Научная статья на тему 'Комплексная оценка эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития'

Комплексная оценка эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
409
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ / КОМПОНЕНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ / УЧАЩИЕСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / EMOTIONAL SPHERE / EMOTIONAL RESPONSE / EMOTIONAL REACTIONS / THE CRITERIA OF ASSESSMENT OF EMOTIONAL RESPONSE / THE COMPONENTS OF EMOTIONAL RESPONSE / CHILDREN WITH IMPAIRED INTELLECTUAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Верхотурова Наталья Юрьевна

В статье поднимается проблема изучения особенностей эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по изучению и оценке особенностей эмоционального реагирования изучаемого контингента школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Верхотурова Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексная оценка эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159. 922. 762: 616. 899

Н.Ю. Верхотурова

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

В статье поднимается проблема изучения особенностей эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по изучению и оценке особенностей эмоционального реагирования изучаемого контингента школьников.

Эмоциональная сфера, эмоциональное реагирование, эмоциональные реакции, критерии оценки эмоционального реагирования, компоненты эмоционального реагирования, учащиеся с нарушением интеллектуального развития.

The article considers the question of studying the peculiarities of emotional responses of primary school children with impaired intellectual development. The results of the experimental work on studying and evaluating the peculiarities of pupils’ emotional responses are presented in the paper.

Emotional sphere, emotional response, emotional reactions, the criteria of assessment of emotional response, the components of emotional response, children with impaired intellectual development.

В исследованиях отечественных и зарубежных ученых (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, А.Н. Леонтьев, Я.З. Неверович, Casey, Harris, Saarni и др.) отмечается, что состояние эмоционального развития признается одним из центральных факторов адаптации и социализации детей. Следовательно, возможности социальной адаптации учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития (НИР) во многом будут определяться особенностями эмоциональной регуляции их поведения, а также уровнем сформированно-сти у них умений управления своим эмоциональным реагированием в различных ситуациях социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Накопленные в коррекционной психологии данные показывают, что в жизни учащихся с НИР эмоциональное реагирование, как и при нормальном развитии, играет важную роль, являясь неотъемлемым компонентом психического отражения и регуляции на этой основе своего поведения и деятельности (М.Г. Агавелян, Л.С. Выготский, В.И. Лубов-ский, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн, О.Е. Шаповалова и др.).

Свойственные учащимся младшего школьного возраста с НИР отставание в развитии эмоционального реагирования, узость диапазона переживаний, частое несоответствие эмоциональных реакций внешним воздействиям по силе, интенсивности и содержанию, ограниченность интерпретации чувственного материала приводят к неполноценному восприятию эмоциональных реакций других людей и не всегда адекватному и дифференцированному выражению собственных эмоциональных реакций социально приемлемыми способами. Все это провоцирует сложности во взаимоотношениях учащихся с НИР между собой и с окружающими взрослыми, создает

серьезные барьеры в их обучении и воспитании, приводит к трудностям в адаптации и социализации детей данной категории в современном обществе.

Анализ литературных данных показал недостаточное теоретическое освещение данного вопроса в специальной психологии. Феномен эмоционального реагирования учащихся с НИР изучен недостаточно, что подтверждается отсутствием комплексных научно-теоретических и практических исследований по обозначенной проблеме. В литературных источниках встречаются лишь отдельные ссылки на проявления особенностей эмоциональной регуляции поведения (Н.И. Кинстлер, Е.П. Кистенева, В.В. Лебединский, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн и др.). Проблеме эмпирического изучения отдельных эмоциональных реакций учащихся с НИР, их теоретическому осмыслению в контексте анализа внутренней психической регуляции и контроля за своим поведением и деятельностью посвящено гораздо меньше работ (М.Г. Агавелян [1], Н.Ю. Верхотурова [2], О.Е. Шаповалова [4], Е.В. Семенова [3] и др.).

Неизученными остаются не только вопросы о содержании структуры и механизмов эмоционального реагирования учащихся с НИР, изменения и совершенствования их эмоциональных реакций с позиций онтогенетической перспективы и гендерных различий, но и вопросы разработки эффективных программ комплексной диагностической оценки и коррекционной работы по формированию умений управления эмоциональным реагированием изучаемого контингента школьников.

Имеющееся своеобразие эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с НИР, приводящее к дополнительным трудностям их обучения и воспитания, барьерам коммуникативного взаимодействия, трудностям социальной адаптации,

с одной стороны, и недостаточная разработанность психологических подходов к своевременной диагностической и коррекционной работе по формированию умений управления эмоциональным реагированием данной категории детей, с другой, определили актуальность проблемы исследования.

