуются некоторыми общими чертами. К ним относятся ограниченность и примитивность ценностной системы, узость интересов и отсутствие увлечений и пр. Эти дети, как правило, имеют повышенную внушаемость, склонность к подражанию. Они характеризуются эмоциональной жестокостью, озлобленностью по отношению к сверстникам и окружающим взрослым, неадекватной или нестабильной самооценкой, повышенной тревожностью, эгоцентризмом, неспособностью находить выход из сложных ситуаций, преобладанием защитных механизмов над другими регуляторами поведения. Вместе с тем среди агрессивных детей встречаются и дети интеллектуально и социально развитые. Их агрессия является средством повышения собственного престижа и демонстрации своей самостоятельности и взрослости [9].
Для выявления уровня агрессивного поведения в младшем школьном возрасте нами была использована проективная методика «Крокодилы» и методика «Агрессивность» (модификация теста Розенцвейга). Результаты диагностики по методике «Крокодилы» представлены в табл. 2.
На рисунках испытуемых, у которых прослеживаются агрессивные тенденции, выражены такие элементы, как крупное изображение крокодила, зубы, шипы, изображение нескольких животных, прорисованная пасть у крокодила. Это позволяет сделать вывод, что в поведении детей есть агрессия как вербального, так и физического
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Куликова Т. И., Нгуен З. Н. Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте: результаты исследования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 7 (июль). - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept. ru/2017/170148.htm.
характера. Признаки агрессии на рисунке отсутствуют у 66% испытуемых, на их рисунках нет вышеперечисленных признаков, а также выступов и острых углов.
Результаты диагностики по методике «Агрессивность» (модификация теста Ро-зенцвейга) представлены в табл. 3.
Таблица 2
Результаты диагностики по методике «Крокодилы»
Наличие агрессивных тенденций 'количество испытуемых в %)
Отсутствие агрессивных тенденций Наличие агрессивных тенденций
66 34
Таблица 3
Результаты диагностики по методике «Агрессивность» (модификация теста Розенцвейга)
Направление реакции
Экстрапунитивные Интропунитивные Импунитивные
52% 33% 15%
Тип реакции с фиксацией
Фиксация на препятствии Фиксация на самозащите Фиксация на удовлетворении потребностей
25% 53% 22%
По результатам исследования были сделаны выводы относительно форм проявления агрессивного поведения. Исходя из данных табл. 3, можем сказать, что у большинства младших школьников (52%) проявляется экстрапунитивная реакция, т. е. реакция, направленная на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации, подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица. У 33% респондентов агрессивная реакция направлена на самого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению. Испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя. И лишь 15% младших школьников фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует.
Наиболее выраженный тип реакции «с фиксацией на самозащите» характерен для 53% детей. Активность в форме порицания кого-либо, отрицание или признание собственной вины, уклонения от упрека, направленные на защиту своего «Я», ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана. Менее выраженные типы реакций «с фиксацией на препятствии» у 25% респондентов. Препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные. У 22% школьников выявлена «фиксация на удовлетворение потребности» - постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению.
Исследование эмоциональной сферы является важным моментом в исследовании общего психического развития ребенка. Цель нашей работы заключалась в изучении эмоциональных нарушений у младшего школьника, а также определении возможной психокоррекционной работы с детьми, склонными к проявлению тревожности, переживанию страха и демонстрации агрессивного поведения.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Куликова Т. И., Нгуен З. Н. Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте: результаты исследования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 7 (июль). - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept. ru/2017/170148.htm.
Ссылки на источники
1. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция. - СПб.: Речь, 2007.
2. Можгинский Ю. Б. Агрессивность детей и подростков: распознание, лечение, профилактика. - М.: Когито-центр, 2006.
3. Пиаже Ж. Психология ребенка. - СПб.: Питер, 2003.
4. Психологическая компетентность учителя начальных классов как критерий эмоционального здоровья младших школьников: монография / под общ. ред. Т. И. Куликовой. - Тула: Изд-во «Имидж Принт», 2012.
5. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. -М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - С. 234.
6. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку?: учеб.-метод. пособие. - 2-е изд. - СПб.: Речь, 2008.
7. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. - СПб.: Речь, 2004.
8. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Изд. центр «Академия», 1998.
9. Долгова А. Г. Агрессия у детей младшего школьного. - М., 2005.
Tatyana Kulikova,
Candidate of Psychological Sciences, Associated Professor, Psychology and Pedagogy Chair, Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University, Tula tativkul@gmail.com Nguen Ziep Ngok,
Graduate Student, Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University, Tula Ngocdiepnguyen1992@gmai.com
Emotional disorders in primary school age: Study results
Abstract. The article raises the problem of emotional disorders in primary school age. The spectrum of emotional disorders in this age period is extremely wide. It is known that emotional and volitional deviations may be the source of many mental health disorders. Therefore, it is crucial to pursue qualified psychological work on the prevention and correction of disorders in the development of a child's emotional sphere. Psychological diagnosis of affective disorders is very difficult and requires careful differentiated approach to the problem. In the early school years, along with the positive changes in the emotional sphere of a child, a number of negative emotional manifestations can be identified, the emergence and development of which can hinder the development of other child's mental life aspects, thus producing a negative impact on a child's personality development. Key words: primary school student, emotional disorders, diagnosis. References
1. Mikljaeva, A. V. & Rumjanceva, P. V. (2007). Shkol'naja trevozhnost': diagnostika, korrekcija, Rech', St. Petersburg (in Russian).
2. Mozhginskij, Ju. B. (2006). Agressivnost' detej i podrostkov: raspoznanie, lechenie, profilaktika, Kogito-centr, Moscow (in Russian).
3. Piazhe, Zh. (2003). Psihologija rebenka, Piter, St. Petersburg (in Russian).
4. Kulikova, T. I. (ed.) (2012). Psihologicheskaja kompetentnost' uchitelja nachal'nyh klassov kak kriterij jemocional'nogo zdorovja mladshih shkol'nikov: monografija, Izd-vo "Imidzh Print", Tula (in Russian).
5. Prihozhan, A. M. (2000). Trevozhnost' u detej ipodrostkov: psihologicheskaja priroda i vozrastnaja dinamika, Moskovskij psihologo-social'nyj institut, Izdatel'stvo NPO "MODJeK", Moscow, Voronezh, p. 234 (in Russian).
6. Alekseeva, E. E. (2008). Psihologicheskie problemy detejdoshkol'nogo vozrasta. Kakpomoch'rebjonku?: ucheb.-metod. posobie, 2-e izd, Rech', St. Petersburg (in Russian).
7. Breslav, G. Je. (2004). Psihologicheskaja korrekcija detskoj i podrostkovoj agressivnosti, Rech', St. Petersburg (in Russian).
8. Dubrovina, I. V. (ed.) (1998). Psihokorrekcionnaja i razvivajushhaja rabota s det'mi, Izd. centr "Akad-emija", Moscow (in Russian).
9. Dolgova, A. G. (2005). Agressija u detej mladshego shkol'nogo, Moscow (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 26.05.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 14.06.17
Принята к публикации Accepted for publication 14.06.17 Опубликована Published 30.07.17
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Куликова Т. И., Нгуен З. Н., 2017
577234312018307