Эксперимент был организован на базе специальных (коррекционных) школ VIII вида г. Красноярска и Красноярского края. В экспериментальном исследовании приняли участие 144 учащихся младшего школьного возраста с НИР. Среди них 71 учащийся второго класса и 73 учащихся четвертого класса. На момент обследования возрастной диапазон школьников с НИР составлял от 8 до 11 лет.

В основу определения репрезентативной выборки исследования нами были положены следующие критерии:

- однотипный характер клинической формы нарушения - диагноз «легкая степень умственной отсталости»;

- схожесть показателей возраста;

- обучение в одной параллели - учащиеся вторых и четвертых классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Для изучения и оценки особенностей эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с НИР нами были определены:

1) эмоциональные реакции: «радость», «страх», «гнев», «тревога», «обида», «агрессия»;

2) компоненты эмоционального реагирования:

- импрессивный компонент, предполагающий уровень осмысления переживаемых эмоциональных реакций и осознание их причинной обусловленности (опредмеченности);

- экспрессивный компонент, включающий внешние выразительные экспрессивные проявления эмоциональных реакций (мимика);

3) критерии оценки эмоционального реагирования: интенсивность, предметность, длительность;

4) оценочная шкала уровневой дифференциации.

Экспериментальное изучение особенностей эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с НИР реализовывалось посредством нескольких этапов.

На первом этапе исследования осуществлялся сбор первоначальных сведений об испытуемых, что предусматривало работу в двух направлениях: анализ психолого-медико-педагогической документации и анкетирование участников эксперимента. Анкетные листы были разработаны для учащихся с НИР и учителей, работающих в данных образовательных учреждениях.

Полученная информация была дополнена результатами наблюдений и анализом первичных бесед с учащимися младшего школьного возраста с НИР и учителями. По результатам данного этапа исследования было выявлено, что преобладающими показателями у всех испытуемых были отклонения в поведении, что выражалось в нарушении взаимодействия со взрослыми и сверстниками, в проявлении агрессивных тенденций, импульсивности, конфликтности и вспыльчивости. Кроме того, анализ полученных

данных позволил установить тенденцию к увеличению выраженности рассматриваемых параметров с возрастом, что свидетельствует о необходимости своевременной диагностики и реализации мероприятий по коррекции выявленных недостатков.

На втором этапе исследования проводилось изучение и оценка доминирующих эмоциональных реакций и их особенностей у учащихся младшего школьного возраста с НИР. Использование проективной рисуночной техники «Дом - Дерево - Человек» (ДДЧ) Дж. Бука и Л. Кауфмана (в модификации Р.В. Беляускайте) позволило получить информацию

о доминирующих эмоциональных реакциях учащихся младшего школьного возраста с НИР, их агрессивности, враждебности, тревожности, конфликтности и других (табл.1).

Таблица 1

Показатели эмоциональных проявлений учащихся младшего школьного возраста с НИР по методике «ДДЧ» (%)

Симптомокомплексы Возрастные группы

Девочки Мальчики

8 - 9 лет (п = 36) 10 - 11 лет (п = 37) 8 - 9 лет (п = 35) 10 - 11 лет (п = 36)

Незащищенность 41,7 40,6 34,3 33,4

Тревожность 47,3 51,4 42,9 44,5

Агрессивность 63,9 70,3 71,5 77,8

Замкнутость 41,7 40,6 28,6 30,6

Враждебность 58,4 70,3 68,6 77,8

Конфликт (фрустрация) 50,0 67,6 65,8 80,6

Трудности в общении 63,9 75,7 80,0 83,4

Как следует из табличных данных, у всех испытуемых, принимавших участие в исследовании, наиболее выраженными показателями из семи симпто-мокомлексов были: «агрессивность», «враждеб-

ность», «тревожность», «конфликтность» и «трудности в общении».

В рамках реализации данного этапа исследования также была использована модифицированная нами стандартизированная «Методика наблюдения за эмоциональными проявлениями ребенка» Й. Шван-цара. В оценочную шкалу были включены: перечень эмоциональных реакций, согласно интересам нашего исследования, а также к параметру «интенсивность» были добавлены параметры «предметность» и «длительность». Все эмоциональные реакции были дифференцированы по отобранным нами критериям и представлены в индивидуальных «Профилях эмоционального реагирования».

В результате исследования были выявлены крайне завышенные показатели интенсивности агрессивности, жестокости, веселости и гнева у всех испытуемых в группах мальчиков (ГМ) и группах девочек (ГД) 8 - 9 и 10 - 11 лет. Кроме того, были выявлены возрастные и гендерные различия в показа-

телях интенсивности эмоциональных проявлений. Было установлено, что уровень интенсивности жестокости, агрессивности, веселости и гнева в ГМ 10 -11 лет имеет ярко выраженную тенденцию к увеличению с возрастом. Показатели агрессивности и веселости оказались выше - на 10,2 %, жестокости - на

10,5 %, гневливости - на 10,4 %, чем у ГМ 8 - 9 лет. Несколько иная возрастная разница была обнаружена в ГД 10 - 11 лет, у которых интенсивность проявлений жестокости - на 3,0 %, гневливости - на 0,9 %, веселости - на 3,7 % оказались ниже показателей ГД 8 - 9 лет. Самый низкий показатель интенсивности во всех группах испытуемых был отмечен в проявлениях эмпатийности.

Самые низкие показатели предметной соотнесенности эмоциональных реакций у всех испытуемых были выявлены в отношении эмоциональных проявлений обидчивости, жестокости, агрессивности, тревожности и эмпатийности. Учащиеся младшего школьного возраста с НИР испытывают затруднения в осознании и контроле своих эмоциональных проявлений, не соотносят внешние воздействия со своими эмоциональными реакциями. Наиболее высокие показатели осознания эмоциональных проявлений среди мальчиков и девочек всех возрастных групп были зарегистрированы в отношении «страха», «радости» и «гнева».

Анализ результатов исследования эмоциональных реакций по параметру длительности позволил установить, что у всех испытуемых наблюдаются крайне завышенные показатели в проявлениях агрессивности, гневливости и веселости. Самый низкий уровень длительности во всех ГМ и ГД был отмечен в проявлениях эмпатии и тревоги. Кроме того, были выявлены возрастные и гендерные различия в показателях длительности эмоциональных реакций «агрессивности» и «гнева». В ГМ 8 - 9 и 10 -11 лет проявления данных эмоциональных реакций были более длительными по сравнению с ГД того же возраста.

Третий этап исследования был направлен на изучение понимания и вербализации эмоциональных реакций учащихся младшего школьного возраста с НИР. Для реализации содержания данного этапа исследования нами была использована методика «Изучения понимания эмоциональных реакций, изображенных на картинке» Г. А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной. Содержание методики было подвергнуто адаптации: упрощена инструкция, подобран материал с графическим изображением эмоциональных реакций и серий сюжетных картинок, добавлен новый этап и сокращен объем содержания заданий. По завершению адаптации был проведен пилотажный эксперимент, который показал ее достаточную валидность. Экспериментальная работа осуществлялась в двух направлениях: изучение и оценка понимания эмоциональных реакций и их вербализации.

В каждом направлении испытуемым предлагалось две серии заданий. В первой серии мы определяли актуальный уровень развития учащихся; во второй серии - их потенциальные возможности. Для изучения и оценки понимания и вербализации эмоциональных реакций учащимся предлагался лист со слайдами с графическим изображением на стилизованном лице базовых эмоциональных реакций. Во второй серии заданий предъявлялись сюжетные картинки со скрытыми подсказками. Показ сюжетных картинок сопровождался беседой экспериментатора с ребенком, которая включала в себя выяснение признаков, на которые опираются испытуемые при определении эмоциональной реакции и ее дальнейшей вербализации. В результате беседы экспериментатор определял, насколько правильно учащиеся понимали смысл изображенных на картинках событий и насколько точно соотносили контекст ситуации с эмоциональной реакцией персонажа.

Полученные результаты исследования особенностей понимания и вербализации эмоциональных реакций в ГМ и ГД с НИР 8 - 9 и 10 - 11 лет по двум этапам заданий отражены в табл. 2, 3.

Таблица 2

Особенности понимания эмоциональных реакций учащимися младшего школьного возраста с НИР

Эмоциональные реакции Возрастные группы

Мальчики Девочки

8 - 9 лет (п = 35) 10 - 11 лет (п = 36) 8 - 9 лет (п = 36) 10 - 11 лет (п = 37)

Абс % Абс % Абс % Абс %

Радость I серия 22 62,8 24 66,7 23 63,8 25 67,6

Страх 19 54,3 24 66,7 21 58,3 25 67,6

Гнев 0 0 1 2,7 0 0 2 5,4

Тревога 0 0 0 0 0 0 0 0

Обида 3 8,6 5 13,9 2 5,5 4 10,8

Агрессия 0 0 1 2,7 0 0 2 5,4

Радость II серия 22 62,8 26 72,2 24 66,6 27 72,9

Страх 21 60,0 26 69,4 23 63,8 27 72,9

Гнев 0 0 3 8,3 0 0 4 10,8

Тревога 0 0 0 0 0 0 0 0

Обида 3 8,6 7 19,4 2 5,5 7 18,9

Агрессия 0 0 1 2,7 0 0 2 5,4

Сравнительный анализ результатов выполнения заданий ГМ и ГД 8 - 9 и 10 - 11 лет по двум этапам методики позволил установить, что испытуемые гораздо успешнее справлялись с заданиями, направленными на изучение понимания и дифференциров-ку эмоциональных реакций, чем на их вербализацию. Выполнение второй серии заданий, а именно - работа с сюжетными картинками и наводящими вопросами экспериментатора, позволила улучшить результаты всех испытуемых.

Результаты выполнения первого этапа методики показали, что у всех мальчиков и девочек 8 - 9 и 10

- 11 лет наибольшие затруднения наблюдаются в понимании и дифференцировке эмоциональных реакций «гнева», «тревоги» и «агрессии». Наиболее узнаваемыми среди всех испытуемых были эмоциональные реакции «радости» и «страха». Гораздо реже узнавалась «обида».

Согласно данным, представленным в табл. 2, особые затруднения в понимании и дифференцировке эмоциональных реакций «гнева», «агрессии» и «тревоги» присутствуют во всех группах учащихся младшего школьного возраста с НИР. Испытуемые ГМ и ГД 8 - 9 лет не смогли правильно указать ни одну из обозначенных эмоциональных реакций при выполнении первой и второй серии заданий. В ГМ и ГД 10 - 11 лет, хотя результаты и были несколько выше, сохранялись существенные затруднения при дифференцировке эмоциональных реакций. Проводимая экспериментатором беседа с наводящими вопросами не дала желаемых результатов.

Второй этап выполнения методики был направлен на изучение понимания и вербализации эмоциональных реакций учащимися младшего школьного возраста с НИР. Результаты проведенного исследования представлены табл. 3.

Анализ результатов исследования второго этапа методики показал, что среди всех эмоциональных реакций, представленных на слайдах, учащиеся 10 -11 и реже 8 - 9 лет называли «радость», «страх» и «обиду». Названия эмоциональных реакций «гнева»,

«тревоги» и «агрессии» оказались недоступными в обеих сериях заданий ни одному испытуемому. Наряду с этим было выявлено, что основной причиной затруднений при выполнении всех серий заданий у мальчиков и девочек обеих возрастных групп было незнание основных существенных признаков внешнего экспрессивного выражения эмоциональных реакций и их названий.

Проводя сравнительный анализ полученных результатов исследования во всех ГМ и ГД 8 - 9 и 10 -11 лет, следует отметить, что с возрастом учащиеся с НИР демонстрируют более высокие показатели понимания таких эмоциональных реакций, как «радость», «страх» и «гнев», при сохранении трудностей в их дифференцировке и вербализации. Затруднения в понимании, дифференцировке и вербализации эмоциональных реакций «обиды», «агрессии» и «тревоги» наблюдаются во всех возрастных группах учащихся с НИР.

Реализуемое нами исследование по изучению и оценке особенностей эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с НИР позволило выявить у всех испытуемых специфические нарушения на уровне базовых его составляющих: интенсивности, предметности, длительности. Имеющиеся нарушения проявляются у учащихся в отсутствии адекватности, точности, полном или частичном непонимании причин эмоционального переживания; несоответствии содержания эмоциональных реакций по силе и продолжительности внешним воздействиям; трудностях в понимании, дифференци-ровки и вербализации эмоциональных реакций.

В процессе экспериментального исследования нами были выявлены гендерные особенности в эмоциональном реагировании учащихся с НИР по показателям интенсивности и длительности эмоциональных реакций. При этом по параметру предметной соотнесенности видимых особенностей в эмоциональном реагировании мальчиков и девочек обнаружено не было.

Таблица 3

Особенности вербализации эмоциональных реакций учащимися младшего школьного возраста с НИР

Возрастные группы

Мальчики Девочки

Эмоциональные 8 - 9 лет 10 - 11 лет 8 - 9 лет 10 - 11 лет

реакции о - 35) (и - 36) (и - 36) (и = 37)

Абс % Абс % Абс % Абс %

Радость 3 8,6 5 13,8 3 8,3 4 10,8

Страх кис!ээ 3 8,6 4 11,1 4 11,1 5 13,5

Гнев 0 0 0 0 0 0 0 0

Тревога 0 0 0 0 0 0 0 0

Обида 2 5,7 4 11,1 3 8,3 4 10,8

Агрессия 0 0 0 0 0 0 0 0

Радость 3 8,6 6 16,6 4 11,1 5 13,5

Страх серия 4 11,4 6 16,6 4 11,1 6 16,2

Гнев 0 0 0 0 0 0 0 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тревога 0 0 0 0 0 0 0 0

Обида НН 4 11,4 7 19,4 4 11,1 5 13,5

Агрессия 0 0 0 0 0 0 0 0

Изучение эмоционального реагирования через оценку сформированности основных его компонентов (импрессивного и экспрессивного), а также использование диагностических критериев (интенсивности, предметности, длительности) позволило выявить специфические особенности эмоционального реагирования, свойственные всем учащимся младшего школьного возраста с НИР, а также выделить на этой основе три типологические группы испытуемых:

1 группа - дети с низким типом сформированно-сти основных компонентов и характеристик эмоционального реагирования (33,8 % учащихся 8 - 9 лет и

24,6 % учащихся 10 - 11 лет);

2 группа - дети с типом сформированности основных компонентов и характеристик эмоционального реагирования ниже среднего уровня (54,9 % учащихся 8 - 9 лет и 60,3 % учащихся 10 - 11 лет);

3 группа - дети со средним типом сформирован-ности основных компонентов и характеристик эмоционального реагирования (11,3 % учащихся 8 - 9 лет и 15,1 % учащихся 10 - 11 лет).

Выделение данных типологических групп определило специфику эмоционального реагирования изучаемой категории детей, позволило создать дифференцированную характеристику каждой группы, что в целом предопределило выбор форм, методов и приемов психологической работы по коррекции имеющихся недостатков.

Своевременная комплексная оценка эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с НИР является не только необходимым условием их успешной социальной адаптации и интеграции в условиях современного общества, но и превентивной мерой профилактики наслоений вторичных нарушений на первичный дефект, в том числе возникновения явлений школьной и социальной дезадаптации.

Литература

1. Агавелян, М.Г. Опознание невербального поведения человека умственно отсталыми школьниками: автореф. дис. ... канд. психол. наук / М.Г. Агавелян. - Екатеринбург, 1998.

2. Верхотурова, Н.Ю. Психокоррекционная технология управления эмоциональным реагированием учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития: автореф. дис. . канд. психол. наук / Н.Ю. Верхотурова. - Екатеринбург, 2010.

3. Семенова, Е.В. Психологические особенности позитивных и негативных эмоциональных состояний школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: дис. ... канд. психол. наук / Е.В. Семенова. - Екатеринбург, 2008.

4. Шаповалова, О.Е. Особенности эмоционального развития умственно отсталых школьников / О.Е. Шаповалова. - М., 2005.

УДК 37.013

Е.Ю. Одинцова

Научный руководитель: кандидат психологических наук, профессор Н.В. Афанасьева

ВЛИЯНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПО РАЗНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье представлен анализ динамики интеллектуального развития детей с ЗПР, обучающихся по разным образовательным программам.

Задержка психического развития, условия обучения, интеллектуальное развитие.

The article presents the analysis of dynamics of intellectual development of children with mental retardation learning different educational programs.

Mental retardation, education conditions, educational programs, intellectual development.

Важность изучения влияний микросреды на интеллектуальное развитие детей с задержкой психического развития (далее - ЗПР) определяется следующим посылом: в благоприятных условиях развитие ребенка, изначально обусловленное неблагоприятным действием биологических факторов, со временем приближается к возрастной норме, тогда как развитие, отягощенное социальными факторами, регрессирует (Г.В. Грибанова, Е.Г. Дзугкоева, У.В. Ульенкова). Уровень интеллекта в значительной степени обуславливает школьную успеваемость, а значит, и школьную адаптацию ребенка. Согласно трак-

товке А. Анастази (1974), интеллект есть комплекс способностей, необходимых для выживания и достижения успехов в определенной культуре. О решающей роли интеллекта для школьной успеваемости свидетельствуют исследования Н.Г. Лускановой (1987), которая эмпирически доказала, что дети с общим интеллектуальным показателем ниже 95 по тесту Векслера обязательно имеют проблемы в обучении. Так как общий интеллектуальный показатель детей с ЗПР составляет от 79 до 94, прогнозы освоения ими программ, адресованных нормативным сверстникам, следует считать неблагоприятными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.